Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Развитие связности речи старших дошкольников по средством сказок

  • 80 страниц
  • 2015 год
  • 189 просмотров
  • 1 покупка
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ


Дошкольный возраст – это время, когда начинают активно развиваться все психические структуры ребёнка. Это связано с тем, что к этому времени окончательно сформировывается головной мозг ребёнка. Как следствие начинают развиваться все виды сенсорного восприятия, что становится большой предпосылкой для развития обучения.
Однако, несмотря на столь явное развитие ребёнка, не все психические процессы успевают развиваться вслед за физиологическими. Одним из них является связная речь, которая к этому возрасту становится в достаточной степени сформированной.
Общение в этом периоде играет огромное значение, становясь основой основ развития дошкольного детства. Об этом говорило огромное количество исследователей (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В. С. Мухина, С. Я. Рубинштейн, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др.).
Основной функцией, безусловно, становится коммуникация. И, в случае, если происходит нарушение речи, происходит осложнение взаимодействия. Приходится признавать, что именно коммуникативная функция становится причиной развития всех качеств речи.
Стоит иметь в виду, что речь не даётся человеку от рождения. Это социальный процесс. Чтобы ребёнок начал говорить, необходимо не только время, но и социум, который будет передавать мысль автора.
Следует признать, что взрослые. В свою очередь, должны приложить большие усилия. Чтобы развить речь детей. Современное дошкольное образование становится важным средством развития речи детей – оно не только является основой для развития знаний о языке и его структуре, но и о взаимодействии на основании коммуникации.
Под связной речью традиционно понимается развитие речи, которая протекает связно, логично и непротиворечиво. Связность становится показателем качественной речи. По сути, именно речь становится высшим органом психики.
Дошкольное детство – это время, когда ребёнок получает именно знания диалогической речи, суть которой проявляется в умении взаимодействовать с другими людьми. В этот момент ребёнок получает нормы, которые принимаются как нормы в диалогической речи, но воспринимающиеся как нарушения в нормированной речи.
Следует говорить о том, что только воспитание становится основой формирования правильной связной речи, которое основано на речи, членённой в зависимости от логических ударений и от целей речи. Именно формирование речи отвечает за связность речи, чтобы дошкольник сформировал правильность речи под чутким руководством взрослого.
Развитие речи напрямую связано с овладением звуковой стороны речи и с грамматикой языка. Важным направлением становится также и развитие образной речи. Воспитание уважения к слову, умение взаимодействовать с другими людьми, формирование согласования грамматических форм и умение правильно выразить свою мысль – это основа работы со связной речью, основа развития ребёнка.
Речевое воспитание невозможно без общения взрослого и ребенка. Проблема формирования связной речи основывается в деятельности формирования всех аспектов речи – важно формирование смысла слова и обогащение словарного запаса, так как эти составляющие становятся основой строительного материала речи.
Особое внимание следует обратить внимание на формирование понимания закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладение звуковой культурой речи.
Говоря о формировании речи необходимо говорить, что останавливаться только на лингвистической характеристике речи, но и на том, что развитие речи происходит непосредственно во взаимодействии взрослого и ребёнка. Отсюда следует говорить о том, что недостаточно обучить только нормам языка, но и нормам взаимодействия.
Вместе с тем, несмотря на то, что развитие связной речи воспринимается как основное направление в развитии детей, современное обучение детей не даёт высоких показателей. Связано это, как думается, с тем, что большинство упражнений имеют не творческий, а репродуктивный характер. Как следствие, речь идёт о необходимости использования иных методов в развитии связной речи. Одним из таких способов, безусловно, становится использование сказок для развития речи.
Восприятие сказок основано на том, что ребёнок, в отличие от взрослого, воспринимает их с позиции наивного реализма. Ребёнку легко поверить в то, что происходит в сказке, почувствовать себя участником сказки, а, значит и включиться в учебную деятельность.
Важно помнить о том, что работа со сказками не сводится только к восприятию. Упражнения на основе сказок могут стать идеальным элементом обучения связной речи – сказка может быть придумана детьми, продолжена и развита на основе предложенных упражнений.
Ребёнок активно включается в жизнь героев, реализует свою деятельность на основании сказочного сюжета. Эта активность основывается на том, что сам ребёнок не замечает обучение, а включается в игру.
Отдельно следует выделить игры-драматизации, которые способствуют не только становлению связной речи, но и творческой деятельности, что приводит к тому, что при помощи «вживания» в роль происходит становление всех психических функций ребёнка.
Эта же установка способствует и развитию связной речи. Соотнося себя с героями сказочного произведения, ребёнок легче справляется с поставленными задачами. Начинает придумывать собственные сказки, раскрывает свой потенциал в области связной речи.
Таким образом, актуальность данной работы обуславливается ставкой на сказки как основу развития связной речи.
Объектом нашего исследования становится развитие связной речи старших дошкольников
Предмет работы развитие связной речи старших дошкольников при помощи сказок.
Гипотеза исследования заключается в следующем: использование такого материала как сказки становится основой развития связной речи старших дошкольников.
Целью работы явилось изучение особенностей формирования связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста при помощи связной речи.
Достижение поставленной цели возможно только после решения определённых задач:
1. Изучение общей и специальной психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме.
2. Рассмотрение особенностей овладения связной речью детьми дошкольного возраста
3. Проведение экспериментального исследования, изучающего связную речь у детей старшего дошкольного возраста.
Изучением связной речи с позиций лингвистики занимались Э. А. Трофимова, Н. Ю. Шведова и др. Значимым для исследования является выявление структурной единицы диалога. В психолого-педагогической литературе существует несколько различных точек зрения на данную проблему. Основные направления исследования представлены М. Г. Кучинским в его работе «Диалог и мышление».
Таким образом, теоретической основой для написания данной работы явились труды исследователей Б. М. Гриншпун, Л. Ф. Спировой, Р. Е. Левиной, Н. В. Новоторцевой, А. Г. Рузской и других.
Решение перечисленных выше задач определило логику изложения материала.
Исследование состоит из введения, основной части (состоящей из двух глав) и заключения.



ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Психолингвистические основы развития связной речи дошкольников 8
1.2. Особенности восприятия литературных произведений посредством сказок….. 20
1.3 Анализ педагогической литературы по проблеме исследования 26
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Констатирующий этап исследования 34
2.2. Формирующий этап исследования 46
2.2.1. Подготовительный этап 46
2.2.2. Работа с детьми 48
2.2.3. Организация работы с родителями по формированию связной речи у детей 65
2.3. Контрольный этап эксперимента 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Старший дошкольный возраст является сензитивным для морального развития. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения. Одновременно, он весьма благоприятен для формирования морального облика ребенка, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни. Таким образом, ребенок старшего дошкольного возраста отличается еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Их отношение со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее.
Если говорить непосредственно о речи, то она развивается у дошкольников по двум направлениям - с одной стороны происходит набор словарного запаса, что способствует дальнейшему развитию памяти и мышления. С другой же, речь начинает обеспечивать постройку познавательных процессов, которые лежат в основе мышления и воображения. И, следовательно, чем интереснее будет материал, тем легче ребенок запомнит его.
Интерес к сказкам в дошкольном возрасте обусловлен как возрастом малыша, так и тем, что сказки, особенно народные, содержат в себе огромный потенциал для воспитания будущих поколений. В современной дидактике важно не столько научить, сколько заинтересовать. А развитие интереса сказками будет способствовать становлению интереса ребенка и развитие речи практически без умственного напряжения, играя.
Перед проведенной работой по развитию речи был проведен констатирующий эксперимент, включающий в себя ряд заданий на исследование связной речи. Результат констатирующего эксперимента позволил обнаружить, что показатели экспериментальной группы по методикам либо равны, либо ниже, чем показатели контрольной.
Это стало основой для формирующего эксперимента. В ходе работы с детьми мы обнаружили, что за период внедрения разработанных принципов, направлений, методов и приемов коррекционно-развивающей работы произошли заметные изменения в уровнях развития связной речи. Наиболее значительным достижением можно считать сокращение числа детей, которые были отнесены нами в начале экспериментального изучения к группе детей с низким уровнем развития связной речи.
Проанализировав количественные показатели, мы можем прийти к выводу о том, что показатели экспериментальной группы уя подтвердили факт того, что проведенная работа принесла свои результаты. В ряде случаев показатели контрольной группы также возросли, но это следует связывать с особенностями детей и спецификой общения между детьми. Отчасти, что несомненно, на это повлияли и общие консультации для родителей. Но, несмотря на то, что показатели повысились, они все же не такие высокие как в группе экспериментальной.



1. Аргинская И.И, Дмитриева Н.Я., Полякова A.B., Романовская З.И. Обучаем по системе Занкова. М., 1993. - 240 с.
2. Ахтырская E.H. Роль тропов в развитии речи учащихся начальных классов.: Дисс. . канд. пед. наук. -М., 1998. 193 с.
3. Ахутина Т.В., Наумова Т.Н. Смысловой и семантический синтаксис: детская речь и концепция Л.С. Выготского // Психолингвистические проблемы семантики. -М., 1983. -285 с.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества// Вопросы психологии познавательной деятельности/ Ред.кол.: И.Л.Баскакова и др. М., 1979. -423 с.
5. Бибко Н.С. Об особенностях восприятия сказок младшими школьниками //Проблемы развития речи учащихся начальных классов: Межвуз. Сб научн. трудов/Ред кол.: М.Р.Львов, Н.В. Костромина, Н.К.Никитина-М., 1985.-С. 105-117.
6. Бибко Н.С. Обучение младших школьников чтению народной и литературной сказки. Дисс. . канд. пед. наук. М., 1987. - 226 с.
7. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. М., 1997.-336 с.
8. Грехнева Г.М., Коренова К.Е. Фольклор и родное слово: Программа 1(2) класс. Нижний Новгород, 1994. - 26 с.
9. Григорьев Н.Д., Шевченко Т.П. Проблема взаимосвязи искусств в системе эстетического воспитания // Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода / Под ред. Б.Т. Лихачева. М., 1980. -136 с.
10. Донская Т.А. Методические основы развивающего обучения русскому языку: Дисс. . докт. пед. наук. -М., 1990. -416 с.
11. Еремеев А.П. Формирование речевой деятельности учащихся в процессе изучения русского языка: Дисс. . докт. пед. наук. М., 1991. -44 с.
12. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1953. - 370 с.
13. Запорожец A.B. Избранные психологические труды в 2-х т. М., 1986.--Т. I. Психическое развитие ребенка. - 316 е.; -Т. II. Развитие произвольных движений. - 296 с.
14. Климова С.А. Методика развития связной речи учащихся начальных классов на основе теории ССЦ: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1995 - 222 с.
15. Кожевникова К. Об аспектах связности в тексте как в ясном // Синтаксис текста. М., 1979 - С. 49-67.
16. Кубасова О.В. Влияние приема драматизации на развитие речи младших школьников // Проблемы развития речи учащихся начальных классов. М., - 1985. - 210 с.
17. Кубасова О.В. Методика обучения младших школьников чтению детской литературы. // Русский язык в начальных классах: Сб. метод, задач.-М. 1995.-84 с.
18. Купалова А.Ю. О едином курсе русского языка на коммуникативно-деятельностной основе // Начальная школа, -1988. -№ 10. -С.12-27.
19. Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М., 1986.- 127 с.
20. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск, 1992. - 55 с.
21. Леонтьев A.A. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.-368 с.
22. Леонтьев A.A. Типы речевой деятельности и проблемы обучения русскому языку // Русский язык за рубежом, -1967. -№1; №2. С.
23. Леонтьев A.A., Носенко Э.Л. Некоторые психолингвистические характеристики спонтанной речи в состоянии эмоционального напряжения // Общая и прикладная психолингвистика. М., 1973.
24. Леонтьев А.Н Язык, речь, речевая деятельность- М., 1969. 214 с.
25. Липина О.И., Оморокова М.И. Работа над развитием речи учащихся. -М., 1967. С.146-165.
26. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979. -320 с.
27. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников // Речь младших школьников и пути ее развития. М., 1985 - 176 с.
28. Львов М.Р., Федоренко Л.П. О структуре речевых навыков // Русский язык в школе.-1971. -№ 2. С. 12-17.
29. Львова М.Е. Обучение шестилетних первоклассников устному рассказу // Школа с началом обучения в шесть лет. М., 1976. - С. 37-46.
30. Мали Л.Д. Формирование представлений об основных видах творческих работ на уроках чтения // Проблемы развития речи учащихся начальных классов: Межвуз. сб. научн. трудов / Ред кол.: М.Р.Львов, Н.В. Костромина, Н.К.Никитина М., 1985. - С. 76-85.
31. Мамушин В.Е. Причины и пути преодоления некоторых недостатков в связной речи учащихся // Исследования по развитию связной речи учащихся / Под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1983. -С.32-48.
32. Николаева Т.М. Единицы языка и теория текста // Исследования по структуре текста. М., 1987. - С. 27-57.
33. Одинцов В. Стилистика текста. М., 1980. -263 с.
34. Ольшанский O.E., Скорнякова М.Ф. Об использовании материала иностранного языка на уроках русского языка // Межпредметные связи в преподавании русского языка/ Сост.Н.И.Ушаков. М., 1980. - С. 23-38.
35. Орлова Т.Г. Обучение жанрам поликодовых текстов в школе и вузе: Дисс. . канд. пед. наук. -М., 1995. -284 с.
36. Пазникова З.И. Использование народных художественных традиций как средство развития творческой активности младших школьников: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1992. - 211 с.
37. Петрова Ю.Н., Писаревский П.С. Проблемы эстетического развития личности школьника. -М., 1987. 110 с.
38. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. -659 с.
39. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1997. - 250 с.
40. Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969. -168 с.
41. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. В.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. М., 1964. - 218 с.
42. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М., 1978. -192 с.
43. Рождественский Н.С. К проблеме развития речи // Речевое развитие младших школьников / Под ред. Н.С. Рождественского. М., 1970.-С. 4-25.
44. Санина Л.Д. Развитие речи учащихся на основе теории актуального членения предложения: Дисс. . канд. пед. наук. -М., 1987. -203 с.
45. Соловьева Л.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации детей с общим недоразвитием речи шестого года жизни: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1998. 22 с.
46. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1973. - 159 с.
47. Торговкин П.Е. Психология понимания детьми текста: Дисс. . канд. пед. наук. -М„ 1941. 188 с.
48. Фигуровский H.A., Филатов B.C. Речь школьника. Калинин, 1940.
49. Харитонова Е.А. Развитие фразовой речи в процессе сюжетно-ролевой игры у детей с общим недоразвитием речи: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1997. - 17 с.
50. Хлысталова А.Н. Методика литературного развития младших школьников при обучении чтению малых фольклорных жанров: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1991. - 204 с.
51. Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972. -172 с.
52. Художественное творчество и ребенок: Пособие для воспитателя / Под ред. H.A. Ветлугиной. М., 1974. - 175 с.
53. Шахнарович A.M. Онтогенез мыслеречедеятельности: семантика и текст // Филологические науки -1998. -№ 1. С. 56-64.
54. Шмаков С.А. Игра учащихся как педагогический феномен культуры: Дисс. . докт. пед. наук. -М., 1997. -409 с.
55. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. - 301 с.
56. Эльконин Д.Б. Психология личности и деятельности младшего школьника. -М., 1965.
57. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис М., 1974. - 292 с.
58. Эстетическое воспитание в детском саду // Под ред. М.Г. Ветлугиной. М., 1985. - 210 с.
59. Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства / Под ред. В.В. Колокольникова. М., 1962. - 148 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ


Дошкольный возраст – это время, когда начинают активно развиваться все психические структуры ребёнка. Это связано с тем, что к этому времени окончательно сформировывается головной мозг ребёнка. Как следствие начинают развиваться все виды сенсорного восприятия, что становится большой предпосылкой для развития обучения.
Однако, несмотря на столь явное развитие ребёнка, не все психические процессы успевают развиваться вслед за физиологическими. Одним из них является связная речь, которая к этому возрасту становится в достаточной степени сформированной.
Общение в этом периоде играет огромное значение, становясь основой основ развития дошкольного детства. Об этом говорило огромное количество исследователей (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В. С. Мухина, С. Я. Рубинштейн, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др.).
Основной функцией, безусловно, становится коммуникация. И, в случае, если происходит нарушение речи, происходит осложнение взаимодействия. Приходится признавать, что именно коммуникативная функция становится причиной развития всех качеств речи.
Стоит иметь в виду, что речь не даётся человеку от рождения. Это социальный процесс. Чтобы ребёнок начал говорить, необходимо не только время, но и социум, который будет передавать мысль автора.
Следует признать, что взрослые. В свою очередь, должны приложить большие усилия. Чтобы развить речь детей. Современное дошкольное образование становится важным средством развития речи детей – оно не только является основой для развития знаний о языке и его структуре, но и о взаимодействии на основании коммуникации.
Под связной речью традиционно понимается развитие речи, которая протекает связно, логично и непротиворечиво. Связность становится показателем качественной речи. По сути, именно речь становится высшим органом психики.
Дошкольное детство – это время, когда ребёнок получает именно знания диалогической речи, суть которой проявляется в умении взаимодействовать с другими людьми. В этот момент ребёнок получает нормы, которые принимаются как нормы в диалогической речи, но воспринимающиеся как нарушения в нормированной речи.
Следует говорить о том, что только воспитание становится основой формирования правильной связной речи, которое основано на речи, членённой в зависимости от логических ударений и от целей речи. Именно формирование речи отвечает за связность речи, чтобы дошкольник сформировал правильность речи под чутким руководством взрослого.
Развитие речи напрямую связано с овладением звуковой стороны речи и с грамматикой языка. Важным направлением становится также и развитие образной речи. Воспитание уважения к слову, умение взаимодействовать с другими людьми, формирование согласования грамматических форм и умение правильно выразить свою мысль – это основа работы со связной речью, основа развития ребёнка.
Речевое воспитание невозможно без общения взрослого и ребенка. Проблема формирования связной речи основывается в деятельности формирования всех аспектов речи – важно формирование смысла слова и обогащение словарного запаса, так как эти составляющие становятся основой строительного материала речи.
Особое внимание следует обратить внимание на формирование понимания закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладение звуковой культурой речи.
Говоря о формировании речи необходимо говорить, что останавливаться только на лингвистической характеристике речи, но и на том, что развитие речи происходит непосредственно во взаимодействии взрослого и ребёнка. Отсюда следует говорить о том, что недостаточно обучить только нормам языка, но и нормам взаимодействия.
Вместе с тем, несмотря на то, что развитие связной речи воспринимается как основное направление в развитии детей, современное обучение детей не даёт высоких показателей. Связано это, как думается, с тем, что большинство упражнений имеют не творческий, а репродуктивный характер. Как следствие, речь идёт о необходимости использования иных методов в развитии связной речи. Одним из таких способов, безусловно, становится использование сказок для развития речи.
Восприятие сказок основано на том, что ребёнок, в отличие от взрослого, воспринимает их с позиции наивного реализма. Ребёнку легко поверить в то, что происходит в сказке, почувствовать себя участником сказки, а, значит и включиться в учебную деятельность.
Важно помнить о том, что работа со сказками не сводится только к восприятию. Упражнения на основе сказок могут стать идеальным элементом обучения связной речи – сказка может быть придумана детьми, продолжена и развита на основе предложенных упражнений.
Ребёнок активно включается в жизнь героев, реализует свою деятельность на основании сказочного сюжета. Эта активность основывается на том, что сам ребёнок не замечает обучение, а включается в игру.
Отдельно следует выделить игры-драматизации, которые способствуют не только становлению связной речи, но и творческой деятельности, что приводит к тому, что при помощи «вживания» в роль происходит становление всех психических функций ребёнка.
Эта же установка способствует и развитию связной речи. Соотнося себя с героями сказочного произведения, ребёнок легче справляется с поставленными задачами. Начинает придумывать собственные сказки, раскрывает свой потенциал в области связной речи.
Таким образом, актуальность данной работы обуславливается ставкой на сказки как основу развития связной речи.
Объектом нашего исследования становится развитие связной речи старших дошкольников
Предмет работы развитие связной речи старших дошкольников при помощи сказок.
Гипотеза исследования заключается в следующем: использование такого материала как сказки становится основой развития связной речи старших дошкольников.
Целью работы явилось изучение особенностей формирования связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста при помощи связной речи.
Достижение поставленной цели возможно только после решения определённых задач:
1. Изучение общей и специальной психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме.
2. Рассмотрение особенностей овладения связной речью детьми дошкольного возраста
3. Проведение экспериментального исследования, изучающего связную речь у детей старшего дошкольного возраста.
Изучением связной речи с позиций лингвистики занимались Э. А. Трофимова, Н. Ю. Шведова и др. Значимым для исследования является выявление структурной единицы диалога. В психолого-педагогической литературе существует несколько различных точек зрения на данную проблему. Основные направления исследования представлены М. Г. Кучинским в его работе «Диалог и мышление».
Таким образом, теоретической основой для написания данной работы явились труды исследователей Б. М. Гриншпун, Л. Ф. Спировой, Р. Е. Левиной, Н. В. Новоторцевой, А. Г. Рузской и других.
Решение перечисленных выше задач определило логику изложения материала.
Исследование состоит из введения, основной части (состоящей из двух глав) и заключения.



ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Психолингвистические основы развития связной речи дошкольников 8
1.2. Особенности восприятия литературных произведений посредством сказок….. 20
1.3 Анализ педагогической литературы по проблеме исследования 26
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Констатирующий этап исследования 34
2.2. Формирующий этап исследования 46
2.2.1. Подготовительный этап 46
2.2.2. Работа с детьми 48
2.2.3. Организация работы с родителями по формированию связной речи у детей 65
2.3. Контрольный этап эксперимента 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Старший дошкольный возраст является сензитивным для морального развития. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения. Одновременно, он весьма благоприятен для формирования морального облика ребенка, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни. Таким образом, ребенок старшего дошкольного возраста отличается еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Их отношение со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее.
Если говорить непосредственно о речи, то она развивается у дошкольников по двум направлениям - с одной стороны происходит набор словарного запаса, что способствует дальнейшему развитию памяти и мышления. С другой же, речь начинает обеспечивать постройку познавательных процессов, которые лежат в основе мышления и воображения. И, следовательно, чем интереснее будет материал, тем легче ребенок запомнит его.
Интерес к сказкам в дошкольном возрасте обусловлен как возрастом малыша, так и тем, что сказки, особенно народные, содержат в себе огромный потенциал для воспитания будущих поколений. В современной дидактике важно не столько научить, сколько заинтересовать. А развитие интереса сказками будет способствовать становлению интереса ребенка и развитие речи практически без умственного напряжения, играя.
Перед проведенной работой по развитию речи был проведен констатирующий эксперимент, включающий в себя ряд заданий на исследование связной речи. Результат констатирующего эксперимента позволил обнаружить, что показатели экспериментальной группы по методикам либо равны, либо ниже, чем показатели контрольной.
Это стало основой для формирующего эксперимента. В ходе работы с детьми мы обнаружили, что за период внедрения разработанных принципов, направлений, методов и приемов коррекционно-развивающей работы произошли заметные изменения в уровнях развития связной речи. Наиболее значительным достижением можно считать сокращение числа детей, которые были отнесены нами в начале экспериментального изучения к группе детей с низким уровнем развития связной речи.
Проанализировав количественные показатели, мы можем прийти к выводу о том, что показатели экспериментальной группы уя подтвердили факт того, что проведенная работа принесла свои результаты. В ряде случаев показатели контрольной группы также возросли, но это следует связывать с особенностями детей и спецификой общения между детьми. Отчасти, что несомненно, на это повлияли и общие консультации для родителей. Но, несмотря на то, что показатели повысились, они все же не такие высокие как в группе экспериментальной.



1. Аргинская И.И, Дмитриева Н.Я., Полякова A.B., Романовская З.И. Обучаем по системе Занкова. М., 1993. - 240 с.
2. Ахтырская E.H. Роль тропов в развитии речи учащихся начальных классов.: Дисс. . канд. пед. наук. -М., 1998. 193 с.
3. Ахутина Т.В., Наумова Т.Н. Смысловой и семантический синтаксис: детская речь и концепция Л.С. Выготского // Психолингвистические проблемы семантики. -М., 1983. -285 с.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества// Вопросы психологии познавательной деятельности/ Ред.кол.: И.Л.Баскакова и др. М., 1979. -423 с.
5. Бибко Н.С. Об особенностях восприятия сказок младшими школьниками //Проблемы развития речи учащихся начальных классов: Межвуз. Сб научн. трудов/Ред кол.: М.Р.Львов, Н.В. Костромина, Н.К.Никитина-М., 1985.-С. 105-117.
6. Бибко Н.С. Обучение младших школьников чтению народной и литературной сказки. Дисс. . канд. пед. наук. М., 1987. - 226 с.
7. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. М., 1997.-336 с.
8. Грехнева Г.М., Коренова К.Е. Фольклор и родное слово: Программа 1(2) класс. Нижний Новгород, 1994. - 26 с.
9. Григорьев Н.Д., Шевченко Т.П. Проблема взаимосвязи искусств в системе эстетического воспитания // Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода / Под ред. Б.Т. Лихачева. М., 1980. -136 с.
10. Донская Т.А. Методические основы развивающего обучения русскому языку: Дисс. . докт. пед. наук. -М., 1990. -416 с.
11. Еремеев А.П. Формирование речевой деятельности учащихся в процессе изучения русского языка: Дисс. . докт. пед. наук. М., 1991. -44 с.
12. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1953. - 370 с.
13. Запорожец A.B. Избранные психологические труды в 2-х т. М., 1986.--Т. I. Психическое развитие ребенка. - 316 е.; -Т. II. Развитие произвольных движений. - 296 с.
14. Климова С.А. Методика развития связной речи учащихся начальных классов на основе теории ССЦ: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1995 - 222 с.
15. Кожевникова К. Об аспектах связности в тексте как в ясном // Синтаксис текста. М., 1979 - С. 49-67.
16. Кубасова О.В. Влияние приема драматизации на развитие речи младших школьников // Проблемы развития речи учащихся начальных классов. М., - 1985. - 210 с.
17. Кубасова О.В. Методика обучения младших школьников чтению детской литературы. // Русский язык в начальных классах: Сб. метод, задач.-М. 1995.-84 с.
18. Купалова А.Ю. О едином курсе русского языка на коммуникативно-деятельностной основе // Начальная школа, -1988. -№ 10. -С.12-27.
19. Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М., 1986.- 127 с.
20. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск, 1992. - 55 с.
21. Леонтьев A.A. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.-368 с.
22. Леонтьев A.A. Типы речевой деятельности и проблемы обучения русскому языку // Русский язык за рубежом, -1967. -№1; №2. С.
23. Леонтьев A.A., Носенко Э.Л. Некоторые психолингвистические характеристики спонтанной речи в состоянии эмоционального напряжения // Общая и прикладная психолингвистика. М., 1973.
24. Леонтьев А.Н Язык, речь, речевая деятельность- М., 1969. 214 с.
25. Липина О.И., Оморокова М.И. Работа над развитием речи учащихся. -М., 1967. С.146-165.
26. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979. -320 с.
27. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников // Речь младших школьников и пути ее развития. М., 1985 - 176 с.
28. Львов М.Р., Федоренко Л.П. О структуре речевых навыков // Русский язык в школе.-1971. -№ 2. С. 12-17.
29. Львова М.Е. Обучение шестилетних первоклассников устному рассказу // Школа с началом обучения в шесть лет. М., 1976. - С. 37-46.
30. Мали Л.Д. Формирование представлений об основных видах творческих работ на уроках чтения // Проблемы развития речи учащихся начальных классов: Межвуз. сб. научн. трудов / Ред кол.: М.Р.Львов, Н.В. Костромина, Н.К.Никитина М., 1985. - С. 76-85.
31. Мамушин В.Е. Причины и пути преодоления некоторых недостатков в связной речи учащихся // Исследования по развитию связной речи учащихся / Под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1983. -С.32-48.
32. Николаева Т.М. Единицы языка и теория текста // Исследования по структуре текста. М., 1987. - С. 27-57.
33. Одинцов В. Стилистика текста. М., 1980. -263 с.
34. Ольшанский O.E., Скорнякова М.Ф. Об использовании материала иностранного языка на уроках русского языка // Межпредметные связи в преподавании русского языка/ Сост.Н.И.Ушаков. М., 1980. - С. 23-38.
35. Орлова Т.Г. Обучение жанрам поликодовых текстов в школе и вузе: Дисс. . канд. пед. наук. -М., 1995. -284 с.
36. Пазникова З.И. Использование народных художественных традиций как средство развития творческой активности младших школьников: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1992. - 211 с.
37. Петрова Ю.Н., Писаревский П.С. Проблемы эстетического развития личности школьника. -М., 1987. 110 с.
38. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. -659 с.
39. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1997. - 250 с.
40. Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969. -168 с.
41. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. В.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. М., 1964. - 218 с.
42. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М., 1978. -192 с.
43. Рождественский Н.С. К проблеме развития речи // Речевое развитие младших школьников / Под ред. Н.С. Рождественского. М., 1970.-С. 4-25.
44. Санина Л.Д. Развитие речи учащихся на основе теории актуального членения предложения: Дисс. . канд. пед. наук. -М., 1987. -203 с.
45. Соловьева Л.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации детей с общим недоразвитием речи шестого года жизни: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1998. 22 с.
46. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1973. - 159 с.
47. Торговкин П.Е. Психология понимания детьми текста: Дисс. . канд. пед. наук. -М„ 1941. 188 с.
48. Фигуровский H.A., Филатов B.C. Речь школьника. Калинин, 1940.
49. Харитонова Е.А. Развитие фразовой речи в процессе сюжетно-ролевой игры у детей с общим недоразвитием речи: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1997. - 17 с.
50. Хлысталова А.Н. Методика литературного развития младших школьников при обучении чтению малых фольклорных жанров: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1991. - 204 с.
51. Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972. -172 с.
52. Художественное творчество и ребенок: Пособие для воспитателя / Под ред. H.A. Ветлугиной. М., 1974. - 175 с.
53. Шахнарович A.M. Онтогенез мыслеречедеятельности: семантика и текст // Филологические науки -1998. -№ 1. С. 56-64.
54. Шмаков С.А. Игра учащихся как педагогический феномен культуры: Дисс. . докт. пед. наук. -М., 1997. -409 с.
55. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. - 301 с.
56. Эльконин Д.Б. Психология личности и деятельности младшего школьника. -М., 1965.
57. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис М., 1974. - 292 с.
58. Эстетическое воспитание в детском саду // Под ред. М.Г. Ветлугиной. М., 1985. - 210 с.
59. Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства / Под ред. В.В. Колокольникова. М., 1962. - 148 с.

Купить эту работу

Развитие связности речи старших дошкольников по средством сказок

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

10 мая 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Портфолио (Дисциплина "Классное руководство")

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Сравнение пояснительных записок программ по литературе под ред. В.Ф. Чертова, по ред. Г.С. Меркина

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

конспект Пояснительных записок к программам под ред. В.Я. Корорвиной, Т.Ф. Курдюмовой, А.Г. Кутузова

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Рецензия на учебник УМК по литературе для 5 класса под ред. В.Ф. Чертова, Аннотация на методические рекомендации по УМК по литературе под ред. В.Я. Ко

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Занятие по английскому языку "Animals around us" для детей 6-7 лет. Методические рекомендации к нему.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Проект развития туристско-краеведческой направленности дополнительного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о результатах педагогической деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

конспект урока по английскому языку 5 класс "dress right"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Написание конспектов для воспитателей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
750 ₽
Готовая работа

Проект развития дополнительного образования туристско-краеведческой направленности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Оформление картотек для детского сада

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
450 ₽
Готовая работа

Сравнение программ : Екжанова, Стребелева / Баряева, Гаврилушкина (олигофренопедагогика)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽