Создан заказ №1303000
29 июля 2016
Практикум по планированию и построению образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО по познавательном
Как заказчик описал требования к работе:
Методические рекомендации по изучению дисциплины
«Практикум по планированию и построению образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО по познавательному и речевому развитию»
1. Цель освоения дисциплины: Создание условий для формирования профессиональных компетенций в области планирования со
держания и организации познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
2. В результате освоения дисциплины слушатель должен
уметь:
▪ применять основные методы познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста в ДО;
▪ использовать современные образовательные технологии для формирования предпосылок универсальных учебных действий;
▪ планировать, проектировать и моделировать образовательный процесс в ДО,
▪ использовать технологии и контрольно-оценочные методы педагогической диагностики;
▪ применять профессиональные компетенции, помогающие выстраивать свою профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога ДО.
Структура практикума
Результаты практикума предоставляется в виде отчета по результатам выполненных практических заданий.
Структура отчета по практикуму включает в себя следующие части:
1. Титульный лист по форме (см. прил. 1).
2. Оглавление по форме. Оглавление - это указатель рубрик (заголовков). Помещают оглавление в начале работы, сразу после титульного листа. Рубрики контрольной работы должны соответствовать разделам работы.
3. Содержание проекта
4. Список использованной литературы
Алгоритм самостоятельной работы по практикуму
Модуль 1. Планирование познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста
Занятие 1. Анализ психолого-педагогической литературы, выделение информации по определенной возрастной категории.
Занятие 2. Составление перспективного плана на основе обогащения опыта детей и развития у них предпосылок учебных действий.
Занятие 3. Оформление плана, обеспечение его методическим материалом.
Модуль 2. Построение образовательного процесса по познавательному и речевому развитию
Занятие 1. Анализ методических разработок и опыта работы в данной области различных дошкольных образовательных организаций.
Занятие 2. Проработка организационного обеспечения образовательного процесса
Занятие 3. Пробное проведение образовательной деятельности в данной области
Модуль 3. Формирование системы оценки результатов познавательного и речевого развития дошкольников
Занятие 1. Анализ психолого-педагогической литературы, методических разработок, отчетов о результатах мониторинга образовательного процесса дошкольных образовательных организаций
Занятие 2. Выделение критериев оценки результатов развития детей в данной образовательной области
Занятие 3. Проектирование системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения данной образовательной области в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования в ДОУ
Рекомендации по созданию отчетного проекта
В последнее время проектный метод активно внедряется в отечественную педагогику. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в учебном процессе.
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе “делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют “почемучками”. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги.
В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ “Об образовании”, национальной доктрине образования в РФ и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:
• обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;
• обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
• реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
• помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;
• привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
• обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии - кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.
Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.
Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.
Объектом проектирования может стать педагогическая система ДОУ, педагога, отдельной программы как единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению целей. Между тем для каждого педагога важнейшим являются вопросы, связанные с проектированием образовательного процесса по конкретной методике, индивидуальной воспитательной системы, отдельного специально-организованного занятия, педагогической ситуации. В дошкольном образовании использование метода проектов является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.
Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то, начиная с младшего возраста, в ДОУ планируются и реализуются ролево-игровые и творческие проекты, что подчеркивает специфику проектной деятельности с дошкольниками.
Классификация и виды проектов
В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.
Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности.
В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
• исследовательско-творческие - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.).
• ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы;
• информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т.п.;
• творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например “Театральная неделя”.
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты. Кроме того, используются и такие виды проектов, как:
• комплексные, например “Мир театра”, “Здравствуй, Пушкин!”, “Эхо столетий”, “Неделя книги”;
• межгрупповые, например “Математические коллажи”, “Мир животных и птиц”, “Времена года”;
• творческие, например “Мои друзья”, “У нас в нескучном саду”, “Любим сказки”, “Мир природы”, “Рябины России”;
• групповые, например “Сказки о любви”, “Познай себя”, “Подводный мир”, “Весёлая астрономия”;
• индивидуальные, например “Я и моя семья”, “Генеалогическое древо”, “Секреты бабушкиного сундука”, “Сказочная птица”;
• исследовательские, например “Мири воды”, “Дыхание и здоровье”, “Питание и здоровье”.
Другими признаками классификации являются:
• состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.);
• продолжительность: краткосрочный - несколько занятий, 1-2 недели; средней продолжительности - 1-3 месяца; долгосрочный - до 1 года (например, “Творчество Пушкина” - на учебный год).
Цели и задачи проектного метода
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
• обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
• развитие познавательных способностей;
• развитие творческого воображения;
• развитие творческого мышления;
• развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
• формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.
Внедрение проектного метода в системе ДОУ позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Ребёнку метод проектов даёт возможность:
• экспериментировать, синтезировать полученные знания;
• развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Основные этапы метода проектов включают:
Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:
• к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
• в каких источниках можно найти информацию;
• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
• с какими предметами научиться работать для достижения цели.
Выполнение проекта - практическая часть.
Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
Условием освоения каждого этапа является коллективная мыследеятельность педагогов, что позволяет:
• ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;
• освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
• уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
• объединять усилия всех субъектов педагогического процесса.
Реализацией проектов в дошкольном учреждении руководит проектный совет, целью которого является создание условий для инновационных процессов в ДОУ. Задачами проектного совета являются: руководство образовательными проектами, утверждение или экспертиза, а так же контроль за внедрением нововведений в педагогическую практику ДОУ.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.
Алгоритм проектного комплексно-тематического планирования образовательного процесса
Комплексно-тематический характер планирования предполагает комплексное решение педагогических задач из разных образовательных областей при единстве содержания, объединенного одной темой. Одной из ведущих форм комплексно-тематического планирования выступает проект.
При формулировании темы проекта необходимо следовать принципам проблемности, доступности, обобщенности и содержательности, привлекательности и личной значимости темы для детей с учетом их возраста. Проекты могут быть интегрированными (включают задачи из разных образовательных областей) и монопроектами (преобладают задачи одной из образовательных областей).
Проект является эффективным средством привлечения родителей к образовательной деятельности дошкольного учреждения. Формы участия родителей: помощь ребенку в поиске информации в энциклопедии или Интернете, посещении музея, сочинении сказки или загадки, создании совместного макета, коллажа; участие в организации целевой прогулки, похода, спортивном празднике, театрализованном представлении; демонстрация своих любительских или профессиональных умений (кулинарных, литературных, художественных) по теме проекта, презентация результатов проекта.
Примерная схема алгоритма проектного планирования
Тема проекта.
Цель и задачи проекта.
Предварительная работа.
Содержание (по этапам проекта): виды совместной и самостоятельной деятельности детей в разных образовательных областях, в условиях развивающей среды, во взаимодействии с родителями.
Мотивационный этап (содержание и формы работы).
Проблемно-деятельностный этап (содержание и формы работы).
Творческий этап (содержание и формы работы).
Литература.
Подробнее см. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.: ил. – С. 398-401.
Приммер оформления проекта см. в папке Библиотека.
Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:
Первый этап
На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
Второй этап
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.
Третий этап
Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Четвертый этап
Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.
Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
Основные этапы метода проектов:
Выбор цели проекта
Воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.
Разработка проекта
Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.
Выполнение проекта
Выполняется практическая часть проекта.
Подведение итогов
Проводится "разбор полетов", оценка результатов и определение задач для новых проектов.
Виды проектов в ДОУ:
Творческие
После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Исследовательские
Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
Игровые
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Информационные
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
Перечень рекомендуемой литературы
1. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные технологии дошкольного образования. - Детство-Пресс, - 2011 г.
2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
3. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. Курс лекций.-М.:Детство-пресс, 2010.
4. Фролова А.Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций/ А.Н.Фролова. –Ростов н/Д: Феникс, 2009.-251с.
подробнее
Заказчик
заплатил
заплатил
100 ₽
Заказчик не использовал рассрочку
Гарантия сервиса
Автор24
Автор24
20 дней
Заказчик принял работу без использования гарантии
30 июля 2016
Заказ завершен, заказчик получил финальный файл с работой
5
Практикум по планированию и построению образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО по познавательном.docx
2017-05-11 10:24
Последний отзыв студента о бирже Автор24
Общая оценка
5
Положительно
Очень хороший автор, помог мне при написании дипломной работы,довел ее до "ума",чем я очень благодарна ему. Работа качественная,без замечаний и четко по требованиям.спасибо вам за работу.