Создан заказ №511201
23 марта 2015
Целостный анализ одной из сказок.
Как заказчик описал требования к работе:
Самостоятельная работа
Сказки А. С. Пушкина 1
В. Г. Белинский – теоретик и критик детской литературы 6
СКАЗКИ А. С. ПУШКИНА
Задание 1. Прочитайте и с помощью указанной ниже литературы проанализируйте сказки А. С. Пушкина, ориентируясь на приведенные ниже планы.
Задание 2. Целостный ан
ализ одной из сказок.
Сказки с народно-поэтической стилевой основой
Сказка о медведихе (1830)
П л а н
1. Источники. Пушкин – автор сюжета «Сказки о Медведихе».
2. Отражение стилевого полисемантизма русского фольклора в сказках Пушкина. «Как весенней теплою порою…» – опыт лирической интерпретации сказочной основы. Черты балладной эстетики в сказке.
3. Своеобразие композиции сказки. Два сказочно-аллегорических плана. Аллегоричность образов медведя черно-бурого и его медведихи . Две тональности сказки: идиллическая и драматическая (песенно-лирический стиль и стиль похоронных причитаний).
4. Жанрово-стилистическое своеобразие сказки (фольклорные эпитеты, обилие слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, элементы народной песни, сказочного и былинного повествования, имитация причитаний). Признаки народного стиха.
5. Проблема завершенности произведения Пушкина. Своеобразие и источники концовки сказки. Традиции сказочного животного эпоса в обрисовке характеров персонажей в финале сказки.
6. Лирическое основа и сатирическое начало в сказке.
Сказка о попе и работнике его Балде (1830)
П л а н
1. Социальная проблематика сказки.
2. Источники. Повествовательные мотивы народного источника сказки (см. конспективную запись поэта). Пушкинский вариант фольклорного сюжета. Образ работника в фольклорном тексте и в сказке Пушкина.
3. Литературные, реалистические средства в прорисовке фольклорных по происхождению персонажей.
4. Связь пушкинского стиха с фольклорной традицией, с формами народного «балагурного» стиля (со стихотворными формами раешника, народного театра, лубочных картин, сказочных прибауток; с пословицами, поговорками, загадками, скороговорками, присловьями, пустобайками). Фольклорные формы пословичных рифмв сказке Пушкина. Афоризмы в национальной форме, сконструированные Пушкиным. Элементы фольклорного сказочного стиля.
5. Авторский план. Просторечные элементы в речи рассказчика. Акцент на моральном аспекте в концовке сказки.
Сказка о рыбаке и рыбке (1833)
П л а н
1. «Сказка о рыбаке и рыбке» – антиутопия, пародия на идеальную царственность волшебно-сказочного героя в народнопоэтической стилевой манере.
2. Источник сказки (сюжет из сборника «Немецкие народные сказки» (1812) бр. Гримм, фольклорные сказки и анекдоты о нерадивой жене).
3. Своеобразие развития антитезы «старуха – старик» в сказке Пушкина. Речь персонажей как средство психологической прорисовки характеров персонажей.
4. Тема «своего дома» в сказке о жадной старухе. Разбитое корыто – художественная деталь, равная идее сказки.
5. Психологизация образа чудесного помощника (символическое изображение нарастающего гнева золотой рыбки через картины меняющегося моря; соединение образа рыбки с реальным, а не чудесным, как в фольклоре, пространством).
6. Синтез особенностей всех жанров русского эпоса(сатирической, волшебной, животной сказки, былины) в произведении Пушкина.
7. Дидактический план сказки Пушкина (философская метафоричность сюжета; высокое «учительное» начало).
8. Семантическое варьирование (В.В. Виноградов) как один из основных приемов стиля сказки, его реализация в форме кумулятивной композиции сюжета (экспозиция и один семантически варьирующийся мотив). Эстетика лубочных картин в сказке. Кумулятивная композиция как основа особого повествовательного ритма сказки, поэтически соединенного с вечным ритмом моря; в философском плане – с ритмом истории.
9. Проблема литературного усвоения народного стиха в сказке. Вольный стих Пушкина. (Пушкин А.С. Путешествие из Москвы в Петербург; Томашевский Б.В. О стихе. – Л., 1929; Жирмунский В.М. Теория стиха. – Л., 1975. С. 224).
10. Язык «Сказки о рыбаке и рыбке» (обилие фразеологизмов; повторения фольклорного характера; подхват в стихе; повторение через отрицание; повторение синонимических слов и фраз; сочетание однокоренных слов; постоянные эпитеты; лексико-синтаксический параллелизм; повторение созвучий – аллитерации, ассонансы, рифмы). Связь стилевой структуры сказки Пушкина с былиной.
Сказки-поэмы
Сказка о царе Салтане (1831)
П л а н
1. Фольклорная основа сказки (восточнославянская и европейская версии волшебно-сказочного сюжета «Чудесные дети»). Исторический колорит русской древности в сказках Пушкина. «Сказка о Царе Салтане…» и социально-утопические легенды о Беловодье, о невидимом граде Китеже.
2. Философский план сказки. Философское решение проблема человеческого счастья в сказке.
3. Волшебно-сказочные принципы сюжетной композиции в сказках-поэмах Пушкина (выделение утроенных мотивов, сохранение традиционных сказочных ситуаций, создание новых аналогичных ситуаций).Отступления от законов построения сюжета в народной сказке (две свадьбы, две традиционные концовки).
4. Пушкинские приемы изображения героев сказки (фольклорная типизация; портрет, отступление от фольклорного закона неизменяемости сказочных героев, внимание к их внутреннему миру, разнообразие собственных имен героев, другие приемы психологизации сказочных образов.). Салтан – один из центральных образов сказки. Образ Лебеди – художественный центр сказки. Пушкинская царевна и героини русских народных волшебных сказок. Соединение фантастических и лирических представлений народной поэзии о женской красоте в образе чудесной Лебеди. Фольклорные и авторские словесные средства в создании этого образа.
5. Фантастика – главная художественная ценность сказки народной и пушкинской. Мастерство Пушкина в изображении чудес и диковинок.
6. Язык «Сказки о царе Салтане…» (обилие глаголов, фольклорные и литературные эпитеты, лексические и синтаксические повторы). Эмоциональный голос автора в словесном строе сказки. Своеобразие пушкинского стиха, его близость к народному.
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях (1833)
П л а н
1. Нравственный мир сказки. Изображение идеальной женщины и проблема красоты человека и смысла его жизни.
2. Источники сказки. Русский («Волшебное зеркальце»), украинский («Золотоволосая Ялена») и европейский (в обработке бр. Гримм «Белоснежка») варианты сюжета «Мертвая царевна»; литературное переложение сюжета из русского сборника конца XVIII века «Старая погудка на новый лад»; былина «Добрыня чудь покорил» и песня «Усы, удалы молодцы» (сб. Кирши Данилова).
3. Психологическая выразительность пушкинских образов. Роль описаний в сказке (портреты, интерьеры, пейзажи).
4. Близость стиля сказки Пушкина к русскому фольклору и просторечию (народные эпитеты, разнообразные повторы, фразеологизмы, слова в ласковой форме).
5. Фантастика в художественной системе Пушкина (максимальное выражение реальных человеческих качеств; терем богатырей как воплощение возвышенного человеческого мира).
6. Канва авторских интонаций (глубокая лиричность, ироничность, драматизм), отражающих пушкинскую «игру» в сказочника. Отражение традиционного народного сознания в позиции автора. Атмосфера идеальной русской крестьянской этики в сказке. «Нефольклорность» авторской позиции.
Сказка о золотом петушке (1834)
П л а н
1. Идея «самостоянья» человека в «Сказке о золотом петушке».
2. Источники: «Легенда об арабском звездочете» В. Ирвинга («Альгамбра», 1832); сатирико-философская повесть «История о Золотом Петухе» (1783) Ф.М. Клингера; русские сатирические сказки (конфигурация сюжета, элементы специфической фантастики); «Княжна Милуша» (1834) П. А. Катенина (образ шамаханской царицы).
3. Реалистическое изображение центрального персонажа (антигероя) – царя Дадона. Собирательность образа. Средства «снижения» образа царя (бытовые сцены, просторечная лексика, любовная коллизия) в отличие от образа звездочета .
4. Символическое значение, психологизм образа золотого петушка.
5. Зашифрованный смысл концовки. Тема возмездия в последней сказке Пушкина.
6. Фольклорный стиль в речи рассказчика.
7. Изменение эмоциональной тональности стиха Пушкина от мажорной к едко-ернической, саркастической. Тональность стиха как главная форма присутствия автора.
Литература
Тексты
Литературная сказка пушкинского времени / Сост., вступ. ст. и коммент. Н.А. Тарховой. – М., 1988.
Исследования
Ахматова А. А. Последняя сказка Пушкина // Ахматова А.А. О Пушкине. – М., 1989.
Зуева Т. В. Народная волшебная сказка в творческом развитии А.С. Пушкина // Фольклорные традиции в русской и советской литературе: Сб. науч. тр. – М., 1987. – С. 51-88.
Зуева Т. В. Сказки А.С. Пушкина: Кн. для учителя. – М., 1989.
Коровина В.Я. Изучение сказок Пушкина в школе // Пушкин в школе. – М., 1978.
Леонова Т. Г. Фольклорно-литературный синтез в поэтических сказках А. С. Пушкина // Леонова Т. Г Русская литературная сказка XIX века в ее отношении к народной сказке. (Поэтическая система жанра в историческом развитии). – Томск, 1982.
Лупанова И. П. Сказочник Александр Пушкин // Лупанова И. П. Русская народная сказка в творчестве писателей первой половины XIX века. – Петрозаводск, 1959.
Макогоненко Г. П. Образы-символы в реалистической системе Пушкина // Макогоненко Г. П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1833-1836). – Л., 1982.
Маршак С. Я. Заметки о сказках Пушкина // Пушкин в школе. – М., 1951. Или: Маршак С. Я. Собр. соч.: В 4 т. – М., 1960. – Т. 4. – С. 9-25.
Медриш Д. Н. Слово и событие в сказках Пушкина // Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики. – Саратов, 1980.
Непомнящий В. С. О сказках Пушкина // Пушкин А.С. Сказки. – М., 1966.
Непомнящий В. С. Добрым молодцам урок // Непомнящий В. С. Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине. – М., 1983.
Сапожков С. Сказки Пушкина как поэтический цикл: о замысле сборника «Простонародные сказки// Детская литература. – 1991. – № 3.
Седакова Л. Тайны сказок Пушкина. – Люберцы, 1998.
Сказки Пушкина в школе: Сб. статей / Сост. В. Я. Коровина. – М., 1972.
Слонимский А. Л. Мастерство Пушкина. – М., 1963.
Соймонов А. Д. А. С. Пушкин // Русская литература и фольклор. Первая половина XIX века. – Л., 1976.
В. Г. БЕЛИНСКИЙ – ТЕОТИК И КРИТИК ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Самостоятельно, используя один из учебников по детской литературе, изучите теоретический материал по теме.
2. Прочитайте статью В. Г. Белинского «О детских книгах. Подарок на Новый год. Две сказки Гофмана для больших и маленьких детей. СПб., 1840; Детские сказки дедушки Иринея. Две части. СПб., 1840», акцентируя свое внимание на приведенных ниже вопросах.
Специфика детской литературы.
Образовательная, воспитательная и эстетическая роль книги в жизни ребенка.
Требования, предъявляемые к детской книге и детскому писателю.
Литература
Белинский В. Г., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А. О детской литературе / Вступ. статья В. Терновской. Изд. 2-е. – М., 1983
подробнее
Заказчик
заплатил
заплатил
100 ₽
Заказчик не использовал рассрочку
Гарантия сервиса
Автор24
Автор24
20 дней
Заказчик принял работу без использования гарантии
24 марта 2015
Заказ завершен, заказчик получил финальный файл с работой

5

Целостный анализ одной из сказок..docx
2016-03-07 03:35
Последний отзыв студента о бирже Автор24
Общая оценка
5

Положительно
Очень хороший и понимающий автор! Сделал контрольную работу в срок! Спасибо большое!