Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

  • 103 страниц
  • 2013 год
  • 3051 просмотр
  • 1 покупка
Автор работы

BezNika

преподаватель вуза

500 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность исследования. Особенности развития современного общества, глубокие социально-экономические изменения, переход общества к рыночной экономике ставят перед образовательной системой Казахстана задачу формирования экономически образованного подрастающего поколения [2]. Современные школьники зачастую не могут противостоять негативным явлениям рыночной среды.
Особая и важная роль в решении данной задачи принадлежит общеобразовательным учреждениям. С этой целью в школах, лицеях активно стали внедряться предметы экономического содержания. Однако проведенный анализ состояния массовой практики свидетельствует о том, что обеспечение школьников необходимыми экономическими знаниями не позволяет учащимся обладать достаточным уровнем экономического мышления, так как экономические знания носят сугубо теоретический характер и оторваны от реальной действительности. В этой связи возникла проблема формирования экономического мышления, приобретающая ныне особую значимость и требующая эффективного педагогического руководства названным процессом.
Немало исследований посвящено педагогическим аспектам экономического образования и воспитания школьников старших классов, формированию экономического мышления учащихся в процессе непрерывного экономического образования, роли общеобразовательных предметов и всего учебно-воспитательного процесса в экономическом воспитании, содержанию, организации и методике экономической подготовки старшеклассников, как в теории, так и в процессе общественно-полезного производительного труда. Некоторые аспекты экономического воспитания школьников в учреждениях дополнительного образования рассмотрены в работах Н. И. Городецкой, Т. А. Федоткиной; развитие деловых и нравственных качеств личности в процессе трудовой, эко-номической подготовки учащихся - в исследованиях И. И. Зарецкой, В. А. Любкиной, Л. М. Фуксона, С. Л. Чернер. В настоящее время возрос интерес к проблеме развития предприимчивости как необходимого в современном мире качества личности. Этот вопрос освещается в работах Л. К. Аверченко, В. Г. Булыгиной, Н. И. Городецкой, А. П. Журавлева, Т. В. Корниловой, В. П. Позднякова, Н. В. Лебедевой, С. К. Рощина, В. А. Любкиной, М. Н. Руткевич, М. Н. Умутбаева.
Для изучения проблем экономического воспитания школьников как одного из аспектов целостного воспитательного процесса большое значение имеют исследования Б. П. Биттинаса, Б. Т. Лихачева, Г. И. Легонского, И. И. Легостаева, В. М. Коротова, Ю. П. Сокольникова, М. Н. Скаткина и др.
Сущность экономической культуры, ее место в системе общей культуры и понятийный аппарат определили философы Р. Г. Ахметов, В. Д. Демичев, А. В. Дроздов, И. Б. Иткин, В. Д. Попов, Г. Л. Смирнов, А. К. Уледов. Огромный вклад в разработку проблем культуры, мышления и сознания внесли известнейшие экономисты Л. И. Абалкин, Л. С. Бирман, К. А. Улыбин, А. Ш. Уразгалиев, В. Ф. Щербина, В. П. Чичканов, а при рассмотрении социологических аспектов теории и практики формирования экономической культуры — Л. П. Буева, А. Г. Грязнова, Ж. Т. Тощенко, С. С. Фролов.
Наш анализ педагогической теории и практики показал, что главной особенностью современного педагогического процесса, важнейшей составляющей формирования экономического мышления школьников старших классов является информационная среда образовательного учреждения, многократно увеличивающая «поддерживающую информацию» (В. Г. Селевко), позволяющая изменять и неограниченно обогащать содержание исследуемого процесса, базу знаний, компьютерные тестирования уровня экономической подготовленности старшеклассников, создающая уникальные возможности для диалога ученика с наукой и культурой. Вопросы подготовки личности информационного общества рассматриваются в работах Г. К. Селевко, Р. Вильямса, А. П. Журавлева, В. В. Петрусинского и др.
Таким образом, многие аспекты формирования экономического мышления исследовались учеными. Вместе с тем, проблема формирования экономического мышления школьников в условиях информационной среды школы не была предметом специального изучения.
Анализ проведенных исследований, практического опыта позволил вы-явить противоречия, требующие своего разрешения: между требованиями общества к уровню экономического мышления учащихся и консервативностью школы как социального института; необходимостью создания информационной среды, разработки и внедрения эффективных форм и методов, новых технологий, повышающих эффективность экономического воспитания школьников, и преобладанием ныне в школе традиционных подходов; меняющимся содержанием предметов гуманитарного цикла, необходимостью использования в школе экономических программ и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к этому виду учебно-воспитательной деятельности; разработанностью проблемы в науке и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по ее реализации в практике школы.
Названные противоречия порождают проблему исследования: Каковы педагогические условия эффективности формирования экономического мышления школьников общеобразовательной школы? Решение данной проблемы составляет цель исследования: Разработать и экспериментально проверить эффективность методики формирования экономического мышления учащихся общеобразовательной школы.
Общепедагогическое и практическое значение проблемы и необходимость ее разрешения обусловили выбор темы дипломного исследования: «Формирование экономического мышления учащихся общеобразовательных школ».
Объект исследования - процесс формирования экономического мышле-ния учащихся старших классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования - педагогические условия данного процесса.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что эффектив-ность формирования экономического мышления предопределяется двумя группами основных, иерархически взаимосвязанных педагогических условий, состоящих из:
- общих условий эффективности целостного педагогического процесса, влияющих на все его аспекты, в том числе и на формирование экономического мышления школьников;
- частных условий, непосредственно влияющих на эффективность фор-мирования экономического мышления школьников;
- реализацией спроектированной модели формирования экономического мышления школьников в условиях информационной среды;
- конструированием нужной информационной среды формирования экономического мышления школьников.
Из сформулированных выше проблемы, цели и гипотезы исследования вытекают следующие задачи:
- охарактеризовать систему формирования экономического мышления как одного из аспектов целостного воспитательного процесса в условиях ин-формационной среды школы;
- определить специфику формирования экономического мышления с учетом информационной среды;
- дать критериальную характеристику формирования экономического мышления школьников в условиях информационной среды и показателей ее уровней (низкого, среднего, высокого);
- выявить, экспериментально обосновать и проверить педагогические условия эффективности формирования экономического мышления школьников в условиях информационной среды школы;
- разработать научно-методические рекомендации по использованию возможностей информационной среды в совершенствовании процесса формирования экономического мышления учащихся.
Методологической основой исследования являются фундаментальные положения философии образования, психологии, педагогической науки о творческо-деятельной сущности личности.
Теоретической основой исследования являются философские и психолого-педагогические концепции: общая теория творческого мышления (А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Я. А. Пономарев, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев); общая теория инновационной педагогики (Л. К. Веретенникова, Л. С. Подымова, В. А. Сластенин); теория гуманитаризации высшей школы (Л. А. Волович, Г. В. Мухаметзянова, Л. И. Коханович, А. Р. Субетто); идеи гуманизации и гуманитаризации образования (Е. Г. Мермельштейн, В. О. Шаповалов, Т. А. Тартарашвили, Ф. Ф. Стерликов, Н. В. Карлов, В. Л. Белова, Р. Ф. Шахова, В. В. Ильин, Н. С. Розов); теория эвристического обучения (В. И. Андреев, А. 3. Рахимов, Г. И. Железовская, Н. Ю. Посталюк); современные теории технологии обучения (В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, М. А. Усманов); учения о личности, ее структуре и закономерностях развития (Б. А. Ануфриев, М. С. Каган, К. К. Платонов, В. С. Мерлин).
Исходные позиции нашей работы базируются на системном подходе к педагогическому процессу.
Для решения поставленных в исследовании задач использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов: теоретический анализ философской, экономической, психологической, педагогической и методической литературы; анализ учебных планов и программ, учебных пособий и методических рекомендаций по предметам гуманитарного цикла, различной школьной документации; количественный и качественный анализ полученных результатов исследования с использованием статистических методов; изучение и обобщение передового и личного опыта реализации основных идей экономического воспитания; анализ продуктов творческой деятельности учащихся; сравнительный анализ и синтез; организация педагогического опыта в условиях информационной среды как одного из аспектов целостного воспитательного процесса; диагностические методы (целенаправленного педагогического наблюдения, срезов, бесед, анкетирования, интервьюирования и тестирования школьников, педагогов, родителей и т. п.).
Базой исследования являлась средняя общеобразовательная школа (СОШ) № 1 поселка Чапаево Акжаикского района Западно-Казахстанской области, в которой дипломник выступала в качестве практикантки - преподавателя мировой экономики, основ бизнеса и предпринимательского права. Всего в эксперименте приняло участие 50 человек, из них 46 учащихся и 4 педагога.
Исследование осуществлялось в период с октябрь 2012 по апрель 2013 г. в рамках прохождения преддипломной учебной практики.
1. На первом этапе - поисково-теоретическом (октябрь-декабрь) — осу-ществлялись изучение и анализ философской, экономической, психолого- педагогической литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования, была обоснована проблема, изучался уровень ее разработанности в педагогической теории, определились проблема, цель, задачи, объект, предмет, рабочая гипотеза исследования. Это позволило сформулировать основные исходные теоретические положения для решения исследуемой проблемы, разработать программу опытно-экспериментальной работы в школах.
2. На втором этапе - опытно-экспериментальном (январь-март) - апробировалась экспериментальная программа реализации педагогических условий для формирования экономического мышления старших школьников. В ходе опытной работы была осуществлена обработка промежуточных результатов эксперимента.
3. На третьем этапе - обобщающем (апрель) - осуществлялись обработка, анализ, систематизация, обобщение результатов исследования, уточнение теоретических и экспериментальных выводов, были внедрены практические рекомендации по совершенствованию методики формирования экономического мышления школьников в условиях информационной среды в процессе реализации системы педагогических условий, осуществлялось литеральное оформление дипломной работы.
Достоверность, обоснованность научных положений, рекомендаций и выводов исследования обеспечиваются его методологическими основами, аргументированностью исходных теоретических положений; критическим анализом и учетом состояния избранной для изучения области теории и практики; правильным выбором используемых теоретических и эмпирических методов, адекватных проблеме, цели, предмету, объекту и задачам исследования; разносторонностью использованных эмпирических материалов, необходимых для количественного и качественного анализа исследуемой проблемы; математической обработкой опытных данных; использованием на практике результатов опытно-экспериментальной работы; результатами эксперимента, подтверждающими позитивные изменения в развитии школьников. Благодаря избранной логике нашего исследования подтверждена ее эффективность в процессе выполнения опытно-экспериментальной программы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- проанализированы и уточнены сущностные характеристики формирования экономического мышления учащихся общеобразовательной школы как одного из аспектов целостного воспитательного процесса и его своеобразия с позиции системного понимания воспитания;
- разработана модель формирования экономического мышления школьников в условиях информационной среды;
- выявлена и экспериментально обоснована его специфика;
- сконструирована информационная среда формирования экономического мышления школьников и раскрыты ее сущностные признаки как условия экономического воспитания;
- определено содержание процесса формирования экономического мышления школьников в условиях информационной среды;
- раскрыта сущностная характеристика следующих компонентов формирования экономического мышления в информационной среде: мотивационного, содержательного, операционного;
- разработаны критерии и показатели уровней формирования экономического мышления с учетом информационной среды общеобразовательной школы;
- раскрыта взаимосвязь учебного процесса и внеклассной работы по обеспечению творчества учащихся в освоении и расширении экономической практики и опыта;
- определены и экспериментально проверены педагогические условия эффективности формирования экономического мышления учащихся в инфор-мационной среде школы.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
 расширены теоретические представления о содержании формирования экономического мышления учащихся среды школы и выделены ее признаки: сформированность экономических представлений, знаний и умений; социально-экономическая готовность: личностные качества школьников как компонент их экономической воспитанности, проявление умений в совершенствовании экономических способностей; уровни экономического мышления;
 уточнены представления о сущности, значении и особенностях формировании экономического мышления в информационном поле школы;
 разработана концепция исследуемого процесса;
 осуществлено теоретико-методическое обеспечение эффективного применения совокупности педагогических условий формирования экономического мышления в информационной среде школы;
 определена структура информационной среды экономического воспитания школьников.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
 теоретические положения концепции, материалы и результаты иссле-дования могут быть использованы студентами и преподавателями педагогических колледжей и вузов при изучении и преподавании курса «Педагогика», в процессе профессиональной подготовки и переподготовки учителей, в системе курсов повышения их квалификации, в дистанционном обучении;
 разработаны и использованы методические рекомендации по формированию экономического мышления школьников в условиях информационной среды школы. Они могут широко применяться при организации учебно - воспитательной работы в современной школе, в учреждениях подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, руководителей школ. На основе концепции обогащено и дополнено содержание деятельности учителей, классных руководителей, администрации школы по воспитательной работе с учащимися в современных условиях.

Введение 3
1. Теоретические основы формирования экономического мышления уча-щихся в современной школе
1.1 Формирование и развитие экономического мышления – путь социализации личности учащихся….. 9
1.2 Формирование экономического мышления школьников в процессе преподавания технологии…. 18
1.3 Экономическое воспитание школьников как педагогическое явление 24
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экономического мышления учащихся в условиях информационной среды общеобразовательной школы
2.1 Опыт экспериментального изучения формирования экономического мышления учащихся старших классов 35
2.2 Реализация педагогических принципов в опытно-экспериментальной работе по формированию экономического мышления старших школьников 50
2.3 Влияние педагогических условий на динамику эффективности формирования экономического мышления старших школьников в условиях информационной среды 55
Заключение 69
Список литературы 73
Приложение 77

Настоящая работа была посвящена решению проблемы, каковы педагогические условия формирования экономического мышления учащихся общеобразовательной школы в условиях перехода к рыночной экономике? В решении этой проблемы мы видели цель настоящего исследования.
В ходе разработки исходных теоретических позиций настоящего дипломного исследования мы обратились, прежде всего, к анализу экономического мышления как интегральной характеристики личности. Для решения этой исследовательской задачи мы сконцентрировали усилия на раскрытии сущности формирования экономического мышления. Анализ и обобщение различных подходов к пониманию формирования экономического мышления позволили нам определить его как педагогическую систему, под которой понимается множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчи-ненных целям воспитания, образования и обучения подрастающих поколений.
В описании этой категории мы исходим из общего понимания воспитания как передачи старшими поколениями и усвоение младшими поколениями культуры и социального опыта в той его части, которая используется людьми в повседневной жизни, в частности, в труде. В познании сущности исследуемого процесса мы исходили из концепции системного понимания воспитания, в свете которой любое образовательное учреждение, в том числе и школа, представляет собой целостную воспитательную систему, а экономическое воспитание старших школьников при всем его значении, будучи лишь моментом функционирования целостных педагогических систем, является частичной системой, основной принцип которой гласит: «Воспитание существует как процесс и как порождающая его воспитательная система».
В дипломной работе мы проанализировали своеобразие формирования экономического мышления в старшем школьном возрасте, которое во многом предопределяется социальной ситуацией его развития. Именно в этом возрасте воспитанники стоят на пороге вступления в самостоятельную жизнь, растет их самосознание, увеличивается потребность в самоопределении, выборе профессии, возрастает роль самооценки, интенсивно формируется мировоззрение. Характерная для юношей и девушек устремленность в будущее неизбежно накладывает отпечаток на их поведение и психику.
Наряду с исследованием процесса формирования экономического мышления старших школьников как одного их аспектов целостного воспитательно-образовательного процесса мы обратились к выявлению и обоснованию цели выявить особенности школы как образовательного учреждения в данном процессе. Мы выявили теоретические предпосылки конструирования информационной среды, ее наполнения и проанализировали ее возможности в исследуемом процессе.
Решение поставленной в исследовании проблемы потребовало от нас ис-пользования разнообразных исследовательских методов. Центральное место среди них занимали организация целостного педагогического опыта в школе и организованная на его базе опытно-экспериментальная работа. В дипломной работе детально раскрывается наш опыт эмпирического исследования выдвинутой нами проблемы. Анализ и обобщение материалов исследования позволили нам дать, прежде всего, характеристику системы формирования экономического мышления старших школьников, выделив и охарактеризовав такие компоненты этой системы, как средства экономического воспитания, его организационные формы, методы, этапы и результаты этого процесса. Нами была разработана и реализована в опыте модель формирования экономического мышления учащихся старших классов в условиях информационной среды. В результате констатирующего эксперимента нами выделены следующие уровни сформированности экономического мышления изучаемой возрастной группы: высокий, средний, низкий.
В ходе совершенствования деятельности школы как целостной педагоги-ческой системы и экономического воспитания как одного из компонентов этой системы, необходимого при формировании экономического мышления, была осуществлена подготовка к проведению эксперимента. Основными элементами этой подготовки были: а) разработка практических рекомендаций участникам эксперимента по данной проблеме; б) проведение срезов уровня экономического мышления; г) подбор творческой группы учителей для участия в опытной и экспериментальной работе; д) осмысление педагогами формирования экономического мышления учащихся экспериментальных классов и выбор организационных форм экономического воспитания. В эксперименте участвовали 62 школьника. В качестве экспертов выступали классные руководители, учителя-предметники, члены школьной службы социально- психологической поддержки и родители.
Констатирующий эксперимент показал, что исходный уровень экономического мышления старших школьников свидетельствует о том, что основы мышления в определенной мере закладываются в процессе их предыдущего развития.
Формирующий эксперимент в нашем исследовании включал в себя ряд взаимосвязанных видов деятельности: 1) систематическую реализацию практических рекомендаций, вытекающих из общей гипотезы исследования; 2) изучение и фиксацию степени выполнения этих рекомендаций с использованием педагогического наблюдения, осуществляемого по специальной программе, фиксацию его результатов.
Экспериментальное исследование осуществлялось последовательно в два этапа: 1) изучение уровня экономического мышления учащихся экспериментальных классов на основе использования выявленных нами критериев и показателей ее сформированности, а также анализ результатов разнообразной деятельности учащихся; 2) сопоставление степени выполнения рекомендаций в каждом экспериментальном классе и сдвигов в развитии экономической воспитанности старших школьников, заключительный анализ и обобщение материалов экспериментальной работы во всех классах. Одними из важных исследовательских задач, вставших перед нами на первых этапах организации целостного педагогического опыта в масштабах школы, были поиск и организация разнообразных форм работы по формированию экономического мышления старших школьников, планов работы педагогов и обобщение этих результатов для дальнего совершенствования формирования экономического мышления. Информация, полученная в ходе изучения учащихся экспериментальных классов, явилась исходным материалом экспериментальной программы формирования эко-номического мышления старших школьников с учетом уровня сформированности их экономического мышления в условиях информационной среды.
С целью проверки гипотезы исследования в учебно-воспитательном про-цессе систематически использовались определенные нами коллективные и ин-дивидуальные формы работы с учащимися. Разнообразная деятельность осуществлялась в следующих направлениях: 1) экономический всеобуч; 2) экономическое воспитание на уроках общеобразовательного и экономического цикла; 3) кружки, школьные фирмы, постоянная массовая работа по экономическому воспитанию; 4) научные творческие объединения; 5) разовые массовые мероприятия.
Полученные результаты свидетельствует о положительной динамике уровня сформированности экономического мышления старших школьников экспериментальных классов.
Динамика формирования экономического мышления свидетельствует о том, что в экспериментальных классах постепенно уменьшалось количество старшеклассников на среднем и низком уровнях. Вместе с тем, в них увеличилось количество учащихся на высоком и среднем уровнях.
Такой анализ и обобщение позволили сделать вывод о том, что получен-ные в ходе нашего исследования факты не противоречат нашей гипотезе.
В ходе исследования выдвинутая нами гипотеза, проверенная, уточненная и обогащенная, превратилась в концепцию повышения эффективности формирования экономического мышления старших школьников в условиях информационной среды. Согласно этой концепции, такое повышение эффективности происходит при повседневной реализации системы иерархически взаимосвязанных педагогических условий. Эта система включает в себя две группы условий.
Первая группа состоит из общих педагогических условий эффективности целостного учебно-воспитательного процесса, влияющих на все его аспекты, в том числе и на формирование экономического мышления старших школьников:
- создание информационной среды школы, подготовка ее компонентов;
- организация продуктивного взаимодействия всех участников педагогического процесса;
- обеспечение высокого уровня педагогического процесса через информационные технологии;
- стимулирование интереса к экономическим предметам и экономиче-ской деятельности.
Вторая группа содержит частные педагогические условия, непосредственно обеспечивающие эффективность исследующегося процесса:
— обеспечение связи компонентов информационной среды с предметным содержанием учебных экономических курсов;
— создание творческой среды инновационного характера;
— организация досуговой среды с использованием игровых программ, компьютерных игр и других компонентов;
— обеспечение педагогического мониторинга экономической воспитан-ности учащихся;
— использование информационных технологий в учебно- воспитательном процессе по экономическому блоку.
Эта система иерархически взаимосвязанных различных педагогических условий и позволяет обеспечить повышение уровня формирования экономического мышления старших школьников на основе организованного нами целостного педагогического опыта и опытно-экспериментальной работы.
В дипломной работе доказано, что выдвинутая нами гипотеза исследования подтвердила свою истинность и не противоречит полученным в ходе нашей научной работы фактам.

1. Антология педагогической мысли Казахстана. Часть 2. / сост.: К. Жарыкбаев, С. Калиев. – Алматы: Рауан, 2008. – 416 с.
2. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»
3. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27.07.2007г. №319-III
4. Ковынева, Л. О воспитании экономического мышления школьников / Л. Ковынева // Экономика в школе. - 2006. -№4
5. Любимов, Л. Концепция структуры, содержания и организации экономического образования в полной средней школе / Л. Любимов // Экономика в школе. – 2002. -№3
6. Бляхман, Л.С. Перестройка экономического мышления. / Л.С. Бляхман. М.: Политиздат, 1990. 271 с.
7. Сидельковский, А.П. Формирование у школьников экономической культуры / А.П. Сидельковский // Советская педагогика. 1987. №1. С. 20–23.
8. Сасова, И.А. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки. / И.А. Сасова, А.Ф. Аменд. -М.: Просвещение, 1988. 191 с.
9. Ушинский, К.Д. Собр. соч.: в 6 т. / К.Д. Ушинский. -М.: Педагогика, 1988. Т. 2. 493 с.
10. Литова, З.А. Методика разработки творческих проектов в общеобразова-тельной школе: учеб. пособие. / З.А. Литова. Курск: Курск. гос. ун-т, 2008. 163 с.
11. Литова, З.А. Деловые игры в учебном заведении. / З.А. Литова. Курск: Курск. обл. ИПК и ПРО, 1996. 21 с.
12. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев.— Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998. — 1-2 с.
13. Подластый, И. Опираясь на закономерности / И. Подластый // Народное образование. — 1991. -№ 3.
14. Политика в области образования и новые информационные технологии // Информатика и образование. - 1996. — № 5.
15. Ныязбекова, К.С. Развитие педагогической мысли в Казахстане / К.С. Ныязбекова. – Алматы: КазНПУ имени Абая, 2012.
16. Хесс, К. Так устроен мир. Экономика для юношества: Пер. с англ. / К. Хесс // Науч. ред. Ю. Б. Кочеврин. — М.: Изд-во «Дело», 1992. - 96 с.
17. Шемякин, Б. П. Экономическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики. / Б.П. Шемякин — М.: Педагогика, 1986. — 96 с.
18. Шпак, А. Г. Организация экономического образования и воспитания учащихся. / А.Г. Шпак. — Киев, 1987. - 128 с.
19. Давлетова, Г.А. Из истории развития психолого-педагогической науки Казахстана / Г.А. Давлетова. // Вестник КазНМУ. – 2012. - №2.
20. Волчкова, Л. Т. Механизм социальной адаптации к экономическим реформам / Л.Т. Волчкова, В.Н. Минина // Социальные реформы в Казахстане: История, современное состояние и перспективы - Вып. 4. - С-Пб.: Петрополис, 1995. - 81-90 с.
21. Вульфоф, Б. 3. Воспитание и рынок в переходный период / Б.З. Вульфоф // Педагогика - 1993.-№ 2.-3-9 с.
22. Жарикбаев, К.Б. Развитие психологической мысли в Казахстане (со второй половины XIX в. до наших дней). / К.Б. Жарикбаев. – Алма-Ата: Казахстан, 1998.
23. Абрамова, А. И. Экономическое образование и воспитание учащихся / А.И. Абрамова. — М.: Высшая школа, 1986. - 149 с.
24. Васильев, Ю. К. Экономическое образование и воспитание учащихся / Ю.К. Васильев. - М.: Педагогика, 1983. — 96 с.
25. Прутченков, А. С. Экономическое воспитание старших подростков в первичном трудовом коллективе школьников.: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1990.-18 с.
26. Акажанова, А.Т. Становление и развитие возрастной и педагогической психологии в Казахстане: Автореф. дис. канд. психол. наук. / А.Т. Акажанова. - Алма-Ата, 1989. – 23 с.
27. Нисимчук, А. С. Экономическое воспитание в сельской школе. / А.С. Ни-симчук. — Киев, 1994.- 140 с.
28. Осницкий, А. К. Психология самостоятельности. / А.К. Осницкий. - Москва-Нальчик, 1996.-42 с.
29. Иткин, И. Б. Социологические аспекты теории и практики экономического воспитания: Автореф. дис. канд. философ, наук — Свердловск, 1972.-21 с.
30. Попов, В. Д. Новый тип экономического мышления: некоторые вопросы формирования у молодежи. / В.Д. Попов. — М.: Знание, 1985. — 40 с.
31. Кураков, Л. П. Экономическое образование и воспитание школьников — Изд. 2-е. / Л.П. Кураков. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
32. Товстик, В. А. Экономическое воспитание школьников / В.А. Товстик. - М., 1983.- 112 с.
33. Сатова, А.К. Становление психологической науки и психологического образования в Казахстане. / А.К. Сатова. // Вестник АГУ им. Абая №1. (1) с. 37-41.
34. Клепач, Н. Я. Экономическое воспитание масс: организация и эффектив-ность / Н.Я. Клепач, В.Д. Попов, JI.Е. Эпштейн. —М., Экономика, 1979. — 186 с.
35. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. / И.В. Роберт. — М.: Школа-Пресс, 1994.
36. Рябов, Д. Д. Экономическое воспитание и социологические исследования / Д.Д. Рябов. // Вестник МГУ - Сер. 12 - 1982.- № 5. - 60-68 с.
37. Зарецкая, И. И. Педагогические основы воспитания трудовой культуры учащихся: Дис. доктора пед. наук. - М., 1992. - 276 с.
38. Филонов, Г. Н. Воспитание личности школьника. / Г.Н. Филонов. - М.: Педагогика, 1985.-224 с.
39. Боровикова, Т. В. Экономическая культура как компонент системы общей культуры / Т.В. Боровикова // Актуальные проблемы философии, культуры. Армагеддон. - М., 1998.- 127-138 с.
40. Ногайбаева, Л. Основные вехи в истории становления психологической науки Казахстана. / Л. Ногайбаева. // Психология в школе. – 2000. – №4.
41. Лихачев, Б. Т. Рыночное отношение и воспитание школьников / Б.Т. Лихачев // Воспитание школьников. – 1991 -№ 5. - 5-6 с.
42. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. / С.Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1989.-238 с.
43. Кусаинов, А.К. Сравнительная педагогика. / А.К. Кусаинов. – Астана: Просвещение-Казахстан, 2008.
44. Афанасьев, В. Г. Общество: системность, познание и управление. / В.Г. Афанасьев. — М.: Политиздат, 1981. - 432 с.
45. Аменд А. Ф. Экономическое образование и воспитание учащихся X— XI классов: Учебное пособие / А.Ф. Аменд. — Челябинск: ЧГПИ, 1988. - 164 с.
46. Бляхман, Л. С. Перестройка экономического мышления. / Л.С. Бляхман. — М.: Политиздат, 1990.-271 с.
47. Борибеков, К.К. Профессиональное образование Казахстана: опыт и перспективы / К.К. Борибеков, А.К. Кусаинов, Н.А. Шамельханова. – Астана: Издательство ROND&A, 2011.
48. Михайлов, А. В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д. Е. Сьюпера / А.В. Михайлов // Вопросы психологии. - 1975. -№ 5. - 10-12 с.
49. Анастази, А. Дифференциальная педагогика индивидуальных различий: тексты. / А. Анастази. -М.: Педагогика, 1982. —301 с.
50. Немов, Р. С. Психология. В 3-х т. / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 1995.
51. Каташев, В. Г. Профессиональное самосознание личности и профилизация обучения. / В.Г. Каташев, Л.Н. Нугуманова. - Казань: Новое знание, 1998. — 240 с.
52. Шамельханова, Н.А. Модернизация содержания профессионального образования. / Н.А. Шамельханова. – Астана: Издательство ROND&A, 2011.
53. Гребенюк, О. С. Формирование интереса в в учебной и трудовой деятельности у учащихся средних профтехучилищ. / О.С. Гребенюк. - М.: Высшая школа, 1986 - 85 с.
54. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога: Учебная литература. / Р.В. Овчарова. — М., 1996.— 351 с.
55. Климов, Е. А. Как выбирать профессию. / Е.А. Климов. — М.: Просвещение, 1984.-159 с.
56. Сокольников, Ю. П. Системный анализ воспитания школьников. / Ю.П. Сокольников. — М.: Педагогика, 1986. - 136 с.
57. Беркимбаева, Ш.К. Педагогика. / Ш.К. Беркимбаева, А.К. Кусаинов. – Астана: Издательство ROND&A, 2007.
58. Кусаинов, А.К. Диссертации по педагогике и психологии / А.Қ. Құсайынов, Ы.А. Нәби, Ш.Т. Таубаева. – Астана: Издательство ROND&A, 2010. -298 с.
59. Мухина, В. С. Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. / В.С. Мухина. — М.: Просвещение, 1992.-210 с.
60. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении. / В.А. Кан-Калик. - М., 1997.-190 с.
61. Кусаинов, А.К. Образование – основа будущего. / А.К. Кусаинов. - Астана: Издательство ROND&A, 2010. -296 с.
62. Кусаинов, А.К. Методология образовательной деятельности. / А.К. Кусаинов, А.А. Булатбаева. - Астана: Издательство ROND&A, 2011. -180 с.
63. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под. ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 637 с.
64. Храпченков, Г.М. История школы и педагогической мысли Казахстана. / Г.М. Храпченков. – Алматы : Ун-т "Қайнар", 1998. – 170 с.
65. Джапаров, Р.Р. Методика выполнения дипломных работ. / Р.Р. Джапаров, К.А. Байдалиев, Е.М. Джаналиев. – Уральск, РГКП «Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангир хана», 2010.
66. Виноградова, М. Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. / М.Д. Виноградова, И. Б. Первин. - М., 1977.
67. Педагогика: Учебное пособие для магистрантов. / А.Н. Тесленко. – Астана, Евразийский гуманитарный институт, 2010. – 465 с.
68. Лихачев, Б. Т. Рыночное отношение и воспитание школьников/ Б.Т. Лихачев // Воспитание школьников - 1991-№ 5. - 5-6 с.
69. Караев, Ж.А. Актуальные проблемы модернизации педагогической системы на основе технологического подхода. / Ж.А. Караев, Ж.У. Кобдикова. // Творческая педагогика. – 2009. - №1.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность исследования. Особенности развития современного общества, глубокие социально-экономические изменения, переход общества к рыночной экономике ставят перед образовательной системой Казахстана задачу формирования экономически образованного подрастающего поколения [2]. Современные школьники зачастую не могут противостоять негативным явлениям рыночной среды.
Особая и важная роль в решении данной задачи принадлежит общеобразовательным учреждениям. С этой целью в школах, лицеях активно стали внедряться предметы экономического содержания. Однако проведенный анализ состояния массовой практики свидетельствует о том, что обеспечение школьников необходимыми экономическими знаниями не позволяет учащимся обладать достаточным уровнем экономического мышления, так как экономические знания носят сугубо теоретический характер и оторваны от реальной действительности. В этой связи возникла проблема формирования экономического мышления, приобретающая ныне особую значимость и требующая эффективного педагогического руководства названным процессом.
Немало исследований посвящено педагогическим аспектам экономического образования и воспитания школьников старших классов, формированию экономического мышления учащихся в процессе непрерывного экономического образования, роли общеобразовательных предметов и всего учебно-воспитательного процесса в экономическом воспитании, содержанию, организации и методике экономической подготовки старшеклассников, как в теории, так и в процессе общественно-полезного производительного труда. Некоторые аспекты экономического воспитания школьников в учреждениях дополнительного образования рассмотрены в работах Н. И. Городецкой, Т. А. Федоткиной; развитие деловых и нравственных качеств личности в процессе трудовой, эко-номической подготовки учащихся - в исследованиях И. И. Зарецкой, В. А. Любкиной, Л. М. Фуксона, С. Л. Чернер. В настоящее время возрос интерес к проблеме развития предприимчивости как необходимого в современном мире качества личности. Этот вопрос освещается в работах Л. К. Аверченко, В. Г. Булыгиной, Н. И. Городецкой, А. П. Журавлева, Т. В. Корниловой, В. П. Позднякова, Н. В. Лебедевой, С. К. Рощина, В. А. Любкиной, М. Н. Руткевич, М. Н. Умутбаева.
Для изучения проблем экономического воспитания школьников как одного из аспектов целостного воспитательного процесса большое значение имеют исследования Б. П. Биттинаса, Б. Т. Лихачева, Г. И. Легонского, И. И. Легостаева, В. М. Коротова, Ю. П. Сокольникова, М. Н. Скаткина и др.
Сущность экономической культуры, ее место в системе общей культуры и понятийный аппарат определили философы Р. Г. Ахметов, В. Д. Демичев, А. В. Дроздов, И. Б. Иткин, В. Д. Попов, Г. Л. Смирнов, А. К. Уледов. Огромный вклад в разработку проблем культуры, мышления и сознания внесли известнейшие экономисты Л. И. Абалкин, Л. С. Бирман, К. А. Улыбин, А. Ш. Уразгалиев, В. Ф. Щербина, В. П. Чичканов, а при рассмотрении социологических аспектов теории и практики формирования экономической культуры — Л. П. Буева, А. Г. Грязнова, Ж. Т. Тощенко, С. С. Фролов.
Наш анализ педагогической теории и практики показал, что главной особенностью современного педагогического процесса, важнейшей составляющей формирования экономического мышления школьников старших классов является информационная среда образовательного учреждения, многократно увеличивающая «поддерживающую информацию» (В. Г. Селевко), позволяющая изменять и неограниченно обогащать содержание исследуемого процесса, базу знаний, компьютерные тестирования уровня экономической подготовленности старшеклассников, создающая уникальные возможности для диалога ученика с наукой и культурой. Вопросы подготовки личности информационного общества рассматриваются в работах Г. К. Селевко, Р. Вильямса, А. П. Журавлева, В. В. Петрусинского и др.
Таким образом, многие аспекты формирования экономического мышления исследовались учеными. Вместе с тем, проблема формирования экономического мышления школьников в условиях информационной среды школы не была предметом специального изучения.
Анализ проведенных исследований, практического опыта позволил вы-явить противоречия, требующие своего разрешения: между требованиями общества к уровню экономического мышления учащихся и консервативностью школы как социального института; необходимостью создания информационной среды, разработки и внедрения эффективных форм и методов, новых технологий, повышающих эффективность экономического воспитания школьников, и преобладанием ныне в школе традиционных подходов; меняющимся содержанием предметов гуманитарного цикла, необходимостью использования в школе экономических программ и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к этому виду учебно-воспитательной деятельности; разработанностью проблемы в науке и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по ее реализации в практике школы.
Названные противоречия порождают проблему исследования: Каковы педагогические условия эффективности формирования экономического мышления школьников общеобразовательной школы? Решение данной проблемы составляет цель исследования: Разработать и экспериментально проверить эффективность методики формирования экономического мышления учащихся общеобразовательной школы.
Общепедагогическое и практическое значение проблемы и необходимость ее разрешения обусловили выбор темы дипломного исследования: «Формирование экономического мышления учащихся общеобразовательных школ».
Объект исследования - процесс формирования экономического мышле-ния учащихся старших классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования - педагогические условия данного процесса.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что эффектив-ность формирования экономического мышления предопределяется двумя группами основных, иерархически взаимосвязанных педагогических условий, состоящих из:
- общих условий эффективности целостного педагогического процесса, влияющих на все его аспекты, в том числе и на формирование экономического мышления школьников;
- частных условий, непосредственно влияющих на эффективность фор-мирования экономического мышления школьников;
- реализацией спроектированной модели формирования экономического мышления школьников в условиях информационной среды;
- конструированием нужной информационной среды формирования экономического мышления школьников.
Из сформулированных выше проблемы, цели и гипотезы исследования вытекают следующие задачи:
- охарактеризовать систему формирования экономического мышления как одного из аспектов целостного воспитательного процесса в условиях ин-формационной среды школы;
- определить специфику формирования экономического мышления с учетом информационной среды;
- дать критериальную характеристику формирования экономического мышления школьников в условиях информационной среды и показателей ее уровней (низкого, среднего, высокого);
- выявить, экспериментально обосновать и проверить педагогические условия эффективности формирования экономического мышления школьников в условиях информационной среды школы;
- разработать научно-методические рекомендации по использованию возможностей информационной среды в совершенствовании процесса формирования экономического мышления учащихся.
Методологической основой исследования являются фундаментальные положения философии образования, психологии, педагогической науки о творческо-деятельной сущности личности.
Теоретической основой исследования являются философские и психолого-педагогические концепции: общая теория творческого мышления (А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Я. А. Пономарев, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев); общая теория инновационной педагогики (Л. К. Веретенникова, Л. С. Подымова, В. А. Сластенин); теория гуманитаризации высшей школы (Л. А. Волович, Г. В. Мухаметзянова, Л. И. Коханович, А. Р. Субетто); идеи гуманизации и гуманитаризации образования (Е. Г. Мермельштейн, В. О. Шаповалов, Т. А. Тартарашвили, Ф. Ф. Стерликов, Н. В. Карлов, В. Л. Белова, Р. Ф. Шахова, В. В. Ильин, Н. С. Розов); теория эвристического обучения (В. И. Андреев, А. 3. Рахимов, Г. И. Железовская, Н. Ю. Посталюк); современные теории технологии обучения (В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, М. А. Усманов); учения о личности, ее структуре и закономерностях развития (Б. А. Ануфриев, М. С. Каган, К. К. Платонов, В. С. Мерлин).
Исходные позиции нашей работы базируются на системном подходе к педагогическому процессу.
Для решения поставленных в исследовании задач использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов: теоретический анализ философской, экономической, психологической, педагогической и методической литературы; анализ учебных планов и программ, учебных пособий и методических рекомендаций по предметам гуманитарного цикла, различной школьной документации; количественный и качественный анализ полученных результатов исследования с использованием статистических методов; изучение и обобщение передового и личного опыта реализации основных идей экономического воспитания; анализ продуктов творческой деятельности учащихся; сравнительный анализ и синтез; организация педагогического опыта в условиях информационной среды как одного из аспектов целостного воспитательного процесса; диагностические методы (целенаправленного педагогического наблюдения, срезов, бесед, анкетирования, интервьюирования и тестирования школьников, педагогов, родителей и т. п.).
Базой исследования являлась средняя общеобразовательная школа (СОШ) № 1 поселка Чапаево Акжаикского района Западно-Казахстанской области, в которой дипломник выступала в качестве практикантки - преподавателя мировой экономики, основ бизнеса и предпринимательского права. Всего в эксперименте приняло участие 50 человек, из них 46 учащихся и 4 педагога.
Исследование осуществлялось в период с октябрь 2012 по апрель 2013 г. в рамках прохождения преддипломной учебной практики.
1. На первом этапе - поисково-теоретическом (октябрь-декабрь) — осу-ществлялись изучение и анализ философской, экономической, психолого- педагогической литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования, была обоснована проблема, изучался уровень ее разработанности в педагогической теории, определились проблема, цель, задачи, объект, предмет, рабочая гипотеза исследования. Это позволило сформулировать основные исходные теоретические положения для решения исследуемой проблемы, разработать программу опытно-экспериментальной работы в школах.
2. На втором этапе - опытно-экспериментальном (январь-март) - апробировалась экспериментальная программа реализации педагогических условий для формирования экономического мышления старших школьников. В ходе опытной работы была осуществлена обработка промежуточных результатов эксперимента.
3. На третьем этапе - обобщающем (апрель) - осуществлялись обработка, анализ, систематизация, обобщение результатов исследования, уточнение теоретических и экспериментальных выводов, были внедрены практические рекомендации по совершенствованию методики формирования экономического мышления школьников в условиях информационной среды в процессе реализации системы педагогических условий, осуществлялось литеральное оформление дипломной работы.
Достоверность, обоснованность научных положений, рекомендаций и выводов исследования обеспечиваются его методологическими основами, аргументированностью исходных теоретических положений; критическим анализом и учетом состояния избранной для изучения области теории и практики; правильным выбором используемых теоретических и эмпирических методов, адекватных проблеме, цели, предмету, объекту и задачам исследования; разносторонностью использованных эмпирических материалов, необходимых для количественного и качественного анализа исследуемой проблемы; математической обработкой опытных данных; использованием на практике результатов опытно-экспериментальной работы; результатами эксперимента, подтверждающими позитивные изменения в развитии школьников. Благодаря избранной логике нашего исследования подтверждена ее эффективность в процессе выполнения опытно-экспериментальной программы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- проанализированы и уточнены сущностные характеристики формирования экономического мышления учащихся общеобразовательной школы как одного из аспектов целостного воспитательного процесса и его своеобразия с позиции системного понимания воспитания;
- разработана модель формирования экономического мышления школьников в условиях информационной среды;
- выявлена и экспериментально обоснована его специфика;
- сконструирована информационная среда формирования экономического мышления школьников и раскрыты ее сущностные признаки как условия экономического воспитания;
- определено содержание процесса формирования экономического мышления школьников в условиях информационной среды;
- раскрыта сущностная характеристика следующих компонентов формирования экономического мышления в информационной среде: мотивационного, содержательного, операционного;
- разработаны критерии и показатели уровней формирования экономического мышления с учетом информационной среды общеобразовательной школы;
- раскрыта взаимосвязь учебного процесса и внеклассной работы по обеспечению творчества учащихся в освоении и расширении экономической практики и опыта;
- определены и экспериментально проверены педагогические условия эффективности формирования экономического мышления учащихся в инфор-мационной среде школы.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
 расширены теоретические представления о содержании формирования экономического мышления учащихся среды школы и выделены ее признаки: сформированность экономических представлений, знаний и умений; социально-экономическая готовность: личностные качества школьников как компонент их экономической воспитанности, проявление умений в совершенствовании экономических способностей; уровни экономического мышления;
 уточнены представления о сущности, значении и особенностях формировании экономического мышления в информационном поле школы;
 разработана концепция исследуемого процесса;
 осуществлено теоретико-методическое обеспечение эффективного применения совокупности педагогических условий формирования экономического мышления в информационной среде школы;
 определена структура информационной среды экономического воспитания школьников.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
 теоретические положения концепции, материалы и результаты иссле-дования могут быть использованы студентами и преподавателями педагогических колледжей и вузов при изучении и преподавании курса «Педагогика», в процессе профессиональной подготовки и переподготовки учителей, в системе курсов повышения их квалификации, в дистанционном обучении;
 разработаны и использованы методические рекомендации по формированию экономического мышления школьников в условиях информационной среды школы. Они могут широко применяться при организации учебно - воспитательной работы в современной школе, в учреждениях подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, руководителей школ. На основе концепции обогащено и дополнено содержание деятельности учителей, классных руководителей, администрации школы по воспитательной работе с учащимися в современных условиях.

Введение 3
1. Теоретические основы формирования экономического мышления уча-щихся в современной школе
1.1 Формирование и развитие экономического мышления – путь социализации личности учащихся….. 9
1.2 Формирование экономического мышления школьников в процессе преподавания технологии…. 18
1.3 Экономическое воспитание школьников как педагогическое явление 24
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экономического мышления учащихся в условиях информационной среды общеобразовательной школы
2.1 Опыт экспериментального изучения формирования экономического мышления учащихся старших классов 35
2.2 Реализация педагогических принципов в опытно-экспериментальной работе по формированию экономического мышления старших школьников 50
2.3 Влияние педагогических условий на динамику эффективности формирования экономического мышления старших школьников в условиях информационной среды 55
Заключение 69
Список литературы 73
Приложение 77

Настоящая работа была посвящена решению проблемы, каковы педагогические условия формирования экономического мышления учащихся общеобразовательной школы в условиях перехода к рыночной экономике? В решении этой проблемы мы видели цель настоящего исследования.
В ходе разработки исходных теоретических позиций настоящего дипломного исследования мы обратились, прежде всего, к анализу экономического мышления как интегральной характеристики личности. Для решения этой исследовательской задачи мы сконцентрировали усилия на раскрытии сущности формирования экономического мышления. Анализ и обобщение различных подходов к пониманию формирования экономического мышления позволили нам определить его как педагогическую систему, под которой понимается множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчи-ненных целям воспитания, образования и обучения подрастающих поколений.
В описании этой категории мы исходим из общего понимания воспитания как передачи старшими поколениями и усвоение младшими поколениями культуры и социального опыта в той его части, которая используется людьми в повседневной жизни, в частности, в труде. В познании сущности исследуемого процесса мы исходили из концепции системного понимания воспитания, в свете которой любое образовательное учреждение, в том числе и школа, представляет собой целостную воспитательную систему, а экономическое воспитание старших школьников при всем его значении, будучи лишь моментом функционирования целостных педагогических систем, является частичной системой, основной принцип которой гласит: «Воспитание существует как процесс и как порождающая его воспитательная система».
В дипломной работе мы проанализировали своеобразие формирования экономического мышления в старшем школьном возрасте, которое во многом предопределяется социальной ситуацией его развития. Именно в этом возрасте воспитанники стоят на пороге вступления в самостоятельную жизнь, растет их самосознание, увеличивается потребность в самоопределении, выборе профессии, возрастает роль самооценки, интенсивно формируется мировоззрение. Характерная для юношей и девушек устремленность в будущее неизбежно накладывает отпечаток на их поведение и психику.
Наряду с исследованием процесса формирования экономического мышления старших школьников как одного их аспектов целостного воспитательно-образовательного процесса мы обратились к выявлению и обоснованию цели выявить особенности школы как образовательного учреждения в данном процессе. Мы выявили теоретические предпосылки конструирования информационной среды, ее наполнения и проанализировали ее возможности в исследуемом процессе.
Решение поставленной в исследовании проблемы потребовало от нас ис-пользования разнообразных исследовательских методов. Центральное место среди них занимали организация целостного педагогического опыта в школе и организованная на его базе опытно-экспериментальная работа. В дипломной работе детально раскрывается наш опыт эмпирического исследования выдвинутой нами проблемы. Анализ и обобщение материалов исследования позволили нам дать, прежде всего, характеристику системы формирования экономического мышления старших школьников, выделив и охарактеризовав такие компоненты этой системы, как средства экономического воспитания, его организационные формы, методы, этапы и результаты этого процесса. Нами была разработана и реализована в опыте модель формирования экономического мышления учащихся старших классов в условиях информационной среды. В результате констатирующего эксперимента нами выделены следующие уровни сформированности экономического мышления изучаемой возрастной группы: высокий, средний, низкий.
В ходе совершенствования деятельности школы как целостной педагоги-ческой системы и экономического воспитания как одного из компонентов этой системы, необходимого при формировании экономического мышления, была осуществлена подготовка к проведению эксперимента. Основными элементами этой подготовки были: а) разработка практических рекомендаций участникам эксперимента по данной проблеме; б) проведение срезов уровня экономического мышления; г) подбор творческой группы учителей для участия в опытной и экспериментальной работе; д) осмысление педагогами формирования экономического мышления учащихся экспериментальных классов и выбор организационных форм экономического воспитания. В эксперименте участвовали 62 школьника. В качестве экспертов выступали классные руководители, учителя-предметники, члены школьной службы социально- психологической поддержки и родители.
Констатирующий эксперимент показал, что исходный уровень экономического мышления старших школьников свидетельствует о том, что основы мышления в определенной мере закладываются в процессе их предыдущего развития.
Формирующий эксперимент в нашем исследовании включал в себя ряд взаимосвязанных видов деятельности: 1) систематическую реализацию практических рекомендаций, вытекающих из общей гипотезы исследования; 2) изучение и фиксацию степени выполнения этих рекомендаций с использованием педагогического наблюдения, осуществляемого по специальной программе, фиксацию его результатов.
Экспериментальное исследование осуществлялось последовательно в два этапа: 1) изучение уровня экономического мышления учащихся экспериментальных классов на основе использования выявленных нами критериев и показателей ее сформированности, а также анализ результатов разнообразной деятельности учащихся; 2) сопоставление степени выполнения рекомендаций в каждом экспериментальном классе и сдвигов в развитии экономической воспитанности старших школьников, заключительный анализ и обобщение материалов экспериментальной работы во всех классах. Одними из важных исследовательских задач, вставших перед нами на первых этапах организации целостного педагогического опыта в масштабах школы, были поиск и организация разнообразных форм работы по формированию экономического мышления старших школьников, планов работы педагогов и обобщение этих результатов для дальнего совершенствования формирования экономического мышления. Информация, полученная в ходе изучения учащихся экспериментальных классов, явилась исходным материалом экспериментальной программы формирования эко-номического мышления старших школьников с учетом уровня сформированности их экономического мышления в условиях информационной среды.
С целью проверки гипотезы исследования в учебно-воспитательном про-цессе систематически использовались определенные нами коллективные и ин-дивидуальные формы работы с учащимися. Разнообразная деятельность осуществлялась в следующих направлениях: 1) экономический всеобуч; 2) экономическое воспитание на уроках общеобразовательного и экономического цикла; 3) кружки, школьные фирмы, постоянная массовая работа по экономическому воспитанию; 4) научные творческие объединения; 5) разовые массовые мероприятия.
Полученные результаты свидетельствует о положительной динамике уровня сформированности экономического мышления старших школьников экспериментальных классов.
Динамика формирования экономического мышления свидетельствует о том, что в экспериментальных классах постепенно уменьшалось количество старшеклассников на среднем и низком уровнях. Вместе с тем, в них увеличилось количество учащихся на высоком и среднем уровнях.
Такой анализ и обобщение позволили сделать вывод о том, что получен-ные в ходе нашего исследования факты не противоречат нашей гипотезе.
В ходе исследования выдвинутая нами гипотеза, проверенная, уточненная и обогащенная, превратилась в концепцию повышения эффективности формирования экономического мышления старших школьников в условиях информационной среды. Согласно этой концепции, такое повышение эффективности происходит при повседневной реализации системы иерархически взаимосвязанных педагогических условий. Эта система включает в себя две группы условий.
Первая группа состоит из общих педагогических условий эффективности целостного учебно-воспитательного процесса, влияющих на все его аспекты, в том числе и на формирование экономического мышления старших школьников:
- создание информационной среды школы, подготовка ее компонентов;
- организация продуктивного взаимодействия всех участников педагогического процесса;
- обеспечение высокого уровня педагогического процесса через информационные технологии;
- стимулирование интереса к экономическим предметам и экономиче-ской деятельности.
Вторая группа содержит частные педагогические условия, непосредственно обеспечивающие эффективность исследующегося процесса:
— обеспечение связи компонентов информационной среды с предметным содержанием учебных экономических курсов;
— создание творческой среды инновационного характера;
— организация досуговой среды с использованием игровых программ, компьютерных игр и других компонентов;
— обеспечение педагогического мониторинга экономической воспитан-ности учащихся;
— использование информационных технологий в учебно- воспитательном процессе по экономическому блоку.
Эта система иерархически взаимосвязанных различных педагогических условий и позволяет обеспечить повышение уровня формирования экономического мышления старших школьников на основе организованного нами целостного педагогического опыта и опытно-экспериментальной работы.
В дипломной работе доказано, что выдвинутая нами гипотеза исследования подтвердила свою истинность и не противоречит полученным в ходе нашей научной работы фактам.

1. Антология педагогической мысли Казахстана. Часть 2. / сост.: К. Жарыкбаев, С. Калиев. – Алматы: Рауан, 2008. – 416 с.
2. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»
3. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27.07.2007г. №319-III
4. Ковынева, Л. О воспитании экономического мышления школьников / Л. Ковынева // Экономика в школе. - 2006. -№4
5. Любимов, Л. Концепция структуры, содержания и организации экономического образования в полной средней школе / Л. Любимов // Экономика в школе. – 2002. -№3
6. Бляхман, Л.С. Перестройка экономического мышления. / Л.С. Бляхман. М.: Политиздат, 1990. 271 с.
7. Сидельковский, А.П. Формирование у школьников экономической культуры / А.П. Сидельковский // Советская педагогика. 1987. №1. С. 20–23.
8. Сасова, И.А. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки. / И.А. Сасова, А.Ф. Аменд. -М.: Просвещение, 1988. 191 с.
9. Ушинский, К.Д. Собр. соч.: в 6 т. / К.Д. Ушинский. -М.: Педагогика, 1988. Т. 2. 493 с.
10. Литова, З.А. Методика разработки творческих проектов в общеобразова-тельной школе: учеб. пособие. / З.А. Литова. Курск: Курск. гос. ун-т, 2008. 163 с.
11. Литова, З.А. Деловые игры в учебном заведении. / З.А. Литова. Курск: Курск. обл. ИПК и ПРО, 1996. 21 с.
12. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев.— Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998. — 1-2 с.
13. Подластый, И. Опираясь на закономерности / И. Подластый // Народное образование. — 1991. -№ 3.
14. Политика в области образования и новые информационные технологии // Информатика и образование. - 1996. — № 5.
15. Ныязбекова, К.С. Развитие педагогической мысли в Казахстане / К.С. Ныязбекова. – Алматы: КазНПУ имени Абая, 2012.
16. Хесс, К. Так устроен мир. Экономика для юношества: Пер. с англ. / К. Хесс // Науч. ред. Ю. Б. Кочеврин. — М.: Изд-во «Дело», 1992. - 96 с.
17. Шемякин, Б. П. Экономическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики. / Б.П. Шемякин — М.: Педагогика, 1986. — 96 с.
18. Шпак, А. Г. Организация экономического образования и воспитания учащихся. / А.Г. Шпак. — Киев, 1987. - 128 с.
19. Давлетова, Г.А. Из истории развития психолого-педагогической науки Казахстана / Г.А. Давлетова. // Вестник КазНМУ. – 2012. - №2.
20. Волчкова, Л. Т. Механизм социальной адаптации к экономическим реформам / Л.Т. Волчкова, В.Н. Минина // Социальные реформы в Казахстане: История, современное состояние и перспективы - Вып. 4. - С-Пб.: Петрополис, 1995. - 81-90 с.
21. Вульфоф, Б. 3. Воспитание и рынок в переходный период / Б.З. Вульфоф // Педагогика - 1993.-№ 2.-3-9 с.
22. Жарикбаев, К.Б. Развитие психологической мысли в Казахстане (со второй половины XIX в. до наших дней). / К.Б. Жарикбаев. – Алма-Ата: Казахстан, 1998.
23. Абрамова, А. И. Экономическое образование и воспитание учащихся / А.И. Абрамова. — М.: Высшая школа, 1986. - 149 с.
24. Васильев, Ю. К. Экономическое образование и воспитание учащихся / Ю.К. Васильев. - М.: Педагогика, 1983. — 96 с.
25. Прутченков, А. С. Экономическое воспитание старших подростков в первичном трудовом коллективе школьников.: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1990.-18 с.
26. Акажанова, А.Т. Становление и развитие возрастной и педагогической психологии в Казахстане: Автореф. дис. канд. психол. наук. / А.Т. Акажанова. - Алма-Ата, 1989. – 23 с.
27. Нисимчук, А. С. Экономическое воспитание в сельской школе. / А.С. Ни-симчук. — Киев, 1994.- 140 с.
28. Осницкий, А. К. Психология самостоятельности. / А.К. Осницкий. - Москва-Нальчик, 1996.-42 с.
29. Иткин, И. Б. Социологические аспекты теории и практики экономического воспитания: Автореф. дис. канд. философ, наук — Свердловск, 1972.-21 с.
30. Попов, В. Д. Новый тип экономического мышления: некоторые вопросы формирования у молодежи. / В.Д. Попов. — М.: Знание, 1985. — 40 с.
31. Кураков, Л. П. Экономическое образование и воспитание школьников — Изд. 2-е. / Л.П. Кураков. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
32. Товстик, В. А. Экономическое воспитание школьников / В.А. Товстик. - М., 1983.- 112 с.
33. Сатова, А.К. Становление психологической науки и психологического образования в Казахстане. / А.К. Сатова. // Вестник АГУ им. Абая №1. (1) с. 37-41.
34. Клепач, Н. Я. Экономическое воспитание масс: организация и эффектив-ность / Н.Я. Клепач, В.Д. Попов, JI.Е. Эпштейн. —М., Экономика, 1979. — 186 с.
35. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. / И.В. Роберт. — М.: Школа-Пресс, 1994.
36. Рябов, Д. Д. Экономическое воспитание и социологические исследования / Д.Д. Рябов. // Вестник МГУ - Сер. 12 - 1982.- № 5. - 60-68 с.
37. Зарецкая, И. И. Педагогические основы воспитания трудовой культуры учащихся: Дис. доктора пед. наук. - М., 1992. - 276 с.
38. Филонов, Г. Н. Воспитание личности школьника. / Г.Н. Филонов. - М.: Педагогика, 1985.-224 с.
39. Боровикова, Т. В. Экономическая культура как компонент системы общей культуры / Т.В. Боровикова // Актуальные проблемы философии, культуры. Армагеддон. - М., 1998.- 127-138 с.
40. Ногайбаева, Л. Основные вехи в истории становления психологической науки Казахстана. / Л. Ногайбаева. // Психология в школе. – 2000. – №4.
41. Лихачев, Б. Т. Рыночное отношение и воспитание школьников / Б.Т. Лихачев // Воспитание школьников. – 1991 -№ 5. - 5-6 с.
42. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. / С.Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1989.-238 с.
43. Кусаинов, А.К. Сравнительная педагогика. / А.К. Кусаинов. – Астана: Просвещение-Казахстан, 2008.
44. Афанасьев, В. Г. Общество: системность, познание и управление. / В.Г. Афанасьев. — М.: Политиздат, 1981. - 432 с.
45. Аменд А. Ф. Экономическое образование и воспитание учащихся X— XI классов: Учебное пособие / А.Ф. Аменд. — Челябинск: ЧГПИ, 1988. - 164 с.
46. Бляхман, Л. С. Перестройка экономического мышления. / Л.С. Бляхман. — М.: Политиздат, 1990.-271 с.
47. Борибеков, К.К. Профессиональное образование Казахстана: опыт и перспективы / К.К. Борибеков, А.К. Кусаинов, Н.А. Шамельханова. – Астана: Издательство ROND&A, 2011.
48. Михайлов, А. В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д. Е. Сьюпера / А.В. Михайлов // Вопросы психологии. - 1975. -№ 5. - 10-12 с.
49. Анастази, А. Дифференциальная педагогика индивидуальных различий: тексты. / А. Анастази. -М.: Педагогика, 1982. —301 с.
50. Немов, Р. С. Психология. В 3-х т. / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 1995.
51. Каташев, В. Г. Профессиональное самосознание личности и профилизация обучения. / В.Г. Каташев, Л.Н. Нугуманова. - Казань: Новое знание, 1998. — 240 с.
52. Шамельханова, Н.А. Модернизация содержания профессионального образования. / Н.А. Шамельханова. – Астана: Издательство ROND&A, 2011.
53. Гребенюк, О. С. Формирование интереса в в учебной и трудовой деятельности у учащихся средних профтехучилищ. / О.С. Гребенюк. - М.: Высшая школа, 1986 - 85 с.
54. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога: Учебная литература. / Р.В. Овчарова. — М., 1996.— 351 с.
55. Климов, Е. А. Как выбирать профессию. / Е.А. Климов. — М.: Просвещение, 1984.-159 с.
56. Сокольников, Ю. П. Системный анализ воспитания школьников. / Ю.П. Сокольников. — М.: Педагогика, 1986. - 136 с.
57. Беркимбаева, Ш.К. Педагогика. / Ш.К. Беркимбаева, А.К. Кусаинов. – Астана: Издательство ROND&A, 2007.
58. Кусаинов, А.К. Диссертации по педагогике и психологии / А.Қ. Құсайынов, Ы.А. Нәби, Ш.Т. Таубаева. – Астана: Издательство ROND&A, 2010. -298 с.
59. Мухина, В. С. Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. / В.С. Мухина. — М.: Просвещение, 1992.-210 с.
60. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении. / В.А. Кан-Калик. - М., 1997.-190 с.
61. Кусаинов, А.К. Образование – основа будущего. / А.К. Кусаинов. - Астана: Издательство ROND&A, 2010. -296 с.
62. Кусаинов, А.К. Методология образовательной деятельности. / А.К. Кусаинов, А.А. Булатбаева. - Астана: Издательство ROND&A, 2011. -180 с.
63. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под. ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 637 с.
64. Храпченков, Г.М. История школы и педагогической мысли Казахстана. / Г.М. Храпченков. – Алматы : Ун-т "Қайнар", 1998. – 170 с.
65. Джапаров, Р.Р. Методика выполнения дипломных работ. / Р.Р. Джапаров, К.А. Байдалиев, Е.М. Джаналиев. – Уральск, РГКП «Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангир хана», 2010.
66. Виноградова, М. Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. / М.Д. Виноградова, И. Б. Первин. - М., 1977.
67. Педагогика: Учебное пособие для магистрантов. / А.Н. Тесленко. – Астана, Евразийский гуманитарный институт, 2010. – 465 с.
68. Лихачев, Б. Т. Рыночное отношение и воспитание школьников/ Б.Т. Лихачев // Воспитание школьников - 1991-№ 5. - 5-6 с.
69. Караев, Ж.А. Актуальные проблемы модернизации педагогической системы на основе технологического подхода. / Ж.А. Караев, Ж.У. Кобдикова. // Творческая педагогика. – 2009. - №1.

Купить эту работу

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

500 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

13 октября 2013 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
BezNika
4.5
преподаватель вуза
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
500 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе BezNika 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе BezNika 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе BezNika 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе BezNika 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Портфолио (Дисциплина "Классное руководство")

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Сравнение пояснительных записок программ по литературе под ред. В.Ф. Чертова, по ред. Г.С. Меркина

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

конспект Пояснительных записок к программам под ред. В.Я. Корорвиной, Т.Ф. Курдюмовой, А.Г. Кутузова

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Рецензия на учебник УМК по литературе для 5 класса под ред. В.Ф. Чертова, Аннотация на методические рекомендации по УМК по литературе под ред. В.Я. Ко

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Занятие по английскому языку "Animals around us" для детей 6-7 лет. Методические рекомендации к нему.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Проект развития туристско-краеведческой направленности дополнительного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о результатах педагогической деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

конспект урока по английскому языку 5 класс "dress right"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Написание конспектов для воспитателей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
750 ₽
Готовая работа

Проект развития дополнительного образования туристско-краеведческой направленности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Оформление картотек для детского сада

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
450 ₽
Готовая работа

Сравнение программ : Екжанова, Стребелева / Баряева, Гаврилушкина (олигофренопедагогика)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽