Создан заказ №1414102
24 октября 2016
Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте
Как заказчик описал требования к работе:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНСОРЦИУМ СРЕДНЕРУССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
Р.М. Чудинский, А. А. Володин
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КУРСОВОГО ПРОЕКТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПСИХОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗР
АСТА»
Подольск 2016
Редакционная коллегия:
Р.М. Чудинский доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии, педагогики и профессионального образования АНО ВО «Московский областной гуманитарный институт»
А.А. Володин – доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии, педагогики и профессионального образования АНО ВО «Московский областной гуманитарный институт»
Чудинский Р.М., Володин А.А. Методические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине «Психология дошкольного возраста» / Р.М. Чудинский, А.А. Володин. Подольск: АНО ВО «МОГИ», 2016.
СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения……………………………………………………… 4
Требования к выполнению курсового проекта…………………… 5
Структура курсового проекта………………………………………. 7
Оформление курсового проекта…………………………………….. 14
Порядок проведения защиты курсового проекта………………….. 18
Приложения…………………………………………………………….. 19
Общие положения
Курсовой проект по дисциплине «Психология дошкольного возраста» является неотъемлемой частью процесса обучения. Она призвана углубить знания студентов по курсу «Психология дошкольного возраста», полученные ими в ходе теоретических и практических занятий, привить им навыки самостоятельного изучения материала темы работы, исследовательской деятельности, а также обучить студентов подбирать, изучать и обобщать материалы источников информации на бумажных и электронных носителях.
Выполнение курсового проекта представляет собой самостоятельное решение студентом под руководством преподавателя частной задачи или проведение исследования по одному из вопросов, изучаемых в дисциплине «Психология дошкольного возраста».
Основной целью выполнения курсового проекта по курсу «Психология дошкольного возраста» является расширение, углубление знаний студента и формирование у него навыков научно-исследовательской деятельности.
Задачи курсового проекта по курсу «Психология дошкольного возраста» состоят в:
систематизации научных знаний по дисциплине;
углублении уровня и расширении объема профессионально значимых знаний и опыта деятельности по курсу;
формировании умений и навыков самостоятельной организации научно-исследовательской работы;
овладение современными методами поиска, обработки и использования информации.
Студент определяет тему курсового проекта в соответствии с перечнем тем, разработанных и утвержденных на кафедре, а также руководствуясь своими научными интересами и склонностями, в рамках предложенного круга тем.
Тематика курсовых проектов соответствует задачам изучения дисциплины «Психология дошкольного возраста» и подготовки специалистов по данному профилю, предусмотренным в государственном образовательном стандарте; соответствует современному уровню развития данной отрасли науки и опыту педагогической (производственной) деятельности.
Для правильного выбора темы студент консультируется с научным руководителем, который поможет определить тему, поставить цели и задачи курсового проекта, даст советы по методике выполнения курсового проекта. Студент вправе предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования.
Изменение темы курсового проекта допускается в исключительных случаях по обоснованному ходатайству самого студента или по инициативе научного руководителя. Тема курсового проекта дается одному студенту учебной группы.
По каждой работе заведующим кафедрой назначается руководитель, который обеспечивает разработку задания по выбранной студентом теме, методическое и научное руководство, групповые и индивидуальные консультации по составленному совместно со студентом графику.
Руководителем курсового проекта является, как правило, лектор, ведущий дисциплину «Психология дошкольного возраста». Заведующий кафедрой может назначить руководителем курсового проекта по дисциплине учебного плана преподавателя, ведущего практические занятия, или иного преподавателя кафедры. Руководителем курсового проекта может быть назначен приглашенный специалист, выполняющий соответствующие обязанности на условиях почасовой оплаты или на общественных началах.
Процесс выполнения работ обеспечен учебниками, учебными пособиями, справочной и иной литературой, техническими и другими учебно-вспомогательными средствами.
Курсовой проект может быть оценен на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценка проставляется на титульном листе с подписью научного руководителя.
Оценка вносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку. Отрицательная оценка в зачетную книжку не вносится. Полные названия курсовых проектов вносятся в приложение к диплому.
Несвоевременное выполнение курсового проекта считается академической задолженностью и ликвидируется в установленном порядке.
Студенты, не получившие положительной оценки по курсовой работе, к сессии не допускаются. Курсовой проект по дисциплине учебного плана, оцененный неудовлетворительно, перерабатывается и возвращается на проверку тому же преподавателю.
Итоги выполнения курсовых проектов анализируются на кафедре.
Согласно сводной номенклатуре дел курсовые работы хранятся на кафедре в течение двух лет.
Требования к выполнению курсового проекта
Курсовой проект по дисциплине «Психология дошкольного возраста» должна соответствовать следующим требованиям:
авторская самостоятельность (оригинальность текста в системе «Антиплагиат» не менее 35%);
быть выполненной на достаточном теоретическом уровне;
включать анализ теоретического и эмпирического материала;
основываться на результатах самостоятельного исследования, если этого требует тема;
иметь обязательные самостоятельные выводы после каждой главы и в заключении работы;
иметь необходимый объем;
быть оформленной по стандарту и выполненной в указанные сроки.
При выборе темы студент должен учитывать:
ее актуальность;
познавательный интерес к ней;
возможность последующего более глубокого исследования проблемы.
Примерная тематика курсовых проектов по дисциплине «Психология дошкольного возраста» см. Приложение 1.
Курсовой проект над темой состоит из трех этапов: подготовительного, рабочего и заключительного.
На подготовительном этапе студент:
определяет цель, задачи, структуру и методы исследования;
осуществляет поиск теоретической и эмпирической информации (работа с каталогами, составление списка литературы, работа с книгой, выписки, тезисы, конспектирование, ксерокопирование важного и интересного материала, разработка программы и инструментария социологического исследования) и определяет ее объем. Рекомендуемый объем курсового проекта– 40-60 страниц;
тщательно систематизирует отобранный материал, изучает его и подготавливает краткую историографию проблемы исследования;
составляет план курсового проекта.
На рабочем этапе студент:
пишет черновой вариант работы и обосновывает свое мнение по рассматриваемым вопросам;
работает над выводами по параграфам и главам;
оформляет научно-справочный аппарат работы (сквозные ссылки, список использованной литературы).
На заключительном этапе студент:
исправляет работу в соответствии с замечаниями научного руководителя;
пишет окончательный вариант работы с учетом требований научного оформления;
представляет работу научному руководителю на отзыв;
сдает курсовой проект на защиту.
Структура курсового проекта
Курсовой проект имеет следующую структуру:
титульный лист;
содержание;
введение;
основной текст (главы, параграфы);
выводы по главам;
заключение;
список использованной литературы;
приложения.
Титульный лист должен нести следующую информацию (Приложение 3):
наименование: Образовательный консорциум Среднерусский университет, Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Московский областной гуманитарный институт», кафедра психологии, педагогики и профессионального образования;
обозначение характера работы (курсовой проект);
наименование темы курсового проекта;
фамилию, имя, отчество студента полностью;
название и номер учебной группы;
фамилию, имя, отчество, ученую степень, ученое звание научного руководителя;
дату сдачи и защиты, оценку с подписью научного руководителя;
название города, в котором находится учебное заведение;
год написания работы.
Содержание. После титульного листа следует оглавление (лист не нумеруется). В нем содержится название глав и параграфов с указанием страниц. Оно размещается на первой странице и печатается через 1,5 интервал.
Пример:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ………………………………………………………………… 5
1.1. ……………………………………………………………………….. 5
1.2. ……………………………………………………………………… 14
Выводы по I главе……………………………………………………… 22
ГЛАВА II. ………………………………………………………………. 23
2.1. ……………………………………………………………………… 23
2.2. ……………………………………………………………………… 30
Выводы по II главе……………………………………………………… 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………… 48
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………… 50
Введение
Во введении определяется актуальность, проблема, объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи курсового проекта, приводятся теоретические и методологические основы исследования, методы исследования, экспериментальная база исследования, практическая значимость исследования и структура работы.
Актуальность исследования. В этой части введения дается обоснование того, зачем и почему изучается именно эта тема, проблема. Актуальность важно формулировать максимально конкретно, в рамках выбранной темы исследования. Нежелательны абстрактные высказывания общего плана о состоянии человечества и человекознания, а также рассуждения о высокой значимости выбранного студентом направления и важности этой работы. Раскрывая актуальность исследования, следует показать, какие задачи стоят перед теорией и практикой, перед психологической наукой в аспекте избранного направления в конкретных социально-экономических условиях, отразить, что уже сделано предшествующими учеными и исследователями и что еще не до конца изучено, какой новый ракурс проблемы раскрывается в работе.
Исследование начинается с формулировки научной проблемы, которая вытекает из выбранной темы исследования. В широком смысле проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. В науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении какого-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. Проблема исследования – это вопрос, на который планируется ответить в процессе работы над исследованием, это то, что мы изучаем. Сформулировать проблему проще как вопросительную форму темы. Например: тема звучит как «Развитие образной памяти у детей младшего школьного возраста» может предполагать такую проблему: «Каковы психологические условия развития образной памяти у детей младшего школьного возраста?»
Важно понять, что проблема – это не только уточнение темы, а нахождение и лаконичная формулировка определенного противоречия или неизвестного, которое нужно разрешить или выяснить в ходе исследования.
После того как проблема определена, формулируются объект исследования, а затем предмет исследования.
Объект исследования – это, как правило, область или сфера явлений, педагогические процессы, психические состояния и психические свойства которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Объект научного исследования – это избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и как-то проявляет свою отделенность от окружающей его среды. Объект порождает проблемную ситуацию и избирается для изучения. Определяя объект исследования, автор обозначает поле исследования.
Примером объекта исследования к взятой в качестве примера темы является: память у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – это отдельные стороны, свойства, характеристики объекта; та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные для исследования признаки объекта. Предмет научного исследования – логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе точки мысленного обзора, аспекта, «среза» отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности. Формулируя предмет исследования, автор проясняет вопрос: что исследуется?
Размышляя над предметом исследования, студент определяет, какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование. Предмет исследования должен быть созвучен теме исследования.
Пример предмета исследования – развитие образной памяти у детей младшего школьного возраста.
После определения объекта и предмета исследования необходимо обозначить цель исследования. Цель – представляемое и желаемое будущее событие или состояние, идеальное представление результата нашего действия. С целью сообразуются средства, необходимые для ее достижения. Цель – это то, что исследователь намерен достигнуть в процессе работы; то, что мы хотим в исследовании разъяснить. Например, «Цель исследования – выявление, обоснование и экспериментальная проверка условий...». Чем конкретнее цель, тем понятнее, что, как и какими средствами планируется достичь в работе. Также возможна фраза «Решение данной проблемы и составило цель исследования», что позволит избежать повторения-«перевертыша» проблемы.
Пример цели исследования – выявление, обоснование и экспериментальная проверка психологических условий развития образной памяти у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью формулируются задачи исследования. Задачи – это заданная в определенных конкретных условиях цель деятельности. В исследовании задачи – это конкретные вопросы или действия, разрешение или совершение которых приближает к раскрытию проблемы исследования и достижению цели работы. Осмыслению задач способствует поиск ответов на вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели, решить проблему исследования? Формулируя задачи, следует помнить, что, решая их, фактически задается программа исследования: дать описание, определить теоретические основы исследования, выявить, дать характеристику, раскрыть специфику феномена (сделать предположение, подобрать методы, разработать программу, собрать сведения, получить данные, сравнить данные друг с другом по таким-то параметрам и т.д. – это внутренние задачи исследования, которые не выносятся в разряд общих).
Таким образом, каждая следующая задача может решаться только на основе результата решения предыдущей. Всего рекомендуется постановка и решение не менее трех, но не более пяти задач.
Примеры задач:
1. Провести анализ теоретических подходов к сущности понятия «память», ее видам и основным закономерностям развития в психологической науке.
2. Проанализировать психолого-педагогические основы развития образного внимания детей младшего школьного возраста.
3. Обосновать выбор психодиагностических методик для исследования индивидуальных особенностей развития образной памяти у детей младшего школьного возраста.
4. Провести экспериментальное исследование индивидуальных особенностей развития образной памяти у детей младшего школьного возраста.
5. Разработать рекомендации для … по коррекции и развитию образной памяти у детей младшего школьного возраста.
Следующим шагом должно стать осмысление теоретической и методологической основы исследования. Теоретическая и методологическая основа – одна или несколько взаимосвязанных концептуальных идей, в русле которых выстраивается собственное исследование. Методологической основой не может быть простой перечень фамилий ученых или теорий, которые обсуждаются в работе. Не стоит в качестве методологической основы выдвигать идеи из противоречащих друг другу научных парадигм или концепций. Методологическая основа исследования – заявленная позиция, исходя из которой будут пониматься и трактоваться частные вопросы исследования.
Во введении также обязательными структурными элементами являются: методы исследования в виде простого перечисления по принципу от общих (анализ научной литературы по проблеме, терминологический анализ, опрос, наблюдение, наративные (описательные) методики и пр.) к конкретным (методики, используемые в эмпирическом исследовании); экспериментальная база исследования – организация, предприятие, подразделение (например, школа, вуз, фирма и т.п.), в котором проводится исследование или опытно-экспериментальная работа; выборка – общее число испытуемых и детализованное по значимым для исследования различиям (пол, возраст, социальные группы; экспериментальные и контрольные группы и т.п.).
Если исследование выполнялось в несколько этапов, то дается краткая характеристика каждого этапа исследования: в какие сроки и что делалось.
Во введении может отмечаться практическая значимость исследования – утверждения, где и кем результаты исследования могут быть использованы, как и в каких сферах можно будет применены эти результаты.
Пример практической значимости: Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе изучены особенности развития образной памяти у детей младшего школьного возраста и разработаны рекомендации по коррекции и развитию образной памяти у детей младшего школьного возраста. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы МБОУ СОШ №6 г. Подольска для изучения и коррекции развития образной памяти у детей младшего школьного возраста.
В заключительной части введения необходимо кратко сказать о структуре работы. Пример: Структура и объем работы. Структура курсового проекта обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 35 наименований, и приложений.
Общий объем работы – 60 страниц. Основной текст работы – 54 страниц, включая 5 таблиц, 5 диаграмм, 2 рисунка. Приложения занимают 5 страниц.
Основной текст (главы, параграфы)
Основной текст разбивается, как правило, на две главы – теоретическую и практическую. Они дробятся на параграфы. Каждый параграф и глава должны заканчиваться выводами автора.
ГЛАВА 1. Теоретическая часть работы. Обзор и анализ состояния изученности данной проблемы. В данной главе дается обзор истории изучения обсуждаемой в работе проблемы. Этот обзор может быть структурирован по научным направлениям и научным школам, по историческим этапам развития науки, по развитию идей в зарубежных и отечественных исследованиях и т.д. В первой главе значимо обсудить основные понятия, дав их сущностную характеристику, и теоретические позиции по отношению к рассматриваемым в исследовании вопросам. При анализе истории проблемы разумно делать акцент на неисследованных аспектах или спорных вопросах. В итоге первой главы должно быть дано четкое теоретическое обоснование планируемого эмпирического исследования, сформулирован понятийный аппарат, обоснована логика исследования.
ГЛАВА 2. Экспериментальная часть работы. Содержит обоснование и описание процедуры и методов исследования; характеристику выборки, пространства исследования, собранных материалов; описание хода опытно-экспериментальной работы, основных этапов и логики исследования; описание контрольной и экспериментальной групп; средств обработки данных. В главе дается описание результатов эмпирического исследования или эксперимента, их анализ, интерпретация и обсуждение; делаются выводы.
Значимо, чтобы первая и вторая главы были содержательно взаимосвязаны. Обоснование хода исследования, выбора методов, логика анализа и интерпретации данных должны вытекать из теоретических обоснований эмпирического исследования.
Объем основного текста не должен превышать 40-50 машинописных страниц.
Заключение
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, обобщаются основные теоретические положения и делаются выводы, а также определяются основные направления для дальнейшего исследования проблемы в курсовой работе.
Список использованной литературы
Список представляет собой нумерованный перечень использованных при написании работы литературных или иных источников по проблеме (все упомянутые в работе персоналии и источники, а также иная литература по проблеме, рассмотренная автором в ходе исследования).
Источниковедческая база курсового проекта должна охватывать не менее 40 источников. Допускается привлечение материалов и данных, полученных с официальных сайтов Интернета. В этом случае необходимо указать точный источник материалов (сайт, дату получения).
Приложение
Для лучшего понимания и пояснения основной части курсового проекта в нее включают приложения, которые носят вспомогательный характер и на объем курсового проекта не влияют.
Приложения нужны, во-первых, для того, чтобы освободить основную часть от большого количества вспомогательного материала, а во-вторых, для обоснования рассуждений и выводов выпускника.
Здесь могут содержаться материалы эксперимента в таблицах, диаграммах, графиках; психодиагностические методики, анкеты или опросники, программа коррекционно-развивающих, тренинговых занятий и т.п.
Стиль изложения
Текст курсового проекта не должен быть эмоционально окрашен. Научное изложение рассчитано на логическое, а не эмоционально чувственное восприятие. Если автор прибегает к прямым публицистическим высказываниям, развернутому выражению радости, гнева, иронии и т.п., то тем самым совершается стилистическая ошибка. Это не значит, что в научном стиле вовсе не могут присутствовать элементы стиля художественного, но прибегать к ним нужно для того, чтобы сделать изложение живым, эстетичным, понятным, и чаще там, где идет полемика с другими авторами. Например: «автор удачно отмечает...», «мы соглашаемся с...», «вслед за..., мы...», «вместе с тем необходимо отметить...».
Материал, как правило, подается от третьего лица при обязательном выражении отношения к нему. Например: «по нашему мнению,...», «с нашей точки зрения,...», «проведенное нами исследование позволяет сделать предположение (вывод) о том, что...», «в процессе эксперимента были созданы условия для..., которые позволили... скорректировать…».
Элементы художественного стиля (риторический вопрос, повтор, антитеза, сравнение, пословица, литературная цитата и др.) не должны служить цели сделать текст «красивым» – они в научной прозе являются только дополнительным средством, вспомогательным приемом и не могут определять систему научного изложения.
Критериями оценки курсового проекта являются:
актуальность и степень разработанности темы;
творческий подход и самостоятельность в анализе, обобщениях и выводах;
полнота охвата первоисточников и исследовательской литературы;
уровень овладения методикой исследования;
научная обоснованность и аргументированность обобщений, выводов и рекомендаций;
научный стиль изложения;
соблюдение всех требований к оформлению курсового проекта и сроков ее исполнения.
Оформление курсового проекта
В курсовой работе страницы текста и включенные в работу иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 (210x297 мм) по ГОСТ 9327. Текст работы следует печатать на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Цвет шрифта должен быть черным. Работа должна быть распечатана и сброшюрована в папку скоросшиватель.
Курсовой проект выполняется на листах формата А4 с соблюдением следующих требований:
поля: левое – 30 мм, правое – 20 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм;
размер шрифта (кегль) – 14 пт. Для оформления основного текста работы шрифт Times New Roman. В качестве базового стиля рекомендуется использовать стиль «Обычный», имеющий некоторый стандартный набор параметров для набора текста;
межстрочный интервал – полуторный;
отступ красной строки – 1,25;
выравнивание текста – по ширине.
Каждый структурный элемент содержания работы начинается с новой страницы. Название глав, содержание, заключения и список использованной литературы располагается в середине строки без точки в конце и пишутся прописными буквами. Расстояние между ними и текстом должно быть равно одному межстрочному интервалу. Расстояние между параграфами глав и текстом должно быть равно одному межстрочному интервалу. Расстояние между текстом и названием следующего параграфа должно быть равно двум межстрочным интервалам.
Обязательна сквозная нумерация страниц. Номера страниц проставляются сверху посередине, номер на первой странице (титульном листе) не ставится. Размер шрифта, используемого для нумерации, должен быть меньше, чем у основного текста. Тип шрифта лучше использовать тот же самый.
Знаки препинания должны применяться в соответствии с правилами русской пунктуации.
Точки. Есть несколько случаев, в которых точки не ставятся: в конце заголовков, в подписях таблиц и рисунков; во многих сокращениях (мм, кг и пр.); в качестве разделителя десятичных знаков (для этого предназначена запятая).
Кавычки следует использовать только угловые. Обычные кавычки используются только в английских текстах.
Черточки. Различают дефис и тире. Дефис (короткая черточка) используется для разделения частей сложных слов (все-таки, по-другому). Дефис никогда не отделяется пробелами. От дефиса отличается знак тире – знак препинания, используемый в предложениях. Тире всегда отбивается пробелами, но не переносится так, чтобы с него начиналась новая строка.
Пробелы. Пробел используется для отделения единиц измерения от числа (127 м), для разделения порядков в больших числах (10 000 км), при этом необходимо следить, чтобы не возникало переносов. Пробелом не отделяются от чисел знаки процента и градусов (99%), показатели степени. Не ставится пробел перед закрывающей и после открывающей скобок. После знака № пробел следует ставить. Не следует отбивать красную строку пробелами. После любого знака препинания ставится пробел.
Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Возможно вынесение объемных схем или диаграмм в Приложение. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте. Между двумя соседними иллюстрациями должно быть не менее трех-четырех строк текста. От нижнего края страницы рисунок должен отделяться несколькими строками текста.
Иллюстрации должны иметь название, которое помещают над иллюстрацией. При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные (подрисуночный текст). Иллюстрация обозначается словом «Рис.», которое помещают до поясняющих данных. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы сквозной нумерацией (например, Рис. 3). Если в тексте только одна иллюстрация, то ее нумеровать не следует и слово «Рис.» под ней не пишут.
Иллюстрацию следует выполнять на одной странице. Если иллюстрация не умещается на одной странице, можно переносить ее на другие страницы, при этом название иллюстрации помещают только на первой странице, поясняющие данные – к каждой странице и под ними указывают «Рис. …, лист …».
Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте.
Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера, тематического заголовка, заголовков вертикальных граф. Все таблицы в тексте нумеруются арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещается надпись с номером (например, Таблица 4). Тематический заголовок располагают посредине страницы, пишут с прописной буквы, без точки на конце. Заголовки граф пишут с прописной буквы и выделяют полужирным начертанием. Подчиненные заголовки могут писаться со строчной, если они грамматически связаны с главным заголовком. Следует избегать вертикальной графы «Номер по порядку», в большинстве случаев не нужной. При переносе таблицы на другую страницу следует пронумеровать графы на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.
Формулы приводятся сначала в буквенном выражении, затем дается расшифровка входящих в них индексов, величин, в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Уравнения и формулы нумеруются в круглых скобках справа от формулы. Нумерация уравнений и формул должна быть сквозной по всему тексту курсового проекта.
Примечания помещают внутри текста в круглых скобках (как вводное предложение), или, если такие примечания содержат довольно значительный по объему материал, выносят в подстрочное примечание (т.е. оформляют как сноску внизу страницы). В тексте и в подстрочном примечании используется надстрочный значок. При использовании на одной странице нескольких примечаний количество значков увеличивается на один при каждом новом примечании. С новой страницы вновь начинается с одного значка. Запрещено выносить в подстрочное примечание ссылку на литературные источники.
Все персоналии в тексте упоминаются с инициалами перед фамилией, например: «Как отмечал А.Р. Лурия…». Перечисление персоналий приводится либо в алфавитном порядке, либо в историческом; зарубежные и отечественные исследователи обычно перечисляются раздельно.
Цитаты выписываются непосредственно из первоисточников. Вместо пропущенных слов в цитате ставят многоточие. Первое слово цитаты, помещенное в начале предложения, всегда пишется с прописной буквы, даже если в оригинале оно написано со строчной. Цитировать авторов необходимо только по их собственным (т.е. по первоисточнику) произведениям.
Если источник недоступен, разрешается воспользоваться цитатой этого автора, опубликованной в каком-либо другом издании. Ссылке должны предшествовать слова: Цит. по: … или, Приводится по: ... Например: Цит. по: ПИАР крупных российских корпораций. – М., 2002. – С. 88.
При ссылке на литературный источник в тексте указывается в квадратных скобках, где приводится номер источника по списку использованной литературы.
Например:
«В педагогической и психологической науках достаточно подробно рассматриваются вопросы взаимосвязи воспитания [3], обучения [1] и развития [7]».
«В работах ряда учёных [1, 4, 12 и др.] рассмотрена классификация возрастных этапов развития человека».
При использовании в тексте прямой речи ссылка на литературный источник в тексте указывается в квадратных скобках, где приводится номер источника по списку использованной литературы и номер страницы, например, [5, с. 71].
Список использованной литературы должен иметь сквозную порядковую нумерацию включенных в него документов.
Способы группировки источников. Наиболее распространенным способом является алфавитный способ, при котором описания книг и статей располагаются в общем алфавите фамилий авторов и заглавий книг и статей. Описания произведений авторов-однофамильцев располагают обычно в алфавите их инициалов. Работы одного автора и его работы с соавторами включают в список в алфавите первых слов заглавий, при этом не учитываются фамилии соавторов.
Сведения о нормативных документах и статьях из периодических изданий приводятся с обязательным указанием источника опубликования. При включении в список архивных материалов необходимо указывать полное название архива или учреждения, где хранится документ, наименование или номер фонда, номер описи, номер дела и номера листов. При использовании в работе электронных документов из Интернета в источнике опубликования указывается адрес сервера или базы данных. Правила оформления библиографических ссылок в списке литературы см. Приложение 2.
Приложение оформляется как продолжение работы. Для этого на отдельном листе в центре пишется название «ПРИЛОЖЕНИЯ». Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова Приложение и номера арабскими цифрами (например, Приложение 3). Каждое приложение имеет порядковый номер, на который даются ссылки в работе. Приложение обязательно должно иметь название, отражающее содержание представленных материалов или данных. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме: (см. Приложение 1).
При включении в приложение нескольких таблиц или графиков – каждый из них также должен иметь нумерацию и название, отражающие, какие переменные в них представлены. Все таблицы и графики (как в приложении, так и в основном тексте работы) должны быть сопровождены кратким, но полным по смыслу комментарием, позволяющем понять, что именно отражено в представленном материале, какие переменные, какие показатели и коэффициенты и т.д. Нумерация страниц приложения продолжает нумерацию работы в целом.
Обязательным элементом курсового проекта является титульный лист. На титульном листе указывается наименование вуза и кафедры, тема курсового проекта, фамилия и инициалы студента, факультет и группа, фамилия и инициалы научного руководителя, ученая степень и звание. Титульный лист включается в общую нумерацию. Номер страницы на нем не ставится.
Порядок проведения защиты курсового проекта
Курсовой проект допускается к защите при условии законченного оформления, отзыва с оценкой (образец отзыва см. Приложение 4) и допуска научного руководителя (распечатанная и подписанная научным руководителем, со страницы системы «Антиплагиат» стандартная регистрационная форма, содержащая следующие сведения: фамилию, имя, отчество студента; присвоенный системой регистрационный номер; дату отправки). В случае недопуска курсового проекта к защите, руководитель курсового проекта проставляет в экзаменационной ведомости студенту неудовлетворительную оценку.
Защита курсовых проектов проводится в установленное время в виде публичного выступления студента: защиты перед комиссией кафедры с участием руководителя работы, выступления на научно-практической конференции и т.д. В отсутствие руководителя курсового проекта защита может быть проведена при условии представления им письменного отзыва на курсовой проект .
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Примерная тематика курсовых проектов по дисциплине
«Психология дошкольного возраста»
1. Особенности психического развития в раннем возрасте.
2. Психическое развитие ребенка первого года жизни.
3. Психическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет.
4. Психическое развитие ребенка от 3 до 7 лет.
5. Развитие бытовой деятельности в младенчестве.
6. Развитие бытовой деятельности в раннем детстве.
7. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте.
8. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте.
9. Развитие предпосылок трудовой деятельности в раннем детстве.
10. Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте.
11. Развитие игры в раннем детстве.
12. Характеристика сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.
13. Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте.
14. Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте.
15. Развитие общения дошкольников со взрослыми.
16. Отношение дошкольников к личности воспитателя.
17. Развитие общения дошкольников со сверстниками.
18. Развитие внимания в младенчестве.
19. Развитие внимания в раннем детстве.
20. Развитие внимания в дошкольном возрасте.
21. Развитие речи в младенчестве.
22. Развитие речи в раннем детстве.
23. Развитие речи в дошкольном возрасте.
24. Сенсорное развитие в младенчестве.
25. Сенсорное развитие в раннем детстве.
26. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте.
27. Развитие памяти в младенчестве.
28. Развитие памяти в раннем детстве.
29. Развитие памяти в дошкольном возрасте.
30. Развитие воображения в раннем детстве.
31. Развитие воображения в дошкольном возрасте.
32. Руководство развитием воображения.
33. Развитие мышления в младенчестве.
34. Развитие мышления в раннем детстве.
35. Развитие мышления в дошкольном возрасте.
36. Развитие самосознания в младенчестве.
37. Развитие самосознания в раннем детстве.
38. Развитие самосознания в дошкольном возрасте.
39. Развитие воли в дошкольном возрасте.
40. Эмоциональное развитие в младенчестве.
41. Эмоциональное развитие в раннем детстве.
42. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте.
43. Эмоциональное неблагополучие детей.
44. Нравственное развитие в младенчестве.
45. Нравственное развитие в раннем детстве.
46. Нравственное развитие в дошкольном возрасте.
47. Развитие темперамента в дошкольном возрасте.
48. Особенности свойств темперамента у детей первых семи лет жизни.
49. Развитие способностей дошкольника.
50. Условия развития способностей в дошкольном возрасте.
51. Психологическая готовность к обучению в школе.
52. Социальная ситуация развития в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту.
53. Компоненты психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
Приложение 2
Правила оформления библиографических ссылок в списке литературы
Правила оформления списка цитируемой литературы. ГОСТ 7.0.5.–2008
Пример оформления библиографической ссылки Тип библиографической ссылки
1. Валукин М. Е. Эволюция движений в мужском классическом танце. М.: ГИТИС, 2006. 251 с. Работа одного автора
2. Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика: теория речевой деятельности: учеб. пособие для студентов педвузов. Тверь: ACT, 2006. 319 с. Работа
двух авторов
3. История России: учеб. пособие / В.Н. Быков и др.; отв. ред. В.Н. Сухов. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: СПбЛТА, 2001. 231 с. Работа более 3-х авторов
4. Василенко И.А. Политология: учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт; Высшее образование, 2010. 398 с. Работа одного автора, изданная в нескольких издательствах
5. Вишняков И. В. Модели и методы оценки коммерческих банков в условиях неопределенности: дис. … канд. экон. наук. М., 2002. 234 с. Диссертация
6. Вишняков И. В. Модели и методы оценки коммерческих банков в условиях неопределенности: автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2002. 15 с. Автореферат диссертации
7. Глобализация: исторические предпосылки, эволюция и перспективы для человечества: материалы международной научно-практической конференции, МГОУ, 21–22.02.2012. М.: Изд-во МГОУ, 2012. 400 с. Материалы конференции
8. Содержание и технологии образования взрослых: проблема опережающего образования: сб. науч. тр. / Ин-т образования взрослых Рос. акад. образования; под ред. А.Е. Марона. М.: ИОВ, 2007. 118 с. Сборник научных трудов
9. Казьмин В.Д. Справочник домашнего врача: в 3 ч. Ч. 2. Детские болезни. М.: Астрель, 2002. 503 с. Отдельный том многотомного издания
10. Научный потенциал и инновационная активность в России: стат. сб. / М-во образования и науки Рос.Федерации, Федер. Агенство по науке и инновациям, Рос. Науч.-исслед. Ин-т экономики, политики в науч.-техн. сфере; [сост. С.В. Попов, В.В. Сергеева]. М.: Языки славянских культур. Вып. 2. 2008. 287 с. Статистический сборник
11. Есипова В.А. Музей книги и преподавание истории книги в Томском университете // Музейные фонды в экспозиции в научно-образовательном процессе: материалы Всерос. науч. конф., Томск, 18–20 марта 2005 г. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 184–188. Статья из сборника
12. Кошман С.Н. К вопросу о создании региональной системы социализации детей-сирот // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». 2008. № 4. С. 32–43. Журнальная статья
13. Пинчук А. Качественно-индикативное планирование в стратегическом менеджменте // Государственная служба. 2009. № 4. С. 62–65.
14. Трубилина М. Московские легенды // Российская газета. 2004. 26 янв. Газетная статья
15. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). М.: Дашков и К, 2011. 43 с. Нормативно-правовые акты
16. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 16.11.2011). М: Право, 2002. 46 с.
17. Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 28.07.2010) «Об актах гражданского состояния» // Российская газета. 1997. 20 ноября.
18. Лэтчфорд Е. С Белой армией в Сибири [Электронный ресурс] // Восточный фронт армии адмирала А. В. Колчака: [сайт]. [2004]. URL: http://east-front.narod.ru/memo/latchford.htm (дата обращения: 23.08.2007). Интернет-ресурсы (электронные ресурсы удаленного доступа)
19. Дирина А.И. Право военнослужащих российской Федерации на свободу ассоциаций // Военное право: сетевой журнал. 2007. URL: http://www. voennoepravo.ru/node/2149 (дата обращения: 19.09.2007).
20. Арестова О.Н. Региональная специфика сообщества российских пользователей сети Интернет [Электронный ресурс]. URL: http://www.relarn.ru:8082/conf/conf97/10.html (дата обращения: 23.08.2009)
21. Московский Кремль [Электронный ресурс]: трёхмер. путеводитель. М.: Новый Диск, 2007. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Материал на CD или DVD (электронный ресурс локального доступа)
22. О введении надбавок за сложность, напряженность и высокое качество работы [Электронный ресурс]: указание М-ва соц. защиты Российской Федерации от 14 июля 1992 г. № 1-49-У. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». Электронный ресурс ограниченной доступности
23. Graham, Robert J. Creating an environment for succesful project. San-Francisco: Jossey-Bass, 1997. 253 p. Книга на иностранном языке
Сокращение слов и словосочетаний в библиографическом описании документов
При оформлении списка использованной литературы, подстрочных и внутритекстовых библиографических ссылок допускается применять сокращения слов и словосочетаний, часто встречающихся в библиографическом описании, при условии, что сокращения эти должны быть оформлены в соответствии с ГОСТ 7.12-77 «Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании» и ГОСТ 7.11-78 «Сокращения слов и словосочетаний на иностранных европейских языках в библиографическом описании».
Все остальные сокращения, не предусмотренные в настоящих стандартах, допускается применять только в том случае, если в работе имеется их расшифровка, т.е. после содержания перед текстом работы на отдельной странице приводится список принятых сокращений.
Правила сокращения русских слов и словосочетаний
Сокращениям подлежат различные части речи. Существительные, прилагательные, глаголы, а также причастия сокращают одинаково во всех грамматических формах, независимо от рода, числа, падежа и времени.
Имена существительные сокращают только в том случае, если они приведены в списках стандартов.
Применяются также общепринятые сокращения:
1) употребляемые самостоятельно (и др. – и другие; и пр. – и прочее; и т.д. – и так далее; и т.п. – и тому подобное; т.е. – то есть; т.к. – так как; т.о. – таким образом; т.н. – так называемый);
2) употребляемые при именах и фамилиях (г-жа – госпожа; г-н – господин; им. – имени; тов. – товарищ);
3) употребляемые при географических названиях (г. – город; д. – деревня; с. – село; губ. – губерния; обл. – область);
4) употребляемые при внутритекстовых ссылках (гл. – глава; п. – пункт; разд. – раздел; рис. – рисунок; табл. – таблица; с. – страница);
5) употребляемые при цифрах (г., гг. – год, годы; в., вв. – век, века; до н.э. – до нашей эры; ч – час, часов; мин – минута; с – секунда; тыс. – тысяча; млн – миллион; млрд – миллиард; ок. – около; к., коп. – копейка; р., руб. – рубль; экз. – экземпляр).
Прилагательные и причастия сокращают, отбрасывая части слова, например: санитарный – сан.
Сокращения, принятые для имен существительных, распространяются на имена прилагательные и страдательные причастия, образованные от того же корня, например: академия – акад.; академический – акад.
Прилагательные и причастия, оканчивающиеся на:
-авский
-адский
-ажный
-азский
-айский
-альный
-альский
-анный
-анский
-атский
-ейский
-ельный -ельский
-енный
-енский
-ентальный
-ерский
-еский
-иальный
-инский
-ионный
-ирский
-ительный
-ический -кий
-ний
-ный
-ованный
-овский
-одский
-ольский
-орский
-ский
-ской
-ческий,
сокращают отбрасыванием этой части слова. Прилагательные, оканчивающиеся на -графический, -логический, -номический, сокращают отбрасыванием следующих частей слова: -афический, -огический, -омический, например: географический – геогр., биологический – биол., астрономический – астрон.
Если отбрасываемой части слова предшествует буква «и», то при сокращении слова следует сохранить следующую за ней согласную, например: калийный – калийн., крайний – крайн.
Если отбрасываемой части слова предшествует гласная буква, то при сокращении слова следует сохранить следующую за ней согласную, например: ученый – учен., масляный – маслян.
Если отбрасываемой части слова предшествует буква «ь», то слово при сокращении должно оканчиваться на стоящую перед ней согласную, например: польский – пол., сельский – сел.
Если отбрасываемой части слова предшествует удвоенная согласная, то при сокращении слова следует сохранить одну из согласных букв, например: классический – клас.
В сложных прилагательных, пишущихся через дефис, каждую составную часть сокращают в соответствии с правилами, приведенными выше, например: военно-политический – воен.-полит., профессионально-технический – проф.-техн.
В сложных прилагательных, пишущихся слитно, сокращают вторую часть слова, например: агролесомелиоративный – агролесомелиор., лесохозяйственный – лесохоз.
Однокоренные прилагательные и причастия, отличающиеся только приставками, сокращают одинаково, например: школьный – шк., пришкольный – пришк.
Прилагательные и причастия в краткой форме сокращают так же, как и в полной форме, например: изданный – изд., издано – изд.
Сокращать слово не допускается, если оно является единственным членом предложения.
Слова и словосочетания сокращать не допускается, если возможно различное понимание текста.
Приложение 3
Образец оформления титульного листа курсового проекта
Автономная некоммерческая организация
высшего образования
«Московский областной гуманитарный институт»
_________________________________________________________________________________________________________________
Кафедра психологии, педагогики и профессионального образования
ПСИХОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
«Нравственное развитие в дошкольном возрасте»
Выполнил:
студент 1 курса, группы ППО-11
Иванов Иван Иванович
Руководитель:
профессор кафедры психологии, педагогики и профессионального образования, д.п.н.
Володин А.А.
Подольск 2016
Приложение 4
ОТЗЫВ
на курсовой проект по дисциплине «_______________________»
студента (ки) ______ курса, группы ______________
АНО ВО «Московский областной гуманитарный институт»
________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
на тему:
________________________________________________________________
Курсовой проект (проект) (ФИО студента) является (в достаточной или недостаточной мере) самостоятельной исследовательской работой. В ходе ее подготовки студент проявил следующие личностные качества: необходимую (недостаточную) ответственность, (недостаточную) мотивированность на эффективность работы и получение конкретных результатов, активность (пассивность), (недостаточную) способность к анализу научной литературы и умение (неумение) логично и четко раскрыть замысел работы.
Курсовой проект (ФИО студента) является актуальной, своевременной и отвечающей запросам теории и практики. Работа посвящена одной из наиболее важнейших проблем современной психологии (педагогики, …..) – проблеме …………….., выполнена на современном научном и методическом уровне.
Методологический аппарат разработан адекватно (не адекватно), и в полной (не полной) мере соответствует заявленной теме работы.
Однако, необходимо указать на следующие недостатки работы и сформулировать некоторые рекомендации:
1. Обзор литературы в курсовой работе приведен в недостаточном соответствии с целью и направленностью работы.
2. Желателен анализ более современных источников, использование материалов первоисточников.
3. Список литературы, использованной при написании курсового проекта не в полной мере соответствует требованиям к его оформлению.
Представленный труд в достаточной мере удовлетворяет требованиям к курсовым работам и может быть рекомендован к защите.
Работа заслуживает оценки__________________
Научный руководитель _____________ _______________
(подпись) (Ф.И.О.)
Дата: ___________________
подробнее
Заказчик
заплатил
заплатил
500 ₽
Заказчик не использовал рассрочку
Гарантия сервиса
Автор24
Автор24
20 дней
Заказчик принял работу без использования гарантии
27 октября 2016
Заказ завершен, заказчик получил финальный файл с работой
5
Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте.docx
2016-10-30 20:27
Последний отзыв студента о бирже Автор24
Общая оценка
5
Положительно
Очень довольна! Все в срок! Если ещё понадобятся работы буду обращаться, спасибо !