Создан заказ №2029340
29 мая 2017
Н.Н. Баранский о географическом положении
Как заказчик описал требования к работе:
Н.Н. Баранский о географическом положении
Что мы называем положением? В географии вы встретите этот термин в любом учебнике, в любой географической книге по описанию любой страны, так что термин этот распространен весьма широко. Что конкретно понимается под этим термином? Всего чаще под пол
ожением понимают: столько-то градусов восточной или западной долготы и столько-то градусов северной или южной широты. Самое популярное понимание этого термина встречается тогда, когда в понятие «положение» включается отношение данного пункта или участка территории к каким-нибудь соседним хребтам, горам, морю и т. д., когда говорят, например, что Сталинград находятся на правом берегу Волги, в том месте, где она делает максимальный уклон к западу, в сторону Дона.
Но этим ограничиваться нельзя. В экономической географии положение территории приходится определять не только по отношению к физико-географическим данным, т. е. к горам, рекам, морям и т. д., что тоже может иметь свое экономическое значение, но также и по отношению к условиям, созданным руками человека в процессе истории. Для экономической географии чрезвычайно важно положение данной страны (или района, города, вообще исследуемого ареала) к путям, рынкам, крупным центрам (промышленным, торговым, административным, культурным).
Если мы все это соединим вместе, мы можем дать такое общее определение положения: положение – это есть отношение данного пункта или ареала к каким-либо географическим данностям, взятым вне этого пункта или ареала. Если этими данностями являются экватор и начальный меридиан, то это будет положение в смысле математической географии. Если этими данностями будут горы, реки, море и т. п., т. е. данности физико-географического порядка, то это будет положение в смысле физической географии. Экономическая география понимает под положением отношение какого-либо места, района или города к вне его лежащим данностям, имеющим то или иное экономическое значение, — все равно, будут ли эти данности природного порядка или созданные в процессе истории. В политической географии особенно важно учитывать положение страны относительно ее врагов и союзников при данной международной политической ситуации. Другими словами: положение в смысле математической географии дается на сетке координат, положение физико-географическое – на карте физической, экономико-географическое – на карте экономической, политико-географическое – на карте политической.
Не мешает отметить, что понятие «положение» занимает среди других географических понятий несколько особое место, так как здесь речь идет не о каком-либо отдельном объекте (или явлении), а всегда об отношении между разными объектами.
ВАЖНОСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ
Откуда мы можем убедиться в том, что положение страны действительно имеет большое экономическое значение? Лучше всего в этом убедиться из примеров, а именно если мы возьмем для сравнения такие страны, которые по своим природным условиям близко подходят друг к другу, а различаются по своему положению.
Возьмем Урал и Швецию. Общее у них то, что и Урал, и Швеция – горные страны, лежащие в холодно-умеренном поясе, что их горы – старые горы, достаточно разрушенные, что они имеют большие запасы высокосортной железной руды, но не обладают сколько-нибудь значительными запасами металлургических, т. е. коксующихся, углей. Лесом же и Урал, и Швеция обеспечены достаточно. Это районы древесной металлургии. Одно время – с конца XVII и по конец XVIII в. – Урал и Швеция занимали первое место по снабжению Европы железом. Это было время, когда Англия сожгла на плавку чугуна последние свои леса, а плавить чугун на минеральном топливе еще не научилась. В это время районы древесной металлургии – Швеция и Урал – были поставщиками металла на всю Европу.
Но между этими странами имеются не только сходства, но и различия, и эти различия создаются самим их положением. С одной стороны, вы имеете хребет, лежащий вдоль морского берега, у моря, выходящего к странам Европы, давно уже развившимся, а с другой – хребет, лежащий на границе Европы и Азии и весьма далеко запрятанный от моря. Ясно, что Швеция, располагая связью по морю с уже развитыми странами, могла развиться значительно раньше Урала; Урал должен был ждать и железных дорог, и многого другого, прежде чем он мог начать по-настоящему развиваться. Таким образом, разница в положении должна была сильнейшим образом сказаться на ходе экономического развития. Урал смог подняться только в наши времена, в условиях социалистического общества, обеспечившего строительство Урало-Кузнецкого комбината, который осуществил производственное сочетание уральского железа с кузнецким углем за 2000 км сухим путем, что является в истории капиталистических стран беспримерным.
Сравним Сибирь и Канаду. По природным условиям у них опять-таки очень много общего – прежде всего холодный климат: это в общем страны снега, метелей, тайги и тундры, малодоступные, молодые, малолюдные, со сравнительно слабой сетью дорог. Но если вы посмотрите на эти страны с точки зрения положения, то найдете ряд существенных различий. Вы увидите, что расстояния большей части Сибири и Канады от берега моря очень различны. Как ни велика Канада, но по сравнению с Сибирью она гораздо меньше. Канада по обе стороны имеет незамерзающие порты – Ванкувер на Тихом океане и Галифакс на Атлантическом океане; кроме того, в летнее время по Гудзонову заливу тоже возможно морское сообщение (порты Черчил и Нельсон). Если мы учтем хотя бы это, то поймем, что Канада в смысле доступности гораздо проще и легче Сибири. Поэтому не будем удивляться, что Канада на некоторый отрезок времени – конец прошлого и начало нынешнего века – заметно опередила Сибирь в своем развитии. В Сибири условия для полного и всестороннего развития производительных сил создались опять-таки только в результате Великой Октябрьской социалистической революции, обеспечившей завоевание Арктики, освоение Северного морского пути и, наконец, упомянутое уже строительство Урало-Кузнецкого комбината – достижения, абсолютно немыслимые в условиях буржуазного общества…
Рассмотрим еще положение Иркутска.
При самом создании города главным в его положении было то, что он находился у единственного прохода через Прибайкальские горы, который проделала себе Ангара. Обход Байкала с юга был из-за гор почти невозможен, а с севера слишком далек от прямой линии на восток. Через Ангару и Илим проходил удобный путь на Лену, в Якутию и на весь северо-восток Сибири. Приток Ангары – Иркут открывал путь на юг, в Монголию.
Эти удобства положения сделали Иркутск на некоторое время административным центром всей Сибири, а затем центром Восточно-Сибирского генерал-губернаторства. Иркутск долгое время был центром управления всей восточносибирской ссылкой и каторгой и в то же время центром снабжения всех золотых приисков Сибири и рабочей силой, и оборудованием, и продовольствием, и капиталами. Из Иркутска в свое время Шелихов отправлялся на освоение Аляски, а Муравьев-Амурский – Приамурья и Приморья.
Установление морского пути вокруг Азии и проведение Сибирской магистрали несколько снизили значение Иркутска в сношениях общегосударственного центра с Забайкальем и Дальним Востоком, но значение его для всей Иркутской области, а в значительной мере и для сношений с Якутией сохранилось. Ныне Иркутск растет на базе использования громадных энергетических ресурсов Ангары.
ИЗМЕНЕНИЕ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ВО ВРЕМЕНИ
На примере Лондона было наглядно показано, что в историческом процессе значение отдельных моментов, влияющих па экономико-географическое положение, весьма сильно изменяется. Это обстоятельство имеет очень большое значение. Нужно со всей силой подчеркнуть, что экономико-географическое положение, как и прочие моменты экономико-географического порядка, должно рассматриваться с историческим подходом. Иначе говоря, экономико-географическое положение в отличие от положения математического и положения физико-географического есть категория историческая, и она должна быть каждый, раз определена в координатах времени. Это значит, что здесь надо рассуждать с точки зрения определенной эпохи, определенных исторических условий.
Тогда как физическая карта вместе с сеткой координат остается в основном неизменной «из веков в века», карты экономическая и политическая все время меняются. И каждое такое изменение приносит с собой более или менее заметное изменение в экономико-географическом положении ряда мест. Особенно явственны изменения, вносимые усовершенствованием транспорта и проведением новых дорог.
Мы видели, что экономико-географическое положение Англии в процессе истории резко изменилось. Если во времена Римской империи Англия была захолустьем, местом ссылки, то в средние века, когда развился северозападный фронт Европы, когда развились пути через Европу и кругом Европы, положение Англии стало уже иным. Все эти пути, т. е. пути из Средиземного моря, вокруг Пиренейского полуострова, по Бискайскому заливу и дальше в северо-восточном направлении, затем пути из Балтийского и Северного морей и пути по Сене и Рейну, – все эти пути сходились именно в Лондоне. Лондон оказался центром схождения этих путей. За средние века Лондон успел разбогатеть, а вместе с Лондоном встала на ноги и вся Англия, и благодаря этому она сумела вступить в борьбу с мировыми державами того времени за власть над морями. XVI, XVII и XVIII века были для Англии веками упорной борьбы. В XVI в. Англия одержала победу над Испанией, в XVII в. – над Голландией, в XVIII в. и в начале XIX в. – над Францией.
Таким образом, мировое положение Англии есть результат длительной борьбы, результат целой серии войн, результат продуманной и на века протянутой дипломатической «линии», которая позволила Англии в конце концов добиться своей цели. Эта «линия» заключалась в том, чтобы изолировать каждого очередного своего противника и бить его в значительной мере чужими руками. Очень важна была при этом возможность самой выбрать наиболее удобный момент для начала войны. А эта возможность давалась именно островным положением. К выгодам положения присоединились и выгоды обладания весьма удобно расположенными запасами угля и железа; реализовать последние выгоды удалось на определенном этапе общественного развития. Итак, в разные эпохи экономико-географическое положение Англии было различное.
ПОЛОЖЕНИЕ
КАК ИНДИВИДУАЛИЗИРУЮЩИЙ МОМЕНТ
Положение является моментом, чрезвычайно индивидуализирующим каждый географический объект. Разве мы не можем себе представить два района, в основном одинаковых по природным условиям, т. е. по климату, поверхности, почвам и т. д., например два степных района с черноземными почвами и полузасушливым климатом? Но положение их не может быть одинаковым: каждая точка на земном шаре имеет свои строго индивидуальные отличия в отношении к окружающим ее данностям, и для того, чтобы положение этих точек совпадало, нужно, чтобы и сами точки совпадали, а если они занимают разные места на земном шаре, то их положение – в смысле окружения, в смысле отношения к морю, в смысле отношения к важнейшим путям и центрам – будет обязательно различным. Именно в силу этого положение и является категорией, резко индивидуализирующей каждый объект.
Возьмем хотя бы оазисы Средней Азии. В природных условиях у них много общего: большинство расположено в предгорьях, в тех местах, где водный поток пересекает полосу лёсса, облегчающего эти предгорья, – это первая черта, общая для громадного большинства оазисов Средней Азии; затем такие черты, как система арыков, древесные насаждения, строительство жилищ, состав культур, тип хозяйства, – словом, очень много общего. Если вы станете описывать один за другим эти оазисы, то неизбежно будет очень много повторений, а индивидуальное у каждого оазиса будет именно в его положении и в том, что с этим положением связано. И поскольку географ должен выявлять географическую специфику каждого места на земном шаре, ему чрезвычайно важно учитывать именно это положение. Отсюда следует особая важность при экономико-географической характеристике каждой страны и каждого района обязательно учитывать их положение во всей конкретности и с учетом исторической обстановки, без всякого географического фатализма, т. е. со включением и борьбы за положение, но в то же время и с отказом от географического нигилизма.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Из всего, что выше было сказано, ясно, что экономико-географическое положение имеет крупнейшее методологическое значение. Место, занимаемое любым ареалом, – будет ли то страна, район, город и т. д. – в системе географического разделения труда в значительной мере определяется экономико-географическим положением.
Отсюда вытекает, что в экономико-географической характеристике страны, района, города и всякого вообще ареала совершенно необходимо уделить надлежащее внимание его экономико-географическому положению. Поскольку это положение, как мы видели, подвержено изменениям, его следует рассматривать для прошлого времени в историко-географическом очерке, для настоящего времени в общей экономико-географической характеристике, и кроме того, при построении перспектив развития необходимо учитывать возможные изменения экономико-географического положения (главным образом в связи с развитием транспорта и проведением новых путей, но также и со многими другими возможными изменениями).
Поскольку экономико-географическое положение в значительной мере определяет собою связи данного ареала в системе географического разделения труда, оно не может не влиять и на экономическое районирование территории. Положение в бассейне судоходной реки, в области тяготения к одному и тому же морю (или крупному судоходному озеру) и т. д. создает важную предпосылку к хозяйственному объединению территории в экономический район.
Баранский Н.Н. Экономико-географическое положение. – Становление советской экономической географии: Избранные труды. – М.: Мысль, – 1980. – С.128–129, 130–131, 140–141, 148–149, 157.
Вопросы и задания
Почему экономико-географическое положение нельзя смешивать с природными условиями?
Почему экономико-географическое положение является важнейшим фактором индивидуализации объекта?
В чем видел Н.Н. Баранский методологическое значение экономико-географического положения?
Что объединяет категории «экономико- и политико-географическое положения»? Что отличает их от категорий «математическое и физико-географическое положения»?
5. Используя материалы Н.Н. Баранского об экономико-географическом положении Англии, Иркутска, покажите на других примерах изменчивость этого положения во времени
подробнее
Заказчик
заплатил
заплатил
100 ₽
Заказчик не использовал рассрочку
Гарантия сервиса
Автор24
Автор24
20 дней
Заказчик принял работу без использования гарантии
30 мая 2017
Заказ завершен, заказчик получил финальный файл с работой
5
Н.Н. Баранский о географическом положении.docx
2019-09-09 20:29
Последний отзыв студента о бирже Автор24
Общая оценка
5
Положительно
Работой автора вполне довольна. Работу получила даже раньше срока. Спасибо огромное!!!