Создан заказ №3433252
8 декабря 2018
Контрольная работа по диалектологии
Как заказчик описал требования к работе:
Задание № 1
1. Пользуясь «Словарем говоров Подмосковья» (издания
1969 г. и 1995 г.), выпишите лексемы и их значения, определите говор акающий или окающий, запишите цитату вместе с лексемой, определите типы диалектизмов, определите этимологию лексем, указав, к какому из них относится каждая лексема:
алаборный, алырничатъ 1-2, с белилами ехать, дом глядеть, битеж, слань, козёлик 1-2, медница, наплётки, одинец 1,2, приняться 1-2, смертной чашей пить, севалка, яблоко 1-2, ведерщик, хлопки, сновальня 1-2, сластёна,печурка, во весть руки.
2. Охарактеризуйте многозначные слова (алырничатъ,
косьё, приняться, сновальня, яблоко), отметьте все значения
лексем.
3. Охарактеризуйте омонимы (козёлик , козёлик 2;одинец1, одинец2), отметьте оба значения омонима одинец2.
4. Дайте семантическую и структурную характеристику
устойчивых выражений (с белилами ехать, во весть руки,
смертной чашей пить).
5. Отметьте все значения лексем битвина (СРНГ 2: 297),
косьё (СРНГ 15: 95-96).
6. Определите историю лексемы яблоко (Срезневский 3:
1632).
7. Определите этимологию лексем коса (Преображенский
1: 365-366), яблоко (Преображенский 2: 131 - вып.
«последний»; Шанский: 389).
Задание № 3
Затранскрибируйте текст. Отметьте все фонетические и
грамматические черты говора. Сделайте пословный и систематический анализ текста. Из текста выпишите выделенные
слова, определите их значения по «Словарю говоров
Подмосковья» и по «Толковому словарю живого великорусского
языка» В.И. Даля (любое издание).
ТЕКСТ 1
О работе дояркой
■Я фею жизню дояркъй работала. Вот ушла на пёнзию. На
пёнзии десить лет. Доили руками, силос с ям тджыть руками
выбрасывъли, токъ, што п Kyopow накормить. Потом зделали
нам параты. Доили по петнаццъть Kopow, а как
привезли параты, дали нам по шыисят Kopow. Я была
старшэй дояркъй. Кормачй пъдвозили сенъ. К нам приижжал
Василь Иваныч Конотоп. «Вы почему не держытё гусей?!»
Мы ему бещали, но гусей не завёли. К нам приехъли четвера.
Ещё был Евдений Николаич Сизенко. Мы за ево гъло17
совали. Мы, гъворят, не думъли, што вы татии, по шыисят
Kopow ддитё». Они с нам роспили поллитровъцку. Баскиё
мужыки.
Щас платят хърошо, мы ожыли, как ф софхос перешли.
Тут фее стали пълучать много. Малъ вот жыть стаёцца. Мы
фее рути вытенули. Мы фее токъ бати (баки) таскамшы вытенули;
штобы мълоко не стисалъси, в воду холодну ставили,
потом ставили бати в машыну бъртовую и возили на
мълзавот ф Талдъм; в Ермолинъ возили на лъшадяф.
Кърмачй сначала привезут комбикорм, потом сенъ, потом
силосу и картошку, потом свёклы. Оне привозют, накладывут,
это феё летом заготавливут. Кърмачй токъ возют.
Скотники откидывут навое и на тракторе возют ф поле.
Скотнити ухажывут за скотом. Доярти чистют Kopow, моют
вымя. У нас типетильнити были. По три тыщи шысьсот
надаивали. Нас просют щас: придитё, помогитё!
Прокбрмиссё — нехърошо. Сами возили силос, сами кормили
скот, старались накормить Kopow. Как этъ, если у меня
коровы будут голодныё?! Ни ф коем случае! Мы Kopow на
прут гоняли, прорубали тати лунти и поили. С ланпами
доили, с кероейнными. И сено корошкам сами сушыли, и с
розвёрскьй ф Талдъм ездили. Розвёрска — этъ вот здавали
свои продукты государству — яйца, мясъ здавали. И
дороди-тъ у нас не было. Дороди-ти были плохие. Грясь. По
двои сутки сидели на дорогах.
Мы работали луччи. Щас такой работы нет, как мы работали.
Нету, нету, нету! Щас надои нистии. Я сорък девятъвъ
года пришла и семдесет четвёртъвъ ушла на оддых. И сами
телят выпаивъли. Нам давали феятие грамоты: то за чистоту,
то за план. Мы старались. То на платте дадут, то ещё
на што дадут. У нас стараннё-то было. А щас деньгам доярък
завалили. Оне меныпы двести шыисят не получают.
Татих мы денёк никода не видели. И теляты у нас не дохли.
Умныё люди надумали. Фее щас стало лучче, а надои мен18
шы. Если бы пораншы началися софхозы, люде не уехали
бы. А щас хто постарели, те на пензии, а нашы большинство
фсё в Загорскъм, ф Хотькови, а ф Талдъме не очень. Не
было сопщениё: час дваццъть и Москва, а с Талдъма четыре
часа. А Талдъм он хужы. Нашы фее жывут ф Семёнъфскъвъ.
Мы понятия не имели, штобы ф Талдъм поехъть, штонибуть
пръдавать. Мы из Загорскъвъ обратнъ ничево не везём,
фее пръдадим.
Щас спадает роса, корову-ту выгонют. А они, корофтити,
едят, пока роса. А мы выгоняли ф четыре чеса, они и были
у нас сыти. Щас выгонют ф шэстом чесу, а там слепень,
корофка-та и не поест. А мы за фее старалися. Сами пойдём
ф стирду, возьмём корм-от, а щас мълодёш не приучена ни к
чёму, отработал и домуой, щас они надаивуг по две семсот.
Кропоткинска група выполнила план, а наша нет, кропоткинска
ферма висят па боёвом листе, фее передовыё! Оне
бёрут icopow породных, штобы были коровы одново покону.
Покбн — это, штобы было одно хорошэ племя (ирослафскъй
породы у них покбн), штобы были фее коровы высокопродуктивные,
штобы много доили. Покбн — это хороша порода,
вот в Николо-Кропоткине фее коровы одново покбна,
фее хорошыё. А мы работали — любо фспомнить.
Записано в 1984 г. от Валентины Андреевны Головановой,
1921 г. р., в д. Большое Семеновское (НиколоКропоткинский
сельсовет, Талдомский район)
ТЕКСТ 2
О масленице
Раньшы нарот луччяй висялился. Были святки мисаедам,
вьюна вадили, а щас народ распущёнай. Бедна жыли, а вясёлыи
всяуда были. Народ блюткбй был. Бывала, на ярманку
идём, сапошки-то — в руки. Пирят ярманкой адениш. Бывала,
ели щи, суп, кашу с мълачкём, яичкя ретко вариш. Щас
набалованые нарот. Тауда хужы ели и висялея жыли. А щас
жывуть нявесила. Ели наталочкю, а щи — з таплёнай забелычкяй
дамашняй. Свининки сварють нямноуа, нъталкуть
картошык или пряма картошку в лахмотьях ядять, а сви56
нинки токъ па кусочкю. И народ был здаровый, но толстых
ня была. А празники были вясёлыя.
На Маслину пякли блины, ели смятану, ели фсё малочнае.
Маслину харашо справляли. С Вяликава читвяруа начнуть
катания, катаюцца фею няделю. Патом Маслину праважають:
снапы саломы жууть, за еялом на шост падымуть и
жууть, фсе выдуть на улицу и кричать «ура!» и идуть зъ сяло.
Помню, уарманист малинькяй, яво ня видна, мужыки
падымуть на табуретку, он иураить на тальянки, а фсе бабы
и дефки пляшуть и пають фсякии прибаутки. Вот я, чё
помню, вам спаю. Так брат старшой пел:
Выхажу я на еярётку, Милай серянькюю кепачкю
начинаю каяцца. насил па вичярам.
Ой, как я яво люблю, Уваженья мноуа требавал,
а он ни дауадаицца. чаво ня стоил сам.
Ох, жанися, мой залётачкя, Фспомнишь ты мяне, матаня,
вялю, вялю тябе, фспомниш ты мяне ня рас,
толькя ты бяри такуя, фспомниш ты мяне, вясёлую,
штоба стоила мяне. как я любила вас.
Вот так пращяй Маслина: жули Маслину, снапы жули за
дяревнюй, сажули да пашли па дамам.
Патом был таскливый пънядельник. Были сорки Пастом.
Были Пасты: то Пятрофки то Филипъфки. Ф среду и ф пятницу
ня ели мяса. Ф пятницу Божья мать пряла и пальцы
пиряпряла. А ф среду и ня знаю, пачяму ня ели мяса. А как
раньшы харашо празнавали Спас Приабражэния, дивятнаццатава
августа па новаму. Па-нашаму, эта будить Яблачный
Спас. Убираицца уражай, приабразуюцца к аднаму дню
таржыства. Парни и девушки, старики и дети, фсе жытили
таржэствина к этаму уатовились сагласна сваей меснасти. К
нам на празник прихадили радныя. Иурали на уармошках,
иыхадили на улицу. Скажым, бывала: «Ой, чё эта мы дома
сидим, уш фея дяревня вышли на улицу». И пели, и плясали,
57
и танцывали. На улицэ фее в нарядности. Вот смотриш, ис
какова-та дома выходять и патходять к хараводу, а хараводаф-та
мноуа! Патходять, куда яму душа ляжыть, к какой
кампании. Уармошки были двухрядныя и трехрядныя. Вот
у мяне двухрятка, а у брата старашбва была трёхрятка. Он
бауац. Он был песильник. Трёхрятка — клавышы ф три ряда,
ана бальшы и звуцкая. А у мяньшова тожы трехрятка. Я
брал сваю на Сухарифскай за два с палтинай. Вася, мяныиой
брат, иурал нам «Златыя уоры», а старшой пел. Кадрель танцывали.
Ф первую оцырить рускава. Патом зазывають друх
друшку: «Пашли ка мне!» «Нет, пашли к нам, вы у нас давно
ни бували». А фее старались ууастить. К празникам припасали
яду. У фсех халадец и салянка была, делали
пшднники, драчёны, лапшэвники, пякли кавардакй, ушником
и крупёний ууащали, пряма на стол карчягу паставять, ис
карчауи наливають, и к ушнику и крупёни давали драюны,
сальники, карзятки.
Записано в 1973 г. от Терентия Федоровича Данникова.
подробнее
Заказчик
заплатил
заплатил
200 ₽
Заказчик не использовал рассрочку
Гарантия сервиса
Автор24
Автор24
20 дней
Заказчик принял работу без использования гарантии
9 декабря 2018
Заказ завершен, заказчик получил финальный файл с работой
5
Контрольная работа по диалектологии.docx
2018-12-12 20:37
Последний отзыв студента о бирже Автор24
Общая оценка
4
Положительно
Всё сделано ,как и обещано!Автор очень внимательная ))Приятно общаться с таким автором .Обращусь ещё! Обращусь ещё на прямую