Все в срок и по теме! В целом, остался доволен работой
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Современные международные отношения развиваются под влиянием двух противоположных тенденций: с одной стороны, происходит глобализация и рост мировых политических и финансово-экономических связей, а с другой – наблюдается регионализация международных отношений, углубление региональных интеграционных процессов. В силу геополитического положения немалое воздействие на международные процессы оказывает внешняя политика США, на протяжении истории всегда стремившихся направлять развитие стран региона в нужное русло и сохранять доминирующее положение в мире.
На протяжении своей истории со дня основания Соединенные Штаты Америки являлись одним из ключевых акторов международных отношений. Начиная с середины XX в., став одной из двух сверхдержав, США стали активно проявлять себя в международных делах, формируя свои национальные интересы и вырабатывая собственную стратегию внешней политики, руководствуясь национальными интересами. Как и подобает сверхдержаве, Соединенные Штаты стремились организовывать свою внешнюю политику на всех направлениях.
Период конца XX – начала XXI вв. является одним из важнейших периодов во внешней политике Соединенных Штатов, так как к концу XX в. США превратились в единственную сверхдержаву, став государством, способным единолично осуществлять внешнюю политику, способную влиять на международную ситуацию в глобальном масштабе. Именно поэтому мы рассматриваем роль двух американских президентов.
События, происходящие с начала президентского срока Б. Обамы, задают курс развития международных отношений на несколько десятков лет вперед, служат причиной возникновения политических, экономических и социально-культурных процессов, которые влияют на отношения между государствами. А поскольку США, являясь ключевым игроком на этот момент времени, вносят огромный вклад в то, на чем сформировалась современная система международных отношений, наибольший смысл имеет изучение европейского и российского аспекта внешней политики Соединенных Штатов.
Степень научной разработанности проблемы. Начиная с 1950-х годов, было опубликовано значительное число научных трудов, в которых изучались различные аспекты процессов формирования внешней политики и принятия внешнеполитических решений. Значительной популярностью в данном контексте обладают труды сторонников так называемого системного подхода в исследовании международных отношений, настаивавших на том, что основные факторы, определяющие внешнюю политику данного государства, лежат за пределами этого государства. Среди великого множества сторонников этого подхода при написании данной работы наибольшее влияние оказали работы С. Хоффманна . Среди приверженцев либеральной теории также нет единства относительно методологии исследования внешней политики. Так, популярной теорией во внешнеполитическом анализе является так называемая теория бюрократической политики, согласно которой внешнеполитические решения являются продуктом взаимодействия политических институтов; классическим трудом по теории бюрократической политики является работа Г. Аллисона о Карибском кризисе . Однако теория бюрократической политики не является единственной теорией, способной объяснить внешнюю политику государств через ее внутриполитические факторы. На протяжении вот уже более двух десятилетий публиковалось значительное число работ, в которых в качестве важнейшего фактора формирования внешней политики рассматривался институт политического лидерства. Именно эти труды оказали наибольшее влияние при формировании теоретико-методологической базы настоящей работы.
В данном контексте следует упомянуть работы М. Херманн , С. Б. Дайсона и Т. Престона, в которых рассматривается влияние типологии политического лидерства на внешнюю политику. О том как лидеры принимают решения об использовании военной силы за рубежом, пишет К. Де Роуэн. На тот факт, что нередко лидеры принимают внешнеполитические решения “по аналогии”, указывает И. Хонг. Й. Вертцбергер обращает внимание на взаимосвязь между особенностями видения лидерами окружающего мира и принимаемыми ими внешнеполитическими решениями. О взаимосвязи личности лидера и его действий в политике пишет Д. Уинтер . Ф. Дебри уделяет особое внимание разработке методологии анализа внешней политики государств на основе изучения политической риторики их лидеров. О различных “стилях” лидерства и связанных с ними аспектах их поведения в политике пишет Дж. Каарбо .
Д. Ларсон вводит в своих работах понятие системы представлений политических лидеров. О соотношении рационального и иррационального в процессе формирования внешней политики пишет Р. Мендел . С ним согласен Р. Нидеггер , чьи работы посвящены принятию решений политическими лидерами в условиях недостатка информации. Наконец, нельзя не упомянуть работы С. Редца , в которых рассматривается влияние советников политических лидеров на принятие последними внешнеполитических решений. В России подход, основывающийся на признании политического лидерства важными фактором внешней политики государств пока не получил достаточного распространения, здесь продолжают доминировать системный подход и теория бюрократической политики. Однако следует выделить российских авторов Е.В. Егорову , И.С. Смирнову и Д.А. Ланко , которые пишут о роли политического лидерства в процессе формирования внешней политики. Также большое влияние на данное исследование оказали работы о проблематике внешней политики США В.В. Согрина .
Объект исследования – внешняя политика США в период президентства Б. Обамы и Д. Трампа.
Предмет – влияние политического лидерства Б. Обамы и Д. Трампа на формирование внешней политики США.
Цель работы – определить влияние политического лидерства Президентов Б. Обамы и Д. Трампа на формирование внешнеполитического курса США в период их президентств.
Для реализации поставленной цели были сформированы следующие задачи:
1. Изучить методологию исследования политического лидерства президентов США в процессе формирования внешней политики;
2. Определить основные механизмы принятия внешнеполитических решений США;
3. Проанализировать внешнеполитический курс Б. Обамы в течении двух президентских сроков;
4. Проанализировать внешнеполитический курс Д. Трампа, действующего президента США.
Эмпирическая база исследования представлена следующими группами источников:
1. Нормативные документы международного характера, среди которых:
- Резолюции Совета Безопасности ООН №1874 от 12 июня 2009 г., №1929 от 9 июня 2010 г., №1970 от 26 февраля 2011 г., №2395 от 14 ноября 2017 г.;
- Договоры между СССР и США: об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 г., о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений №1 от 31 июля 1991 г., о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) от 8 декабря 1987 г.;
- Договоры между РФ и США: о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) от 8 апреля 2010 г., о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) от 3 января 1993 г.;
- Киотский протокол от 1992 г.; Транстихоокеанское партнерство от 4 февраля 2016 г.;
- Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) от 17 декабря 1992 г.;
- Соглашение между США, Мексикой и Канадой от 30 ноября 2018 г.
2. Материалы национального законодательства США, среди которых:
- Резолюция о военных полномочиях США от 1993 г.;
- Национальные стратегии безопасности от 2002, 2010, 2015 и 2017 годов;
- Обзор ядерной политики США от 2010 г.;
- Указ о введении чрезвычайного положения на границе с Мексикой от 15 февраля 2019 г.;
- Закон о “О противодействии противникам Америки посредством санкций” от 2 августа 2017 г.
3. Предвыборные программы Б. Обамы в 2008 и 2012 годах , Д. Трампа в 2016 году .
4. Тексты публичных выступлений двух президентов .
Методологическая база исследования. Основой данной работы является системный подход, который позволил сочетать различные методы политического анализа, такие как сравнительный и исторический.
Сравнительный анализ применяется для сравнения двух внешнеполитических курсов, проводимых президентами Б. Обамой и Д. Трампом, которое осуществляется в исследовании по 3 переменным. Во-первых, это стиль внешнеполитического лидерства, определяемый как “напористый” или “осторожный” . Во-вторых, это позиционирование президентами своей страны относительно основных регионов мира. В-третьих, это подход лидера к характеру отношений с союзниками и другими крупными государствами.
Исторический метод позволил выявить причинно-следственные связи в эволюции подходов и механизмов осуществления внешнеполитических курсов на разных этапах дипломатии США.
Историко-системный подход ввел И.Д. Ковальченко, рассматривая его как метод, основу которого составляет структурно-функциональный анализ, дополненный характеристикой развития с учетом ее свойств. Этот метод направлен на изучение объектов и явлений прошлого как целостных исторических систем: анализ их структуры и функций, внутренних и внешних связей, а также динамических изменений.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Политическое лидерство в процессе принятия внешнеполитических решений США................. ..................................... …………………………10
1.1. Лидерская роль президента США в формировании внешнеполитического курса……………………..…………………………………………………..10
1.2. Механизмы принятия внешнеполитических решений США.............19
Глава 2. Внешнеполитические ориентиры президентов США в контексте их лидерства……………………………………………………………………24
2.1. Влияние Б. Обамы на внешнеполитический курс США....................24
2.2. Влияние Д. Трампа на внешнеполитический курс США…………...43
Заключение……………………………………………………………….....61
Список использованных источников и литературы............................ …..67
Работа состоит из двух глав, первая - теоретическая о роли политического лидерства + механизмы принятия внешнеполитических решений США. Вторая глава - практическая, роль Б. Обамы и Д. Трампа + заключение с тенденциями развития внешнеполитического курса США. Дата защиты 18.06.2019, Челябинск. Оценка - "отлично". Аннотация к работе на английском языке находится на 75-76 страницах, после списка источников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники:
1. Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических вооружений №1 от 5 декабря 1994 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.doc20vek.ru/node/3192 (Дата обращения: 15.05.2019)
2. Договор об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.doc20vek.ru/node/3192 (Дата обращения 15.05.2019)
3. Договор между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений 8 апреля 2010 г. [Электронный ресурс] // URL: https://vz.ru/information/2010/4/8/391154.html (Дата обращения: 15.05.2019)
4. Обзор ядерной политики США. 2010. [Электронный ресурс] // URL: https://dod.defense.gov/Portals/1/features/defenseReviews/NPR/RUS-FINAL_NPR_Preface___Exec_Summary.pdf (Дата обращения 13.05.2019)
5. Предвыборная кампания Б. Обамы. Справка. 5 ноября 2009 г. [Электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/20091105/192059147.html (дата обращения: 09.05.2019)
6. Резолюция Совета Безопасности ООН от 12 июня 2009 г. №1874. [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/2570640/ (Дата обращения: 14.05.2019)
7. Резолюция Совета Безопасности ООН от 9 июня 2010 г. №1929. [Электронный ресурс] // URL: http://www.pircenter.org/kosdata/page_doc/p2167_1.pdf (Дата обращения: 14.05.2019)
8. Резолюция Совета Безопасности ООН от 26 февраля 2011 г. №1970. [Электронный ресурс] // URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Резолюция_Совета_Безопасности_ООН_№_S/RES/1970_(2011) (Дата обращения:16.05.2019)
9. Резолюция Совета Безопасности ООН от 17 марта 2011 г. №1973. [Электронный ресурс] // URL: https://undocs.org/ru/S/RES/1973%282011%29 (Дата обращения: 16.05.2019)
10. Речь Д. Трампа в Геттисберге. 22 Октября 2016 г. [Электронный ресурс] // URL: // https://inosmi.ru/politic/20161023/238066206.html (Дата обращения: 21.05.2019)
11. Текст обещаний Д. Трампа после победы на выборах 2016 г. 22 Ноября 2016 г. [Электронный ресурс] // URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4207654 (дата обращения: 27.05.2019)
12. National Security Strategy. September 2002. Washington, 2002. [Электронный ресурс] // URL: http://nssarchive.us/national-security-strategy-2002/ (Дата обращения: 13.05.2019).
13. National Security Strategy. May 2010. Washington, 2010. [Электронный ресурс] // URL: http://nssarchive.us/national-security-strategy-2010/ (Дата обращения: 13.05.2019)
14. National Security Strategy of the United States of America 2017 / Whitehouse.gov. December, 2017.[Электронный ресурс] // URL : https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf (Дата обращения: 22.05.2019)
15. North American Free Trade Agreement, 1992 Oct. 7 Tariff Phasing Descriptions [Электронный ресурс] // URL: http://www.gutenberg.org/cache/epub/89/pg89-images.html (Дата обращения: 14.05.2019)
16. Statement by the President on the White House Organization for Homeland Security and Counterterrorism. The White House. May 26. 2009. [Электронный ресурс] // URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/statement-president-white-house-organization-homeland-security-and-counterterrorism (Дата обращения: 10.05.2019)
17. Trains-Pacific Partnership Agreement 2016. Feb. 4 [Электронный ресурс] // URL: https://en.wikisource.org/wiki/Trans-Pacific_Partnership_Agreement (Дата обращения: 14.05.2019)
18. USMCA Agreement. Full text. [Электронный ресурс] // URL: https://ustr.gov/trade-agreements/free-trade-agreements/united-states-mexico-canada-agreement/agreement-between (Дата обращения: 27.05.2019)
Литература:
19. Алексеева А.В. Расширение НАТО на Восток: региональный и глобальный аспекты. - Спб., 2005.
20. Америка: взгляд из России. До и после 11 сентября. М., 2001.
21. Антонович И.И. США и реальность однополярного мира, Право и безопасность, 2004
22. Арбатов Г.А. Свидетельство современника// М.: 1991. - 189 с.
23. Байден Дж., Смит Гордон Х. Точка зрения. Конгресс и внешняя политика // США – Канада. Экономика, политика, культура. № 9. Ноябрь, 2000. C. 85.
24. Баталов Э.Я. Какая Россия нужна Западу // Свободная Европа № 4 (октябрь-декабрь 2005). С. 5-7.
25. Баталов Э.Я. Мировое развитие и мировой порядок, 2010. С.32.
26. Батюк В. Постбиполярная ретроспектива мирового порядка // Международные процессы. 2010.
27. Бейшеналиев А.Б.Основные теоретические положения, формирующие геополитическую стратегию США по отношению к Евразии // Наука, новые технологии и инновации. 2015. № 4. С. 189-193.
28. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М., 2005.
29. Богатуров А. Д. Современная мировая политика: Прикладной анализ, 2-е издание, 2010, 592 с
30. Богатуров А. Д., Барановский В. Г., Современные глобальные проблемы, 2010, 350 с
31. Богатуров А.Д. Лидерство и децентрализация в международной системе. //Международные процессы. Т. 4. № 3 (12). Сентябрь-декабрь 2006.
32. Бондарев В.В. Совет национальной безопасности США при Администрации Обамы // США – Канада. Экономика, политика, культура. № 11. Ноябрь. 2009. C. 33–48.
33. Гарбузов В.Н. Президент Буш и парадоксы «сострадательного консерватизма». // США, Канада: экономика, политика, культура. 2001.
34. Гарусова Л.Н. Внешняя политика Соединенных Штатов Америки: основные тенденции и направления (1990–2000-е гг.) (Учебное пособие), 2005.
35. Городилов А.А., Куликов А.В. Иностранное конституционное право / Под ред. Маклакова В.В. – М.: Юрист, 1996
36. Давыдов В.М., Бобровников А.В., Роль восходящих гигантов в мировой экономике и политике (шансы Бразилии и Мексики в глобальном измерении), М.: - ИЛА РАН, 2009. – 234 с.
37. Денисов А.Д. О сущности американского государства // В сборнике: Техника и технологии, политика и экономика: проблемы и перспективы Материалы III Международной научно-практической конференции. 2016. С. 143-150.
38. Егорова Е.В. США в международных кризисах (политико-психологические аспекты). М.: Наука, 1988.
39. Закария Ф. Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами. Пер. с англ. под ред. В. Иноземцева. М., 2004. С. 89
40. Истомин И. Европейская политика Барака Обамы: представления и множественные реальности, Российский Совет по международным делам, 2016.
41. Кейган Р. Парадигма 12 сентября. // «Россия в глобальной политике». № 6. Ноябрь – декабрь 2008
42. Киссинджер Г. «Дипломатия», / Издательство ―Ладомир, 1997
43. Кременюк В. А. Установление мира: свет и тени современного миротворчества // США: экономика, политика, идеология. 1997. № 3.
44. Кувалдин В.Б. Глобализация: рождение мегаобщества //Постиндустриальный мир и Россия, 2001, 115 с.
45. Кулагин В.М. Глобальная или мировая безопасность? //Международные процессы. Т. 5, № 2 (14). Май – август 200
46. Ланко Д.А. Региональный подход в формировании внешней политики и принятии внешнеполитических решений: сравнительный анализ российского и американского опыта. СПб.: Издательство Левша - Санкт-Петербург, 2011.
47. Макаров Д.В. США и Россия. Новая парадигма неправительственной дипломатии. 2006. С. 23.
48. Обама Б. Дерзость надежды. Мысли о возрождении американской мечты. СПб., 2008.
49. Петровский В.Ф. Доктрина "национальной безопасности" в глобальной стратегии США / В.Ф. Петровский. - М.: Международные отношения, 2012.
50. Пешкова Ю.Ю. Развертывание противоракетной обороны США в Азиатско-Тихоокеанском регионе// Вестник МГИМО, 2016. №8 (45).
51. Печатнов В. О., Маныкин А. С., История внешней политики США, 2016
52. Политология / Под редакцией А. А. Радугина. М., 2008. С. 33.
53. Приходько О. В. Политика администрации Б. Обамы в контексте трансатлантических отношений (НАТО. ЕС), 2010, 156 с.
54. Ровдо В. В. Сравнительная политология. В 3 частях. Часть 1.
55. Рогов С. Доктрина Буша и перспективы российско-американских отношений // Независимое военное обозрение. 2008. № 13.
56. Рогов С. М., Золотарев П. С. и др., Новый договор СНВ: Достижения, проблемы, последствия, 2010, 58 с.
57. Российско-американские отношения в условиях глобализации. 2005. С. 317.
58. Русское открытие Америки. Антология. М., 2002. С. 496
59. Самуйлов С.М. Совет национальной безопасности США: прошлое и настоящее // США – Канада. Экономика, политика, культура. № 8. Август 2007
60. Смирнова И.С. Великобритания: лидерство, власть, элиты. СПб.: Борей-Арт, 2005.
61. Смирнова А.Г. Образ государства как инструмент познания угрозы в международных отношениях (на примере ядерной программы Ирана) // Полис, 2008. N5.
62. В.В. Согрин. Барак Обама: внешняя политика либерального прогрессиста // Общественные науки и современность. – 2014, №3
63. Согрин В.В. Меняющееся восприятие США в постсоветской России // Общественные науки и современность. 2013в . № 6
64. Согрин В.В. Внешняя политика администрации Б. Обамы (2009–2012 гг.). М., 2012.
65. Терентьев А. «Новый мировой порядок» США или европейское мироустройство? Мировая экономика и международные отношения, 2009, 337 с.
66. Торкунов A. В. Международные отношения после косовского кризиса // Международная жизнь. 1999. № 12.
67. Торкунов А. В. Современные международные отношения, 2012, 689 с.
68. Уткин А.И. Американская империя, 2003, 119 с.
69. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление, 2002, 254 с
70. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и перестройство мирового порядка (отрывки из книги) // Pro et Contra. Весна 1997, 245 с.
71. Хаффман С. «Первенство или мировой порядок», 1980.
72. Шаклеина Т.А. Статус-кво как оппозиция миропорядку // Международные процессы. Том 4. № 1 (январь-апрель 2006).
73. Allison G. Essence of Decision: Explaining the Cuban Missile Crisis. Boston: Little Brown, 1971
74. Asmus R., Blackwill R., and Larrabее S. Can NATO Survive? // The Washington Quarterly, vol. 19, No. 1, 1996.
75. De Rouen K. Politics, economics, and presidential use of force decision making. - Lewiston, NY: Edwin Mellen. 2001
76. Dyson S, Preston T. Individual Characteristics of Political Leaders and the Use of Analogy in Foreign Policy Decision Making. // Political Psychology. 2006. Vol. 27. No. 2.
77. Hermann M. Explaining Foreign Policy Behavior Using the Personal Characteristics of Political Leaders. // International Studies Quarterly. 1980. Vol. 24. No. 1.;
78. Hermann М. Circumstances under which leader personality will affect foreign policy: some propositions. // in J. N. Rosenau (ed.) In Search of Global Patterns. New York. 1976
79. Hermann M. Assessing Leadership Style: A Trait Analysis. // Post J. (ed.), the Psychological Assessment of Political Leaders. University of Michigan Press. 2005
80. Hoffmann S International Systems and International Law//World Politics. 1961. Vol. 14,No. l:The International Systems: Theoretical Essays (October).
81. Kaarbo J., Hermann M. Leadership Styles of Prime Ministers: How Individual Differences Affect the Foreign Policy Process. // Leadership Quarterly. 1998. Vol.9.
82. Khong Y. F. Analogies at War. Oxford: Oxford University Press. 1992
83. Kissinger Н. New World Disorder // Newsweek. 1999, May 31.
84. Krauthammer C. The Unipolar Moment, Foreign Affairs, 1990
85. Larson D. W. The Role of Belief Systems and Schemas in Foreign Policy Decision Making Process. // Political Psychology. Vol. 15. No. 1. March 1994. P. 19
86. Mandel R. The Desirability of Irrationality in Foreign Policy Making: A Preliminary Theoretical Analysis. // Political Psychology. 1984. Vol. 5, No. 4 (December).
87. Mazari M. US Foreign Policy Decision-Making during the Clinton Administration. // Italian Journal of International Affaire. Vol. 35. Issue 4. 2000
88. Mintz A., et al. The effect of dynamic and static choice sets on political decision making: An analysis using the decision board platform. //American Political Science Review. Vol. 91. 1994
89. Nydegger R. Information processing complexity and leadership status // Journal of Experimental Social Psychology. 1975. Vol. 11
90. Redd S. The Influence of Advisers on Foreign Policy Decision Making: An Experimental Study. // Journal of Conflict Resolution. 2002. Vol. 46. No. 3 (June).
91. Rosetti J. A Cognitive Approach to Study of Foreign Policy. // Foreign policy analysis: Continuity and change. 1995
92. Thelen K., Steinmo S. Historical Institutionalism in Comparative Analysis. - Cambridge University Press. 1992
93. Vertzberger Y. The World in Their Minds. Stanford: Stanford University Press, 1990.
94. Walts K. Globalization and Governance // Political Science and Politics. Vol. 32. No. 4. December 1999
95. Winter D. Personality and Political Behavior// Sears D.O., Huddy L., Jervis R. (eds.) Oxford Handbook of Political Psychology. Oxford: Oxford University Press, 2003
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Современные международные отношения развиваются под влиянием двух противоположных тенденций: с одной стороны, происходит глобализация и рост мировых политических и финансово-экономических связей, а с другой – наблюдается регионализация международных отношений, углубление региональных интеграционных процессов. В силу геополитического положения немалое воздействие на международные процессы оказывает внешняя политика США, на протяжении истории всегда стремившихся направлять развитие стран региона в нужное русло и сохранять доминирующее положение в мире.
На протяжении своей истории со дня основания Соединенные Штаты Америки являлись одним из ключевых акторов международных отношений. Начиная с середины XX в., став одной из двух сверхдержав, США стали активно проявлять себя в международных делах, формируя свои национальные интересы и вырабатывая собственную стратегию внешней политики, руководствуясь национальными интересами. Как и подобает сверхдержаве, Соединенные Штаты стремились организовывать свою внешнюю политику на всех направлениях.
Период конца XX – начала XXI вв. является одним из важнейших периодов во внешней политике Соединенных Штатов, так как к концу XX в. США превратились в единственную сверхдержаву, став государством, способным единолично осуществлять внешнюю политику, способную влиять на международную ситуацию в глобальном масштабе. Именно поэтому мы рассматриваем роль двух американских президентов.
События, происходящие с начала президентского срока Б. Обамы, задают курс развития международных отношений на несколько десятков лет вперед, служат причиной возникновения политических, экономических и социально-культурных процессов, которые влияют на отношения между государствами. А поскольку США, являясь ключевым игроком на этот момент времени, вносят огромный вклад в то, на чем сформировалась современная система международных отношений, наибольший смысл имеет изучение европейского и российского аспекта внешней политики Соединенных Штатов.
Степень научной разработанности проблемы. Начиная с 1950-х годов, было опубликовано значительное число научных трудов, в которых изучались различные аспекты процессов формирования внешней политики и принятия внешнеполитических решений. Значительной популярностью в данном контексте обладают труды сторонников так называемого системного подхода в исследовании международных отношений, настаивавших на том, что основные факторы, определяющие внешнюю политику данного государства, лежат за пределами этого государства. Среди великого множества сторонников этого подхода при написании данной работы наибольшее влияние оказали работы С. Хоффманна . Среди приверженцев либеральной теории также нет единства относительно методологии исследования внешней политики. Так, популярной теорией во внешнеполитическом анализе является так называемая теория бюрократической политики, согласно которой внешнеполитические решения являются продуктом взаимодействия политических институтов; классическим трудом по теории бюрократической политики является работа Г. Аллисона о Карибском кризисе . Однако теория бюрократической политики не является единственной теорией, способной объяснить внешнюю политику государств через ее внутриполитические факторы. На протяжении вот уже более двух десятилетий публиковалось значительное число работ, в которых в качестве важнейшего фактора формирования внешней политики рассматривался институт политического лидерства. Именно эти труды оказали наибольшее влияние при формировании теоретико-методологической базы настоящей работы.
В данном контексте следует упомянуть работы М. Херманн , С. Б. Дайсона и Т. Престона, в которых рассматривается влияние типологии политического лидерства на внешнюю политику. О том как лидеры принимают решения об использовании военной силы за рубежом, пишет К. Де Роуэн. На тот факт, что нередко лидеры принимают внешнеполитические решения “по аналогии”, указывает И. Хонг. Й. Вертцбергер обращает внимание на взаимосвязь между особенностями видения лидерами окружающего мира и принимаемыми ими внешнеполитическими решениями. О взаимосвязи личности лидера и его действий в политике пишет Д. Уинтер . Ф. Дебри уделяет особое внимание разработке методологии анализа внешней политики государств на основе изучения политической риторики их лидеров. О различных “стилях” лидерства и связанных с ними аспектах их поведения в политике пишет Дж. Каарбо .
Д. Ларсон вводит в своих работах понятие системы представлений политических лидеров. О соотношении рационального и иррационального в процессе формирования внешней политики пишет Р. Мендел . С ним согласен Р. Нидеггер , чьи работы посвящены принятию решений политическими лидерами в условиях недостатка информации. Наконец, нельзя не упомянуть работы С. Редца , в которых рассматривается влияние советников политических лидеров на принятие последними внешнеполитических решений. В России подход, основывающийся на признании политического лидерства важными фактором внешней политики государств пока не получил достаточного распространения, здесь продолжают доминировать системный подход и теория бюрократической политики. Однако следует выделить российских авторов Е.В. Егорову , И.С. Смирнову и Д.А. Ланко , которые пишут о роли политического лидерства в процессе формирования внешней политики. Также большое влияние на данное исследование оказали работы о проблематике внешней политики США В.В. Согрина .
Объект исследования – внешняя политика США в период президентства Б. Обамы и Д. Трампа.
Предмет – влияние политического лидерства Б. Обамы и Д. Трампа на формирование внешней политики США.
Цель работы – определить влияние политического лидерства Президентов Б. Обамы и Д. Трампа на формирование внешнеполитического курса США в период их президентств.
Для реализации поставленной цели были сформированы следующие задачи:
1. Изучить методологию исследования политического лидерства президентов США в процессе формирования внешней политики;
2. Определить основные механизмы принятия внешнеполитических решений США;
3. Проанализировать внешнеполитический курс Б. Обамы в течении двух президентских сроков;
4. Проанализировать внешнеполитический курс Д. Трампа, действующего президента США.
Эмпирическая база исследования представлена следующими группами источников:
1. Нормативные документы международного характера, среди которых:
- Резолюции Совета Безопасности ООН №1874 от 12 июня 2009 г., №1929 от 9 июня 2010 г., №1970 от 26 февраля 2011 г., №2395 от 14 ноября 2017 г.;
- Договоры между СССР и США: об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 г., о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений №1 от 31 июля 1991 г., о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) от 8 декабря 1987 г.;
- Договоры между РФ и США: о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) от 8 апреля 2010 г., о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) от 3 января 1993 г.;
- Киотский протокол от 1992 г.; Транстихоокеанское партнерство от 4 февраля 2016 г.;
- Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) от 17 декабря 1992 г.;
- Соглашение между США, Мексикой и Канадой от 30 ноября 2018 г.
2. Материалы национального законодательства США, среди которых:
- Резолюция о военных полномочиях США от 1993 г.;
- Национальные стратегии безопасности от 2002, 2010, 2015 и 2017 годов;
- Обзор ядерной политики США от 2010 г.;
- Указ о введении чрезвычайного положения на границе с Мексикой от 15 февраля 2019 г.;
- Закон о “О противодействии противникам Америки посредством санкций” от 2 августа 2017 г.
3. Предвыборные программы Б. Обамы в 2008 и 2012 годах , Д. Трампа в 2016 году .
4. Тексты публичных выступлений двух президентов .
Методологическая база исследования. Основой данной работы является системный подход, который позволил сочетать различные методы политического анализа, такие как сравнительный и исторический.
Сравнительный анализ применяется для сравнения двух внешнеполитических курсов, проводимых президентами Б. Обамой и Д. Трампом, которое осуществляется в исследовании по 3 переменным. Во-первых, это стиль внешнеполитического лидерства, определяемый как “напористый” или “осторожный” . Во-вторых, это позиционирование президентами своей страны относительно основных регионов мира. В-третьих, это подход лидера к характеру отношений с союзниками и другими крупными государствами.
Исторический метод позволил выявить причинно-следственные связи в эволюции подходов и механизмов осуществления внешнеполитических курсов на разных этапах дипломатии США.
Историко-системный подход ввел И.Д. Ковальченко, рассматривая его как метод, основу которого составляет структурно-функциональный анализ, дополненный характеристикой развития с учетом ее свойств. Этот метод направлен на изучение объектов и явлений прошлого как целостных исторических систем: анализ их структуры и функций, внутренних и внешних связей, а также динамических изменений.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Политическое лидерство в процессе принятия внешнеполитических решений США................. ..................................... …………………………10
1.1. Лидерская роль президента США в формировании внешнеполитического курса……………………..…………………………………………………..10
1.2. Механизмы принятия внешнеполитических решений США.............19
Глава 2. Внешнеполитические ориентиры президентов США в контексте их лидерства……………………………………………………………………24
2.1. Влияние Б. Обамы на внешнеполитический курс США....................24
2.2. Влияние Д. Трампа на внешнеполитический курс США…………...43
Заключение……………………………………………………………….....61
Список использованных источников и литературы............................ …..67
Работа состоит из двух глав, первая - теоретическая о роли политического лидерства + механизмы принятия внешнеполитических решений США. Вторая глава - практическая, роль Б. Обамы и Д. Трампа + заключение с тенденциями развития внешнеполитического курса США. Дата защиты 18.06.2019, Челябинск. Оценка - "отлично". Аннотация к работе на английском языке находится на 75-76 страницах, после списка источников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники:
1. Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических вооружений №1 от 5 декабря 1994 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.doc20vek.ru/node/3192 (Дата обращения: 15.05.2019)
2. Договор об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.doc20vek.ru/node/3192 (Дата обращения 15.05.2019)
3. Договор между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений 8 апреля 2010 г. [Электронный ресурс] // URL: https://vz.ru/information/2010/4/8/391154.html (Дата обращения: 15.05.2019)
4. Обзор ядерной политики США. 2010. [Электронный ресурс] // URL: https://dod.defense.gov/Portals/1/features/defenseReviews/NPR/RUS-FINAL_NPR_Preface___Exec_Summary.pdf (Дата обращения 13.05.2019)
5. Предвыборная кампания Б. Обамы. Справка. 5 ноября 2009 г. [Электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/20091105/192059147.html (дата обращения: 09.05.2019)
6. Резолюция Совета Безопасности ООН от 12 июня 2009 г. №1874. [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/2570640/ (Дата обращения: 14.05.2019)
7. Резолюция Совета Безопасности ООН от 9 июня 2010 г. №1929. [Электронный ресурс] // URL: http://www.pircenter.org/kosdata/page_doc/p2167_1.pdf (Дата обращения: 14.05.2019)
8. Резолюция Совета Безопасности ООН от 26 февраля 2011 г. №1970. [Электронный ресурс] // URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Резолюция_Совета_Безопасности_ООН_№_S/RES/1970_(2011) (Дата обращения:16.05.2019)
9. Резолюция Совета Безопасности ООН от 17 марта 2011 г. №1973. [Электронный ресурс] // URL: https://undocs.org/ru/S/RES/1973%282011%29 (Дата обращения: 16.05.2019)
10. Речь Д. Трампа в Геттисберге. 22 Октября 2016 г. [Электронный ресурс] // URL: // https://inosmi.ru/politic/20161023/238066206.html (Дата обращения: 21.05.2019)
11. Текст обещаний Д. Трампа после победы на выборах 2016 г. 22 Ноября 2016 г. [Электронный ресурс] // URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4207654 (дата обращения: 27.05.2019)
12. National Security Strategy. September 2002. Washington, 2002. [Электронный ресурс] // URL: http://nssarchive.us/national-security-strategy-2002/ (Дата обращения: 13.05.2019).
13. National Security Strategy. May 2010. Washington, 2010. [Электронный ресурс] // URL: http://nssarchive.us/national-security-strategy-2010/ (Дата обращения: 13.05.2019)
14. National Security Strategy of the United States of America 2017 / Whitehouse.gov. December, 2017.[Электронный ресурс] // URL : https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf (Дата обращения: 22.05.2019)
15. North American Free Trade Agreement, 1992 Oct. 7 Tariff Phasing Descriptions [Электронный ресурс] // URL: http://www.gutenberg.org/cache/epub/89/pg89-images.html (Дата обращения: 14.05.2019)
16. Statement by the President on the White House Organization for Homeland Security and Counterterrorism. The White House. May 26. 2009. [Электронный ресурс] // URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/statement-president-white-house-organization-homeland-security-and-counterterrorism (Дата обращения: 10.05.2019)
17. Trains-Pacific Partnership Agreement 2016. Feb. 4 [Электронный ресурс] // URL: https://en.wikisource.org/wiki/Trans-Pacific_Partnership_Agreement (Дата обращения: 14.05.2019)
18. USMCA Agreement. Full text. [Электронный ресурс] // URL: https://ustr.gov/trade-agreements/free-trade-agreements/united-states-mexico-canada-agreement/agreement-between (Дата обращения: 27.05.2019)
Литература:
19. Алексеева А.В. Расширение НАТО на Восток: региональный и глобальный аспекты. - Спб., 2005.
20. Америка: взгляд из России. До и после 11 сентября. М., 2001.
21. Антонович И.И. США и реальность однополярного мира, Право и безопасность, 2004
22. Арбатов Г.А. Свидетельство современника// М.: 1991. - 189 с.
23. Байден Дж., Смит Гордон Х. Точка зрения. Конгресс и внешняя политика // США – Канада. Экономика, политика, культура. № 9. Ноябрь, 2000. C. 85.
24. Баталов Э.Я. Какая Россия нужна Западу // Свободная Европа № 4 (октябрь-декабрь 2005). С. 5-7.
25. Баталов Э.Я. Мировое развитие и мировой порядок, 2010. С.32.
26. Батюк В. Постбиполярная ретроспектива мирового порядка // Международные процессы. 2010.
27. Бейшеналиев А.Б.Основные теоретические положения, формирующие геополитическую стратегию США по отношению к Евразии // Наука, новые технологии и инновации. 2015. № 4. С. 189-193.
28. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М., 2005.
29. Богатуров А. Д. Современная мировая политика: Прикладной анализ, 2-е издание, 2010, 592 с
30. Богатуров А. Д., Барановский В. Г., Современные глобальные проблемы, 2010, 350 с
31. Богатуров А.Д. Лидерство и децентрализация в международной системе. //Международные процессы. Т. 4. № 3 (12). Сентябрь-декабрь 2006.
32. Бондарев В.В. Совет национальной безопасности США при Администрации Обамы // США – Канада. Экономика, политика, культура. № 11. Ноябрь. 2009. C. 33–48.
33. Гарбузов В.Н. Президент Буш и парадоксы «сострадательного консерватизма». // США, Канада: экономика, политика, культура. 2001.
34. Гарусова Л.Н. Внешняя политика Соединенных Штатов Америки: основные тенденции и направления (1990–2000-е гг.) (Учебное пособие), 2005.
35. Городилов А.А., Куликов А.В. Иностранное конституционное право / Под ред. Маклакова В.В. – М.: Юрист, 1996
36. Давыдов В.М., Бобровников А.В., Роль восходящих гигантов в мировой экономике и политике (шансы Бразилии и Мексики в глобальном измерении), М.: - ИЛА РАН, 2009. – 234 с.
37. Денисов А.Д. О сущности американского государства // В сборнике: Техника и технологии, политика и экономика: проблемы и перспективы Материалы III Международной научно-практической конференции. 2016. С. 143-150.
38. Егорова Е.В. США в международных кризисах (политико-психологические аспекты). М.: Наука, 1988.
39. Закария Ф. Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами. Пер. с англ. под ред. В. Иноземцева. М., 2004. С. 89
40. Истомин И. Европейская политика Барака Обамы: представления и множественные реальности, Российский Совет по международным делам, 2016.
41. Кейган Р. Парадигма 12 сентября. // «Россия в глобальной политике». № 6. Ноябрь – декабрь 2008
42. Киссинджер Г. «Дипломатия», / Издательство ―Ладомир, 1997
43. Кременюк В. А. Установление мира: свет и тени современного миротворчества // США: экономика, политика, идеология. 1997. № 3.
44. Кувалдин В.Б. Глобализация: рождение мегаобщества //Постиндустриальный мир и Россия, 2001, 115 с.
45. Кулагин В.М. Глобальная или мировая безопасность? //Международные процессы. Т. 5, № 2 (14). Май – август 200
46. Ланко Д.А. Региональный подход в формировании внешней политики и принятии внешнеполитических решений: сравнительный анализ российского и американского опыта. СПб.: Издательство Левша - Санкт-Петербург, 2011.
47. Макаров Д.В. США и Россия. Новая парадигма неправительственной дипломатии. 2006. С. 23.
48. Обама Б. Дерзость надежды. Мысли о возрождении американской мечты. СПб., 2008.
49. Петровский В.Ф. Доктрина "национальной безопасности" в глобальной стратегии США / В.Ф. Петровский. - М.: Международные отношения, 2012.
50. Пешкова Ю.Ю. Развертывание противоракетной обороны США в Азиатско-Тихоокеанском регионе// Вестник МГИМО, 2016. №8 (45).
51. Печатнов В. О., Маныкин А. С., История внешней политики США, 2016
52. Политология / Под редакцией А. А. Радугина. М., 2008. С. 33.
53. Приходько О. В. Политика администрации Б. Обамы в контексте трансатлантических отношений (НАТО. ЕС), 2010, 156 с.
54. Ровдо В. В. Сравнительная политология. В 3 частях. Часть 1.
55. Рогов С. Доктрина Буша и перспективы российско-американских отношений // Независимое военное обозрение. 2008. № 13.
56. Рогов С. М., Золотарев П. С. и др., Новый договор СНВ: Достижения, проблемы, последствия, 2010, 58 с.
57. Российско-американские отношения в условиях глобализации. 2005. С. 317.
58. Русское открытие Америки. Антология. М., 2002. С. 496
59. Самуйлов С.М. Совет национальной безопасности США: прошлое и настоящее // США – Канада. Экономика, политика, культура. № 8. Август 2007
60. Смирнова И.С. Великобритания: лидерство, власть, элиты. СПб.: Борей-Арт, 2005.
61. Смирнова А.Г. Образ государства как инструмент познания угрозы в международных отношениях (на примере ядерной программы Ирана) // Полис, 2008. N5.
62. В.В. Согрин. Барак Обама: внешняя политика либерального прогрессиста // Общественные науки и современность. – 2014, №3
63. Согрин В.В. Меняющееся восприятие США в постсоветской России // Общественные науки и современность. 2013в . № 6
64. Согрин В.В. Внешняя политика администрации Б. Обамы (2009–2012 гг.). М., 2012.
65. Терентьев А. «Новый мировой порядок» США или европейское мироустройство? Мировая экономика и международные отношения, 2009, 337 с.
66. Торкунов A. В. Международные отношения после косовского кризиса // Международная жизнь. 1999. № 12.
67. Торкунов А. В. Современные международные отношения, 2012, 689 с.
68. Уткин А.И. Американская империя, 2003, 119 с.
69. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление, 2002, 254 с
70. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и перестройство мирового порядка (отрывки из книги) // Pro et Contra. Весна 1997, 245 с.
71. Хаффман С. «Первенство или мировой порядок», 1980.
72. Шаклеина Т.А. Статус-кво как оппозиция миропорядку // Международные процессы. Том 4. № 1 (январь-апрель 2006).
73. Allison G. Essence of Decision: Explaining the Cuban Missile Crisis. Boston: Little Brown, 1971
74. Asmus R., Blackwill R., and Larrabее S. Can NATO Survive? // The Washington Quarterly, vol. 19, No. 1, 1996.
75. De Rouen K. Politics, economics, and presidential use of force decision making. - Lewiston, NY: Edwin Mellen. 2001
76. Dyson S, Preston T. Individual Characteristics of Political Leaders and the Use of Analogy in Foreign Policy Decision Making. // Political Psychology. 2006. Vol. 27. No. 2.
77. Hermann M. Explaining Foreign Policy Behavior Using the Personal Characteristics of Political Leaders. // International Studies Quarterly. 1980. Vol. 24. No. 1.;
78. Hermann М. Circumstances under which leader personality will affect foreign policy: some propositions. // in J. N. Rosenau (ed.) In Search of Global Patterns. New York. 1976
79. Hermann M. Assessing Leadership Style: A Trait Analysis. // Post J. (ed.), the Psychological Assessment of Political Leaders. University of Michigan Press. 2005
80. Hoffmann S International Systems and International Law//World Politics. 1961. Vol. 14,No. l:The International Systems: Theoretical Essays (October).
81. Kaarbo J., Hermann M. Leadership Styles of Prime Ministers: How Individual Differences Affect the Foreign Policy Process. // Leadership Quarterly. 1998. Vol.9.
82. Khong Y. F. Analogies at War. Oxford: Oxford University Press. 1992
83. Kissinger Н. New World Disorder // Newsweek. 1999, May 31.
84. Krauthammer C. The Unipolar Moment, Foreign Affairs, 1990
85. Larson D. W. The Role of Belief Systems and Schemas in Foreign Policy Decision Making Process. // Political Psychology. Vol. 15. No. 1. March 1994. P. 19
86. Mandel R. The Desirability of Irrationality in Foreign Policy Making: A Preliminary Theoretical Analysis. // Political Psychology. 1984. Vol. 5, No. 4 (December).
87. Mazari M. US Foreign Policy Decision-Making during the Clinton Administration. // Italian Journal of International Affaire. Vol. 35. Issue 4. 2000
88. Mintz A., et al. The effect of dynamic and static choice sets on political decision making: An analysis using the decision board platform. //American Political Science Review. Vol. 91. 1994
89. Nydegger R. Information processing complexity and leadership status // Journal of Experimental Social Psychology. 1975. Vol. 11
90. Redd S. The Influence of Advisers on Foreign Policy Decision Making: An Experimental Study. // Journal of Conflict Resolution. 2002. Vol. 46. No. 3 (June).
91. Rosetti J. A Cognitive Approach to Study of Foreign Policy. // Foreign policy analysis: Continuity and change. 1995
92. Thelen K., Steinmo S. Historical Institutionalism in Comparative Analysis. - Cambridge University Press. 1992
93. Vertzberger Y. The World in Their Minds. Stanford: Stanford University Press, 1990.
94. Walts K. Globalization and Governance // Political Science and Politics. Vol. 32. No. 4. December 1999
95. Winter D. Personality and Political Behavior// Sears D.O., Huddy L., Jervis R. (eds.) Oxford Handbook of Political Psychology. Oxford: Oxford University Press, 2003
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
3000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 79087 Дипломных работ — поможем найти подходящую