Создан заказ №4022374
18 мая 2019
Формирования вычислительных навыков младших школьников на уроках математике
Как заказчик описал требования к работе:
Ковтуняк Н.Б.,студентка группы
МЗНО-17 ГБОУ ВО Р « КИПУ»
Довгопол И.И.,канд.пед.наук,
доцент кафедры начального
образования ГБОУ ВО РК
« КИПУ»
«Формирование вычислительных навыков младших школьников на уроках математики»
Аннотация научной статьи. Статья посвящена анализу научно-методической литературы по проблеме формирования вычислительных навыков младших школьников на уроках математики. В научной статье рассмотрена актуальность темы исследования, раскрыты понятия «навык», «вычислительный навык», а также характерные качества вычислительных навыков. Описана опытно-экспериментальная работа по формированию вычислительных навыков младших школьников на уроках математики.
Ключевые слова: навык, вычислительный навык, младший школьник, математика, начальная школа, урок.
Kovtunyak N.B.
Akpynar L.Е.
"Formation of computing skills of junior schoolchildren at the math lessons»
Abstract. The article is devoted to the analysis of scientific and methodological literature on the problem of formation of computational skills of junior schoolchildren at the math lessons. The article considers the relevance of the research topic, reveals the concepts of "skill", "computational skill", as well as the characteristic qualities of computational skills. Described experimental work on the formation of computational skills of junior schoolchildren at the math lessons.
Key words: skill, computer skill, junior child, Maths, primary school, lesson.
На сегодняшний день проблема формирования вычислительных навыков у младших школьников на уроках математики является весьма актуальной. Это обусловлено появлением компьютеров и их активным внедрением во все сферы жизни, использования калькуляторов. В результате этого значимость вычислительных навыков снижается. Однако, не всегда удается пользоваться вычислительной техникой из-за отсутствия доступности. В этой связи важно младшим школьникам научиться правильно и быстро производить вычисления, практически применять в обучении.
Особое внимание формированию вычислительных навыков у младших школьников уделяется на уроках математики, где открывают широкие возможности для развития у младших школьников памяти, внимания, находчивости, сообразительности и математической зоркости.
Значимость формирования вычислительных навыков у младших школьников отмечает А.В. Белошистая, поскольку положительно воздействует на развитие внутреннего плана действия ребенка, гибкости и рациональности мышления [3, с.121].
Вопросами изучения проблемы формирования вычислительных навыков у учащихся занимались такие ученые, как: М.A. Бантова, М.И.Моро, Н.Б. Истoмина и др.
Содержание понятия вычислительные навыки включает в себя основное понятие «навык». Под термином навык понимают «автоматизированные компоненты деятельности, которые входят в ту или иную целенаправленную активность человека как средство достижения этой деятельности» [4, с. 29]. Навыки являются компонентами сознательной деятельности человека, которые выполняются полностью автоматически.
Вычислительный навык М.А. Бантова определяет, как «высокий уровень овладения вычислительными приемами. Это проявляется в том, что учащийся знает, какие операции и в каком порядке необходимо выполнить, чтобы достичь быстрого результата арифметического действия. Согласно ее мнению, вычислительный навык характеризуется такими качествами, как:
правильность (учащийся правильно находит результат арифметического действия над числами);
осознанность (учащийся в любой момент может объяснить, каким образом он решал математическое выражение и почему можно так решать);
рациональность (учащийся выбирает рациональный прием, который легче и быстрее приводит к результату арифметического действия);
обобщенность (учащийся способен перенести прием вычисления на новые случаи);
автоматизм (учащийся выделяет и выполняет операции быстро и в свернутом плане, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операций);
прочность (учащийся сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время) [2, с.50].
Методика формирования вычислительных навыков включает в себя разнообразие подходов. Но нами были рассмотрены два подхода, которые отличаются уровнем организации деятельности учащихся, ориентированных на овладение вычислительных навыков. Первый подход, согласно Н.Б. Истоминой, содержит показ образца способа вычислительного приема, результатом которого является нахождение результата выражения. Главный способ вводится и объясняется педагогом на предметном уровне, а позже он закрепляется в ходе выполнения тренировочных упражнений.
Второй подход связан с открытием способа вычислительных приемов, самими учащимися в результате выполнения разных заданий, наблюдения и анализа подобранных выражений, выявления в них сходств и отличия. Это позволяет учащимся выдвигать предположения о возможном способе вычислительного приема. Одним из способов введения вычислительных приемов является наблюдение за изменением цифр, выполнение обучающимися действий с моделями десятков и единиц, соотнесение данных действий с математической записью. Стоит отметить, что наблюдение за изменением в записи чисел сопровождается применением таких приемов, как анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения [5, с. 144].
Формирование вычислительных умений и навыков представляет собой сложный и длительный процесс, эффективность которого зависит как от индивидуальных особенностей обучающегося, так и от уровня его подготовленности и способов при организации обучения вычислительным приемам. Сформированным вычислительный навык у младших школьников определяется степенью самостоятельности выполнять операции, которые приводят к решению. В этой связи важно выбирать такие способы организации вычислительной деятельности младших школьников, которые бы способствовали формированию осознанного вычислительного навыка на уроках.
Однако, как показывает практика внимание к формированию и закреплению вычислительных навыков у младших школьников несколько ослабло. Вследствие этого, методическая система направлена на приоритеты развивающей функции по отношению к образовательной, которая характеризуется изменением характера деятельности обучающихся, личностно-ориентированным подходом к обучению. Стоит отметить, что учебники направлены на общие вычислительные навыки и педагог с легкостью обучает алгоритму вычислительных навыков младших школьников.
Опыт в школе показывает ухудшение качества вычислений младших школьников, как по обычным, так и по развивающим учебникам. Стремление педагогов изменить данную ситуацию приводит к тому, что педагоги используют в работе несколько учебников: один выполняет развивающие функции, другой ориентирован на формирование вычислительных навыков. Другие педагоги увеличивают объем домашних заданий, что способствует перегрузкам младших школьников, возникновению стресса, снижение интереса к математике. В этой связи, нами была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию вычислительных навыков младших школьников на уроках математики.
Цель исследования: изучение уровня сформированности вычислительных навыков у младших школьников на уроках математики. В эксперименте приняли участие 40 учащихся двух третьих классов: 3 «А» класс был взят в качестве экспериментального класса (20 учащихся), а 3 «Б» – в качестве контрольного класса (20 учащихся).
Были определены следующие критерии сформированности вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста:
правильность (результат определенного действия должен соответствовать цели выполнения);
рациональность (выбор способа выполнения определенного действия, которое наиболее быстро приведет к верному решению);
обобщенность (способность младшего школьника выполнить нужное действие в изменяющихся условиях);
прочность (формируемое действие должно быть выполнено учащимся через время с момента формирования).
Исходя из критериев, были выделены четыре этапа исследования уровня сформированности вычислительных навыков у младших школьников на уроках математики.
Полученные результаты констатирующего этапа исследования показали, что у учащихся экспериментального класса разная степень сформированности вычислительных навыков: от низкого уровня (14 детей) до высокого уровня (0 детей).
С целью формирования уровня сформированности вычислительных навыков у младших школьников нами был организован формирующий этап эксперимента. Нами был разработан комплекс заданий, направленный на формирование вычислительных навыков младших школьников на уроках математики. Приведем примеры некоторых заданий:
Задание 1. На классной доске вывешиваются рисунки с баскетбольными корзинами и на них числа. Задача учащихся: придумать как можно больше примеров, ответом на которые будет число над корзиной.
Задание 2. На классной доске записываются примеры с пропущенными цифрами и знаками:
66+21= ___ ; 47 ___ 12 = 59; 54 ___15 = 69 ;
Задание 3. Решите примеры с ответом 60.
20 + 30 80 - 30
20 + 40 70 - 10
10 + 50 90 - 30
60 - 20 40 + 20
В формирующем этапе нами была организована деятельность учащихся, направленную на формирование вычислительных навыков на уроках математики:
овладение логическими действиями – анализом и синтезом;
закрепление навыков вычитания и сложения круглых чисел.
решение задач;
нахождение сходства либо различий предметов по существенным/несущественным признакам;
нахождение значения выражений обратным действием (сложение, вычитание, умножение, деление);
использование разных способов решения выражений;
составление выражений на основе модели, схемы.
На контрольном этапе эксперимента нами была проведена повторная диагностика с целью определения эффективности комплекса заданий. Результаты контрольного исследования позволили выявить положительную динамику в сформированности у младших школьников вычислительных навыков. Увеличилось число учащихся в экспериментальном классе с высоким уровнем с 0 детей до 4 детей. Количество учащихся со средним уровнем с 6 человек до 13 человек. Уменьшилось количество учащихся с низким уровнем с 14 человек до 3 человек.
Таким образом, можно сделать вывод, что результаты экспериментального класса на формирующем этапе эксперимента изменились, чем результаты в контрольном классе, что указывает на эффективность использования комплекса заданий и их положительное влияние на формирование вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста.
Список литературы:
1. Баматова Д.К. Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в современных условиях / Д.К. Баматова // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – №1. – С. 66 – 68.
2. Бантова М.А. Стадии формирования вычислительного навыка / М.А. Бантова // Начальная школа. – 1995. – № 11. – С. 50 – 55.
3. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций / А.В. Белошистая. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 455 с.
4. Варегина Ф.В. Вычислительные навыки: методика изучения их качества / Ф.В. Варегина. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК И ППРО ТО», 2011. – 90 с.
5. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах / Н.Б. Истомина. – М.: «Академия», 2002. – 288 с.
6. Михайлова И.И., Мендыгалиева А.К. Формирование вычислительных навыков младших школьников на уроках математике в начальной школе / И.И. Михайлова, А.К. Мендыгалиева // Концепт. – 2016. – № 17. – С. 701–705.
7. Трофименко Ю.В., Пузина М.С. К вопросу о формировании устных вычислительных навыков младших школьников / Ю.В. Трофименко, М.С. Пузина. – Уфа, 2015. – 221 с.
подробнее
Заказчик
заплатил
заплатил
3000 ₽
Заказчик оплатил в рассрочку
Гарантия сервиса
Автор24
Автор24
20 дней
Заказчик воспользовался гарантией, чтобы исполнитель повысил уникальность работы
25 мая 2019
Заказ завершен, заказчик получил финальный файл с работой

5

Формирования вычислительных навыков младших школьников на уроках математике.docx
2019-05-28 16:21
Последний отзыв студента о бирже Автор24
Общая оценка
5

Положительно
Отличный автор.не смотря на многие трудности работа выполнена великолепно, с высоким уровнем оригинальности! Всем рекомендую автора!!!!