Создан заказ №5217360
27 мая 2020
Использование игры баскетбол и её элементов как средство развития координацвионных способностей у учащихся срт
Как заказчик описал требования к работе:
Использование игры «баскетбол» и ее элементов, как средство развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Введение
Актуальность исследования. Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, широкое использование
транспорта, других технических средств оказывают неблагоприятное воздействие на двигательную деятельность учащихся. В современном обществе проявляется противоречие между требованиями физической подготовленности детей и образом жизни. Естественные условия и обучение в школе ограничивают двигательную деятельность и не обеспечивают необходимого режима, позволяющего более значительно повысить результаты жизненно необходимых двигательных качеств. Поэтому возникает необходимость поиска наиболее целесообразных средств и методов повышения физической подготовленности учащихся.
Игра оказывает большое влияние на умственное развитие школьника. Действуя с предметами, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Постепенно игровые действия сокращаются, и подросток начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Он переходит к мышлению в образах и представлениях.
Цель исследования: изучить особенности развития координационных способностей у детей среднего школьного возраста.
Объект исследования: развитие координационных способностей у детей 12-15 лет.
Предмет исследования: особенности развития координационных способностей на уроках физической культуры.
Задачи:
1. изучить концепцию координации и координационных способностей в физическом воспитании школьников 5-9 классов.
2. определить задачи и средства развития координационных способностей у детей 12-15 лет;
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей развития координационных способностей у детей среднего школьного возраста
Раздел 1. Аспекты концепции координации и координационных способностей в физическом воспитании школьников
Физическая культура как составная часть общей культуры личности формируется в школе всеми формами работы по физическому воспитанию. Основной формой занятий в школе есть уроки основ здоровья и физической культуры, целью которых является воспитание личной физической культуры учащихся, которая обеспечит в будущем возможность самосовершенствоваться в течение всей жизни.
Главная цель учителя, работающего с учениками начальных классов, воспитать желание систематически заниматься физическими упражнениями и научить их самостоятельно выполнять простейшие двигательные действия и игровые упражнения.
Задачами курса являются:
• приобретение элементарных знаний в области физической культуры, гигиены и здорового образа жизни;
• формирование основ здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности;
• формирование жизненно важных двигательных умений и навыков;
• формирование осознанной индивидуальной установки на необходимость развивать свои физические качества;
• развитие основных физических качеств;
• воспитание интереса и привычки к занятиям физическими упражнениями;
• воспитание морально-волевых и психологических качеств личности.
Современный урок - это урок выработки инструктивных умений и навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями, использование системы домашних заданий, оценка знаний, техники исполнения и нормативного показателя (прогресс личного результата), развитие познавательных интересов и осуществления межпредметных связей.
Содержание уроков физической культуры определяется программой. Для учеников младших классов это упражнения основной гимнастики (построение и перестроение основные положения и движения рук, ног, туловища; упражнения для формирования осанки; акробатические и танцевальные упражнения; упражнения с предметами; лазанье и перелезание; равновесие; ходьба и бег; прыжки; метания), игры, лыжная подготовка, плавание. Все перечисленные виды физических упражнений являются естественными движениями, которые дают возможность всесторонне влиять на физическое развитие учащихся этого возраста.
Можно привести десятки требований, которым необходимо следовать в процессе подготовки и проведения уроков. Назовем лишь общие требования или целые их группы, чтобы создать представление о тех функциях, которые выполняет урок в целостной системе занятий физическими упражнениями.
1. Учитель должен обеспечить высокий оздоровительный и воспитательный эффект каждого урока через связь предмета с жизнью своих учеников (сегодня и в будущем). Поэтому для современного урока характерно комплексное планирование и решение задач по формированию знаний и практических навыков, воспитание нравственных качеств личности, развития интеллекта, воли, эмоций, физических способностей учащихся.
2. Уроки физической культуры должны обеспечить непрерывность (перманентность) процесса физического воспитания.
Так как ни один уровень школьного обучения не в состоянии обеспечить знаниями и умениями на всю жизнь, то, тем более, ни один уровень тренированности организма в школьные годы не является «капиталом», который без дальнейшей систематической работы будет приносить дивиденды в виде надлежащего физического состояния в будущем.
3. Каждый урок должен быть тесно связан с предыдущими и последующими, образуя систему уроковХорошо усвоенные упражнения, обогащая двигательный опыт учащихся, систематически используются в воспитании и повседневной жизни детей. Такая система обеспечивается последовательным решением ряда узких учебных задач.
4. Современный урок отличается организацией самостоятельной учебной деятельности учащихся. Учитель последовательно вооружает их умениями и навыками учебной работы, приемами самообразования, самооценки и самоконтроля, добивается формирования культуры движений, воспитывая тем самым потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями. При этом сознательная рабочая дисциплина предусматривает широкую инициативу и творчество детей.
Если раньше на занятиях физическими упражнениями, которые преследовали цель тренировки тела, знания ученику были не очень нужны (достаточно было, чтобы ими владел учитель), то сегодня для обеспечения связи между обучением и воспитанием под руководством учителя и самостоятельной рекреационной активностью после окончания школы (согласно теории перманентности), актуальна интеллектуализация этого процесса. Вместе, интеллектуализация уже не может осуществляться только путем сообщения учащимся информации в виде комментариев о значении упражнений и их влияние на организм при непосредственном изучения упражнений. Она с новой силой ставит на повестку дня вопрос о подготовке и изданию учебников и руководств (пособий) для учащихся.
С интеллектуализацией (в широком ее понимании) как воздействием на осознание учеником своих физических потребностей и возможностей тесно связано понятие гуманизации и демократизации процесса физического воспитания. Последние предусматривают сознательное участие ученика в педагогическом процессе как его субъекта, соучастие в проектировании этого процесса и совместную ответственность за его результаты. В этой связи можно сказать, что, не переставая быть биологической категорией, человеческий организм становится одновременно общественной категорией.
5. Показательным для современного урока является разнообразие деятельности учащихся, средств, методов и приемов, используемых учителем. Недопустимо строить занятия по шаблону, избранным навсегда, каким бы эффективным он изначально не был. Законы адаптации требуют постоянного обновления средств, методов, форм организации деятельности учащихся, поскольку «старые» не вызывают желаемых реакций, а следовательно, и функциональных изменений. При этом используемые на уроке средства, методы и формы организации деятельности учащихся должны соответствовать их индивидуальным возможностям.
6. Обязательным условием эффективности является достижение оптимальной двигательной активности всех учащихся на протяжении всего урока.
7. На каждом уроке нужно обеспечить функционирование системы контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся. Она должна действовать в каждой части и использоваться для оценки хода и результатов обучения и развития физических способностей. Во всех названных случаях оценки заключается в сравнении предполагаемых результатов с реальными достижениями учащихся и составляет основу рационализации их деятельности и действий учителя.
Сегодня в связи с современными тенденциями, присущими физическому воспитанию в мировой практике, кроме тестов для определения двигательных возможностей учащихся, все чаще используют тесты для оценки их эмоционального отношения к физической активности, инструменты и школы для оценки осанки и т.д..
В школьной практике тесты для оценки результатов воздействия на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу учащихся пока широкого применения не имеют. Причинами этого являются как отсутствие опыта, так, соответственно, и инструментария. Однако надеемся, что в ближайшее время такие методы получат распространение.
Проблематике двигательно-координационного развития посвящено множество научных трудов российских и зарубежных исследователей. Длительный период времени с целью характеристики координации в ходе выполнения тех или иных двигательных действий в российской теории и методике физического воспитания использовалось понятие «ловкость». В дальнейшем, наряду с понятием «ловкость» стало использоваться и понятие «координационные способности».
Многими авторами для трактовки нового термина «координационные способности» использовалось определение понятия «ловкость». Вместе с тем Н.А. Бернштейн в своей работе «О ловкости и ее развитии» писал, что есть существенные различия указываемых понятий. Им было отмечено, что ловкость появляется в двигательных действиях, выполняемых при неожиданном изменении окружающей обстановки и требующей от индивида своевременного выхода из нее, точной, быстрой маневренности в непредсказуемых и внезапных воздействиях на него окружающей среды, а координационные способности проявляются при любом двигательном действии.
На текущий момент имеет место большое число определений понятия «двигательная координация».
Ю.Ф. Курамшин определяет двигательные координации совокупностью свойств индивида, проявляющиеся при решении двигательных задач различной координационной сложности и обусловливающие успешное управление двигательными действиями.
По мнению А.А. Дмитриева, двигательная координация – это результат согласованного функционального взаимодействия разнообразных органов и систем человеческого организма, иными словами единое целое или как итог согласованного функционирования целого ряда, либо лишь одной из систем человеческого организма.
Координационные способности – это совокупность свойств индивида, которые проявляются при решении двигательных задач различной координационной сложности и обусловливающие успешность управления двигательными действиями и их регуляции.
На современном этапе существуют разнообразные классификации двигательных координаций. Мы считаем, что наиболее простая и доступная из них – это классификация, разработанная В.И. Ляхом, экспериментальные и теоретические изыскания которого предоставили возможность выделять общие, специальные, а также специфические виды двигательных координации.
Общие координационные способности – это реализованные и потенциальные возможности индивида, которые определяются готовностью его к оптимальной регуляции и управлению различными по смыслу и происхождению двигательными действиями.
Специальные координационные способности – это возможности индивида, определяющие его готовность наилучшим образом управлять действиями, схожими по смыслу двигательными и происхождению.
Специфические координационные способности – возможности индивида, которые определяют готовность его оптимально регулировать и управлять отдельными специфическими заданиями на координированность движений (реагирование, равновесие, ритму).
В научных трудах большого числа ученых были затронуты аспекты классификации двигательных координации. Ими в физическом воспитании подрастающего поколения уделялось значительное внимание специфичным двигательным координациям, а так же выделялись самые сенситивные периоды для их формирования.
Способность к равновесию характеризуется сохранением устойчивости положений тела в условиях разнообразных поз и движений. Принято различать динамическое и статическое равновесие. Сенситивными периодами развития равновесия является возраст у девочек до тринадцати, а у мальчиков до четырнадцати лет.
Способность к ориентированию в пространстве – это способность устанавливать и трансформировать положение тела во времени в и пространстве, учитывая изменение ситуации либо движение объекта. Самым оптимальным периодом для развития данной способности это возраст восемь – десять лет, в дальнейшем до тринадцати лет формирование этой способности несколько замедляется, в дальнейшем в возрасте от тринадцати до шестнадцати лет ученые отмечают последующее повышение данной способности.
Способность к ритму – способность усваивать темпо-ритмовую структуру и технику выполняемого двигательного действия (частота движений). Сенситивными периодами развития способности к ритму является возраст у девочек до одиннадцати, а у мальчиков до четырнадцати лет. Однако В.С. Фарфель в своих исследованиях отмечает, что рост этой способности продолжается с четырнадцати до семнадцати лет.
Способность к расслаблению мышц – это умение выполнять движения и сохранять позы без излишнего напряжения. Самым оптимальным периодом для формирования этой способности у мальчиков выступает возраст 9-11 лет, а у девочек 10-12 лет. И у девочек, и у мальчиков с четырнадцати до пятнадцати лет отмечается значительный рост данной способности .
Статокинетическая (вестибулярная) устойчивость – это способность к стабильному и точному выполнению двигательных действий в условиях вестибулярного раздражения (поворотов, кувырков, бросков и др.). Способность значительно увеличивается у детей младшего школьного возраста и продолжает улучшаться в среднем школьном возрасте.
Способность к быстрому перестроению двигательных действий – способность к быстрому преобразованию выработанных форм движений или моментально переключаться от одних двигательных действий к другим в соответствии с изменяющимися условиями. Наиболее интенсивное возрастание способности к быстрому перестроению двигательной деятельности отмечается в периоды с семи до одиннадцати, с тринадцати до четырнадцати и с пятнадцати до шестнадцати лет.
Способность к реагированию позволяет достаточно быстро и максимально точно выполнять целые, кратковременные движения на неизвестный или на заранее известный сигнал всем телом или его частью. Эта способность прогрессирует к тринадцати годам у девочек и в тринадцати – четырнадцатилетнем возрасте у мальчиков.
В своих научных работах В.И. Лях для развития двигательных координации предлагает использовать упражнения, которые удовлетворяют хотя бы одному из следующих требований:
- основой упражнений должна выступать необходимость преодоления координационных трудностей;
- упражнения должны предполагать быстроту, рациональность и безошибочность выполнения, необходимость демонстрации находчивости при реализации двигательных действий в заданных условиях;
- содержание упражнений для исполнителя должно быть новым, необычным, требующим перестройки привычной системы двигательных действий.
Из этого следует, что основным средством развития двигательно-координационных способностей служат физические упражнения, отличающиеся повышенной координационной сложностью и имеющие элементы новизны.
Анализируя литературы прошлых годов можно прийти к выводу, что современная концепция координации и координационных способностей имеет всего две грани при рассмотрении различными специалистами (рис. 1). Первый подход представляет собой логическую связь, где ловкость как физиологическое качество материализуется в привычках для усвоения единицах измерения. Второй способ развивается параллельно с первым, но имеет совсем другой характер исследования, при котором также выдвигается множество теорий и методологических подходов к изучению.
Рис. 1. Методологические подходы к изучению координации и координационных способностей в ХХ веке
Однако сегодня в связи с фактическим отсутствием исследовательского горизонта и перспективы радикальных теоретических и методических решений в процессе накопления эмпирических материалов можно говорить об идейной исчерпанности подобного подхода. В конечном итоге вновь проводимые изыскания на тождественной концептуальной основе часто выходят за пределы интересов педагогики физического воспитания и, как правило, лишь подтверждают (или не подтверждают) уже известные и ранее выявленные закономерности.
Вместе с тем сегодня в рамках второго очерченного направления особый исследовательский интерес и перспективу может представлять разрешение проблемы координации и координационных способностей на основе дальнейшего уточнения концепции уровневого построения систем, движений и в связи с особыми условиями, сопутствующими формированию двигательного навыка. На основании накопленного опыта оптимизации обучения двигательным действиям в сфере школьной физической культуры, в спортивной и в профессионально-прикладной подготовке студентов можно утверждать, что здесь задача достижения желаемой исследовательской эффективности требует, прежде всего переосмысления некоторых традиционных методологических, теоретических и методических представлений, устоявшихся в теории физического воспитания.
Таким образом, все многообразие исследований координации и координационных способностей дает основания утверждать о значимости ее изучения и актуальности исследований, т.к. координация развивает тело, стимулирует центральную нервную систему, расширяет двигательные навыки, серьезно увеличивают навыки владения телом, развивают равномерно левую и правую половину тела. Высокий уровень развития координационных способностей является залогом достижения высоких показателей в спортивной деятельности. Уже давно принято рассматривать координацию с двух позиций, с точки зрения координации как ловкости и с позиций комплексной характеристики возможностей человека. Также стоит учесть, что особое значение в развитие концепции о координации были внесены учеными педагогических наук и физиологии, что на сегодня является взаимосвязанными по средства методологии развития навыков координации.
Раздел 2. Особенности воспитания физических качеств у детей среднего школьного возраста
К координационным способностям относятся точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движения, ориентирования в пространстве.
Подростки 13-14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений.
В онтологическом развитии двигательных координаций способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11-12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек.
Кондиционные способности: скоростные, скоростно-силовые, выносливость и гибкость. Скоростно-силовые способности начинают развиваться у девочек с 10-11 лет, а у мальчиков только с 13-14 лет. В настоящее время принято различать пять основных физических способностей (качеств): силовые (сила), скоростные (быстрота), координационные (ловкость и равновесие), выносливость, гибкость.
На рисунке 1 представлены характеристика, средства и методы развития вышеуказанных способностей у детей.
Рис. 2. Средства и методы воспитания физических качеств у школьников средних классов
При воспитании координационных способностей решают две группы задач: по разностороннему и специально направленному их развитию.
Первая группа указанных задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся. Достигнутый здесь общий уровень развития координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной активности.
Особенно большая роль в этом отводится физическому воспитанию в общеобразовательной школе. Школьной программой предусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных, спортивных играх
Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития координационных способностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки. В первом случае требования к ним определяются спецификой выбранного вида спорта, а во втором - избранной профессией.
Многие существующие и вновь возникающие в связи с научно-техническим прогрессом виды практической профессиональной деятельности не требуют значительных затрат мышечных усилий, но предъявляют повышенные требования к центральной нервной системе человека, особенно к механизмам координации движения, функциям двигательного, зрительного и других анализаторов.
Таким образом, восприятие подростков отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью «созерцательной любознательностью». К физическим качествам детей данного периода жизни можно отнести следующие способности: гибкость, равновесие, сила, ловкость, быстрота, выносливость. Особенность воспитания каждой заключается в средствах и методе развития, а также в характеризующих их обстоятельствах.
Глава 2. Способы развития координационных способностей на уроках фк
Раздел 1. Сущность игры «баскетбол»
Преподаватель физического воспитания спрингфилдской тренировочной школы (позже школа была преобразована в колледж) в штате Массачусетс (США) Джеймс Нейсмит в декабре 1891 г. изобрел игру, которую охарактеризовал так: «В баскетбол легко играть, но трудно играть хорошо». Новая игра оказалась настолько динамичной и увлекательной, что превзошла самые смелые надежды Нейсмита. Очень скоро она завоевала всеобщее признание в Америке, а в современном мире в нее играют миллионы людей.
Отдавая дань заслугам Джеймса Нейсмита, спрингфилдский колледж в 1911 г. присудил ему почетную степень мастера физического воспитания. В 1939 г. университет Мак Гилл присудил Нейсмиту степень доктора медицины, а в 1968 г. в спрингфилдском колледже был открыт музей Джеймса Нейсмита - «Зал баскетбольной славы». Так было выражено уважение к человеку, который подарил миру прекрасную игру.
Джеймс Нейсмит (1861-1939) родился в Канаде. Конечно, создавая новую игру, он в какой-то мере использовал исторические сведения об играх с мячом, которые в далекие времена культивировались на Американском континенте. Например, более двух с половиной тысяч лет назад племена инков и майя, жившие в те времена на территории теперешней Мексики, играли в так называемый поктапок. Цель игры заключалась в том, чтобы забросить мяч в каменное кольцо, укрепленное в вертикальном положении на стене.
В шестнадцатом столетии у ацтеков была известна игра, называвшаяся олламалитули: играющие стремились забросить каучуковый мяч в каменное кольцо.
Начав работать в спрингфилдском колледже, Джеймс Нейсмит встретился там с доктором Лютером Гуликом, который настойчиво искал новые формы и методы физического воспитания. Получив от доктора Гулика задание оживить уроки, Джеймс Нейсмит придумал игру для закрытого помещения. Условия спортивного зала определяли необходимость играть круглым мячом и только руками. Для этого был выбран футбольный мяч, который можно было легко ловить, передавать, бросать уже после сравнительно короткой практики. Чтобы исключить грубость при броске в цель и развивать точность у учащихся, Нейсмит расположил мишень над игроками, вне пределов их досягаемости: к перилам балкона он прикрепил две корзины для сбора персиков, в которые и нужно было забрасывать мяч. Балкон гимнастического зала находился на высоте 3 м 5 см от пола - эта высота и соответствует современному расстоянию от поверхности баскетбольной площадки до верхнего края кольца корзины.
В новой игре вначале участвовали одновременно мужчины и женщины.
Так как в гимнастической группе было восемнадцать человек, то Нейсмит распределил их на две команды по девять человек. Позже число игроков было сокращено до семи, а затем до пяти, поскольку большее количество участников создавало на площадке излишнюю суету. Так как мяч забрасывался в корзину, новая игра получила название «баскетбол».
В декабре 1891 г. Нейсмит сформулировал первые правила новой игры и провел первый матч по баскетболу. В 1892 г. он опубликовал «Книгу правил игры в баскетбол», содержащую тринадцать пунктов, большинство из которых в той или иной форме действуют и по сей день.
Довольно скоро после проведения первых матчей эти правила были несколько изменены. Одной из причин изменения, в частности, явилось введение щитов (1895), к которым стали прикреплять корзины. Щиты были своеобразной защитой корзины. Дело в том, что находившиеся на балконе зрители, стараясь помочь своей команде, нередко ловили мяч и направляли его в корзину команды противника.
Дальнейшее развитие игры повлекло за собой изменение правил, инвентаря, оборудования и костюма баскетболиста (рис. 53).
Рис. 53. Модернизация инвентаря, оборудования и костюма баскетболиста
В 1893 г. впервые появились железные кольца с сеткой. В 1894 г. окружность мяча был увеличена до 30-32 дюймов (76,2-81,3 см).
В 1895 г. были введены штрафные броски, выполнявшиеся с расстояния в 15 футов.
Ведение мяча во всех его вариантах было узаконено в 1896 г.
Вскоре после своего появления баскетбол в США стал очень популярен. Несколько позднее в эту игру начали играть и в других странах.
Первый этап развития баскетбола (1891-1918)- становление его как новой игры. Созданный для оживления уроков гимнастики, баскетбол постепенно превратился в спортивную игру со всеми присущими ей особенностями.
В 1894 г. в США были изданы первые официальные правила игры, по которым начали проводить соревнования.
Одновременно с распространением игры шло и формирование ее техники и тактики. Появились технические приемы - ловля, передачи, ведение и броски мяча в корзину. Однако в технике отсутствовала динамика - все передачи и броски выполнялись с места, двумя руками. В тактике произошло определение игровых функций участников команды и их деление на нападающих и защитников. Именно в эти годы баскетбол начал распространяться в странах Европы и Южной Америки.
Второй этап развития игры (1919-1931) характеризуется созданием национальных федераций баскетбола, что оказало положи-тельное влияние на ее дальнейшее развитие. В октябре 1927 г. в Же-неве была создана школа физического образования, руководителем которой был назначен преподаватель спрингфилдского колледжа доктор Элмер Берри. Открытие этой школы имело целью развитие баскетбола в Европе и на других континентах. Баскетбол стал широко культивироваться в Чехословакии, Литве, Эстонии, Латвии, Италии, Франции. Южноамериканская баскетбольная конфедерация проводила в эти годы свои континентальные чемпионаты; подобные соревнования проходили и в странах Восточной Азии.
Стали проводиться и международные встречи. В 1919 г. состоялся первый международный баскетбольный турнир между армейскими командами США, Италии и Франции.
Третий этап развития баскетбола (1932-1947) характеризуется всемерным развитием мирового баскетбола.
Знаменательным событием в истории игры явилось создание 18 июня 1932 г. Международной федерации баскетбола - ФИБА. Представители федераций восьми стран - Аргентины, Греции, Италии, Латвии, Португалии, Румынии, Швейцарии и Чехословакии - приняли участие в первой международной конференции, единогласно проголосовали за образование Международной федерации баскетбола и принятие унифицированных правил.
Игра завоевывала все большую популярность во всем мире, и в 1935 г. Международный олимпийский комитет внес решение о признании баскетбола олимпийским видом спорта. А в 1936 г. баскетбол был впервые включен в программу Олимпийских игр. В баскетбольном турнире XI Олимпийских игр в Берлине участвовали команды 21 страны. Первым олимпийским чемпионом стала сборная команда США. Создатель игры Джеймс Нейсмит присутствовал на олимпийском турнире в качестве почетного гостя.
В 1947 г. на международную арену вышли советские баскетболисты и баскетболисты других социалистических стран, которые с каждым годом оказывали все большее влияние на развитие баскетбола как в Европе, так и во всем мире.
Четвертый этап (1948-1965) характеризуется не только бурным распространением игры во всем мире, но и значительным скачком в росте спортивного мастерства, широким представительством социалистических стран во всех международных соревнованиях, в том числе и в олимпийских играх.
В 1948 г. членами Международной федерации баскетбола являлись уже 50 стран. Однако развитие мирового баскетбола шло не только по пути распространения его географии. Одновременно развивались и обогащались техника и тактика игры. Появились различные способы передач и ведения мяча, стали широко применяться разнообразные финты.
Своеобразную революцию произвело появление бросков одной рукой, более сложных по технике выполнения и трудных для отражения защитой соперника. Если раньше команды за игру набирали 20-30 очков, то с появлением бросков мяча одной рукой итог встреч вырос до 50-60 очков. В тактике баскетбола наметился переход от игры индивидуальной, построенной в основном на импровизации отдельных игроков, к игре коллективной. Появилась и определилась как самостоятельная система нападения через центрового игрока, которую взяли на вооружение все национальные команды. В мировом баскетболе произошла своеобразная нивелировка техники игры, выразившаяся в формировании наиболее рациональных приемов, которые стали применяться командами различных стран.
В 1948 г. американский тренер Т. Арчер впервые представил мини-баскетбол. Игра предназначалась для детей 8-12 лет и проводилась по упрощенным правилам: меньший размер мяча (68-73 см в окружности, вес 450-500 г), высота корзины 2 м 60 см, расстояние от щита до линии штрафного броска - 4 м и т.п. Вскоре мини-баскетбол получил широкое распространение во многих странах, культивирующих большой баскетбол. При ФИБА был создан специальный комитет, занимающийся мини-баскетболом.
В 1950 г. в Аргентине состоялся первый чемпионат мира среди мужчин, на котором победила команда хозяев чемпионата. Спустя три года в Чили впервые было проведено и первенство мира для женских команд. Звание чемпионок завоевали спортсменки США. В дальнейшем чемпионаты мира среди мужчин и женщин стали проводиться регулярно, раз в четыре года.
В начале 50-х гг. в игре преобладало нападение. Это обусловливалось двумя причинами: преимущественным развитием техники и тактики нападения по сравнению с техникой и тактикой защиты и появлением в командах высокорослых игроков. (Динамика среднего роста игроков мужских команд СССР и США на Олимпийских играх показана на рисунке 54.)
Рис. 54. Динамика показателей среднего роста игроков мужских команд СССР (России) и США на Олимпийских играх в 1952 - 2000 г т. (в см)
Постепенно баскетбол начал терять присущую ему остроту, резко снизился темп игры. Команда, добившаяся в ходе игры преимущества в счете, прекращала нападение, держала мяч в своих руках неограниченное время, стремилась оттянуть от щита игроков соперника, чтобы самим свободно пройти к щиту или передать мяч дежурившему там высокорослому игроку.
Потребовалось внести в правила игры целый ряд дополнений и изменений, направленных на активизацию нападающих действий, поддержание игры в защите и частичную ликвидацию преимущества игроков высокого роста.
В 1965 г. Международная федерация баскетбола объединяла уже 122 национальные федерации различных стран, в настоящее время свыше 150 стран всех континентов.
Следующий этап развития мирового баскетбола, начавшийся в 1966 г., характеризуется преодолением кризиса и дальнейшим расцветом игры. Большую роль в его развитии сыграли представители социалистических стран, и в частности советские спортсмены, которые прочно вошли в число лидеров мирового баскетбола. Сборная мужская команда СССР дважды становилась олимпийским чемпионом (1972, 1988), трижды (1976, 1980, 1992) наша женская команда завоевывала золотые олимпийские медали.
В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти игроков. Цель игры - забросить максимальное количество мячей в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в корзину. Игра проводится на площадке 28 м в длину и 15 м в ширину (измерение от внутреннего края ограничивающих линий). Национальные федерации имеют право утвердить существующие игровые площадки с минимальными размерами 26 х 14 м. Высота потолка должна быть не менее 7 м (рис. 55). Продолжительность игры 40 мин, 2x20 мин с перерывом в 10 мин. Возможна продолжительность игры в 4 периода 4x12 мин, т.е. 48 мин.
Мяч должен иметь форму сферы и быть оранжевого цвета установленного оттенка. Длина окружности мяча должна быть не менее 74,9 см и не более 78 см. Вес мяча должен быть не менее 567 г и не более 650 г.
Раздел 2. Развитие координационных способностей во время игры баскетбол
Баскетбол – крайне требовательный вид спорта в отношении физиологии, физической формы и биомеханики. С физической точки зрения успешность игровых действий баскетболиста зависит от целого ряда физических и психологических качеств: силовых, координационных, технических, общей и специальной выносливости, психологической устойчивости и т.д. (А. В. Кривцун, Р. В. Бойдаков, С. С. Вареводов, 2013).В свою очередь ив баскетболе, уровень развития общих и специфических координационных способностей играет важную роль. Это связано с тем, что процесс игры насыщен большим количеством перемещений, физическим контактом в противоборстве с соперником, постоянной сменой игровых действий, осуществляемых в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях (И. М. Батталов, 2006).В. П. Губа, С. Г. Фомин, С. В. Чернов (2006)отмечают, что повышение уровня общих координационных способностей юных баскетболистов на предварительном этапе многолетней спортивной подготовки способствует развитию ловкости, правильному формированию основных двигательных действий, более быстрому овладению простейшими двигательными умениями, а также развитию основных физических качеств при выполнении различных физических упражнений. К наиболее важным специфическим координационным способностям баскетболиста И. И. Таран, Д. И. Внебрачный (2007)относят: способность к реагированию; способность к ориентированию в пространстве; равновесие; ритм; способности к воспроизведению, дифференцированию, оценке и отмериванию пространственных, временных и силовых параметров движений; быстроту перестроения двигательных действий. По их мнению, способность к реагированию в баскетболе – это умение игрока быстро и точно начать движения соответственно определенному сигналу. Критерием оценки способности к реагированию служит время реакции баскетболиста на старт по свистку, отмашке флажка или тактильному сигналу. При этом авторы отмечают общий низкий уровень развития координационных способностей у юных баскетболистов. В. П. Губа, С. Г. Фомин, С. В. Чернов (2006.)выделяют следующие виды специфических координационных способностей: дифференцированную способность, способность к сохранению равновесия, ориентационную, ритмическую, а также способность к реагированию и перестроению движений. Способности к воспроизведению, дифференцированию, оценке и отмериванию пространственных, временных и силовых параметров движений, по мнению основаны на мышечно-двигательной чувствительности человека и поэтому достаточно специфичны. Например: способность баскетболиста оценить расстояние до кольца или партнера, выполнить передачу или бросок мяча с определенной силой и точностью, войти в физический контакт с соперником с целью выиграть пространство. Зачастую для высокорослых игроков выполнить точную передачу мяча партнеру через всю площадку или результативный бросок в кольцо с дальней дистанции является невыполнимой задачей. С другой стороны, невысокие игроки порой лишаются шансов на успех в физическом противоборстве под кольцом или в воздушном пространстве с мощными «центровыми» игроками (И. И. Таран, Д. И. Внебрачный, 2007). Перестроение двигательных действий в баскетболе Т. Е. Виленская (2007) связывает с согласованной работой рук и ног, быстрым переключением с одной двигательной деятельности на другую, внезапной сменой игровой ситуации, например: переход от защиты к нападению в случае перехвата мяча у соперника - стремительное нападение; быстрое переключение на защитные действия в случае потери мяча в нападении. По обобщенным данным Ю. Ф. Курамшина (2007) в баскетболе важнейшими специфическими координационными способностями являются: кинетические способности к дифференцированию, соединению и комбинированию двигательных действий; к реакции и ориентированию. Способность к равновесию И. И. Таран, Д. И. Внебрачный (2007) в значительной степени связывают с деятельностью вестибулярного аппарата. Вестибулярные импульсы оказывают преимущественно тормозное влияние на мотонейроны - ограничивают свободу и амплитуду движений, благодаря которым тело остается в вертикальном положении, сохраняя равновесие. По мнению Ю. В. Яковых (2008)уровень динамического равновесия в баскетболе определяется устойчивостью игроков к противодействию физическим помехам. Преимущество в соревновательной борьбе имеют те спортсмены, у которых психологическая подготовленность, частью которой является высокая развитость помехоустойчивости, находится на более высоком уровне. Б. Пэйе, П. Пайе (2008)выделяют следующие специфические виды координационных способностей баскетболиста: чувство динамического равновесия, быстрота реагирования, игровая ловкость, контроль над движениями в разнообразных сочетаниях и последовательности. При этом способность к сохранению динамического равновесия в баскетболе определяется как возможность выполнения взрывных и быстрых движений игрока, которые обеспечивают сохранение баланса в основных стойках баскетболиста. Авторы предлагают рассматривать два вида равновесия в баскетболе: первый – при беге через всю площадку (в том числе с ведением мяча), когда скорость важна больше, чем контроль над движениями; второй вид равновесия требуется при выполнении более коротких шагов на сильно согнутых ногах - рывки и перемещения в основной стойке и стойке защитника. А. В. Родин, Д. В. Губа(2009)отмечают способность к перестроению движений баскетболиста и определяют её как способность игрока к освоению сложных по координации действий; быстро и правильно оценивать складывающуюся ситуацию, успешно решать сложные двигательные задачи или оперативно перестраивать свою деятельность в соответствии с мгновенно меняющимися условиями. С. Е. Бебинов (2009) в группу специфических координационных способностей также включает несколько основных видов: реагирующая способность, как отражение скорости сенсомоторной реакции; способность дифференциации пространственных, временных и силовых параметров выполняемых движений; способность к поддержанию статического и динамического равновесия; способность к переключению действий в соответствии с заданной программой деятельности или для ее коррекции. Э. Б. Скрипец (2011) относит к специфическим координационным способностям в баскетболе следующие виды: оценивание и регулирование динамических и пространственно-временных параметров движений; сохранение устойчивого равновесия; ощущение и усвоение ритма; произвольное расслабление мышц; согласование движений во время двигательного действия. При этом автор отдает ведущую роль способности к равновесию в баскетболе и характеризует её как способность игрока сохранять устойчивую позу в статических и динамических условиях при наличии опоры или без нее. В. В. Козин (2012),обобщая характеристику специфических видов координационных способностей в баскетболе, констатирует, что развитие координации движений у баскетболистов должно происходить в условиях высокой активности противодействий защитников и предлагает следующую классификацию видов координационных способностей для спортсменов - игровиков: воспроизведение и дифференцировка пространственных, временных и силовых параметров движений; равновесие и ритм движений; умение дозировать мышечные усилия при перестроении движений, сенсомоторных реакций.
И так, ранее термин «координация движений» рассматривался учеными с позиции одного из компонентов двигательного качества–ловкости (Е. П. Ильин, 1982; В.И. Лях, 1983).Позднее в научной литературе чаще стал использоваться термин «общие и специфические координационные способности» (Д. Д. Донской, 1991;В. Н. Платонов, 1997).В настоящее время понятие «координационные способности» практически полностью заменило понятие «ловкость», т.к. имеет место большое количество классификаций применительно к конкретным видам спорта (Л. Д. Назаренко, 2003; Н. Г. Озолин, 2004).При этом в современных научно-исследовательских работах, посвященных развитию координации движений баскетболистов, не наблюдается единства взглядов относительно классификаций координационных способностей. По мнению ведущих специалистов баскетбола, координационные способности – важнейшие физические способности, развитие которых необходимо как для начинающих баскетболистов, так и для игроков высокого класса. Для баскетболиста высокий уровень развития координационных способностей – это основная база овладения новыми, более сложными вида-ми двигательных действий в спортивной деятельности. От уровня совершенства координационных способностей зависит также качество выполнения сложных технических элементов. Теоретический анализ и обобщение литературных источников позволил конкретизировать понятие «координационные способности в баскетболе», под которым будем понимать: умение баскетболиста экономно и находчиво управлять движениями своего тела в совокупности с высоким уровнем развития специфических видов КС: к реагированию, к перестроению двигательных действий, к динамическому равновесию, к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движений при решении психологически-сложных и неожиданных игровых ситуаций, в условиях высокой активности и противодействий соперников. В основном, координация – это врождённая особенность, которая развивается с раннего детства, но в позднем пубертатном возрасте её развитие нарушается из-за морфологических изменений, связанных, в первую очередь, с изменениями в опорно-двигательном аппарате подростка. В то же время, специфическую координацию определённого вида двигательной деятельности можно приобрести и развить с помощью соответствующих упражнений. Доказано, что развивать и совершенствовать координацию движений у баскетболистов наиболее целесообразно в возрасте 9-11 лет, что соответствует контингенту занимающихся в группах начальной спортивной подготовки ДЮСШ, СДЮСШОР и школьных секций.
Указанные причины определяют необходимость разработки новых под-ходов, средств и методов развития координационных способностей у начинающих баскетболистов.
подробнее
Заказчик
заплатил
заплатил
3000 ₽
Заказчик оплатил в рассрочку
Гарантия сервиса
Автор24
Автор24
20 дней
Заказчик воспользовался гарантией для внесения правок на основе комментариев преподавателя
28 мая 2020
Заказ завершен, заказчик получил финальный файл с работой
5
Использование игры баскетбол и её элементов как средство развития координацвионных способностей у учащихся срт.docx
2020-11-27 01:22
Последний отзыв студента о бирже Автор24
Общая оценка
4.9
Положительно
Прекрасный,отзывчивый автор, постоянно на связи. Работой очень доволен. Спасибо большое!