Создан заказ №1534063
7 декабря 2016
Представление о субъекте деятельности. Соотношение понятий личности, индивида, индивидуальности.
Как заказчик описал требования к работе:
Составить модель взаимосвязей базовых категорий по данной теме что первично и что вторично, в какой последовательности формируется. Необходимо предоставить собственную версию!!Тезисы:
№ 1. С. Л. Рубинштейн: деятельность - взаимодействие внешних и внутренних условий. Субъект - внутреннее условие дея
тельности. Субъект активен. Внешние условия действуют через внутренние (внешнее воздействие предполагает участие субъекта, субъект строит свое поведение).
А. Н. Леонтьев: внутреннее (субъект) действует через внешнее, и этим сам себя изменяет. Психика человека неоднородна, в каждом несколько субъектов. Субъект существует в мире: 1) природа - присвоение, 2) общество - присвоение, 3) личность - решение.
(1) природный субъект - субъект активного и гибкого приспособления к изменениям окружающей среды на основе опыта, полученного в биологической эволюции.
(2) Социальный субъект - субъект присвоения и правильного применения сознательных коллективных представлений, способов поведения, имеющихся в данном обществе.
(3) культурный субъект - субъект самостоятельного и ответственного решения собственных проблем на основе общечеловеческих (универсальных) норм.
№ 2. Объем понятия личность.
1) 1 + 2 + 3 + природные свойства человека = личность. Личность - внутреннее условие деятельности. Личность - человек, субъект. Удобно для дифференциальной психологии. Личность - индивидуальность - совокупность всех психических качеств, способов поведения субъекта, которая отличает его от других.
2) 2 + 3 = личность. Личность - социальное понятие. Главный признак - принадлежность человека к обществу.
А. Адлер (ученик З. Фрейда): с чего начинается личность? объективная необходимость любого человека - войти в общество и занять в нем полноценное место - чувство общности (социальное чувство - базовое понятие). Препятствия к его реализации: природные дефекты и дефекты воспитания человека. Возникает комплекс социальной неполноценности. Решение проблемы - компенсация. 2 пути: 1) негативный, стремление к личному превосходству, 2) позитивный, продуктивная компенсация, связана с источником комплекса, а не с ним самим. Личностная работа начинается именно там, где возникло препятствие, и в этой области человек себе ставит себе жизненную цель. Человек вырабатывает индивидуальный стимул достижения этой цели. Проблема - источник личностного развития. В личности выделяется социальное и индивидуальное (“индивидуальный стиль” решения проблем).
3) 3 = личность. Точное понимание, ядро личности. Преобразование опыта.
А. Н. Леонтьев: личность рождается дважды, сначала внутри социального индивида, в обществе, а затем как самостоятельный субъект, выходит за границы социального индивида.
Основные характеристики личности как субъекта деятельности: 1) субъект деятельности активен, в том числе в когнитивном смысле, преобразование внешнего мира во внутренний, внутреннее условие деятельности, 2) способен к саморазвитию, 3) неоднороден, включает в себя несколько качественно различных субъектов: природный организм, социальный индивид, субъект культуры. Конфликты между ними приводят к развитию субъекта. Неоднородность - залог развития.
Личность (3) - самостоятельный и ответственный субъект, который вынужден осознавать мотивацию своих поступков. Субъект сознательного выбора. Субъект решения собственных проблем. Феномен горького знания: познание себя, связанное с личностным ростом, которое снимает преграды в решении проблем.
1. Общее представление о личности и ее развитии.
Сущность личности. Юнг: “самость”. Джемс: “источник волевой / духовной активности”. Современная психология: “подлинное Я”.
Развитие личности: 1) развитие потребностно – мотивационной сферой (первое рождение), 2) развитие самосознания (второе рождение).
Выготский: “параллелограмм развития”. Любое личностное качество – искусственное. - ЗБР. - интериоризация. - экстериоризация. Ось Х – хронологический срез (личностного) возраста людей.
(1) ребенок дошкольного возраста – “ребенок”. Первое рождение личности. Возможность управления своим поведением только внутри социального индивида. Ответственность за поступки принадлежит взрослому.
(2) младший школьник – “подросток”. Этот человек готов к личностному развитию. Столкновение с проблемой, которую нужно решить самостоятельно. Нет средств. Проблема точно не определена. Освоение средств предполагает необходимость их понимания. Психотерапия: помощь в решении проблем. (3) взрослый – “взрослый”. Второе рождение личности. Осуществление полностью в решении хотя бы одной проблемы. Имеет опыт - может сам создавать средства. Психотерапия: помощь в нахождении проблем.
Ось У – степень личностного участия пациента (нижняя линия) и терапевта в терапевтическом сеансе. Виды психотерапии. (1) пациент – социальный индивид, субъект управляемого поведения, готовый к соблюдению правил. Терапевт – корректор способов поведения. Трудности пациента – трудности в управлении собой. Задача терапевта – создать те условия, в которых можно управлять собой. Терапевт осуществляет свою работу заранее, на сеансе только дает совет. Поведенческая терапия. Терапевт ограничен внешним выражением симптома. Ориентация на результат – устранение симптома. Например, У. Джемс: воспитание воли, управление вниманием. (2) “Ребенок” задумался над созданием социальных норм – переходит к поиску причин симптома. Терапевт дает ответ о средствах решения проблем. Интериоризация. Психоаналитическая терапия. Терапевт знает или догадывается об истинных причинах симптома. Проблема: как сообщить об этом пациенту? (3) психологическое консультирование: консультант и клиент. Америка: гуманистическая терапия. Европа: экзистенциальная терапия, гештальт-терапия. Предложение выйти за рамки конкретной ситуации. Вопрос о человеческих ценностях. Экстериоризация (выявление проблемы). “Здесь и сейчас”. Процесс.
Понятие “психологической защиты”. Отношение психотерапевтов: (1) они необходимы в роли социальных правил, их нужно создавать. (2) амбивалентное отношение: они снимают тревогу, но не устраняют ее причину. Их нужно снимать, если они не выполняют своей функции. (3) нужно устранить. Они могут быть устранены – разрешение противоречий – развитие личности.
Чем является природа (1), общество (2), культура (3) для развития личности?
1) природные черты - органические предпосылки развития личности (способности, темперамент и т. п.). Эти черты приобретают значение, когда человек входит в общество. Природные черты - материал для постановки личностных проблем.
2) Общество - необходимое условие. Это условия для постановки проблем.
3) Культура, культурные нормы - универсальные правила или принципы решения проблем.
Развитие личности: 1) историкогенез. 2 типа общества: (1) архаичное, традиционное и (2) современное. Между ними разница как между средневековой общиной, в которой человек полностью зависит от социального целого и обществом эпохи Возрождения, где человек имеет возможность стать полностью самостоятельным. Это 2 рождения личности. 2 глобальные проблемы, которые всегда требуют выбора: выбор профессии и создание семьи. В (1) такой выбор несамостоятелен, у человека нет на это права. Человек присваивает положение, полученное им при рождении. Выбор обеспечен тем, кто за него отвечает, кто сохраняет культуру, отдельное сословие. Личность здесь - не отдельный человек, это социально-политический институт (специальное сословие). Человек становится личностью, когда входит в социальное целое. Личность - социальный индивид. Это целое всегда противопоставляет себя кому-то. Присвоить себе правила = противопоставить себя другим.
Соотношение общественных правил и культурных норм: социальное = культурное. Самостоятельность человека всегда подкреплена помощью воспитателя. Личностный поступок разделен между 2 людьми. Личность - взаимодействие между людьми. За результат личностного поступка отвечает воспитатель, он разделяет ответственность.
В (2) у человека возникает возможность собственного выбора, смены социальных позиций, самостоятельного осуществления 2 главных выборов (“мещанин во дворянстве”). Опора на собственные возможности и способности - человек самостоятелен. Личность выходит за пределы социального индивида.
Соотношение культурных норм и социальных правил: путешествия, которые обнаружили наличие разных норм в разных обществах - социальные правили относительны. Есть общечеловеческие нормы - культурные, за их сохранение отвечает каждый человек (“Робинзон Крузо”, “Лягушка-путешественница”).
2)онтогенез. А. Н. Леонтьев. Периоды рождения личности: (1) кризис 3 лет. Определенный поступок в неопределенной ситуации. Феномен “горькой конфеты”. Соподчинение мотивов - образование иерархической структуры. Ребенок существует как личность только вместе с взрослым, внутри социального индивида. Ребенку не обязательно осознавать свои поступки и мотивы, за его поступки отвечает взрослый.
(2) подростковый возраст 10 - 14 лет. У человека появляется возможность действовать самостоятельно. Осознание мотивов: преобразование ядра личности, изменение их структуры; 2 пути. Негативный путь: доказать себе, что поступаешь правильно. Позитивный: решает быть как все, а становится исключением, жизнь по культурным нормам. Истинная личность: как все - исключение. Мнимая личность: наоборот.
4 характеристики личности: 1) личностный поступок совершается в неопределенной ситуации - творческий, 2) личность преобразует себя, выходит за собственные пределы. Преобразование собственных особенностей, привычек, представлений о мире, 3) личность многогранна, множественна, но сохраняет целостность. Внутренний диалог личности, обсуждение различных вариантов решения проблемы, 4) личность существует только в развитии.
Литература:
1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. 1976, с. 103-147.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологии. 1988, с. 162-168.
3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 1981, с. 37-69, 69-89.
4. Северцев А.Н. Эволюция и психика. 1922 (отдельное издание), или "Собрание сочинений", Т.3, с. 269-342; или Психологический журнал, 1982, номер 4
подробнее
Заказчик
заплатил
заплатил
100 ₽
Заказчик не использовал рассрочку
Гарантия сервиса
Автор24
Автор24
20 дней
Заказчик принял работу без использования гарантии
8 декабря 2016
Заказ завершен, заказчик получил финальный файл с работой
5
Представление о субъекте деятельности. Соотношение понятий личности, индивида, индивидуальности..docx
2017-11-11 10:19
Последний отзыв студента о бирже Автор24
Общая оценка
5
Положительно
Автор выполнил работу как всегда безупречно. Заказывала аттестационную работу (профпереподготовка). Благодарю за оперативность, грамотность, профессиональный подход!