Создан заказ №2220790
5 августа 2017
3 вариант во всех заданиях
Как заказчик описал требования к работе:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Уважаемые слушатели!
Вам предстоит выполнить контрольную работу по дисциплине «Логика».
Примите несколько советов:
• изучайте теоретический материал и одновременно закрепляйте полученные знания решением упражне
ний по данной теме;
• используйте учебно-методические материалы, помещенные в данном пособии;
• придерживайтесь плана-графика самостоятельной работы в межсессионный период;
• изучайте логику в следующей последовательности основных тем:
1. Предмет и значение логики;
2. Законы логики и принципы правильного мышления;
3. Понятие;
4. Суждение;
5. Умозаключение;
6. Аргументация и полемика.
1. помните, что дисциплина «Логика» требует системной и продолжительной работы. Не оставляйте изучение материала и выполнение контрольной работы на последние недели и дни перед экзаменационной сессией;
2. вариант контрольной работы выбирайте по следующей схеме:
Последняя цифра в зачетной книжке Вариант
1, 3, 9, 7 1
2, 4, 6 2
5, 8, 0 3
контрольная работа оформляется на листах формата А4 машинописным текстом. Обязательно приведите текст каждого задания и сразу после него помещайте ответы и решения.
Желаем удачи!
Тема № 2. Мышление и язык. Понятие о формах и законах мышления.
Основные законы мышления.
Закон тождества имеет логическую форму: А ≡ А.
Логическое содержание: устанавливается тождественность некоторого предмета мысли А самому себе.
(Под словом «предмет» будем понимать любой предмет мысли: вещь, явление, свойство, состояние, событие и др.)
Закон непротиворечия
Логическая форма: ù (А ùА)
Логическое содержание: «Одно и то же не может быть и не быть присуще одному и тому же в одном и том же смысле». / Аристотель /
Смысл: Человеческий разум не может допустить такой ситуации, когда одно и то же свойство, событие, явление в одно и то же время наличествует, а также отсутствует.
Закон исключенного третьего
Логическая форма: А ùA
Логическое содержание: имеется (наличествует) предмет А или его отрицание.
Смысл: «исключенным третьим» является любой предмет, отличный
«Ясно одно: пациент жив пли пациент мертв» (мультфильм).
Закон достаточного основания
Логическая форма отсутствует.
Логическое содержание: любое утверждение можно применить лишь на достаточном основании.
Смысл интуитивно понятен. Вопрос о том, что именно является достаточным основанием для принятия того или иного решения, зависит от характера задачи и решается отдельно в каждом конкретном случае.
Задачи и упражнения
Вариант 1.
1. Какие законы логики нарушаются в приведенных текстах «Логика с улыбкой» (из сочинений школьников, анекдотов, комических ситуаций)?
1. а) Жилин всю ночь не спал и только к утру проснулся.
2. б) Старуха – процентщица польстилась на табакерку, а Раскольников убил ее. Этим он лишний раз показал, что курить вредно.
2. Могут ли быть одновременно ложными следующие суждения?
а) Мнение Макарова является истинным. Мнение Макарова является ложным.
б) Некоторые студенты любят решать кроссворды. Ни один студент не любит решать кроссворды.
3. Найдите достаточные основания для утверждений:
а) Все адвокаты - юристы
б) Некоторые нормы права - обязывающие.
4. Найдите тождественные понятия для следующих:
Российская Федерация, первооткрыватель Америки, закон
Вариант 2.
1. Какие законы логики нарушаются в приведенных текстах «Логика с улыбкой» (из сочинений школьников, анекдотов, комических ситуаций)?
а) Судья закоренелому рецидивисту:
– Когда же вы, наконец. Исправитесь, гражданин Пупков?
- Исправлюсь! Дайте только срок!
б) Слушали: протокол вскрытия трупа животного от 20.12.89 г. на падеж бычка. Падеж произошел по вине ночного сторожа. Постановили: восстановить голову. (Решение правления колхоза)
1. 2. Могут ли быть одновременно ложными следующие суждения?
2. а) Василий покинул компанию, не попрощавшись. Василий покинул компанию незаметно, по — английски.
3. б) Все студенты группы успешно сдали экзамен по логике. Некоторые студенты группы не сдали экзамен по логике.
2. Найдите достаточные основания для утверждений:
а) Этот юрист — профессионал.
б) Некоторые слушатели — сотрудники ФСИН России.
4. Найдите тождественные понятия для следующих:
прокурор, А.С. Пушкин, владелец машины
Вариант 3.
1. Какие законы логики нарушаются в приведенных текстах «Логика с улыбкой» (из сочинений школьников, анекдотов, комических ситуаций)?
а) Хотя у нас покончено с безграмотностью, некоторые граждане еще позволяют себе устраивать драки (из выступления на собрании).
б) Судья:
- Почему Вы украли эту машину?
Подсудимый: Она стояла у кладбища, и я, естественно, подумал, что ее хозяин умер.
2. Является ли первое суждение в каждой паре достаточным основанием для второго?
а) Эта комната темная. В этой комнате всего одно окно.
б) Данная мысль построена правильно. Данная мысль истинна.
3. Найдите достаточные основания для утверждений:
а) Это прокуратура.
б) Некоторые учебные дисциплины — интересные.
4. Найдите тождественные слова для следующих:
сыщик, заключенный, Луна
Тема 3 Понятие.
Тема 4 Операции с понятиями.
Понятие – это вид мыслительной деятельности, заключающийся в мысленном выделении некоторого класса предметов на основании общих для этих предметов существенных признаков.
Понятия – это логические атомы мышления, его опорные пункты. Никакая мыслительная деятельность невозможна без использования понятий. Особую роль играет использование понятий в правовой сфере сознания. От умения грамотно пользоваться юридическими нормами, четко понимать их содержание напрямую зависит успех правового процесса.
Для выполнения заданий этого раздела необходимо следующее:
• знать, что такое объем и содержание понятия, как они соотносятся друг с другом;
• знать виды характеристик понятий и уметь давать полную характеристику какому-либо понятию;
• знать два вида операций с понятиями и уметь применять каждую операцию, к какому - либо понятию;
• пользуясь схемой видов отношений между понятиями, уметь определить вид отношения между двумя данными понятиями, уметь изобразить схему кругов Эйлера для данного набора понятий, и, наоборот, подобрать какой- либо набор понятий по данной схеме кругов Эйлера.
Наиболее часто встречающиеся ошибки:
1. отношение «части и целого» между понятиями принимают за отношение «рода и вида», и наоборот;
2. при подборе понятий по данной схеме кругов Эйлера неправильно выбирают противоречащие понятия: часто не принимают во внимание то, что два взаимно противоречащих понятия вместе образуют некоторое целое;
3. при работе с операцией деления понятий зачастую неправильно классифицируют допущенные при делении ошибки.
Задачи и упражнения
Вариант 1.
1.Перечислите несколько существенных признаков следующих понятий:
Гражданское общество, система социальных лифтов, этика.
Достаточно ли перечисленного Вами набора существенных признаков для того, чтобы сложились вышеуказанные понятия?
2.Осуществите по две последовательные операции обобщения и ограничения следующих понятий:
Огнестрельное оружие, холостой выстрел, гражданский кодекс Франции
Во всех ли случаях удалось выполнить задание? Если нет, то почему?
3.Произведите логическое деление каждого из следующих понятий:
наука, закон, искусство
4.Даны шесть понятий:
а) Канада; б) Австралия; в) Корея; г) Монголия; д) США; е) Бразилия.
Произведите классификации этих имен в группы по произвольным основаниям.
Сколько видов классификаций можно получить?
5.Исключите только одно понятие из ряда, так, чтобы оставшиеся можно было включить в один общий род, укажите этот род:
а) топор, рубанок, человек, пила.
б) врач, слесарь, учитель, юрист, ученый.
в) разбой, кража, обман, убийство, государственная измена.
6.С помощью круговых схем изобразите отношения между понятиями:
а) адвокат, прокурор, брюнет;
б) конституция, основной закон;
в) мужчина, умный человек, женщина, философ;
г) здание, фундамент, небоскреб, часть здания, комната;
д) явление природы, дождь, град, ненастье, событие, землетрясение.
7. Подберите понятия, отношения между которыми соответствуют
следующим схемам:
Схемы кругов Эйлера:
8.В каком отношении находятся понятия (назвать отношение и показать при помощи кругов Эйлера):
а) уголовный кодекс и гражданский кодекс
б) жизнь и смерть
в) юриспруденция и юридическая наука
Вариант 2.
1. Перечислить несколько существенных признаков следующих понятий:
наказание, не связанное с изоляцией от общества; договор, наследник.
Достаточно ли перечисленного Вами набора существенных признаков для того, чтобы однозначным образом задать вышеуказанные понятия?
2. Осуществите по две последовательные операции обобщения и ограничения следующих понятий:
городской суд, право человека на жизнь, офицер, столица Китая
Во всех ли случаях удалось выполнить задание? Если нет, то почему?
3. Произведите логическое деление каждого из следующих понятий:
республика, наука, преступление
4. Даны шесть понятий:
а) стол; б) стул; в) скамейка: г) лестница: д) дерево е) металл.
Произведите классификации этих имен в группы по произвольным основаниям.
Сколько видов классификаций можно получить?
5. Исключите только одно понятие из ряда, так чтобы оставшиеся понятия можно было включить в один общий род, укажите этот род:
а) Автобус, трамвай, пригородный электропоезд, метро, троллейбус.
б) Прилагательное, наречие, глагол, существительное, местоимение.
в) «собака», «слепой», «кошка», «хорошо», «корова».
6. С помощью круговых схем изобразите отношения между понятиями:
а) Президент США в начале 20 века, Барак Обама.
б) Президент США, глава США, США.
и) Государство, столица государства, европейская столица. Токио.
г) футбол, баскетбол, спорт, футболист, спортсмен.
д) банда, главарь банды, бандит, преступная группа.
7. Подберите понятия, отношения между которыми соответствуют следующим схемам:
Схемы кругов Эйлера:
8. В каком отношении находятся понятия (назвать отношение и показать при помощи кругов Эйлера):
а) логика, политология, наука
б) отбывающий наказание и преступник
в) обучающийся, курсант, слушатель, студент
Вариант 3.
1.Перечислите несколько существенных признаков следующих понятий:
радиотелефон, огнестрельное оружие, паспорт
Достаточно ли перечисленного Вами набора существенных признаков для того, чтобы сложились вышеуказанные понятия?
2.Осуществите по две последовательные операции обобщения и ограничения следующих понятий:
правовая система, судебная власть, Российская Федерация, планета, цветок.
Во всех ли случаях удаюсь выполнить задание? Если нет, то почему?
3.Произведите логическое деление каждого из следующих понятий:
суд, доход, кража
4.Даны шесть имен:
а) Иван: б) Дмитрий: в) Ирина: г) Оксана; л) Глеб; е) Диана.
Произведите классификации этих имен в группы по произвольным основаниям. Сколько видов классификаций можно получить?
5.Исключите только одно понятие из ряда, так чтобы оставшиеся можно было включить в один общий род укажите этот род:
а) Социология, логика, политология, экономика, история.
б) волк, тигр, заяц, белка, лиса.
в) Испания. Франция. Великобритания. Дания. Италия.
С помощью круговых схем изобразите отношения между понятиями:
а) здание, фундамент, небоскреб, часть здания, комната.
б) автор "Мастера и Маргариты". М.А.Булгаков
и) адмирал, английский адмирал, адмирал Нельсон, русский адмирал, адмирал Ушаков.
г) число; четное число: нечетное число; простое число: число 2: число, делящееся на 4.число, делящееся на 8.
д) подросток, подростковая преступность, хулиган, малолетний преступник.
7.Подберите понятия, отношения между которыми соответствуют следующим схемам (рис.3)
Схемы кругов Эйлера:
8.В каком отношении находятся понятия (назвать отношение и показать при помощи кругов Эйлера):
а) норма права, закон, власть
б) форма правления, республика, монархия, конституционная монархия
в) исправительное учреждение, сотрудник ФСИН, мужчина, участник боевых действий
Тема № 5. Определение как логическая операция.
Определение – это операция раскрытия содержания понятия или придания смысла некоторому термину.
В зависимости от функции, которую выполняет определение, различают номинальные и реальные определения. Кроме того, определения подразделяют на явные и неявные.
Виды явных определений: атрибутивные, генетические, операциональные, определения через абстракцию, определения посредством отрицания.
Виды неявных определений: контекстуальные, индуктивные, рекурсивные.
Для выполнения заданий по данной теме необходимо:
1. уметь правильно устанавливать тип определения;
2. уметь проанализировать определение с точки зрения логической грамотности.
Наиболее часто встречающиеся ошибки:
1. не всегда замечают или правильно устанавливают ошибку несоразмерного определения;
2. неправильно понимают и не всегда распознают определения через отрицание, а также индуктивные определения.
3. часто путают определение и приемы, сходные с определением
Задачи и упражнения
Вариант 1.
1. Проанализируйте с точки зрения логики, следующие определения:
а) А.С.Пушкин - солнце русской поэзии.
б) А.С.Пушкин – великий русский поэт.
в) Термин «юридический» означает «относящийся к правоведению, правовой».
г) Шантаж - угроза разглашения компрометирующих сведений с целью вымогательства.
д) Взятка - деньги, передаваемые должностному лицу как оплата его преступных действий.
2. Дайте определения следующим понятиям:
а) процент; б) конституция: в) сосед; г) дееспособность; д) ботанический сад.
3. Приведите 2-3 примера легальных дефиниций
Вариант 2.
1. Проанализируйте с точки зрения логики, следующие определения:
а) Содержание понятия – это совокупность существенных признаков предмета или класса предметов, необходимых и достаточных для выделения этого предмета (класса предметов) из остальных предметов.
б) Шотландия – страна, где скупые мужья донашивают юбки своих жен.
в) Предложение – это повествовательное, повелительное или вопросительное предложение.
г) Гипотеза – предположение о существовании некоторого явления.
д) Соподчиненные понятия – это несовместимые понятия, не являющиеся ни противоречащими, ни противоположными.
2. Дайте определения следующим понятиям:
а) нормативно-правовой акт; б) адвокат; в) логика; г) институт;
д) столица государства.
Вариант 3.
1. Проанализируйте с точки зрения логики, следующие определения:
а) Кавычки – парный знак препинания, используемый для прямой речи.
б) Резидент – тайный представитель разведки в каком-нибудь районе иностранного государства.
в) Кредитор – в бухгалтерском учете термин, обозначающий физическое или юридическое лицо, перед которым данная организация имеет задолженность, отраженную в ее балансе.
г) Безапелляционное решение – решение, не подлежащие обжалованию в апелляционном порядке.
д) Дезертирство – неявка на военную службу с целью уклониться от нее.
2. Дайте определения следующим понятиям:
а) треугольник; б) презумпция невиновности; в) федеральный закон; г) государство; д) юриспруденция.
3. Приведите 2-3 примера легальных дефиниций.
Тема 6 Суждение и норма. Суждение и вопрос.
Тема 7 Простые категорические суждения.
Тема 8 Сложные суждения.
Суждение – это форма мыслительной деятельности, которая утверждает или отрицает:
а) какое-либо свойство предмета;
б) отношение между предметами;
в) существование предмета.
В случае «а)» суждение называется атрибутивным, в случае «б)» – суждением об отношениях, и в случае «в)» – экзистенциальным.
Суждения бывают единичными и множественными, простыми и сложными, утвердительными и отрицательными.
Простые множественные атрибутивные суждения Аристотель называл простыми категорическими и выделял четыре их типа: общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные.
Сложные суждения связывают составляющие их простые суждения при помощи логических связок отрицания, конъюнкции, дизъюнкции, эквиваленции и импликации.
Для выполнения заданий этого раздела требуется:
1. уметь среди указанных предложений распознавать суждения;
2. уметь определять структуру и тип суждения;
3. уметь распознавать сложные суждения и записывать их логическую форму;
4. уметь произвести операцию отрицания суждения любого типа.
Наиболее часто встречающиеся ошибки:
3. неправильно определяют тип суждения, путают атрибутивные суждения с суждениям об отношениях;
4. не всегда правильно записывают логическую форму сложного суждения;
5. неправильно производят операцию отрицания суждения об отношениях.
Задачи и упражнения
Вариант 1.
5. Какие из приведенных ниже предложений выражают суждения, какие нет и почему?
а) На улице идет дождь.
б) На улице идет дождь?
в) Вечерело.
г) Кража, совершенная в метро 15 августа 2011 года
д) Москва – столица России и один из крупнейших городов мира.
е) В отношении обвиняемого действует презумпция невиновности.
6. Ниже приведены суждения. Определите тип этих суждений.
а) Союз Советских социалистических республик образован в 1924 году.
б) Неблагодарность – худшее из всех зол.
в) В судебной практике некоторых западных стран встречаются дела, процесс по которым длится не более 15 минут.
г) Судья предоставил адвокату слово для защиты.
д) Права личности являются неотчуждаемыми и неприкосновенными.
е) Признание обвиняемого не является доказательством его вины.
ж) Государство обязано соблюдать права личности.
7. Среди приведенных ниже суждений выделите простые категорические суждения и запишите в субъектно-предикатной форме:
а) Возрождение России связано с развитием и углублением правовых начал в жизни общества.
б) Правовая система – это сложный, многозвенный организм.
в) Никто не может быть свободным от общества, в котором живет.
г) Некоторым студентам приходится пересдавать экзамены.
д) Не бывает пирожных бесплатных.
е) Ценности права складывались веками.
ж) Кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет.
8. Какие из приведенных ниже суждений являются простыми, а какие – сложными;
а) Черное. Балтийское. Азовское и Охотское моря омывают границы России.
б) Адвокат свободен принять или отвергнуть любое предложенное ему дело, при условии, что это не нарушает его профессионального долга.
в) Наиболее заметные изменения в правовой системе нашего общества начались в 1988-1989гг.
г) Во всех случаях, когда речь идет о жизни человека, его свободе, имуществе или репутации, он не может быть ущемлен в праве на юридическую помощь.
д) Если адвокат взял на себя ведение дела, он не должен отказываться от него в ущерб клиенту без уважительной причины.
е) Законодательный орган не должен нарушать свободу религиозных убеждений и совершения религиозных обрядов.
ж) Никто не может быть принужден свидетельствовать против самого себя.
5. Запишите логическую форму следующих сложных суждений:
а) Неверно, что хотя бы один из этих двоих замешан в преступлении.
б) Я никогда не решился бы на это, не будь его рядом.
в) В случае победы стороны адвоката, правосудие восторжествует.
г) Если эта версия, окажется ложной, то либо преступник намного опытнее, чем мы думали, либо наша первоначальная гипотеза неверна.
д) Если психологи имеют некоторую математическую подготовку, то у филологов нет и этого.
е) Несмотря на то, что идет сильный дождь, на улице было довольно оживленно.
ж) Когда идет дождь, то я остаюсь дома и смотрю телевизор, либо иду в кино, но если, дождя нет, то я предпочитаю прогулку.
6. Придумайте сложные суждения, которые соответствуют следующим логическим формам:
а) A В С
б) (А В) С
в) (А В) С
г) A В С
д) А (В С)
7. Произведите операцию отрицания следующих атрибутивных суждений. Представьте результаты в стандартной форме:
а) Все первопроходцы – люди большого мужества и отваги.
б) Ни один прокурор не является адвокатом.
в) Некоторые люди могут неделями обходиться без пищи.
г) Ряд следователей не имеет высшего образования.
8. Произведите операцию отрицания сложных суждений:
а) Он грамотный юрист и к тому же интересный человек.
б) Либо шкатулка похищена, либо кто- то из домашних перепрятал ее с определенной целью.
в) Если мне в моей просьбе откажут, я буду обращаться в соответствующие органы вторично.
г) Неправда, что хотя бы один из нас двоих знает дорогу, однако, мы решительно настроены ее найти.
д) Если этот закон будет принят в Государственной Думе, то, во-первых, будет решен важный правовой вопрос, а во-вторых, это создаст хороший прецедент решения подобных вопросов в будущем.
е) Либо неправда, что он это сделал, либо, в случае, если это действительно так, надо пересмотреть к нему свое отношение.
9. Произведите операцию отрицания суждений об отношениях:
а) Я хорошо знаю этого человека.
б) Всякий человек знает имя любого главы европейского государства.
в) Каждый студент знает какой-нибудь иностранный язык.
г) Встречаются люди, не владеющие ни одним языком.
д) Некоторым людям доступны некоторые абсолютные истины.
10. Укажите распределенность терминов в следующих суждениях:
а) Совершеннолетние имеют право голоса
б) Каждый гражданин имеет право на самозащиту
в) Некоторые свидетельские показания не подтвердились
Вариант 2.
1. Какие из приведенных ниже предложений выражают суждения, какие нет и почему?
а) Студенты юридического факультета изучают логику?
б) Студенты юридического факультета изучают логику.
в) Студенты юридического факультета, изучайте логику!
г) Смеркалось.
д) Хорошо заметно.
е) Человек, потерявший 10 декабря прошлого года на остановке автобуса № 5 проездной документ.
2. Ниже приведены суждения. Определите тип этих суждений:
а) Работа юриста требует высокой культуры мышления.
б) Существует значительное различие в овладении юристом теоретическими знаниями и умением применять эти знания на практике.
в) Возрождение частного права – настоятельная задача правовой реформы России.
г) Доводы защиты оказались более весомыми, чем доводы обвинения.
д) Есть такая партия!
е) Логика – лучший друг юриста.
3. Среди приведенных ниже суждений выделите простые категорические суждения и укажите их структуру:
а) Остров есть часть суши, со всех сторон омываемая морем.
б) Никакие экстренные меры здесь не помогут.
в) Часть книг знаменитого ученого была передана в дар библиотеке.
г) Ряд юридических казусов не поддается сиюминутному анализу.
д) Джомолунгма – высочайшая вершина мира.
е) Подавляющее число избирателей проголосовало за своего кандидата.
ж) Бестолкового учить – только себя трудить.
4. Какие из приведенных ниже суждений являются простыми, а какие – сложными?
а) Отдыхающие нашего пансионата любят посещать клуб, спортплощадку, а также плавательный бассейн.
б) Неверно, что работа судьи не содержит в себе элементы творчества.
в) Выступившие первый, второй и третий свидетели дали приблизительно одинаковые показания.
д) Вопрос так бы и не решился, не приди он к нам.
е) Записанное здесь суждение является сложным.
ж) Это суждение простое, в этом можно не сомневаться.
5. Запишите логическую форму следующих сложных суждений:
а) Если человек читал книгу, то знает ее содержание или основную идею.
б) Он не был ни прилежным, ни способным.
в) Если к этому числу прибавить 3, получится 7. а если из него вычесть 3, будет 1. следовательно, это число - четыре.
г) Если закон будет принят – можно ожидать серьезных политических изменений, если же не будет принят - решение будет отложено вследствие того, что депутаты выходят на каникулы.
д) Ты храбрый человек, однако, неверно, что храбрость и безрассудство – одно и то же.
е) Или Джонс ограбил банк, или это сделал Смит, но уж никак не Моррисом.
ж) По крайней мере, один из этих троих парней замешан в преступлении.
6. Придумайте сложные суждения, которые соответствуют следующим логическим формам:
а) ( A В) С
б) (А В) С
в) (А В) С
г) A В С
д) А (В С)
7. Произведите операцию отрицания следующих атрибутивных суждений.
Представьте результаты в стандартной форме:
а) Всякий член общества уважает его законы.
б) Часть студентов не готова к экзаменам.
в) Некоторые из присутствующих здесь не понимают по-русски.
г) Ни один из нас не решился возражать против этого веского довода.
8. Произведите операцию отрицания сложных суждений:
а) Петр занимается плаванием, а Иван - заядлый турист.
б) Я постараюсь занять деньги у знакомых либо возьму кредит в банке.
в) Если завтра выпадет снег, мы обязательно отправимся в лес на лыжах.
г) Он образованный человек, и неправда, что у него неважная память.
л) Если Андреев виновен в преступлении, то он действовал с помощником, к тому же он имел при себе оружие.
е) Если завтра отправишься на каток, потеплее оденься, ведь назавтра обещают мороз.
9. Произведите операцию отрицания суждений об отношениях:
а) Мой друг сейчас нуждается в моей помощи.
б) Всякий человек знает назубок все правила дорожного движения.
в) Каждому человеку присущи некоторые слабости.
г) Некоторые люди знают все на свете.
д) «Кто-то кого-то любит».
10. Укажите распределенность терминов в следующих суждениях:
а) Всякое суждение выражается предложением.
б) Некоторые рыбы не водятся в реках Сибири.
в) Среди художников есть пейзажисты.
Вариант 3.
1. Какие из приведенных ниже предложений выражают суждения, какие нет и почему?
а) «Убит!»
б) «К чему теперь рыданья, пустых похвал ненужный хор и жалкий лепет оправданья?»
в) «Судьбы свершился приговор!»
г) «Что ж? Веселитесь...»
д) Светало.
е) Корабль, отплывающий сегодня в Мадрид в 12 часов 30 минут.
2. Ниже приведены суждения. Определите тип этих суждений.
а) Нелюбознательных детей не бывает.
б) Дубровский с Машей так и не встретились.
в) В большинстве известных учебников не рассматривается этот вопрос.
г) Не было вечера, который он провел бы дома.
д) Новый Уголовный Кодекс заметно отличается от предыдущего.
е) Право – это явление, призванное выражать и гарантировать свободу людей.
ж) Государство обязано соблюдать права личности.
3. Среди приведенных ниже суждений выделите простые категорические суждения и укажите их структуру:
а) Ни один человек себе не враг.
б) Трезор – моя любимая собака.
в) «Величайшая свобода заключается в правовом гражданском обществе» (И.Кант)
г) Каждый будущий юрист изучает логику.
д) Определенная часть преобразующей деятельности человека негативно изменяет условия развития естественных систем.
е) Не все то золото, что блестит.
ж) Некоторые государства являются унитарными.
4. Какие из приведенных ниже суждений являются простыми, а какие – сложными:
а) «Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов» (Ж. Ж. Руссо)
б) Мимо прошли: дама средних лет, высокий худощавый брюнет и какая-то собачка, кажется, коккер-спаниэль.
в) Владимир понял, что ошибся, лишь, когда незнакомец подошел к нему вплотную.
г) Государство не может в полной мере гарантировать защиту отдельно взятого человека от противоправных посягательств во всех мыслимых ситуациях.
д) Если порядок в движении людей был установлен посредством паспортно-разрешительной системы, то порядок в движении товаров – посредством таможенно-разрешительной системы.
е) Чтение художественной литературы – неоценимый источник жизни и законов ее борьбы.
ж) Никто не может быть принужден свидетельствовать против самого себя.
5.Запишите логическую форму следующих сложных суждений:
а) Основой философии как науки является не какая-то одна философская система – следует рассматривать целый поток философского сознания.
б) Если бы ты пришел, мы бы поехали с тобой на экскурсию, а так – придется ее отложить до следующего раза.
в) Неправда, что женщины есть некрасивые, бывают мужчины слепые.
г) Если завтра не будет ветра, то, если не подведет экипировка, мы покорим эту вершину.
д) Для философии права является недостаточным только юридическое понимание права.
е) Или мы пойдем купаться на море, или в случае шторма, отправимся на рынок.
ж) «Будет людям счастье, счастье на века -
У советской власти сила велика».
6. Придумайте сложные суждения, которые соответствуют следующим логическим формам:
а) A В С
б) (А В) С
в) (А В) С
г) (A В) С
д) А (В С)
7. Произведите операцию отрицания следующих атрибутивных суждений. Представьте результаты в стандартной форме:
а) Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
б) Некоторые поступки не являются преднамеренными.
в) Половина нашей группы закончила первый курс на «хорошо» и «отлично».
г) Какая песня без баяна!
8. Произведите операцию отрицания сложных суждений:
а) Усилий было затрачено много, а результат оказался незначительным.
б) Это суждение является либо общим, либо частным.
в) Матч не состоялся по причине плохой готовности корта.
г) Неправда, что у него нет способностей, ведь в прошлом году он стал победителем олимпиады.
д) К помощи такого рода относится медицинская помощь правонарушителям, если они в ней нуждаются.
е) Если завтра будет хорошая погода, и если будут дуть попутный ветер – мы вовремя прибудем в порт назначения.
9. Произведите операцию отрицания суждений об отношениях:
а) Я знаю многих его других.
б) Каждый лоцман прекрасно знает все камни и подводные рифы на пути следования своего корабля.
в) Любой культурный человек знает какой-нибудь иностранный язык.
г) Некоторые люди могут истолковать, превратно любую мысль.
д) Некоторые металлы взаимодействуют с некоторыми галогенами.
10. Укажите распределенность терминов в следующих суждениях:
а) Некоторые суждения не являются простыми.
б) Каждый гражданин имеет право на самозащиту.
в) Всякое правонарушение есть противоправное деяние.
Тема № 9 Понятие о логическом выводе. Непосредственные умозаключения. Вероятностные (индуктивные) умозаключения. Аналогия.
Тема № 10 Простой категорический силлогизм.
Тема № 11 Выводы из сложных суждений.
Умозаключение – это форма мыслительной деятельности, заключающая в себе а) суждения, содержащие имеющееся (данное) знание, называемые посылками и б) суждения, содержащие новое знание, полученное на основе посылок – заключение.
Умозаключения бывают дедуктивными, индуктивными и традуктивными (по аналогии). Среди дедуктивных умозаключений выделяют: непосредственные, умозаключения по логическому квадрату, непосредственные умозаключения путем преобразования структуры суждения (превращение, обращение и их комбинации) умозаключения из сложных суждений, простые категорические силлогизмы и их сокращенный вариант – энтимемы.
Для выполнения заданий контрольной работы требуется:
знать и уметь определять тип умозаключения;
записывать логическую форму умозаключения и на ее основе делать вывод о правильности его построения;
различать дедуктивные и индуктивные (вероятностные) умозаключения.
Наиболее часто встречающиеся ошибки:
неправильно определяют тип умозаключения;
неправильно анализируют правильность построения силлогизмов;
ошибаются в написании логической формы умозаключений.
Задания и упражнения
Вариант 1.
1. Произведите превращение следующих суждений:
а) Некоторые юристы – адвокаты.
б) Все адвокаты – юристы.
2. Произведите обращение следующих суждений:
а) Некоторые ученые работают в вузе.
б) Некоторые ученые не работают в вузе.
3. Произведите противопоставление предикату для следующих суждений:
а) Всякая работа требует терпения.
б) Некоторые европейские страны – члены НАТО.
4. Произведите противопоставление субъекту для следующих суждений:
а) Все законы Конституции носят обязательный характер.
б) Некоторые птицы имеют размах крыльев более двух метров.
5. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки; средний, меньший и больший термины.
а) Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности. Значит, Николаев не должен быть привлечен к уголовной ответственности, так как он невиновен.
б) Доказательство, полученное с нарушением закона, не имеет юридической силы. Данное доказательство не имеет юридической силы, потому, что оно получено с нарушением закона.
6. Определить большую и меньшую посылку. Сделать заключение. Дать ответ об истинности заключения, правильности силлогизма.
а) Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными. Эти суждения противоречащие.
б) Новиков – осужденный, а осужденный имеет право просить о помиловании.
7. Используя условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему модусу; б) по отрицающему модусу. Если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме (со связкой «если…, то»)
а) Если суд придет к выводу о подложности документа, он устранит его из числа доказательств.
б) Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.
8. Сделайте вывод из посылки разделительно-категорического умозаключения, определите модус, постройте его схему, укажите вид дизъюнкции: строгая или нестрогая, полная или неполная.
а) Выдвинутая гипотеза доказывается или опровергается. Данная гипотеза доказана.
б) Пожар возник или вследствие нарушения правил пожарной безопасности, или в результате стихийного бедствия, или поджога. Установлено, что пожар возник в результате стихийного бедствия.
9. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему, проверьте правильность вывода.
а) Если поводом для преступления послужило противоправное поведение потерпевшего, это признается обстоятельством, смягчающим наказание. Подобным же обстоятельством признается аморальное поведение потерпевшего. Поведение потерпевшего признано противоправным или аморальным.
10. Сформулируйте пропущенную часть умозаключения (энтимемы), проверьте правильность вывода.
а) Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Данилов – обвиняемый.
б) Наблюдение широко используется в оперативно-розыскной работе.
Вариант 2.
1. Произведите превращение следующих суждений:
а) Всякое противоправное действие карается законом.
б) Некоторые виды сорняков обладают исключительной приспособляемостью.
2. Произведите обращение следующих суждений:
а) Любой матч, сыгранный вполсилы – проигранный матч.
б) Некоторые дополнительные виды спорта включены в программу предстоящей Олимпиады.
3. Произведите противопоставление предикату для следующих суждений:
а) Ряд спортсменов не прошел допинг-контроль.
б) Некоторые проблемы разумнее решать обходными путями.
4. Произведите противопоставление субъекту для следующих суждений:
а) Каждый матч для вашего клуба в этой серии является решающим.
б) Отдельные части орбитального комплекса требуют замены.
5. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки; средний, меньший и больший термины.
а) Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, недействительна. Данная доверенность недействительна: в ней не указана дата ее совершения.
б) Петров привлекается к уголовной ответственности, так как он незаконно хранил огнестрельное оружие, а лица, незаконно хранящие огнестрельное оружие, привлекаются к уголовной ответственности.
6. Определить большую и меньшую посылку. Сделать заключение. Дать ответ об истинности заключения, правильности силлогизма.
а) Неустранимые сомнения в виновности обвиняемого толкуются в его пользу. В данном случае возникли неустранимые сомнения в виновности обвиняемого.
б) Лицо виновное в лжесвидетельстве, привлекается к уголовной ответственности. Леонов виновен в лжесвидетельстве.
1. Используя условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему модусу; б) по отрицающему модусу. Если условная посылка явно не выражена, то сформулируйте ее в явной логической форме (со связкой «если…, то»)
а) Одно и тоже лицо не может быть защитником двух обвиняемых, если интересы одного из них противоречат интересам другого.
б) Трудоспособные дети обязаны заботиться о своих родителях.
8. Сделайте вывод из посылки разделительно-категорического умозаключения, определите модус, постройте его схему, укажите вид дизъюнкции: строгая или нестрогая, полная или неполная.
а) Умышленные преступления совершаются с прямым или косвенным умыслом. В данном преступлении не было прямого умысла.
б) Суждение может быть простым или сложным. Суждение «Медведев – инспектор охраны» - простое суждение. Следовательно,..
9. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему, проверьте правильность вывода.
а) Гражданин вправе требовать по суду опровержение порочащих его честь, достоинство или репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Гражданин Соловьев не вправе требовать по суду опровержения сведений или порочащих его честь и достоинство, или его репутацию.
10. Сформулируйте пропущенную часть умозаключения (энтимемы), проверьте правильность вывода.
а) Уголовное дело не может быть возбуждено, так как отсутствует состав преступления.
б) Переводчику принадлежит авторское право за выполненный им перевод. Павлову принадлежит такое право.
Вариант 3
1. Произведите превращение следующих суждений:
а) Гражданин, потерпевший вред в результате незаконных действий исполнительной власти, располагает средством защиты.
б) Некоторые члены профсоюза не платят членские взносы.
2. Произведите обращение следующих суждений:
а) Все счастливые люди добры.
б) Некоторые обезьяны демонстрируют достаточно сложное поведение.
3. Произведите противопоставление предикату для следующих суждений:
а) Всякая добродетель – благо.
б) Некоторые народы Африки ведут кочевой образ жизни.
4. Произведите противопоставление субъекту для следующих суждений:
а) Назвался груздем – полезай в кузов.
б) Отдельные государства – члены Европейского Экономического Сообщества отклонили это предложение.
5. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки; средний, меньший и больший термины.
а) Каждый участник общей долевой собственности имеет право на отчуждение своей доли другому лицу. Репин не является участником общей долевой собственности, так как он не имеет право на отчуждение своей доли другому лицу.
б) Лица, совершившие хулиганский поступок, привлекаются к уголовной ответственности. Петин привлекается к уголовной ответственности, так как он совершил хулиганский поступок.
6. Определить большую и меньшую посылку. Сделать заключение. Дать ответ об истинности заключения, правильности силлогизма.
а) Неопубликованные законы применению не подлежат. Данный закон относится к неопубликованным.
б) Лица, совместно причинившие вред, несут солидарную ответственность перед потерпевшим. Семенов и Владимиров не должны нести солидарную ответственность перед потерпевшим
7. Используя условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему модусу; б) по отрицающему модусу. Если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме (со связкой «если…, то»)
а) Для усыновления требуется согласие усыновляемого при достижении им десятилетнего возраста.
б) Предметы и ценности, добытые преступным путем, при обыске подлежат изъятию.
8. Сделайте вывод из посылки разделительно-категорического умозаключения, определите модус, постройте его схему, укажите вид дизъюнкции: строгая или нестрогая, полная или неполная.
а) Обвиняемый, находящийся на свободе, вызывается к следователю повесткой, телефонограммой или телеграммой. Обвиняемый Романов вызван к следователю повесткой.
б) Документы, являющиеся вещественными доказательствами, остаются при деле в течение всего срока хранения либо передаются заинтересованным лицам. Эти документы не были переданы заинтересованы лицам.
9. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему, проверьте правильность вывода.
а) В некоторых случаях причинение вреда в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости признаются обстоятельствами, исключающими преступность деяния. В данном случае вред был причинен в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.
10.Сформулируйте пропущенную часть умозаключения (энтимемы), проверьте правильность вывода.
а) Обвиняемый имеет право на защиту. Следовательно, Леонов имеет право на защиту.
б) Переводчику принадлежит авторское право за выполненный им перевод. Павлову принадлежит такое право.
Тема 13 Логические основы аргументации, полемика.
Тема 14 Логические и внелогические средства аргументации.
Аргументация – это процесс обоснования истинности некоторого суждения.
В случае полного обоснования истинности или ложности суждения используют термины «доказательство» и «опровержение», в случае неполного обоснования – термины, соответственно, «подтверждение» и «критика». Структура аргументации – тезис, аргументы, демонстрация.
Для выполнения заданий следует:
уметь выделить структуру аргументации;
знать и уметь находить ошибки в аргументации.
Наиболее часто встречающиеся ошибки:
- не всегда четко выделяют явные и, в особенности, подразумеваемые аргументы данной аргументации;
- неправильно указывают форму демонстрации;
- зачастую неправильно определяют, в каком структурном составляющем допущена ошибка в аргументации: в аргументах, в форме демонстрации или в том и другом одновременно.
Задачи и упражнения:
Вариант 1.
1. Является ли доказательством следующее рассуждение:
Если все посылки истинны и из них логически следует заключение, то оно также истинно. Заключение ложно. Следовательно, или не все посылки истинны, или из них не вытекает заключение.
2. Проанализируйте следующие рассуждения, найдите тезис, аргументы и элементы демонстрации. Укажите и квалифицируйте ошибки, если они имеются.
а) Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Следовательно, сидящий стоит.
б) В старой гимназии ученик спрашивает: «Господин учитель, кто такой был Диоген?» «Диоген?.. Хм. Диоген...! Ну, ты мал, чтобы задавать такие вопросы».
Вариант 2.
1. Является ли доказательством следующее рассуждение:
Если действие обязательно, то оно не запрещено. Незапрещенное – разрешено. Значит, если действие обязательно, оно разрешено.
2. Проанализируйте следующие рассуждения, найдите тезис, аргументы и элементы демонстрации. Укажите и квалифицируйте ошибки, если они имеются.
а) «Знание – сила» – так сказал сам Бэкон. А сила, нас этому учили в школе, измеряется в ньютонах, следовательно, и знание измеряется в ньютонах.
б) Что является естественным, то является хорошим. Делать ошибки естественно. Значит, делать ошибки хорошо.
Вариант 3.
1. Является ли доказательством следующее рассуждение:
Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего – дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего.
2. Проанализируйте следующие рассуждения, найдите тезис, аргументы и элементы демонстрации. Укажите и квалифицируйте ошибки, если они имеются.
а) «Кого хотят сделать мудрым, того хотят сделать таким, каким он не существует, и, следовательно, хотят, чтобы он перестал существовать таким, каков он есть, т.е. чтобы он погиб» (Платон «Диалоги»)
б) – Сколько лет твоему отцу, мальчик?
– Столько же, сколько и мне.
– Как так?
–Очень просто: он стал моим отцом, когда я родился.
подробнее
Заказчик
заплатил
заплатил
200 ₽
Заказчик не использовал рассрочку
Гарантия сервиса
Автор24
Автор24
20 дней
Заказчик принял работу без использования гарантии
6 августа 2017
Заказ завершен, заказчик получил финальный файл с работой
5
3 вариант во всех заданиях.docx
2017-08-09 10:04
Последний отзыв студента о бирже Автор24
Общая оценка
5
Положительно
Оценивать профессионализм Автора, мне студенту не очень уместно. Автор в общении дружелюбен, аккуратен , точен. Цена приемлема. Большое спасибо!