Создан заказ №629425
19 мая 2015
Актуальность настоящего исследования продиктована необходимостью всестороннего исследования значимости взаимосвязи и взаимодействия пациентов с медицинским персоналом, в данном случае с медицинской сестрой, в целях создания оптимально - комфортных физиологических, психологических и эмоциональных условий пребывания в стационаре пациента при лечении пациентов с пневмонией.
Как заказчик описал требования к работе:
34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
2014
2
Как подготовить и защитить выпускную квалификационную работу
(методические рекомендации для студентов специальностей 31.02.02 аку-
шерское дело, 34.02.01 сестринское дело)/ Составители: Костылева Е.О.,
Шадрухина В.В., Юркова О.А., - Екатеринбург: ГБОУ СПО «СОМК»,
201
4. - 47 с.
Рассмотрено и одобрено на заседании № 5 Центрального методическо-
го совета колледжа 19 ноября 2014г.
Председатель ЦМС_______________О.В. Ледянкина, к.фарм.н.
Рекомендации предназначены для методической поддержки студентов
в процессе подготовки выпускной квалификационной работы.
Рекомендации составлены на основе Положения о выпускной квалифи-
кационной работе ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский кол-
ледж».
Содержание включает рекомендации по подготовке дипломной работы
и дипломного проекта, требования к оформлению работы.
В методических рекомендациях по подготовке дипломной работы уде-
ляется внимание основным элементам, структуре, этапам учебного исследо-
вания, дана характеристика методам исследования. Также обращается вни-
мание на важность заключительного этапа: оформление и представление ВКР
на защите.
В методических рекомендациях по подготовке дипломного проекта
представлены особенности выполнения данного вида работы и представле-
ния результатов работы.
Надеемся, что данные рекомендации позволят Вам успешно и с
наименьшими переживаниями завершить обучение, написать и защитить вы-
пускную квалификационную работу.
3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Виды выпускной квалификационной работы (ВКР)………………
2. Организационные вопросы подготовки ВКР……………………….
3. Подготовка дипломной работы……………………………………..
3.1. Структура и объем дипломной работы……………………..
3.2. Введение………………………………………………………
3.3. Основная часть………………………………………………..
3.4. Заключение……………………………………………………
3.5. Приложения……………………………………………….......
4. Подготовка дипломного проекта…………………………………….
4.1. Структура и объем дипломного проекта……………………..
4.2. Пояснительная записка………………………………………..
4.3. Проектная часть……………………………………………….
4.4. Заключение……………………………………………………..
5. Общие требования к оформлению ВКР…………………………….
6. Подготовка ВКР к представлению…………………………………..
7. Критерии оценки ВКР………………………………………………..
Приложения
Приложение 1. Образец задания на выполнение выпускной квалифика-
ционной работы………………………………………………………………
Приложение 2 .Образец оформления титульного листа………………….
Приложение 3. Образец оформления содержания………………………...
Приложения 4. Примеры библиографических записей…………………..
Приложения 5. Аспект-маркер……………………………………………..
Приложение 6. Перечень медицинских периодических изданий………..
4
6
9
9
9
16
23
24
25
25
25
26
26
27
31
34
35
38
39
40
43
46
4
1. ВИДЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ВКР)
Выпускная квалификационная работа (далее – ВКР) – это самостоя-
тельно выполненная студентом работа в форме дипломной работы или ди-
пломного проекта в целях систематизации и закрепления знаний студента по
специальности при решении научно-исследовательских или практико-
ориентированных профессиональных задач.
Защита ВКР проводится в целях:
- определения уровня знаний и сформированности общих и профессиональ-
ных компетенций у выпускника, соответствия их требованиям, предъявляе-
мым ФГОС СПО к подготовке специалиста;
- установления готовности выпускника к осуществлению самостоятельной
профессиональной деятельности в медицинских и фармацевтических органи-
зациях.
Основные характеристики видов ВКР:
- дипломная работа – самостоятельное, логически завершенное исследова-
ние, связанное с решением актуальной научно-практической задачи по спе-
циальности. Дипломная работа должна иметь явно выраженную научно-
исследовательскую направленность;
- дипломный проект – самостоятельно выполненная технологическая раз-
работка, направленная на решение профессиональной задачи по специально-
сти.
Дипломные проекты могут носить следующий характер:
- проектно-технологические, направленные на решение производственных
задач в конкретных медицинских и фармацевтических организациях;
- проектно-конструкторские, направленные на конструирование реальной
модели.
ВКР должна быть выполнена в соответствии с требованиями, предъяв-
ляемыми к дипломной работе и дипломному проекту.
5
Условно можно выделить 3 направления выпускных квалификацион-
ных работ.
Первое направление – определение роли среднего медицинского ра-
ботника в лечении и уходе за пациентом при каком-либо заболевании и со-
стоянии.
Цель работы – осуществить сестринский процесс при уходе за кон-
кретным пациентом.
Практическая часть – обследование пациента, выявление проблем па-
циента, составление индивидуального плана ухода с учетом особенностей
пациента (сопутствующее заболевание, эмоционально-психическое состоя-
ние) на основе стандартного плана, реализация плана ухода (прикладывается
дневник наблюдения за пациента не менее чем в течение 10 дней), оценка
эффективности Вашей работы.
Второе направление – изучение мнения/уровня знаний пациентов по
каким-либо медицинским вопросам (классическая исследовательская работа).
Цель работы – выявить уровень знаний по какому-либо вопросу и со-
ставить рекомендации для пациентов.
Практическая часть – составить анкету для пациентов, провести анализ
анкетирования, определить возможные причины дефицита знаний, составить
рекомендации для пациентов.
Третье направление – изучение новых методик, технологий лечения и
ухода за пациентом, нового медицинского оборудования.
Цель работы – изучить новую методику/технологию/оборудование и
подготовить учебный видеофильм.
Практическая часть - описать методику/технологию/оборудование,
сравнить с применяемыми/используемыми ранее или применяемыми в дру-
гих медицинских организациях, выявить преимущества, подготовить учеб-
ный видеофильм.
6
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ВКР
Порядок подготовки и защиты ВКР регламентируется Положением о
выпускной квалификационной работе ГБОУ СПО «Свердловский областной
медицинский колледж». С Положением о выпускной квалификационной ра-
боте можно ознакомиться на сайте колледжа www.somkural.ru в разделе
«Сведения об образовательной организации» («Документы»).
Подготовка дипломной работы/проекта начинается с выбора темы. Те-
матика ВКР разрабатывается преподавателями кафедры сестринского и аку-
шерского дела и согласуется с представителями медицинских организаций
Екатеринбурга и Свердловской области.
Тема должна быть Вам интересна, и по возможности связана с буду-
щим местом работы. На специализации и преддипломной практике Вам
предстоит собрать материал для исследования. По специальности Сестрин-
ское дело есть 5 специализаций: сестринский уход за новорожденными, сест-
ринское операционное дело, сестринское дело в анестезиологии и реанима-
тологии, первичная медико-санитарная помощь детям, первичная медико-
санитарная помощь населению.
Например, если после окончания колледжа, Вы планируете работать в
перинатальном центре, то Вам будет необходима специализация по сестрин-
скому уходу за новорожденными, которую можно пройти на базе Областного
или Городского перинатальных центров. Следовательно, из перечня тем ди-
пломных работ Вы можете выбрать следующие:
Роль медицинской сестры в обеспечении грудного вскармливания не-
доношенных детей
Роль медицинской сестры в осуществлении кислородной терапии в
неонатологии
Медико-социальные аспекты выхаживания недоношенных детей с экс-
тремально низкой массой тела
7
Роль медицинской сестры в организации микроклимата и развивающе-
го ухода за недоношенными детьми
Особенности вскармливания недоношенного ребенка в условиях ста-
ционара
Роль медицинской сестры в реализации развивающего ухода в неона-
тологии
Роль медицинской сестры в осуществлении домашнего ухода за недо-
ношенными детьми и т.д.
Будущим акушеркам советуем так же выбирать тему с учетом будуще-
го места работы. Например, если Вы планируете работать в женской кон-
сультации, можно выбрать темы:
Роль акушерки во вторичной профилактике воспалительных за-
болеваний женских половых органов
Роль акушерки в реабилитации после аборта
Роль акушерки в профилактике инфекций, передаваемых половым пу-
тем
Анализ состояния репродуктивного здоровья женщин молодого фер-
тильного возраста.
Если планируете работать в перинатальном центре, родильном доме,
темы могут быть следующие:
Современные методы ведения физиологических родов
Современные акушерские технологии родовспоможения в работе Об-
ластного перинатального центра
Современные акушерские технологии родовспоможения в работе Го-
родского перинатального центра
Гуманизация родовспоможения глазами акушерки
Обобщение опыта ведения протоколов гигиенического ухода за ново-
рожденным в Областном перинатальном центре
8
После выбора темы, Вам необходимо обратиться к руководителю Ва-
шей работы и получить у него задание. Образец задания представлен в при-
ложении 1.
Старайтесь четко соблюдать график выполнения ВКР и вовремя пред-
ставлять руководителю предварительные результаты работы.
На Государственную итоговую аттестацию вы должны выйти с практи-
чески готовой ВКР.
Продолжительность Государственной итоговой аттестации составляет
6 недель, из них 4 недели отводится на оформление работы, подготовку пре-
зентации и защитного слова, 2 недели – собственно защита ВКР.
За первые 4 недели Вы должны также получить отзыв руководителя и
рецензию, подписанную специалистом практического здравоохранения по
профилю Вашей работы. При планировании сроков различных этапов работы
помните, что отзыв и рецензия на Вашу ВКР пишутся не по черновику рабо-
ты, а по полностью готовой и оформленной работе. И на подготовку отзыва и
рецензии тоже требуется время.
Дата защиты ВКР определена расписанием Государственной итоговой
аттестации по специальности.
ВКР представляется заведующему кафедрой в печатном и электронном
виде за 2 дня до защиты. Электронным носителем может быть оптический
диск или флеш-носитель. Диск или флеш-носитель должны быть подписаны
с указанием фамилии обучающегося, группы и года защиты. На электронный
носитель должны быть записаны только следующие файлы:
- текст работы, оформленный при помощи редактора MS Word, формат .doc;
- текст доклада для защиты;
- раздаточный материал для экзаменационной комиссии;
- презентация для защиты (MS Power Point, формат .ppt).
9
3. ПОДГОТОВКА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
3.1. Структура и объем дипломной работы
Дипломная работа содержит следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- оглавление (содержание);
- введение;
- основную часть, которая включает:
теоретическую часть
практическую часть
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения.
Объем работы от 20 до 60 страниц печатного текста без приложений.
3.2. Введение
Введение – очень ответственная часть исследования, оно не только
ориентирует читателя на раскрытие темы, но и содержит все необходимые
квалификационные характеристики. Рекомендуемый объем введения –2- 3
страницы.
Во введении должны быть отражены следующие моменты:
- обоснование выбора темы работы и ее актуальности;
- определение проблемы, объекта, предмета исследования;
- определение основной цели работы и подчиненных ей более частных задач;
- методы исследования, применяемые для решения задач;
- практическая значимость исследования;
- краткий обзор всей работы.
Каждый из перечисленных пунктов описывается, начиная с нового аб-
заца, но не нумеруется и не оформляется в виде заглавия. Однако ключевые
слова («актуальность работы», «предмет исследования», «объект исследова-
ния», и т.д.) нужно выделять жирным шрифтом.
10
Актуальность темы исследования отражает степень важности ее в
данный момент и в данной ситуации для решения проблемы, вопроса или за-
дачи. Описание можно начинать со слов «Актуальность настоящего исследо-
вания определяется, прежде всего, состоянием….» или просто «Актуальность
исследования» и далее, после точки, начинать с нового предложения харак-
теристику.
Примеры.
«Актуальность данного исследования предопределена изменениями,
происходящими в современном здравоохранении в целом и в системе оказа-
ния сестринской помощи в частности».
«Актуальность настоящего исследования продиктована необходимо-
стью всестороннего исследования значимости взаимосвязи и взаимодей-
ствия пациентов с медицинским персоналом, в данном случае с медицинской
сестрой, в целях создания оптимально - комфортных физиологических, пси-
хологических и эмоциональных условий пребывания в стационаре».
Цель дипломной работы – это конечный практический результат рабо-
ты, который показывает, чего хочет достичь обучающийся своей исследова-
тельской деятельностью. Между формулировкой цели и темой работы долж-
на прослеживаться логическая связь.
Пример 1:
Тема: «Изучение информированности пациентов о симптомах тран-
зиторной ишемической атаки»
Цель исследования: разработать памятку для пациентов «Как преду-
предить развитие инсульта»
Пример 2.
Тема: «Изучение качества жизни пациентов с сахарным диабетом
второго типа»
Цель исследования: разработать практические рекомендации для па-
циентов с сахарным диабетом 2 типа, улучшающие качество жизни с дан-
ным заболеванием
11
Пример 3.
Тема: «Роль медицинской сестры в подготовке пациента к инстру-
ментальным методам диагностики»
Цель исследования: проанализировать роль медицинской сестры в под-
готовке пациента к инструментальным методам диагностики.
Можно выразить цель словосочетаниями, оборотами: исследовать вли-
яние чего-либо на объект исследования; дать характеристику изменений ка-
кого-либо процесса в определенных условиях; установить зависимость како-
го-либо явления от определенных факторов; исследовать особенности како-
го-либо процесса, явления, состояния; определить тенденции развития
структуры, объекта; сделать анализ современных точек зрения на пробле-
му, обосновать роль каких-либо факторов в чем-то, показать значение ка-
ких-либо условий для получения планируемых результатов и т.п.
Объект исследования – это все то, что подлежит изучению, а предмет
– это одна или несколько сторон, характеризующие объект изучения, это
наиболее существенные для исследования свойства и отношения объекта.
Причѐм один и тот же объект исследования может быть предметом разных
исследований, т.е. изучаться с различных точек зрения.
Объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и
часть, общее и частное. Предмет – это то, что находится в границах объекта.
Именно предмет исследования определяет тему исследования.
Пример:
Рассмотрим, как формулируются цели, объект и предмет исследова-
ния на примере темы «Мнение городского населения об организации и каче-
стве пульмонологической помощи».
Цель исследования – разработка рекомендаций по совершенствованию
пульмонологической помощи.
Объектом исследования является городское население, а предметом -
то, что исследуется у объекта, в нашем примере это – мнение.
12
Задачи исследования – исследовательские действия, которые необхо-
димо выполнить для достижения поставленной цели, решения проблемы.
Первой задачей практически любой работы будет анализ теоретических
источников по проблеме исследования. Следующие задачи касаются кон-
кретно исследования, выводов и рекомендаций. Формулировку задач иссле-
дования принято начинать с глаголов: «определить, проанализировать, про-
вести, выявить, систематизировать, классифицировать, конкретизиро-
вать, разработать, сформировать, установить (связь между), оценить» и
т.д.
Примеры:
Задачи исследования:
1. На основе теоретического изучения литературных источников вы-
явить основные характеристики процесса общения в медицине, кон-
кретно – в сестринской практике.
2. Провести экспериментальное исследование особенностей взаимоот-
ношений медицинских сестер и пациентов в зависимости от личност-
ных особенностей партнеров по общению.
3. Сформулировать принципы моделирования эффективного терапевти-
ческого сестринского общения с пациентами»
«В соответствии с целью в исследовании были поставлены следующие
задачи:
1. Проанализировать существующие литературные источники по психо-
логии труда, вопросам профессионального стресса и синдрома эмоцио-
нального выгорания.
2. Выявить связь между организационными факторами профессиональной
деятельности и фазой синдрома эмоционального выгорания, уровня
конфликтогенности среди медицинских сестер.
3. Систематизировать комплекс мероприятий по предупреждению про-
фессионального стресса в работе медицинской сестры»
13
Метод – это совокупность действий, призванных помочь достижению
желаемого результата – цели исследования.
Метод представляет инструмент научного исследования, позволяющий
изучить предмет дипломной работы глубоко и всесторонне, проникнуть в
суть решаемого противоречия.
Традиционно методы подразделяют на теоретические, эмпирические и
методы обработки и интерпретации данных (В.Н. Дружинин, 1997). То есть,
обучающемуся при подготовке дипломной работы необходимо указать по
возможности по одному методу из перечисленных выше групп.
Теоретические методы раскрывают сущность изучаемых явлений, вы-
являют закономерные связи и отношения, то есть используются обязательно
при написании любой дипломной работы. К данным методам относятся сле-
дующие:
Анализ – выделение в предмете исследования составных частей и их
последующее изучение. Данный метод используется при написании практи-
чески любой дипломной работы. Могут быть иные варианты его формули-
ровки: анализ литературы; анализ нормативно-правовой документации по
теме дипломной работы
Синтез – соединение исследуемых свойств и признаков предмета ис-
следования в единое целое.
Классификация – это метод, основанный на разгруппировании предме-
тов по присущим им признакам. Данный метод широко используется при
написании дипломных работ теоретического характера.
Метод обобщения – аналог метода дедукции: на основании свойств
предмета делаются о нем соответствующие выводы.
Метод прогнозирования – выводы основываются на умозаключениях о
тенденциях в развитии предмета исследования.
Также могут использоваться методы сравнения (например, эффектив-
ности различных средств ухода за тяжелобольным пациентом), конкретиза-
14
ции (например, роли медицинской сестры в определенном процессе), анало-
гии, исторический и т.д.
Эмпирические методы служат средством сбора конкретных фактов,
направлены на их выявление и описание явлений (наблюдение, эксперимент,
беседа, интервью, анкетирование, психодиагностический метод, изучение
процесса и продуктов деятельности человека, моделирование).
Упоминание данных методов необходимо в работах опытно-
экспериментального и практического характера. Так, например, эксперимент
предполагает, что в контролируемых и управляемых условиях исследуются
явления действительности. При классической форме эксперимента в ходе его
проведения изменяется только одно из условий и прослеживается, повлияет
ли это условие на другие параметры (например, применение новых дезин-
фектантов на результаты смывов, уровень внутрибольничного инфицирова-
ния и т.д.). Нередко используется также метод анкетирования (сотрудников
медицинских организаций, пациентов, родственников).
Из методов обработки и интерпретации данных в большинстве ди-
пломных работ используются математические методы обработки получен-
ных материалов (для дипломных опытно-экспериментального характера).
Использование таких методов приводит исследователя к необходимости свои
знания об изучаемом процессе переводить с уровня качественных понятий на
уровень количественных – в виде чисел, схем, формул, графиков, диаграмм.
Примеры:
«При написании дипломной работы были использованы следующие ме-
тоды научного исследования:
- Сравнительный метод;
- Анализ нормативно-правовой базы;
- Анкетирование»
«В процессе исследования использовались такие общенаучные методы
как анализ и синтез, методы классификации, сравнения»
15
«Методологическая основа исследования состояла в применении ме-
тода анализа, исторического метода и наблюдения. Так, на основе сравни-
тельно-исторического метода проведен анализ истории развития и значи-
мости сестринского дела в российской медицинской науке разных периодов»
Практическая значимость результатов исследования может заклю-
чаться в возможности:
1.Решения на их основе той или иной практической проблемы конкретной
лечебно-профилактической организации или системы здравоохранения в це-
лом;
2.Использования полученных данных или сформулированных рекомендаций
в процессе подготовки тех или иных специалистов.
Примеры:
«Практическая значимость данного исследования заключается в раз-
работке конкретных рекомендаций по применению периферических внутри-
венных катетеров в условиях стационара и на дому».
«Практическая значимость исследования связана с необходимостью
координации работы медицинской сестры первичного звена в проведении ре-
абилитационных мероприятий пациентам, перенесшим острое нарушение
мозгового кровообращения со специалистами реабилитационных учрежде-
ний (подразделений), службой социальной защиты, центром занятости
населения, юридической службой и др»
«Практическая значимость данного исследования заключается в раз-
работке конкретных рекомендаций по психологической помощи пациенту в
рамках компетентности медицинской сестры и возможность их использо-
вания в ежедневной работе среднего медицинского персонала».
В последнем абзаце введения следует отразить структуру дипломной
работы.
Пример:
«В первой главе исследования проведен анализ положений теории
стресса, синдрома эмоционального выгорания. Вторая, экспериментальная,
16
глава посвящена результатам исследования по выявлению взаимосвязи меж-
ду организационными факторами и фазой синдрома эмоционального выгора-
ния у средних медицинских работников.
Работа представлена на 33 страницах, имеет список использованных
источников, включающий 27 наименований, 2 таблицы, 2 рисунка, 5 схем.
В качестве приложения представлены тест-опросник Бойко В.В., ан-
кета пациента, две таблицы».
3.3. Основная часть
Основная часть дипломной работы обычно делится на следующие раз-
делы:
- теоретическая часть (первая глава);
- исследовательская (практическая) часть (вторая глава);
В теоретической части (первая глава) на основе изучения соответ-
ствующих документов, литературных источников необходимо раскрыть
сущность рассматриваемой проблемы и состояние ее решения. Объем этой
главы – не более 10 страниц.
В большинстве случаев применяется деление главы на разделы. Теоре-
тическая глава должна включать в себя не менее двух разделов (параграфов).
Надо следить за тем, чтобы все части главы были примерно соразмерены
друг к другу, как по структурному делению, так и по объему. Следует избе-
гать слишком больших разделов в главах – это затрудняет понимание логики
изложения материала. Однако слишком короткие разделы – менее половины
страницы также нецелесообразны, лучше включить их в состав другого раз-
дела или просто исключить.
Стилистические требования, предъявляемые к дипломной работе, скла-
дываются из двух составляющих – требований современного русского лите-
ратурного языка и требований так называемого академического этикета –
научной речи. Характерной особенностью научной речи является формаль-
но-логический способ изложения материала. Это значит, что научное произ-
17
ведение состоит главным образом из рассуждений и доказательств. Для
научного текста также характерны законченность и связность.
Одним из средств выражения логической связей являются функцио-
нальные связки – преимущественно вводные слова и обороты
(см.приложение 6). Они могут иметь разное предназначение, могут указы-
вать на:
- последовательность развития мысли: в начале, во-первых, прежде всего,
значит, итак и др.;
- противоречивые отношения: однако, между тем, тем не менее;
- причинно-следственные отношения: следовательно, поэтому, благодаря;
- переход от одной мысли к другой: прежде чем перейти к …, обратимся к
…, перейдем к …, необходимо рассмотреть ….
- итог, вывод: итак, таким образом, значит, в заключение отметим, сказан-
ное позволяет сделать вывод, подведя итоги, следует сказать
Недопустимо использование в дипломных работах профессионализмов,
то есть слов и выражений, распространенных в определенной профессио-
нальной среде, так называемого профессионального жаргона: нельзя упо-
треблять определение «линейка» вместо «линейная бригада скорой медицин-
ской помощи».
Стиль научной работы – это безличный монолог. Поэтому изложение
ведется от третьего лица: «автор полагает». Местоимение «я» не использу-
ется, пишут местоимение «мы»: «нами установлено», «мы пришли к выво-
ду».
Начинать каждый раздел рекомендуется с вводного предложения.
Например, «Проблема эмоционального выгорания рассматривалась в рабо-
тах многих психологов», «Рассмотрим основные проблемы терапевтиче-
ского общения», «При изучении проблемы профессионального стресса выде-
ляют следующие понятия». При этом в тексте должно быть видно, на каких
авторов и на какие работы вы опираетесь. Например, «Как показано в рабо-
тах А.А. Смирнова, реабилитация является…», «Проблемы стоматологиче-
18
ской заболеваемости в раннем возрасте рассматривались в работах…»,
«Исследования Богданова С.Г. показали, что …».
Для расширения лексического разнообразия при анализе, сравнении
точек зрения, ссылке на высказывания и идеи цитируемых авторов, а также
при выражении своего отношения к ним, можно использовать следующие
глаголы: анализирует, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допус-
кает, излагает, констатирует, отмечает, пишет, определяет, полагает,
предполагает, понимает, признает, приходит к выводу, разделяет, разъяс-
няет, рекомендует, рекомендует, соглашается, сообщает, ссылается, счи-
тает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет.
Чтобы продемонстрировать умение сравнивать, классифицировать,
обобщать, вы должны излагать часть материала в теоретической главе с ис-
пользованием логических схем и сравнительных таблиц.
Пример:
«Тип реагирования на заболевание связан, в первую очередь, с оценкой
пациентом тяжести заболевания. При этом можно говорить о существо-
вании феномена «объективной тяжести болезни» и «субъективной тяже-
сти болезни» (рис.1).
Рисунок 1. Зависимость типа реагирования на заболевания от оценки тяже-
сти заболевания
ОБЪЕКТИВНАЯ ТЯ-
ЖЕСТЬ ЗАБОЛЕВА-
НИЯ
ТИП РЕАГИРОВАНИЯ
НА ЗАБОЛЕВАНИЕ
СУБЪЕКТИВНАЯ ТЯ-
ЖЕСТЬ ЗАБОЛЕВАНИЯ
19
Теоретическая глава обязательно должна заканчиваться выводами
(обычно их три-четыре). В них даются аргументированные ответы на по-
ставленные в главе вопросы. Выделяется существенное, главное как резуль-
тат исследовательской работы. В любом случае все разделы, пункты и под-
пункты работы должны быть соединены друг с другом последовательностью
текста, без смысловых разрывов.
Выводы располагают в последнем абзаце главы, можно использо-
вать обороты: «Таким образом …», Как видим …».
Примеры:
«Выводы:
Содержание и тематика материалов по гигиеническому обучению
и воспитанию населения определяются в соответствии с задачами и по-
требностями контингента, обслуживаемого лечебно-профилактическим
учреждением. Для педиатрических участковых медицинских сестер это мо-
гут быть правила ухода за тяжелобольным в домашних условиях, профи-
лактические мероприятия в очаге инфекционного заболевания, просвети-
тельная работа о необходимости профилактических медицинских осмот-
ров, диспансеризации, вакцинопрофилактики».
«Выводы:
Педиатрическая этика и деонтология имеют свои специфические
особенности:
1. Деятельность медицинского работника в педиатрии осложняется тем,
что почти всегда контакт с больным ребенком включает в себя посред-
ников - чаще всего мать, реже бабушку или отца – с их особенным понима-
нием состояния здоровья ребенка, иногда превратным толкований измене-
ний и отклонений, вызванных болезнью ребенка.
2. Педиатрическая этика и деонтология должны базироваться не только на
глубоких знаниях детских болезней, но так же на знании закономерностей
становления нервно-психической сферы ребенка.
20
3. Необходимо использовать специальные навыки общения с детьми в зави-
симости от их возрастных особенностей.
Практическая часть (вторая глава) дипломной работы должна со-
держать результаты проведенного исследования рассматриваемой проблемы
в реальных условиях, в группе, в колледже, в стационаре (результаты анке-
тирования, анализа историй болезни). Таблицы, графики, рисунки, матема-
тические расчеты и т.п. должны здесь демонстрировать достоверность полу-
ченных в ходе исследования результатов. Это должна быть самая объемная
часть работы –около 15 страниц.
Старайтесь для повышения компактности и наглядности работы ис-
пользовать таблицы, диаграммы, графики.
Содержание практической части будет зависеть от выбранного Вами
направления ВКР (см.гл. 1 Виды ВКР).
Если тема работы касается определения роли среднего медицинского
работника в лечении и уходе за пациентом при каком-либо заболевании и со-
стоянии, практическая часть должна быть представлена картой наблюдения
за пациентом. В ней должны содержаться все этапы сестринского процесса:
– данные обследования пациента,
- выявленные проблемы пациента,
- составлен индивидуальный план ухода с учетом особенностей паци-
ента (сопутствующее заболевание, эмоционально-психическое состояние) на
основе стандартного плана,
- описана реализация плана ухода (прикладывается дневник наблюде-
ния за пациента не менее чем в течение 10 дней),
- дана оценка эффективности Вашей деятельности в лечении и уходе за
пациентом.
21
Если Вы выбрали направление – изучение мнения/уровня знаний паци-
ентов по каким-либо медицинским вопросам (классическая исследователь-
ская работа), то содержание практической части будет следующим:
1. Материалы исследования
2. Методы исследования
3. Результаты исследования
4. Выводы по результатам исследования.
Пример
Тема работы «Отношение к здоровью и потребность в мероприятиях,
способствующих сохранению и укреплению здоровья у студентов ГБОУ
СПО «СОМК».
Цель исследования: разработать рекомендации для студенческого са-
моуправления, педагогического коллектива колледжа по созданию условий
для формирования здорового образа жизни студентов ГБОУ СПО «СОМК»
Объект исследования: студенты ГБОУ СПО «СОМК».
Предмет исследования: информированность студентов медицинского
колледжа о показателях своего здоровья, отношение к своему здоровью, при-
верженность идеям здорового образа жизни
Исходя из осмысления цели, объекта, предмета были определены сле-
дующие задачи исследования:
1) Изучить самооценку здоровья и образа жизни студентов ГБОУ СПО
«СОМК»
2) Изучить информированность студентов ГБОУ СПО «СОМК» о показа-
телях своего здоровья
3) Изучить потребность студентов ГБОУ СПО «СОМК» в мероприятиях,
проводимых в колледже с целью сохранения и укрепления здоровья,
формирования здорового образа жизни.
4) Составить рекомендации для студенческого самоуправления, педаго-
гического коллектива колледжа по созданию условий для формирова-
ния здорового образа жизни
22
Для решения поставленных задач использовались следующие методы
исследования: анализ литературы по изучаемой проблеме, анкетирование,
интервьирование.
База исследования: исследовательская работа выполнялась на базе
ГОУ СПО Свердловский областной медицинский колледж. Всего в исследо-
вательской работе приняли участие ____ студент, обучающиеся по специаль-
ностям ________________________.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные
в ходе исследования результаты могут быть учтены при планировании и ор-
ганизации работы.
Пример практической части
Материалы исследования. В июне 2014 года на специальностях
____________ был проведен опрос. В опросе приняли участие
___респондент, из них ___студентов специальности ______. Мужчин ______,
женщин ______.Средний возраст студентов 20 лет.
Методы исследования. Для изучения самооценки здоровья и образа
жизни, информированности студентов медицинского колледжа о показате-
лях своего здоровья была разработана анкета (приложение 1), состоящая из
трех частей.
Используемая для исследования анкета разработана на основе несколь-
ких стандартных опросников, состоит из 10 вопросов и включает следующие
позиции:
- социально-демографические показатели
- самооценка здоровья и образа жизни (вопросы с 1-го по 4-ый);
- информированность о показателях здоровья (вопросы с 5-го по 6-ой);
- оценка условий созданных в колледже для сохранения и укрепления здоро-
вья, потребность в данных мероприятиях (вопросы с 7-го по 10-ый);
Проводился сравнительный анализ мнений студентов разных специ-
альностей, разного пола.
23
Результаты исследования. При анализе ответов на первую часть ан-
кеты (вопросы 1-4) получены следующие данные____.
При анализе ответов на вторую часть анкеты (вопросы 5-6) получены
следующие данные____.
При анализе ответов на вторую часть анкеты (вопросы 7-10) получены
следующие данные____.
Выводы по результатам исследования
При выборе третьего направления ВКР - изучение новых методик, тех-
нологий лечения и ухода за пациентом, нового медицинского оборудования,
практическая часть будет заключаться в описании методи-
ки/технологии/оборудования, сравнении с применяемыми/используемыми
ранее или применяемыми в других медицинских организациях, выявлении
преимуществ (значительно реже недостатков), подготовке учебного видео-
фильма.
3.4. Заключение
В заключении дипломной работы приводятся в сжатом и систематизи-
рованном виде результаты исследования, отмечается степень достижения це-
ли, решение задач, поставленных в начале. В этой части работы важно соот-
нести полученные выводы с целями и задачами исследования, соединить вы-
воды в единое целое, оценить успешность проделанной работы. Изложение
должно быть четким и ясным. Рекомендуемый объем заключения – не более
3 страниц.
Можно использовать нумерацию выводов, что придает разделу боль-
шую структурированность и четкость. Желательно, чтобы в разделе заклю-
чение было не более 5-7 выводов, которые позволят читателю увидеть глав-
ные достижения работы.
24
Важно в заключении определить направление для дальнейших иссле-
дований в данной области, методы для последующего изучения проблемы,
конкретные задачи, которые придется решать будущим исследователям.
Необходимо отметить, что и введение, и заключение рекомендуется
писать уже после полного завершения работы над основной частью. Объяс-
няется это тем, что только после написания основной части автор в полной
мере овладевает всем материалом по теме.
Объем заключения – 2-3 стр.
3.5.Приложения
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромож-
дают текст основной части студенческой работы разумнее помещать в при-
ложении:
- полное описание диагностических методик;
- бланки опросников, анкет, тестов, ключи обработки;
- громоздкие таблицы (занимающие более 1 страницы).
- подробное описание рекомендаций, методик, программ;
- текст должностных инструкций, извлечения из приказов, положений и т.п.
По форме приложения могут представлять собой текст, таблицы, гра-
фики, карты, схемы. Оформляют приложения как продолжение основной ча-
сти работы на последних страницах. Располагают приложения в порядке по-
явления ссылок на них в тексте дипломной работы.
25
4. ПОДГОТОВКА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
4.1. Структура и объем дипломного проекта
Дипломный проект содержит следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- оглавление (содержание);
- пояснительную записку;
- проектную часть;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения.
На защиту представляются дипломный проект (объем работы от 20 до
60 страниц печатного текста без приложений), включающий описание техно-
логии ухода за пациентом при какой-либо патологии или выполнения меди-
цинской услуги и видеозапись процесса выполнения манипуляции, элемен-
тов ухода.
4.2. Пояснительная записка
В пояснительной записке обосновывается выбор темы проекта, отража-
ется еѐ актуальность, формулируется цель и практическая значимость рабо-
ты.
Например, актуальность темы «Уход за центральным венозном катете-
ром» можно обосновать частотой использования венозных катетеров, отсут-
ствием утвержденной технологии выполнения данной медицинской услуги и
большим риском осложнений при неправильном еѐ выполнении. Тогда цель
Вашей работы – разработать технологию выполнения медицинской услуги
«Уход за центральным катетером».
Также в пояснительной записке представляется обзор и анализ литера-
турных источников по теме работы, информацию о видах катетеров, о исто-
рии изобретения, когда начали применять, рассмотреть преимущества и не-
26
достатки их применения, частоте установки, сравнить технологии ухода за
катетерами, представленные в профессиональных журналах, технологии,
применяемые в различных больницах, описать недостатки\недоработки тех-
нологий и предложить свою.
Объѐм пояснительной записки 5-10 стр.
4.3. Проектная часть
Проектная часть включает разработку технологии ухода за централь-
ным венозным катетером в формате ТПМУ (технологии простой медицин-
ской услуги) с обоснованием этапов работы и видеозапись выполнения ма-
нипуляции в соответствии с предложенной Вами технологией.
Требования к видеозаписи – действия должны быть хорошо видны и про-
комментированы. Сестринская манипуляция может быть сложной или сту-
дент не имеет права еѐ выполнять – тогда студент должен ассистировать и
готовить оснащение. Врачебная манипуляция тоже может быть представлена,
если м\с ассистирует, акцент – на деятельности м\с.
Видеоролик включается в презентацию и демонстрируется комиссии, поэто-
му он должен быть не продолжительным (около 5 мин).
Объѐм проектной части 10-30 стр.
4.4. Заключение
В этот раздел входят:
сравнительный анализ технологии, предложенной Вами и применяемой в
настоящее время на практике;
рекомендации по реализации проектных предложений.
Объем заключения 2-3 стр.
27
5. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВКР
Текст располагается на одной стороне стандартного листа формата А4
белой односторонней бумаги с заданными параметрами:
- ширина верхнего поля - 20 мм;
- ширина нижнего поля - 20 мм;
- ширина левого поля - 30 мм;
- ширина правого поля - 10 мм.
Абзацный отступ – 1,25 см. Работа печатается в текстовом редакторе
Microsoft Word: шрифт – Times New Roman, интервал – полуторный, размер
шрифта 14 .
Титульный лист содержит следующие элементы:
- полное наименование вышестоящего органа (Министерство здравоохране-
ния Свердловской области), наименование образовательной организации;
- название темы работы;
- сведения об исполнителе (Ф.И.О. студента, группа);
- сведения о руководителе ВКР (Ф.И.О., должность);
- наименование места и год выполнения.
Образец оформления титульного листа представлен в приложении 2.
Оглавление должно содержать перечень структурных элементов рабо-
ты (проекта) с указанием номеров страниц, с которых начинается их ме-
сторасположение в тексте, в том числе:
• введение;
• главы, параграфы, пункты, подпункты; заключение;
• список литературы;
• приложения.
Образец оформления содержания ВКР представлен в приложении 3.
Список литературы
Библиографические описания документов в списке литературы оформ-
ляются в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1:2006
28
Расположение литературы в списке избирается автором в зависимости
от характера, вида и целевого назначения работы.
Наиболее часто применяют алфавитный и в порядке упоминания лите-
ратуры в тексте способы расположения литературы в списке.
Приложения призваны облегчить восприятие содержания курсовой
работы (проекта) и могут включать: материалы, дополняющие текст; табли-
цы вспомогательных данных, иллюстрации вспомогательного характера, ин-
струкции, анкеты, методики, разработанные памятки\рекомендации для па-
циентов и т.д.
Правила представления приложений:
• приложения помещают в конце курсовой работы (проекта);
• каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержа-
тельный заголовок;
• приложения нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией. Номер
приложения размещают в правом верхнем углу над заголовком приложения
после слова "Приложение";
• приложения должны иметь общую с остальной частью работы (проекта)
сквозную нумерацию страниц;
На все приложения в основной части работы (проекта) должны быть ссылки.
Таблицы представляют собой форму организации материала, позво-
ляющую систематизировать и сократить текст, обеспечить обозримость и
наглядность информации.
Правила обозначения таблиц:
• каждая таблица должна иметь название, точно и кратко отражающее ее со-
держание. Название таблицы помещают над ней;
• таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в преде-
лах всего текста;
• слово "Таблица" и порядковый номер таблицы помещают над ней в правом
верхнем углу над названием таблицы;
29
• если в тексте имеется только одна таблица, то ее не нумеруют, слово "Таб-
лица" не пишут.
Таблицы в зависимости от их размера располагают после текста, в ко-
тором они упоминаются впервые, или на следующей странице, а при необхо-
димости - в приложении.
На все таблицы в тексте работы (проекта) должны быть ссылки.
Иллюстрации
К иллюстрациям относятся: фотоснимки, рисунки, карты, схемы, гра-
фики, диаграммы и др. Использование иллюстраций целесообразно только
тогда, когда они заменяют, дополняют, раскрывают или поясняют словесную
информацию, содержащуюся в работе.
Правила оформления иллюстраций:
• иллюстрации обозначают словом "Рис." и нумеруют арабскими цифрами
порядковой нумерацией в пределах всего текста;
• если в тексте только одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово "Рис." не
пишут);
• слово "Рис.", порядковый номер иллюстрации и ее название помещают под
иллюстрацией. При необходимости перед этими сведениями помещают по-
ясняющие данные;
• иллюстрации располагаются непосредственно после текста, в котором они
упоминаются впервые, или на следующей странице.
На все иллюстрации в тексте должны быть ссылки.
Нумерация страниц
Страницы текста нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную
нумерацию по всему тексту, включая Приложения.
Титульный лист включается в общую нумерацию страниц текста. Но-
мер страницы на титульном листе не проставляется. Номер страницы ста-
виться внизу в середине нижнего поля, начиная со второго листа.
Части, главы нумеруются римскими или арабскими цифрами.
30
Параграфы, пункты, подпункты текста нумеруются арабскими цифра-
ми с точкой, например: 1., 1.1., 1.1.1. и т.д.
Введение, главы основной части, заключение, список литературы и
приложения должны начинаться с новой страницы и иметь заголовок, напе-
чатанный прописными буквами или выделенный жирным шрифтом. Пара-
графы, пункты и подпункты располагаются по порядку друг за другом.
Заголовки структурных элементов текста следует располагать в середине
строки или по левому краю без точки в конце, не подчеркивая. Переносы
слов в заголовках не допускаются. Расстояние между заголовками и текстом
должно быть не менее 2 интервалов.
Подготовленный в соответствии с вышеуказанными требованиями текст
ВКР скрепляется скоросшивателем.
31
6. ПОДГОТОВКА ВКР К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ
На защиту ВКР отводится до 15 минут времени. Процедура защиты
включает доклад студента (5-7 минут), вопросы членов комиссии, ответы
студента.
Доклад для защиты содержит краткое изложение ВКР и основные вы-
воды по выбранной теме. Объем доклада – 3-4 страницы печатного текста.
Речь не должна зачитываться, обязателен связный самостоятельный рассказ в
сопровождении презентации.
Классическая схема доклада ВКР подразумевает краткое изложение
актуальности темы, цели и задач исследования (2 мин), основных ре-
зультатов работы (4 мин), заключения (1 мин). Выводы, как правило, не
докладываются в целях экономии времени. Доклад обычно оканчивается
словами: «Выводы разрешите не зачитывать, так как они логично вытекают
из нашего доклада. Доклад окончен. Спасибо за внимание».
Говоря о себе, в докладе принято употреблять множественное число:
«Мы провели исследование, мы получили данные и т.д.» Этим подчеркивает-
ся Ваша скромность, а также то, что Вы цените оказываемую Вам помощь.
В докладе должны быть логические паузы, чтобы мысли слушающих
могли следовать за Вашими, ударения на наиболее значимых моментах (про-
репетируйте, на каких). Во время выступления постарайтесь несколько раз
посмотреть в глаза каждому из слушающих.
Вы вряд ли выступите с докладом блестяще, если не прорепетируете
его 5-7 раз. Репетиции нужно проводить со слайдами или с тем материалом,
который вы будете демонстрировать. В противном случае, даже если Вы вы-
учили доклад, необходимость показать что-то на слайде может сбить Вас.
По окончании доклада члены комиссии задают вопросы. После ответов
на вопросы обычно кто-нибудь из членов комиссии желает высказаться и
оценить в целом работу.
32
Зашита ВКР сопровождается мультимедийной презентацией (не более
20 слайдов). Рекомендуется представить на слайдах:
1- Тема дипломной работы, автор, руководитель
2- Актуальность темы
3- Цели и задачи исследования
4- Объект и предмет исследования
5- Методы исследования
6- База исследования
7-15 Основные результаты работы
16 Заключение/выводы
Требования к оформлению презентации
Оформление слайдов
1. Стиль – единый, не отвлекающий от самой презентации.
2. Фон - белый или очень светлый пастельный
3. Использование цвета – не более трех цветов: один для заголовков,
один для заголовков, один для текста. Для фона и текста слайда выби-
райте контрастные цвета
4. Анимационные эффекты отсутствуют, т.к. ничто не должно отвле-
кать внимание от содержания
Представление информации
1. Содержание информации – используйте короткие слова и предложе-
ния. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
2. Шрифты – для заголовков не менее 24, для информации – не менее 18.
Не смешивать различные типы шрифтов.
3. Способы выделения информации: – рамки, границы, заливки; - раз-
ные цвета шрифтов, штриховка, заливка; - рисунки ,диаграммы, схемы
для иллюстрации наиболее важных фактов
33
4. Объем информации – небольшой, т.к. воспринимается не более 3-х
фактов, выводов, определений.
Независимо от наличия презентации все члены экзаменационной ко-
миссии должны быть обеспечены раздаточным материалом (основные поло-
жения работы, иллюстративный материал – графики, диаграммы, памят-
ки\рекомендации для пациентов) объемом не более 5 страниц.
При определении окончательной оценки защиты ВКР учитываются:
- доклад студента;
- ответы на вопросы комиссии;
- отзыв рецензента;
- оценка руководителя.
34
7. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВКР
ВКР оцениваются по десятибалльной шкале. С этой целью разработаны
критерии оценок, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Критерии и основные показатели оценки результатов защиты
выпускной квалификационной работы и уровня сформированности компетенций
Содержание ВКР Защита ВКР
Актуальность темы,
практ.значимость решаемой
проблемы
Полнота литературного об-
зора
Глубина раскрытия темы
Знание современного состо-
яния отрасли здравоохране-
ния
Наличие практического
выхода работы
Свободное владение матери-
алом
Понимание практической
значимости получ результа-
тов и выводов
Четкие и обоснованные от-
веты на вопросы комиссии
Соответствие презента-
ции\представления ВКР тре-
бованиям
Соблюдение регламента
ОК 1- ОК 9, ОК 11, ОК 12; ПК, соотв. про-
филю ПМ
ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 6, ОК 8 ,ОК 9, ОК
11
По каждому из десяти показателей выставляется оценка по балльной
системе 1 или 0:
10-9 баллов соответствует оценке 5 (отлично)
8-7 баллов соответствует оценке 4 (хорошо)
6-5 баллов соответствует оценке 3 (удовлетворительно)
Уровень сформированности компетенций коррелируется с оценкой ре-
зультатов ВКР и определяется по следующей шкале:
3 уровень - компетенция сформирована полностью
2 уровень - компетенция сформирована частично
1 уровень - компетенция сформирована на начальном уровне
В соответствии с критериями и основными показателями подсчитыва-
ется средний балл, оценивающий выполнение и защиту ВКР. Итоговая оцен-
ка складывается из оценок членов ГЭК с учетом оценки руководителя ВКР.
35
Приложение 1
ЗАДАНИЕ
на выполнение выпускной квалификационной работы
Студенту (ке) Хуппеевой Ирине Илгизовне
Группы 495 МС специальности 34.02.01 Сестринское дело
Тема выпускной квалификационной работы Изучение информированно-
сти пациентов о симптомах ТИА
Место преддипломной практики Муниципальное бюджетное учреждение
«Центральная городская клиническая больница №1» г. Екатеринбурга (МБУ
«ЦГКБ №1»).
План ВКР (оглавление\содержание)
Глава 1. Транзиторная ишемическая атака
1.1 Этиология и патогенез ТИА
1.2 Клинические проявления ТИА
1.3 Диагностика
1.4 Основные принципы лечения
1.5 Роль медсестры в профилактике инсульта
Глава 2. Анализ проблем и качества жизни пациентов с ПНМК
2.1 Цели и задачи исследования
2.2 Методика исследования
2.3 Результаты исследования
2.4 Выводы по результатам исследования
Содержание работы Срок вы-
полнения/
отметка о
выполне-
нии
Введение (актуальность, практическая значимость, степень изучен-
ности, проблема, объект, предмет, цель, задачи, методы, практиче-
ская значимость
Транзиторная ишемическая атака является критическим состоя-
нием – предвестником надвигающего инсульта. У 30-40% больных,
перенесших ТИА в последующие 5 лет развивается инсульт. От 10 до
15% всех лиц, перенесших ТИА, в течение 3-х месяцев переносят ин-
сульт, причем от четверти до половины этого количества пациентов
переносят инсульт в первые 48 часов после ТИА. Риск инсульта вы-
ше после ТИА, чем риск повторного инсульта после первого инсуль-
та. ТИА увеличивает риск и других сердечно-сосудистых осложне-
ний, в том числе инфаркта миокарда, а так же смерти.
17.04.14
36
Актуальность исследовательской работы в том, что, ТИА не распо-
знаются вовремя у 60% больных. Это связано с тем, что больные за-
частую недооценивают значимость преходящей слабости или онеме-
ния в конечности, а кратковременные нарушения речи или зрения за-
бывают или игнорируют и вовремя не обращаются к врачу. Значима
роль медицинского работника, в том числе медицинской сестры по
информированию пациентов, о необходимости постоянно наблюдать
за своим состоянием, с целью профилактики развития инсульта.
Цель исследования: разработать памятку для пациентов «Как преду-
предить развитие инсульта»
Задачи исследования:
Изучить литературу по вопросам диагностики, лечения и про-
филактики ТИА.
Выявить уровень информированности пациентов о симптомах
ТИА.
Составить памятку для пациентов «Как предупредить развитие
инсульта».
Объектом исследования данной работы являются пациенты невро-
логического отделения МУ ЦГКБ №1
Предмет исследования знание пациентами симптомов транзиторных
ишемический атак.
Гипотеза: Можно предположить, что если пациенты будут относится
к преходящим симптомам ТИА с особой значимостью, то значитель-
но снизится риск развития осложнений.
Методы исследования:
- Анализ литературы по данной теме
- Анкетирование
- Опрос
Практическая значимость данного исследования заключается в раз-
работке рекомендации для пациентов из группы риска развития ин-
сульта, проходящих амбулаторное и стационарное лечение.
Первая глава (теоретическая часть)
Изучить литературу по вопросам диагностики, лечения и про-
филактики ТИА.
24.04.14
Вторая глава (практическая часть)
Составить анкету для выявления уровеня информированности
пациентов о симптомах ТИА.
Провести анкетирование - выявить уровень информированно-
сти пациентов о симптомах ТИА.
Составить памятку для пациентов «Как предупредить развитие
инсульта».
12.05.14
37
Заключение (краткая характеристика представленной работы, ответы
на поставленные задачи, выводы)
19.05.14
Презентация работы (подготовка мультимедийной презентации, го-
товность к публичной защите)
26.05.14
Рекомендуемые приложения
Памятка для пациентов «Как предупредить развитие инсульта».
Рекомендуемая литература (на бумажных носителях и интернет-ресурсы, н-р,
профессиональные сайты)
1. Дифференцированная диагностика нервных болезней./ Под. Ред. Г.А.
Акимова и М.М. Одинака. – М.: Гиппократ. 2001. – С. 415-439.
2. Лебедева Е.Р. «Транзиторная ишемическая атака». Учебно-
методическое пособие для врачей. – Екатеринбург: 2010. – 32с.
3. Рекомендации по введению больных с ишемическим инсультом и ТИА.
Исполнительный комитет организации (ESO) И Авторский комитет ESO.
Перевод Скворцовой В.И. и Шамалова Н.А. 2008.
4. http:// www.bibliomed.ru/ Всероссийский медицинский портал.
5. http://www.eurolab.ua/encyclopedia
6. http://www.neuro-help.
Дата выдачи задания Дата сдачи работы
18 апреля 2014 г. 02 июня 2014 г.
Руководитель выпускной квалификационной работы
Коломеец Татьяна Викторовна, врач-невролог МБУ «ЦГКБ №1»
(подпись, расшифровка)
Задание принял к исполнению студент (ка)
Хуппеева Ирина Илгизовна
(подпись, расшифровка)
38
Приложение 2
Образец оформления титульного листа
Министерство здравоохранения Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Свердловский областной медицинский колледж»
«Допустить к защите»
Руководитель ВКР
_______________/__________
подпись Ф.И.О
«____»_______________20__г.
Заведующий кафедрой (ЦМК)
_______________/__________
подпись Ф.И.О
«____»_______________20__г.
ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМИРОВАННОСТИ ПАЦИЕНТОВ
О СИМПТОМАХ ТРАНЗИТОРНОЙ ИШЕМИЧЕСКОЙ АТАКИ
Дипломная работа
Исполнитель:
Хуппеева Ирина Илгизовна
Студентка группы 495 МС
Руководитель:
Коломеец Татьяна Викторовна,
врач-невролог МБУ «ЦГКБ №1»
Екатеринбург
2015
39
Приложение 3
Содержание
Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Транзиторная ишемическая атака……………………………... 5
1.1 Этиология и патогенез ТИА……………………………………. 5
1.2 Клинические проявления ТИА…………………………………. 7
1.3 Диагностика……………………………………………………… 10
1.4 Основные принципы лечения……………………………… 14
1.5 Роль медсестры в профилактике инсульта……………………. 16
Глава 2. Анализ проблем и качества жизни пациентов с ПНМК………. 20
2.1 Цели и задачи исследования……………………………………. 20
2.2 Методика исследования…………………………………………. . 20
2.3 Результаты исследования………………………………………... 21
2.4 Выводы по результатам исследования…………………………. 24
Заключение ……………………………………………………………......... 26
Список литературы………………………………………………………….. 28
Приложение 1. Анкета для пациента
Приложение 2. Памятка для пациентов «Как предупредить развитие инсуль-
та»
40
Приложение 4
Примеры библиографических записей
Книги, однотомные издания
Пример описания книги:
Книга под фамилией автора
Описание книги начинается с фамилии автора, если книга имеет не бо-
лее трех авторов.
1 автор:
- Морозов, М. А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний
[Текст]: учеб. для студентов образовательных учреждений среднего профес-
сионального образования /М.А.Морозов.- Санкт-Петербург : Спец
Лит, 2012.-356 с
- Казьмин, В. Д. Справочник домашнего врача [Текст] : в 3 ч. / Владимир
Казьмин. – Москва : АСТ : Астрель, 2001– 509с.
или
- Казьмин, В. Д. Справочник домашнего врача [Текст]. В 3 ч. Ч. 2. Детские
болезни / Владимир Казьмин. – Москва : АСТ : Астрель, 2002. – 503 с.
2 автора:
Волков, С.Р.Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек
и его окружение [Текст] : руководство к практическим занятиям / С.Р. Вол-
ков, М.М. Волкова.– Москва: Авторская Академия, 2011. – 496 с.
3 автора:
Приходько, И.В.Гигиена детей и подростков [Текст]: учеб. пособие / И.В.
Приходько, Е.Л.Чертищева, В.А. Лебедь.- Ростов н/Д.: Феникс,2010.-312с.
Книга под заглавием.
Описание книги дается на заглавие, если книга написана четырьмя и
более авторами, или есть только редактор или составитель
Основы безопасности жизнедеятельности для детей и подростков[Текст]
/под ред, Решетникова .- Москва: Академия,2008.-385 с.
41
Конституция Российской Федерации [Текст]. – Москва : Приор, 2001.–32с.
Руководство по первичной медико-санитарной помощи [Текст] /под ред.
Р.Г.Оганова.- Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2007.-345 с.
Гражданский процессуальный кодекс РСФСР [Текст] : [принят третьей
сес. Верхов. Совета РСФСР шестого созыва 11 июня 1964 г.] : офиц. текст
: по состоянию на 15 нояб. 2001 г. / М-во юстиции Рос. Федерации. –
Москва : Маркетинг, 2001. – 159 с.
Газета
Медицинская газета [Текст]: Профессиональное врачебное издание / учреди-
тель ЗАО «Медицинская газета».-Москва: ОАО « Красная звезда».-2014 г.
Статья из газеты
Об основах государственной политики Российской Федерации в области здо-
рового питания населения на период до 2020 года [Текст]: Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 25.10.2010 г. № 1873-р //Российская
газета.-2010.-3 ноября.-С.1-3.
Журнал
Медицинская сестра [Текст] : Научно-практический и публицистический
журн. / учредители: М-во здравоохранения РФ; 1МГМУ им. И.М.Сеченова;
Издательский дом « Русский врач».–Москва: Издательский дом « Русский
врач», 2014.-56 с.
Статья из журнала:
Хлопова, А.И. Разработка программы «Школа – территория здоровья»
[Текст] /А.И. Хлопова //Школьное планирование.- 2010.- №5.- С.24-33.
Описание нормативных документов
Об опеке и попечительстве [Текст] : федер. закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ
// Собрание законодательства РФ. – 2008. - № 17. – Ст. 1755.
СанПиН 2.3.2.1078-01 Гигиенические требования безопасности и пище-
вой ценности пищевых продуктов [Текст] : [утв. гл. гос. санитар. врачом
Рос. Федерации 06.10.2001 : введ. 01.09.2002]. – Москва: Минздрав Рос-
сии, 2002. – 165 с.
42
Об утверждении Концепции демографической политики Российской Фе-
дерации на период до 2025 года [Текст] : указ Президента Рос. Фе-
дерации от 09.10.2007 № 1351 // Собрание законодательства. – 2007. – №
42. – Ст. 5009.
Описание электронного ресурса
Пустовалова,Л.М. Основы биохимии для медицинских колледжей [Элек-
тронный ресурс] /Л.М.Пустовалова.- Ростов н/Д: Феникс,2008.-1 опт.диск
(СД)
Примерная программа «Анатомия и физиология человека» по специаль-
ности 0407 «Лабораторная диагностика» [Электронный ресурс] : базовый
уровень СПО. – Москва: ГОУ ВУНМЦ, 2005.- 1 опт. Диск(DVD).
Описание сайта целиком
MedicInform.Net - портал о медицине, здоровье, психологии [Электронный
ресурс].-Москва.-1996. – Режим доступа: http://www.medicinform.net для
доступа к информ. ресурсам требуется авторизация.
Описание материала, расположенного на сайте
Факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний [Электронный
ресурс] //MedicInform.Net: [сайт].- Москва.-2014 . – Режим доступа: http :
//www. medicinform. net /cardio/
43
Приложение 5
Аспект-маркер
Аспект содержания Маркер аспекта
СЕМАНТИЧЕСКИЙ БЛОК 1 – «ВВЕДЕНИЕ»
Известный вариант ре-
шения
Известно, что… Известны способы… Широкое
применение получили… Проблеме… посвящено
значительное число публикаций (1—15)* Во-
просу… отводится большое место в работах (5—
9) В последние годы данной проблеме уделялось
большое внимание в таких работах, как (14-18)
Освещение проблемы… нашло отражение в мо-
нографиях (9— 11); в ряде статей (12—18); дис-
сертаций (3—5)
Достоинства известного
варианта решения
Предложенный в (19) метод выгодно отличается
от…, позволяя повысить…, улучшить…, устра-
нить… К числу достоинств описанного в моно-
графии (7) подхода следует отнести… Преиму-
ществом предложенного В.П. Дубровиным (9)
способа является… Концепция …, сформиро-
ванная коллективом авторов монографии (3),
позволяет…, открывает возможности…
Недостатки известного
варианта решения
Недостатком известных способов … является …
Использование… связано с серьезными трудно-
стями Высокая трудоемкость … не позволяет …,
не дает возможности. Однако, несмотря на …,
существуют препятствия… Наряду с достоин-
ствами предложенный авторами работы (8) под-
ход обладает следующими недостатками…
Тем не менее предлагаемое в (4) решение не
позволяет …, не дает возможность… Однако
подход к решению вопроса о …, описанный в
(11), не дает ответа на …, неоправданно сужает
возможности… Предложенный в (17) способ …
ограничивает…, отрицательно сказывается на…
Целевая установка Цель настоящей работы… Целью настоящей ра-
боты является… Настоящая работа имеет це-
лью… К числу основных задач исследования от-
носятся…
СЕМАНТИЧЕСКИЙ БЛОК 2 – «ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ»
Описание предлагаемого
варианта решения или
предмета рассмотрения
Предлагаемая … форма… базируется на…
Предлагается такой метод…, при котором…
Ниже предлагается один из методов… Предла-
гаемый подход … основан на…
Особенность (новизна) Особенность предлагаемого способа …состоит
44
предлагаемого варианта
решения
в… Особенностью… является… Отличительная
черта предлагаемого нами метода… состоит в…
Отличительная черта предлагаемого нами мето-
да… состоит в… Характерным признаком, отли-
чающим наш способ…, является… Новизна
предлагаемого подхода состоит в… Новизна…
проявляется в… Принципиальное отличие и но-
визна предложенной нами модели заключается
в…
Назначение предмета
рассмотрения
…используются для … предназначен для… …
служит для… … может быть использован в ка-
честве… … возможно его использование как…
Место исследования В МГУ разработан… Сотрудниками ВИНИТИ
предложен… В КемГАКИ ведется исследова-
ние… На базе школы-гимназии № 32 г. Ново-
кузнецка проведен…
Технические средства,
оборудование
В ходе исследования использовалась следующая
аппаратура… Технической базой системы по-
служила сеть ЭВМ… Для … применялось обо-
рудование, включавшее… С целью … был ис-
пользован аппарат…
Метод исследования В данной работе используется метод… Исследо-
вание предполагало комплексное использование
таких методов, как… Для … использовалось ин-
тервью… Сочетание наблюдения и тестирования
позволило… Применение таких методов, как …,
дало возможность… В состав методов, обеспе-
чивших проведение данной НИР, входили…
…применялась методика… … метод основан
на…
Экспериментальная
проверка
Эксперимент показал, что… Эксперимент про-
водился в… Цель эксперимента —… Наши экс-
перименты доказали, что… Опытным путем по-
казано… Опыты подтвердили, что… Испытания
проводились… Серия испытаний позволила
установить…
Примеры Например,… Рассмотрим на примере… Приве-
дем пример… Обратимся к примеру… Этот
пример подтверждает, что… Данный пример да-
ет основание говорить…
Математический аппа-
рат
Воспользуемся формулой … (наличие матема-
тических символов) Расчеты показывают, что…
Исходя из формулы…
Наглядное представле- См. рис.: См. табл. (график, схему…) На рис. 1
45
ние информации наглядно видно Данные, приведенные в табл. 6,
позволяют утверждать, что… График демон-
стрирует зависимость… На схеме наглядно от-
ражена…
СЕМАНТИЧЕСКИЙ БЛОК 3 – «ЗАКЛЮЧЕНИЕ»
Результаты Результаты показали следующее… Результаты
оказались следующие… Из полученных резуль-
татов видно, что… Основные результаты иссле-
дования заключаются в следующем… Главным
результатом проведенного анализа следует счи-
тать… Полученные результаты … позволяют
утверждать, что…
Выводы Итак, можно сделать вывод, что… Проведенные
исследования позволяют сделать вывод о…
Итак, подводя итоги, можно констатировать сле-
дующее… В заключение отметим , что… Резю-
мируя предшествующие рассуждения, можно
сказать… Подводя итоги нашего анализа, следу-
ет отметить… Из всего сказанного следует вы-
вод о… Таким образом, можно сделать вывод…
Следовательно, мы приходим к выводу… … ра-
бота позволяет сделать вывод, что…
Преимущества предло-
женного варианта реше-
ния
Этот способ имеет то преимущество, что… Сле-
довательно, преимущества состоят в… Анализ
показал преимущества метода… Предлагаемый
способ позволяет повысить …, ускорить…, сни-
зить…
Рекомендации Система может быть рекомендована для…
Как…, так и … могли бы быть рекомендованы
для… Этот метод может быть рекомендован
для… … может найти применение для…
46
Приложение 6
Перечень медицинских периодических изданий
Журналы
1. Вестник оториноларингологии
2. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы
3. Вестник уральской медицинской академической науки
4. Вестник хирургии им.Грекова
5. Военно-медицинский журнал
6. Вопросы курортологии, физиотерапии
7. Вопросы питания
8. Вопросы управления и экономики для руководителей здравоохранения
9. Врач
10.Врач и информационные технологии
11.Гигиена и санитария
12.Главная медицинская сестра
13.Журнал Российского права
14.Здоровье населения и среда обитания
15.Здравоохранение
16.Здравоохранение РФ
17.Клиническая геронтология
18.Клиническая лабораторная диагностика
19.Клиническая медицина
20.Медицинская помощь
21.Медицинская сестра
22.Менеджер здравоохранения
23.Педиатрия
24.Прикладная психология
25.Прикладная психология и психоанализ
26.Проблемы социальной гигиены
27.Проблемы управления здравоохранением
28.Проблемы стандартизации в здравоохранении
29.Российский вестник перинатологии и педиатрии
30.Российский медицинский журнал
31.Сестринское дело
32.Справочник фельдшера и акушерки
33.Экономика здравоохранения
34.Эпидемиология и инфекционные болезни
Газеты
1. Медицинский вестник
2. Медицинская газета
3. Фармацевтический вестник
47
Перечень электронных ресурсов
www.med-obr.info –Медицина: образование и инновации
Портал инновационного развития учреждений среднего профессионального
образования медицинского и фармацевтического профиля Уральского Феде-
рального округа
www.rosminzdrav.ru – Министерство здравоохранения Российской Федерации
minzdrav.midural.ru – Министерство здравоохранения Свердловской области
www.medprofural.ru - ГБУЗ СО "Свердловский областной центр медицинской
профилактики"
www.med-obr.info - Портал инновационного развития учреждений среднего
профессионального образования медицинского и фармацевтического профи-
ля Уральского Федерального округа
Сайты неформальных медицинских сообщест
подробнее
Фрагмент выполненной работы:
ВВЕДЕНИЕ
Пневмони́я (др.-греч. pnevmoniae), воспаление легких — воспаление легочной ткани, как правило, инфекционного происхождения с преимущественным поражением альвеол и интерстициальной ткани лёгкого.
Под термином «пневмония» объединена большая группа заболеваний, каждый из которых имеет свою этиологию, патогенез, симптоматику, характерные изменения показателей лабораторных и данных инструментальных исследований и особенности терапии. (работа была выполнена специалистами Автор 24) Может быть как самостоятельным заболеванием, так и осложнением других болезней.
Клинические проявления и морфо – функциональные изменения при пневмонии зависят от ряда факторов: от вида возбудителя, резистентности и иммунного статуса организма, сопутствующих заболеваний у пациента.
Проблема лечения пневмонии остается актуальной и на сегодняшний день, так отмечается увеличение распространенности данной патологии, а также к росту числа осложнений. Наиболее часто встречаемая форма пневмонии это внебольничная. Этот вид пневмонии является одной из ведущих причин летальности от инфекционных болезней [1]. Уровень заболеваемости внебольничной пневмонией в Европейских странах колеблется от 2 до 15 случаев на 1000 человек в год, в Российской Федерации — 3,9 случая на 1000 человек в год среди лиц старше 18 лет [2]. Причем следует отметить, что заболеваемость значительно выше у пациентов пожилого возраста — 25–44 случая на 1000 человек в год у больных старше 70 лет и до 68–114 случаев на 1000 человек в год у пожилых больных, пребывающих в домах инвалидов, домах ухода [1]. Согласно статистическим данным ежегодно в России регистрируется не менее 1,5 миллионов случаев внебольничной пневмонии. Летальность при нетяжелой пневмонии обычно не составляет не более 5%, однако при тяжелой форме заболевания она может достигать 25–50%. Смертность у госпитализированных больных составляет 8–14%. Даже, несмотря на успехи химиотерапии, смертность при внебольничной пневмонии продолжает расти, и за последние 30 лет она увеличилась с 1% до 9%. В мегаполисах России пневмония является причиной 10% летальных исходов. В Москве смертность от пневмонии составляет около 25 случаев на 100 тысяч населения.
На сегодняшний день актуальной проблемой является значительный рост резистентности возбудителей пневмоний к антибактериальным препаратам, а также развитие нежелательных лекарственных реакций в виде антибиотикоассоциированной диареи и псевдомембранозного колита. В большинстве случаев клиническая картина диареи развиваются на 4–10 день после начала терапии. Причиной развития этих нежелательных реакций является подавление антибактериальным препаратом эубиотной микрофлоры толстой кишки и рост условно - патогенной флоры с последующим развитием диареи. Выявлена четкая выраженность симптоматики антибиотикоассоциированной диареи от принимаемой дозы антибиотика и длительности его применения.
Учитывая рост заболеваемости пневмонией, рост резистентности возбудителей к антимикробным препаратам и необходимость использовать более агрессивные и дорогостоящие препараты, увеличение, соответственно, стоимости лечения, а также ростом осложнений пневмонии, нежелательных реакций от проводимой терапии у пациентов развиваются негативные эмоции, в том числе к медицинскому персоналу.
Теснейшее общение с пациентами, в основном с больными, требующими постоянной заботы и внимания, у медицинской сестры может сформировать синдром эмоционального выгорания. Сталкиваясь с негативными эмоциями, медсестра невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сама испытывать повышенное эмоциональное напряжение, что может послужить основанием для ухудшения качества оказания медицинской помощи пациенту.
Актуальность настоящего исследования продиктована необходимостью всестороннего исследования значимости взаимосвязи и взаимодействия пациентов с медицинским персоналом, в данном случае с медицинской сестрой, в целях создания оптимально - комфортных физиологических, психологических и эмоциональных условий пребывания в стационаре пациента при лечении пациентов с пневмонией.
Цель исследования: проанализировать роль медицинской сестры в оказании помощи пациентам с пневмонией.
Объектом исследования является городское население г. Екатеринбург получавшим лечение по поводу пневмонии на базе Центральной городской клинической больницы №1. Предметом – мнение об удовлетворенности пациентов с пневмонией о качестве работы медицинской сестры.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме терапии пневмонии.
2. Выявить связь между организационными факторами профессиональной деятельности и эффективностью терапии заболевания у пациентов.
3. Систематизировать комплекс мероприятий по предупреждению профессионального стресса в работе медицинской сестры и повышению качества оказания медицинской помощи населению.
Методологическая основа исследования состояла в применении метода анализа и синтеза, метода сравнения.
Практическая значимость исследования связана с необходимостью координации работы медицинской сестры в проведении реабилитационных мероприятий пациентам, перенесшим пневмониюПосмотреть предложения по расчету стоимости
Заказчик
заплатил
заплатил
3000 ₽
Заказчик оплатил в рассрочку
Гарантия сервиса
Автор24
Автор24
20 дней
Заказчик воспользовался гарантией, чтобы исполнитель повысил уникальность работы
26 мая 2015
Заказ завершен, заказчик получил финальный файл с работой
5
Актуальность настоящего исследования продиктована необходимостью всестороннего исследования значимости взаимосвязи и взаимодействия пациентов с медицинским персоналом, в данном случае с медицинской сестрой, в целях создания оптимально - комфортных физиологических, психологических и эмоциональных условий пребывания в стационаре пациента при лечении пациентов с пневмонией..docx
2020-05-25 07:29
Последний отзыв студента о бирже Автор24
Общая оценка
4
Положительно
Сделано все в срок , все пожелания, учтены. Работой очень довольна, автор всегда на связи 👍🏼