Создан заказ №3857445
11 апреля 2019
Цель данного реферата: проанализировать стилистический потенциал отдельных способов словообразования.
Как заказчик описал требования к работе:
На выбор по любой теме из предложенных (см.приложение)
Размер: 1-2 листа
Фрагмент выполненной работы:
Введение
Словообразовательная система русского языка отличается разнообразием. Это связано, во-первых, с множеством различных типов, моделей и средств образования слов, во-вторых, с распространенными в языке способами словообразования, в-третьих, с окказиональными значениями, которые проявляются в отдельных текстах и, собственно, и создают их особую стилистику. Стилистический потенциал словообразования раскрывается тогда, когда традиционное значение слова отходит на второй план, а на первый выступает ситуативное, актуальное, применимое лишь в данном контексте. (работа была выполнена специалистами Автор 24)
Цель данного реферата: проанализировать стилистический потенциал отдельных способов словообразования. Задачи, решение которых необходимо для достижения цели:
- определить стилистическую специфику употребления некоторых аффиксов;
- проанализировать экспрессивные возможности словообразования.
Словообразование и стилистика
Характерной особенностью русского языка является то, что его словообразовательная система насыщена продуктивными аффиксами, выражающими оценочное экспрессивное значение. Это позволяет как употреблять лексику различную по своей стилистической окраски в разных текстах, так и, используя устоявшиеся модели, создавать неологизмы, придавая знакомым морфемам новое значение. Изучение словообразовательной стилистики наиболее продуктивно в синхроническом аспекте, так как это дает возможность рассмотреть взаимосвязи мотивирующих и мотивированных основ, то есть вполне ясно представить значения аффиксов, и те оттенки смысла, которые они привносят.
С точки зрения стилистики интересны случаи словообразования, когда мотивированное слово приобретает экспрессивную окраску, несвойственную мотивирующему: брат – братишка, директор – директорша, рука - рученька. В данных примерах можно отметить новые оттенки значения, которые отражают оценку автора: «братишка» – брат, к которому относятся ласково, любя, а «директорша» получает пренебрежительную окраску.
Аффиксация может способствовать и функционально-стилевой закрепленности слов. В этом случае следует говорить о том, что тот или иной аффикс способствует переходу слова в обособленную группу лексики, свойственной определенному стилю: внимание – внимать, картофель – картошка, внутрь – вовнутрь. Такие слова несут определенную стилистическую окраску, следовательно, их употребление является характерным для одного стиля. В то же время использование, например, разговорного «картошка» в тексте художественного стиля создает дополнительный экспрессивный эффект и позволяет полнее раскрыть образ героя.
Особенности словообразования некоторых слов ограничивают сферу их употребления жаргоном, разговорной речью, диалектами и профессионализмами. Так, микроволновка (микроволновая печь), зачал (начал), сольник (сольный концерт), употребленные в публицистических текстах, создают особенную стилистику, приближенную к разговорной, поэтому часто употребляются журналистами, чтобы вызвать интерес аудитории за счет экспрессивности текста.
Часто словообразовательные особенности становятся причиной архаизации лексики (одежда – одеяние, нервный – нервический, мужской - мужеский), которая переходит в пассивный запас языка и не употребляется в речи часто. Но использование ее в текстах создает особенную эмоциональную насыщенность, так как чаще всего эта лексика относится к высокому книжному стилю и придает всему высказыванию официальную окраску.
Наконец, известные словообразовательные модели могут реализовываться с помощью специфических средств, что ведет к появлению окказионализмов (суперметаллические стены, парень – чистоглазик, кайфон, снегодяй). Такая лексика несет часто ироническую или в целом экспрессивную окраску, позволяя создать художественный образ за счет смешения значений производящей основы и нехарактерных аффиксов.
Таким образом, можно выделить несколько особенных словообразовательных моделей, которые создают экспрессивную окраску текста за счет оригинального использования различных аффиксов, среди которых можно выделить суффиксы со значением оценочности, устаревшие префиксы, нехарактерные для литературного языка словообразовательные модели.
Заключение
Название какого-либо явления, предмета, действия часто сопровождается его оценкой, причем в русском языке большое количество специальных средств выражения экспрессии на уровне словообразования – это различные аффиксы со значением оценочности. В то же время следует говорить о том, что все многообразие окружающего мира требует отражения в речи, поэтому часто и возникают особенные случаи словообразования, несущие экспрессивную стилистическую окраску.
Развитая система русского словообразования позволяет реализовать стилистический потенциал системы языка, так как язык стремится к образности, изобразительности, воздействию на аудиторию, а средством их создания становятся многочисленные общие и частные ресурсы словообразования.
Список литературы:
Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э.Н., Леонова Н.А. Стилистика русского языка /Под ред. Н.М. Шанского. - Л., 1989.
Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. - М.: Наука, 1981.
Голуб И.Б. Стилистика русского языка Учебное пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Кононенко В.И. Грамматическая стилистика русского языка. – Киев: Рад. шк., 1991.
Плещенко Т.П. Стилистика и культуры речи/Под ред. П.П. Шубы. – Мн.: ТетраСистемс, 2001.
Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1987Посмотреть предложения по расчету стоимости
Заказчик
заплатил
заплатил
200 ₽
Заказчик не использовал рассрочку
Гарантия сервиса
Автор24
Автор24
20 дней
Заказчик принял работу без использования гарантии
12 апреля 2019
Заказ завершен, заказчик получил финальный файл с работой
5
Цель данного реферата: проанализировать стилистический потенциал отдельных способов словообразования..docx
2021-03-15 19:49
Последний отзыв студента о бирже Автор24
Общая оценка
5
Положительно
Автор прекрасно справился с заданием. Работа была выполнена качественно и раньше срока. Большое спасибо автору!