Рассчитай точную стоимость своей работы и получи промокод на скидку 500 ₽
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2
Пример заказа на Автор24
Студенческая работа на тему:
Особенности ознакомления детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых
Создан заказ №785494
5 ноября 2015

Особенности ознакомления детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых

Как заказчик описал требования к работе:
доработки курсовой: отсутствуют ссылки,убрать лишние пробелы. Содержание Введение………………………………………………………………….. 3 Глава 1. Теоретические основы трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста……………………………………….. 7 1.1 Задачи трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста……………………………… ……………………………………. 7 1.2 Средства трудового воспитания…………………………………….. 10 1.3 Особенности формирования представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста…………………………………. 12 Глава 2. Методы развитие трудовой деятельности в младшем дошкольном возрасте…………………………………………………….. 17 2.1 Система дидактических игр как средство формирования представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………… 17 2.2 Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию системы дидактических игр…………………………… 21 2.3 Описание методик для исследования……………………………….. 24 2.4 Результаты констатирующего эксперимента………………………. 27 Заключение……………………………………………………………….. 28 Список использованной литературы……………………………………. 32 Введение Макаренко А.С. в своей работе отмечал, что правильное воспитание это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Обязательное качество всесторонне развитого человека — великое трудолюбие. Формируя это важнейшее качество характера, не следует забывать одну из аксиом педагогики: воспитывать трудолюбие лишь словесными сентенциями невозможно. Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда. Формирование высших человеческих чувств, происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм, принятых в обществе. Ребенок приобретает своеобразную систему эталонов: оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные. Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Первым значимым средством является сама социальная действительность, воздействующая на ребенка, питающая его ум и душу. Главное – показать детям социальный мир "изнутри" и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире. Труд – тоже социальное явление. Труд – это проявление заботы людей друг о друге. Разнообразная действительность позволяет ребенку непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей. Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с взрослыми, основанные на совместных действиях. Эмоциональный и речевой контакт является центральным звеном, формирующим у ребенка мотивы для деловой формы общения. Общение и деятельность служат школой чувств и передачей социального опыта жизни среди людей. Ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять свое отношение к окружающему, проявлять свои способности. Большой вклад в разработку проблемы трудового воспитания как основы воспитания детей внесли Н.К.Крупская и А.С.Макаренко. Эта проблема занимает важное место в отечественной дошкольной педагогике, привлекая к себе, внимание многих исследователей (Н.М.Аксарина, Е.И.Радина, Т.А.Маркова, P.C.Буре, Г.Н.Година, А.Д.Шатова, В.И.Логинова и др.). Приобщение детей к выполнению трудовых поручений направлено не на получение материальных ценностей, а на формирование у них важных личностных качеств, положительного отношения к труду взрослых. Н.М.Щелованов и Н.М.Аксарина указывают, что в процессе трудового воспитания происходит духовное обогащение личности каждого ребенка. В процессе трудовых действий у детей социальная мотивация формируется более успешно, чем при продуктивных и игровых действиях (Л.И.Божович, А.А.Люблинская , Я.3.Неверович и др.). Особенностью методов трудового воспитания и обучения дошкольников является органическая связь с игрой, с созданием игровых ситуаций (Е.И.Тихеева, Р.И.Жуковская, В.Г.Нечаева и др.). Исследователи единодушно отмечают, что успешность трудового воспитания зависит от целенаправленных планомерных воздействий взрослого, отвечающих современным требованиям педагогики и реализуемых на основе понимания и учета закономерностей развития детской личности. В теории и практике трудового воспитания младших дошкольников разрабатывались содержание и объем знаний, умений и навыков, которыми должны владеть дети; методы воспитания интереса к труду взрослых, уважения к трудящемуся человеку и желания оказывать ему посильную помощь (Г.Н.Година, С.В.Петерина, Л.И.Каплан и др.). Предметом исследования являются особенности трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования. Предполагается, что формирование у детей младшего дошкольного возраста умений и таких личностных качеств как готовность к выполнению действий, их целенаправленность и самостоятельность, адекватное использование орудий труда, положительное отношение к результату собственных действий является важной предпосылкой успешного выполнения своих трудовых поручений; эффективность трудового воспитания младших дошкольников во многом определяется формированием у них побуждений к действиям путем организации игры по достижении конечного результата; на успешность выполнения трудовых поручений положительное влияние оказывает введение в действия детей доступных физических нагрузок. Цель исследования: выбрать методику формирования у младших дошкольников комплекса умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения трудовых поручений. Задачи исследования: - изучить теоретические основы трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста; - рассмотреть особенности формирования представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста; - выбрать методику формирования у младших дошкольников комплекса умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения трудовых поручений. Исследования по данной проблеме проводились в МДОУ№ ___. Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме; анализ педагогического опыта по проблеме; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы. В курсовой работе использовались учебные пособия по возрастной и дошкольной психологии и педагогике, материалы СМИ, а также собственные разработки автора. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка использованной литературы. Глава 1. Теоретические основы трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста 1.1 Задачи трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста Трудовое воспитание – это процесс взаимодействия воспитателя и ребёнка, направленный на формирование трудовых навыков, трудолюбия, творческого отношения к труду. В теории дошкольной педагогики к настоящему времени накоплено немало сведений о становлении и развитии трудовой деятельности дошкольников, её особенностях, о средствах трудового воспитания, о методах ознакомления с трудом взрослых, образом труженика, о формах организации деятельности самих детей и методике руководства ею. Такое положение позволяет утверждать, что в отечественной педагогической науке разработана система трудового воспитания детей дошкольного возраста. Исследователи данной проблемы предлагали различные формулировки задач трудового воспитания. Цель трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста – формирование положительного отношения к труду. Р.И.Жукова для осуществления этой цели предусматривает следующий ряд задач: 1.формирование предпосылок трудовой деятельности: -формирование трудовых навыков; -формирование компонентов деятельности; -формирование общественных мотивов труда 2. воспитание положительного отношения к труду взрослых: -формирование интереса к труду взрослых; -воспитание уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда; -воспитание стремления оказывать посильную помощь 3.воспитание личности ребёнка: - воспитание личностных качеств (самостоятельности, ответственности, инициативности); -воспитание трудолюбия (готовности включиться в труд); -воспитание положительных взаимоотношений между детьми (дружба, взаимопомощь) Основные направления работы с детьми младшего дошкольного возраста: - знакомство с трудом взрослых; - организация труда детей. В жизни детей младшего дошкольного возраста труд не является доминирующей деятельностью. Ребёнок по своим возрастным возможностям ещё не созрел в достаточной мере для трудовых усилий. Мышечный аппарат у него ещё слабый, движения не координированы, внимание неустойчивое, воля находится в зачаточном состоянии. Вместе с тем ребёнку присущи стремление к деятельности и самостоятельности, интерес ко всему окружающему. Основная задача трудового воспитания на ступени младшего дошкольного возраста – воспитание самостоятельности. Поэтому цели, которые ставит педагог перед детьми, служат решению, прежде всего именно этой задачи. Постепенно воспитатель переходит от постановки цели перед каждым ребёнком к постановке её для ребят группы, применяя здесь стимулирование по инициативе самих детей. Замыслы у детей младшего дошкольного возраста ещё неустойчивы, и если малышей не поддержать, не проявить к ним интереса, то дети быстро забывают о своих намерениях. Необходимо проявлять постоянный интерес к детскому замыслу, помогать в его осуществлении, особенно в том случае, если ребёнок испытывает затруднения в достижении цели. Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Характерное для ребёнка этого периода требование «я – сам», прежде всего, отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях. Ребёнку младшего дошкольного возраста свойственен интерес к деятельности взрослых. Поддерживая этот интерес, педагог помогает детям освоить первые представления о труде взрослых как способе создания и преобразования предметов, необходимых людям. Важно обеспечить правильное восприятие ребёнком простейших трудовых процессов, помочь увидеть направленность результатов труда взрослых в конкретных трудовых процессах на заботу о детях, воспитывать добрые чувства к близким, бережное отношение к предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, побуждать к отражению полученных впечатлений в играх. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать примеры поведения взрослых. Знакомя детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых, педагог ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействия и на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно. Наблюдение за трудом взрослых в детском саду имеет большое образовательное значение: оно уточняет представления детей, пробуждает любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствует выработке положительного отношения, уважения к труду. Роль малыша по самообслуживанию так велика, что его влияние на развитие личности ребёнка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности. Своевременное освоение процессов самообслуживания даёт возможность ребёнку самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным, умным. Труд по самообслуживанию требует несложной, но чёткой организации. Сам процесс труда диктует здесь такую организационную форму, как повседневное, продолжительное систематическое участие детей в выполнении своих обязанностей, связанных с удовлетворением личных потребностей. Для детей младшего дошкольного возраста характерен ярко выражений интерес ко всему, что происходит вокруг. Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, птицах. Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, а также с освоением простейших форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Важно внедрять ребёнка в посильную деятельность по уходу за живыми существами. Педагог решает в процессе труда вопросы эстетического воспитания детей, учит их видеть красоту окружающей среды, красоту творений, созданных руками человека, учит стремиться к созданию красивого. Каждый ребёнок развивается в своём темпе, и задача педагога – бережно относиться к этому процессу, создавать условия для совместного индивидуального личностного роста. Следует особо подчеркнуть, что задачи трудового воспитания решаются не только в труде, но и в любом виде деятельности, присущей ребёнку дошкольного возраста. Залог успеха воспитательного процесса – в неразрывной его связи с жизнью и трудом, постепенное включение детей в труд – обязательное условие формирования личности. Таким образом, детский труд занимает особое место в жизни ребёнка. Игра и детский труд являются наиболее близкими и естественными видами деятельности в младшем дошкольном возрасте. Именно в этих видах деятельности происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к самоконтролю, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе. 1.2 Средства трудового воспитания Трудовое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомление с трудом взрослых, художественных средств. Собственная трудовая деятельность детей является необходимым и ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представления ребёнка о содержании деятельности человека об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания. В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых. Одни авторы (В.И.Логинова, М.В.Крулехт) считают, что ребёнка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Другие авторы (С.А.Козлова, А.Ш.Шахманова) полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней – врач нужен, чтобы лечить людей, учитель – чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека. Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривается как средство трудового воспитания дошкольников, возможен как первый, так и второй подход. Когда решается группа задач, связанная с обучением конкретным трудовым навыкам, можно опираться на первый подход. В том случае, когда решается вторая группа задач трудового воспитания, связанных с формированием отношения к труду и нравственных качеств личности, более адекватен второй подход. Рассматриваемое средство воспитатель может использовать как пример для подражания, образец, на который ребёнок будет ориентироваться. Однако, знакомясь с трудом взрослых, ребёнок может столкнуться не только с положительным, но и с негативным отношением к труду, с недобросовестностью и её последствиями. Подобные случаи педагог может использовать для формирования у детей представления о необходимости ответственного отношения к труду. Важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к своему труду. Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений. В произведениях фольклора заключены важные мысли о ценности труда. Авторские произведения в зависимости от содержания по-разному. Художественное слово помогает формировать нравственное отношение к труду, высокие идеалы. Произведения изобразительного искусства могут быть средством решения воспитательных задач. Они помогают конкретизировать представления ребёнка и способствуют воспитанию чувств. Наилучший результат дало сочетание разных средств, когда оно основывается на учёте конкретных задач. 1.3 Особенности формирования представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста Работу по ознакомлению с трудом взрослых педагог проводит в определённой системе и последовательности. Он показывает детям разные виды труда взрослых, знакомит с различными профессиями. Выбор того или иного вида труда или профессии зависит, прежде всего, от того, понятен ли этот вид труда детям данного возраста. Детей младшего дошкольного возраста целесообразно знакомить с трудом взрослых, которые непосредственно окружают их и труд которых нагляден и прост по своим физическим действиям и, следовательно, доступен их пониманию. Для детей младшего дошкольного возраста характерен естественный интерес к деятельности взрослых, однако, большинство малышей не видят направленности трудовой деятельности на результат, все компоненты трудового процесса для них слиты и не воспринимаются раздельно. Вот почему малыши часто не могут рассказать даже о тех трудовых процессах, которые взрослые осуществляют на их глазах ежедневно. Эти сложности для восприятия процесса труда для ребёнка обусловлены рядом причин. Трудовая деятельность взрослого имеет непрерывный, тягучий характер. В повседневной жизни дети часто видят лишь процессуальную часть трудового процесса. Цель труда уже поставлена взрослым и специально для ребёнка не мотивируется, а недостаток времени для наблюдения не всегда позволяет увидеть и результат труда. Поэтому детские наблюдения труда в повседневном общении со взрослым не дают возможности расчленить трудовой процесс и осознать каждый компонент, обнаружить их связи, общую направленность труда. Учитывая особенности наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления детей младшего дошкольного возраста, знакомство малышей с трудом взрослых целесообразно начинать с трудовых процессов, где происходит не преобразование (мытьё посуды, починка одежды и пр.), а создание предметов. Ожидание значимого для детей результата труда – предмета – выступает мотивом наблюдения. Неустойчивость внимания младших дошкольников требует наглядности, поэтому о цели трудового процесса детям постоянно напоминают рисунок или аппликация создаваемого предмета и сама игровая ситуация, разыгрываемая педагогом с помощью игрового персонажа. Наличие наглядного образа позволяет детям лучше осознавать направленность труда, а с другой стороны – даёт возможность педагогу показать процесс реализации цели, вычленить промежуточные результаты как этапы движения к цели. Дальнейшее развёртывание образовательной ситуации связано с совместным выбором взрослым и детьми инструментов и оборудования для работы. При этом воспитатель должен помочь установить связь между набором инструментов и целью труда, особенностями конкретного материала. Например, ножницы нужны, чтобы выкроить платье из ткани; ткань белая – будут нужны белые нитки и т.д. Сам трудовой процесс демонстрируется поэтапно. Малышей не нужно детально знакомить с особенностями трудового процесса, вполне достаточно дать общее представление о его этапности, более 3-4 действий вычленять в этом возрасте не целесообразно. Таким образом, достигается расчленённое, дифференцирование восприятие трудового процесса ребёнком. Завершающая часть образовательной ситуации связана с конструированием детской деятельности по использованию полученного результата труда пот назначению. Например, сделанные из бумаги лодочки пускают в дальнее плавание. Устойчивое вычленение результата в трудовых процессах по созданию предметов позволяет перейти к ознакомлению малышей с некоторыми процессами хозяйственно-бытового труда взрослых дома или в детском саду, где в качестве результата труда выступает не созданный, а лишь преобразованный предмет: подметание дорожек, мытьё посуды и т.д. Здесь сравнение предмета труда (грязная посуда и пр.) с результатом труда, промежуточным или конечным, позволяет детям вычленить преобразованный предмет (вымытая посуда, накрытый к обеду стол и т.д.). Первоначальное знакомство с хозяйственно-бытовым трудом взрослых обогащает детские игры на бытовую тематику, появляется стремление помочь взрослым расставить хлебницы, убрать игрушки, собрать листья на участке. Следует заметить, что, наблюдая за трудовым процессами дворника или няни, понятие «профессия» для детей младшего дошкольного возраста ещё сложно, поэтому программа «Детство» не предполагает его освоения. В ходе наблюдения конкретных трудовых процессов взрослых воспитатель фиксирует внимание на каждом компоненте труда. 1. Постановка цели и мотивация трудового процесса объективируется до его наблюдения. Для этого педагог целенаправленно конструирует разнообразные житейские образовательные ситуации, которые являются естественной частью педагогического процесса ДОУ. 2. Отбор предметов труда осуществляется на глазах детей. Например, воспитатель предлагает помочь няне снять грязные полотенца с вешалок. Это даёт возможность поставить малышей в субъективную позицию, сделать из пассивных наблюдателей активными участниками трудового процесса, помощниками взрослого. 3. Трудовое оборудование. Осуществляя трудовой процесс, взрослый отбирает необходимое для его осуществления оборудование, показывает детям, чётко называет, а воспитатель обеспечивает хоровое проговаривание, чтобы название лучше запомнилось детям. Одновременно обращается внимание на организацию трудового процесса, как взрослый подготовился к работе, почему надел передник или халат, зачем засучил рукава, почему няня вымыла руки перед сервировкой стола, как расположено оборудование на рабочем месте. 4. Промежуточный результат. Важно, чтобы малыши получили общее представление о последовательности действий, их цепочке, поэтому выделяются наиболее значимые из них, трудовой процесс несколько упрощается. Обращать внимание на нюансы выполнения всех трудовых действий не стоит. Каждое значимое трудовое действие показывается, объясняется и мотивируется в доступной для малышей форме. В конце наблюдения с помощью педагога выделяют итоговый результат труда, его соответствие цели, определяют значимость результата труда (например, групповая комната убрана; няня позаботилась о детях, повесила чистые полотенца, чтобы детям было приятно вытирать лицо и руки и т.п.). К отражению полученных представлений в самостоятельных играх малышей на бытовую тематику их стимулирует постоянно развивающаяся игровая материальная среда, специально создаваемая воспитателем. По мере ознакомления с трудовыми процессами взрослых в групповой комнате должны появляться новые игрушки, разнообразные атрибуты, предметы-заместители, позволяющие развернуть игру. Глава 2. Методы развития трудовой деятельности в младшем дошкольном возрасте 2.1 Система дидактических игр как средство формирования представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста Одной из важнейших специфических особенностей детского труда является е близость его к игре – ведущей деятельности дошкольников. В игре дети изображают тот или иной трудовой процесс: стирают, готовят обед, лечат больных, перевозят пассажиров. И хотя ребёнок это делает «понарошку», «как - будто», усилия он затрачивает самые настоящие. Известный отечественный педагог А.С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Главным при ознакомлении малыша с окружающей действительностью должен быть человек и его труд. Подражая взрослым, ребёнок воспроизводит те отношения, которые наблюдает. Если ребёнок ставит палочку-лошадку на место, убирает игрушки, выполняет и другие взятые на себя обязанности, то у такого ребёнка в игре развивается бережное отношение к вещам, трудолюбие, дисциплинированность и другие ценные качества. Эта специфическая связь детского труда с игрой имеет важное значение в дошкольном возрасте – игровые образы помогают детям выполнять работу с интересом, что объясняется особенностями мышления. Характерной формой мышления детей младшего дошкольного возраста является то, что оно наглядно-действенное, возникает у ребят в тесной связи с их практической деятельностью и направлено на её обслуживание. Значение этой формы мышления состоит в том, что она выступает как исходный пункт для формирования других, более сложных форм (Н.Н.Подъяков). Благодаря деятельности наглядно-действенного мышления ребёнок накапливает факты об окружающих объектах, о некоторых свойствах и связях предметов и явлений. Любое дело ребёнка в этом возрасте поддерживается игровым настроением, игровым переживанием. Игровая форма позволяет воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – воздействовать на малыша более активно. Игра рождает у ребёнка стремление переносить любые трудности, которые практически всегда присутствуют в любом виде трудовой деятельности, снимает усталость и напряжение. А это, в свою очередь, рождает успех, вдохновение и порыв, которые окрыляют ребёнка . Дидактические игры – это обучающие игры, которые направлены на усвоение, закрепление детьми знаний, умений и навыков, развитие их умственных способностей. В образовательном процессе дидактическая игра может выступать как самостоятельная игра, как приём обучения, как специальное занятие. Как отмечал А.Н.Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Дидактическая игра имеет и глубокое воспитательное влияние, о котором писала ещё Е.И.Тихеева: «Эти игры также нельзя оценивать только со стороны их явно дидактической цели – ориентировки детей в том или ином представлении или усвоении знаний. Эти игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности: они организуют детей, повышают их самостоятельность». Возможность обучать маленьких игр посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Однако следует заметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях), а игровые действия – для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Издавна было подмечена удивительная особенность маленьких детей – восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр. Дидактическим играм, направленным на формирование представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста, принадлежит серьёзная учебная функция. Она направлена на организацию и дальнейшее совершенствование практического опыта детей, а также на формирование у них обобщённых представлений о труде взрослых, стремления помогать им, понимать направленность труда взрослых на заботу о детях и близких им людях. Формирование представлений о труде у детей младшего дошкольного возраста, приобретение знаний ещё не означает, что дети воспользуются ими в жизненных положениях, самостоятельно применят эти знания на практике. Показать, как это можно сделать, заинтересовать детей тем, в каких случаях им будут полезны полученные представления о труде взрослых, могут дидактические игры и упражнения, специально созданные для этой цели. В расширении практики использования полученных представлений, в расширении практических ориентировок заключается ещё одна важная роль дидактических игр. Здесь функция дидактических игр не учебная, а иная, направленная на использование уже имеющихся у ребёнка знаний. Например, формируя представления детей младшего дошкольного возраста о труде младшего воспитателя, педагог использует дидактическую игру «Няня». Перед играющими стоит задача - подобрать карточки-фишки с изображённым на них оборудованием, которое используется в работе няни (мыло, швабра, ведро, совок, веник). Дети не знакомятся с предметами, необходимыми для труда няни впервые, это им уже известно. Подобные игры, требующие от детей умения использовать и применять свой предшествующий опыт и знания для практических целей, необходимо проводить систематически. Дидактические игры и упражнения выполняют ещё одну важную функцию – контроль состояния формирования представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста. Этой цели, например, служит дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?». Взрослый раздаёт детям карточки с изображением людей разных профессий – воспитатель, няня, повар, дворник. Просит их рассмотреть. Затем откладывает эти карточки на свой стол и поднимает карточку с изображением няни. Спрашивает: «Кто изображён на картинке? Что она делает?» Аналогично проводит работу и с другими карточками. Затем раздаёт детям предметные картинки с изображением инструмента, нужного человеку той или иной профессии. Воспитатель поднимает свою карточку и говорит: «Дети, поднимите те предметы, которые нужны человеку этой профессии (например, повар). Почему вы подняли именно эту карточку? (Ответ ребёнка). Зачем повару нужен этот предмет? »(Ответ детей). Увидеть уровень формирования представлений о профессиях у детей младшего дошкольного возраста можно по тому, как будет действовать ребёнок. Немаловажно побуждать малышей к оценке действий сверстника в процессе игры, результатов его деятельности. Как правило, дети легко замечают ошибки другого, поэтому задача педагога состоит не в том, чтобы развить это умение. Важно научить внимательно относиться к товарищу, доброжелательно оценивать, помогая найти и исправить ошибку. Последовательное овладение контрольно-проверочными умениями обеспечивает возникновение самоконтроля. В целях приобретения детьми младшего дошкольного возраста отчётливых представлений о направленности, содержании и структуре конкретных трудовых процессов взрослых по созданию предметов, педагогами ДОУ используются дидактические игры в малых подгруппах (до 3-5 детей). Использование игрового персонажа или приёма «от противного» помогает детям активно участвовать в выборе и формирует представления о последовательности действий. Примером может служить д/и «Поможем повару приготовить фруктовый салат». В общей системе трудового воспитания в ДОУ дидактические игры, направленные на формирование представлений о профессиях у детей младшего дошкольного возраста, решают не только учебные задачи, они – хорошая школа использования детьми полученного практического опыта, представлений и знаний о труде взрослых, и выполняют функцию контроля, а также способствуют формированию элементарного самоконтроля и самооценки. 2.2 Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию системы дидактических игр Видный отечественный педагог Н.К.Крупская определяла игру как особый тип связи детей с жизнью. Дидактические игры создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу. В дошкольном возрасте дети накапливают огромный чувственный опыт, но воспитатель не должен стремиться беспредельно расширять их представления, сообщать им всё новые и новые сведения. Необходимо в каждом учебном материале (в каждой теме) выделять центральные стержневые вопросы. Материал, упорядоченный таким образом в чёткую систему, с простым принципом построения легче усваивается детьми, чем материал разрозненный, случайный. Например, знакомя детей с трудом взрослых, совсем необязательно брать много профессий или различных видов труда. Важнее на нескольких видах труда (имеющихся в ближайшем окружении) выделить основные стержневые положения, свести их в определённую простую систему и преподать детям. Так, интерес детей к труду взрослых, уважение к людям труда, результатам их трудовой деятельности можно сформировать на отдельных видах профессий (няни, повара, дворника, шофёра и пр.), отмечая общественно-полезную значимость, преимущество использования техники и коллективный характер труда примерно по такой системе: название профессии или вида труда (кто убирает так чисто игровую комнату, кто готовит детям вкусный обед и т.д.); место работы (где работает няня, повар, дворник и т.д.); материал и орудия труда (что нужно для труда няни, повару, дворнику, шофёру); трудовые действия (какие действия выполняет няня, повар, шофёр, дворник); каковы результаты их труда (няни, повара, шофёра, дворника). Развитие социального опыта детей младшего дошкольного возраста включает большое количество взаимосвязанных задач и специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях. Руководствуясь обучающей задачей, взрослые создают ту или иную дидактическую игру, тем самым облекают её в занимательную для детей форму. Например, обучающая задача - расширить представления детей младшего дошкольного возраста о профессиях: милиционер, продавец, парикмахер («Кто это?»). Ребёнка привлекает в игре возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Например, в д/и «Кому что нужно для работы?» каждый играющий должен подобрать к картинке с изображением человека той или иной профессии карточку-пару с предметом, необходимым людям данных профессий (парикмахер-фен, милиционер-жезл, продавец-весы и т.д.). Успешное выполнение игровых действий связано с развитием ассоциативного мышления, объяснительной речи, расширения предметного словаря, об уровне формирования представлений о труде взрослых. Активное участие ребёнка в дидактической игре побуждают ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания в лёгкой, непринуждённой форме. Исследования В.И.Логиновой и М.В.Крулехт показали, что формирование самой трудовой деятельности в младшем дошкольном возрасте требует включения игры: вначале дети осваивают знания о том, как трудится взрослый, как он организует и выполняет трудовой процесс, затем это повторяется в игре, и, когда дети освоят содержание и организацию трудового процесса, они переходят к собственно трудовой деятельности. Характерной особенностью детей младшего дошкольного возраста является то, что процесс торможения у них значительно слабее, чем процесс возбуждения, непосредственная наглядность действует сильнее, чем слово, и поэтому целесообразнее объяснение правил объединить с показом действия – «пробным ходом». Правила игры малышам не сообщаются все сразу, они чередуются с действиями, и взрослый продумывает их последовательность. Исследователь проблемы детской игры А.П.Усова говорила о ведущей роли взрослого в обучении детей. Поэтому взрослый является инициатором и участником игры и может руководить игрой через правило, через «пробный ход». Уместно вспомнить, что А.П.Усова называла дидактическую игру плохой, если при её проведении требуется постоянное вмешательство взрослого. Во избежание этого в каждой дидактической игре должно быть представлено развёрнутое игровое действие. В работах Е.И.Тихеевой, Ф.Н Блехер, А.И.Сорокиной было отмечено, что дидактическая игра становится игрой благодаря наличию в ней разнообразных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, распределения ролей и др. В целях формирования представлений о профессиях у детей младшего дошкольного возраста целесообразно использовать следующие дидактические игры: - «Кто это?» (игра развивает предметный словарь детей, внимание, память); - «Кто что делает?» (игра развивает глагольный словарь, конкретизирует представления о профессиях); - «Кому что нужно для работы?» (1 вариант - по типу лабиринта, например, найти, что нужно для работы повару; 2 вариант – по типу лото, подобрать карточки с изображением предметов, необходимых человеку для осуществления определённых трудовых действий; игра уточняет название и назначение предметов, необходимых людям разных профессий); - «Четвёртый лишний» (игра развивает объяснительную речь, учит классифицировать, обогащает словарь по всем грамматическим категориям); - «Помоги повару приготовить фруктовый салат» (игра углубляет знания о способах и последовательности приготовления салата из фруктов); - «Почини грузовик» (по типу разрезных картинок; игра закрепляет название частей грузовика, употребление в речи существительных ед. и мн. ч. Р.п.); - «Какая картинка лишняя?» (игра учит детей азам обобщения и классификации, активизирует глагольный словарь). К отражению полученных представлений в играх малышей на бытовую тематику их стимулирует постоянно развивающаяся игровая материальная среда, специально создаваемая взрослыми. По мере ознакомления с трудовыми процессами взрослых в окружении ребёнка должны появляться новые игрушки, разнообразные атрибуты, предметы-заместители, пособия, дидактические игры. 2.3 Описание методик для исследования Дидактическая игра: «Кому что нужно для работы?» Цель: Уточнить название и назначение предметов, необходимых людям разных профессий (шофёр, врач, повар, парикмахер); Закреплять знания о важности их труда; Активизировать словарь; Развивать монологическую речь. Методика проведения. Правила игры: Подобрать картинки с изображением предметов труда к большим карточкам. Объяснить кому, что нужно для работы. Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку сюжетные иллюстрации с изображением труда шофёра, повара, парикмахера и врача. Ребёнок называет, кем работают эти люди. Затем ребёнок выбирает карточки с изображением предметов, необходимых людям этих профессий. Шофёр: бензобак, насос, ключ зажигания, гаечный ключ. Врач: шприц, бинт, таблетки, фонендоскоп. Повар: скалка, разделочная доска, кастрюля, половник. Парикмахер: расчёска, ножницы, фен, лак для волос. Дидактическая игра: «Почини грузовик». Цель: Закреплять название частей грузовика (кузов, кабина, передние колёса, задние колёса); Закреплять употребление в речи существительных единственного и множественного числа Родительного падежа; Воспитывать уважение к труду шофёра. Методика проведения. Правила игры. Назвать какой части грузовика нет на картинке Ход игры. Взрослый предлагает рассмотреть предметные картинки, на каждой из которых отсутствует какая-либо часть грузовика. Ребёнок называет отсутствующие части. В случае затруднения воспитатель показывает образец-картинку для сравнения. Дидактическая игра: «Какая картинка лишняя?» Цель: Продолжать учить детей азам обобщения и классификации; Формировать представления о назначении предметов, необходимых людям разных профессий (врача, шофёра, повара, парикмахера); Активизировать глагольный словарь; Воспитывать эмоционально-познавательный интерес к труду взрослых. Методика проведения. Правила игры. Назвать предметы, изображённые на картинке, выделить лишнюю карточку и объяснить свой выбор. Ход игры. Педагог выкладывает поочерёдно перед ребёнком ряды ассоциативных цепочек. Бинт, мороженное, шприц, таблетки, фонендоскоп. Кастрюля, молоток, разделочная доска, половник, скалка. Насос, книга, ключ зажигания, бензобак, гаечный ключ. Расчёска, телефон, ножницы, лак для волос. Взрослый спрашивает: «Кому это нужно для работы?» Ребёнок рассказывает. Затем у него спрашивают: «Какая картинка лишняя, почему?» Дидактическая игра: «Поможем повару приготовить фруктовый салат». Игровое задание: накормить кукол. Правила игры. Выполнять все просьбы куклы, затем объяснить ей, как готовили салат, используя подсказку (схему). Ход игры. Все желающие стать поварами усаживаются за столом, чтобы приготовить куклам салат. Воспитатель показывает детям необходимые для этого материалы и оборудование. Применяя приём от противного, взрослый готовит блюдо вместе с детьми. Затем дети приглашают к столу кукол и рассказывают им, как был приготовлен салат. Закончив есть, куклы благодарят детей, побуждая их ответить: «На здоровье». 2.4 Результаты констатирующего эксперимента В результате констатирующего эксперимент, проводимого на базе МДОУ№____ во 2-младшей группе, были выявлены 3 подгруппы детей с высоким, средним и низким уровнем сформированности представлений о труде взрослых. Разработанная игровая диагностика дала возможность констатировать успешность формирования такой стороны социальной компетентности как представление детей младшего дошкольного возраста о труде взрослых: 50% диагностированных детей показали высокие результаты, 30%-средние, 20%-низкие результаты. Соответственно были выделены уровни социальной компетентности детей. Низкий уровень ребёнка затрудняет дифференцированное восприятие трудового процесса. Интерес к результату труда выражен слабо, обусловлен игровыми потребностями. Средний уровень. Дифференцированное восприятие ребёнком трудового процесса. Затруднения, ошибки в ответах на вопросы о том, как делали предмет, какие нужны были материалы, инструменты и т.д. Высокий уровень компетентности. Дифференцированное восприятие простейших трудовых процессов по созданию и преобразованию предметов. Ребёнок может самостоятельно рассказать о хорошо знакомых трудовых процессах, назвать компоненты и установить связь между ними (по вопросам взрослого). Бережное отношение к результатам труда, благодарное чувство к взрослым за заботу. Заключение Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая, экспериментирующая личность. Познавая мир, исследуя его, ребенок делает массу открытий, изобретений, открывает для себя разные виды деятельности, мир человеческих отношений и общественной функции людей. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь и активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, дошкольник стремится к самостоятельности и потребности поступать как взрослый, подражая ему во всем. Социальный опыт ребенка обогащается при освоении трудовой деятельности. Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его привлекает то, как мама моет посуду, как папа ремонтирует стул, как бабушка печет пирожки и т.д. Ребенок начинает подражать взрослым в этих действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т.п. Для создания положительного отношения и привычки к труду важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом. В детском саду имеются все возможности для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых. Этот труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личных потребностей, в нем много интересных действий, его можно часто наблюдать. В нем много моментов, тесно связанных с поведением самих детей по поддержанию чистоты, порядка, соблюдению гигиенических правил. В этом труде явно выражен его общественный характер, поэтому бытовой труд работников детского сада имеет в своем влиянии на воспитанников много преимуществ по сравнению с бытовым трудом, осуществляемым в семье. При ознакомлении воспитанников младшего дошкольного возраста с трудом взрослых ставится цель: формирование представлений о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, воспитание эмоционального и уважительного отношения к труду взрослых и его результатам. Решаются следующие задачи: - знакомство детей с трудовыми действиями и орудиями труда; - развивается познавательная активность, любознательность, творческие способности; - воспитывается желание трудиться и положительно относиться к собственному труду, труду других людей и его результатам. При построении работы педагога по ознакомлению детей с трудом взрослых следует опираться на наглядность, доступность с учетом возрастных особенностей. Детские интересы необходимо направлять в соответствии с задачами воспитания, расширять и углублять их, стараться придать им устойчивость, нравственную направленность: - внимательно выслушивать и отвечать на детские вопросы; - формировать интерес к профессиям взрослых; - развивать интерес к окружающей действительности; - осуществлять индивидуальный подход к воспитанникам для более успешного формирования интереса к труду взрослых. При ознакомлении детей с трудом взрослых, со значимостью их труда, следует использовать следующие методы и приемы: - экскурсии и встречи с представителями различных профессий, способствующие накоплению ярких эмоциональных впечатлений; - наблюдения за трудом взрослых, которые способствуют уточнению представлений детей, пробуждают любознательность и интерес к деятельности взрослых; - беседы закрепляющие, дополняю знания, полученные во время наблюдений; - дидактические игры, развивающие память, мышление, воображение и т.д.; - чтение художественной литературы и ее обсуждение. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка вызывает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им хорошо трудиться; - рассматривание картинок и иллюстраций, помогающие развивать наблюдательность, мыслительные процессы (сравнение, различение, обобщение, анализ). Уточнению представлений о труде взрослых и воспитанию положительного отношения к трудящемуся человеку способствуют продуктивные виды деятельности дошкольников, такие как конструирование, аппликация, рисование, лепка. Связывая эти виды деятельности с наблюдениями, беседами, чтением художественной литературы стараемся так представить воспитанникам тему непосредственно образовательной деятельности, чтобы она эмоционально продолжала и подкрепляла то, что они узнали ранее, помогла бы им выразить свое отношение к труженикам. Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых, её роли в обществе и жизни каждого человека играют сюжетно-ролевые игры, где усваиваются определенные правила и нормы, формируется активная социальная позиция. Сюжетно-ролевая игра позволяет малышу понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально, в выборе роли, главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит. Правильно организованная игра является прекрасным средством воспитания эмоционально - положительного отношения к труду. Темы для игр берутся из известных детям сказок и литературных произведений (К.И. Чуковского «Доктор Айболит», С. Маршака — пожарника Кузьмы «Пожар», почтальона «Почта»), из реальных фактов и событий («Врач и больные дети», «Продавец и покупатели», «Проводник и пассажиры»). Полученные знания детьми младшего возраста о труде взрослых, позволяют расширять представления ребенка о содержании деятельности человека, общественной значимости труда, ценностном отношении к собственному труду, труду других людей и его результатам. Список использованной литературы 1. Васильева, М. А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие / М. А. Васильева. – М.: Просвещение, 2010. – 289 с. 2. Вазина, К. Я. Воспитание целенаправленности в трудовой деятельности [Текст] : учебное пособие / К. Я. Вазина. – М. : Просвещение,2011. – 123 с. 3. Година, Г. Н. Нравственное воспитание детей в совместной трудовой деятельности [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Г. Н. Година. – М. : Просвещение, 2012. – 301 с. 4. Диалоги о воспитании [Текст] / под ред. В. Н. Столетова. - М.: Педагогика, 2011. – 123 с. 5. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников [Текст] / Н. Н. Захаров. – М., Педагогика, 2012. – 223 с. 6. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е. А. Климов. – Ростов н/Д, 2013. – 112 с. 7. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий [Текст] : учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. – Балашов: Изд-во "Николаев", 2012. – 125 с. 8. Логинова, В. И. Формирование представлений о труде взрослых [Текст] / В. И. Логинова, Л. А. Мишарина // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 9. – С. 23-27. 9. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. - Балашов : Николаев, 2005. - 76 с. 10. Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников [Текст] / Т. А. Маркова. – М.: Педагогика, 2010. – 156 с. 11. 10. Нечаева, В. Г. Воспитание дошкольников в труде [Текст]: пособие для воспитателей детских садов / В. Г. Нечаева. – М. : Педагогика, 2011. – 231 с. 12. 11. Черкова, Н. Н. В мире профессий [Текст] : методическое пособие / Черкова, Н. Н. – М. : Наука, 2012. – 132 с.
подробнее
Заказчик
заплатил
500 ₽
Заказчик не использовал рассрочку
Гарантия сервиса
Автор24
20 дней
Заказчик воспользовался гарантией, чтобы исполнитель повысил уникальность работы
8 ноября 2015
Заказ завершен, заказчик получил финальный файл с работой
5
Заказ выполнил
sontanico
5
скачать
Особенности ознакомления детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых.docx
2018-08-26 20:03
Последний отзыв студента о бирже Автор24
Общая оценка
5
Положительно
Отличная работа!Спасибо автору!Кому нужна работа не стандартная-это Ваш автор!Рекомендую!!!

Хочешь такую же работу?

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Создать задание», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.
Хочешь написать работу самостоятельно?
Используй нейросеть
Мы создали собственный искусственный интеллект,
чтобы помочь тебе с учебой за пару минут 👇
Использовать нейросеть
Тебя также могут заинтересовать
Эссе на тему Воспитать человека
Эссе
Педагогика
Стоимость:
300 ₽
Иностранный язык в профессиональной деятельности
Реферат
Педагогика
Стоимость:
300 ₽
Методы формирования читательского интереса у младших школьников
Дипломная работа
Педагогика
Стоимость:
4000 ₽
Выполнить курсовую по социальная педагогика. С-02267
Курсовая работа
Педагогика
Стоимость:
700 ₽
отредактировать курсовую.
Курсовая работа
Педагогика
Стоимость:
700 ₽
Обучение иностранным языкам гиперактивных детей
Курсовая работа
Педагогика
Стоимость:
700 ₽
Читай полезные статьи в нашем
Тенденции в развитии системы образования
Система образования двадцать первого века претерпевает массу изменений это связано с расширением доступного информационного поля, прогрессом, стремительным экономическим развитием, которое требует квалифированные кадры. В связи с этим наблюдаются новые тенденции в развитии образования:
Схема, представляющая вектор направленности развития современного образования представлена на рисунке 1.

Рис.1
Рассм...
подробнее
Методика организации и проведения деловой игры
Методика организации и проведения деловой игры
подробнее
Апробация работы
Необходимый шаг созревания работы — ее апробация. Верная апробация исследования — один из критериев его корректности, состоятельности, истинности итогов, один из самых реальных методов не допустить серьёзных ошибок, перекосов, преодолеть индивидуальные пристрастия исследователей, своевременно подкорректировать и поправить допущенные ошибки и недочеты.
Слово «апробация» латинского происхождения и оз...
подробнее
Педагогика Макаренко
Антон Семенович Макаренко – одна из ключевых фигур в отечественной педагогике минувшего столетия. В процессе создания своей педагогической системы, А. С. Макаренко, опираясь на классическое педагогическое наследие, принимал активное участие в поисках новых путей и способов оптимизации образовательных и воспитательных процессов первой половины XX века. Творчество выдающегося педагога, исследоват...
подробнее
Тенденции в развитии системы образования
Система образования двадцать первого века претерпевает массу изменений это связано с расширением доступного информационного поля, прогрессом, стремительным экономическим развитием, которое требует квалифированные кадры. В связи с этим наблюдаются новые тенденции в развитии образования:
Схема, представляющая вектор направленности развития современного образования представлена на рисунке 1.

Рис.1
Рассм...
подробнее
Методика организации и проведения деловой игры
Методика организации и проведения деловой игры
подробнее
Апробация работы
Необходимый шаг созревания работы — ее апробация. Верная апробация исследования — один из критериев его корректности, состоятельности, истинности итогов, один из самых реальных методов не допустить серьёзных ошибок, перекосов, преодолеть индивидуальные пристрастия исследователей, своевременно подкорректировать и поправить допущенные ошибки и недочеты.
Слово «апробация» латинского происхождения и оз...
подробнее
Педагогика Макаренко
Антон Семенович Макаренко – одна из ключевых фигур в отечественной педагогике минувшего столетия. В процессе создания своей педагогической системы, А. С. Макаренко, опираясь на классическое педагогическое наследие, принимал активное участие в поисках новых путей и способов оптимизации образовательных и воспитательных процессов первой половины XX века. Творчество выдающегося педагога, исследоват...
подробнее
Теперь вам доступен полный отрывок из работы
Также на e-mail вы получите информацию о подробном расчете стоимости аналогичной работы