Создан заказ №1739983
11 февраля 2017
Особенности кризисов пожилого возраста
Как заказчик описал требования к работе:
Необходимо написать реферат, где будут раскрыты следующие вопросы:
1) Как в возрастной психологии понимается кризис пожилого возраста? 2) Чем кризис пожилого возраста отличается от кризиса среднего возраста? Нельзя ли сегодня говорить о совпадении их психологического содержания? 3) Каковы хронологич
еские рамки кризиса пожилого возраста? 4) Что «запускает» кризис старения? Можно ли его избежать? 5) Должны ли мы считать кризис старения деструктивным или конструктивным? 6) Что сотавляет основное психологическое содержание кризиса старения? 7) Что составляет центральное противоречие кризиса старения? 8) Что значит понять и принять принципиальную незавершенности жизни в криисе старения? 9) В чём состоит «мужество жить» в кризисе старения? 10) В чём смысл «ностальгии по себе»? 11) Усиливает ли переживание социальной маргинальности кризис старения? 12) Почему мы можем назвать старого человека «субъектом надежды»? Является ли надежда позитивным или негативным переживанием в старости? 13) Как вы понимаете формулировку «смерть есть кризис индивидуальной жизни»?
14) Какие установки в отношении смерти были выделены Ф.Арьесом? 15) Какие установки в отношении смерти господствуют в современных социумах? Почему? 16) Какие фазы приближения к смерти выделены Э.Кюблер-Росс? 17) В каких случаях человеку психологически особенно тяжело умирать, а когда смерть воспринимается естественно? 18) Как современные социумы относятся к проблеме старческой эвтаназии
подробнее
Фрагмент выполненной работы:
Введение
Актуальность рассмотрения проблемы кризисов пожилого и старого возрастов обусловлена тем, что в сравнении с детством и юношеством, возрастные кризисы зрелых жизненных периодов значительно менее изучены. Такие острые, поворотные пункты возникают у взрослых значительно реже, чем у детей. Протекают они более скрыто, без остро выраженных изменений в поведении.
Вместе с тем, старение - это не простая инволюция и не может сводиться к угасанию или регрессу. (работа была выполнена специалистами Автор 24) Старение - это продолжающееся развитие, пожилые люди вынуждены приспосабливаться к изменениям внешним и внутренним. Жизнь в старости требует мобилизации.
Поэтому необходима разработка средств и методов психологической помощи пожилым и старым, в связи с неизбежными событиями их жизни: уход на пенсию, увеличение свободного времени, отказ от привычек и интересов, перестройка взаимоотношений с близкими, одиночество, помещение в учреждения социального обеспечения, приближающаяся смерть.
Цель работы: раскрыть особенности кризисов пожилого и старого возрастов.
Задачи:
Проанализировать различные подходы в определения возрастных границ пожилого и старого возрастов.
Охарактеризовать особенности протекания кризиса пожилого и старого возрастов («запускные» механизмы, определение конструктивности - деструктивности, основное психологическое содержание, центральные противоречия).
Раскрыть сущность смерти как индивидуального кризиса жизни (установки в отношении смерти, фазы приближения смерти, отношение современных социумов к проблеме эвтаназии).
Теоретические аспекты проблемы кризисов пожилого и старого возрастов в геронтопсихологии
Сущность кризиса пожилого возраста.
Кризис - в переводе с греческого, это - решение, поворотный пункт. Возрастные кризисы - это переходные периоды от одного возрастного этапа к другому. Кризисы, как правило, сопровождаются негативными явлениями в поведении человека, резкими изменениями личностных особенностей. Это связано с возникшими трудностями адаптации к изменившимся возрастным ролям.
В сравнении с детством и юношеством, возрастные кризисы зрелых жизненных периодов значительно менее изучены. Такие острые, поворотные пункты возникают у взрослых значительно реже, чем у детей. Протекают они более скрыто, без остро выраженных изменений в поведении.
Кризис пожилого возраста приходится на 60 - 70 лет. Как правило, человек вышел на пенсию и абсолютно не знает, чем себя занять. Кроме того, ослабевает здоровье, многие друзья и хорошие знакомые или находятся далеко, или ушли из жизни. Дети повзрослели и живут своей жизнью. Человек внезапно осознаёт, что жизнь подходит к концу и он уже не в центре ее круговорота. Человек понимает, что его век завершается. Он ощущает себя потерянным, может утратить интерес к жизни, впасть в депрессию.
Люди этого возраста подразделяются на три психотипа:
1. Оптимисты. - «И вовсе я не старик! Я еще могу быть полезным детям и внукам! Я ещё способен любить!»
2. Реалисты. «Что же делать, жизнь прожита, время подводить итоги. Многие из друзей и близких ушли, я не очень востребован. Зато я, умудренный опытом жизни, могу подсказать молодому поколению то, чего они пока не разумеют».
3. Пессимисты. «Все - жизнь прожита. Когда-то я был сильным, любимым и любящим, мир был распахнут передо мной. А сейчас я не живу. Я уже умер».
Пожилой человек постепенно становится философом. Он просто вынужден им становиться, иначе станет брюзгой, который срывает злость на всех тех, кто моложе. Здоровья становится всё меньше. Всё меньше вокруг родных и друзей. И самое печальное, что надежд и планов на дальнейшее нет. Мысль о смерти настолько реальна, что человек к ней привыкает.
1.2. Отличие кризиса пожилого возраста от кризиса среднего возраста. Совпадение их психологического содержания
Сравнительный анализ кризиса среднего возраста и кризиса пожилого возраста удобно отразить в таблице.
Характеристики
кризиса Кризис среднего возраста Кризис пожилого возраста
Основная тема «Я ничего не достиг» «Жизнь закончена»
Планы Переоценка ценностей, пересмотр собственной личности
«А может всё во всех отношениях изменить?»
«Да разве всё, что было раньше, это настоящее?» Отсутствие перспектив
«Век завершён, впереди ничего нет»
Социальные отношения Смена круга референтных лиц. Более значимым может стать мнение случайных людей Ощущение ненужности окружающим.
Супружеские отношения Уход из семьи, попытка создать новые отношения - в крайних случаях. Как более мягкий вариант - «застывание» отношений в состоянии псевдоблизости. Одиночество в связи с утратой супруга.
О совпадении психологического содержания кризиса пожилого возраста и кризиса среднего возраста можно говорить, анализируя состояние одиночества. Пожилой человек испытывает одиночество по ряду объективных причин: он вышел на пенсию и более не востребован как профессионал; ослабевающее здоровье зачастую невозможно поправить и восстановить медицинскими средствами; большинство друзей и знакомых или находятся далеко, или ушли из жизни; дети повзрослели и живут своей жизнью. Особенно остро одиночество проявляется в ситуации смерти супруга (супруги).
В среднем возрасте одиночество как составляющая кризиса связана с несколько другими причинами. Человек объективно находится среди людей. Это члены семьи, коллеги по работе, друзья и знакомые. Но на ключевой вопрос кризиса среднего возраста: «Да разве всё, что было раньше, это настоящее?» он должен ответить себе сам. И с утверждением «Я ничего не достиг» человек среднего возраста остаётся один на один и в этом он одинок.
Хронологические рамки кризиса пожилого возраста
Анализ научной литературы показал, что в психологии нет единого мнения о хронологических границах пожилого возраста.
Возраст Психологическое содержание возрастного периода
Периодизация развития зрелой личности Ш.Бюлера
От 45 – 50 до 65 – 70 лет Стареющий человек переживает трудный возраст душевного кризиса. В конце периода нет ни самоопределения, ни постановки жизненных целей.
После 65 – 70 лет Старый человек теряет социальные связи. Бесцельное существование, обращённость к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершённость.
Периодизация развития зрелой личности Р. Гаулда, Д.Левинсона, Д.Вейланта
После 50 лет Семейная жизнь, успехи детей – источник постоянного удовлетворения. Вопросы о смысле жизни, ценности сделанного.
Периодизация В.Ф.Могун
Кризис 50 - 55 лет Осознание возрастных перестроек, начала физиологического старения, что приводит к или пессимизму, или к изменению образа жизни, постановке новых целей.
Пожилой возраст
55 – 75 лет Продолжение творческой активности, передача накопленного опыта, общение.
Стадии развития личности по Э. Эриксону
Средний возраст
(25 – 65) Область социальных отношений: профессия, родной дом. Полярные качества: продуктивность – застой. Результат прогрессивного развития: творчество и заботы.
Поздняя зрелость (после 65) Область социальных отношений: человечество, ближние. Полярные качества: целостность личности – отчаяние. Результат прогрессивного развития: мудростьПосмотреть предложения по расчету стоимости
Заказчик
заплатил
заплатил
200 ₽
Заказчик не использовал рассрочку
Гарантия сервиса
Автор24
Автор24
20 дней
Заказчик принял работу без использования гарантии
12 февраля 2017
Заказ завершен, заказчик получил финальный файл с работой
5
Особенности кризисов пожилого возраста.docx
2021-05-09 16:59
Последний отзыв студента о бирже Автор24
Общая оценка
4.5
Положительно
Заказала 3 работы у этого автора. И не пожалела! Как обойти антиплагиат моего вуза знает. Претензий не имею. Буду обращаться ещё.