Создан заказ №4566032
13 января 2020
Подходы к изучению дискурса в психологии
Как заказчик описал требования к работе:
Антиплагиат - 75+
В конце надо выйти на подход Н.Д. Павловой и подробно его осветить
Фрагмент выполненной работы:
Введение
Дискурс в общем случае понимается как коммуникативное событие в широком контексте — конкретно-ситуативном, социально-психологическом и культурно- историческом, в зависимости от аспекта рассмотрения. Выражением дискурса служит речь, порождаемая субъектами во взаимодействии друг с другом, под влиянием их намерений, установок, знаний, картины мира, социальных ролей и др.
Существует множество определений дискурса, что связано с многоаспектностью феномена и междисциплинарным статусом проводимых исследований. (работа была выполнена специалистами author24.ru) Так, в философии этот термин соотносится с французским поструктурализмом, согласно ему дискурс выступает идеологией и ментальностью, выраженной̆ в речи с учетом множества контекстов, в лингвистике — это связный̆ текст в совокупности с экстралингвистическими, прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами. По образному выражению Н.Д. Арутюновой, дискурс — это текст, погруженный в жизнь.
Дискурс формируется в процессе межличностного и межгруппового взаимодействия и служит воспроизводству определенных норм поведения, отношений, идей, установок в социальной группе. В нем развиваются взаимоотношения коммуникантов, осуществляется их взаимопонимание (Зачесова, 2007), взаимодействие и воздействие складывается картина мира субъекта.
Описать историю возникновения понятия дискурса в психологических исследованиях отдельно от других наук, связанных с изучением сознания и общения человека, довольно трудно, также, как и соблюсти строгую хронологию. Это связано с тем, что на практику употребления термина повлияло множество научных школ, возникавших одновременно в разных странах и дисциплинах. В свою очередь, данные школы имели свою историю, будучи сформированными под влиянием различных философских, культурологических, социологических, лингвистических и других идей.
Тематическое поле понятия «дискурс»
В литературе пересекаются смежные понятия — «текст», «дискурс», «диалог». Но между ними нередко не делается резкого разграничения. Отмечается, что текст может быть рассмотрен как результат дискурса, и последний при этом более спонтанный, живой (Кубрякова, 2000). В немецкой школе понятию дискурса соответствует термин «диалог», или «разговорная сфера» (E. Goffman, G. Henne, G. Rehbock и др.), и само это научное направление восходит к изучению словоупотребления П. Вундерлихом и П. Хартманом. Некоторые направления британской школы дискурс-анализа также сфокусированы на изучении естественно протекающих диалогов — педагогического, медицинского и др., но оперируют понятием дискурса (M. Stubbs, M. Coulthard, M. Ashby и др.). Во французской традиции текст часто противопоставляется дискурсу, отмечается процессуальность и диалогичность последнего (M. Foucalt, M. Pecheuh, J. Kristeva и др.).
Понятие «дискурсивный» в философии изначально связывалось с характеристикой мышления, противопоставляемого интуитивному, и хотя само обозначение «дискурсивное мышление» возникает в XIX веке, но данная оппозиция встречается в работах Плотина, Ф. Аквинского, Т. Гоббса, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница, И. Канта и др. Дискурсивность мышления представляется основанием последовательного доказательства, которое строится на понятиях, выраженных словами. Дискурсивное мышление, таким образом, это мышление речевое, служащее рассуждению и доказательству. В этой связи нельзя не упомянуть роль философии сознания второй половины XIX — начала XX веков, оказавшей влияние на развитие идей о связи мышления и речи. Предложенное (Ф. Брентано, Э. Гуссерль) понятие интенциональности, означающей направленность сознания на объект переживания, важно для современной психологической теории дискурса, одним из аспектов которой является картина мира субъекта (Ушакова и др., 1995; Дискурс в современном мире..., 2011).
В отечественной психологии термин «дискурсивное говорение» встречается в «Мышлении и речи» Л.С. Выготского при описании свернутости устной речи в диалоге (Выготский, 1999). Термин «дискурсивное мышление» употребляется А.Р. Лурией при обозначении индукции и дедукции как основных продуктивных форм мыслительного процесса (Лурия, 1998).
В качестве самостоятельного понятия «дискурс» впервые вסзникает в рабסтах американскסгס лингвиста З. Харриса, который в 1952 гסду предлסжил метסд пסд названием дискурс-анализ. Он испסльзסвал егס для изучения тסгס, как инфסрмация развивается и связывается в дискурсе, пסд кסтסрым автסр пסнимал пסследסвательнסсть высказываний, прסизнесенных (или написанных) челסвекסм в סпределеннסй ситуации (Harris, 1952). В еврסпейскסй лингвистике пסлучает разрабסтку прסблема функциסнирסвания текста вס взаимסдействии людей, акцентируется активная рסль пסнимающегס субъекта — как гסвסрящегס, так и слушающегס (Ш. Балли, Р. Якסбсסн, Э. Бенвенист, М.М. Бахтин, Р. Барт и др.). В этסй связи стסит упסмянуть рабסты австрийскסгס психסлסга К. Бюлера, рассматривающий язык как спסсסб деятельнסсти. Сסгласнס егס системе, знак סбладает репрезентативнסй (представления), экспрессивнסй (выражение сסстסяния) и аппеллятивнסй (пסбуждение) функцией.Посмотреть предложения по расчету стоимости
Заказчик
заплатил
заплатил
200 ₽
Заказчик не использовал рассрочку
Гарантия сервиса
Автор24
Автор24
20 дней
Заказчик воспользовался гарантией для внесения правок на основе комментариев преподавателя
14 января 2020
Заказ завершен, заказчик получил финальный файл с работой
5
Подходы к изучению дискурса в психологии.docx
2020-10-26 17:11
Последний отзыв студента о бирже Автор24
Общая оценка
4.3
Положительно
Работа выполнена просто отлично и раньше срока, учтены все пожелания. Просто умничка. Огромное спасибо! I will be back :)