Создан заказ №5394202
18 августа 2020
Курсовая работа по предмету "Поведение потребителей"
Как заказчик описал требования к работе:
курсовая работа по предмету "Поведение потребителей". 1 этап –
Для предварительного выбора и формулирования темы (направления) следует воспользоваться Приложением 7, уточнив в теме конкретный целевой рынок (сегмент потребителей) и товар (услугу).
.
Проблематика исследования в рамках курсовой работы
должна быть
связана с поведением потребителей и проведением качественных
исследований для определения причин, мотивов, моделей поведения и/или объяснения факторов, влияющих на поведение потребителей или процесс
принятия решения при покупке определенных товаров и услуг.
Если студенты могут использовать данные конкретных предприятий, то
проблематика может быть привязана к решению проблем конкретных
предприятий, но в области исследования поведения потребителей.
Если же студенты пишут курсовую работу без привязки к конкретным
фирмам, то проблематика выбирается на основе желания студента, его
интересов в области исследования поведения потребителей, а также в
процессе консультации с научным руководителем.
Рекомендуемые проблемы, которые могут стать основой для выбора
темы и метода исследования, включают:
- незнание причин (мотивов) или факторов, обеспечивающих
(влияющих) на потребителя при покупке (выборе) определенного товара
(услуги);
- непонимание моделей поведения разных сегментов или групп
потребителей на определенном рынке (при покупке определенного товара);
- отсутствие понимания потребительской ценности товаров и услуг
(например, при планировании стратегий повышения удовлетворенности или
лояльности потребителей);
- непонимание факторов, обеспечивающих лояльность потребителей
конкретным товарам, брендам, производителям;
- отсутствие данных относительно влияния упаковки на предпочтения
потребителей при выборе продукта;
- незнание мотивов потребителей при разработке слоганов или
коммуникационных сообщений, служащих основой рекламных кампаний в
СМИ или интернет-среде и т.п.
Как видно, предложенные проблемы связаны с непониманием
фирмами-продавцами (поставщиками товаров и услуг) отдельных аспектов,
контекста или в целом поведения потребителей, условий выбора ими
определенных товаров и услуг, совокупности влияющих на них факторов,
процесса оценки потребителями ценности предложений компаний и т.п.
Проблематика должна обосновывать выбор цели исследования – например,
восприятия потребителями ценностного предложения компании,
особенностей процесса обработки ими информации и принятия решений о
покупке товаров и услуг, факторов, стимулирующих покупку и т.п.
7
Стоит отметить, что предложенная проблематика не исчерпывает весь
спектр возможных проблем, которые могут исследовать студенты. Наоборот,
будет приветствоваться формулирование нестандартных и неочевидных
проблем, которые могут лечь в основу исследования.
Однако, в любом случае, студенты должны в основу проблематики
исследования закладывать модель поведения потребителей при выборе
товара / услуги, упаковки, восприятии рекламной и другой информации,
оценке ценности товаров и услуг, ориентируясь на существующие базовые
модели поведения потребителей, описанные в литературе для отдельных
видов товаров, услуг или групп потребителей.
Четкое формулирование проблемы позволит определить цель
исследования, которая должна отражать решение проблемы. Например, если
проблема состоит в отсутствии понимания приоритетных элементов
потребительской ценности продукта, то цель – исследование элементов
потребительской ценности и их влияния на процесс принятия решений
потребителем (на конкретном рынке или для конкретного товара).
Для достижения цели необходимо сформулировать ряд задач. Общими
для любого исследования являются следующие задачи:
- обзор и критический анализ научной и учебной литературы по
проблематике исследования (теоретическое исследование);
- изучение тенденций развития рынка выбранного товара или услуги и
специфики поведения потребителей на этом рынке (кабинетное
маркетинговое исследование);
- эмпирическое исследование поведения потребителей (здесь можно
указать конкретный метод, который будет применен);
- разработка рекомендаций по решению исследуемой проблематики.
Предложенные задачи являются общими, каждый студент может
конкретизировать эти задачи в привязке к содержанию курсовой работы.
Структура задач курсовой работы практически определяет ее содержание и
логику, что позволяет приступить к уточнению формулировки темы курсовой
работы (если есть такая необходимость).
Тема курсовой работы должна отражать ее общее содержание и
наиболее важные результаты, которые будет презентовать студент на защите.
Поэтому при окончательном формулировании (уточнении) темы необходимо
четко продумать какие результаты будут получены в ходе проведения
теоретического и эмпирического исследований. Тема может отражать в более
обобщенной формулировке цель курсовой работы. Список рекомендуемых
тем представлен в Приложении 7.
Выше продемонстрирован подход «от частного к общему», когда
сначала четко определяются цель и задачи (содержание) курсовой работы и
только потом ее окончательная тема.
Очевидно, что подход может быть и другим – «от общего к частному»,
когда сначала формулируется тема как решение какой-то общей проблемы
или цели, а потом под тему формулируются проблема, цели и задачи
8
исследования с выбором конкретных методов ее решения. Часто этот цикл
повторяется несколько раз, пока исследователь не осознает главную цель
работы, ее содержание и планируемые результаты.
Какой подход будет выбран студентом решает сам студент в процессе
консультаций со своим руководителем. Однако соблюдение связки «проблема
– цель и задачи исследования – тема курсовой работы» должны соблюдаться
в обязательном порядке и быть продемонстрированы как в работе, так и в
презентации по ее результатам.
2 этап –
Выбор метода исследования осуществляется из следующей логики: на
третьем курсе учебным планом предусмотрено 2 курсовые работы: в 5-м
семестре по дисциплине «Поведение потребителей», в 6-м семестре по
дисциплине «Количественные методы исследований в маркетинге».
Студентам предлагается объединить общей (единой) логикой две курсовые
работы, реализовав в первой курсовой какой-либо качественный метод сбора
информации (интервью или фокус-группа), а во второй – количественный
метод сбора информации (опрос/анкетирование). Обе курсовые работы могут
быть объединены общей темой, поскольку большая часть исследований
поведения потребителей включает использование как качественных, так и
количественных методов сбора и обработки первичных данных
последовательно.
Выбор метода исследования и разработка дизайна курсовой
работы.
В рамках качественных методов сбора первичных данных предлагается
рассматривать на выбор студента два основных метода: интервью
(структурированные и неструктурированные, глубинные), либо фокусгруппы. Выбор метода исследования должен быть обоснован студентом и
зависеть от проблематики и цели исследования.
Например, тестирование упаковки, оценку восприятия рекламных
слоганов или рекламных роликов, а также слепое дегустирование для оценки
качества (вкуса) продукта, его внешнего вида лучше проводить методом
фокус-группы.
Интервью больше подходят для выявления критериев выбора продукта,
элементов потребительской ценности и их важности для потребителей,
факторов и лиц, влияющих на решение.
Интервью и фокус-группы могут быть одинаково полезны для
исследования общих моделей поведения потребителей, содержания этапов
процесса принятия решений, факторов влияния на потребителей при выборе продукта/бренда. Для выбора и обоснования метода исследования студентам
рекомендуется изучить учебную литературу, современную практику
исследований.
Несмотря на рекомендацию объединения двух курсовых работ общей
логикой, выбор тем курсовых работ в разных семестрах остается за
студентом, который может специально исследовать разные рынки и товары,
то есть написать две независимых друг от друга курсовые работы. Однако,
9
условие использования в настоящей курсовой работе качественного метода
сбора первичных данных остается обязательным.
3 этап - Изучение и критический анализ релевантной проблеме
литературы (теоретическое и кабинетное исследование).
Курсовая работа предполагает демонстрацию студентом способностей
и навыков теоретического анализа научной и учебной литературы. Для этого
студент должен подготовить список релевантной проблеме литературы,
которая должна включить учебные материалы (учебники, учебные пособия,
конспекты лекций), академические статьи (БД: e-library, Scopus, Web of
Science), имеющуюся научно-популярную и практико-ориентированную литературу и материалы (информация и статьи, размещенные на тематических сайтах, других интернет-ресурсах, посвященных исследуемой проблематики, форумы потребителей).
При выполнении курсовой работы студент может пользоваться
следующими основными источниками информации:
- учебники и учебные пособия российских и зарубежных авторов;
- научные статьи, монографии и другие академические публикации из таких баз данных как РИНЦ (e-library), SCOPUS, Web of Science, БД
отдельных журналов и издательств (например, Издательский дом
Гребенникова);
- научные статьи, монографии и учебные пособия профессорскопреподавательского состава кафедры маркетинга СПбГЭУ из электронной
библиотеки кафедры маркетинга;
- открытые печатные материалы, касающиеся выбранного рынка и
продукта (отчеты консалтинговых компаний, публикации в СМИ, материалы, полученные от сотрудников фирмы);
- печатные рекламные материалы компаний, оперирующих на
рассматриваемых рынках (буклеты, рекламные листовки, брошюры и т.п.);
- материалы официальных сайтов компаний, в том числе конкурентов;
- статистические данные, полученные из статистических справочников,
а также через Интернет (анализ сайтов компаний и их содержания, форумов потребителей, др. ресурсов).
Обязательной является ссылка на любые материалы, взятые студентом
из перечисленных источников. Работы будут проверяться на плагиат
В п.1.5. студенту предлагается список литературы, которая может быть
использована при написании курсовой работы.
в
электронной системе antiplagiat.unecon.ru.
Кроме того, при поиске вторичной информации студенту обязательно
необходимо пользоваться библиографическими базами данных научных публикаций (например, научная электронная библиотека, режим доступа:
http://elibrary.ru/).
Список литературы для написания курсовой работы должен включать
не менее 15 источников, в числе которых обязательно должны
присутствовать:
1) Не менее 1 источника на иностранном языке;
2) Труды преподавателей кафедры маркетинга СПбГЭУ;
3) Статьи в академических рецензируемых журналах.
Основным требованием к анализу научной и учебной литературы
является его критический стиль, а не пересказ уже известных истин. Поэтому
будет приветствоваться наличие в теоретической части исследования
авторских таблиц, рисунков, схем, являющихся результатом самостоятельной
обработки литературы, взглядов различных авторов на решение проблемы,
подходов к ее исследованию.
Помимо теоретического исследования (анализа научной и учебной
литературы), в этом разделе необходимо представить анализ исследуемого
рынка по вторичным данным (кабинетное исследование).
4 этап –
Эмпирическое исследование в маркетинге представляет собой сбор и
обработку первичных данных, полученных автором непосредственно от
информантов (респондентов), участвующих в исследовании.
Разработка методологии эмпирического исследования и
проведение полевого исследования.
Методология эмпирического исследования включает:
- определение цели и задач;
- обоснование метода сбора первичных данных (интервью или фокусгруппа);
- описание выборки (характеристика сегмента/профиля, тип выборки,
количество информантов);
- описание времени и места проведения исследования;
- разработка гайдов (для интервью) (см. пример на стр.27), сценариев
(для фокус-групп) (Приложение 6);
- описание других важных составляющих проведения исследования
(оборудование, вспомогательный материал, место проведения исследования и
т.п.).
Студент также может представить дизайн эмпирического исследования
– его общее содержание и последовательность действий, план/программу
исследования.
На этом же этапе студент должен провести само полевое исследование
в виде интервью или фокус-группы с отобранными информантами.
При выборе метода интервью минимальное количество информантов –
3, максимальное – 12, рекомендуемое – 6-8.
Фокус-группа предполагает 5-10 участников.
В курсовой работе (в Приложениях) должны быть представлены как
результаты планирования исследования, так и результаты сбора первичных
данных, а именно:
- гайды интервью и сценарии фокус-групп (см. Приложение 4,6);
- транскрипты всех интервью и стенограмма (транскрипт) фокусгруппы (см. Приложение 5).
В тексте курсовой работы должны быть представлены отчеты по
проведенным исследованиям, а также результаты их анализа (выводы,
результирующие таблицы, схемы, рекомендации, решения)
подробнее
Заказчик
заплатил
заплатил
500 ₽
Заказчик не использовал рассрочку
Гарантия сервиса
Автор24
Автор24
20 дней
Заказчик принял работу без использования гарантии
21 августа 2020
Заказ завершен, заказчик получил финальный файл с работой
5
Курсовая работа по предмету "Поведение потребителей".docx
2021-01-29 16:33
Последний отзыв студента о бирже Автор24
Общая оценка
4.4
Положительно
Благодарю за сотрудничество! Правда сначала работу не приняли, но автор пошёл навстречу и внёс корректировки. Все закончилось Happy End-ом)