Создан заказ №1096477
11 апреля 2016
Написать эссе на тему «Образ делового человека в кино и художественной литературе»
Как заказчик описал требования к работе:
ВУЗ: СибГути
Пример: Зачетное задание по курсу «Деловая риторика»
Напишите эссе на тему «Образ делового человека в кино и художественной литературе»
(выбор произведения индивидуальный, например, к\ф «Служебный роман», образ
Новосельцева) по плану:
1. Эпоха как фон создания образа (интересы, традиции
, ценности, потребности).
2. Первое представление героя: имидж персонажа (внешний вид, манера поведения,
общения, невербальные средства общения)
3. Речь персонажа (специфические языковые средства, использование приемов
агональной риторики).
4. Личностные и деловые качества персонажа.
5. Способы построения взаимоотношений с партнерами ( использование приемов
Искусства комплимента, Искусства словесной атаки с примерами, цитированием).
6. Общение с оппонентами: ведение деловой беседы, делового телефонного
разговора, деловых переговоров, межкультурного взаимодействия.
7. Навыки публичного выступления персонажа (композиция вступления, приемы
привлечения и удержания внимания аудитории).
8. Ваша позиция в оценке деловых качеств героя, переданная посредством создания
литературного образа.
Для выполнения работы воспользуйтесь лекционным материалом, каждая позиция плана должна
быть обоснована и подкреплена примерами из художественного произведения.
Образец выполнения зачетного задания по курсу Деловая риторика:
эссе на тему «Образ делового человека в кино и художественной литературе»
(например, образ Новосельцева из к\ф «Служебный роман»)
1. Эпоха как фон создания образа (интересы, традиции, ценности,
потребности).
Действие фильма "Служебный роман" происходит в 1970-е годы в
Москве, где в одной из многочисленных столичных организаций —
"Статистическом учреждении" — трудится рядовым служащим Анатолий
Ефремович Новосельцев, человек робкий и скромный, из тех, про кого
говорят «затюканный». Руководит учреждением Людмила Прокофьевна
Калугина — женщина бальзаковского возраста, волевая, деловая и настолько
погруженная в свою работу, что уже перестала напоминать
представительницу прекрасного пола. За полное отсутствие женственности и
равнодушие к своему внешнему виду подчиненные «ласково» зовут ее за
глаза «наша мымра». Интересен тот факт, что после выхода фильма на
экраны слово мымра вошло в словари русского языка.
Эпоха того времени оценивалась с точки зрения идеалов коммунизма.
Складывалась такая антропологическая категория, как «советский человек».
Однако, в кинематографе уже зарождалась проблема расхождения
коллективного (государственного) начала и индивидуального. Личность
начинала занимать центральное место в ценностной системе, в то время как
идея коллективной идентичности испытывала кризис и требовала поискановых опор. В застойную эпоху социальная действительность типичного
киногероя складывается из элементов его повседневного образа жизни,
окружения — родственников, друзей и коллег. Действия фильма проходят в
камерной, герметичной обстановке и изобилуют бытовыми подробностями,
мелкими конфликтами.
2. Первое представление героя: имидж персонажа (внешний вид,
манера поведения, общения, невербальные средства общения)
Герой фильма – Новосельцев А.Е. - мужчина средних лет, который
внешне оправдывает общественные представления о «нормальной» жизни:
его окружают коллеги, дети, друзья, у него есть работа и квартира. Его образ
можно описать формулой: рефлексирующий советский интеллигент.
Первое представление героя фильма - заявка на типичность:
«Зовут меня Анатолием Ефремовичем, фамилия моя Новосельцев.
Я живу только на зарплату, то есть от получки до получки.
Одним словом, выкручиваюсь...Одним словом, верчусь.»
Внешний вид Анатолия Ефремовича также типичный: деловой костюм,
очки в крупной оправе, лысеющая голова, усы.
Манера поведения оправдана его социальным положением -
выживающего интеллигента: настороженный взгляд, печальное выражение
лица, походка стремительная, суетливая. После ухода на пенсию одного из
сотрудников в конторе освободилось место начальника отдела, и
Новосельцев, талантливый экономист, засидевшийся в счетоводах, очень
хочет занять эту должность. Однако, подхалимство перед начальством ему
претит, поэтому шаги, которые он предпринимает в этом направлении носят
вынужденный характер, идут вразрез с его внутренним состоянием. Это
заметно по его мимике, жестам, интонации (преодоление себя приносит
страдание).
По совету Самохвалова он приударил за «мымрой», чтобы затем
воспользоваться личными отношениями и добиться желаемого назначения.
Однако все его попытки вызвать расположение Кулагиной настолько
неловкие, что вызывают лишь обратный эффект.Манера общения Новосельцева мягкая, задушевная с друзьями и
коллегами, подчеркнуто официальная с начальством, откровенно враждебная
с подлецами (Самохвалов).
Таким образом, первое представление героя, его манера поведения
и общения говорят о нем как о человеке мягком, интеллигентном,
строящем свои отношения, в том числе и служебные, через призму
личностного восприятия.
3. Речь персонажа (специфические языковые средства,
использование приемов агональной риторики).
Речь Новосельцева А.Е. проанализируем опираясь на текст к\ф:
А это Ольга Петровна Рыжова...
Оля.
Оля - мой самый верный друг.
Мы подружились давно, еще в институте.
Больше всего я люблю в ней то, что она оптимистка - что бы ни стряслось!
А земной шар, как известно, вертят именно оптимисты.
В нашем городе чересчур много жителей, чересчур много приезжих,
чересчур много машин.
/* То ли еще будет! */
Все куда-то спешат, все куда-то опаздывают.
Всюду толкотня, давка, очереди.
Но все равно, я люблю этот город.
Это мой город.
Это очень хороший город!
Речь Новосельцева представляет собой повествование в
разговорном стиле, преобладают такие фигуры речи как: лексический
повтор (она оптимистка, вертят именно оптимисты ), анафора
(чересчур много жителей, чересчур много приезжих, чересчур много
машин), синонимические ряды (Все куда-то спешат, все куда-то
опаздывают; толкотня, давка, очереди).
Это Верочка.
Она любопытна, как все женщины, и женственна, как все секретарши.
Оклад у нее секретарский, а туалеты сплошь заграничные.
Как ей это удается - загадка.
А это Шура. Симпатичная, но, к сожалению, активная.
Когда-то ее выдвинули на общественную работу, и с тех пор никак не могут
задвинуть обратно.
Освеженные обязательной утренней зарядкой в общественном транспорте,
мы наконец-то прибываем на службу.
Часто в речи Анатолия Ефремовича встречается сарказм
(Симпатичная, но, к сожалению, активная), эпитеты и метафоры (Оклад
у нее секретарский, а туалеты сплошь заграничные), обобщения (Она
любопытна, как все женщины, и женственна, как все секретарши).
Таким образом, речь главного героя выразительна, иронична,
индивидуальна.В ней также можно обнаружить элементы агональной
манипулятивной риторики, такие как:
Психологические основания – принцип доминанты Ухтомского
(человек слышит только то, что хочет слышать): « Сходи. Пойди к нашей
мымре и поговори с ней. Скажи ей, что у тебя двое детей.
- Да что ты, дети! Она в принципе не знает, что на свете бывают дети.
Она уверена, что они появляются на свет взрослыми,
согласно штатному расписанию, с должностью и окладом.» - Новосельцев
не верит в человечность своей начальницы, у него сложился стереотип
относительно нее, поэтому любые предложения сломать этот стереотип
вызывают его протест.
Лингвистические основания – несовпадение денотата и коннотата:
штатные сотрудники объединяются в Мы-группа, Калугина
воспринимается ими как Они-группа, отсуюда прозвище «мымра» с
отрицательной коннотацией.
Логические основания – парадоксальность, то есть высказывания
имеющие область смыслов в определенном контексте. Таким
контекстом выступает эпизод фильма, в котором Новосельцев и
Калугина выясняют отношения:
Вы утверждали, что я черствая!
- Почему, мягкая.
- Бесчеловечная!
- Человечная.
- Бессердечная!
- Сердечная.
- Сухая!
- Мокрая!..
-……
- Что вы делаете? Вы что, плачете?
- Вы врываетесь ко мне в кабинет и говорите мне разные гадости!
- Перестаньте плакать! Что вы, вам по должности не положено.
- Не ваше дело! Не ваше дело решать, что мне положено, а что не
положено!
На это есть вышестоящие инстанции.
- Нет, но... вы... успокойтесь... Попейте... вода вот в графине...
Парадокс, но в определенных обстоятельствах Калугина может быть
просто женщиной, слабой, нуждающейся в комплиментах.
Таким образом, риторический образ Новосельцева дополняется
элементами агональной состязательной риторики, в которой наряду с
логическими рациональными аргументами соседствуют эмоции,
практические стимулы, актуальность.
4. Личностные и деловые качества персонажа.
Для описания личностных качеств Новосельцева обратимся к сюжету
фильма:Новосельцев, отец-одиночка, «наказан» двумя детьми («мальчик и
мальчик»), если вспомнить идиому «не ребёнок, а наказание». Ребята
постоянно преподносят отцу сюрпризы, и ему остаётся только отвечать за
последствия. В этой семье Новосельцев – не глава, он такой же мальчик,
только самый взрослый: один ребёнок ходит в детский сад, другой – в школу,
а третий (папа) – на работу. Новосельцев постоянно проявляет свою
инфантильность, а усы и очки её только подчёркивают. На приёме у
Калугиной после скандала на вечеринке он держится как первоклассник в
кабинете директора школы, и точно также он держит себя, когда идёт в гости
к Людмиле Прокофьевне: Новосельцев не рассчитал, и дожидается
назначенного времени, сидя на детской площадке с коробкой конфет. Однако
своей абсолютной беззащитностью и безобидностью он мгновенно пробивает
броню «нашей Мымры», и та оказывается ещё более беззащитной, чем
Новосельцев.
Анатолий Ефремович Новосельцев скромен, застенчив и робок
(«Новосельцев покорно присел на краешек стула…»). Наверное, именно
поэтому за семнадцать лет безупречной работы не смог вскарабкаться по
служебной лестнице выше должности старшего статистика…
Профессионализм Новосельцева в деловой сфере представлен в
фильме опосредованно - через высказывания коллег, тех, кто с ним учился.
Можно сделать вывод, что данное качество присутствует, но не раскрылось в
полной мере. Выделим наиболее популярные виды деловых качеств и
оценим их присутствие в образе Новосельцева:
умение работать в команде – наверное, да, ведь Новосельцев – часть
большого коллектива, в котором по советским меркам все хорошо
организовано.
организаторские способности – скорее отсутствуют, Анатолий
Ефремович с готовностью берется за любые поручения, что
характеризует его как хорошего исполнителя.
навыки самостоятельной работы, без контроля со стороны – пожалуй
нет, об этом говорят ошибки в отчете, представленном Калугиной.
умение четко излагать свои мысли устно и письменно – это да,
особенно заявления об уходе как в устной, так и в письменной форме.
умение убеждать и выступать перед аудиторией – не самая сильная
черта Новосельцева – об этом говорит его неумение установить
контакт с Калугиной на вечеринке у Самохвалова, а ведь установление
контакта – это первый композиционный элемент публичного
выступления.
вежливость и тактичность – конечно присутствуют в образе
Новосельцева. Даже в ущерб себе.
Максимализм – да, это необходимая черта любого советского человека.Таким образом, в образе Новосельцева личностные качества
преобладают над деловыми.
5. Способы построения взаимоотношений с партнерами (
использование приемов Искусства комплимента, Искусства
словесной атаки с примерами, цитированием).
Как известно комплимент – это небольшое преувеличение
достоинства, которое человек желал бы видеть в себе. Он не должен
содержать двусмысленности, быть искренним, кратким. Однако
Новосельцев в своей ироничной манере задает эту двусмысленность,
обращая ее не конкретному лицу, а скорее эпохе, которая формирует
поведение и отношение между людьми. Все это проявилось в косвенном
комплименте:
«наши статистические красавицы закончили наводить марафет и
погрузились в сладостный, волшебный, поэтический мир сводок, цифр,
отчетов, планов и смет».
Двусмысленный комплимент звучит и в следующем диалоге:
*Любить иных - тяжелый крест,
* А ты прекрасна без извилин,
* И прелести твоей секрет
* Разгадке жизни равносилен...
- Ой... В ранней молодости вы были значительно талантливее, чем сейчас.
Только я никак не предполагала, что вы творили под псевдонимом
Пастернак.
- Скажите, пожалуйста... Никогда бы не подумал, что вы разбираетесь в
поэзии.
В сюжете фильма немало мест, где главные герои используют
искусство словесной атаки. Прежде всего оно связано с использованием
фраз-убийц, а также с умением парировать их по правилу «трех Т»
(оценка, возврат, углубление). Разберем этот прием на примере:
- Подождите... Меня осенила догадка. Вы пьяны?(фраза-убийца)
- Нет, что вы!(оценка) Когда я пьян, я буйный.(возврат) Ха-ха-ха-ха. Вот...
А сейчас я тихий(углубление).
Искусство словесной атаки направлено на конструктивный
диалог, но, если невозможно вернуть собеседника к сотрудничеству, то
через эмоциональный уровень переходят к ответной реакции, либо с
положительным, либо с отрицательным исходом. Далее мы увидим, что
именно так развиваются события в диалоге Новосельцева и Калугиной:
Да, так что вам спеть, Людмила Прокофьевна?
- Может быть, все-таки не стоит?
- Значит, вы заранее уверены, что и петь я не умею, да?
- Я очень устала от вас, Новосельцев.
- А я вас сейчас спою, и вашу усталость как рукой снимет.* Тихо вокруг,
* Только не спит барсук.
* Уши свои он повесил на сук,
* И тихо танцует вокруг.
- Вы в своем уме?(фраза-убийца на эмоциональном уровне)
- Значит, как я пою, вам тоже не нравится, да(оценка)?
- Нет, увы.
- Вам ничего не нравится! Вам трудно угодить!(возврат)
Вам не нравится, как я читаю стихи, как я танцую и как я пою, потому что
вы сухарь! Вот вы кто! Вы черствая!(углубление, выход из конфронтации
на своих условиях)
Мы видим, что диалог закончился с отрицательной обратной
связью, конфликт усилился, продолжение сотрудничества в такой
ситуации невозможно. Однако Новосельцев завершил диалог на своих
условиях – высказал все, что думал о своей начальнице.
Таким образом, в речи главного героя фильма можно обнаружить
приемы, позволяющие ему быть приятным собеседником (искусство
комплимента) и проводить свою линию в споре (искусство словесной
атаки).
6. Общение с оппонентами: ведение деловой беседы, делового
телефонного разговора, деловых переговоров, межкультурного
взаимодействия.
Действие фильма разворачивается на бытовом уровне, поэтому
элементы деловой беседы и делового телефонного разговора по большей
части носят фактический (контактоустанавливающий) характер.
Однако в них присутствуют все элементы композиции: зачин,
формулировка темы, развитие позиции сторон, подведение итогов. В
качестве примера беседы можно привести диалог Новосельцева и
Калугиной на вечере, посвященном возвращению Самохвалова:
Разрешите войти, Людмила Прокофьевна?
- Входите, товарищ Новосельцев.
- Спасибо большое.
- Садитесь, пожалуйста.
- Спасибо...
- Не сюда.
- Да, да...(зачин)
- У вас ко мне какое-нибудь дело?
- Нет... Да.
- Я слушаю.(тема)
- Выпейте коктейль.
- Я не пью, товарищ Новосельцев.
- Правильно. Я тоже не пью.
- Тогда зачем вы это принесли?
- Ч-ч-чтобы выпить. Но это моя ошибка.
- И не единственная.(итог)Деловых телефонных разговоров Новосельцев не ведет, скорее это
прерогатива секретарши Верочки, которая в основном использует
телефон в личных целях (ссорится и мирится с мужем, обсуждает роман
Калугиной с Новосельцевым).
Межкультурных контактов в фильме также не просматривается,
однако один персонаж, который транслирует ценности иной культуры
есть – это Самохвалов. Его работа в Швейцарии – предмет личной
гордости и восхищения нынешних коллег:
Разрешите вам вручить сувенир из Швейцарии.
Вот в этой ручке восемь цветов. Она весьма удобна для резолюций:
черный цвет - "отказать", красный - в бухгалтерию, "оплатить", зеленый –
цвет надежды,
синий - "товарищу такому-то, рассмотреть".
Европейские ценности делового общения здесь вполне
просматриваются: комфортность в работе до мелочей, отсутствие
сильной дистанции власти, демонстрация маскулинности. В русской
традиции формируется сильная дистанция власти, что отражается в
жесткой иерархии, субординации в рабочем коллективе. Западная
традиция, напротив, приветствует лояльность, контактность
руководства к подчиненным, стирание дистанции между начальником и
подчиненным, отсюда приемлемы подарки начальнику, приглашение
на домашний вечер в честь приезда. По параметру маскулинность-
феминность здесь явно демонстрируется ценность успешности в жизни:
- Да! В Швейцарии я как раз...
- это у нас образцовый отдел.
- ...занимался статистикой по химической промышленности. Там весьма
любопытный...
- ...Затем проследите за установкой компьютеров в строительном отделе...
- Да, так вот, в Швейцарии компьютеры...
- Очень хорошо, что в Швейцарии компьютеры. Но с чем у нас скверно, так
это с отделом легкой промышленности. Ха-ха... Sit down, please!
В разговоре с Новосельцевым Самохвалов также демонстрирует свою
успешность::
- Это что, твоя машина?!
- Садись, садись! Мальчишка!
- Ничего себе! "Волга", да?
- В некотором роде. Садись, садись.
- Это, ты знаешь, это малогабаритная квартира!
- Ха-ха-ха-ха. А...
На вечеринке по случаю приезда Самохвалов продолжает поражать
коллег своими «достижениями»:- А это что такое?
- А, "Филипс". Стереофонический магнитофон.
- Да?.. Вмонтированный, да?
- Два динамика, слева и справа. Очень у вас мило, уютно. И жена ваша мне
очень понравилась.
- Ха-ха... Тут наши вкусы совпадают.
- Я надеюсь, они совпадут и в работе тоже.
- Убеждён.
- А это что за штука такая?
- А... Это "Мобиль".
– "Мобиль"?
- Это очень модно в Европе. Знаете оформляют интерьеры подобными
вот...
- Смотри пожалуйста.
- Вот, видите? Такая иллюзия движения. Это еще американец Колдер подал
идею "Мобиля".
Знаете, наш XX век, такой ритм, суматоха... Приходишь с работы -
успокаивает нервы.
Таким образом. преимущественно бытовые отношения между
героями фильма не позволяют в полной мере проанализировать деловые
качества главного героя, однако ряд позиций все же удалось
зафиксировать: правила деловой беседы соблюдаются, столкновение
ценностей разных культур (западной и постсоветской) демонстрируют
назревающий в обществе конфликт.
7. Навыки публичного выступления персонажа (композиция
вступления, приемы привлечения и удержания внимания
аудитории).
Примером публичного выступления можно считать следующий
эпизод фильма. Поскольку Калугина предпочитает не поддерживать
диалог с Новосельцевым, его можно считать монологом. С точки зрения
композиции он имеет трехчастную структуру (вступление, основная
часть, заключение)
Людмила Прокофьевна, я хочу вам сказать, вы оказались удивительно
прозорливы...
- Что такое?
- Вы просто вдаль смотрите. Я сейчас работаю над своим отчетом, и, вы
знаете, он прямо на глазах...
становится лучше, лучше, лучше...
- Рада за вас, товарищ Новосельцев.
- ...лучше и лучше...(вступление служит для завязки разговора и обычно
ритуализировано, способствует формированию социальной общности:
Новосельцев и Калугина – члены одного трудового коллектива)
/* Да-да, коктейль очень поспособствует общению... */- Людмила Прокофьевна, вы любите собирать грибы?(начало основной
части провокационно, никак не связано с вступлением, содержит
множество примеров и призвано познакомить героев ближе)
- Что?
- Г-риб-бы собирать... П-п-под-б-березовики, п-подосиновики, п-под-опята...
- Нет, я к этому равнодушна.
- Это... Я вам искренне сочувствую, это удивительно - собирать грибы,
знаете...
Это... Возьмем, к примеру, опят, они растут на пнях.
Если придешь в лес, и тебе повезет с пнем, ...то можно набрать целую гору
пней... ой... о-о-опят.
Белые, п-п-подосиновики, они... п-п-под... осинами, п-под... б-березами...
...под... ем.. ель... еля.. ми.
/* Она прямо-таки заинтересовалась даже. Где же товарищи, мол,
достают такие чудесные грибы? */
- Вот в засушливое лето они любят где... влаги...
Где... п-п-пить... Они... в низинке...
Найдешь низинку и туда... туда... забираешься, забираешься...
- По грибам вы большой специалист, товарищ Новосельцев.
- По грибам да.
- Меня зовут Анатолий Ефремович.(завершение основной части, ее
кульминация)
- Я это запомню. У вас ко мне всё?
- Нет... Всё.(заключение скоропостижное, оборванное без экскурса по
теме, без выводов. Такая незавершенность говорит о том, что разговор
обязательно продолжится)
- Вы свободны, товарищ Новосельцев.
- Спасибо...
Таким образом, пример публичного выступления добавляет красок
к портрету Новосельцева – ораторство не его конек, красноречие
фальшиво и эта игра не приносит ему удовольствия. Приемы
привлечения и удержания внимания абсурдны – дурацкие вопросы,
контрастные раздражители (беспорядочное движение по комнате,
усиление и приглушение голоса).
8. Ваша позиция в оценке деловых качеств героя, переданная
посредством создания литературного образа.
Одна из самых любимых отечественных комедий Служебный роман
вышла на экраны советских кинотеатров 26 октября 1977 года и сразу же
завоевала сердца зрителей, став лидером проката (картину посмотрело более
58 миллионов зрителей) и заняв 19-е место по посещаемости среди
отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
Пьеса "Сослуживцы", по которой была поставлена картина, была
написана Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским всего за месяц. Рабочее
название фильма — "Сказка о руководящей Золушке". Интересно, что в
китайских вузах фильм "Служебный роман" входит в учебные программыдля студентов, изучающих русский язык. Видимо не только язык, но и
постсоветскую культуру великой страны.
Образ Новосельцева, созданный А. Мягковым необыкновенно
симпатичен именно своей типичностью. В первую очередь это обычный
человек, как и все люди того времени – со своими слабостями и сильными
сторонами. Вне зависимости от колебаний шкалы хорошо-плохо (в разные
времена востребованы разные деловые качества: полное подчинение
центральной власти, или инициативность), он демонстрирует человеческие
качества на все времена – сердечность, доброту, скромность,
ответственность. Именно эти качества лежат в основе человеческих
отношений, которые, в свою очередь, становятся фундаментом отношений
деловых. Собственно счастливый конец об этом и говорит: будь хорошим
человеком и все в твоей жизни сложится.
В силу характера своей профессии к сильным деловым качествам
Новосельцева можно отнести умение работы с информацией, её анализом,
планированием, прогнозированием. С точки зрения умения
взаимодействовать с людьми компетентность Новосельцева средняя: он
приветлив и доброжелателен, умеет работать в команде, сотрудничать,
налаживать атмосферу взаимопомощи, взаимовыручки, однако, не умеет
разделять деловые и дружеские отношения. С точки зрения поведения в
конфликтах, Новосельцев умеет быть смелым и решительным в критической
ситуаци
подробнее
Заказчик
заплатил
заплатил
200 ₽
Заказчик не использовал рассрочку
Гарантия сервиса
Автор24
Автор24
20 дней
Заказчик воспользовался гарантией для внесения правок на основе комментариев преподавателя
12 апреля 2016
Заказ завершен, заказчик получил финальный файл с работой
5
Написать эссе на тему «Образ делового человека в кино и художественной литературе».docx
2016-04-15 09:58
Последний отзыв студента о бирже Автор24
Общая оценка
4.2
Положительно
Работа выполнена очень хорошо. Раньше срока. От сотрудничества осталось очень положительное впечатление.Спасибо.