Создан заказ №725517
27 сентября 2015
Политические коммуникации и управление общ отношениями
Как заказчик описал требования к работе:
Необходимо подготовить реферативное исследование по представленному ниже материалу (нужно использовать все три статьи). Требования к реферату: 1. объем не менее 7 страниц формата А4; 2. в конце работы обязательно должны быть сформулированы выводы и рекомендации (рекомендации – это то, что вы предлаг
аете реализовать в системе органов государственной власти и местного самоуправления для предотвращения (профилактики, противодействия) подобного развития событий в России). Реферат сдается не позднее, чем за две недели до даты экзамена. Обсуждение реферативного исследования проходит посредством «круглого стола» в форме дискуссии.
Творцы революций ("Le Nouvel Observateur", Франция)
Проамериканские Че Гевара
Венсан Жовер (Vincent Jauvert), 27 мая 2005
Стихийная 'оранжевая революция', во время которой сотни тысяч украинцев вышли на улицы, произошла из-за коррумпированности и авторитарности режима Кучмы? Не совсем так. Не в большей степени это касается и волны народных восстаний, которые унесли в небытие режим серба Милошевича, грузина Шеварднадзе или киргиза Акаева. Гнев народных масс был самым настоящим. И фальсификация на выборах тоже. Но, вне сомнения, этим движениям не удалось бы так быстро и без насилия свергнуть посткоммунистических автократов, без 'ноу-хау' нескольких экспертов, которые задумали и 'обкатывали' настоящую 'инструкцию по применению революций'. Венсан Жовер встретился с этими 'коммивояжерами' демократии. И они открыли ему свои секреты.
Они - наследники Ганди и Макдональда. Их всего лишь горстка, их всего-навсего несколько десятков, но они заставили дрожать царьков бывшего советского блока. Вот уже пять лет, они 'экспортируют' революцию в Восточную Европу и в Центральную Азию. Они приложили руку к падению Шеварднадзе в Грузии, Кучмы на Украине и затем Акаева в Киргизстане. Сегодня они стремятся к свержению коррумпированных и авторитарных руководителей в Минске, Алма-Ате и Баку.
Эти единственные в своем роде миссионеры - сербы и словаки, грузины и украинцы. Они молоды, весьма образованы и претендуют ни много, ни мало на то, чтобы провести демократизацию посткоммунистического мира. Общим языком для них стал английский, и обычно это прекрасный английский. Чаще всего они работают в западных институтах и организациях, в основном американских. Их можно назвать 'международными демократическими бригадами', их деятельность курирует Вашингтон. К тому же некоторые из них были посвящены в сан 'чемпионов свободы' лично Джорджем Бушем.
Чтобы свергнуть деспотов Востока, у этих революционеров есть уникальное 'ноу-хау', тонкая смесь ненасилия, маркетинга и fund raising (сбора средств).
Все они считают своим долгом 'экспортирование' этой магической формулы. Для некоторых, это также средство существования (и они отказываются говорить, сколько они зарабатывают). Для других - это средство дополнительного заработка (несколько сот евро, время от времени). Есть, наконец, и те - их меньшинство, - кто работают на общественных началах.
С десятком представителей демократических бригад, бригад нового типа (своего рода проамериканскими Че Гевара) мы встретились в Белграде и в Тбилиси, а также в Братиславе и Киеве. Они в деталях изложили свои рецепты по свержению посткоммунистических диктатур.
Самого опытного из них зовут Павел Демеш. Он словак, ему 49 лет, и он одним из первых вступил на этот путь. В 2000 году он (тайно) координировал программу иностранной помощи сопротивлению против Милошевича. В прошлом году он - также конфиденциально - был советником украинских революционеров. Он руководит в Братиславе восточно-европейским отделением очень влиятельной американской неправительственной организации, 'German Marshall Fund', которая помогает активистам во всем регионе. В прошлом - министр иностранных дел своей страны, он досконально знает политическую ситуацию в бывшем советском блоке - и знает, как выбрать наилучший момент для проведения революции.
Узкая, тщательно подстриженная короткая бородка, чистый английский язык; Павел Демеш объясняет: 'Большинство посткоммунистических автократов напоминают крабов. У них прочный панцирь, но у всех есть одно очень уязвимое место: они хотят получить легитимность на выборах. Они фальсифицируют голосование, но продолжают организовывать выборы. Это вопрос международного статуса. И потом они убеждают себя, что контролируют СМИ и службы безопасности. И что ничего с ними не случится'. Но в их стратегии есть прокол. 'На протяжении всей предвыборной кампании, - продолжает Демеш, - пресса всего мира следит за каждым их шагом. И они отказываются стрелять по толпе в прямом эфире CNN. Именно в этот момент их можно свергнуть'.
Каким образом? Успех основан, прежде всего, на демарше без насилия. 'Это одновременно вопрос этики и эффективности', - объясняет Демеш. 'Ненасилие дает моральное превосходство и влечет за собой поддержку других, и потом, насилие - это та область, в которой власть сильнее'. Второй ключ к успеху - в методе действия, который повторяется из раза в раз. 'В день голосования, вечером, - рассказывает Демеш, - собираются доказательства фальсификации, и эти сведения очень быстро распространяются по всей стране. И сразу же сотни тысяч человек выходят на улицы. Затем им следует мирным путем взять под контроль государственные учреждения, чтобы показать автократу, что законная власть перешла в другие руки. И поскольку полиция не стреляет, дело сделано'.
Эти старые крабы - Милошевич, Шеварднадзе, Кучма и другие (Акаев) - все были свергнуты таким образом. Детская игра? 'Нет, конечно, это требует долгой подготовки'.
Это в теории. Чтобы узнать, как дело обстоит на практике, послушаем серба Срджу Поповича. В свои 32 года, этот высокий худощавый человек с изможденным лицом и кругами под глазами - фигура уже легендарная. Он был организатором первого революционного движения XXI века, ставшего прообразом всех других: в октябре 2000 года его 'Отпор' ('Сопротивление'), не пролив ни капли крови, сверг Милошевича. С тех пор за советами к Срдже Поповичу обращаются почти отовсюду, 'даже из Зимбабве'. Чтобы удовлетворить спрос, он открыл бюро экспертов по революции, 'Canvas Group'. 'Это частный бизнес, - признается он, - но бюро зарегистрировано как неправительственная организация, чтобы не платить налоги'. Годовой оборот? 'Коммерческая тайна'.
Сидя за столом в 'Movie Bar', модном заведении в центре Белграда, владельцем которого он является, Срджа приоткрывает секрет: 'Как говорил Ленин, для успеха революции необходимо три вещи: организация, организация и еще раз организация. Я добавлю к этому: нужна молодежь, молодежь и еще раз молодежь. Почему? Потому что молодые - энтузиасты, они смелы, и власть мало может воздействовать на них: у них нет ни детей, ни работы, ни богатства, им нечем дорожить'. Есть еще одна причина, более прагматичная, даже немного циничная: 'Каждый раз, когда режим принимается за безоружную молодежь, избивает молодых и бросает их в тюрьмы, - говорит Попович, - он поворачивается спиной к их отцам, дедам, дядям и тетям, друзьям. . . Короче говоря, ко многим, в том числе и к своим верным сторонникам. А именно это и есть искомая цель'.
'Хотите, расскажу одну хитрость? - продолжает он с улыбкой. - На манифестации, которая обещает закончиться столкновениями, поставьте в первые ряды молодых девушек в белых блузках. И ждите атаки полиции. Эффект гарантирован: после нескольких ударов на белых блузках будет немного крови (или много, к несчастью). И получаться превосходные кадры, которые обойдут экраны всего мира. . . И режим будет дискредитирован'.
Успешная революция разворачивается по сценарию, столь же точному, как компьютерная программа. Первый этап, объясняет Попович, 'задолго до выборов нужно создать группу крайне заинтересованной молодежи, которая и станет наконечником копья, инструментом революции'. Для этой группы нужно подобрать имя. Какое?
Послушаем Александра Марича. Вместе с тремя другими ветеранами 'Отпора' этот 30-летний серб создал в Белграде еще один экспертный кабинет по революциям, он - конкурент Поповича. Марич - меломан, и это помогло ему выбрать лейбл. 'Имя революционной группы должно быть коротким, не больше двух слогов, легко запоминающимся, как 'Levi"s' или 'Coca', и сильным, как слоган. Это будет подпись, 'марка' революции'.
Этап номер 2: нужно 'запустить' эту новую 'марку'. Вот пример кампании-блицкрига. Весной 2003 года Фонд Сороса отправил Александра Марича и его команду в Грузию, они должны были стать советниками лидеров зарождающейся группы протеста. Грузинских представителей было около 20, и они уже выбрали имя: 'Кмара!' (четыре буквы, означающие 'довольно!'). Оставалось 'продать' этот лейбл по всей стране. 'Че' из Белграда предложили план: молодые грузины-энтузиасты немедленно привели его в исполнение. Апрельской ночью они расклеили сотни плакатов с надписью 'Кмара!' на главных улицах Тбилиси и в девяти других городах. Результат превзошел все ожидания, на рассвете вся страна только и говорила, что об этих плакатах! Сам Шеварднадзе угодил в ловушку. Вместо того чтобы проигнорировать эти 'каракули', он постоянно выступал с разоблачениями на радио и на телевидении, сделав неожиданную рекламу небольшой группе, которая показалась всем массовым движением. Маркетинговая атака удалась: за одну ночь революционная 'марка' 'Кмара!' была запущена.
Этап номер три: найти деньги. Поскольку скоро группе понадобится печатать тысячи листовок, наклеек, выпустить майки с надписями. Следует создать Интернет-сайт, купить картриджи, мобильные телефоны, плакаты. . . Движению потребуется также организовывать собрания своих воинствующих сторонников, которые, нужно надеяться, съедутся со всех концов страны. Для этого необходимо заплатить за сотни билетов на поезде, за ночи, проведенные в гостиницах, за аренду помещений, за питание. И потом потребуется оплата услуг иностранных консультантов. Короче говоря, необходимо найти 'всего лишь' несколько миллионов долларов.
Чтобы их раздобыть, нужно браться за дело заранее. Потому как такие деньги можно найти только за границей. На местах богатые предприниматели отнесутся к затее с недоверием, они не хотят портить отношения с властями. Лишь с началом революции они переметнуться в другой лагерь и будут отдавать деньги молодым революционерам пачками. А пока, нужно искать помощи извне - и, в частности, в Вашингтоне. Ибо, по общему мнению, европейцы боязливы, медлительны и скупы - за исключением, и то только в ряде случаев, британцев, голландцев или поляков. Французов никогда не называют в числе 'доноров' - разве что 'Fondation Jean-Jaures', организации, которая немного помогала молодым социал-демократам на Украине.
Что касается 'оранжевой революции', то обращения в США, к крупным частным фондам и общественным организациям (USAid и National Endowment for Democracy), действительно, начались еще с осени 2003 года, то есть за год до событий. Словак Балаш Ярабик помогал украинской группе 'Пора' в поисках субсидий по ту сторону Атлантики. За это Ярабик получал деньги от американской организации 'Freedom House', которая не хотела в одиночку финансировать 'Пору'. Да, в революции, как и в бизнесе, все нередко начинается с совещания инвесторов. . . 'Революция - это рынок с высокой конкуренцией', - говорит Ярабик, получивший высшее образование в Колумбийском университете. Лидеры демократических групп должны отправляться в Вашингтон, чтобы лучше 'продать себя' фондам, дающим капитал. Чтобы приготовиться к этому большому экзамену, приходится оттачивать свою аргументацию, готовить планы и финансовые таблицы. . .'. Да, совсем как в бизнесе. . .
Этап номер четыре: набрать максимум активистов. Получив первые деньги, в провинцию отправляют коммивояжеров революции нести 'благую весть'. От собрания к собранию они должны вновь и вновь говорить, что все возможно, что им удалось свергнуть диктатора в своей стране. Там они находят зачастую десятка два молодых людей, разочарованных или боязливых. Как дать им мотивацию - на это у каждого свои рецепты. Серб Синиша Сикман всегда отправляется в турне, как, например, в прошлом году - в Белоруссию, с небольшим дорожным чемоданом. 'Внутри, у меня полный пропагандистский набор: наклейки, майки, шары с логотипом 'Отпор'. . . Символы успеха, вот что!'.
Обычно, эти семинары проводятся тайком, в небольших, плохо отапливаемых и удручающих комнатах. Но организуют их и на свежем воздухе, за городом в бывших пионерских лагерях. Чтобы не вызывать подозрений полиции, говорят, что это группа, отправляющаяся на отдых. И атмосфера, создаваемая на собраниях, напоминает одновременно 'Club Med' и занятия по военной подготовке. Так в Грузии, летом 2003 года, за три месяца до 'революции роз' 'Кмара!' собрала 700 своих активистов в пионерском лагере, далеко от Тбилиси. 'Корпуса пришли в полную негодность, не было даже водоснабжения. Однако мы хорошо повеселились!', - вспоминает один из лидеров группы, Георгий Канделаки.
Точно также, в августе 2004 года, молодые украинцы из движения 'Пора' собрались на четыре дня в пионерском лагере в Крыму, на берегу Черного моря. Бывший словацкий министр Павел Демеш был там, он помогал им разработать стратегию. 'Мы собирались небольшими группами на пляже. И мы даже спали на песке или в коттеджах. Это было прекрасно!', - рассказывает он сегодня, забывая, однако, о том, что 'Пора' переживала тогда время острых внутренних раздоров.
Иногда эти семинары напоминают конгрессы зубных врачей. Это вызывает улыбку у 24-летней Кето Кобиашвили, одной из самых востребованных советников по революции на пространстве бывшего СССР в прошлом году. 'В апреле 2004 года, - рассказывает она, - одна голландская организация направила меня в Одессу, чтобы собрать около 30 молодых людей, подготовить и воодушевить их. Это происходило в шикарном отеле, где я жила в отдельном номере в течение 2-х недель. Более того, я получила 250 евро. Мечта!' Это еще не все. 'Через несколько месяцев после этого, Фонд Сороса организовал семинар для казахских активистов в Алма-Ате. И там мы собирались в большом отеле. Все было в нашем распоряжении: камеры, чтобы готовиться для интервью, и даже аппаратура для того, чтобы глушить микрофоны, которые казахская тайная полиция не преминула разместить в зале заседаний'. Смеясь, она говорит самое забавное: 'Вы знаете, кто занимал соседнюю комнату? Группа беременных женщин, которые учились, как рожать без боли!'
Этап номер пять. Начать одновременно две кампании по привлечению внимания общественного мнения. Это самая сложная фаза, здесь требуется наибольшая тонкость. Цель первой кампании: разъяснить гражданам, в чем состоят их права на выборах, и побудить их голосовать. Цель второй: разоблачение коррумпированного и авторитарного режима. В каждой компании свой лейбл, свои лозунги, свои буклеты. . . Эти две операции осуществляются одной группой активистов, но внимание: об этом не должны знать. 'В противном случае первая кампания, которая должна быть нейтральной, будет сорвана', - объясняет Дмитрий Потехин. Невысокий, в круглых очках и красной рубашке, этот улыбчивый 29-летний украинец был одной из ключевых фигур 'оранжевой революции'. После победы Ющенко он сразу же отправился в Молдавию, чтобы обратить ее в 'в свою веру'. Этот прозелит - профессионал маркетинга. 'Вести две операции одновременно и тайно, - рассказывает он, - это очень трудно. В движении 'Пора' нас было так мало, что активисты должны были в течение дня несколько раз переодевать майки, распространяя листовки той и другой кампании. . .'.
Этап номер шесть. Совершать на улицах эффектные действия без применения насилия. Цель: 'разбудить' граждан и раздразнить полицию. Наиболее предпочтительный метод: организация флэш-моб. 'Это столь короткие собрания большого числа людей, что полиция не может никого остановить', - объясняет Дмитрий Потехин. Для примера? Пятнадцать членов революционной группы переодеваются в 'каторжников' и надевают серые пальто. С помощью СМС они назначают встречу на главной улице столицы, в момент, когда там столпотворение. В назначенный час, они снимают пальто и становятся похожими на каторжников. Они выкрикивают по несколько раз: 'Я голосую за Х!'; Х, разумеется, является местным диктатором. Затем манифестанты надевают пальто, уходят во 'чрево' метро и исчезают без следов. Результат обеспечен. Полиция в бешенстве, начинаются репрессии'.
Этап номер семь: сохранить группу. Как? Серб Милош Миленкович учит азам подпольной деятельности своих белорусских или азербайджанских клиентов. 'Это классические 'трюки' сопротивления, - говорит этот 27-летний здоровенный весельчак, - руководить революционной группой должен не один человек. В противном случае ее деятельность может быть парализована в случае его ареста. Решение: организовать коллегиальное руководство, то есть распределить лидерские функции между несколькими ответственными лицами, которые не знают деталей того, что делают другие'. Другой пример: 'Чтобы перепутать схему управления, нужно каждую неделю менять официального представителя'. По мнению Миленковича, следует поддерживать эту атмосферу секретности. 'Молодых привлекают таинственные организации, - говорит он, - это очарование тайны позволяет преодолеть отчаяние и присоединиться к группе, которую власть считает террористической'.
Этап номер восемь: научиться управлять страхом. 'Для этого есть много ниточек, - уточняет Милош Миленкович, - во время манифестации, молодые никогда не должны чувствовать себя в изоляции, они постоянно должны находиться в физическом контакте с другими. Нужно также, чтобы они пели и не слышали вызывающий беспокойство шум полиции или солдат. Чтобы скрыть присутствие многочисленных вооруженных людей впереди демонстрации, можно развернуть большой транспарант, в начале шествия. Он помешает манифестантам увидеть пугающее их скопление военных'. Другая уловка: объяснить, что в аресте нет трагедии. На семинарах, наставники начинающих революционеров организуют репетиции полицейских облав. Одни выступают в роли полиции, другие - в роли манифестантов. На семинарах учатся отвечать уклончиво, никогда не проявлять агрессии, даже улыбаться. Разрабатывается также стратегия поддержки товарищам, брошенным в тюрьму. 'Те, кто не был арестован, должны знать, к кому обращаться, к какому адвокату, в какую неправительственную организацию, к какому местному или иностранному журналисту. У них должен быть список активистов, с которыми можно связаться, и которые затем сами свяжутся с ними, чтобы организовать манифестацию перед полицейским участком, о которой будут говорить в СМИ', - говорит Георгий Канделаки, объяснявший в прошлом году эти правила казахам. И этот специалист по политическим наукам, выпускник американского университета, делает вывод: 'Таким образом, мы обращаем силу противника против него самого'. Формула, которой можно резюмировать генеральную стратегию демократических 'Че'.
Вот, все на своих местах: активистов набирают и обучают, распространяется несколько тысяч листовок, организуется несколько флэш-мобов, и движение переносит первые удары. Когда выборы с неизбежным сопровождением в виде фальсификаций должны начаться, новоиспеченные революционеры уже готовы их опротестовать. Работа наставников закончена. Редко кто из них участвует в событиях, как таковых. Или они играют в деле очень скромную роль. Ибо, когда машина запущена, в них уже нет необходимости. Во всяком случае, некоторых из них изгоняют из страны еще до голосования. Так, один белорусский представитель из группы 'Зубр' (название соответствует эмблеме страны) и, по меньшей мере, три серба были выдворены из Украины перед 'оранжевой революцией'. Один из них, Милош Миленкович, даже был объявлен персоной нон грата до 1 января 3000 года. . . Никогда нельзя все предусмотреть!
Миссия выполнена и у коммивояжеров демократической революции теперь новые цели. Готовятся новые перевороты в бывшей советской империи. Чтобы ускорить процесс, они намерены создать в Киеве новый центр по распространению революции под названием Международного институт Демократии. В феврале 2005 года, инициатор создания института, амбициозный Владислав Каскив, представил свой проект лично Джорджу Бушу. 'Я сказал ему, что хотел бы, чтобы этот институт протежировали и курировали бы такие известные лица, как Вацлав Гавел, Лех Валенса или Мадлен Олбрайт', - говорит этот бывший лидер движения 'Пора', который после 'оранжевой революции' сменил джинсы на темный костюм с галстуком. Этот серьезный человек имел счастье произвести впечатление в Белом Доме: американцы, похоже, обещали помочь ему, в том числе и финансами, вложив часть необходимых средств.
Такое внимание нервирует последних деспотов на Востоке. В конце года выборы пройдут в Казахстане. Местный владыка, коррумпированный Назарбаев, уже принял меры предосторожности, он посадил в тюрьму многих активистов и отказал Владиславу Каскиву в пребывании на своей территории.
Что касается белорусского властителя, зловещего Лукашенко, заставляющего пытать оппозиционеров, затеянная 'бархатная революция' против которого уже потерпела поражение в 2001 году, то он хочет любой ценой 'отвадить' членов 'демократических бригад' от появления на своей территории. Накануне выборов, назначенных на будущий год, он недавно бросил в тюрьму пятерых украинских активистов. По его приказу были избиты, а затем изгнаны из страны сербские и словацкие революционеры; это произошло в прошлом году. Но, тем не менее, определенные приготовления к революции происходят вне страны. 'International Republican Institute', организация, финансируемая Конгрессом США, тайно готовит белорусских активистов в соседней Литве.
И затем есть еще Владимир Путин. В конце 2004 года фонд 'Freedom House' назвал Россию в числе стран, не являющихся свободными. Это произошло впервые после распада Советского Союза. Добавить российского президента в коллекцию своих трофеев, это мечта новых 'Че'. Более того - в этом их высшая цель. Некоторые уже работают советниками в зарождающихся революционных группах. Этим летом предусмотрено проведение семинаров в Крыму и в самой России, в месте, которое пока держат в секрете. Но свергнуть хозяина Кремля - затея нелегкая. Кажется, что он держит твердой рукой свои спецслужбы и большую часть армии. Он открыто поддержал кровавые репрессии в Узбекистане (см. ниже), и дал, таким образом, понять, что и он не испугается стрелять по толпе, если сочтет это нужным. Наконец, российский президент нашел два способа сорвать деятельность активистов. Он создал свою собственную молодежную организацию. Это копия движений 'Отпор', 'Кмара' и других - то же двусложное название 'Наши', те же майки, те же улыбки. Но программа - националистическая, выступления жестки. И это еще не все. ФСБ суетится, шпионит, манипулирует: агенты внедряются во все группы протеста и создают другие, очевидно поддельные, чтобы спутать карты. В Москве международным демократическим агентам будет нелегко: старого медведя не научишь революции.
Остается много вопросов. Первый из них: коммивояжеры демократии - являются ли они обыкновенными агентами Вашингтона, как то хотят представить в Кремле и в других местах? Ответ: нет. Это правда, они работают на американские (а иногда и европейские) организации и не скрывают этого. Правда также и то, что они разделяют ценности дяди Сэма - демократия и доллар - и желают их прочно внедрить в бывшем СССР. Наконец, очевидно, что Белый Дом Джорджа Буша видит в них векторы своей 'soft power', пешки в геостратегической шахматной партии, которую он разыгрывает с Россией в регионе. Но ставят ли они интересы США выше интересов тех стран, в которых работают? Ничто не позволяет так говорить. И о какой Америке идет речь? Об Америке неоконсерваторов 'Freedom House' или об Америке финансиста-гуманиста Джорджа Сороса, который тратит миллионы долларов на борьбу с Джорджем Бушем?
Второй вопрос: были ли эти революции действительно народными, или они стали делом рук нескольких активистов. На самом деле, и то, и другое. Как мы показали, они были подготовлены заранее небольшим ядром активистов. Чтобы побудить народ, 'зажечь' его, эти группы прибегали ко всем известным ныне техникам агитпропа, и иногда даже к манипуляциям. Но без гнева народа, приведенного в отчаяние авторитарным и коррумпированным режимом, без его воли не дать вновь украсть у себя выборы, и без сотен тысяч людей, добровольно вышедших на улицы Белграда, Киева или Тбилиси, ничего бы не произошло.
Однако возникает еще один, последний вопрос: а что будет после революции? Другими словами, что произойдет с этими народами через несколько лет? 'Не попадут ли новые руководители в ту же колею, что и их предшественники, которые, следует напомнить, пришли к власти также на волне народных восстаний?', - спрашивает Жак Рупник, крупный специалист по Восточной Европе в Центре международных исследований. Сербский пример скорее обнадеживает. Через пять лет после падения режима Милошевича, кажется, что демократия понемногу стабилизировалась в Белграде, и права человека в целом соблюдаются. Но в случае Грузии, где Джордж Буш, как мессия, был принят 10 мая, ситуация более проблематична: многие лидеры 'восстания роз' 2003 года уже выступают с разоблачениями возврата к коррупции и милитаризму новой власти. Итак, игра еще не закончена. И еще не завтра 'алхимики' революции уберут на пыльную полку свои книги с рецептами. Потому как однажды, в Тбилиси, Киеве или в Бишкеке, им, быть может, придется начать все заново.
Узбекский прецедент
Эра 'бархатных революция' подошла к концу? 13 мая президент Каримов без колебаний дал приказ стрелять по толпе, что привело к смерти десятков и даже сотен человек. Конечно, речь не идет о народном движении, подобном движениям в Грузии и на Украине. Протесты не были связаны с мошенничеством на выборах, и исламисты, видимо, сыграли важную роль в развязывании конфликта. Но очевидно, что кровавый ответ Каримова и слабость международного осуждения открывают дорогу ужасным репрессиям в других диктатурах региона.
Как делается революция ("The Guardian", Великобритания)
Дэниэл Вульф (Daniel Wolf), 27 мая 2005
Это был один из тех моментов, когда мир кажется простым и прекрасным. Сотни тысяч людей заполнили улицы, требуя положить конец диктатуре и коррупции, требуя правды и демократии. Они восхищенно внимали своему герою, Виктору Ющенко, чье красивое лицо было обезображено недавним отравлением диоксином. Это напоминало сказку: злой король отравил народного заступника и попытался помешать ему прийти к власти, но люди собрались в столице и в один голос прокричали, что не уйдут, пока не добьются справедливости.
Какая-то доля правды в этой версии украинской 'Оранжевой революции' есть, но не вся. Миру казалось, что в ноябре прошлого года он наблюдал за спонтанным протестом, который по своей воле бросил вызов постсоветской власти в стране. Для большинства людей, собравшихся за площади Независимости в Киеве, демонстрация и была спонтанной. У них были все причины стремиться помешать правительственному кандидату Виктору Януковичу прийти к власти, и они воспользовались предложенным шансом. Но когда я ходил по временному лагерю, то не мог игнорировать доказательства тщательных приготовлений: полевые кухни и палатки для протестующих, отличные концерты, профессиональное освещение на телевидении, быстрое распространение болезненно оранжевой символики, куда ни глянь. Удивительно, что так мало журналистов прокомментировали такие очевидные вещи.
На самом деле, события на площади были результатом тщательного тайного планирования соратников Ющенко в течение нескольких лет. Подлинная история 'Оранжевой революции' гораздо более интересная, чем повсеместно принятая небылица. Она говорит нам не только о том, что происходило на Украине в 2004, но и о том, как в 21м веке стираются границы между политикой и развлечением. По словам одного из главных организаторов революции, Романа Бессмертного (менеджера кампании Ющенко, а ныне вице-премьера), их целью, по сути, было провести мирный переворот: 'Мы создали систему, параллельную государству, потому что только система может одолеть оппонента, которого поддерживает целое государство'.
Задолго до президентских выборов 2004 года команда Бессмертного начала масштабную операцию для борьбы с махинациями на выборах и запечатления подобных случаев на камеру. За два с половиной года они организовали тренинги, семинары и практические занятия с специалистами по СМИ и праву для 150 тыс. человек. Наблюдателям было выдано более 10 тыс. камер, чтобы снимать происходящее на каждом третьем избирательном участке. По мнению 'оранжевых' революционеров, махинации были неизбежны, поскольку любому спонсируемому правительством кандидату пришлось бы забирать голоса от оппозиционного большинства в западных и центральных районах страны. 'Оранжевые' планировали использовать эти махинации в свою пользу, чтобы вызвать массовые протесты в Киеве.
Они надеялись на таких добровольцах, как Юрий Коливошко. Ему чуть больше тридцати, он занимается недвижимостью и никогда не интересовался политикой. Но во втором туре выборов наблюдал за событиями у избирательных урн с видеокамерой в руке. 'Я из тех людей, которые считали, что все давно решили за нас, и все, оттого, что я пойду голосовать, для меня или Украины ничего не изменится'. Но проголосовав, Коливошко, как и миллионы других, начал верить, что движение Ющенко предлагает возможность перемен. 'Во втором туре я работал наблюдателем на избирательном участке до 6 утра. Моя задача была отслеживать нарушения, и я все записывал на пленку. Затем я отправился в Киев, так, как был'.
Обращение Коливошко укрепило уверенность 'оранжевого' движения в том, что их дело поддержит большое число людей, если дать им шанс протестовать эффективно. Режим тогдашнего президента Леонида Кучмы и его приближенных был циничной клептократией, приправленной элементами жестокости. Со времени распада Советского Союза выросло новое поколение, и многие поработали за границей. Они знали, что жизнь может быть иной. 'Оранжевые' ставили на то, что если они смогут вывести десятки тысяч людей на улицы Киева в знак протеста против нечестных выборов и удерживать их там достаточно долго, им удастся заставить правительство пойти на их требования справедливых выборов, а затем сменить его.
План их кампании был оригинальным и амбициозным: они собирались организовать рок-марафон - ежедневный десятичасовой концерт в центре города. Это должно было стать центром огромной продолжительной демонстрации, которая парализовала бы город. Недалеко от площади Независимости, где будет проходить концерт и выступать лидеры оппозиции, расположится палаточный городок, достаточно большой, чтобы власти не могли убрать его без унизительной и рискованной демонстрации силы.
Самое главное, события должны были получить освещение на телевидении, дав начало потоку репортажей в стране и за рубежом. Это будет идеальной революцией 21го века, сочетанием сидячей забастовки и концерта 'Live Aid' (всемирный концерт, организованный в 1985 г. для помощи Эфиопии - Прим. пер.). Так что любые шаги властей тут же в прямом эфире увидел бы весь мир.
Единственной явной проблемой была необходимость застать правительство врасплох. Ведь приготовления были слишком масштабны и задействовали слишком много людей. Частичным решением было разделять информацию об операции таким образом, чтобы мало кто мог понять полную картину, но главной идеей стало обеспечение законности каждого шага. 'Мы сделали все, чтобы властям не на что было пожаловаться', - говорит Бессмертный.
Первое уведомление о концерте на площади Независимости было подано 15 ноября 2004 г. Правительство не знало о том, что за ним стоит, но и в противном случае вряд ли смогло бы помешать его проведению.
К 21 ноября, после второго тура выборов, приготовления, по словам Бессмертного, шли следующим образом: 'Мы знали по опыту, что если раздать по всему Киеву полмиллиона приглашений, придет 8 тыс. человек. Если FM-станции в течение недели сто раз в день передадут сообщения о предстоящем митинге, придут 200 тыс. Так что мы полагали, что если привезти 35 тыс. человек из регионов и добавить народ из Киева, мы соберем на площади минимум 100 тыс. человек. Эта цифра была не произвольной, а основанной на нашем опыте'.
Цифры были очень важны, потому что от них зависело, будет ли против демонстрантов использована армия. Одним из наиболее щекотливых и секретных аспектов 'Оранжевой' революции была попытка привлечь на свою сторону военных. Полтора года специальная команда прощупывала настроения командиров и пыталась убедить их соблюдать нейтралитет. Как оказалось, арифметика была проста: киевское командование располагало 15 тыс. солдат, и армия не стала бы вмешиваться, если бы число людей на площади превысило 50 тыс. Следовательно, задачей оппозиции было собрать на площади и возле нее достаточно демонстрантов, чтобы предотвратить атаку. Позднее выяснилось, что на площадь вышли сотни тысяч человек, а временами их число достигало миллиона.
Задачей же демонстрантов было терпеть холод и неудобства уличных протестов. Они едва ли осознавали существование системы, поддерживающей их усилия, если только не были напрямую с ней связаны. Игорь Радков, менеджер рекламного агентства из Донецка (Восточная Украина) решил присоединиться к 'Оранжевой' революции после того, как в родном городе его избили головорезы Януковича, за то, что он работал на оппозицию. В Киеве Радков нашел то, что искал: 'Никогда в жизни я не видел такого единства. Раньше я был равнодушным, но никогда не забуду, как я стоял на площади, положив руку на сердце, и пел гимн. Я был уверен, что правда победит'.
Приезжая, демонстранты обнаруживали, что для них все готово. 'Поймите, - рассказывает Бессмертный, - что на площади была не только красота, которую показывали по телевизору. Там было почти 300 туалетов, которые надо было ежедневно чистить. Нужно было кормить людей. Мы предоставляли 5 тыс. тонн каши и 10 тыс. буханок хлеба в день. Их нужно было греть. Каждый день нам было нужно около 200 канистр газа, один-два обогревателя на палатку, маты и спальные мешки. Каждый день мы вывозили 11 грузовиков мусора'.
Успех 'Оранжевой' революции вызвал демократическое опьянение, в результате которого случайные демонстрации по всему миру преподносятся как новый рассвет свободы в лучших украинских традициях. Но результат, которого добилась команда Ющенко, требует большего, чем чувства обиды и надежды на перемены. Он требует огромных денег (в этом случае значительная их часть пришла из США - американский Госдепартамент заявил, что потратил на Украине 67 млн. долларов за последние два года. Кстати, считается, что Россия пожертвовала противной стороне до 300 млн. долларов).
Кроме денег демократической революции по 'оранжевой' модели требуется долгосрочное планирование, безупречная организация и харизматичные лидеры. Разумеется, необходимо, чтобы она обращалась к людям, которые готовы ее поддержать. Как говорит Бессмертный, 'люди устали от властей, они были готовы отдать все, все, что у них было, только бы народ оставался там, на площади. Потому что все понимали, что если народ разойдется, сделать ничего не удастся'.
За беспорядками в Киеве стоят американцы ("The Guardian", Великобритания)
Иэн Трейнор (Ian Traynor), 26 ноября 2004
Демократические партизаны украинского молодежного движения 'Пора' со своими интернет-сайтами и постерами, выходками и слоганами, призванными положить конец массовому страху коррумпированного режима, уже добились важной победы, независимо оттого, каков будет исход опасного противостояния в Киеве.
Молодые демократы-активисты мобилизовали обычно политически пассивную Украину, и она уже не будет прежней. Однако, хотя Украина получит все достижения оранжевой 'революции каштанов', эта кампания - творение американцев, утонченное и блестяще спланированное учение по массовому маркетингу и продвижению западного брэнда, которое было использовано в четырех странах за четыре года для спасения фальсифицированных выборов и свержения непривлекательных режимов.
Кампания, спонсируемая и организованная американским правительством с привлечением американских консультантов, социологов, дипломатов, двух ведущих американских партий и неправительственных организаций, впервые была использована в Белграде в 2000 году для обеспечения поражения на выборах Слободана Милошевича (Slobodan Milosevic).
Ведущая роль тогда досталась послу США в Белграде Ричарду Майлзу (Richard Miles). В прошлом году, будучи послом в Тбилиси, он повторил в Грузии тот же трюк, научив Михаила Саакашвили, как свергнуть Эдуарда Шеварднадзе. Спустя десять месяцев после успеха в Белграде посол США в Минске Майкл Козак (Michael Kozak), ветеран подобных операций в Центральной Америке, особенно в Никарагуа, организовал почти идентичную кампанию с целью разгрома белорусского диктатора Александра Лукашенко.
Эта попытка провалилась. 'В Белоруссии не будет Коштуницы', - объявил белорусский президент, намекая на победу в Белграде.
Однако накопленный в Сербии, Грузии и Белоруссии опыт оказался бесценным для составления плана свержения режима Леонида Кучмы в Киеве.
Операция по созданию демократии через выборы и гражданское неповиновение теперь настолько отточена, что ее методы превратились в руководство по победе в чужих выборах.
В непритязательном здании в центре Белграда находится офис организации под названием Центр ненасильственного сопротивления: работают там молодые люди, отлично владеющие компьютером. Хотите узнать, как победить режим, контролирующий СМИ, суды, органы безопасности и избирательные участки - наймите этих молодых белградских активистов. Организация возникла на базе студенческого движения 'Отпор', направленного против режима Милошевича.
Для брэндинга такого движения хлесткое, короткое название вроде этого очень важно. В Грузии, в ходе прошлогодней революции, аналогичное студенческое движение называлось 'Кмара' ['Довольно!' - прим. перев.], в Беларуси - 'Зубр'. На Украине - 'Пора'. Кроме того, 'Отпор' сочинил четкий и мощный слоган, который в 2000 г. можно было видеть в Сербии повсюду. Он состоял из двух слов: 'gotov je' ('конец ему') - речь, естественно, шла о Милошевиче. Черно-белый логотип с изображением сжатого кулака завершал мастерски продуманную маркетинговую атрибутику.
На Украине имеется свой эквивалент этой 'наглядной агитации' - часы, отсчитывающие время. Они символизируют, что дни режима Кучмы сочтены.
Стикеры, баллончики с краской и интернет-сайты - вот оружие молодых активистов. Сатира и комедийные уличные представления также зарекомендовали себя как весьма удачный способ победить в людях страх и спровоцировать ярость властей.
В прошлом году, перед тем как стать президентом Грузии, г-н Саакашвили - кстати, получивший образование в США - приезжал из Тбилиси в Белград, чтоб пройти курс обучения технологиям организации массового неповиновения. В Беларуси американское посольство организовало визит лидеров молодежной оппозиции в Прибалтику, где они встречались с сербами, прибывшими из Белграда. Что же касается самой Сербии, то, учитывая враждебную атмосферу в Белграде, американцы организовывали свержение режима с территории соседней Венгрии - из Будапешта и Сегеда.
За последние недели на Украине побывали несколько сербов. Одного белградского лидера - Александра Марича (Aleksandr Maric) - даже 'завернули обратно' прямо на границе.
Основные американские учреждения, участвующие в организации этих массовых кампаний - это Национальный демократический институт при Демократической партии, Международный республиканский институт при Республиканской партии, Госдепартамент США, Агентство международного развития США (USAID), а также неправительственная организация 'Freedom House' и Институт открытого общества миллиардера Джорджа Сороса (George Soros).
Для организации фокус-групп и использования данных опросов общественного мнения при разработке стратегии нанимаются американские социологические агентства и профессиональные консультанты.
Чтобы свергнуть правящий режим, необходимо объединить оппозицию, как правило разрозненную, вокруг единого кандидата. Подобного лидера подбирают, исходя из прагматических и объективных соображений - пусть он будет даже настроен антиамерикански.
В Сербии американское социологическое агентство 'Penn, Schoen and Berland Associates' выяснило, что прозападно настроенный лидер оппозиции Зоран Джинджич (Zoran Djindjic) - впоследствии он был убит - не пользуется в стране популярностью, и не имеет шансов победить Милошевича на честных выборах. Его уговорили уступить первую роль противнику Запада Воиславу Коштунице (Voislav Kastunica), нынешнему премьер-министру Сербии.
В Беларуси официальные представители США приказали оппозиционным партиям поддержать Владимира Гончарика - пожилого, угрюмого профсоюзного лидера - поскольку он пользовался популярностью у многих сторонников Лукашенко.
Официально американское правительство на организацию начавшейся в октябре 1999 года операции против Милошевича и на то, чтобы в течение года готовить его свержение, потратило 41 миллион долларов. На Украине же эта цифра, говорят, составила около 14 миллионов долларов.
Кроме студенческого движения и объединенной оппозиции, другим ключевым элементом такого 'демократического шаблона' стал так называемый 'параллельный подсчет голосов' в противовес выборным подтасовкам, к которым так любят прибегать непопулярные режимы.
На выборах в Украине присутствовали и профессиональные иностранные наблюдатели от таких организаций, как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, но, как и на предыдущих подобных выборах, во время украинской кампании четко было видно, что по всей стране действовали также тысячи местных наблюдателей, которых обучали и содержали западные организации.
Фонд Freedom House и Национальный демократический институт Демократической партии США участвовали в финансировании и организации 'крупнейшей региональной гражданской кампании по наблюдению за выборами', в которой работало более тысячи обученных наблюдателей. Они также организовывали опросы людей на выходах из участков. Тем воскресным вечером, согласно опросам на выходах, Ющенко опередил своего соперника на 11 процентов, и именно на их фоне и произошло большинство последовавших событий.
Опросы на выходах - самый главный элемент системы. Они перехватывают инициативу в пропагандистской битве у правящего режима, поскольку всегда появляются раньше, чем официальные результаты, пользуются особым вниманием прессы, и власти становятся в положение отвечающего, а не утверждающего.
Последняя стадия американского 'демократического шаблона' сосредоточена на мерах, которые следует предпринять, если действующая власть пытается отнять у народа победу на выборах.
В Беларуси президент Лукашенко и правда выиграл, так что там и реакция была минимальной. В Белграде же, Тбилиси, и теперь в Киеве, где власти сначала пытались держаться за власть, основная рекомендация - не выходить из себя, но настраиваться решительно, организовывать массовые акции гражданского неповиновения, которые, оставаясь мирными и законными, могут спровоцировать власть на подавление с помощью силы.
Если события в Киеве подтвердят, что Соединенные Штаты действительно с помощью своей стратегии могут помочь народам других стран выиграть выборы и взять власть из рук антидемократических режимов, Америка наверняка попробует применить ее еще в какой-нибудь стране на постсоветском пространстве. Следите за Молдовой и авторитарными государствами Центральной Азии
подробнее
Заказчик
заплатил
заплатил
200 ₽
Заказчик не использовал рассрочку
Гарантия сервиса
Автор24
Автор24
20 дней
Заказчик принял работу без использования гарантии
28 сентября 2015
Заказ завершен, заказчик получил финальный файл с работой
5
Политические коммуникации и управление общ отношениями.docx
2018-11-19 22:48
Последний отзыв студента о бирже Автор24
Общая оценка
5
Положительно
чудесный автор, учёл все предпочтения и указания. преподавателю всё понравилось! спасибо!