Создан заказ №1171115
7 мая 2016
Классики зарубежной социологии: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, М. Вебер.
Как заказчик описал требования к работе:
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный
экономический университет»
Кафедра социологии и социальной работы
СОЦИОЛОГИЯ
Методические указания к изучению дисциплины
и выполнен
ию контрольной работы
для студентов заочной формы обучения
всех направлений и специальностей СПбГЭУ
Санкт-Петербург
2015
Содержание
1. Общие положения..........................................................................……4
2. Методические указания к изучению дисциплины....................... ….8
3. Методические указания к выполнению контрольной работы…….10
4. Контрольные задания...................................................................……14
5. Требования к оформлению контрольной работы………………….18
6. Список литературы......................................................................……20
Приложение 1.Содержание дисциплины «Социология»
(Извлечение из рабочей программы дисциплины)........……………. 23
Приложение 2.Пример оформления первой страницы
титульного листа контрольной работы..............….....34
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Роль и значение дисциплины для студентов-заочников.
Дисциплина «Социология» читается в цикле «Общих гуманитарных и социально-экономических» дисциплин. Курс социологии нацелен на приобретение студентами знаний об окружающих их социальных явлениях и процессах в современном обществе. Изучение курса социологии дает студентам знания о механизмах функционирования общества, его институтах и социальных группах. Социология развивает у студентов способности к анализу и прогнозированию развития социальных процессов, а также выступают важнейшими условиями формирования активной жизненной и гражданской позиции будущих специалистов. При изучении общества социология взаимосвязана с такими учебными дисциплинами, как «философия», «психология», «культурология», «история», «экономика» «политология» и др. Взаимодействую с другими гуманитарными науками, социология имеет свой специфический предмет исследования. Знания и выводы, сформулированные на уровне специальных социологических теорий, имеют значение для других гуманитарных и социально-экономических наук. В этом плане курс социологии способствует более глубокому восприятию студентами дисциплин этого блока.
1.2. Цели и задачи изучения курса.
Курс социологии ставит своей целью:
• повышение уровня мировоззренческой и гуманитарной подготовки студентов путем овладения знаниями о закономерностях функционирования и развития общества как социокультурной системе;
• дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания;
• помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных социологических направлений, школ и концепций, в том числе и русской социологической школы;
• вооружить студентов знаниями о социальных группах и социальных общностях, находящихся в постоянных социальных связях и взаимодействий между ними внутри них;
• способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований;
Задачи курса предполагают изучение:
• основных этапов развития социологической мысли и современных направлений социологической теории;
• определения общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы;
• социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений;
• основных этапов культурно-исторического развития обществ, механизмов и форм социальных изменений;
• социологического понимания личности, понятия социализации и социального контроля; личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий;
• межличностных отношений в группах; особенностей формальных и неформальных отношений; природы лидерства и функциональной ответственности;
• механизма возникновения и разрешения социальных конфликтов;
• культурно-исторических типов социального неравенства и стратификации; представления о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;
• основных проблем стратификации российского общества, возникновения классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов;
• представлений о процессе и методах социологического исследования.
1.3. Для достижения указанной цели и решения поставленных задач студент должен:
ЗНАТЬ:
- историю и этапы развития социологии основные функции социологии и сферы применения социологического знания; уметь отличать предмет социологии от предмета смежных дисциплин;
- структуру и закономерности социализации личности, понятия социального статуса и социальной роли;
- основные теории социального действия, специфику социальных действий, социального контроля, а также его основные функции и способы деятельности различных социальных институтов;
- основные виды социальных общностей, основы их формирования и характер функционирования;
- о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;
- особенности групповых взаимодействий, способы изучения групповой динамики;
- специфику изучения организации, их структуры, а также функционирование социальных институтов в обществе;
- основные характеристики структуры управления, сущность управленческого контроля, его виды, методы, пределы;
- основные типы социальных процессов: кооперации, приспособления, соперничества, ассимиляции, конфликтов, мобильности, стратификации, а также специфические групповые процессы установления социальных связей и поддержания границ группы;
- социологический подход к личности, ее формирования в процессе социализации;
- основные закономерности и формы регуляции социального поведения;
- типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития,
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
- о структуре социологического знания, теоретических концепциях отраслевых направлений, о социальных ценностях, нормах, образцах поведения, о социальных взаимосвязях на разных уровнях, включая роль социокультурных механизмов и ситуационных факторов;
- об основных этапах социализации с точки зрения различных теорий; понимать сущность ролевого конфликта и способы стабилизации социальной напряженности, природу социальных отклонений, "аномий"; смысл интегрирующего и дезинтегрирующего влияния конфликта на социальную структуру;
- о тенденциях изменения российского общества, основных факторах, влияющих на образование новых стран; понимать механизм горизонтальной и вертикальной мобильности и его влияние на изменение социальной структуры общества;
- иметь фундаментальную профессиональную подготовку по различным разделам социологического знания;
- об основных тенденциях социального, экономического, политического и культурного развития общества, уметь на основании полученных знаний делать прогнозы и принимать решения;
1.4. Умения и навыки, которые должен приобрести студент-заочник в результате изучения дисциплины
ВЛАДЕТЬ:
- ситуационным, структурно-функциональным и факторным анализом;
- методологией, техникой и методикой проведения социологического исследования;
- процедурой организации социологического исследования, знать основные его этапы;
- основными методами измерения социологической информации, признаков, характеризующих объект исследования, используя шкалы;
- основными методами социологических исследований (анкетированием, интервью, наблюдением, социометрическим методом, текстовой методикой, приемами контент-анализа); уметь разрабатывать необходимый для этого инструментарий и осуществлять контроль факторов в социальном эксперименте;
- навыками формирования выборочной совокупности, ее оценки и видов, уметь рассчитать ошибку выбора, степень достоверности;
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ
ДИСЦИПЛИНЫ
Самостоятельная работа студентов-заочников является составной и важнейшей частью изучения учебных дисциплин в университете. Принцип и логика построения дисциплины показаны в Приложении 1. Эффективное использование возможностей этой формы работы формирует у студентов более глубокое усвоение знаний и овладение методами научного анализа.
Специфической формой организации самостоятельной работы студентов заочного отделения являются письменные контрольные работы, которые способствуют углубленному изучению теории, формируют навыки работы с книгой, с первоисточниками, а также навыкам обобщения и изложения материала. В связи с этим к написанию контрольных работ заочников предъявляются определенные требования. Контрольная работа по социологии – это отчет о проделанной самостоятельной работе заочника над изучением предмета, свидетельствующая о знаниях, умениях и навыков, полученных в процессе обучения, а также компетенциях, сформированных в решении социальных проблем.
Студентам-заочникам, изучающим курс социологии самостоятельно, необходимо прослушать вводные установочные лекции преподавателя. Во время лекций преподаватель знакомит студентов с организацией учебного процесса и методическими материалами, необходимыми для изучения курса. Особое внимание уделяется учебной, методической и научной литературой по учебной дисциплине.
Кроме прослушивания установочных лекций, студентам-заочникам необходимо обратиться за консультацией к преподавателю по теме, предложенной студентам в пособии по самостоятельной работе студентам-заочникам. В методических указаниях приводятся как темы, так и список учебной и методической литературы.
В условиях развития и использования информационных технологий студент должен обладать навыками и умениями ориентироваться в мире информации, находить необходимую информацию по данной отрасли знания.
Для выбора необходимой литературы при самостоятельном изучении отдельной темы учебного курса следует обратиться к справочно-библиографическим отделам библиотек, где имеются различные каталоги, в том числе электронные, библиографические справочники, тематические аннотированные указатели литературы, издания библиографического характера, необходимые для быстрого поиска литературы по той или иной теме.
Каждому студенту необходимо помнить, что используемая литература при изучении курса должна отвечать определенным требованиям. В целом литературу можно найти в библиотеке университета по тематическим каталогам. Кроме того, дополнительные источники по проблемам данной науки можно найти в электронных библиотеках, которые расположены в интернете, на серверах многих вузов, социологических центрах.
Важнейшими справочными источниками для изучения курса являются публикациями в научных социологических журналах, справочные и энциклопедические издания, где студент найдет объяснения терминов социологической науки.
Самостоятельная работа студента над учебным курсом основывается на изучении учебно-методического комплекса, состоящего из различных учебно-методических материалов по учебной дисциплине «Социология», подготовленных преподавателями СПбГИЭУ.
К ним относятся:
1. Учебные планы и программы учебного курса;
2. Планы семинаров, практических занятий, методические рекомендации к ним;
3. Тексты всех (отдельных) лекций;
4. Курс базового курса (или авторского курса);
5. Учебные пособия по всем темам курса;
6. Учебники;
7. Хрестоматии;
8. Альбомы наглядных пособий, комплекты схем;
9. Практикумы (включающие комплекс различных учебных заданий);
10. Пособия по отдельным видам учебных заданий (тесты, тренинги, игры, схемы задания, задачники и др.).
11. Электронные учебники;
12. Справочные пособия: глоссарии основных понятий.
Самостоятельная работа студентов осуществляется под руководством преподавателя. Для этого на кафедре организуются консультации, на которых студенты-заочники могут получить ответы на все вопросы, связанные с изучением курса.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Подготовка, написание и оформление контрольной работы включает несколько этапов: подготовительный, написание текста работы, ее оформление. Наиболее трудоемкий из них - подготовительный этап, в котором необходимо после определения темы контрольной работы составить библиографию, собрать материал, уточнить с научным руководителем (преподавателем социологии) план работы. Выполнение этих последовательных этапов позволит студенту осуществить главную задачу - самостоятельно подготовить контрольную работу на высоком научно-методологическом уровне и при необходимости - защитить ее.
Наиболее сложным и ответственным является подготовительный этап. Он предполагает: выбор темы, составление библиографии, поиск и сбор материалов, составление плана. Рекомендуется выбирать после консультаций с преподавателем определенный ракурс исследования темы контрольной работы, который вызывают наибольший интерес, при этом необходимо ориентироваться на последние публикации в академических научных журналах, литературу, имеющуюся в распоряжении студента. После определения особенностей проблематики темы следует приступить к составлению библиографии, т.е. подробного перечня литературы по проблеме своего исследования.
Наличие многообразной литературы по той или иной проблеме требует от студента умения ориентироваться в мире книг. Для выбора необходимой литературы следует обратиться к справочно-библиографическим отделам библиотек, где имеются различные каталоги, в том числе электронные, библиографические справочники, тематические аннотированные указатели литературы, издания библиографического характера, необходимые для быстрого поиска литературы по теме или проблеме. К изданиям библиографического характера относятся: "Книжная летопись", "Летопись журнальных статей", которые находятся в библиотеке. Консультации по правилам пользования такой справочной литературой можно получить у библиотекаря или дежурного библиотекаря.
Вся выявленная литература выписывается на специальные библиографические карточки, куда заносятся фамилия и инициалы автора, подробное название книги, включая подзаголовок, если он имеется, место издания, год выпуска и количество страниц в книге. Картотеку можно составить при помощи компьютера, что облегчит обработку подобранной литературы и источников. Эти сведения являются паспортными данными книги и уже в какой-то степени позволяют составить самое общее представление о ее содержании.
Самостоятельная работа над литературой. Самостоятельная работа над документами, публикациями результатов социологических исследований и другой научной литературой требует выработки определенных навыков и умения работать с книгой, которые могут быть выработаны только при условии непосредственной работы с источником или литературой. Степень понимания и осмысления содержания любого произведения зависит от того, какую цель ставит читатель. Основная же цель изучения студентом литературы состоит прежде всего в усвоении содержания работы, выделении основных ее положений и умении кратко сформулировать выводы.
После выявления необходимой литературы переходите к непосредственному сбору материала по избранной теме. Степень понимания и осмысления содержания любого произведения зависит от цели изучения, в данном случае - это усвоение содержания работы, выделение основных ее положений и умение кратко формулировать выводы. Поэтому самостоятельная работа по изучению литературы должна включать несколько этапов:
1. Предварительное общее ознакомление с произведением. На данном этапе необходимо ознакомиться с выходными данными книги, ее основные разделами (содержанием).
2. Работа над изучением текста. После общего знакомства с книгой, статьей необходимо приступить к осмысленному чтению. Оно может быть сплошным или выборочным. По мере прочтения обязательно нужно делать пометки, записать важную мысль автора, обратить внимание на главные моменты работы. Чтение должно быть внимательным и не очень медленным с тем, чтобы сосредоточиться не на процессе чтения, а на понимании и запоминании сущности изложения. При этом необходимо обращать внимание на логику и аргументацию автора, а также на его выводы.
3. Повторное чтение отдельных абзацев, разделов, глав книги. Такое чтение необходимо в том случае, если не удается глубоко вникнуть в содержание произведения, четко определить его структурные части, а также уяснить непонятные мысли автора. Самостоятельная работа будет более успешной, если проявлять целеустремленность и активность в поиске, а также систематичность и последовательность в овладении практическими навыками изучения произведения.
В процессе чтения можно использовать любые формы записи (подробный или краткий конспект, тезисы, выписки), при этом обязательно выделяйте главные положения книги, статьи. Необходимо указывать выходные данные книги (фамилия и инициалы автора, название произведения, место и год издания), или статьи (фамилия и инициалы автора, название статьи, где и когда она была напечатана). Пометки, конспектирование можно выполнять как от руки, так и при помощи набора текста конспекта на компьютере. Следует иметь в виду, что сканирование текста, а затем его обработка менее эффективна для осознанного усвоения учебного и научного материала, чем собственноручное написание текста или его набор на клавиатуре.
После составления плана необходимо весь собранный материал распределить в соответствии с основными вопросами. В ходе распределения материала студент еще раз просматривает его и осмысливает. На этой стадии завершается процесс анализа и обобщения всех имеющихся в вашем распоряжении публикаций по теме контрольной работы.
Продумав и обработав материал, можно приступить к написанию соответствующего раздела. Излагать материал нужно четко, аргументировано. Законченная мысль в работе должна отделяться абзацем, который начинается с красной строки.
Ваши конспекты (записи) должны помочь связать воедино все основные вопросы произведения. Старайтесь самостоятельно, своими словами излагать содержание работы (по главам, разделам), подкрепляя запись наиболее важными и характерными цитатами, фактами. Каждая выписка должна выражать законченную мысль. Часто при записи прочитанного материала студент опирается на фактический материал, заимствованный из других работ. Цитирование широко распространено в студенческих работах (рефератах, контрольных работах) и это понятно: легче привести цитату, выдержку из опубликованной работы, чем тратить время на обдумывание собственных выводов. Однако это не должно быть правилом, поскольку не соответствует творческому подходу к усвоению материала. Там же, где объективно необходимо цитирование, должно быть обязательно выполнено правило: текст цитируемого материала должен быть строго выверен с источником и заключен в кавычки.
Структура контрольной работы должна включать в себя: введение, основная часть (вопросы или разделы темы), заключения и списка использованной литературы.
Во введении дается краткое обоснование тем, указывается ее актуальность и теоретическая значимость; отмечается состояние разработки проблемы в литературе, ставится цель и задачи исследования.
В основной части раскрывается содержание работы. На основе проработанного материала, изученных первоисточников, анализа различных подходов и направлений, полно и логично излагаются вопросы темы (как правило, 3-4 вопроса). При изложении материала важно основываться на теоретических и социологических фактах. Однако нельзя чрезмерно использовать цитирование, устаревшие факты. Составляя текст контрольной работы, нельзя ограничиваться декларированием своих положений. Следует аргументировать, доказывать свою точку зрения, опираясь на собственные первичные данные (источники, данные).
При изложении материала необходимо стремиться к самостоятельному, творческому стилю изложения каждого вопроса, избегая механического переписывания материалов из журналов и книг.
В заключении четко и кратко формулируются основные общие выводы, раскрывается связь рассматриваемой темы с современностью и практическая значимость проделанной работы.
В конце контрольной работы прилагается список использованной литературы.
В целом контрольная работа студента-заочника должна соответствовать рекомендованной теме, плану, целям и задачам.
4. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Порядок определения темы контрольной работы
Определение темы контрольной работы. В ходе изучения курса «Социология» студент-заочник выполняет одну контрольную работу. Номер темы контрольной работы определяется студентом следующим образом:
Начальная буква фамилии студента
Номер темы контрольной работы
Начальная буква фамилии студента
Номер темы контрольной работы
А
1 или 31 или 61
П
16 или 46 или 76
Б
2 или 32 или 62
Р
17 или 47 или 77
В
3 или 33 или 63
С
18 или 48 или 78
Г
4 или 34 или 64
Т
19 или 49 или 79
Д
5 или 35 или 65
У
20 или 50 или 80
Е
6 или 36 или 66
Ф
21 или 51 или 81
Ё
7 или 37 или 67
Х
22 или 52 или 82
Ж
8 или 38 или 68
Ц
23 или 53 или 83
З
9 или 39 или 69
Ч
24 или 54 или 84
И
10 или 40 или 70
Ш
25 или 55 или 85
К
11 или 41 или 71
Щ
26 или 56 или 86
Л
12 или 42 или 72
Э
27 или 57 или 87
М
13 или 43 или 73
Ю
28 или 58 или 88
Н
14 или 44 или 74
Я
29 или 59 или 90
О
15 или 45 или 75
Перечень контрольных работ по курсу «Социология»
1. Социальные воззрения Огюста Конта. Социальная статика и динамика.
2. Классики зарубежной социологии: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, М. Вебер.
3. Социологические воззрения К. Маркса.
4. Американская социология: основные этапы развития и направления
(Ф. Знанецкий, У. Томас, Ф. Тейлор, Э. Мэйо, А. Маслоу, Э. Торндайк,
Б. Скиннер, Т. Парсонс).
5. Русская социологическая мысль в начале XX века.
6. Гуманистический психоанализ Э. Фромма, В. Райта, К. Хорни.
7. Наследие социологической мысли русского зарубежья (П. Сорокин, И.
Ильин, Н. Бердяев).
8. Социальное как объект социологического знания.
9.Объект и предмет социологии.
10.Условия и предпосылки возникновения социологии.
11.Социологические знания в современной России.
12. Организация и самоорганизация в развитии общества.
13.Механизмы самоорганизации, функционирования и развития общества.
14.Типы современных обществ.
15.Рациональное общество.
16.Информационное общество.
17.Природа социального неравенства.
18.Роль процессов интеграции и дифференциации в становлении и развитии общества.
19.Механизмы регулирования социальной дифференциации: критерии, циклы, модели.
20. Место и роль среднего класса в социальной структуре общества.
21.Типология современных обществ.
22.Теория культурно-исторических типов развития общества (Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин).
23.Социальный прогресс и теория стадий общественного развития (Д.Белл, У.Ростоу, Р.Арон).
24.Значение социального насилия и консенсуса в разрешении общественных противоречий.
25.Открытое общество – общество открытых возможностей?
26.Социальные процессы в современном российском обществе.
27.Природа, мотивы и движущие силы социальных конфликтов.
28.Модели социальных конфликтов.
29.Современная зарубежная конфликтология.
30. Массовые протесты как активная форма конфликтного поведения.
31.Типы конфликтов и их роль в жизни людей.
32.Межэтнические конфликты в постсоветском обществе.
33. Э. Дюркгейм об общественной солидарности.
34.Роль Международной Организации Труда в организации отношений партнерства.
35.Становление социального партнерства в России.
36.Союзы работодателей в системе социального партнерства.
37.Трипартизм: место и роль государства в социальном партнерстве.
38.Профсоюзы как участник системы социального партнерства.
39.Нормативно-ценностная, моральная система координат в современном
обществе.
40.Западные социологи о социальной аномии (Э.Дюркгейм, Р.Мертон).
41.Отклоняющееся поведение в обществе переходного типа: ценностная
амплитуда в восприятии нормы и патологии.
42.Проблемы социальной безопасности и защищенности граждан в обществе.
43.Масштаб и структура социальных отклонений в современном российском обществе.
44.Социальная структура группы: статусы и роли.
45.Роль и влияние высокостатусных групп на развитие общества.
46.Самоидентификация личности с группой.
47.Групповая динамика.
48. Понятие, признаки и предназначения социального института.
49.Структура и функции социального института.
50.Типы социальных институтов.
51.Социальная организация: структура, статусы и роли.
52.Социальная организация как мобилизующий центр целенаправленного
развития.
53.Корпорация как особый тип организации.
54.Современные типы организаций.
55.Личность как субъект и объект социальной жизни.
56.Социальная адаптация и индивидуализация в развитии личности.
57.Роль личности в развитии общества.
58.Девиантное поведение личности.
59.Понятие метода, методики и техники исследований в социологии.
60.Структура и процесс социологического исследования.
61.Методы сбора и анализ результатов социологического исследования.
62.Позитивизм в социологии: сущность, основные направления и характерные черты.
63.Теоретико-методологические особенности социологии Г. Спенсера.
64.Социологическая теория Э. Дюркгейма и ее значение.
65.Психологическая школа в социологии (Л. Уорд, Г. Тард, Г. Лебон).
66.Психоаналитическая социология З. Фрейда.
67.М. Вебер как основоположник "понимающей социологии".
68.Структурно-функциональный анализ об обществе как социокультурной системе.
69.Социологические взгляды Т. Парсонса.
70.Теории социального конфликта. Взгляды Р. Дарендорфа и Л. Козера на природу и сущность конфликта
71.Теория социальных изменений Р. Мертона.
72.Социологические взгляды П. Сорокина.
73. Проблемы и перспективы развития социологии в современной России.
74.Теория социального взаимодействия П. Сорокина.
75.Социальное взаимодействие: сущность, формы и типы.
76.Социальные статусы и социальные роли.
77.Общая теория социального действия Т. Парсонса.
78.Соотношение биологического, социального и культурного в развитии личности.
79.Проблемы формирования личности в современном российском обществе.
80.Личность в экстремальных условиях.
81.Социализация личности: структура, формы и средства.
82.Девиантное поведение и его формы.
83.Девиантного поведение в условиях социально-экономического кризиса в России.
84.Социальный контроль и его виды.
85.Общество как социальная и культурная система.
86.Место и роль культуры в социальной системе общества.
87.Сущность и типы социальных систем.
88.Социальная структура общества: понятие и сущность.
89.Социально-классовая, профессиональная и демографическая дифференциация общества.
90.Социальная стратификация российского общества.
5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Требования к объему, оформлению и срокам выполнения контрольных заданий (работ)
Студенту следует соблюдать определенный порядок изложения материала в ходе написания контрольной работы. Изучив необходимую литературу и сделав выписки, студенту необходимо составить рабочий план, который должен определить главную идею работы, а также последовательность в изложении основных вопросов темы. В плане закрепляется структура студенческой контрольной работы, включающая: введение, основную часть, заключение и выводы. В конце работы прилагается список использованных источников и литературы. Список использованной литературы, составленный в алфавитном порядке, следует поместить в конце контрольной работы (реферата). Примеры библиографического описания изданий в списке использованных источников и литературы можно найти в любой книге научно-монографического характера.
Сноски оформляются внизу страницы или в конце контрольной работы. Ссылки на цитаты, фактический материал делаются только на ту литературу, которая использована автором непосредственно (лично). При постраничном цитировании, сноски на историческое произведение приводятся внизу страницы. При повторной ссылке на книгу (статью), требуется привести только фамилию, инициалы автора, название произведения и номера страниц.
Если студент выбрал вариант сносок в конце контрольной работы, то в тексте контрольной работы после каждой цитаты необходимо проставить в квадратных скобках порядковый номер источника и указать страницу цитируемого текста. Например:
Американский социолог Д. Патерс писал о социализации личности: «В процессе социализации личности большую роль играют агенты социализации (социализаторы)» [3.,С.192]. В данном случае цифра 3 - это порядковый номер в списке литературы который приведен студентов в конце своего исследования (3. Патерс Д. Современные проблемы социализации. М.: Изд-во «Пресса», 1999.), а цифра 192 - страница, данного произведения Д. Патерса.
Опыт проверки контрольных работ показывает, что они могут иметь ряд характерных недостатков:
- поверхностное изложение теоретических положений;
- подмена творческой работы с литературой списыванием текстов из монографий, статей, брошюр и т.д.;
- использование устаревшей литературы;
- небрежность в оформлении, игнорирование требований, предьявляемых преподавателями кафедры истории и политологии к контрольным работам;
- отсутствие социологической информации, исследований.
Контрольные работы, имеющие отмеченные недостатки, к зачету не принимаются и возвращаются студенту на доработку.
При рецензировании контрольных работ преподавателями кафедры обращается внимание не только на содержание, но и на оформление. Контрольная работа должна быть выполнена грамотно, аккуратно, в машинописном или «компьютерном» варианте в объеме 15-20 страниц формата А4 (шрифт 14, 40 строк на странице, 65 знаков в строке). Только по согласованию с преподавателем контрольная работа может быть предоставлена на магнитном носителе (дискете).
Контрольная работа должна иметь поля для замечаний преподавателя. Таким образом, каждая контрольная работа состоит из следующих компонентов: 1 - титульный лист; 2 - план; 3 - текст работы; 4 - список использованной литературы.
На титульном листе контрольной работы (реферата) указывается:
- полное название министерства, к которому относится вуз;
- полное название учебного заведения;
- полное название кафедры, на которой эта работа выполнена;
- название учебной дисциплины;
- тема реферата;
- фамилия, имя отчество студента, курс, форма обучения, номер студенческой группы, номер специальности и домашний адрес шифр (номер) студенческого билета;
- название института, факультета, где студент обучается;
- должность, фамилия и инициалы преподавателя, читающего учебный курс;
- город и год выполнения работы.
Образец оформления титульного листа контрольной работы представлено в Приложении 2 данных методических указаний.
На второй странице текста приводится план-оглавление с указанием страниц разделов. Далее – с третьей страницы - разборчиво, без помарок должна быть написана вся работа. В конце работы должны быть поставлены дата ее отправления в академию и подпись автора. Работа должна быть представлена на кафедру истории и политологии не позднее, чем за два месяца до начала экзаменационной сессии.
Работа, признанная выполненной, возвращается студенту с оценкой "зачтено". Студент, несмотря на положительную оценку его работы, должен ознакомиться с замечаниями и рекомендациями, которые сделаны рецензентом. Необходимо подготовить устный ответ по замечаниям на контрольную работу, т.к. преподаватель в ходе экзамена (зачета) обязательно обратит внимание студента на недостатки в работе и проверит знания студента по тематике замечаний на контрольную работу.
Если работа не зачтена, то студент должен в зависимости от замечаний рецензента переработать ее целиком или завершить доработку отдельных вопросов. В отдельных случаях по рекомендации преподавателя студент может написать работу на другую тему.
Защита контрольной работы. Наряду с написанием контрольной работы и ее рецензированием преподаватель может провести собеседование со студентом - заочником по теме контрольной работы. Результаты такого собеседования учитываются на экзамене или зачете. Защита контрольной работы проводится в сроки, которые устанавливает преподаватель.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
1. Оганян К.М. Общая социология. Учебное пособие. – 4-е изд. С Грифим УМО вузов по классическому университетскому образованию. - М.: Инфра-М, 2014. -236с.
2. Добреньков В.И. Социология: Учебник /В.И. Добpеньков, А.И. Кравченко. - М.: Инфра-М, 2015. - 624 с. (Высшее образование).
3. Оганян К.М. Социология: Конспект лекций для всех специальностей. Файл Soziolog1_lek. Pdf / Кафедра социологии. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 3,64 МБ.
4. Социология: Учебник для студентов вузов / Под ред. В.К. Батурина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 487 с. (Золотой фонд российских учебников).
5. Оганян К.М. Методология и методика социологического исследования. Учебное пособие. – 2-е изд. – СПб.: СПбГЭУ, 2012. – 292с.
Дополнительная:
6. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации: Учебное пособие для вузов / «Высшее образование» (гриф). – М.: Дрофа. 2009. – 204 с.
7. Батыгин Г.С. Подвойский Д.Г. История социологии. Учебник. - М.: Высшее Образование и Наука, 2007. - 448 с.
8. Гараджа В. И. Социология религии : учеб. пособие для вузов по специальности 020300 "Социология". 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 344 с.
9. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие/ М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 416 с: ил.
10. Генкин Б.М. Экономика и социология труда.: Учебник. – М.: Норма, 2004
11. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие для вузов.- М.: Книжный дом "Университет", 2006. - 296 с.
12. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004.
13. Зубков В.И. Экономическая социология. Учебное пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2003.
14. История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов. - М.: Академический проект, 2002.
15. Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы - начало 2000-х) - М.: ЦСО, 2008. - 551 с.
16. Лаборатория социолога: из опыта полевых исследований: Учебное пособие / под ред. В.А. Ядова. — М.: Таус. 2008. — 80 с.
17. Модернизация России: научные и образовательные аспекты/ учебное пособие, отв. ред. О.Н. Яницкий. - М.: Институт социологии РАН, 2008. - 52 с.
18. Модернизация социальной структуры российского общества /Отв. Ред. Э.Т. Голенкова. – М.: Институт социологии РАН, 2008. – 287 с.
19. Оганян К.М., Бразевич С.С., и др. Социальные технологии и современное общество. СПб.: СПбГИЭУ, 2008. -736с.
20. Петрова Р.Г. Гендерология и феминология : учеб. пособие / Петрова, Расиля Галиахметовна. - 2-е изд. - М. : Дашков и K, 2007. - 230 с.
21. Россия в глобальных процессах: поиски и перспективы /Отв. Ред. М.К. Горшков. – М.: Институт соиологии РАН, 2008. – 319 с.
22. Степанов Е.И. Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов: Учебное пособие. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 176 с.
23. Социология и психология управления. /Под ред. К.М.Оганяна. СПб.: Бизнес-пресса, 2007. – 248с
24. Социальные технологии и общество: Сборник Парсонс Т. О структуре социального действия. - М.: Академ-проект, 2005
25. Харрис Р. Психология массовой коммуникации. - СПб.: Еврознак, 2004.
26. Социология в России: опросы общественного мнения (Приложение к гл. XII) // Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Под ред Г.В.Осипова. М.,МГУ. 2004-456 с.
27. научных трудов. Под ред. К.М.Оганяна. - СПб.: СПбГИЭУ, 2005.
28. Средний класс в современной России / Отв. ред. М.К.Горшков, Н.Е.Тихонова; Ин-т социологии РАН. – М.: 2008. – 320 с.
29. Черняк Е. М. Социология семьи : учеб. пособие / Черняк, Евгения Михайловна. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и K, 2006. - 237 с.
30. Хоперская Л.Л. Локальные межэтнические конфликты на юге России: 2000-2005 гг. / Л. Л. Хоперская; В.А.Харченко. - Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2005. - 162 с.
31. Фролов С. С. Социология : [учеб. для вузов] / Фролов, Сергей Станиславович. - М.: Гардарики, 2007. - 343 с. ; 22 см. - (Disciplinae). –
32. Фролов С. С. Социология : учеб. для вузов. - М.: Гардарики, 2007. - 343 с.
33. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности/ В.А. Ядов. - 3-е изд., испр. - Москва: Омега-Л, 2007. - 567 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Содержание тем и разделов дисциплины
МОДУЛЬ 1. МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ
Тема 1.1. Социология как наука и учебная дисциплина
Предметная матрица социологии. Междисциплинарная матрица социологии: родственные социологии науки. Внутридисциплинарная матрица социологии: отрасли внутри социологии. Предмет и объект социологии: уровни и типы определения предмета социологии. Научные теории в понимании объекта и предмета социологии. Понятийный аппарат, его роль в концептуализации предметной области.
Структура социологического знания. Иерархия социологического знания: научные картины, общая теория, частная теория, эмпирические исследования, прикладные исследования. Научная теория, ее структура, функции и эмпирическое подтверждение. Виды и типы научной теории.
Уровни социологического знания: макро- и микросоциология.
Функции социологии и их роль в решении теоретических и практических проблем современного общества.
Тема 1.2. Методология и методы социологического знания
Эмпирическая социология. История эмпирической социологии Теоретическая модель предмета исследования. Концептуализация, конкретизация и операционализация. Переменные и пропозиции Эмпирическая схема объекта исследования. Эмпирические факты Статистический вывод. Основы выборочного обследования. Идеальные и реальные совокупности. Виды эмпирического исследования.
Прикладные исследования. История и развитие прикладной социологии. Прикладная и фундаментальная социология. Специфика прикладного исследования. Статус и роли социолога-прикладника. Прикладные социальные исследования. Прикладные отрасли.
Методика и техника социологического исследования
Социологическое исследование: цели, этапы и виды социологического исследования.
Методология, методика, техника и процедура - органические составные части социологического исследования. Понятие метода в социологии. Сущность и значение методики. Понятие процедуры. Типы процедур.
Программа социологического исследования - теоретическая разработка подходов, путей изучения и разрешения конкретной проблемы. Структура программы.
Методологическая часть. Формулировка и обоснование проблемы. Определение целей и задач в социологическом исследовании. Типы задач: основные, не основные, теоретические, прикладные. Определение объекта и предмета исследования. Логический анализ объекта.
Гипотеза в социологическом исследовании. Принцип проверки гипотез. Взаимосвязь гипотез и задач исследования. Типы гипотез.
Организационная часть программы. Рабочий план. Общие правила планирования и проведения исследования. Расчеты продолжительности, трудоемкости и финансирования. Приемы структурирования исследовательского процесса.
Методы сбора и анализ результатов социологического исследования. Методы сбора социологической информации. Методы объекта исследования. Анализ документов. Метод наблюдения. Метод опроса. Экспертный опрос. Анкетирование в социологическом исследовании. Интервью в социологическом исследовании. Контент-анализ. Метод анализа документов. Метод эксперимента. Метод социометрии.
Анализ и использование результатов социологического исследования. Анализ данных. Обработка собранной информации. Шкалы измерений. Группировка социологической информации. Обобщение и отображение результатов исследования
Ряды распределений. Составление таблиц. Виды таблиц. Графический способ отображения социологических данных. Виды графиков.
Объяснение полученных данных. Использование результатов социологического исследования. Отчет по итогам социологического исследования.
Тема 1.3. История зарубежной и современной социологии
Периодизация и формы институционализации социологии как науки. Донаучный этап. Социологические учения Платона и Аристотеля.
Классический этап социологии. Социологический позитивизм: его характерные черты и представители: О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль, Э. Дюркгейм, Ф. Теннис и др.
Марксистская школа социологии: учение К. Маркса. Немецкая школа социологии: М. Вебер, Ф. Теннис, Г. Зиммель. Взгляды Г. Спенсера и В. Парето.
Психоаналитическая социология З. Фрейда. Психологические направления в социологии. Марксистская социология: основные идеи и положения. Социал-дарвинистские концепции в социологии. Понимающая социология Макса Вебера. Социологическая система В. Парето.
Ранний этап американской социологии: Л. Уорд. У. Самнер, Ф. Гиддингс, А. Смолл. Современный этап социологии. Сциентистская и гуманистическая перспективы. Понимающая социология. Символический интеракционизм. Феноменологическая социология. Драматургическая социология. Этнометодология.
Современные социологические теории. Периодизация социологии XX столетия. Чикагская школа. Доктрина «человеческих отношений» Э. Мейо. Институт исследования общественного мнения Дж. Гэллапа. Франкфуртская школа психоаналитического направления в социологии. Теория социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокина. Структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона. Теория социального конфликта (Р. Дарендорф, Л.Козер). Символический интеракционизм (Дж.Мид, Г.Блумер, А.Роуз, Т.Стоун). Феноменологическая социология (А. Шюц, П. Бергер, Г. Гарфинкель). Теории социального обмена (Дж. Хоманс, П. Блау).
Современный этап развития западной социологии. Неомарксизм. Д. Белл и его концепция постиндустриального общества. Социология Н. Лумана. Социологическая концепция Э. Гидденса. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Постмодернизм в социологии. Социологические школы 80-90-х гг. XX в. Структурно-функциональный анализ (Дж. Александер), феноменологическая социология, «структурная социология» (Э. Тирикьян), неоструктурализм и др.
Тема 1.4. История становления и развития отечественной социологии.
Русская социологическая мысль. Предпосылки формирования социологии в России. Позитивистская социология в России. Политические и духовно-интеллектуальные особенности эволюции социальной мысли в России.
Этико-социологическая школа (Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев). Социология революционного народничества (П.Л. Лавров, В.М. Чернов).
Историческая социология (В.О. Ключевский). Географическое направление в социологии (Л.И. Мечников). Разработка метода социологии. “Христианская социология”. Генетическая социология (М.М. Ковалевский, К.М. Тахтарев). Социология либерального народничества (субъективная социология): С.Н. Южаков, И.И. Каблиц, В.П. Воронцов, Н.Ф. Даниельсон).
Возникновение марксистской социологии в России. Социология "легального" марксизма (М.И. Туган-Барановский, П.Б. Струве и др). Социология революционного марксизма (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов (Ленин) и др).
Социоинженерный подход: А.К. Гастев, Н.А. Витке.
Социология анархизма (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин и др.). Социологическая теория П.А. Сорокина.
Социология в СССР. Современная социология в России, основные этапы и направления: социология труда и экономическая социология, социология семьи, социальная стратификация.
Кризис и восстановление социологии в 90-е годы XX века.
МОДУЛЬ 2. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА
Тема 2.1. Общество как социальная система
Понятие об обществе как системном образовании. Основные понятия «система» и «общество» и их соотношение.
Социальная система: понятие, сущность и структура. Уровни социальной реальности. Типы социальных систем. Социальная система и ее структура. Основные компоненты социальной системы. Взаимодействие социальных систем, их целостность, устойчивость и упорядоченность. Типы социальных взаимодействий между подсистемами.
Основные признаки общества. Типология обществ. Цивилизация. Индустриальное и постиндустриальное общество. Информационное общество.
Тема 2.2. Социальные институты и социальный контроль
Понятие социального института. Социальный институт как относительно устойчивый тип деятельности и поведения людей. Роль социальных институтов в обществе. Структура социальных институтов. Функции социальных институтов.
Социология семьи. Семья как малая социальная группа и социальный институт. Социальная сущность и функции семьи. Демографические аспекты производства и воспроизводства общественной структуры. Личность и семья. Социальные и нравственные проблемы формирования личности в российской семье.
Образование как социальный институт. Образование и воспитание как важнейшие факторы воспроизводства общественных отношений. Структура, формы и функции образования. Проблемы образования в российском обществе.
Социология религии. Религия как общественный институт.
Средства массовой информации (СМИ). Место и роль СМИ в обществе. Информационные системы в обществе. Глобальные сети и Internet.
Понятие и сущность социального контроля. Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Элементы социального контроля: нормы и санкции. Определение и классификация социальных норм. Норма как стандарт должного поведения. Связь между нормами и ценностями. Определение и типология социальных санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные.
Внешний и внутренний контроль. Проблема самоконтроля. Агенты формального и неформального контроля. Общественное мнение как форма социального контроля. Социальный контроль и девиация.
Социология девиантного поведения. Девиантное, делинквентное и криминальное поведение. Профессиональная и уголовная преступность. Организованная преступность. Состояние преступности в мире. Рост преступности и криминализация общества в России, причины и формы проявления. Молодежная и подростковая преступность. Проблема коррупции в российском обществе.
Тема 2.3. Культура как система норм и ценностей.
Культура, ее место и роль в обществе. Культура как фактор социальных изменений и как сложная система взаимодействующих между собой субъектов и сфер общественной жизни.
Особенности социологического анализа культуры. Духовная культура и общечеловеческие ценности. Уровень культуры и ее разновидности (народная, элитарная и массовая культура). Субкультура и контркультура. Язык и социокультурные нормы.
Социальные нормы, их место в социальной системе и структуре общества. Культура и система норм (традиции, обычаи, нравы, нравственные и институциональные нормы, законы). Функции социальных норм.
Тема 2.4. Личность как объект и субъект общественных отношений. Социализация личности.
Человек как предмет социального познания. Социальная сущность человека. Единство природного и социокультурного в человеке. Человек в системе социальных связей, взаимодействий и социальных отношений.
Понятие личности. Социологические концепции личности Личность как социальная система и социальный тип. Личность как деятельный субъект. Личность и социальная среда.
Социальная деятельность и социальное взаимодействие: сущность, структура, формы и виды. Субъекты социального взаимодействия: индивиды, социальные группы, социальные общности.
Социализация личности. Понятие "социализации". Социальный статус, его виды. Социальные роли. Институты социализации личности. Ценностные ориентации личности. Общественные и личные интересы. Социальный контроль и девиация. Социальные аспекты отчуждения личности.
МОДУЛЬ 3. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
Тема 3.1. Социальная структура: социальные группы, классы, общности и организации
Социальная структура общества. Понятие “социально-экономической структуры общества”. Типы социальных структур. Основные элементы структуры общества.
Понятие «социальной группы». Классификация групп.
Классы: сущность, теории и подходы. Этимология и значение термина «класс». Класс как реальная номинальная группа.
Средний класс. Средний класс в СССР и России. Понятие среднего класса. Общество среднего класса. Эволюция социологического представления о среднем классе. Состав среднего класса. Средний класс в СССР и России: теоретические подходы. Источники пополнения и каналы мобильности среднего класса в России
Социальные общности. Виды общностей: социальные, этнические и демографические общности. Классификация социальных общностей: малые и большие группы. Массовые общности: квазигруппы, аудитория, толпа.
Социальная организация. Общие понятия о социальной организации, ее структура и динамика. Формальная и неформальная структуры организации. Классификация организаций. Организации бюрократического и тотального типов. Бюрократия как специфический тип социальных организаций. Социальная организация и управление.
Социальные движения: утопические, революционные, религиозные, реформистские и антиреформистские и др.
Тема 3.2. Социальная стратификация, дифференциация и мобильность
Понятие, сущность и критерии стратификации. Теория стратификации П. Сорокина. Функциональная теория стратификации. Современное понимание стратификации. Основания и критерии стратификации. Экономическая стратификация. Профессиональный престиж. Политическая стратификация. Исторические типы стратификации. Социальная стратификация в российском обществе
Исторические типы стратификации. Открытое и закрытое общество. Рабство, касты, сословия. Стратификация в СССР и России.
Социальная дифференциация. Социальное расслоение в советском и постсоветском обществе.
Социальная мобильность. Определение и классификация социальной мобильности. Детерминанты мобильности. Групповая мобильность. Индивидуальная мобильность. Меж- и внутрипоколенная мобильность. Структурная мобильность. Каналы вертикальной мобильности по П. Сорокину. Каналы мобильности российском обществе.
Миграция: понятие и исторические формы. Трудовая и экономическая миграция. Рынок иностранной рабочей силы. «Утечка мозгов». Вынужденная миграция и беженцы.
Эмиграция и миграционная картина современной России.
Тема 3.3. Социальное неравенство: сущность, критерии и проблемы неравенства в России
Социальное неравенство. Сущность и виды социального неравенства. Показатели социального неравенства в российском обществе. Теоретическое осмысление бедности и неравенства. Признаки богатства: обладание ликвидными ценностями. Аккумуляция богатства из поколения в поколение.
Критерии и измерение неравенства: богатство, доход, заработная плата, пособие. Доход в широком и узком значении. Среднедушевой совокупный доход. Отличие экономического неравенства от социального.
Качества и уровень жизни. Удовлетворение базисных потребностей. Прожиточный минимум и потребительская корзина. История расчета прожиточного минимума в СССР и России. Порог и черта бедности. Стандарт жизни в XIX веке.
Проблема бедности и неравенства в современной России. Абсолютная бедность. Относительная бедность. «Новые богатые» и «Старые богатые». Методология измерения бедности за рубежом. Измерение социальной дифференциации. Углубленные показатели бедности. Культура и субкультура бедности: качество и образ жизни. Психология бедности и феномен догоняющейся бедности». Зоны бедности в России. Бедность в развивающихся странах Измерение неравенства. Депривация и обездоленность.
МОДУЛЬ 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ
Тема 4.1. Социальные изменения: понятие, сущность и виды.
Основные направления развития цивилизации в ХХI веке. Социально-политические и социально-экономические модели развития современного мира. Типы общественного развития: эволюционное и революционное. Социальные революции и реформы. Смешанный тип развития общества. Модель устойчивого развития общества. Социокультурные особенности развития российского общества в современном мире. Модернизация. Понятие “модернизации” и основные виды. Специфика модернизации в России.
Социальные изменения: понятие, сущность и виды. Социальные процессы в обществе. Социальные изменения как способ организации общества. Социальные изменения и социальное развитие. Основные макросоциологические теории социальных изменений: социокультурные, социально-экономические, информационные, технологические и др.
Эволюция социальных процессов, отношений, институтов в современной России.
Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, политики, социальных отношений и культуры.
Концепция социального прогресса. Материальные и духовные основы социального прогресса.
Тема 4.2. Социальные конфликты и модели развития современного общества
Социальные конфликты: сущность, теории и причины возникновения. Сущность и возникновение теории социальных конфликтов. Теоретические разработки проблемы социальных конфликтов К. Марксом и Г. Зиммелем. Конфликтная парадигма Р. Дарендорфа. Функциональная теория конфликта Л. Козера.
Сущность конфликта и конфликтной ситуации. Конфликты как возникновение интересов личности, социальных, этнических общностей и политических партий. Социальная напряженность и ее причины.
Теория конфликтов и проблема совершенствования управления социальными процессами в обществе. Типология социальных конфликтов и пути их разрешения. Анализ российского общества с точки зрения теории социальных конфликтов.
Проблема войны и мира в XXI веке. Межнациональные и межэтнические конфликты. Международный терроризм и общества.
Массовое сознание и массовое действие. Формы массового поведения и коллективные действия. Массовая истерия. Слухи и сплетни. Паника как форма массового поведения и массового сознания. Погром, бунт, смута - стихийные формы коллективного протеста. Формы организованного протеста: скрытый и открытый пассивный протест, скрытый и открытый активный протест. Демонстрация как социальный феномен. Типология социальных движений: реформаторские, регрессивные, утопические и революционные движения. Протестное движение в современном российском обществе.
Общественное мнение. Общественное мнение как институт гражданского общества. Формирование общественного мнения. Опросы общественного мнения и современные методы его изучения.
Социальная стабильность. Теория социальной стабильности. Понятие и факторы социальной стабильности. Проблемы стабилизации российского общества. Концепция социального прогресса.
Особенности организации и развития современного российского общества, основные направления его реформирования на стыке веков. Проблема выбора пути развития. Концепция социального прогресса.
Социально-политические и социально-экономические модели развития современные общества. Модель устойчивого развития общества.
Тема 4.3. Мировая система и процессы глобализации современного общества
Мировое сообщество. Понятие мирового сообщества. Мировое сообщество как целостная система. Формирование мировой системы. Мировая система и процессы глобализации. Место России в современном мировом сообществе. России как субъект мирового сообщества. Особенности организации и развития современного российского общества, основные направления его реформирования на стыке веков. Проблема выбора пути развития.
Геополитическое положение России и международная безопасность. Россия и Европейское сообщество. Влияние российского общества на социокультурные процессы в сопредельных странах. Современная Россия и мировая социокультурная динамика. Социально-экономические аспекты международной безопасности. Угроза военного насилия со стороны отдельных государств, конфессиональных и этнических групп. Война и международный терроризм в современном мире.
Глобальные проблемы человечества и пути их решения. Понятие глобальных социальных процессов. Социальные проблемы взаимодействия человека и природы. Социальная экология. Демографические проблемы в современном мире и пути их разрешения. Экологический кризис. Социально-экономическая отсталость развивающихся стран.
Пример оформления первой страницы титульного листа контрольной работы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный
экономический университет»
Кафедра социологии и социальной работы
Контрольная работа по дисциплине
СОЦИОЛОГИИ
Тема:_______________________________________________________________
Выполнил:_________________________________________________
Студент______ курса____________специальность________________
(срок обучения)
группа__________№ зачет. книжки_____________________________
Подпись:___________________________________________________
Преподаватель:_____________________________________________
(Фамилия И.О.)
Должность:_________________________________________________
уч. степень, уч. звание
Оценка:_______________Дата:_________________________________
Подпись:___________________________________________________
Санкт-Петербург
201__
28
подробнее
Заказчик
заплатил
заплатил
200 ₽
Заказчик не использовал рассрочку
Гарантия сервиса
Автор24
Автор24
20 дней
Заказчик воспользовался гарантией для внесения правок на основе комментариев преподавателя
8 мая 2016
Заказ завершен, заказчик получил финальный файл с работой
5
Классики зарубежной социологии: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, М. Вебер..docx
2018-01-30 17:22
Последний отзыв студента о бирже Автор24
Общая оценка
5
Положительно
Спасибо огромное автору за работу,все выполнено прекрасно,соблюдены все требования и пожелания.Автор ответственен и всегда на связи,обязательно буду обращаться еще.