Создан заказ №3099896
7 июня 2018
Применение экспертных систем при принятии управленческих решений.
Как заказчик описал требования к работе:
Предмет: Информационные технологии на транспорте.
Тема:Применение экспертных систем при принятии управленческих решений.
Шрифт 14, Times New Roman, 11- 13 стр., интервал 1,5.
Фрагмент выполненной работы:
Введение
Под экспертной системой понимается программная система, которая моделирует рассуждения человека - эксперта в некоторой определенной предметной области, используя базу знаний, содержащую факты и правила об этой области, и некоторый механизм логического вывода результата экспертизы.
Экспертные системы не универсальны, наоборот, они моделируют знания экспертов в достаточно узких и четко определенных предметных областях. (работа была выполнена специалистами Автор 24) Эта особенность означает, что экспертная система, разработанная для принятия решений в одной предметной области, не может применяться в другой предметной области: требуется переработка механизма логического вывода, изменения в базе знаний и т. д.
Специфика экспертных систем:
• четкая ограниченность предметной области;
• наличие базы знаний;
• разделение декларативных и процедурных знаний (фактов и механизмов вывода заключений);
• возможность принятия решений в уникальных проблемных ситуациях, для которых алгоритм заранее не известен и формируется по исходным данным в виде цепочек правил принятия решений из базы знаний;
• возможность решить задачу в условиях неполноты, недостоверности, многозначности исходной информации и отсутствия количественных оценок альтернатив;
• способность в нужный момент выводить правила решений и отвечать на конкретные вопросы пользователя;
• использование интерфейса, наиболее приемлемого для пользователя данной профессии.
Особенности Экспертной системы поддержки принятия решений
Экспертные системы – это система искусственного интеллекта. Эффективность экспертных систем основана на том, что знания эксперта можно тиражировать на машинном носителе и экономить на оплате труда экспертов. Поэтому, экспертные системы эффективны там, где решаются сходные задачи (в технических областях, управлении, финансах, в фирмах, в работе на фондовом рынке и т.д.). Там, где задача связана с индивидуальными особенностями объекта управления, разработка экспертных систем неоправданно дорога.
Экспертные системы основываются на базах знаний и ориентированы на узкую предметную область, которую можно описать базой знаний.
Решение специальных задач требует специальных знаний. Однако не каждая компания может себе позволить держать в своем штате экспертов по всем связанным с ее работой проблемам или даже приглашать их каждый раз, когда проблема возникла. Главная идея использования технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость. Являясь одним из основных приложений искусственного интеллекта, экспертные системы представляют собой компьютерные программы, трансформирующие опыт экспертов в какой-либо области знаний в форму эвристических правил (эвристик). Эвристики не гарантируют получения оптимального результата с такой же уверенностью, как обычные алгоритмы, используемые для решения задач в рамках технологии поддержки принятия решений. Однако часто они дают в достаточной степени приемлемые решения для их практического использования. Все это делает возможным использовать технологию экспертных систем в качестве советующих систем. [3]
Сходство информационных технологий, используемых в экспертных системах и системах поддержки принятия решений, состоит в том, что обе они обеспечивают высокий уровень поддержки принятия решений. Однако имеются три существенных различия. Первое связано с тем, что решение проблемы в рамках систем поддержки принятия решений отражает уровень ее понимания пользователем и его возможности получить и осмыслить решение. Технология экспертных систем, наоборот, предлагает пользователю принять решение, превосходящее его возможности. Второе отличие указанных технологий выражается в способности экспертных систем пояснять свои рассуждения в процессе получения решения. Очень часто эти пояснения оказываются более важными для пользователя, чем само решение. Третье отличие связано с использованием нового компонента информационной технологии – знаний.
Информационная система «Экспертная система поддержки принятия решений (ЭСППР)» ориентирована на автоматизацию процедур анализа проблемных ситуаций и выбора эффективных решений. [6]
Выделим особенности ЭСППР:
• обеспечивает проведение расчетов для обоснования альтернатив на основе экономико-математических методов и моделей с использованием экспертных оценок специалистов;
• содержит множество математических методов и моделей (в конкретной реализации около 50), в отличие от большинства СППР, использующих, как правило, один метод принятия решения;
• включает методы принятия решений в условиях неопределенности и риска, предусматривающие моделирование проблемных ситуаций принятия решений;
• содержит базу знаний: набор правил выбора соответствующих моделей и методов принятия решений для обоснования альтернатив в зависимости от конкретной реализации элементов поставленной задачи;
• осуществляет процедуру поиска метода принятия решения путем выбора пользователем ответа (из предлагаемого набора) на вопросы, задаваемые Системой, об элементах задачи принятия решения;
• дает возможность не только выбрать метод принятия решения для конкретной задачи, но и обеспечивает ее практическое решение на основе этого метода;
• содержит базу данных для хранения информации, необходимой для проведения расчетов; описания задач и методов принятия решений; формирования отчетов; поддержки многоязычного интерфейса; добавления новых методов принятия решений без изменения программного кода Системы;
• не является проблемно-ориентированной: на основе ЭСППР может быть решена задача принятия решения из любой проблемной области;
• обеспечивает коллегиальность в принятии решений, позволяя обосновывать варианты решений на основе консолидации мнений экспертов;
• автоматизирует процедуру формирования отчетов о вариантах решения задачи на основе реляционной базы данных;
• проводит многомерный анализ решаемых задач и формирование аналитических отчетов с использованием OLAP-сервера;
• обеспечивает доступ конечных пользователей к системе с применением технологии «тонкий клиент» (через интернет-браузер и веб-сервер). [1]
Таким образом, при создании ЭСППР предпринята попытка развития концепции систем поддержки принятия решенийПосмотреть предложения по расчету стоимости
Заказчик
заплатил
заплатил
200 ₽
Заказчик не использовал рассрочку
Гарантия сервиса
Автор24
Автор24
20 дней
Заказчик воспользовался гарантией, чтобы исполнитель повысил уникальность работы
8 июня 2018
Заказ завершен, заказчик получил финальный файл с работой
5
Применение экспертных систем при принятии управленческих решений. .docx
2018-11-11 21:47
Последний отзыв студента о бирже Автор24
Общая оценка
5
Положительно
Отлично. Доступным языком и в тоже время достаточно научно. Спасибо огромное! И раньше срока!