Создан заказ №1748466
15 февраля 2017
Ментальные основы сказки "Аленький цветочек" Аксакова
Как заказчик описал требования к работе:
Нужна курсовая работа по литературе. Есть содержание, дам структуру. Послезавтра уже сдавать план и введение, остальные сроки обговорим в переписке.
Фрагмент выполненной работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. История литературной сказки и ее развитие, особенности творчества писателей-сказочников в последнее время становятся все более актуальными для современного литературоведения. Жанр литературной сказки, несмотря на его, на первый взгляд, всемерную разработанность, продолжает находиться под пристальным вниманием исследователей.
Казалось бы, природа сказки, ее потенциальные возможности уже освещены достаточно, но сказка, как и любой другой жанр, развивается, взаимодействуя с теми историческими, социальными и культурными реалиями, в которых она создается. (работа была выполнена специалистами Автор 24) Вот почему проблемы, связанные с изучением литературной сказки, остаются актуальными до сих пор. Поэтому не прекращаются исследования литературной сказки и, соответственно, увеличивается интерес к изучению творчества отдельных писателей, работавших в этом жанре. К числу таких художников слова относится и С.Т.Аксаков.
Его перу не принадлежит большое количество написанного или опубликованного. Однако произведения являются ярким символом социокультурной ситуации середины XIX века. С.Т. Аксаков улавливал то новое, что было характерно для социальной действительности переходного периода.
Литературовед С. Машинский отмечал, что «нет другого примера, когда бы начало и завершение пути писателя были столь различны» [Машинский 1966: 6 ], хотя при этом неверно противопоставлять ранний период творчества писателя позднему. Это обусловлено своеобразием критических статей С.Т.Аксакова, в которых острые заметки о чужом творчестве положили начало собственным идеям. Только в последнее десятилетие жизни писатель получил известность как автор прозаических произведений, а не как литературный критик.
Особенно интересным и важным изучение творчества С.Т. Аксакова становится в последние годы, когда появилась возможность переосмысления с современной точки зрения идейного и философского содержания многих произведений. Для понимания поэтики его творчества в целом, на наш взгляд, необходимо рассмотреть сказку «Аленький цветочек», в которой воплощены основы русской ментальности.
О повышенном научном интересе к проблемам менталитета и ментальности в последние годы свидетельствует значительное число научных работ Р.А. Мишановой, Т.С. Корнеевой, А.А. Вейт, А.А. Озерова, А.А. Еромасовой и др., освещающих как философские, общетеоретические, так и его конкретно-научные (исторические, психологические, социологические и др.) аспекты проблемы.
Исследователи расходятся в трактовках понятий «ментальность» и «менталитет». П.С. Гуревич и О.И. Шульман утверждают: «Ментальность, менталитет – общая духовная настроенность, относительно целостная совокупность мыслей, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого-либо сообщества» [Гуревич1998: 27].
Л.Н. Пушкарев считает, что менталитет – это «умонастроение, совокупность духовных ценностей, образ мышления и поведения, представления и поведение определенных групп общества» [см.по: Фомин 1999: 86].
Исследователь специфики российского национального менталитета В.Н.Трофимов считает, что национальный менталитет – это «совокупность образов и представлений, которой руководствуются в своем поведении члены той или иной этнической группы и в которой выражено их собственное понимание мира в целом» [см.по: Фомин 1999: 86].
А.А. Еромасова полагает, что «менталитет – это имплицитные структуры психологического склада народа, живущего в конкретной культуре, укорененные в сознании многих поколений людей, и потому при всей своей изменчивости постоянные, объединяющие в себе различные исторические эпохи в развитии национальной истории и культуры.... Менталитет – это квинтэссенция культуры этноса, нации» [Еромасова 2006: 24].
Ученый считает, что ментальность, в отличие от менталитета, представляет собой особенности восприятия реальности, окружающего мира. Более того, это способ понимания происходящего вокруг, предопределяющий особенности самосознания и поведения как отдельной личности, так и целого народа [Еромасова 2006: 24].
Таким образом, в дальнейшем употребляя в работе термин «русская ментальность», будем иметь в виду особенности социокультурных, мировоззренческих, личностных черт русского человека, специфики его внутреннего мира, поведения.
Рассмотрение ментальных основ сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» в этом контексте видится нам особенно актуальным. Как известно, что получившая широкую известность сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» не была задумана автором как самостоятельное произведение, а являлась приложением к роману «Детские годы Багрова-внука». Изначально она имела название «Оленькин цветочек», так как была посвящена внучке писателя. В письме к сыну от 23 ноября 1856 года Сергей Тимофеевич сообщал: «Я пишу сказку, которую в детстве я знал наизусть и рассказывал на потеху всем со всеми прибаутками сказочницы Пелагеи. Разумеется, я совсем забыл о ней; но теперь, роясь в кладовой детских воспоминаний, я нашёл во множестве разного хлама кучу обломков этой сказки и принялся реставрировать» [Бегунов 1983:37]. Таким образом, сам писатель указывал на непосредственную связь своего произведения с живой национальной традицией.
Цель данной курсовой работы – проанализировать ментальные основы сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
– систематизировать накопленный литературоведением опыт по анализу ментальности русской литературной сказки;
– охарактеризовать тенденции изучения национальной картины мира в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».
– сопоставить ценностную систему героев сказки С. Т. Аксакова с традиционной русской национальной этикой.
Под национальной картиной мира в работе мы пониманием видение мироздания, характерное для того или иного народа, представления членов общества о самих себе и о своих действиях, своей активности в мире (термин введен в 50-е годы XX века Р. Редфилдом).
Для решения поставленных задач используются следующие методы: описательный, включающий приемы наблюдения, сопоставления, интерпретации и обобщения; историко-генетический.
Объект исследования – сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».
Предметом исследования в данной курсовой работе являются формы выражения русской национальной ментальности в литературной сказке Аксакова.
Практическое значение результатов исследования состоит в том, что его материалы могут быть рекомендованы для использования в вузовских курсах по детскому литературному чтению, актуальным проблемам современного литературоведения, при изучении анализируемых программных произведений в средней школе.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух разделов, выводов к разделам, списка использованной литературы из 31 источника. Общий объем работы – 35 страницы, из них основного текста – 31 страницы.Посмотреть предложения по расчету стоимости
Заказчик
заплатил
заплатил
500 ₽
Заказчик не использовал рассрочку
Гарантия сервиса
Автор24
Автор24
20 дней
Заказчик воспользовался гарантией для внесения правок на основе комментариев преподавателя
18 февраля 2017
Заказ завершен, заказчик получил финальный файл с работой
5
Ментальные основы сказки "Аленький цветочек" Аксакова .docx
2020-05-28 23:04
Последний отзыв студента о бирже Автор24
Общая оценка
4
Положительно
Спасибо большое! Вы- мастер своего дела! Работа выполнена качественно, учли все мои пожелания, выполнили раньше срока) Однозначно буду заказывать еще и рекомендовать Вас друзьям. 10 из 10!!