Создан заказ №2520955
7 декабря 2017
14239 Семинар №12 Самореализация, самоактуализация и типологии жизненных стратегий
Как заказчик описал требования к работе:
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12:
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ, САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И ТИПОЛОГИИ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ
Цель изучения:
Дать представление о путях, стратегиях самореализации личности на основе анализа просмотренных документальных фильмов.
Тезаурус
Самореализация, самоактуализация, жизненный сценарий, жизненные
стратегии, творчество, удовлетворенность жизнью
План семинара
Самореализация личности
Профессиональная, социальная, творческая самореализация
Процесс самореализации
Типология жизненных стратегий
Литература:
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
Головаха Г.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности// Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000
Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М.: Ин-т человека РАН, Независ. ин-т граждан. об-ва, 2002
Франкл В. Человек в поисках смысла. М. 1990
Фромм Э. Иметь или быть. М.: АСТ, 2000
Самореализация и типологии жизненных стратегий
«Жизнетворчество - особая и высшая форма проявления творческой природы человека. Это духовно - практическая деятельность личности, направленная на творческое проектирование и осуществление ее жизненного проекта. Л. Н. Толстой высказывался по этому поводу следующим образом: "...нам кажется, что настоящая работа - это работа над чем-нибудь внешним - производить, собирать что-нибудь: состояние, дом, скотину, плоды, а работа над своей душой, усвоение привычек добра, всякая другая работа - мелочи".
Проектируя творчески свою жизнь, разрабатывая, корректируя и осуществляя свой индивидуальный жизненный сценарий, личность овладевает не только необходимыми знаниями, а и умениями, навыками, а также искусством жить.
Современный уровень теоретических разработок в психологии жизненного пути и наличие апробированных и высокорезультативных методик психокоррекции сознания личности, ее поведения и жизненного пути делают возможным обучение искусству жизнетворчества подобно тому, как человека обучают другим видам творчества - рисованию, музыке, техническому конструированию. Примером такой технологии является компьютерная программа lifeline, которая используется для коррекции жизненного пути личности на основе жизненных событий.» [6]
«Основными характеристиками стратегии человека являются принятие ответственности за свою жизнь, осмысленность жизни, наличие выстроенной системы ценностей и жизненных целей.
Результаты исследования показали, что наличие целей в жизни, построенных на основе ценностей и отношений человека, принятие ответственности за осуществление этих целей в процессе жизни значительно влияют на удовлетворенность жизнью и психического здоровье человека. Респонденты с высоким уровнем осмысленности жизни, принимающие ответственность за ход ее событий и считающие себя хозяевами своей жизни, более удовлетворены самореализацией и находят свою жизнь интересной, эмоционально насыщенной, чем те, которые не верят в способность влиять на свою жизнь. Такие люди часто не удовлетворены своей жизнью и придерживаются позиции, что их жизнью управляют обстоятельства и другие люди. Следовательно, они в большей степени подвержены неврозам, межличностным и внутриличностным конфликтам.» [1]
Самореализация-это процесс и итог целостной жизнедеятельности человека, который состоит в раскрытии всех индивидуальных способностей, собственного потенциала и приводит его к превращению в субъекта собственной жизни.
Способность человека к самоопределению, к сознательному определению основных линий своей жизни, своего развития - одна из ключевых характеристик свободы. Каждый человек владеет свободой выбора и свободой совести. Жизненное самоопределение выступает неотъемлемым атрибутом человеческой жизни, ведь в каждый ее момент человек может быть поставлен перед необходимостью принятия и осуществления самостоятельных решений, которые могут определить направление и характер всей дальнейшей жизни.
Потребность в самореализации была изначально заложена природой в каждом человеке. Согласно концепции А.Маслоу, самоактуализация, самореализация является высшей потребностью в «иерархии потребностей». Человеку просто жизненно необходимо проявить собственную личность в мире по максимуму. Осознать свое место в обществе, жизни ради того, чтобы потом испытывать полное удовлетворение от действительности.
Проблема самореализации индивида проявляется в раннем детстве и сопутствует ему на протяжении всего жизненного пути. Для преодоления таких проблем нужно усиленно трудиться в этом направлении, так как сами по себе они не решаться. Казалось бы чисто теоретически особых затруднений в этом быть не должно – старайся реализовать свои мечты, желания, слушая при этом голос своего сердца, свою интуицию. Однако в силу социальной и семейной обусловленности, стандартов, навязываемых нам обществом через рекламу и СМИ человек в современном мире настолько отчуждён от себя, что для многих призыв «слушать свое сердце» является просто красивым оборотом, своего рода фигурой речи.
Самым большим препятствием для самореализации служат социальные стереотипы. Поэтому первым шагом на пути личностной самореализации будет избавление от навязанных обществом стандартов и шаблонов.
Как правило, возможность для самореализации индивида проявляется не в одном, а в нескольких видах деятельности. Так, например, помимо профессиональной реализации. Большинство людей стремятся создать крепкие семейные отношения, иметь верных друзей, интересные увлечения, хобби и пр. все виды деятельности в совокупности с целями создают так называемую систему ориентирования индивида на долгую перспективу.
Типология жизненных стратегий
В определении понятия «жизненная стратегия» до сих пор нет логической четкости и определённости. Оно трактуется либо как система перспективных представлений и ориентаций личности, либо более узко – как система целей планов и ценностных ориентаций. Так Головаха Е.И. [3] предпочитает использовать вместо данного понятия, понятие «жизненная перспектива», объясняя это тем, что последнее не так жестко и формально фиксирует рамки будущего жизненного пути.
В зарубежной науке изучением жизненных стратегий занимались многие выдающиеся ученые – А.Адлер, А.Маслоу. Э.Фромм, К.Хорни.
Как писал А. Маслоу, в самоактуализирующейся личности качества зрелой и независимой личности сочетаются с детским простодушием откровенностью и свежим интересом ко всему новому. Ценностями такого индивидуума являются истина, добро, красота, совершенство, справедливость. Самореализация для него – это труд, целью которого является достижение совершенства в том, что он призван делать, в том, что он считает своей миссией.
К. Роджерс видел творчество не только и не столько в создании чего-то нового во внешнем мире, а прежде всего в создании новых граней собственной личности. К. Роджерс считал, что в той степени, в которой человек отказывается осознать (или подавляет) значительную часть своего опыта, его творения могут быть патологическими или социально вредными. Если же индивид открыт всем сторонам его опыта и все ощущения его организма доступны его сознанию, продукты его творчества скорее всего будут созидательными и для него самого, и для других.
Стратегия творчества предполагает в большей мере способ жизни «здесь и сейчас». Для человека, который чувствует себя творцом своей жизни и осознает, что никто кроме него самого не сможет сделать его счастливым, смысл жизни чаще всего определяется понятием свободы.
Давно установлен факт, что наиболее полноценное раскрытие задатков и талантов личности возможно только через выполнение общественно значимой деятельности.
Исследованием жизненных стратегий в отечественной науке занимались К.А.Абульханова-Славская, Н.Ф.Наумова, Т.Е.Резник, Ю.М.Резник, Е.А.Смирнов. Отечественные психологи выделяют три основных типа жизненных стратегий [4].
Первый тип – стратегия жизненного благополучия, которая заключается в стремлении построить благоприятные условия для жизни. Рецептивная («потребительская») активность является основой такой стратегии.
Второй тип – стратегия жизненного успеха, которая заключается в стремлении к карьерному росту, «покорению» очередной вершины и пр. Предпосылкой данной стратегии выступает, прежде всего мотивационная («достиженческая») активность, которая ориентируется на общественное признание (ярким примером, по мнению авторов является предпринимательство).
Третий тип – стратегия жизненной самореализации, которая охватывает стремление предельно развивать свои способности в выбранных видах деятельности. Для неё характерна творческая активность.
Выбор жизненной стратегии может зависеть от нескольких факторов:
- объективных социальных условий, которые общество может предложить индивидууму для его самореализации;
- принадлежности личности к определенной социальной группе, этносу. Социальному слою;
- социально-психологических характеристик самой личности.
Е.П.Варламова и С.Ю. Степанов [2] выделяют 4 типа жизненных стратегий по соотношению индивидуального своеобразия и творческой активности индивидуума в событиях его жизни:
1.Творческая уникальность – отражает творческое отношение человека к собственной жизни: его преобразующая инициатива приводит к высокой неповторимости и экстраординарности событий его жизни.
2. Пассивная индивидуальность – представляет собой стихийный, случайный характер формирования человека, когда его индивидуальное своеобразие зависит в основном не от его усилий, а от внешних обстоятельств.
3. Активная типичность – отражает стремление человека «быть как все»; в этом случае его усилия направлены на достижение общепринятых целей и ценностей.
4. Пассивная типичность – характеризует стихийное следование человека социальным стереотипам, слепое подчинение общепринятым нормам.
А.Е. Созонтов в своих исследованиях [5], основываясь на типологии жизненных стратегий Э.Фромма, выделяет следующие основные типы жизненных стратегий, характерных в современных условиях для российских студентов:
- тип жизненных стратегий «иметь» - представители этого типа в конструировании собственной жизни преимущественно направлены на достижение социального успеха, статуса, возможности неограниченного приобретения и потребления. В числе их их наиболее предпочитаемых ценностей: успех, социальное признание, богатство, репутация, компетентность, наслаждения и пр.;
- тип жизненных стратегий «не иметь и не быть» - представители этого типа в конструировании собственной жизни преимущественно направлены на приспособление к существующим социально-экономическим условиям. Приоритетными для такого индивидуума выступают в основном ценности, транслируемые из поколения в поколение: безопасность семьи, здоровье, социальный порядок;
- тип жизненных стратегий «быть» - представители этого типа в конструировании собственной жизни преимущественно направлены на творческую самореализацию. Стремление к поддержанию благополучия близких, значимых людей. Среди приоритетных для них ценностей: творчество, осмысленность жизни, жизнерадостность, любознательность, единение с природой и др.;
- тип жизненных стратегий «иметь против быть» - представители этого типа в конструировании собственной жизни направлены и на достижение социального успеха, обеспеченности и на развитие собственной индивидуальности. Два данных стремления для них находятся в конфликте, в связи с чем ведущая жизненная цель остаётся во многом неопределённой. У такого индивидeума проявляется ценностный кризис, который выражается в тенденции к принятию «всех ценностей» (кроме социально не одобряемых), часто без выбора между ними;
- тип жизненных стратегий «иметь чтобы быть» - представители этого типа в конструировании собственной жизни направлены и на достижение социального успеха, обеспеченности и на творческую самореализацию. Для них два данных стремления не противоречат друг другу; они активно ищут возможности их совместной реализации в современных условиях. Среди приоритетов: творчество, жизнерадостность, широта взглядов, ответственность, успех, компетентность, богатство и пр.
Американские психологи выделяют две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних или внешних стремлений. Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу. Отмечается, что выбор стратегии во многом зависит от роли родителей в воспитании ребёнка. Родительская поддержка автономности. Эмоциональная вовлечённость и структурированность требований к ребёнку ведут к преобладанию у него внутренних стремлений и, как правило, к психическому здоровью. Испытуемые, ориентированные больше на внешние ценности в ущерб внутренним, как показали исследования, имеют более низкие показатели психического здоровья. Уровень психического здоровья определялся с помощью методики САТ, методов измерения уровня депрессии, жизненной энергии и удовлетворённостью жизнью.
Процесс самореализации личности
В процессе самосовершенствования выделяют [7] уровни самореализации личности:
- агрессивное непринятие осуществляемой деятельности, т.е. человеку не хочется заниматься данным видом деятельности, но приходится;
- устремлённость к мирному уклонению от трудовой деятельности;
- выполнение трудовой деятельности проистекает по шаблону или в соответствии с определённой моделью. Данный уровень носит название – пассивный.
- устремлённость индивида совершенствовать отдельные элементы осуществляемой им работы;
- устремлённость индивида совершенствовать реализуемую им работу или деятельность в целом; данный уровень именуется творческим или изобретательным.
Также существует и другая дифференциация уровней. В ней представлены следующие уровни самореализации:
- низкий или примитивно-исполнительский;
- средне-низкий или индивидуально исполнительский;
- средне-высокий или уровень воплощения ролей и реализации норм в социуме с элементами личностного роста;
- высокий уровень или уровень ценностной реализации и воплощения смысла жизни.
Каждому уровню свойственны собственные детерминанты и преграды.
Процесс личностной самореализации не выступает в качестве достижения выработанного «идеала» через «раскрытие» своего потенциала – это активный и безграничный процесс формирования и самосовершенствования личности на протяжении жизненного пути индивида.
Список использованных источников
Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека. Вопросы психологии, № 2, 2001, с. 74–84
Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека. М.: Ин-т психологии РАН, 2002.
Головаха Г.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности// Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000
Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М.: Ин-т человека РАН, Независ. ин-т граждан. об-ва, 2002
Созонтов А.Е. Основные жизненные стратегии российских студентов// Вестник МГУ, серия 14 «Психология», 2003. №3, С. 15-23
http://www.sochuroki.com/elementy-zhiznetvorchestva-tvorcheskij-potencial-i-samorealizaciya-lichnosti-samoopredelenie-i-zhiznennyj-vybor/
http://psihomed.com/samorealizatsiya/
Задание на проверку преподавателю:
Инструкция:
Изучите видеоматериалы по управлению собственной жизнью, целеполаганию, обнаружению психологических барьеров, ограничивающих нашу жизнь по следующей схеме:
I. Просмотр документального фильма «Жизнь. Инструкция по применению»
Год выпуска: 2013
Страна: Россия
Жанр: документальный
Продолжительность: 65 мин.
Автор идеи: Владимир Герасичев
Режиссёр: Александр Смирнов
Адрес сайта для просмотра фильма, например –
https://youtu.be/Z3JIWoDC5mg
II. Просмотр документального фильма (фрагмент тренинга личной эффективности) «Контекст или искусство быть счастливым»
Год выпуска: 2010
Страна: Россия
Жанр: документальный
Продолжительность: 50 мин.
Автор идеи: Владимир Герасичев
Режиссёры: Ольга Дыховичная, Екатерина Гербова
Адрес сайта для просмотра фильма, например –
https://youtu.be/S94vz5ujPy8
III. Анализ просмотренных фильмов и письменный ответ на вопросы:
Что в фильмах показалось для вас наиболее важным?
Что вас сильнее всего задело в данных фильмах, какие самые яркие впечатления остались?
Какие впечатления и мысли у вас появились от знакомства фрагментами биографий реализовавших свою мечту людей, показанных в фильме? Чья именно судьба произвела на вас большее впечатление?
На основе анализа просмотренных видеоматериалов ответьте на вопрос - Какова связь между нашими убеждениями, верованиями, ментальными концепциями и нашими жизненными сценариями?
Как влияют наши убеждениям, верования, ментальные концепции на наше эмоциональное состояние, настроение?
В чем контрпродуктивность стратегии сопротивления и борьбы с влиянием, оказываемым на нас внешними ситуациями с точки зрения автора фильма?
Построили ли вы для себя такую шкалу (хочу-важно), о которой говорил Герасичев?
Что мешает нам выйти из рамок привычного контекста, с точки зрения создателя фильма, и приобрести новый опыт?
Какова негативная роль защитных механизмов психики (см. психоанализ) во время наших попыток что-то существенно изменить в нашей жизни?
Какая технология реализаций своих желаний предлагается автором? (этапы)
Какой вы можете сделать вывод об источниках происхождения личностных ограничений и черт характера, мешающих нам добиться желаемого, на основе просмотра фильмов.
III.Отправьте ответы на вопросы по поводу фильма преподавателю на проверку (прикрепленным файлом в формате Word - .doc, .docx)
подробнее
Заказчик
заплатил
заплатил
200 ₽
Заказчик не использовал рассрочку
Гарантия сервиса
Автор24
Автор24
20 дней
Заказчик принял работу без использования гарантии
8 декабря 2017
Заказ завершен, заказчик получил финальный файл с работой
5
14239 Семинар №12 Самореализация, самоактуализация и типологии жизненных стратегий.docx
2020-11-16 23:58
Последний отзыв студента о бирже Автор24
Общая оценка
4.9
Положительно
Анна!! Я Ваша навеки!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Самый лучший автор!!!! Ни одного промаха, ни одной ошибки!! Выше всяких похвал!!!!!!!!!!