Создан заказ №2511303
5 декабря 2017
14224 Семинар № 3. Мышление и творчество в деятельности современного профессионала
Как заказчик описал требования к работе:
Семинарское занятие № 3:
МЫШЛЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛА
Цель изучения
Мышление – психический процесс отражения действительности. Будучи неразрывно связанным с чувственным познанием, мышление, однако, представляет собой высшую форму творческой активности человека.
Мышление - творческое преобразование субъективных образов предметов внешнего мира в сознании, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для преобразования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества.
Мышление существует в трех основных формах, возникающих последовательно в историческом и индивидуальном развитии людей: наглядно-действенной, наглядно-образной и абстрактно-логической. Они находятся у каждого взрослого человека в определенном соотношении и взаимодействии, развивающихся в процессе решения человеком учебных и жизненных задач и проблемных ситуаций в ходе анализа, синтеза и обобщения предметов и явлений объективной реальности.
Важно понимание студентами творчества как процесса. Знание основных стадий творческого мышления.
Тезаурус
Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление; теоретическое и практическое мышление; творческое, репродуктивное мышление; интуитивное мышление, инсайт, логическое мышление, индуктивное, дедуктивное умозаключения; анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение
План семинара
В чем сходство, отличие и взаимосвязь мышления и процессов чувственного познания?
Динамика мышления при решении задач
Влияние индивидуально-психологических особенностей на мыслительную деятельность.
Виды мышления.
Взаимосвязь мышления и творчества в профессиональной деятельности
Темы рефератов и докладов
А). Исследование креативности в отечественной психологии
Литература
Богоявленская Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества. // Вопросы психологии, 1976, №4
Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., "Знание". Серия "Педагогика и психология", 1981, №10
Вудвортс Р. Этапы творческого мышления. // Хрестоматия по психологии. (Психология мышления). Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. М.,1981
Линдслей Г., Халл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление. // Хрестоматия по психологии. (Психология мышления). Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. М.,1981, с.149-153
Петухова И.А. Умственные способности как компонент интеллектуальной инициативы. // Вопросы психологии, 1976, №4
Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов технических вузов/под ред.В.С.Кукушкина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2005
Б). Психологический анализ решения мыслительных задач.
Литература.
Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решения. – М., "Педагогика", 1970
Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. Изд. Воронежского университета, 1976
Познавательные процессы и способности в обучении/под ред. В.Д. Шадрикова. – М.,1990
Г) Препятствия на пути творческого мышления.
Литература:
Линдсей Г., Холл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление \\ Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М. 1981
Творчество и преодоление стереотипов. – СПб. 1994
Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонности мышления. – М. 1976
Д). Творческое мышление и его особенности.
Литература:
Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб. 1999
Мальгина Н., Рысев С., Царук Л. Психология критического мышления – СПб-Харьков-М-Минск. 2000
Гелб, Майкл Дж. Как мыслить подобно Леонардо да Винчи : упр-ия, рабочая тетрадь – Минск. 2000
Адамар Ж., Погребысский И.Б. и др. Исследование психологии процесса изобретения в области математики – М. 2001
Три стороны интеллекта // Психология мышления. – М., 1965
Дополнительный материал
Задачи
Задача № 1
Выберете из отличительных особенностей процессов отражения те, которые характеризуют мышление, присущее только человеку:
А) отражение отельных свойств предметов и явлений материального мира
Б) отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей, образов прежде воспринятых предметов и явлений
В) отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей
Г) отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений
Д) отражение при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств
Е) отражение действительности опосредованным путем при обязательном участии речи
Задача № 2
Определите, какие из задач решались алгоритмическим способом, а какие- эвристическим. По каким признакам эти задачи отличаются?
А) Долго бился следователь над раскрытием запутанного преступления. Тщательно осмотрел место происшествия, собрал необходимые материалы, опросил всех лиц, так или иначе связанных с происшествием. Полученные данные позволили ему наметить несколько версий, каждая из которых представлялась более или менее вероятной. Но проверка этих версий привела к разочарованию: все они были неверными. Следствие, казалось, зашло в тупик на неопределенное время. Решение пришло неожиданно - в театре: наблюдая за действием пьесы, следователь вдруг почему-то вспомнил, что один предмет, найденный им на месте происшествия, обладает свойством, которого он раньше в нем не замечал. И вся картина преступления предстала перед ним совсем в другом свете. Он понял, в каком направлении нужно искать преступника. (по В.Н. Пушкину)
Б) Для определения вида простого предложения надо выполнить следующую систему операций. Сначала выясняется, есть ли в предложении подлежащее. Если есть, то смотрят, есть ли сказуемое. Если есть, то делается вывод: предложение определенно-личное. Если нет сказуемого, то делается вывод: предложение назывное. Если в предложении нет подлежащего, то дальше устанавливается, выражено ли сказуемое глаголом 1-го или 2-го лица. Если да, то делается вывод: предложение определенно-личное. Если нет, то проверяется, выражено ли сказуемое глаголом 2-го лица единственного числа или 3-го лица множественного числа (для прошедшего времени – глаголом во множественном числе). Если выражено, то делается вывод: предложение неопределенно-личное. Если этого условия нет, то делается вывод: предложение безличное (по Л.Н. Ланда).
Вышлите ответы по задачам 1 и 2 преподавателю на проверку.
Литература:
Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы / Б.Б. Айсмонтас. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002
Вудвортс Р. Этапы творческого мышления // Хрестоматия по психологии. (Психология мышления). Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. – М.,1981, с. 255-258
Линдслей Г., Халл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление. // Хрестоматия по психологии. (Психология мышления). Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. – М.,1981, с.149-153
Общая психология / Под ред. А.В. Петровского, – М., Просв,1976 (82, 86, 92) Тема «Мышление»
Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В.Д. Шадрикова. – М.,1990
Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов технических вузов/под ред.В.С.Кукушкина. – М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2005
Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе. // Хрестоматия по психологии. (Психология мышления). Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. – М.,1981, с.78-87
Тихомиров О.К. Психология мышления – М., МГУ 1984. Гл.1 параграфы 1,2,4,; Гл 10, параграфы: 1-4
Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского – М. Просв.,1977. С. 270-27
подробнее
Заказчик
заплатил
заплатил
200 ₽
Заказчик не использовал рассрочку
Гарантия сервиса
Автор24
Автор24
20 дней
Заказчик принял работу без использования гарантии
6 декабря 2017
Заказ завершен, заказчик получил финальный файл с работой
5
14224 Семинар № 3. Мышление и творчество в деятельности современного профессионала.docx
2021-02-16 18:21
Последний отзыв студента о бирже Автор24
Общая оценка
4.4
Положительно
В сроки, все грамотно и четко, преподавателя ставят всегда максимальный балл. Заказывали уже две работы.