Создан заказ №2834222
30 марта 2018
Исследование транспортного комплекса республики Саха (Якутия) и динамика развития водного транспорта.
Как заказчик описал требования к работе:
На первоначальном этапе необходимо выбрать любой регион Российской Федерации исключая повторение регионов в одной группе. Не следует брать города федерального подчинения (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Севастополь), поскольку их транспортная система не обладает достаточной пространственной компон
ентов, на исследование которой, в значительной степени, направлена часть 1 курсовой работы.
Часть 1. Структурирование транспортного комплекса региона и анализ промышленной и поселенческой пространственных структуры
Предполагает описание отраслевой структуры транспортного комплекса региона, динамики развития за последние 5-10 лет, пространственных характеристик транспортного комплекса. Также необходимо произвести увязку существующего транспортного и промышленного комплексов, а также увязку транспортного комплекса и существующих поселенческих структур. Далее следует выявить стратегические ориентиры транспорта в регионе, путём изучения программ транспортного развития РФ и программы транспортного и социально-экономического развития региона.
Часть 2. Оценка состояния рынка транспортных услуг определённого вида транспорта и исследование факторов его роста и развития в регионе
Для анализа рынка транспортных услуг следует выделить один вид транспорта и изучить показатели, которые характеризуют динамику его развития. Важной характеристикой является уровень цен, сложившийся на рынке, поэтому следует произвести сопоставления цен, выбранного вида транспорта в регионе, федеральном округе и в целом по РФ.
Для исследования факторов развития и построение фазовой кривой нужно подобрать факторы (то, что влияло на развитие, на динамику выбранного вида транспорта), по которым имеется статистика минимум за 8-10 периодов, чаще всего лет. Перечень факторов следует дополнить объяснением на что они влияют и что позволяют объяснить. Далее следует организовать данные для построения графика зависимости между точками (транспортный показатель и объясняющий его изменение фактор), который называется фазовой кривой. Построенные для разных факторов фазовые кривые следует сопроводит комментариями.
ЧАСТЬ 1. СТРУКТУРИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА И АНАЛИЗ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ПОСЕЛЕНЧЕСКОЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СТРУКТУРЫ
Подготовка данные для анализа транспортной инфраструктуры
Первоначальным этапом является формирование таблицы с данными относительно уровня развития транспортной инфраструктуры в регионе по официальным статистическим источника [3; 4; 5; 7; 10].
Таблица 1
Годы Протяжённость железнодорожных путей, тыс.км. Протяжённость автомобильных дорог федерального значения, с твёрдым покрытием, тыс.км. Протяжённость автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, с твёрдым покрытием, тыс.км. Протяжённость водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов, тыс.км. Длина магистральных газопроводов, тыс.км. Длина магистральных нефтепроводов, тыс.км. Длина магистральных нефтепродуктопроводов, тыс.км. Количество гражданских аэропортов и аэродромов, шт. Протяжённость речных причалов, пог.м. Протяжённость морских причалов, пог. м.
2000 86.0 46.0 486.0 42.0 152.0 46.0 15.0 533 90.1 53.4
2001 86.0 46.0 491.0 42.0 152.0 46.0 15.0 496 85.3 53.7
2002 86.0 47.0 495.0 45.0 153.0 48.0 15.0 451 86.1 54.4
2003 85.0 46.0 498.0 46.0 156.0 50.0 15.0 423 80.9 57.3
2004 85.0 47.0 499.0 46.0 158.0 50.0 16.0 411 68.3 …
2005 85.0 47.0 484.0 33.0 160.0 50.0 16.0 393 66.6 61.3
2006 85.0 47.0 465.0 33.0 162.0 50.0 16.0 383 65.8 96,6
2007 85.0 49.0 469.0 44.0 163.0 50.0 16.0 351 65.1 105,2
2008 86.0 50.0 456.0 48.0 165.0 49.0 16.0 330 72.8 113,0
2009 86.0 50.0 450.0 48.0 166.0 49.0 16.0 329 83.1 133,1
2010 86.0 50.0 450.0 48.0 167.0 49.0 16.0 328 82,6 139,7
2011 86.0 51.0 452.0 48.0 171.0 51.0 20.0 332 82,6 148,5
2012 86.0 51.0 461.0 48.0 174.0 55.0 20.0 315 82,9 143,3
2013 86.0 51.0 461.0 49.0 175.0 55.0 20.0 297 84,2 139,3
2014
2015
2016
2017
При описании уровня развития транспортной инфраструктуры (ТИ) целесообразно использовать сравнения с общероссийским уровнем развития. При этом важно провести соотнесение как с абсолютными значениями, представленными в Таблице 1, так и с удельными значениями, отнесёнными к единице площади. Это можно сделать с помощью следующих формул:
Доля_ТИ_А = (ТИ конкретного типа в регионе А) * 100%
(ТИ данного типа в РФ)
Полученное значение будет показывать какую часть ТИ данного региона будут занимать в общем объёме ТИ такого типа в целом в РФ. Проведя подобные расчёты для всех отобранных типов ТИ станет возможно выделить такие типы ТИ, которые особенно значимы как для региона, так и в целом для РФ.
Также возможен расчёт и сопоставление удельных показателей, которые отражают уровень развития. Для перевода данных необходимо протяжённость, существующей в регионе ТИ, соотнести с площадью региона.
Удельный показатель = Плотность_ЖД_РФ = Протяженность_ЖД_А
Площадь_А
Расчёт на примере РФ:
В 2013 г. Плотность железных дорог в РФ составляет = 86 (тыс. км.) / 17125,2 (тыс. км.кв.) = 0,00502 км. на км.кв. или 5,02 км. на 1000 км.кв.
Важно обращать внимание на единицы измерения, чтобы избежать ошибки в расчётах, связанной с неправильным применением порядков. Для этого целесообразно использовать изначально сопоставимые единицы измерения. То есть соотнося 86 тыс. км. и 17,1 млн. кв.км нужно внимательно следить, за верным порядком полученного числа. Другим способом является преобразование в сопоставимый вид: 86 тыс. км. и 17125,2 тыс. км.кв.
В отдельных случаях такие удельные величины и для РФ, и для отдельного региона могут быть взяты из статистических сборников (например, [7]). Особенно хорошо представлены данные по железным и автомобильным дорогам. В случае других показателей расчёт необходимо будет сделать самостоятельно, согласно с описанным выше примером.
Сопоставляя удельные показатели можно сделать вывод об уровне развития ТИ определённого типа в регионе.
Например:
Плотность железных дорог в некотором регионе составляет 32 км на 1000 км.кв., сравнивая это с среднероссийским показателем (5,02 км. на 1000 км.кв.) можно сделать вывод, что железнодорожная сеть региона развита на очень высоком уровне.
Анализ поселенческой и промышленной структуры
Следующим этапом необходимо сопоставить ТИ, которая количественно была описана в предыдущем разделе в пространственном разрезе.
Для этого следует подготовить информацию о существующих в регионе городах [1; 4; 5; 7]. И изучить структуру опорной транспортной сети, используемой населением (с использованием любых геоинформационных систем [14; 16]). В первую очередь значение будет иметь автомобильная сеть, как наиболее широко представленная. Второе место занимает железнодорожная сеть, однако она может быть крайне слабо развита или отсутствовать. Также для отдельных регионов значение может иметь речное сообщение и сообщение воздушное. Исходя из выводов первой части работы, к текущему моменту уже следует иметь представление о важнейших видах ТИ в конкретном регионе и строить описание исходя из основных видов сообщения (пример построения опорной сети можно видеть [18]).
Построенное описание должно быть представлено в виде пропорциональной схемы. Для схемы важно выделить следующие основные элементы:
Таблица 2
Федеральные автомобильные трассы
Региональные и местные автомобильные дороги
Железные дороги
Водные пути
Необходимо выделить пространственные характеристики транспортного комплекса, а также произвести увязку транспортного комплекса и существующих поселенческих структур.
Для примера рассмотрим построение принципиальной схемы одного из районов Ленинградской области (Приозерский район), информация о ТИ которого представлена в ГИС "Яндекс.Карты" [14].
Рис. 1
Рис. 2 Для примера схемы
Пример описания схемы:
В рассматриваемом районе присутствует только один город, с численностью населения 18,6 тыс. чел. Из схемы можно видеть связанность Приозерска с другими городами: путь до Сортавалы - 120 км.; до Петрозаводска - 370 км.; до Выборга - 120 км.; до Санкт-Петербурга - 130 км. Водный транспорт представлен выходом к Ладожскому озеру. По существующей реке Вуоксе движение промышленного транспорта не осуществляется [19]. Существует ветка промышленной железной дороги, выходящая в соседний Всеволожский район и подходящая к промышленному предприятию в районе деревень Лемболово, Лесное.
Для обеспечения схематичности следует указывать только города, не учитывая посёлки городского типа, деревни, сёла и проч. Удобнее всего формироваться схему в графическом редакторе Paint.
Необходимо дополнить описание схемы, перечислением всех городов региона (возможно с районной группировкой) с указанием удалённости от регионального центра и других крупных городов (как это описано в примере). Описание пространственной структуры ТИ региона можно дополнить данными о частоте и характере транспортного сообщения между городами (на основе исследования расписания электричек, рейсовых междугородних автобусов [15].
Далее, когда описаны основные пропорции ТИ региона следует проанализировать и произвести увязку существующего транспортного комплекса и ключевых крупнейших предприятий промышленного комплекса в регионе. Для этого целесообразно использовать данные Инвестиционных паспортов регионов, отчёты администраций, статистические данные предприятий. Данные следует сгруппировать следующим образом, представленным в таблице.
Таблица3
Населённый пункт Численность занятого населения Представленные виды деятельности
Приозерск 1.3 тыс. чел Деревообработка; мебельное производство; производство продуктов питания; швейное производство
Сосново 0,6 тыс. чел Строительство, деревообработка
... ... ...
Источник: обобщение на основе Инвестиционного паспорта Приозерского района [21]
Стратегические ориентиры транспорта в регионе
Для определения важных ориентиров и перспектив развития ТИ следует изучить основные государственные программы развития. Внимание следует уделить как программам социально-экономического развития региона, так и программам развития ТИ. Важно обратить внимание что программы могут реализовываться на разных уровнях:
федеральная программа (уровень РФ в целом) - важно понять касаются ли какие-то мероприятия программы федерального уровня территории исследуемого региона;
государственная программа (иначе, региональная программа уровня отдельного региона - субъекта федерации) - касается развития отдельного региона, максимально полно раскрывает условия и особенности развития региона;
районная программа (отдельные районы в рамках одного региона) - может содержать информацию о инвестиционных намерениях организаций, расположенных в районе;
муниципальная программа - обязательный документ, для всех муниципальных образований, предполагающий некоторый план по развитию и поддержанию местной сети дорог.
Общим итогом анализа программ разных уровней должен стать перечень мероприятий и ориентиров, а также размеры государственных ассигнований и частных инвестиций, которые предполагается направить на развитие ТИ рассматриваемого региона. Результаты такого анализа удобно оформить в виде таблицы с обязательными ссылками на источники информации.
Условный пример:
Таблица 4
Предполагаемые направления развития; плановые индикаторы Связанные с реализацией мероприятия социально-экономические эффекты Предполагаемые ассигнования
Развитие сети местных и межмуниципальных дорог
Увеличение плотности автомобильных дорог в регионе с 0,8 км. на 1000 км.кв. до 1,2 км. на 1000 км.кв. к 2030 г. [Х] Повышение подвижности населения; способствование развитию малому и среднему бизнесу; связывание посёлков А, Б, В с городом Х 5,3 мдрд.руб. в 2016-2023 гг.
7,3 млрд. руб. в 2024-2030 гг.
... ... ...
Также отдельную информацию о перспективах развития транспорта и их оценки можно встретить в научных статьях по описанной тематике (базы данных и полезные источники [11; 12; 13; 22].
ЧАСТЬ 2. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ ОПРЕДЕЛЁННОГО ВИДА ТРАНСПОРТА И ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ЕГО РОСТА И РАЗВИТИЯ В РЕГИОНЕ
Перед тем как приступить к выполнению заданий в данной части курсовой работы необходимо выделить один вид транспорта из всех, которые были проанализированы выше в части 1. В качестве вида транспорта наиболее целесообразно выбирать такой вид транспорта, по которому удалось собрать наиболее полную статистическую информацию, поскольку при это облегчит работу над частью 2. Указанные выше ориентиры являются лишь рекомендацией. Студент произвольно, на своё усмотрение, выбирает вид транспорта и город для дальнейшего анализа и исследования.
Первоначально необходимо привести данные о динамике работы выбранного вида транспорта в регионе [3; 4; 5; 7; 10].
Например:
Динамика перевозок пассажиров внутренним водным транспортом в г. Санкт-Петербург в 2009-2017 гг., в тыс. чел.
Таблица П
Год 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Отправление 525.4 274.8 183.5 140.0 484.0 456.3 499.0 535.3 499.7
Прибытие 549.3 296.1 205.0 164.5 495.6 464.9 514.6 535.6 503.6
Показатели развития рынка транспортных услуг
Анализ рыночной структуры и её основных характеристик предполагает оценку ряда ключевых параметров. Одним из основных является исследование количества агентов на рынке, которые предъявляют спрос на продукцию (в случае данной курсовой работы – услуги по перевозке определённым видом транспорта), и количество агентов на рынке, которые формируют предложение;
При оценке спроса первоначально важно определить тот перечень агентов, которые представляют целевой сегмент для определённых услуг. Если речь идёт о исследовании какого-то вида городского пассажирского транспорта, то очевидно, что предприятия для нужд производственной деятельности будут использовать его в незначительной степени. С другой стороны, спрос на транспортирование нефти по трубопроводам будет направлено исключительно на промышленное потребление, причём предприятий строго определённого вида деятельности – нефтедобывающих.
В целом, определение спроса на перевозки должно исходить из численности населения и численности организаций в регионе на текущий момент. Для определения пространственной структуры спроса целесообразно использовать схему, которая была разработана в первой част работы. Данные представлены в статистических источниках [1; 7]. Также спрос представлен организациями, численность которых возможно определить на основе статистических данных [6; 8; 9].
На данном этапе важно определить какую долю спрос, сформированный в каждом отдельном городе, составляет от спроса в целом по региону. Для этого необходимо воспользоваться формулой:
Доля_насе_Х = Численность_населения_Х
Численность_населения_А
Например: Численность города Приозерская составляет 18.6 тыс. человек. Численность Приозерского района Ленинградской области составляет 62.0 тыс. человек. Следовательно, потенциал спроса на перевозке в городе Приозерске относительно спроса во всём Приозерском районе составляет долю = 18.6 тыс.чел. / 62.0 тыс.чел. = 0.3. Эту долю возможно перевести в процентный показатель, путём домножения на 100%. Так получим, 0.3 (доля) * 100% = 30%, такую долю составляет потенциал спроса, который формируется в городе.
Определение предложения следует начать с выяснения того, возможно ли присутствие на рынке индивидуальных предпринимателей. Определённо, индивидуальные предприниматели не встретятся в сфере метрополитена, при услугах транспортирования по трубопроводу (на этом этапе можно оценить и описать барьеры входа на рынок). В других же сферах деятельность индивидуальных предпринимателей может быть представлена очень широко, например, перевозка пассажиров междугородним сообщением; перевозка грузов автомобильным транспортом.
Деятельность организаций, оказывающих транспортные услуги выбранной специализации (перечень компаний и масштабы работы), удобнее всего отследить через электронную базу данных Руспрофайл [8]. Ниже будет приведён алгоритм поиска:
Начать следует с выбора раздела Организации (см. рис. )
Рис.
При переходе на вкладку Организаций система предлагает подобрать интересующий вид деятельности в Справочнике компаний на основе классификатора Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) [23] (см. рис. ниже).
Рис. -
Поскольку курсовая работа направлена на анализ деятельности различных видов транспорта, то предприятия будут представлены в кодах ОКВЭД 49, 50, 51.
Дальнейший переход в определённый код позволяет уточнить вид деятельности интересующих организаций (см. рис. ниже).
Рис.
На рис. Приведён пример с кодом ОКВЭД 50. Далее, выбирая нужный вид сообщения и специфику (грузовые или пассажирские перевозки) можно окончательно уточнить вид деятельности. Заключительным этапом следует выбрать интересующий регион (см рис. ниже).
Рис. О
После перехода к данным интересующего региона становится возможным увидеть все организации, которые предсталвют данный вид деятельности. В частности для г. Санкт-Петербург водные речные перевозки представлены четырьми организациями (см. рис. ниже).
Рис.
Входя во вкладки отдельных организаций становится возможным оценить масштабы деятельности организаций (см. рис. ниже).
Рис.
Таким образом работая с перечнем организаций становится возможным обобщить данные о объеме предложения услуг по перевозке (в примере водным транспортном пассажирского сообщений в г. Сантк-Петербург). Следует контролировать и учитывать распределение организаций по разным городам региона. Сводная таблица и описание может выглядеть следующим образом:
Пример:
В г. Санкт-Петербург водный пассажирский транспорта предсталвен 4 организациями с общим объёмом выполненных работ (реализованных услуг или выручкой) более 62 млн. руб.
Таблица Р
Организация Выручка, млн. руб.
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
ООО "Самсон" 39 26 55 32
ООО "Драйвер" 22 28 33 30
ООО "Стайл" 0.054 0.195 0.293 0.149
ООО "МК" н/д н/д н/д н/д
ИТОГО: 61.054 54.195 88.293 62.149
Выжно отметить, что организации, представленные в таблице Х, занимают разную долю рынка. Основной объём оказываемых на рынке услуг реализуют ООО «Самсон» и ООО «Драйвер».
На основе полученной информации становится возможным определить показатели рыночной концентрации на основе расчёта коэффициента (индекса) Херфиндала-Хиршмана.
HHI =
где, у_i – доля продаж i-го производителя в общем объёме предложения на рынке, выраженная в процентах, n – общее количество организаций в отрасли.
На основе расчитанного показателя можно идентифицировать низкий, средний и высокий уровень концентрации производителей, уровни распределния которого представлены в таблице, и идентифиципровать тип рыночной структуры.
Таблица
Низкий уровень концентрации HHI < 1000
Средний уровень концентрации 1000 < HHI < 2000
Высокий уровень концентрации HHI > 2000
Источник [26]
Также следует определить долю организаций некоторого региона в общем количестве организаций, оказывающих аналогичные услуги.
Например:
Из рис. О можно видеть, что количество предприятий реализующие услуги по перевозке пассажиров внутренним водным видом транспорта составляет 21 ед. Следовательно, организации г. Санкт-Петербург составляют 19% ((4 ед. в г. Санкт-Петербург / 21 ед. в целом по РФ)*100%) от общероссийского количества.
Выше было сказано, что предложение на рынке транспортных услуг, также может быть представлено и индивидуальными предпринимателями. Для оценки объёма предложения со стороны этой категории агентов следует воспользоваться статистикой Федеральной налоговой службы [2]. Данные о количестве зарегистрированных транспортных средств у физических лиц представлено в Формах для начисления транспортного налога, которая представлена в разрезе муниципалитетов (поселений и городов) в разделе Иные функции ФНС – Статистика и аналитика – Данные по формам статистической налоговой отчётности [2] (см. рис. ниже).
Рис.
В верхнем левом углу на этой же странице можно выбрать интересующий регион и выгрузить статистику в разрезе городов и муниципалитетов региона. Для оценки предложения достаточно использовать данные за самый последний представленный год. Ориентировочные данные в целом по регионам на 2016 г. представлены в Приложении 2.
Например:
В г. Санкт-Петербург зарегистрировано 21046 ед. катеров, моторных лодок и других водных транспортных средств. Условно, если предположить, что 5% от этого количества водных транспортных средств используется для целей коммерческой деятельности, то количество коммерческих водных транспортных средств составит более 1000 ед.
Анализ уровня цен
Следующим этапом следует рассмотреть динамику цен на исследуемом региональном рынке. Для этого следует сопоставить индексы потребительских цен (тарифов) на услуги (в случае анализа пассажирского транспорта) и индексы цен (тарифов) на грузовые перевозки (в случае анализа грузового транспорта) [7] со средним уровнем по федеральному округу в котором расположен регион и в целом по РФ.
Например:
Таблица
2010 2011 2012 2013 2014 2015
ПТ РФ 108.1 108.7 107.3 108.0 110.5 110.2
ПТ СЗФО 107.6 108.4 106.3 107.7 110.2 109.1
ПТ СПБ 106.8 108.7 105.3 107.4 112.2 108.5
Из таблицы видно, что в г. Санкт-Петербург за рассматриваемый период с 2010 г. по 2015 г. суммарный прирост пассажирских тарифов несколько меньше (48.9%), чем в среднем по СЗФО (49.3%) и в среднем по РФ (52.8%). Можно сделать вывод, что состояние локального рынка в г. Санкт-Петербург и уровень цен сложившийся на нём способствует росту пассажирских перевозок. Однако, можно наблюдать, что в год наиболее острой фазы кризиса (2014 г.) регион опережал среднероссийские показатели. В частности, существует мнение, приводимое в источниках [17; 20], что услуги водного транспорта в существенной степени ориентированы на туристов и кризисные явления в экономике влияют как на туристический сектор, так и показатели работы водного транспорта г. Санкт-Петербург. Таким образом, можно заключить, что в кризисные периоды при снижении спроса на услуги пассажирского водного транспорта, что можно видеть из таблицы П, для покрытия затрат предприятия вынуждены поднимать стоимость услуг. Однако, из таблицы Р можно видеть, что далеко не все компании в состоянии обеспечить рост выручки таким образом. В частности, ООО «Самсон» в 2014 г. демонстрирует снижение выручки.
Анализ динамики цен следует сопроводить комментариями из научной литературы относительно причин тех или иных обнаруженных тенденций (полезные источники [11; 12; 13; 22]).
Исследование факторов развития и построение фазовой кривой
Заключительным этапом работы является формирование некоторого перечня факторов (явлений, условий, обстоятельств, которые в состоянии оказывать воздействие на анализируемый показатель), которые определяют динамику развития отрасли (данные обобщённые о некотором виде транспорта в начале данной части работы).
Факторы развития могут иметь как специфический характер, так и общеэкономический, универсальный. Например, развитие цифровых технологий, увеличение и удешевление их, которое выражается в росте числа компьютеров, которое приходится на 1000 работников в некотором регионе, способно оказать влияние на все отрасли в том, числе и транспорт, причём как пассажирский, так и грузовой. С другой стороны, изменение количества автобусов, автобусных маршрутов или протяжённости автобусных маршрутов в некотором регионе скажется только на динамике пассажирского сообщения и только в отдельном регионе, а возможно и городе.
Факторы бывают в внешние по отношению к рынку: характеристики мировой экономики (например, общий уровень мирового ВВП, уровень фондовых индексов разных стран и т.п.); характеристики региональной и национальной экономики (например, общий уровень инфляции, общероссийский ВВП или ВРП, уровень безработицы, количество имеющихся основных средств, число предприятий, производство отдельных видов продукции, уровень инвестиций, проч.); характеристики национальной и региональной социальной сферы (например, средняя продолжительность жизни, средний уровень образования, процент работников, имеющих высшее образование, уровень дохода и т.п.); характеристики общеэкономических условий (процент про коммерческому кредиту, уровень развития бизнес-среды и делового климата, ставки налогов и т.п.). Также можно выделить факторы, которые являются внутренними, относительно исследуемого рынка транспортных услуг конкретного региона: состояние парка транспортных средств (количество и уровень износа), развитие ТИ (магистральной и точечной (мосты, путепроводы, склады, терминалы, АЗС и т.п.)), инвестиции в транспортный комплекс, кадровый потенциал в транспортном комплексе региона и т.п. Подробнее об этом в источниках [26; 27]. Следует обратить внимание, что все внутренние показатели должны быть рассмотрены для исследуемого региона и именно для транспортной сферы, только тогда их можно считать внутренними по отношению в рынку транспортных услуг. Необходимо рассмотреть не менее трёх факторов, желательно разнообразной специфики.
Для проведения факторного анализа следует подготовить данные так, как представлено в таблице ниже. Суть факторного анализа сводится к определению уровня развития показателя рынка транспортных услуг, который был определён выше в таблице П, от уровня развития некоторого выбранного фактора. Таким образом, необходимо построить график зависимости У от Х, где в качестве независимой или определяющей переменной Х – фактор; а в качестве зависимой или определяемой переменной У - показателя рынка транспортных услуг (см. таблицу П).
Таблица С
Годы 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
У 525.4 274.8 183.5 140.0 484.0 456.3 499.0 535.3 499.7
Х 113 179 214 221 255 234 223 209 247
Источники: [24; 25]
Например, для таблицы С логика выделения фактора, следующая:
В таблице в качестве зависимой переменной (У) рассматривается отправка пассажиров внутренним водным транспортном в г. Санкт-Петербург, а в качестве определяющего фактора (Х) количество круизных пароходов, которые заходили в порт Санкт-Петербург в разные годы. Предполагается, что чем больше круизных теплоходов посещало город, тем выше был поток туристов и, следовательно, тем выше может быть спрос на услуги водного транспорта в городе, поскольку его основная функция – это поддержка проведения обзорных экскурсий по городу.
Дальнейшее построение необходимо проводить в программе MS Excel. Необходимо перенести данные из таблицы С на лист программы. Далее необходимо выделить данные и выбрать вкладку Вставка – Диаграммы – Точечная. Диаграмма должна быть схожа с полученной на рисунке.
Рис.пл
При выделении диаграммы появляется возможность зайти в конструктор и отредактировать её. Важнейшей задачей на данном этапе является контроль верности построения диаграммы. Для этого необходимо в конструкторе выбрать раздел Данные (см. рис. ниже).
Рис.
В появившемся окне следует выбрать Ряд с данными по У (в нашем примере по отправке пассажиров внутренним водным транспортном) и Изменение (см. рис. ниже).
Рис. Т –
В открывшемся окне (справа на рис. Т) необходимо проверить верность автоматического размещения данных. Из рисунка можно видеть ошибочное, обратное их расположение. Именно поэтому контроль необходим. Верным является попадание в категорию Х значений фактора (в примере это число круизных кораблей и ячейки от С4 до К4, рис. пл), в категорию У должен попасть исследуемый показатель по отправке пассажиров водным транспортном (ячейки от С3 до К3, рис. пл). Если данные автоматически распределились по категориям иным образом, необходимо привести их в порядок, описанный выше. В категорию Имя ряда можно ввести название диаграммы.
Например:
Зависимость числа отправленных пассажиров внутренним водным сообщением в Г. Санкт-Петербург в 2009-2017 гг. в зависимости от количества принятых в городе круизных лайнеров.
Также используя конструктор следует добавить подписи осей через Конструктор – Добавление элемента диаграммы – Название осей (см. рис. ниже).
Рис.
Также выбрав любой сегмент на диаграмме и нажав правой кнопкой мыши можно отформатировать любой элемент (ось (изменить шкалу, диапазон отображаемый на шкале), область построения (цвет фона), ряд данных (вид и цвет значков на диаграмме, добавить линию), область построения). Для этого нужно выбрать строчку Формат. Конечный вид графика на рис. ниже.
Рис. –
Полученный график следует снабдить описанием проявившихся зависимостей.
Например:
В целом из полученного графика нельзя утверждать о наличии непосредственной зависимости между количеством отправки пассажиров на водном транспорте и числом пребывающих лайнеров. Так для 2009 г. с наименьшим количеством лайнеров характерен один самых высоких уровней отправок водным транспортом. Аналогичное справедливо и для данных в диапазоне от 200 до 250 лайнеров. Наблюдаются и высокие, и низкие уровни отправок на водном транспорте.
Аналогичные построения и анализ должны быть проведены для всех трёх выбранных факторов. По каждому фактору необходимо сделать выводы и обобщения.
подробнее
Заказчик
заплатил
заплатил
500 ₽
Заказчик не использовал рассрочку
Гарантия сервиса
Автор24
Автор24
20 дней
Заказчик принял работу без использования гарантии
2 апреля 2018
Заказ завершен, заказчик получил финальный файл с работой
5
Исследование транспортного комплекса республики Саха (Якутия) и динамика развития водного транспорта. .docx
2020-11-28 11:56
Последний отзыв студента о бирже Автор24
Общая оценка
4.5
Положительно
Благодарю Бориса за выполнение работы раньше срока и качественный индивидуальный подход!