Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

  • 110 страниц
  • 2013 год
  • 2142 просмотра
  • 2 покупки
Автор работы

BezNika

преподаватель вуза

500 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность проблемы и темы исследования на социально- педагогическом уровне вызвана противоречием между возросшим требованием ГОСО РК 5.03.015–2009 [3] и Концепции 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан [4] к уровню основ экономической компетентности выпускников общеобразовательной школы и его реальным уровнем. Анализ ситуации общественного развития, социально-экономических преобразований в стране свидетельствуют о потребности общества в личности, обладающей познаниями в экономической сфере, стремящейся к целенаправленной реализации своих возможностей на рынке труда. В связи с этим возрастает потребность государства в решении проблемы социально-экономического образования школьников, формирования экономической культуры личности, образованных, предприимчивых людей, способных совершать рациональный выбор и прини¬мать решения, нести ответственность за собственную деятельность и социаль¬но-экономическое будущее страны. Молодые люди, окончившие школу и вступающие в самостоятельную жизнь, часто не готовы к решению этой зада¬чи. В этой связи возникает необходимость в формировании основ экономиче¬ской компетентности старшеклассников. Под основами экономической компе¬тентности старшеклассника мы понимаем интегративное качество личности, обусловленное ее проектной деятельностью в процессе профильного социаль¬но-экономического образования и предусматривающее получение позитивного опыта экономической деятельности на основе знаний, умений, ценностных ориентаций, учебного и витагенного жизненного опыта.
В соответствии с потребностями развития современного общества в пе-дагогической теории и на практике ведутся поиски путей и средств социально- экономического образования школьников. В психолого-педагогических иссле¬дованиях рассмотрены теория и практика формирования экономической культуры учащихся в процессе непрерывного социально-экономического образо¬вания, роль общеобразовательных предметов и всего образовательного про¬цесса в экономическом образовании школьников, содержание, организация и методика экономической подготовки учащихся, проблемы социально- экономического воспитания в учреждениях дополнительного образования, подготовка учащихся к труду в малом бизнесе. Несмотря на то, что многие во¬просы социально-экономического образования признаются актуальными и представлены в широком круге исследований, проблема формирования основ экономиче-ской компетентности старшеклассников в процессе профильного социально-экономического образования исследована недостаточно. Существу¬ет потреб-ность в научном обосновании теоретической сущности, структуры и содержания основ экономической компетентности учащихся старших классов, а также особенности ее формирования в процессе профильного социально- экономического образования. Таким образом, несоответствие между необходимостью научного обоснования формирования основ экономической компе¬тентности старшеклассников в процессе профильного социально- экономического образования и степенью разработанности данной проблемы в педагогической науке позволяет говорить об актуальности ее рассмотрения на научно-теоретическом уровне.
Изучение состояния практики преподавания экономики в условиях про-фильного обучения свидетельствует о том, что существующий традиционный подход не дает возможности старшим школьникам овладеть достаточным уровнем основ экономической компетентности, так как получаемые ими эко-номические знания носят сугубо теоретический характер и оторваны от реаль¬ной действительности. Современные школьники не знают элементарных основ хозяйственной жизни, не могут противостоять негативным явлениям рыночной среды. Это обусловлено недостаточным уровнем их практической подго¬товки, слабой сформированностью ценностного отношения к знаниям. В связи с этим следует вести поиск соответствующих технологий, новых форм, методов и средств формирования основ экономической компетентности старше¬классника в условиях профильного обучения. Таким образом, на научно- методическом уровне актуальность исследования обусловлена противополож¬ностью между прогрессивными тенденциями, связанными, с одной стороны, необходимостью формирования основ экономической компетентности стар-шеклассников на основе ее теоретического осмысления, а с другой - недоста-точным уровнем практических разработок по их формированию в условиях профильного обучения.
Актуальность исследования, выявленные несоответствия, противопо-ложности и противоречия обозначили проблему поиска и выбора педагогиче¬ских условий, способствующих эффективному формированию основ экономи¬ческой компетентности старшеклассников в процессе профильного социально- экономического образования.
Цель исследования: выявить, определить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие формирование основ экономической компетентно-сти старшеклассников.
Объект исследования: процесс профильного социально- экономического образования в средней школе.
Предмет исследования: формирование основ экономической компетент-ности старшеклассников в процессе профильного социально- экономического образования.
Гипотеза исследования: формирование основ экономической компе-тентности старшеклассников в процессе профильного социально- экономиче-ского образования предусматривает:
1) рассмотрение сущности понятия «основы экономической компетент-ности старшеклассников» как интегративного качества личности, обусловлен¬ного ее проектной деятельностью в процессе профильного социально- экономического образования и предусматривающего получение позитивного опыта экономической деятельности на основе экономических знаний, умений, ценностных ориентаций, учебного и витагенного жизненного опыта;
2) выявление содержания и структуры основ экономической компетент-ности старшеклассников, составляющими которой, возможно, являются эмо-ционально-волевой, ценностно-смысловой, мотивационный, когнитивный, по¬веденческий компоненты;
3) определение педагогических условий, обеспечивающих формирование основ экономической компетентности старшеклассников, каковыми, вероятно, являются:
- создание в школе информационно-образовательной среды экономиче-ской направленности на основе ценностных ориентаций старших школьников, способствующей приобщению их к экономической деятельности;
- введение в учебный процесс элективных курсов, направленных на формиро¬вание представлений о процессах, связанных с экономической деятельностью;
- организация проектной деятельности учащихся, способствующей при-обре¬тению практических навыков в экономической деятельности.
В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой определены основные задачи исследования:
1. Уточнить сущность понятия «основы экономической компетентности старшеклассников» как интегративного качества личности.
2. Выявить, определить и обосновать структуру и содержание основ эко-номической компетентности старшеклассников.
3. Опытно-поисковым путем проверить и обосновать педагогические ус-ловия, обеспечивающие формирование основ экономической компетентности старшеклассников в процессе профильного социально-экономического обра-зования.
Нормативно-правовая база исследования основывается на следующих официальных документах:
1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27.07.2007г. №319-III [2].
2. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан ГОСО РК 5.03.015 – 2009: «Система образования Республики Казахстан. Учебная работа и педагогическая нагрузка. Основные положения». - Утвержден и введен в действие приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 31 июля 2009 г. № 365 [3].
3. Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Ка-захстан от 2007 г. // Справочник руководителя образовательного учреждения. -2007. -№2. - С. 5-13 [4].
4. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» [1].
Теоретико-методологическую основу исследования составили фило-софские положения о ведущей роли деятельности в формировании личности, о единстве сознания и деятельности. При разработке теоретических аспектов ис¬следования мы опирались на системный подход, рассмотренный в трудах В.Г.Афанасьева, Ю.А. Конаржевского, Н.В. Кузьминой, Г.Н. Серикова; лично- стно-деятельностный подход, раскрытый в работах К.А. Абульхановой- Славской, Л.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Существенное значение в концептуальном плане для нашего исследова¬ния имели теория компетентностного похода в образовании (A.C. Белкин, Н.И. Белова, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Дж. Равен, Ю.Г. Татур, A.B. Хуторской и др.); теоретические основы экономического образования и воспитания (А.Ф. Аменд, B.C. Автономов, С.А. Днепров, Л.М. Кустов, A.C. Нисимчук, Л.Н. Пономарев, A.C. Прутченков, Б.А. Разберг, В.К. Розов, Н.П. Рябинина, Б. П. Шемякин и др.); концепция структуры, содержания и организации экономического образования в полной средней школе (Л.Л. Любимов).
При разработке программы и инструментария экспериментальной работы были учтены требования к научному педагогическому исследованию, ко¬торые изложены в работах В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, A.M. Новикова.
Исследование проводилось поэтапно, при этом на каждом этапе в зависимости от его задач, применялись соответствующие методы исследования: теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, сравнение, классификация, систематизация, обобщение научных положений и фактов; эмпирические - наблюдение, обобщение педагогического опыта, анализ продуктов деятельности учащихся, беседа, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.
База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась на базе средней школы имени М. Маметовой поселка Сайхин Бокей-Ординского района Западно-Казахстанской области. Всего в исследовании приняли участие 48 учащихся старших классов.
Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа: в период теоретического обучения на 1 семестре учебного 2012-2013 года и прохождения преддипломной педагогической практики с 11.02.13 по 21.03.13 г.
На первом этапе (октябрь - декабрь 2012 г.) - поисково-теоретическом - осуществ¬лялось теоретическое исследование проблемы формирования основ экономи¬ческой компетентности старшеклассников; изучались нормативные и методи¬ческие документы, психолого-педагогическая литература отечественных и за¬рубежных авторов; проводился анализ существующих концепций и проблем по данной теме, что позволило сформулировать исходные позиции настоящей работы. Намечена программа эмпирической проверки гипотезы. Изучался и обобщался опыт формирования основ экономической компетентности старше¬классников. Практическая часть включала подготовку и проведение констати¬рующего этапа опытно-поисковой работы.
На втором этапе (январь - март 2013 г.) - опытно-поисковом - апробировались педагогические условия, способствующие эффективному формированию основ экономической компетентности старшеклассников в процессе профильного социально-экономического образования. В ходе опытно-поисковой работы была осуществлена обработка результатов эксперимента.
На третьем этапе (апрель 2013 г.) - обобщающем - проводился анализ, обобщение, систематизация и описание полученных результатов исследова-ния, уточнялись теоретико-экспериментальные выводы, осуществлялось вне-дрение результатов исследования в практику работы общеобразовательных учреждений.
В результате исследования были получены результаты:
1. Определена структура основ экономической компетентности старше-классников, включающая эмоционально-волевой, ценностно-смысловой, мотивационный, когнитивный, поведенческий компоненты, и определено содер¬жательное наполнение данных компонентов. Эмоционально-волевой компонент основ экономической компетентности - проявление настойчивости, воли, дополнительных усилий в освоении позитивного опыта в области экономической деятельности. Ценностно-смысловой компонент- система смысловых представлений, ориентаций учащихся в области экономической деятельности, отношений к самому себе, к своим способностям и их развитию. Мотивационный компонент - характеристика настроенности на усвоение социально- экономических знаний и умений. Когнитивный компонент - сумма знаний об экономической сфере общества и о себе как субъекте социально- экономических отношений. Поведенческий компонент - система умений и на¬выков рационального экономического поведения.
2. Определены, и опытно поисковым путем проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективное формиро¬вание основ экономической компетентности старшеклассников:
- создание в школе информационно-образовательной среды экономиче-ской направленности на основе ценностных ориентаций старших школьников;
- введение в учебный процесс элективных курсов, направленных на формирование представлений о процессах, связанных с экономической деятельностью;
- организация проектной деятельности учащихся, способствующей при-обретению практических навыков в экономической деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты опытно-поисковой работы по формированию основ экономической компетент¬ности старшеклассников позволяют осуществить перенос и использование пе¬дагогических технологий в практику работы образовательных учреждений раз¬личных типов. Содержащиеся в дипломной работе теоретические положения и прак¬тические материалы могут быть использованы в учебном процессе школ и лицеев.
Обоснованность и достоверность исследования обеспечиваются ана-лизом современных достижений психолого-педагогической науки; исходными методологическими позициями; применением комплекса методов исследова¬ния, адекватных его целям и задачам; воспроизводимостью полученных опыт¬но-поисковым путем данных, проверкой результатов исследования на различ¬ных этапах опытно-поисковой работы; обработкой результатов исследования методами математической статистики, реализацией методических материалов исследования в педагогической практике и их положительной оценкой.

Введение 3
1. Теоретические предпосылки формирования профессиональной компе-тентности учащихся на занятиях экономических дисциплин.
1.1 Становление основ профессиональной компетентности учащихся как педагогическая проблема 8
1.2 Профильное социально-экономическое образование как фактор формирования основ профессиональной компетентности учащихся 22
1.3 Педагогические условия формирования основ профессиональной компе-тентности учащихся 37
2. Результаты опытно-поисковой работы по формированию основ профессиональной компетентности старшеклассников.
2.1 Цели, задачи и организация опытно-поисковой работы 51
2.2 Реализация педагогических условий формирования основ профессиональной компетентности учащихся 60
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы 72
Заключение 81
Список литературы 87
Приложения 90

В новых социально-экономических условиях жизни общества актуаль-ность проблемы настоящего исследования определяется существующими противоречиями между возросшим требованием общества к уровню основ эконо¬мической компетентности выпускников общеобразовательной школы и его ре¬альным уровнем, между необходимостью научного обоснования формирова¬ния основ экономической компетентности старшеклассников в процессе про¬фильного социально-экономического образования и степенью разработанно¬сти данной проблемы в педагогической науке, между прогрессивными тенден¬циями, связанными, с одной стороны, необходимостью формирования основ экономической компетентности старшеклассников на основе ее теоретического осмысления, а с другой - недостаточным уровнем практических разработок по их формированию в условиях профильного обучения.
Складывающаяся социально-экономическая ситуация акцентирует внимание педагогической общественности к вопросам формирования основ экономической компетентности у тех, кто, стоит на пороге самостоятельной жизни и которым в ближайшем будущем предстоит занимать активную позицию в социально-экономической сфере.
Анализ психолого-педагогической и методической ли¬тературы, изучение опыта работы учреждений общего образования, иссле¬дование на основе проведенного анализа проблемы формирования основ экономической компетентности старше¬классников в педагогической теории и практике позволили сформулировать цель исследования, которая состояла в определении и обоснова¬нии педагогических условий, способствующих формированию основ эконо¬мической компетентности старшеклассников. В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой сформированность экономической компетентности старшеклассника, возможно, обеспечивается:
1) рассмотрением сущности понятия «основы экономической компетент-ности старшеклассников» как интегративного качества личности, обусловлен¬ного ее проектной деятельностью в процессе профильного социально- экономического образования и предусматривающего получение позитивного опыта экономической деятельности на основе экономических знаний, умений, ценностных ориентаций, учебного и жизненного опыта;
2) выявлением содержания и структуры основ экономической компе-тентности старшеклассников, составляющими которой, возможно, являются эмоционально-волевой, ценностно-смысловой, мотивационный, когнитивный, поведенческий компоненты;
3) определением педагогических условий, обеспечивающих формирова-ние основ экономической компетентности старшеклассников, каковыми, веро¬ятно, являются:
- создание в школе информационно-образовательной среды экономиче-ской направленности на основе ценностных ориентаций старших школьников;
- введение в учебный процесс элективных курсов, направленных на формирование представлений о процессах, связанных с экономической деятельностью;
- организация проектной деятельности учащихся, способствующей при-обретению практических навыков в экономической деятельности.
Выделение предмета исследования привело нас к заключению, что в пе-дагогике нет однозначного определения основополагающего нашего исследо¬вания - «основы экономической компетентности старшеклассников»
Анализ основных психолого - педагогических, социологических, эконо-мических работ по проблеме формирования основ экономической компетент-ности старшеклассников, позволили определить понятия «основы экономиче-ской компетентности старшеклассников» как интегративного качества лично-сти, обусловленного ее проектной деятельностью в процессе профильного со-циаль¬но-экономического образования и предусматривающее приобретение позитив¬ного опыта экономической деятельности на основе знаний, умений, ценност¬ных ориентаций, учебного и витагенного жизненного опыта.
Выявлено, что формирование основ экономической компетентности от-ражено в содержании профильных социально-экономических дисциплин, в ор¬ганизации экономической деятельности учащихся.
Определено, что педагогические аспекты профильного социально- экономического образования являются основаниями для выделения экономических знаний, умений и ценностей, владение которыми определяет сформированность основ экономической компетентности старшеклассника. В соответствии с этим в исследовании представлено обоснование того, что экономическая компетентность, являясь одним из ведущих показателей экономического образования и экономической деятельности старшеклассника, выступает системообразущим компонентом его профильного социально-экономического образования.
В процессе исследования установлено, что компетентность как педаго-гическая категория характеризуется интегративностью: соотнесенностью зна-ний, умений, навыков, опыта с ценностно-смысловыми характеристиками личности, практико-ориентированной направленностью.
Обоснование цели, предмета, гипотезы и сформулированных на их осно-ве задач исследования, на решение которых была направлена работа, позволи¬ли определить основные концептуальные идеи нашего исследования:
- в условиях современных рыночных преобразований повышение качества об¬разования учащихся социально-экономического профиля связано с формиро¬ванием его экономической компетентности, синтезирующий когнитивный, предметно-практический и личностный опыт старшеклассника;
- формирование экономической компетентности учащихся старших классов социально-экономического профиля должно основаться на системном, ценно¬стном и личностно-деятельностном подходах;
- формирование экономической компетентности старшеклассника является сложной системой, где в качестве главного компонента выступает взаимодей¬ствие учителей и учащихся при выборе содержания, форм, методов, средств его организации.
Изучение и научный анализ источников по проблеме, проведенная опытно-поисковая работа в целом подтвердили нашу гипотезу о том, что эф-фективность формирования экономической компетентности старшеклассника в процессе профильного социально-экономического образования зависит от ряда условий, базисными из которых является сама специфика профильного образования и психологические особенности данного возраста обучающихся. Названные условия послужили отравным моментом поиска педагогических условий формирования экономической компетенции старшеклассников, кото¬рыми выступают:
- создание в школе информационно-образовательной среды экономиче-ской направленности на основе ценностных ориентаций старшеклассников, способ¬ствующей приобщению их к экономической деятельности.
- организация проектной деятельности учащихся, способствующей при-обре¬тению практических навыков в экономической деятельности.
Вышеназванные положения выдвинутой гипотезы требовали проверки в ходе опытно-поисковой работы.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе средней школы имени М. Маметовой поселка Сайхин Бокей-Ординского района Западно-Казахстанской области. Всего в исследовании приняли участие 48 учащихся старших классов.
Исследования проводилось в три этапа: в период обучения на 1 семестре учебного 2012-2013 года и прохождения преддипломной педагогической практики с 11.02.13 по 21.03.13 г.
Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы свиде-тельствуют о низком уровне сформированности экономической компетентно-сти старшеклассников, что доказывает необходимость разработки и внедрения в систему профильной подготовки педагогических условий в целях повыше¬ния уровня сформированности экономической компетентности старших школьников социально-экономического профиля.
На преобразующем этапе опытно-поисковой работы апробировались пе¬дагогические условия. В процессе опытно-поисковой работы, мы пришли к выводу, что информационно-образовательная среда экономической направ-ленности на основе ценностных ориентаций старшеклассников создается как ответ на запросы и потребности общества, учащихся, родителей. Имеет боль-шое значение для учащихся, когда она становится субъектной, личностно зна¬чимой средой, пространством, где обучающиеся могут реализовать право в профессиональном самоопределении, выборе направления в учебно- исследовательской и проектной деятельности, уровня сложности изучаемого предмета, что дает возможность учащимся наиболее полно реализовать себя в познавательной и экономической деятельности.
В целом, на основе проведенного исследования можно утверждать, что в рамках информационно-образовательной среды экономической направ-ленности на основе ценностных ориентаций старшеклассников возможно:
- постоянное расширение познавательного диапазона экономических пред¬ставлений и знаний ученика с опорой на его интерес к экономической дея¬тельности;
- формирование системы знаний в ключевых областях прикладной экономики;
- обеспечение взаимосвязи и взаимообусловленности компонентов эко-номи¬ческой компетентности;
- включение обучающихся в экономическую деятельность, направлен-ную на раскрытие возможностей профильного социально-экономического образова¬ния в профессиональном самоопределении учащихся и дальнейшее их обуче¬ние по экономическому профилю либо их участие в экономической деятельно¬сти;
- организации постоянного общения и взаимодействия детей и взрослых на уровне их совместной экономической деятельности.
Исследования показали, что проектная деятельность старших школьни-ков формирует субъект-субъектные отношения и способствует формированию наиболее значимых экономических качеств личности старшеклассника. В про¬цессе выполнения проектных заданий учащиеся оказываются в ситуации вы¬бора, требующего определенной сформированности экономической компе¬тентности. Процесс защиты собственного продукта проектной деятельности (отчета, бизнес-плана, исследовательского проекта) позволяет «включиться» нравственной рефлексии, обостряющей эмоциональное восприятие, преодоле¬вающей отстраненность, усиливающей практическую значимость изучаемого, проработанного материала, что заставляет школьников стремиться к большей объективности и в оценке продуктов других учащихся и поступков людей.
В исследовании выделены наиболее значимые экономические качества личности старшеклассника (инициативность, самостоятельность, от-ветственность, предприимчивость, разумный риск в деятельности, творчество, способность к самооценке), так как они касаются способности индивида при¬нимать активное участие в экономической деятельности.
В соответствии с выделенными компонентами экономическая компе-тентность старшеклассников характеризуются критериями и показателями данных компонентов и тремя уровнями сформированности экономической компетенции (низкий, средний, высокий).
Сравнительный анализ данных исходного и итогового срезов позволяет сделать вывод, что в результате проведенной опытно-поисковой работы по формированию экономической компетентности старшеклассников количество учащихся опытной группы, имеющих низкий уровень указанной компетентно¬сти составило 28%, средней уровень - 56%, высокий уровень- 16%.
Обобщая полученные данные опытно-поисковой работы с помощью все-го комплекса методик, можно сказать, что в процессе реализации педагогиче-ских условий показатели сформированности экономической компетентности старшеклассников проявляют тенденцию взаимообусловленного формирова-ния. Так, рост ценностных ориентаций обеспечивает положительную динами-ку экономических знаний и умений.
На обобщающем этапе опытно-поисковой работы объективность и дос-товерность полученных результатов была доказана с помощью методов мате¬матической статистики, что подтвердило правильность выдвинутой гипотезы.
Таким образом, на основании вышеизложенного мы можем сделать вы-вод, что выдвинутые положения гипотезы исследования подтвердились и по-ставленные в соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования зада¬чи, решены, а именно:
1. Проведенный анализ современного состояния проблемы позволил определить системообразующую функцию исследуемого процесса по отношению к профильному социально-экономическому образованию старшеклассников, обеспечивающую личностное ценностное профессиональное самоопределе¬ние старших школьников.
2. Сущность понятия «основы экономической компетентности старше-классников», понимается как интегративное качество лично¬сти, обу-словленное ее проектной деятельностью в процессе профильного со¬циально-экономического образования и предусматривающее получение пози¬тивного опыта экономической деятельности на основе знаний, умений, ценно¬стных ориентаций, учебного и витагенного жизненного опыта.
3. Структура экономической компетентности старшеклассника включает эмоционалыю-волевой, ценностно-смысловой, мотивационный, когнитивный, поведенческий компоненты, содержательное наполнение которых обусловле¬но выделением компетенций, характеризующих совокупность экономиче¬ских качеств старшеклассника.
4. На основе системного, ценностно-ориентированного и личностно- деятельностного подходов выявлена и обоснована совокупность педагоги-ческих условий эффективного формирования основ экономической компе-тентности старшеклассников. К которым относятся:
- создание в школе информационно-образовательной среды экономиче-ской направленности на основе ценностных ориентации старших школьников;
- введение в учебный процесс элективных курсов «Организация исследователь¬ской деятельности», «Основы предпринимательства и проектирования», «Ре¬шение задач с экономическим содержанием», направленных на формирование представлений о процессах, связанных с экономической деятельностью;
- проектная деятельность учащихся, обеспечивающая приобретение практи¬ческих навыков экономической деятельности старших школьников.
- систематическое диагностирование уровня сформированности основ эконо¬мической компетентности старших школьников.
Результаты данного исследования не претендуют на исчерпывающее ре-шение проблемы формирования основ экономической компетентности старшеклассников, так как рассмотрена лишь одна из ее сторон - поиск педа-гогических условий, при которых формирование основ экономической компе¬тентности старшеклассников становится более эффективным. Исследование показало необходимость дальнейшего изучения этой многоаспектной пробле¬мы.
Перспективными направлениями научных исследований, на наш взгляд, могут стать следующие: изучение особенностей становления индивидуального стиля экономической компетентности личности старшеклассника; разработка методик диагностики сформированности экономической компетентности старшеклассников

1. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»
2. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27.07.2007г. №319-III
3. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан ГОСО РК 5.03.015 – 2009: «Система образования Республики Казахстан. Учебная работа и педагогическая нагрузка. Основные положения». - Утвержден и введен в действие приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 31 июля 2009 г. № 365.
4. Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан от 2007 г. // Справочник руководителя образовательного учреждения. -2007. -№2. - С. 5-13
5. Абалкин, Л. И. Новый тип экономического мышления / Л. И. Абал-кин. — М.: Экономика, 2007. — 191 с.
6. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. — М. : Наука, 2001. — 336 с.
7. Азимов, Л. Б. Преподавание экономики в школе: основные экономические понятия / Л. Б. Азимов, Е. В. Журавская, О. Ю. Макарова. — М. : Финансы и статистика; Рос. экон. журн., 2004. — 40 с.
8. Аменд, А. Ф. Экономическое образование и воспитание учащихся 4-5 (5¬11) классов / А. Ф. Аменд. — Челябинск : ЧГПИ, 1988. — 161 с.
9. Акажанова, А. Т. Становление и развитие возрастной и педагогиче-ской психологии в Казахстане: Автореф. дис. канд. психол. наук. / А. Т. Акажанова. - Алма-Ата, 1989. – 23 с.
10. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б. Г. Ананьев. - М.: Педагогика Т. 1. - 1998. — 121 с.
11. Атутов, П. Р. Политехническое образование школьников / П. Р. Ату-тов. - М. : Педагогика, 1996. — 175 с.
12. Белова, Н. И. Формирование компетенций субъектов образовательного процесса. / Н. И. Белова. Издательство: КГУ «Казахстанско-Российская гимназия». - 2013. - С. 16-24.
13. Беркимбаева, Ш. К. Педагогика. / Ш. К. Беркимбаева, А. К. Кусаинов. – Астана: Издательство ROND&A, 2007.
14. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский; ред. В. В. Давыдов. — М. : Педагогика Т. 2 : Проблемы общей психологии. - 1992.-504 с.
15. Газман, О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О. С. Газман // Новые ценности образования. — М., 1995. - Вып. 2. — С. 91.
16. Галиулина, И. Р. Формирование коммуникативной компетентности студентов педвуза в условиях двуязычной образовательной среды (при преподавании дисциплины «русский язык и культура речи»); http://waucondastore.com/formirovanie-kommunikativnoj-kompetentnosti-studentov-pedvuza-v-usloviyax-dvuyazychnoj-obrazovatelnoj-sredy-pri-prepodavanii-discipliny-russkij-yazyk-i-kultura-rechi/
17. Гершунский, В. С. Образование как религия третьего тысячелетия: гармо¬ния знания и веры / В. С. Гершунский. — М. : Пед. о-во России, 2012. — 127 с.
18. Давлетова, Г. А. Из истории развития психолого-педагогической науки Казахстана / Г. А. Давлетова. // Вестник КазНМУ. – 2012. - №2.
19. Дубровина, Г. Г. Социальные ценности и социальное поведение / Г. Г. Дуб¬ровина // Экономики : вопр. школ, эконом, образования. — 2013. — № 3. С. 20-24.
20. Жарикбаев, К. Б. Развитие психологической мысли в Казахстане (со второй половины XIX в. до наших дней). / К. Б. Жарикбаев. – Алма-Ата: Казахстан, 1998.
21. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. — М. : Академия, 2001. — 192 с.
22. Землянская, Е. Н. Экономическое образование в школьной программе / Е. Н. Землянская // Нар. образование. — 2002. — № 10. — С. 220-228.
23. Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетент¬ность человека / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2005. — № 11. —С. 16.
24. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2000. — 502 с.
25. Караев, Ж. А. Актуальные проблемы модернизации педагогической системы на основе технологического подхода. / Ж. А. Караев, Ж. У. Кобдикова. // Творческая педагогика. – 2009. - №1.
26. Каспржак, А. Г. Проблема выбора : элективные курсы в школе / А. Г. Каспржак. — М.: Новая школа, 2004 — 160 с.
27. Кон, И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И. С. Кон. — М. : Просвещение, 1999. — 255 с.
28. Кусаинов, А. К. Сравнительная педагогика. / А. К. Кусаинов. – Астана: Просвещение-Казахстан, 2008.
29. Литова, З. А. Роль игры в развитии личности школьника в новых экономи¬ческих условиях / 3. А. Литова // Школа. — 2000. — № 3. — С. 36 — 39.
30. Макаренко, А. С. Сочинения: в 7 т. / А. С. Макаренко. — М. : изд-во АПН РСФСР
31. Нисимчук, А. С. Экономическое образование школьников: книга для учи¬теля / А. С. Нисимчук. — М.: Просвещение, 2012. — 160 с.
32. Ныязбекова, К. С. Развитие педагогической мысли в Казахстане / К. С. Ныязбекова. – Алматы: КазНПУ имени Абая, 2012.
33. Образовательные компетенции выпускника 12-летней школы. – Аста-на: школа-гимназия №2 им. Гафу Кайырбекова; http://2.astana-mektep.kz/index.php/ru/uchitelyam/obyavlenie-dlya-uchitelei/347-obrazovatelnye-kompetentsii-vypusknika
34. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М. : Рус. язык, 1990. —921 с.
35. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.]. — 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
36. Педагогическая диагностика в школе / под. ред. А. И. Кочетова. — Мн., Нар. Асвета, 1997. — 223 с.
37. Петров, А. П. Профессиональная компетентность: понятийно-термино¬логические проблемы / А. П. Петров // Вестник высшей школы — 2004. — №10.— С. 6-11.
38. Плотникова, Н. А. Сущность компетентностного подхода. Ключевые компетенции. / Н. А. Плотникова // Вестник КАСУ. Издательство: Казахстанско - Американский свободный университет; – 2008. -№2.
39. Поляков, В. А. Непрерывное экономическое образование молодежи / В. А. Поляков, И. А. Сасова // Педагогика. — 2004. — № 4. — С. 19-26.
40. Пономарев, Л. Н. Экономическая культура / Л. Н. Пономарев [и др.]. — М.: Мысль, 1997. — 269 с.
41. Приходько, П. Т. Азбука исследовательского труда / П. Т. Приходько. — Новосибирск : Наука, 2009. — 78 с.
42. Садвакасова, Л. А. Компетентностно- ориентированные задания на уроках русского языка и литературы как средство развития ключевых компетенций учащихся. – Павлодар: Средняя общеобразовательная школа №30; http://www.ineu.edu.kz/2012-11-20-05-10-41/839-kompetentnostno-orientirovannye-zadaniya-na-urokakh-russkogo-yazyka-i-literatury-kak-sredstvo-razvitiya-klyuchevykh-kompetentsij-uchashchikhsya
43. Сасова, И. А. Экономическое образование школьников в условиях рыноч¬ных отношений / И. А. Сасова // Предпринимательство и занятость юных. - 1998. -№8. -С. 21-24.
44. Сулейманов, Р. Р. Формирование ключевых компетенций при определении понятий "задача", "модель", "проект" [Текст] / Р. Р. Сулейманов // Методист. - 2010. - № 2. - С. 7-10.
45. Татур, Ю. Г. Компетентность в структуре модели подготовки специа-листа / Ю. Г. Татур // Высш. образование сегодня. — 2004. — С. 20-26.
46. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: в 8 т. - Л.: Т. 5.- 1990.-458 с.
47. Шамельханова, Н. А. Модернизация содержания профессионального образования. / Н. А. Шамельханова. – Астана: Издательство ROND&A, 2011.
48. Шемякин, Б. П. Экономическое воспитание школьников : вопр. тео-рии и методики / Б. П. Шемякин. - М.: Педагогика, 2013. - 96 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность проблемы и темы исследования на социально- педагогическом уровне вызвана противоречием между возросшим требованием ГОСО РК 5.03.015–2009 [3] и Концепции 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан [4] к уровню основ экономической компетентности выпускников общеобразовательной школы и его реальным уровнем. Анализ ситуации общественного развития, социально-экономических преобразований в стране свидетельствуют о потребности общества в личности, обладающей познаниями в экономической сфере, стремящейся к целенаправленной реализации своих возможностей на рынке труда. В связи с этим возрастает потребность государства в решении проблемы социально-экономического образования школьников, формирования экономической культуры личности, образованных, предприимчивых людей, способных совершать рациональный выбор и прини¬мать решения, нести ответственность за собственную деятельность и социаль¬но-экономическое будущее страны. Молодые люди, окончившие школу и вступающие в самостоятельную жизнь, часто не готовы к решению этой зада¬чи. В этой связи возникает необходимость в формировании основ экономиче¬ской компетентности старшеклассников. Под основами экономической компе¬тентности старшеклассника мы понимаем интегративное качество личности, обусловленное ее проектной деятельностью в процессе профильного социаль¬но-экономического образования и предусматривающее получение позитивного опыта экономической деятельности на основе знаний, умений, ценностных ориентаций, учебного и витагенного жизненного опыта.
В соответствии с потребностями развития современного общества в пе-дагогической теории и на практике ведутся поиски путей и средств социально- экономического образования школьников. В психолого-педагогических иссле¬дованиях рассмотрены теория и практика формирования экономической культуры учащихся в процессе непрерывного социально-экономического образо¬вания, роль общеобразовательных предметов и всего образовательного про¬цесса в экономическом образовании школьников, содержание, организация и методика экономической подготовки учащихся, проблемы социально- экономического воспитания в учреждениях дополнительного образования, подготовка учащихся к труду в малом бизнесе. Несмотря на то, что многие во¬просы социально-экономического образования признаются актуальными и представлены в широком круге исследований, проблема формирования основ экономиче-ской компетентности старшеклассников в процессе профильного социально-экономического образования исследована недостаточно. Существу¬ет потреб-ность в научном обосновании теоретической сущности, структуры и содержания основ экономической компетентности учащихся старших классов, а также особенности ее формирования в процессе профильного социально- экономического образования. Таким образом, несоответствие между необходимостью научного обоснования формирования основ экономической компе¬тентности старшеклассников в процессе профильного социально- экономического образования и степенью разработанности данной проблемы в педагогической науке позволяет говорить об актуальности ее рассмотрения на научно-теоретическом уровне.
Изучение состояния практики преподавания экономики в условиях про-фильного обучения свидетельствует о том, что существующий традиционный подход не дает возможности старшим школьникам овладеть достаточным уровнем основ экономической компетентности, так как получаемые ими эко-номические знания носят сугубо теоретический характер и оторваны от реаль¬ной действительности. Современные школьники не знают элементарных основ хозяйственной жизни, не могут противостоять негативным явлениям рыночной среды. Это обусловлено недостаточным уровнем их практической подго¬товки, слабой сформированностью ценностного отношения к знаниям. В связи с этим следует вести поиск соответствующих технологий, новых форм, методов и средств формирования основ экономической компетентности старше¬классника в условиях профильного обучения. Таким образом, на научно- методическом уровне актуальность исследования обусловлена противополож¬ностью между прогрессивными тенденциями, связанными, с одной стороны, необходимостью формирования основ экономической компетентности стар-шеклассников на основе ее теоретического осмысления, а с другой - недоста-точным уровнем практических разработок по их формированию в условиях профильного обучения.
Актуальность исследования, выявленные несоответствия, противопо-ложности и противоречия обозначили проблему поиска и выбора педагогиче¬ских условий, способствующих эффективному формированию основ экономи¬ческой компетентности старшеклассников в процессе профильного социально- экономического образования.
Цель исследования: выявить, определить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие формирование основ экономической компетентно-сти старшеклассников.
Объект исследования: процесс профильного социально- экономического образования в средней школе.
Предмет исследования: формирование основ экономической компетент-ности старшеклассников в процессе профильного социально- экономического образования.
Гипотеза исследования: формирование основ экономической компе-тентности старшеклассников в процессе профильного социально- экономиче-ского образования предусматривает:
1) рассмотрение сущности понятия «основы экономической компетент-ности старшеклассников» как интегративного качества личности, обусловлен¬ного ее проектной деятельностью в процессе профильного социально- экономического образования и предусматривающего получение позитивного опыта экономической деятельности на основе экономических знаний, умений, ценностных ориентаций, учебного и витагенного жизненного опыта;
2) выявление содержания и структуры основ экономической компетент-ности старшеклассников, составляющими которой, возможно, являются эмо-ционально-волевой, ценностно-смысловой, мотивационный, когнитивный, по¬веденческий компоненты;
3) определение педагогических условий, обеспечивающих формирование основ экономической компетентности старшеклассников, каковыми, вероятно, являются:
- создание в школе информационно-образовательной среды экономиче-ской направленности на основе ценностных ориентаций старших школьников, способствующей приобщению их к экономической деятельности;
- введение в учебный процесс элективных курсов, направленных на формиро¬вание представлений о процессах, связанных с экономической деятельностью;
- организация проектной деятельности учащихся, способствующей при-обре¬тению практических навыков в экономической деятельности.
В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой определены основные задачи исследования:
1. Уточнить сущность понятия «основы экономической компетентности старшеклассников» как интегративного качества личности.
2. Выявить, определить и обосновать структуру и содержание основ эко-номической компетентности старшеклассников.
3. Опытно-поисковым путем проверить и обосновать педагогические ус-ловия, обеспечивающие формирование основ экономической компетентности старшеклассников в процессе профильного социально-экономического обра-зования.
Нормативно-правовая база исследования основывается на следующих официальных документах:
1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27.07.2007г. №319-III [2].
2. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан ГОСО РК 5.03.015 – 2009: «Система образования Республики Казахстан. Учебная работа и педагогическая нагрузка. Основные положения». - Утвержден и введен в действие приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 31 июля 2009 г. № 365 [3].
3. Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Ка-захстан от 2007 г. // Справочник руководителя образовательного учреждения. -2007. -№2. - С. 5-13 [4].
4. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» [1].
Теоретико-методологическую основу исследования составили фило-софские положения о ведущей роли деятельности в формировании личности, о единстве сознания и деятельности. При разработке теоретических аспектов ис¬следования мы опирались на системный подход, рассмотренный в трудах В.Г.Афанасьева, Ю.А. Конаржевского, Н.В. Кузьминой, Г.Н. Серикова; лично- стно-деятельностный подход, раскрытый в работах К.А. Абульхановой- Славской, Л.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Существенное значение в концептуальном плане для нашего исследова¬ния имели теория компетентностного похода в образовании (A.C. Белкин, Н.И. Белова, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Дж. Равен, Ю.Г. Татур, A.B. Хуторской и др.); теоретические основы экономического образования и воспитания (А.Ф. Аменд, B.C. Автономов, С.А. Днепров, Л.М. Кустов, A.C. Нисимчук, Л.Н. Пономарев, A.C. Прутченков, Б.А. Разберг, В.К. Розов, Н.П. Рябинина, Б. П. Шемякин и др.); концепция структуры, содержания и организации экономического образования в полной средней школе (Л.Л. Любимов).
При разработке программы и инструментария экспериментальной работы были учтены требования к научному педагогическому исследованию, ко¬торые изложены в работах В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, A.M. Новикова.
Исследование проводилось поэтапно, при этом на каждом этапе в зависимости от его задач, применялись соответствующие методы исследования: теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, сравнение, классификация, систематизация, обобщение научных положений и фактов; эмпирические - наблюдение, обобщение педагогического опыта, анализ продуктов деятельности учащихся, беседа, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.
База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась на базе средней школы имени М. Маметовой поселка Сайхин Бокей-Ординского района Западно-Казахстанской области. Всего в исследовании приняли участие 48 учащихся старших классов.
Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа: в период теоретического обучения на 1 семестре учебного 2012-2013 года и прохождения преддипломной педагогической практики с 11.02.13 по 21.03.13 г.
На первом этапе (октябрь - декабрь 2012 г.) - поисково-теоретическом - осуществ¬лялось теоретическое исследование проблемы формирования основ экономи¬ческой компетентности старшеклассников; изучались нормативные и методи¬ческие документы, психолого-педагогическая литература отечественных и за¬рубежных авторов; проводился анализ существующих концепций и проблем по данной теме, что позволило сформулировать исходные позиции настоящей работы. Намечена программа эмпирической проверки гипотезы. Изучался и обобщался опыт формирования основ экономической компетентности старше¬классников. Практическая часть включала подготовку и проведение констати¬рующего этапа опытно-поисковой работы.
На втором этапе (январь - март 2013 г.) - опытно-поисковом - апробировались педагогические условия, способствующие эффективному формированию основ экономической компетентности старшеклассников в процессе профильного социально-экономического образования. В ходе опытно-поисковой работы была осуществлена обработка результатов эксперимента.
На третьем этапе (апрель 2013 г.) - обобщающем - проводился анализ, обобщение, систематизация и описание полученных результатов исследова-ния, уточнялись теоретико-экспериментальные выводы, осуществлялось вне-дрение результатов исследования в практику работы общеобразовательных учреждений.
В результате исследования были получены результаты:
1. Определена структура основ экономической компетентности старше-классников, включающая эмоционально-волевой, ценностно-смысловой, мотивационный, когнитивный, поведенческий компоненты, и определено содер¬жательное наполнение данных компонентов. Эмоционально-волевой компонент основ экономической компетентности - проявление настойчивости, воли, дополнительных усилий в освоении позитивного опыта в области экономической деятельности. Ценностно-смысловой компонент- система смысловых представлений, ориентаций учащихся в области экономической деятельности, отношений к самому себе, к своим способностям и их развитию. Мотивационный компонент - характеристика настроенности на усвоение социально- экономических знаний и умений. Когнитивный компонент - сумма знаний об экономической сфере общества и о себе как субъекте социально- экономических отношений. Поведенческий компонент - система умений и на¬выков рационального экономического поведения.
2. Определены, и опытно поисковым путем проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективное формиро¬вание основ экономической компетентности старшеклассников:
- создание в школе информационно-образовательной среды экономиче-ской направленности на основе ценностных ориентаций старших школьников;
- введение в учебный процесс элективных курсов, направленных на формирование представлений о процессах, связанных с экономической деятельностью;
- организация проектной деятельности учащихся, способствующей при-обретению практических навыков в экономической деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты опытно-поисковой работы по формированию основ экономической компетент¬ности старшеклассников позволяют осуществить перенос и использование пе¬дагогических технологий в практику работы образовательных учреждений раз¬личных типов. Содержащиеся в дипломной работе теоретические положения и прак¬тические материалы могут быть использованы в учебном процессе школ и лицеев.
Обоснованность и достоверность исследования обеспечиваются ана-лизом современных достижений психолого-педагогической науки; исходными методологическими позициями; применением комплекса методов исследова¬ния, адекватных его целям и задачам; воспроизводимостью полученных опыт¬но-поисковым путем данных, проверкой результатов исследования на различ¬ных этапах опытно-поисковой работы; обработкой результатов исследования методами математической статистики, реализацией методических материалов исследования в педагогической практике и их положительной оценкой.

Введение 3
1. Теоретические предпосылки формирования профессиональной компе-тентности учащихся на занятиях экономических дисциплин.
1.1 Становление основ профессиональной компетентности учащихся как педагогическая проблема 8
1.2 Профильное социально-экономическое образование как фактор формирования основ профессиональной компетентности учащихся 22
1.3 Педагогические условия формирования основ профессиональной компе-тентности учащихся 37
2. Результаты опытно-поисковой работы по формированию основ профессиональной компетентности старшеклассников.
2.1 Цели, задачи и организация опытно-поисковой работы 51
2.2 Реализация педагогических условий формирования основ профессиональной компетентности учащихся 60
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы 72
Заключение 81
Список литературы 87
Приложения 90

В новых социально-экономических условиях жизни общества актуаль-ность проблемы настоящего исследования определяется существующими противоречиями между возросшим требованием общества к уровню основ эконо¬мической компетентности выпускников общеобразовательной школы и его ре¬альным уровнем, между необходимостью научного обоснования формирова¬ния основ экономической компетентности старшеклассников в процессе про¬фильного социально-экономического образования и степенью разработанно¬сти данной проблемы в педагогической науке, между прогрессивными тенден¬циями, связанными, с одной стороны, необходимостью формирования основ экономической компетентности старшеклассников на основе ее теоретического осмысления, а с другой - недостаточным уровнем практических разработок по их формированию в условиях профильного обучения.
Складывающаяся социально-экономическая ситуация акцентирует внимание педагогической общественности к вопросам формирования основ экономической компетентности у тех, кто, стоит на пороге самостоятельной жизни и которым в ближайшем будущем предстоит занимать активную позицию в социально-экономической сфере.
Анализ психолого-педагогической и методической ли¬тературы, изучение опыта работы учреждений общего образования, иссле¬дование на основе проведенного анализа проблемы формирования основ экономической компетентности старше¬классников в педагогической теории и практике позволили сформулировать цель исследования, которая состояла в определении и обоснова¬нии педагогических условий, способствующих формированию основ эконо¬мической компетентности старшеклассников. В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой сформированность экономической компетентности старшеклассника, возможно, обеспечивается:
1) рассмотрением сущности понятия «основы экономической компетент-ности старшеклассников» как интегративного качества личности, обусловлен¬ного ее проектной деятельностью в процессе профильного социально- экономического образования и предусматривающего получение позитивного опыта экономической деятельности на основе экономических знаний, умений, ценностных ориентаций, учебного и жизненного опыта;
2) выявлением содержания и структуры основ экономической компе-тентности старшеклассников, составляющими которой, возможно, являются эмоционально-волевой, ценностно-смысловой, мотивационный, когнитивный, поведенческий компоненты;
3) определением педагогических условий, обеспечивающих формирова-ние основ экономической компетентности старшеклассников, каковыми, веро¬ятно, являются:
- создание в школе информационно-образовательной среды экономиче-ской направленности на основе ценностных ориентаций старших школьников;
- введение в учебный процесс элективных курсов, направленных на формирование представлений о процессах, связанных с экономической деятельностью;
- организация проектной деятельности учащихся, способствующей при-обретению практических навыков в экономической деятельности.
Выделение предмета исследования привело нас к заключению, что в пе-дагогике нет однозначного определения основополагающего нашего исследо¬вания - «основы экономической компетентности старшеклассников»
Анализ основных психолого - педагогических, социологических, эконо-мических работ по проблеме формирования основ экономической компетент-ности старшеклассников, позволили определить понятия «основы экономиче-ской компетентности старшеклассников» как интегративного качества лично-сти, обусловленного ее проектной деятельностью в процессе профильного со-циаль¬но-экономического образования и предусматривающее приобретение позитив¬ного опыта экономической деятельности на основе знаний, умений, ценност¬ных ориентаций, учебного и витагенного жизненного опыта.
Выявлено, что формирование основ экономической компетентности от-ражено в содержании профильных социально-экономических дисциплин, в ор¬ганизации экономической деятельности учащихся.
Определено, что педагогические аспекты профильного социально- экономического образования являются основаниями для выделения экономических знаний, умений и ценностей, владение которыми определяет сформированность основ экономической компетентности старшеклассника. В соответствии с этим в исследовании представлено обоснование того, что экономическая компетентность, являясь одним из ведущих показателей экономического образования и экономической деятельности старшеклассника, выступает системообразущим компонентом его профильного социально-экономического образования.
В процессе исследования установлено, что компетентность как педаго-гическая категория характеризуется интегративностью: соотнесенностью зна-ний, умений, навыков, опыта с ценностно-смысловыми характеристиками личности, практико-ориентированной направленностью.
Обоснование цели, предмета, гипотезы и сформулированных на их осно-ве задач исследования, на решение которых была направлена работа, позволи¬ли определить основные концептуальные идеи нашего исследования:
- в условиях современных рыночных преобразований повышение качества об¬разования учащихся социально-экономического профиля связано с формиро¬ванием его экономической компетентности, синтезирующий когнитивный, предметно-практический и личностный опыт старшеклассника;
- формирование экономической компетентности учащихся старших классов социально-экономического профиля должно основаться на системном, ценно¬стном и личностно-деятельностном подходах;
- формирование экономической компетентности старшеклассника является сложной системой, где в качестве главного компонента выступает взаимодей¬ствие учителей и учащихся при выборе содержания, форм, методов, средств его организации.
Изучение и научный анализ источников по проблеме, проведенная опытно-поисковая работа в целом подтвердили нашу гипотезу о том, что эф-фективность формирования экономической компетентности старшеклассника в процессе профильного социально-экономического образования зависит от ряда условий, базисными из которых является сама специфика профильного образования и психологические особенности данного возраста обучающихся. Названные условия послужили отравным моментом поиска педагогических условий формирования экономической компетенции старшеклассников, кото¬рыми выступают:
- создание в школе информационно-образовательной среды экономиче-ской направленности на основе ценностных ориентаций старшеклассников, способ¬ствующей приобщению их к экономической деятельности.
- организация проектной деятельности учащихся, способствующей при-обре¬тению практических навыков в экономической деятельности.
Вышеназванные положения выдвинутой гипотезы требовали проверки в ходе опытно-поисковой работы.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе средней школы имени М. Маметовой поселка Сайхин Бокей-Ординского района Западно-Казахстанской области. Всего в исследовании приняли участие 48 учащихся старших классов.
Исследования проводилось в три этапа: в период обучения на 1 семестре учебного 2012-2013 года и прохождения преддипломной педагогической практики с 11.02.13 по 21.03.13 г.
Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы свиде-тельствуют о низком уровне сформированности экономической компетентно-сти старшеклассников, что доказывает необходимость разработки и внедрения в систему профильной подготовки педагогических условий в целях повыше¬ния уровня сформированности экономической компетентности старших школьников социально-экономического профиля.
На преобразующем этапе опытно-поисковой работы апробировались пе¬дагогические условия. В процессе опытно-поисковой работы, мы пришли к выводу, что информационно-образовательная среда экономической направ-ленности на основе ценностных ориентаций старшеклассников создается как ответ на запросы и потребности общества, учащихся, родителей. Имеет боль-шое значение для учащихся, когда она становится субъектной, личностно зна¬чимой средой, пространством, где обучающиеся могут реализовать право в профессиональном самоопределении, выборе направления в учебно- исследовательской и проектной деятельности, уровня сложности изучаемого предмета, что дает возможность учащимся наиболее полно реализовать себя в познавательной и экономической деятельности.
В целом, на основе проведенного исследования можно утверждать, что в рамках информационно-образовательной среды экономической направ-ленности на основе ценностных ориентаций старшеклассников возможно:
- постоянное расширение познавательного диапазона экономических пред¬ставлений и знаний ученика с опорой на его интерес к экономической дея¬тельности;
- формирование системы знаний в ключевых областях прикладной экономики;
- обеспечение взаимосвязи и взаимообусловленности компонентов эко-номи¬ческой компетентности;
- включение обучающихся в экономическую деятельность, направлен-ную на раскрытие возможностей профильного социально-экономического образова¬ния в профессиональном самоопределении учащихся и дальнейшее их обуче¬ние по экономическому профилю либо их участие в экономической деятельно¬сти;
- организации постоянного общения и взаимодействия детей и взрослых на уровне их совместной экономической деятельности.
Исследования показали, что проектная деятельность старших школьни-ков формирует субъект-субъектные отношения и способствует формированию наиболее значимых экономических качеств личности старшеклассника. В про¬цессе выполнения проектных заданий учащиеся оказываются в ситуации вы¬бора, требующего определенной сформированности экономической компе¬тентности. Процесс защиты собственного продукта проектной деятельности (отчета, бизнес-плана, исследовательского проекта) позволяет «включиться» нравственной рефлексии, обостряющей эмоциональное восприятие, преодоле¬вающей отстраненность, усиливающей практическую значимость изучаемого, проработанного материала, что заставляет школьников стремиться к большей объективности и в оценке продуктов других учащихся и поступков людей.
В исследовании выделены наиболее значимые экономические качества личности старшеклассника (инициативность, самостоятельность, от-ветственность, предприимчивость, разумный риск в деятельности, творчество, способность к самооценке), так как они касаются способности индивида при¬нимать активное участие в экономической деятельности.
В соответствии с выделенными компонентами экономическая компе-тентность старшеклассников характеризуются критериями и показателями данных компонентов и тремя уровнями сформированности экономической компетенции (низкий, средний, высокий).
Сравнительный анализ данных исходного и итогового срезов позволяет сделать вывод, что в результате проведенной опытно-поисковой работы по формированию экономической компетентности старшеклассников количество учащихся опытной группы, имеющих низкий уровень указанной компетентно¬сти составило 28%, средней уровень - 56%, высокий уровень- 16%.
Обобщая полученные данные опытно-поисковой работы с помощью все-го комплекса методик, можно сказать, что в процессе реализации педагогиче-ских условий показатели сформированности экономической компетентности старшеклассников проявляют тенденцию взаимообусловленного формирова-ния. Так, рост ценностных ориентаций обеспечивает положительную динами-ку экономических знаний и умений.
На обобщающем этапе опытно-поисковой работы объективность и дос-товерность полученных результатов была доказана с помощью методов мате¬матической статистики, что подтвердило правильность выдвинутой гипотезы.
Таким образом, на основании вышеизложенного мы можем сделать вы-вод, что выдвинутые положения гипотезы исследования подтвердились и по-ставленные в соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования зада¬чи, решены, а именно:
1. Проведенный анализ современного состояния проблемы позволил определить системообразующую функцию исследуемого процесса по отношению к профильному социально-экономическому образованию старшеклассников, обеспечивающую личностное ценностное профессиональное самоопределе¬ние старших школьников.
2. Сущность понятия «основы экономической компетентности старше-классников», понимается как интегративное качество лично¬сти, обу-словленное ее проектной деятельностью в процессе профильного со¬циально-экономического образования и предусматривающее получение пози¬тивного опыта экономической деятельности на основе знаний, умений, ценно¬стных ориентаций, учебного и витагенного жизненного опыта.
3. Структура экономической компетентности старшеклассника включает эмоционалыю-волевой, ценностно-смысловой, мотивационный, когнитивный, поведенческий компоненты, содержательное наполнение которых обусловле¬но выделением компетенций, характеризующих совокупность экономиче¬ских качеств старшеклассника.
4. На основе системного, ценностно-ориентированного и личностно- деятельностного подходов выявлена и обоснована совокупность педагоги-ческих условий эффективного формирования основ экономической компе-тентности старшеклассников. К которым относятся:
- создание в школе информационно-образовательной среды экономиче-ской направленности на основе ценностных ориентации старших школьников;
- введение в учебный процесс элективных курсов «Организация исследователь¬ской деятельности», «Основы предпринимательства и проектирования», «Ре¬шение задач с экономическим содержанием», направленных на формирование представлений о процессах, связанных с экономической деятельностью;
- проектная деятельность учащихся, обеспечивающая приобретение практи¬ческих навыков экономической деятельности старших школьников.
- систематическое диагностирование уровня сформированности основ эконо¬мической компетентности старших школьников.
Результаты данного исследования не претендуют на исчерпывающее ре-шение проблемы формирования основ экономической компетентности старшеклассников, так как рассмотрена лишь одна из ее сторон - поиск педа-гогических условий, при которых формирование основ экономической компе¬тентности старшеклассников становится более эффективным. Исследование показало необходимость дальнейшего изучения этой многоаспектной пробле¬мы.
Перспективными направлениями научных исследований, на наш взгляд, могут стать следующие: изучение особенностей становления индивидуального стиля экономической компетентности личности старшеклассника; разработка методик диагностики сформированности экономической компетентности старшеклассников

1. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»
2. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27.07.2007г. №319-III
3. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан ГОСО РК 5.03.015 – 2009: «Система образования Республики Казахстан. Учебная работа и педагогическая нагрузка. Основные положения». - Утвержден и введен в действие приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 31 июля 2009 г. № 365.
4. Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан от 2007 г. // Справочник руководителя образовательного учреждения. -2007. -№2. - С. 5-13
5. Абалкин, Л. И. Новый тип экономического мышления / Л. И. Абал-кин. — М.: Экономика, 2007. — 191 с.
6. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. — М. : Наука, 2001. — 336 с.
7. Азимов, Л. Б. Преподавание экономики в школе: основные экономические понятия / Л. Б. Азимов, Е. В. Журавская, О. Ю. Макарова. — М. : Финансы и статистика; Рос. экон. журн., 2004. — 40 с.
8. Аменд, А. Ф. Экономическое образование и воспитание учащихся 4-5 (5¬11) классов / А. Ф. Аменд. — Челябинск : ЧГПИ, 1988. — 161 с.
9. Акажанова, А. Т. Становление и развитие возрастной и педагогиче-ской психологии в Казахстане: Автореф. дис. канд. психол. наук. / А. Т. Акажанова. - Алма-Ата, 1989. – 23 с.
10. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б. Г. Ананьев. - М.: Педагогика Т. 1. - 1998. — 121 с.
11. Атутов, П. Р. Политехническое образование школьников / П. Р. Ату-тов. - М. : Педагогика, 1996. — 175 с.
12. Белова, Н. И. Формирование компетенций субъектов образовательного процесса. / Н. И. Белова. Издательство: КГУ «Казахстанско-Российская гимназия». - 2013. - С. 16-24.
13. Беркимбаева, Ш. К. Педагогика. / Ш. К. Беркимбаева, А. К. Кусаинов. – Астана: Издательство ROND&A, 2007.
14. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский; ред. В. В. Давыдов. — М. : Педагогика Т. 2 : Проблемы общей психологии. - 1992.-504 с.
15. Газман, О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О. С. Газман // Новые ценности образования. — М., 1995. - Вып. 2. — С. 91.
16. Галиулина, И. Р. Формирование коммуникативной компетентности студентов педвуза в условиях двуязычной образовательной среды (при преподавании дисциплины «русский язык и культура речи»); http://waucondastore.com/formirovanie-kommunikativnoj-kompetentnosti-studentov-pedvuza-v-usloviyax-dvuyazychnoj-obrazovatelnoj-sredy-pri-prepodavanii-discipliny-russkij-yazyk-i-kultura-rechi/
17. Гершунский, В. С. Образование как религия третьего тысячелетия: гармо¬ния знания и веры / В. С. Гершунский. — М. : Пед. о-во России, 2012. — 127 с.
18. Давлетова, Г. А. Из истории развития психолого-педагогической науки Казахстана / Г. А. Давлетова. // Вестник КазНМУ. – 2012. - №2.
19. Дубровина, Г. Г. Социальные ценности и социальное поведение / Г. Г. Дуб¬ровина // Экономики : вопр. школ, эконом, образования. — 2013. — № 3. С. 20-24.
20. Жарикбаев, К. Б. Развитие психологической мысли в Казахстане (со второй половины XIX в. до наших дней). / К. Б. Жарикбаев. – Алма-Ата: Казахстан, 1998.
21. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. — М. : Академия, 2001. — 192 с.
22. Землянская, Е. Н. Экономическое образование в школьной программе / Е. Н. Землянская // Нар. образование. — 2002. — № 10. — С. 220-228.
23. Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетент¬ность человека / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2005. — № 11. —С. 16.
24. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2000. — 502 с.
25. Караев, Ж. А. Актуальные проблемы модернизации педагогической системы на основе технологического подхода. / Ж. А. Караев, Ж. У. Кобдикова. // Творческая педагогика. – 2009. - №1.
26. Каспржак, А. Г. Проблема выбора : элективные курсы в школе / А. Г. Каспржак. — М.: Новая школа, 2004 — 160 с.
27. Кон, И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И. С. Кон. — М. : Просвещение, 1999. — 255 с.
28. Кусаинов, А. К. Сравнительная педагогика. / А. К. Кусаинов. – Астана: Просвещение-Казахстан, 2008.
29. Литова, З. А. Роль игры в развитии личности школьника в новых экономи¬ческих условиях / 3. А. Литова // Школа. — 2000. — № 3. — С. 36 — 39.
30. Макаренко, А. С. Сочинения: в 7 т. / А. С. Макаренко. — М. : изд-во АПН РСФСР
31. Нисимчук, А. С. Экономическое образование школьников: книга для учи¬теля / А. С. Нисимчук. — М.: Просвещение, 2012. — 160 с.
32. Ныязбекова, К. С. Развитие педагогической мысли в Казахстане / К. С. Ныязбекова. – Алматы: КазНПУ имени Абая, 2012.
33. Образовательные компетенции выпускника 12-летней школы. – Аста-на: школа-гимназия №2 им. Гафу Кайырбекова; http://2.astana-mektep.kz/index.php/ru/uchitelyam/obyavlenie-dlya-uchitelei/347-obrazovatelnye-kompetentsii-vypusknika
34. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М. : Рус. язык, 1990. —921 с.
35. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.]. — 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
36. Педагогическая диагностика в школе / под. ред. А. И. Кочетова. — Мн., Нар. Асвета, 1997. — 223 с.
37. Петров, А. П. Профессиональная компетентность: понятийно-термино¬логические проблемы / А. П. Петров // Вестник высшей школы — 2004. — №10.— С. 6-11.
38. Плотникова, Н. А. Сущность компетентностного подхода. Ключевые компетенции. / Н. А. Плотникова // Вестник КАСУ. Издательство: Казахстанско - Американский свободный университет; – 2008. -№2.
39. Поляков, В. А. Непрерывное экономическое образование молодежи / В. А. Поляков, И. А. Сасова // Педагогика. — 2004. — № 4. — С. 19-26.
40. Пономарев, Л. Н. Экономическая культура / Л. Н. Пономарев [и др.]. — М.: Мысль, 1997. — 269 с.
41. Приходько, П. Т. Азбука исследовательского труда / П. Т. Приходько. — Новосибирск : Наука, 2009. — 78 с.
42. Садвакасова, Л. А. Компетентностно- ориентированные задания на уроках русского языка и литературы как средство развития ключевых компетенций учащихся. – Павлодар: Средняя общеобразовательная школа №30; http://www.ineu.edu.kz/2012-11-20-05-10-41/839-kompetentnostno-orientirovannye-zadaniya-na-urokakh-russkogo-yazyka-i-literatury-kak-sredstvo-razvitiya-klyuchevykh-kompetentsij-uchashchikhsya
43. Сасова, И. А. Экономическое образование школьников в условиях рыноч¬ных отношений / И. А. Сасова // Предпринимательство и занятость юных. - 1998. -№8. -С. 21-24.
44. Сулейманов, Р. Р. Формирование ключевых компетенций при определении понятий "задача", "модель", "проект" [Текст] / Р. Р. Сулейманов // Методист. - 2010. - № 2. - С. 7-10.
45. Татур, Ю. Г. Компетентность в структуре модели подготовки специа-листа / Ю. Г. Татур // Высш. образование сегодня. — 2004. — С. 20-26.
46. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: в 8 т. - Л.: Т. 5.- 1990.-458 с.
47. Шамельханова, Н. А. Модернизация содержания профессионального образования. / Н. А. Шамельханова. – Астана: Издательство ROND&A, 2011.
48. Шемякин, Б. П. Экономическое воспитание школьников : вопр. тео-рии и методики / Б. П. Шемякин. - М.: Педагогика, 2013. - 96 с.

Купить эту работу

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

500 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

13 октября 2013 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
BezNika
4.5
преподаватель вуза
Купить эту работу vs Заказать новую
2 раза Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
500 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе BezNika 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе BezNika 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе BezNika 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе BezNika 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РОДИЛЬНОГО СТАЦИОНАРА. АСЕПТИКА И АНТИСЕПТИКА В АКУШЕРСТВЕ. КОСТНЫЙ ТАЗ С АКУШЕРСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5000 ₽
Готовая работа

Индивидуализация и личностно-ориентированный подход в профессиональном развитии педагога вуза

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3000 ₽
Готовая работа

Разработка и оценка качества обучающих тестов по математике по требованиям ФГОС

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

Креативный интеллект

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
4000 ₽
Готовая работа

Конспект Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
50 ₽
Готовая работа

Роль И.Г.Песталоцци в возникновении и развитии педагогики. И. Песталоцци (1746-1827), педагог. Швейцария.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
135 ₽
Готовая работа

"МЫ-СОЛДАТЫ" (СТАТЬЯ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Инновационные процессы в современном профессиональном образовании

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
730 ₽
Готовая работа

"в школу"(СТАТЬЯ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Готовая работа

Контрольная работа ( Английский язык)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...........................................................................................

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

"Blended Learning " як система інноваційних принципів та методів в освіті (на прикладі викладання дисципліни "Політології")

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽