Создан заказ №331394
11 ноября 2014
Семантика цвета в поэзии М.Цветаевой
Как заказчик описал требования к работе:
Нужна дипломная работа по языкознанию и филологии. Готовая работа уже есть, но препод не принял. Надо добавить практические примеры ОБЯЗАТЕЛЬНО! Еще нужно вывод переделать. Переделать до завтрашнего утра! Заплачу больше за срочность.
Фрагмент выполненной работы:
Введение
В последнее время тематика цветообозначений привлекает внимание многих исследователей в рамках различных научных дисциплин: философии, истории искусства, эстетики, психологии, этнографии, литературы. Проблема цветообозначений рассматривается и в различных лингвистических работах, где история изучения цвета представлена исследованиями отечественных и зарубежных авторов. Феномен цвета и его влияние на языковую картину мира достаточно исследованы в лингвистических научных трудах. (работа была выполнена специалистами author24.ru) Отдельные фрагменты цветовой картины мира освещены такими отечественными лингвистами как: Н.Б. Бахилина, А.А. Брагина, В.С. Фомина (состав цветообозначений и семантическая структура); А.П. Василевич, Р.М. Фрумкина (психолингвистический аспект цвета); В.Г. Гак, В.Г. Кульпина, В.А. Москович (сопоставительный анализ цветообозначений в различных языках), Д.Г. Мальцева (цветовые обозначения, включенные в состав фразеологизмов). Интересны также исследования зарубежных ученых: Б. Берлина, П. Кея (система цветовых универсалий), А. Вежбицкой (проблема концептуализации цвета) и др.
Интерес к символике цвета не пропадает у лингвистов и по сей день, это связано с особенностями мышления и национальной культурой, отражающейся в языке. Как отмечает Л.А. Голубь, «связь цветообозначений с определенными, культурно закрепленными состояниями позволяет рассматривать цветообозначения, как своеобразные «концепты мировидения», значимые для конструирования национальных картин мира. Цветовая номинация рассматривается как концептуально-языковая сущность, которая, будучи элементом языковой картины мира, характеризуется логическими, этническими, антропологическими, а также языковыми признаками» [Голубь 2006: 41].
Особый интерес представляет изучение индивидуально-авторской цветовой картины мира. С.Г. Носовец пишет: «Автор, с одной стороны, в созданном тексте реализует свою цветовую картину мира. С другой стороны, в процессе порождения текста писатель осмысляет свое представление о цветовом континууме и текст помогает автору категоризировать и концептуализировать имена цвета, то есть – формировать свою цветовую картину мира. Взаимоотношения текста и читателя тоже характеризуются взаимной активностью: деятельность читателя направлена на реконструкцию авторской цветовой картины мира, но, обладая творческой активностью, читатель вносит в текст собственные представления о цветовом универсууме. Одновременно происходит обогащение (формирование) цветовой картины мира читателя» [Носовец 2004: 123].
Цветопись активно используется во всех жанрах литературы как яркое и многофункциональное изобразительное средство. Но в особой степени цветообозначения свойственны поэзии. Как живописец по-своему видит окружающий мир и выбирает определенные краски для своих картин, так и поэт имеет свое представление о мире, зачастую репрезентируя цвет как метафорический образ.
Настоящая дипломная работа посвящена изучению лексико-семантического поля номинаций цвета как особого компонента поэтической картины мира М.И. Цветаевой. Внимание в нашем исследовании сфокусировано на лексико-семантическом поле цвета, играющем особую роль в мировидении и мировосприятии этой замечательной поэтессы первой половины ХХ века.
Актуальность работы связана с тем, что, несмотря на появление в нашей стране и за рубежом исследований поэтического языка М. Цветаевой (работы А.В. Масловой, С.А. Губанова, Н.А. Козиной, Л.В. Зубовой и некоторые другие), цветообозначение в ее поэтических произведениях не являлось предметом специального изучения. Исключение составляют только две работы: семантика употребления слов черный и белый в статье Н.А. Козиной «Антонимия в очерке М. Цветаевой “Мой Пушкин”» и ассоциативное восприятие семантики цвета в диссертации С.А. Верескун «Ассоциативно-смысловое поле цвета в прозе М.И. Цветаевой» (2012). Но, как мы видим, данные работы построены на прозаическом материале. Таким образом, цветовая картина мира в поэзии М. Цветаевой недостаточно хорошо изучена, что и обусловило выбор данной темы.
Предметом настоящего исследования являются лексемы-номинанты цвета в поэзии М.И. Цветаевой.
Объект исследования – семантика цвета в лирических стихотворениях М. Цветаевой.
Цель работы – исследовать семантические возможности номинаций цвета в лирике М.И. Цветаевой.
Задачи, которые были поставлены в ходе данного исследования, следующие:
- раскрыть понятие цвета как объекта научного изучения и проблему цветового символизма;
- определить роль цвета в структуре поэтического текста и поэтические возможности цветовой метафоры, являющейся частью индивидуально-авторской картины мира;
- определить роль и символический характер цветовых номинаций в творчестве М.И. Цветаевой;
- составить лексико-семантическое поле цвета поэтической картины мира М.И. Цветаевой.
Для реализации поставленных задач в работе применялись следующие методы исследования: описательный метод, метод семантического анализа, интерпретация художественного текста, метод сплошной выборки.
Источником исследования послужили стихотворения Марины Цветаевой 1906 – 1920 гг., вошедшие в первый том «Собрания сочинений в семи томах» (1994) («Асе», «Луч серебристый», «Волшебник», «Канун Благовещения», «Красною кистью…», «Белизна – угроза Черноте…», «Тебе – через сто лет», «Розовая юность», «Георгий», «В тумане, синее ладана…» и др.), из которых нами были выделено 704 лексемы-номинации цвета.
Научная новизна работы заключается в том, что лексико-семантическое поле цвета в поэзии М. Цветаевой не было ещё исследовано.
Теоретико-методологической базой данной работы послужили труды таких исследователей языка как Б.А. Базыма, Н.Б. Бахилина, В.М. Борисова, А.П. Василевич, А. Вежбицкая, С.А. Верескун, Л.А. Голубь, Е.В. Гольденберг, Л.М. Грановская, Л.В. Зубова, Ю.В. Иванова, С.В. Кезина, Н.А. Козина, В.А. Маслова, В.А. Москович, Н.Ф. Пелевина, Л.Ф. Соколова, М.В. Франко и др.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во Введении даются основные теоретические положения по выбранной теме, обосновывается ее актуальность, формулируются цели и задачи, определяется объект, предмет, методы исследования.
В Первой главе дается понятие цветовой символики в историко-культурологическом аспекте, здесь же описывается ее роль в раскрытии художественной, в том числе и поэтической, картины мира, а также анализируется поэзия М. Цветаевой с точки зрения использования в ней метафоры цвета.
Во Второй главе проводится семантический анализ цветовых номинаций и составляется лексико-семантическое поле ЦВЕТ в поэзии Марины Цветаевой
В Заключении делаются выводы по всему изложенному материалу.
Список литературы насчитывает 41 источниПосмотреть предложения по расчету стоимости
Заказчик
заплатил
заплатил
3000 ₽
Заказчик оплатил в рассрочку
Гарантия сервиса
Автор24
Автор24
20 дней
Заказчик воспользовался гарантией для внесения правок на основе комментариев преподавателя
18 ноября 2014
Заказ завершен, заказчик получил финальный файл с работой
5
Семантика цвета в поэзии М.Цветаевой.docx
2017-02-17 00:01
Последний отзыв студента о бирже Автор24
Общая оценка
5
Положительно
Автор выполнил работу намного раньше срока, все понравилось, поставила отлично, рекомендую всем!