Создан заказ №3185065
18 сентября 2018
Практическое задание по дисциплине «Основы философии»
Как заказчик описал требования к работе:
Совесть, по Канту,— это априорный источник познания. Априорность означает особые умопостигаемые способности человека. По Канту, априорные знания — это знания, полученные независимо от непосредственного опыта, они как результат своеобразной способности разумной природы человека. «. Совесть не есть н
ечто приобретаемое, и не может быть долгом приобретение её; каждый человек как нравственное существо имеет её в себе изначально».
Кант считал, что вещи воздействуя на нашу чувственность, пробуждают одновременно и некую внутреннюю активность человеческого познания. По Канту, опытное знание образуется от воздействия воспринимаемых нами предметов, вещей и способности нашего сознания к чувственным впечатлениям. Знания полученные до и независимо от опыта, изначально присущие сознанию Кант называет априорным.
Человек рассматривается Кантом с позиции как явление и как «вещь сама по себе». Совесть как область морального сознания представляет собой свободу воли человека, который способен выбирать свои поступки.
В мире явлений, в причинной цепи действий Кант не оставляет человеку место для свободного поступка, словом, здесь господствует жесткая необходимость. Человеческие действия и поступки на уровне явления, явленной чувственности строго детерминированы. Как видно, человек в мире явлений, по Канту, несвободен. Совесть как проявление свободы человека нельзя реализовать с позиций «чистого разума», ее место, по Канту, в «практическом разуме». Нам известно, что совесть как социальное явление раскрывается в поступках человека, которому свойственно чувственно-разумно-волевое и деятельное переживание мира.
Человек как индивид, согласно своему познающему характеру свободен, он наделен свободой воли. А любая свобода должна быть культурно-ответственной, она не должна выходить за рамки культуры общества. В таком случае необходим нравственный долг, нужно его свободное и добровольное выполнение.
Словом нужен внутренний повелитель — совесть, которая раскрывает человека изнутри как индивида. Переживания, которые возникают в человеке в связи с моральным долгом и «… приговоры той удивительной способности в нас.», Кант называет совестью.
Совесть рассматривается Кантом как априорно-доопытное явление, как «божий дар», но «Бог» ее только закладывает в человека, а человек должен открыть и воспитать ее в себе. Воспитание совести как и долга всегда было социальным явлением, оно отражало всегда специфику исторических общественных отношений.
Общественные отношения Германии строились при жизни Канта на основе унизительной регламентации абсолютистко-политического режима. Немецкие философы в то время трудились над проблемой «доброй и злой воли», отсылая волю в мир божественного провидения, они старались обезопасить свое социальное положение, обосновать «в метафизике» «нейтральную» философию для жизни и службы народов. Как видно отсюда, каждая историческая эпоха нуждается в здоровых нравственных отношениях. И Кант находит решение данной проблемы, он создает учение о категорическом императиве с его нравственным повелением. Категорический императив гласит: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы он стала всеобщим законом».
В этике «практического разума» Кант нашел необходимый и всеобщий закон. И таким законом становится долг, выступающий в форме категорического императива. Совесть, по Канту, как и долг, должна стать всеобщей и необходимой нравственной формой отношений между людьми.
Естественно, совесть как социальное явление должна иметь историческое лицо. Она должна стать долгом для человека, необходимым законом для человечества, иметь носителя и выполнять функцию регулятора. Она должна стать нормой для каждого из нас. Совесть и долг не могут быть «сверхопытными», они должны быть социальной нормой реальных отношений между людьми. Совесть, по Канту, есть практический разум, напоминающий человеку каждый раз о его долге, (применение) закона оправдать или осудить.
Долг и совесть как социально-регулятивные механизмы близки по своему направлению, но различны по своему статусу. Долг — это обязанность, внешний закон. Кант очищает долг от всех чувств и склонностей человека. Если в мире есть необходимые общественные отношения, то должны быть соответствующие качественные и количественные критерии поведения людей. Отношения людей должны быть упорядочены по их содержанию, по их качеству, также как должны быть упорядочены в соответствующие формы знания, полученные из опыта с помощью чувств.
Совесть и долг (категорический императив) есть определяющие формы морального сознания. Совесть — это тоже максима, которая должна быть нравственной необходимостью, осознанным регулятором поступков человека. Одни люди в своих поступках руководствуются, может быть, только долгом, не подразумевая, что существует совесть, другие различают долг и совесть, считая это единым целым, третьи не знают ни долга, ни совести. У Канта долг — это форма, лишенная человеческих чувств и конкретно-исторических условий. А совесть Кант относит ее к сфере божественного разума.
В суждениях Канта категорический императив — это только оболочка, нравственных общественных отношений, в нем не содержится качественных характеристик, никаких условий, которыми он был бы ограничен, кроме самой всеобщности, т. е. закона вообще. Но у Канта нет и конкретных указаний на то, какие именно максимы должны выступать в роли принципов всеобщего законодательства. А с другой стороны, Кант не может окончательно отказаться от эмпирии, так же как не могут быть мысли без содержания и созерцание без понятий. Однако замечательно то, что Кант дает направляющую гуманистическую категорического императива: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».
Кант не мог выйти из сложившейся исторически-социальной колеи общественных отношений немецкого идеализма. Противоречия времени, которые переживает Германия — это отражение противоречий во взглядах и теории Канта. Он признавал неискоренимость зла, в общественной жизни и вместе с тем полагал, что в душе человека живет неистребимое желание творить добро, быть нравственным в поведении и поступках. Рассуждая, он исходил из долга, что человек — это цель, что если в душе нет чувства любви, то пусть хотя бы будет чувство уважения, а сама «ненависть к человеку всегда отвратительна». Человек согласно своему познающему характеру, т. е. как индивидуальность свободен и следует только своему прак- тичекому разуму. Свобода человека предполагает самосознание как форму выражения совести, свободу воли изъявления. Совесть как внутренняя свобода может не согласовываться, не совпадать с долгом как законом общества. Совесть — это некая свобода, некая вольность по отношению долга. Если долг есть форма закона, то совесть — моральный Бог. Моральность у Канта самостоятельна и автономна, она закрепляется религией.
Кант смело, по-новому определяет место религии, она становиться служанкой морали. Существование Бога недоказуемо для знания, но может быть тем постулатом веры, на котором основывается наше убеждение в существовании порядка в мире.
Итак, важное место в этике Канта занимает проблема долга и совести, морали и религии. Если долг есть внешнее категорическое повеление для человека, то совесть — это внутренние изъявление свободы индивида. Если существование Бога недоказуемо для знания, то его постулат может быть использован для укрепления в существовании нравственного порядка в мире.
Канту нужна была определенная смелость, чтобы изложить свою философию в таком содержании, сказать, что человек «есть цель сама по себе, то есть никогда никем (даже Богом) не может быть использован только как средство», Бог нужен нравственности, а не нравственность Богу.
У Канта идея Бога «следует из морали и не есть ее основа». Можно сказать, что совесть у Канта есть противоречивое сочетание чистого и практического разума, как продукт проявления необходимости и свободы.
подробнее
Заказчик
заплатил
заплатил
200 ₽
Заказчик не использовал рассрочку
Гарантия сервиса
Автор24
Автор24
20 дней
Заказчик воспользовался гарантией для внесения правок на основе комментариев преподавателя
19 сентября 2018
Заказ завершен, заказчик получил финальный файл с работой
5
Практическое задание по дисциплине «Основы философии».docx
2020-06-11 15:42
Последний отзыв студента о бирже Автор24
Общая оценка
4.7
Положительно
Очень благодарна Ольге за работу, можете быть уверены, что все будет выполнено в срок и качественно😌 Понимающий и отзывчивый исполнитель