Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Формирование социально-коммуникативных навыков у детей с легкой умственной отсталостью младшего школьного возраста

  • 66 страниц
  • 2016 год
  • 368 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность исследования. Проблема взаимодействия человека с окружающими людьми всегда рассматривалась как одна из центральных. В настоящее время человек изучается как субъект, осознающий мир и активно изменяющий его в процессе деятельности и взаимоотношений с другими людьми. Необходимость взаимопонимания во всех сферах социальной жизни людей выдвигает проблему развития у современного человека ориентации на продуктивное межличностное взаимодействие, основанное на проявлении уважения к интересам и правам другого человека, стремлении и умении приходить к компромиссам, находить решения, удовлетворяющие обе стороны.
В младшем школьном возрасте высокими темпами развивается лич-ность ребенка. Этот процесс характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, усиливаются все более тесные индивидуальные контакты, увеличивается ориентация на группу, с другой стороны, происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств. Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть ими отвергнутым. Эмоциональное благополучие младшего школьника все больше начинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе, определяться, прежде всего, отношением и оценками сначала учителя, затем все больше товарищей, которые проявляются в процессе межличностного взаимодействия. Успешность социальных контактов является важным компонентом социально-психологической адаптации младших школьников. Недостаточность элементарных коммуникативных умений приводит к затруднению общения ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию уровня его тревожности, что может нарушить педагогический процесс в целом.
У детей с умственной отсталостью коммуникативные нарушения за-метны уже на первом году жизни, что связано с диффузным органическим поражением головного мозга, а в дальнейшем с нарушением познавательной деятельности, аномальным психическим развитием в целом. Социально-коммуникативные навыки у них формируются часто искаженно, в недостаточной степени, а необходимость в общении сопровождается, как правило, физиологическими потребностями.
Проблемами формирования коммуникативной стороны речи у ум-ственно отсталых детей занимались такие ученые как У. Кристен, Л. Нюка-нен, Х.В. Рюкле, Л.С. Выготский, С.Д. Забрамная, А.Р. Малер, Л.М. Шипицина, И.И. Мамайчук, В.М. Махова, Д.И. Бойков, А.Д. Виноградова и др. Однако до сих пор нет единой методики формирования социально-коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью.
Цель исследования: выявить особенности формирования социально-коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью.
Объект исследования – особенности социально-коммуникативной сферы умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – особенности формирования социально-коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости наблюдается отставание в развитии социально-коммуникативных навыков. Планомерное использование коррекционных занятий в игровой форме, направленных на развитие социально-коммуникативной сферы, является эффективным.
Задачи исследования:
1. Проанализировать исследования социально-коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью.
2. Разработать программу развития социально-коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью.
3. Исследовать эмпирическим путем эффективность программы развития социально-коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью.
Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы, беседа, наблюдение, тестирование, статистические методы.
Методики исследования:
1. Методика «Особенности межличностных отношений» (ОМО) для детей в модификации Хузеевой Г.Р.;
2. Методика «Картинки»;
3. Проективная методика «Я и мой друг»;
4. Социометрия.
Эмпирическая база исследования: специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида 614 (ГБОУ СКОШ 614). В исследовании приняли участие 20 детей (11 девочек и 9 мальчиков) с легкой степенью умственной отсталости, посещающих первый класс школы. Возраст испытуемых 7 – 8 лет.
Практическая значимость исследования. Полученные данные могут быть использованы в работе практических психологов, специальных педагогов по формированию социально-коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью. На их основе могут быть разработаны рекомендации для учителей и родителей с целью помощи детям в общении и взаимодействии.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования социально-коммуникативных навыков у детей с легкой умственной отсталостью в младшем школьном возрасте 6
1.1. Социально-коммуникативные навыки в структуре личности человека 6
1.2 Роль и место в развитии психики социально-коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте 11
1.3. Психологические особенности детей с умственной отсталостью 16
1.4. Особенности социально-коммуникативных навыков у детей в младшем школьном возрасте с легкой умственной отсталостью 22
Глава II. Эмпирическое исследование развития социально-коммуникативных навыков у младших школьников с легкой умственной отсталостью 30
2.1 Методы и методики исследования 30
2.2. Диагностика социально-коммуникативных навыков у детей с легкой умственной отсталостью в возрасте 7-8 лет 36
2.3. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей с легкой умственной отсталостью 40
2.4. Анализ эффективности развития социально-коммуникативных навыков у детей с легкой умственной отсталостью 49
Заключение 58
Список литературы 61
Приложения 66


Данное исследование было предпринято с целью выявить особенности формирования социально-коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что понятие общения является широким социальным феноменом, в структуру которого входит коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона. Коммуникативность в общении предполагает обобщение всех информационных процессов, происходящих между людьми. Взаимодействие - это обмен действиями, поступками. Социально – коммуникативные навыки есть компетенции, обеспечивающие эффективную коммуникативную деятельность, которые включают в себя языковые и фоновые знания, владение коммуникативными умениями и стратегиями, обладание способностью к взаимодействию и наличие определенных личностных качеств, которые опираются на предыдущий коммуникативный опыт и подкрепляются мотивацией, необходимой для осуществления общения и взаимной деятельности с другими коммуникантами.
Личность детей формируется в условиях взаимодействия их с окружающей средой, оказывающей на них воспитывающее воздействие. В процессе жизни и деятельности в школьном коллективе дети постоянно оказывают друг на друга взаимное влияние, происходит формирование оценки и самооценки, взглядов на события окружающей жизни. Формирование коммуникативных навыков младших школьников в учебной деятельности во многом определяет решение проблем социальной адаптации ребенка.
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение пре-имущественно познавательной деятельности, а также эмоционально – воле-вой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Дети с легкой степенью умственной отсталости характеризуются: конкретным наглядно-образным мышлением; наблюдательностью; довольно развитой фразовой речью, они плохо ориентируются в пространстве, психические процессы приторможены, выполняют только подобные действия, их эмоционально-волевая сфера бедная. В целом закономерности развития коммуникативной сферы детей без патологии прослеживаются и в развитии детей с умственной отсталостью, но в то же время отмечается отставание этих детей в развитии коммуникативной деятельности от возрастных норм. Трудности общения детей с умственной отсталостью связаны с общим психическим недоразвитием и с низким уровнем их речевого развития. Дети не желают общаться вербально, проявляют робость, стеснительность, нерешительность, застенчивость. Длительные коммуникативные контакты не складываются, так как психический дефект провоцирует раздражительность и негативизм. Потребность в общении снижена из-за того, что вербальные средства коммуникации не сформированы, отсутствует умение ориентации в семантике ситуации общения. Тем не менее наличие речи открывает возможности для коррекции отклонений и приобретения социально-коммуникативных навыков. Очень большое значение имеет социальное окружение ребенка, внимание к нему со стороны родителей и близких, доброжелательное, спокойное отношение.
Эмпирическое исследование социально-коммуникативных навыков у детей с легкой умственной отсталостью в возрасте 7-8 лет показала, что у детей в содержании общения преобладает игровой мотив, часто отрицательное отношение к сверстникам, узкий круг общения. Дети применяют в основном неконструктивные стратегий в ситуациях отвержения, не активны в общении, при общении со взрослым склонны подчиняться, иногда могут оказать сопротивление, негативизм, упрямство. Детям в большей степени характерен агрессивный выход в сложной ситуации межличностного общения. Межличностные отношения умственно отсталых школьников не являются позитивными. В среднем школьники получают 2 – 3 выбора среди сверстников. Уровень благополучия взаимоотношений в группе низкий, коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями в группе низкий.
На основе результатов диагностики была разработана программа развития социально-коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью. Основная цель программы – развитие социально-коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости. Приоритетными являлись игровые виды деятельности, поскольку: игра для детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости все еще является ведущим видом деятельности и очень значима. Для более эффективного развития у детей социально - коммуникативной, эмоционально-аффективной, сенсорно-поведенческой систем и коммуникативной функций речи были подключены родители к работе с детьми.
Повторная диагностика социально-коммуникативных навыков у детей с легкой умственной отсталостью показала, что у них значительно обогатилось содержание общения, его продуктивность, расширился круг общения, школьники стали стремиться к лидерству, стали более независимыми, стали более конструктивно реагировать в ситуациях отвержения, стали более активны в общении, меньше противостоять взрослым и больше с ними сотрудничать. У младших школьников с умственной отсталостью значительно возрос уровень коммуникативной компетентности, межличностные отношения стали более позитивными. У детей значительно вырос социометрический статус в классе.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. У детей млад-шего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости наблюдается отставание в развитии социально-коммуникативных навыков. Планомерное использование коррекционных занятий в игровой форме, направленных на развитие социально-коммуникативной сферы, является эффективным.


Список литературы
1. Бгажнокова И.М Программы для 0-4 классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). Книга 1, 2. – М.: Институт коррекционной педагогики РАО, 1997. – 228с.
2. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого ребенка. — М., 2012.
3. Бетанова С.С. Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости // Вестник Московского государственного областного университета. – 2012. – №3. – С. 97 – 107.
4. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. – М.: Просвещение, 1987.
5. Воробьев В.В. Лингвокультурология. – М.: РУДН, 2008. – 336с.
6. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой. Книга для учителя. – М.: «Школа-Пресс», 1994. – 416 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1991.
8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, 2004. – 362с.
9. Вяранен В.А. Особенности личных взаимоотношений учащихся старших классов вспомогательной школы: автореф. дис. канд. пед. наук. – М.: АПН СССР, НИИ дефектологии, 1971. – 17 с.
10. Гавриш С.В. Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников // Детская психология «Ребенок в детском саду». – 2003. – №1.
11. Гнездилов М.Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1990. – 175 с.
12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986.
13. Даргевичене Л.И. Особенности личных взаимоотношений между учащимися младших классов вспомогательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М.: АПН СССР, НИИ дефектологии, 1971. – 16 с.
14. Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. – М.: Прогресс, 1989. – 312 с.
15. Дмитриева Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития: Дис. ... д-ра психол. наук. – Нижний Новгород. – 2005. – 411c.
16. Дмитриева Е.Е., Давыдова Ю.П. Коммуникативное развитие умственно отсталых дошкольников и младших школьников // ФГБОУ ВПО НГПУ. – Н. Новгород, 2012.
17. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. – М., 1981.
18. Емельянова И.А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта: Дис. ... канд-та пед. наук. – Екатеринбург, 2009. – 274 с.
19. Ефимова Н.С. Социальная психология: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ», 2013. – 192 с.
20. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности // Начальная школа. Плюс до и после. – 2011. – №4. – С. 1 – 6.
21. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Изд.: Питер. 2009. – 576 с.
22. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – СПб.: Речь, 2003.
23. Кащенко В.П., Мурашов Г.В. Исключительные дети. Их изучение И воспитание. — М., 1929.
24. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
25. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – М.: АСТ, 2003.
26. Колесников А.А. Структура коммуникативной личности и её развитие средствами иностранных языков в профильной школе // Иностранные языки в школе. – 2013. - №5. – С. 2-9.
27. Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. – Киев: Радянська школа, 1978. – 183 с.
28. Колосова Т.А., Исаев Д.Н. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков. – М.: Каро, 2012.
29. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников — М.: Сентябрь, 2003. — 176 с.
30. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский Дом «Академия», 2010.
31. Кузнецова Л. В., Переслени Л. И., Солнцева Л. И. Основы специальной психологии. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
32. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: УРСС, 2003. – 216с.
33. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл; Академия, 2005. – 352с.
34. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
35. Луцкина Р.К. Особенности развития устной и письменной речи учащихся вспомогательной школы в процессе обучения: Дис. к. п. н. – М., 1974. – 231 с.
36. Мозговой В. М., Яковлева И. М. Основы олигофренопедагогики — 3-е изд. – М.: Академия, 2010. — 224 с.
37. Мохов В.А., Чепурина Е.Е. Рисуночная методика "Я и мой друг" в исследовании дружеских отношений детей младшего школьного и предподросткового возраста // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. – №2.
38. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания : учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с.
39. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2002.
40. Намазбаева Ж.И. Развитие личности учащихся вспомогательной школы: автореф. дис. канд. психол. наук. – М.: АПН СССР, НИИ дефектологии, 1986. – 34 с.
41. Омарова О.А. Формирование общения у умственно отсталых учащихся первых классов в условиях социально-психологического тренинга: Дис. … канд-та психол. наук. – М., 1999 – 175 с.
42. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. –– М.: Академия, 2002. – 160 с.
43. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: ИНФА-М, 1997. - 224с.
44. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. – М., 1994.
45. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч. - метод. пособие / Составитель Е.А. Калмыкова. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. – 121 с.
46. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социально-педагогическая психология. – СПб: Питер, 2008. – 416с.
47. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 2007.
48. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6–7-летнего возраста // Вопросы психологии. – 1986. – № 4.
49. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2007.
50. Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. – М.: Флинта, Наука, 1999. — 232 с.
51. Смирнова Е.О., Калягина Е.А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. – 1988. – №3.
52. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – М.: Академия, 2005. – 185 с.
53. Физиология человека / под ред. Покровского В.М., Коротько Г.Ф. – М.: Медицина, 2007. – 656с.
54. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008.
55. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004. – 1072 с.
56. Хузеева Г.Р. Психологические особенности агрессивных дошкольников: Дис. канд. психол. наук: 19.00.13: Москва, 2002. – 187 c.
57. Шамко Л.Ю. Формирование представлений о социальных явлениях у умственно отсталых дошкольников // Дефектология. – 1994. – № 4. – С. 23 – 25.
58. Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Онтогенетически-ориентированная психотерапия. – Тюмень, 1998. – 248 с.
59. Шиф Ж.И. Некоторые особенности наглядного мышления детей-олигофренов // Умственное развитие учащихся вспомогательной школы. – М., 1961. С. 38 – 53.
60. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1974.
61. Энзель Т.Г. Формирование коммуникативных умений и навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость). – Леуши, 2015.
62. Якубовская Э.В. Особенности речевого развития учащихся 1 класса // Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка / Под ред. М.Н. Перовой. – М., 1997.


Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность исследования. Проблема взаимодействия человека с окружающими людьми всегда рассматривалась как одна из центральных. В настоящее время человек изучается как субъект, осознающий мир и активно изменяющий его в процессе деятельности и взаимоотношений с другими людьми. Необходимость взаимопонимания во всех сферах социальной жизни людей выдвигает проблему развития у современного человека ориентации на продуктивное межличностное взаимодействие, основанное на проявлении уважения к интересам и правам другого человека, стремлении и умении приходить к компромиссам, находить решения, удовлетворяющие обе стороны.
В младшем школьном возрасте высокими темпами развивается лич-ность ребенка. Этот процесс характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, усиливаются все более тесные индивидуальные контакты, увеличивается ориентация на группу, с другой стороны, происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств. Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть ими отвергнутым. Эмоциональное благополучие младшего школьника все больше начинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе, определяться, прежде всего, отношением и оценками сначала учителя, затем все больше товарищей, которые проявляются в процессе межличностного взаимодействия. Успешность социальных контактов является важным компонентом социально-психологической адаптации младших школьников. Недостаточность элементарных коммуникативных умений приводит к затруднению общения ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию уровня его тревожности, что может нарушить педагогический процесс в целом.
У детей с умственной отсталостью коммуникативные нарушения за-метны уже на первом году жизни, что связано с диффузным органическим поражением головного мозга, а в дальнейшем с нарушением познавательной деятельности, аномальным психическим развитием в целом. Социально-коммуникативные навыки у них формируются часто искаженно, в недостаточной степени, а необходимость в общении сопровождается, как правило, физиологическими потребностями.
Проблемами формирования коммуникативной стороны речи у ум-ственно отсталых детей занимались такие ученые как У. Кристен, Л. Нюка-нен, Х.В. Рюкле, Л.С. Выготский, С.Д. Забрамная, А.Р. Малер, Л.М. Шипицина, И.И. Мамайчук, В.М. Махова, Д.И. Бойков, А.Д. Виноградова и др. Однако до сих пор нет единой методики формирования социально-коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью.
Цель исследования: выявить особенности формирования социально-коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью.
Объект исследования – особенности социально-коммуникативной сферы умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – особенности формирования социально-коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости наблюдается отставание в развитии социально-коммуникативных навыков. Планомерное использование коррекционных занятий в игровой форме, направленных на развитие социально-коммуникативной сферы, является эффективным.
Задачи исследования:
1. Проанализировать исследования социально-коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью.
2. Разработать программу развития социально-коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью.
3. Исследовать эмпирическим путем эффективность программы развития социально-коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью.
Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы, беседа, наблюдение, тестирование, статистические методы.
Методики исследования:
1. Методика «Особенности межличностных отношений» (ОМО) для детей в модификации Хузеевой Г.Р.;
2. Методика «Картинки»;
3. Проективная методика «Я и мой друг»;
4. Социометрия.
Эмпирическая база исследования: специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида 614 (ГБОУ СКОШ 614). В исследовании приняли участие 20 детей (11 девочек и 9 мальчиков) с легкой степенью умственной отсталости, посещающих первый класс школы. Возраст испытуемых 7 – 8 лет.
Практическая значимость исследования. Полученные данные могут быть использованы в работе практических психологов, специальных педагогов по формированию социально-коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью. На их основе могут быть разработаны рекомендации для учителей и родителей с целью помощи детям в общении и взаимодействии.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования социально-коммуникативных навыков у детей с легкой умственной отсталостью в младшем школьном возрасте 6
1.1. Социально-коммуникативные навыки в структуре личности человека 6
1.2 Роль и место в развитии психики социально-коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте 11
1.3. Психологические особенности детей с умственной отсталостью 16
1.4. Особенности социально-коммуникативных навыков у детей в младшем школьном возрасте с легкой умственной отсталостью 22
Глава II. Эмпирическое исследование развития социально-коммуникативных навыков у младших школьников с легкой умственной отсталостью 30
2.1 Методы и методики исследования 30
2.2. Диагностика социально-коммуникативных навыков у детей с легкой умственной отсталостью в возрасте 7-8 лет 36
2.3. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей с легкой умственной отсталостью 40
2.4. Анализ эффективности развития социально-коммуникативных навыков у детей с легкой умственной отсталостью 49
Заключение 58
Список литературы 61
Приложения 66


Данное исследование было предпринято с целью выявить особенности формирования социально-коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что понятие общения является широким социальным феноменом, в структуру которого входит коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона. Коммуникативность в общении предполагает обобщение всех информационных процессов, происходящих между людьми. Взаимодействие - это обмен действиями, поступками. Социально – коммуникативные навыки есть компетенции, обеспечивающие эффективную коммуникативную деятельность, которые включают в себя языковые и фоновые знания, владение коммуникативными умениями и стратегиями, обладание способностью к взаимодействию и наличие определенных личностных качеств, которые опираются на предыдущий коммуникативный опыт и подкрепляются мотивацией, необходимой для осуществления общения и взаимной деятельности с другими коммуникантами.
Личность детей формируется в условиях взаимодействия их с окружающей средой, оказывающей на них воспитывающее воздействие. В процессе жизни и деятельности в школьном коллективе дети постоянно оказывают друг на друга взаимное влияние, происходит формирование оценки и самооценки, взглядов на события окружающей жизни. Формирование коммуникативных навыков младших школьников в учебной деятельности во многом определяет решение проблем социальной адаптации ребенка.
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение пре-имущественно познавательной деятельности, а также эмоционально – воле-вой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Дети с легкой степенью умственной отсталости характеризуются: конкретным наглядно-образным мышлением; наблюдательностью; довольно развитой фразовой речью, они плохо ориентируются в пространстве, психические процессы приторможены, выполняют только подобные действия, их эмоционально-волевая сфера бедная. В целом закономерности развития коммуникативной сферы детей без патологии прослеживаются и в развитии детей с умственной отсталостью, но в то же время отмечается отставание этих детей в развитии коммуникативной деятельности от возрастных норм. Трудности общения детей с умственной отсталостью связаны с общим психическим недоразвитием и с низким уровнем их речевого развития. Дети не желают общаться вербально, проявляют робость, стеснительность, нерешительность, застенчивость. Длительные коммуникативные контакты не складываются, так как психический дефект провоцирует раздражительность и негативизм. Потребность в общении снижена из-за того, что вербальные средства коммуникации не сформированы, отсутствует умение ориентации в семантике ситуации общения. Тем не менее наличие речи открывает возможности для коррекции отклонений и приобретения социально-коммуникативных навыков. Очень большое значение имеет социальное окружение ребенка, внимание к нему со стороны родителей и близких, доброжелательное, спокойное отношение.
Эмпирическое исследование социально-коммуникативных навыков у детей с легкой умственной отсталостью в возрасте 7-8 лет показала, что у детей в содержании общения преобладает игровой мотив, часто отрицательное отношение к сверстникам, узкий круг общения. Дети применяют в основном неконструктивные стратегий в ситуациях отвержения, не активны в общении, при общении со взрослым склонны подчиняться, иногда могут оказать сопротивление, негативизм, упрямство. Детям в большей степени характерен агрессивный выход в сложной ситуации межличностного общения. Межличностные отношения умственно отсталых школьников не являются позитивными. В среднем школьники получают 2 – 3 выбора среди сверстников. Уровень благополучия взаимоотношений в группе низкий, коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями в группе низкий.
На основе результатов диагностики была разработана программа развития социально-коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью. Основная цель программы – развитие социально-коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости. Приоритетными являлись игровые виды деятельности, поскольку: игра для детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости все еще является ведущим видом деятельности и очень значима. Для более эффективного развития у детей социально - коммуникативной, эмоционально-аффективной, сенсорно-поведенческой систем и коммуникативной функций речи были подключены родители к работе с детьми.
Повторная диагностика социально-коммуникативных навыков у детей с легкой умственной отсталостью показала, что у них значительно обогатилось содержание общения, его продуктивность, расширился круг общения, школьники стали стремиться к лидерству, стали более независимыми, стали более конструктивно реагировать в ситуациях отвержения, стали более активны в общении, меньше противостоять взрослым и больше с ними сотрудничать. У младших школьников с умственной отсталостью значительно возрос уровень коммуникативной компетентности, межличностные отношения стали более позитивными. У детей значительно вырос социометрический статус в классе.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. У детей млад-шего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости наблюдается отставание в развитии социально-коммуникативных навыков. Планомерное использование коррекционных занятий в игровой форме, направленных на развитие социально-коммуникативной сферы, является эффективным.


Список литературы
1. Бгажнокова И.М Программы для 0-4 классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). Книга 1, 2. – М.: Институт коррекционной педагогики РАО, 1997. – 228с.
2. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого ребенка. — М., 2012.
3. Бетанова С.С. Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости // Вестник Московского государственного областного университета. – 2012. – №3. – С. 97 – 107.
4. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. – М.: Просвещение, 1987.
5. Воробьев В.В. Лингвокультурология. – М.: РУДН, 2008. – 336с.
6. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой. Книга для учителя. – М.: «Школа-Пресс», 1994. – 416 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1991.
8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, 2004. – 362с.
9. Вяранен В.А. Особенности личных взаимоотношений учащихся старших классов вспомогательной школы: автореф. дис. канд. пед. наук. – М.: АПН СССР, НИИ дефектологии, 1971. – 17 с.
10. Гавриш С.В. Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников // Детская психология «Ребенок в детском саду». – 2003. – №1.
11. Гнездилов М.Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1990. – 175 с.
12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986.
13. Даргевичене Л.И. Особенности личных взаимоотношений между учащимися младших классов вспомогательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М.: АПН СССР, НИИ дефектологии, 1971. – 16 с.
14. Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. – М.: Прогресс, 1989. – 312 с.
15. Дмитриева Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития: Дис. ... д-ра психол. наук. – Нижний Новгород. – 2005. – 411c.
16. Дмитриева Е.Е., Давыдова Ю.П. Коммуникативное развитие умственно отсталых дошкольников и младших школьников // ФГБОУ ВПО НГПУ. – Н. Новгород, 2012.
17. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. – М., 1981.
18. Емельянова И.А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта: Дис. ... канд-та пед. наук. – Екатеринбург, 2009. – 274 с.
19. Ефимова Н.С. Социальная психология: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ», 2013. – 192 с.
20. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности // Начальная школа. Плюс до и после. – 2011. – №4. – С. 1 – 6.
21. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Изд.: Питер. 2009. – 576 с.
22. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – СПб.: Речь, 2003.
23. Кащенко В.П., Мурашов Г.В. Исключительные дети. Их изучение И воспитание. — М., 1929.
24. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
25. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – М.: АСТ, 2003.
26. Колесников А.А. Структура коммуникативной личности и её развитие средствами иностранных языков в профильной школе // Иностранные языки в школе. – 2013. - №5. – С. 2-9.
27. Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. – Киев: Радянська школа, 1978. – 183 с.
28. Колосова Т.А., Исаев Д.Н. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков. – М.: Каро, 2012.
29. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников — М.: Сентябрь, 2003. — 176 с.
30. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский Дом «Академия», 2010.
31. Кузнецова Л. В., Переслени Л. И., Солнцева Л. И. Основы специальной психологии. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
32. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: УРСС, 2003. – 216с.
33. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл; Академия, 2005. – 352с.
34. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
35. Луцкина Р.К. Особенности развития устной и письменной речи учащихся вспомогательной школы в процессе обучения: Дис. к. п. н. – М., 1974. – 231 с.
36. Мозговой В. М., Яковлева И. М. Основы олигофренопедагогики — 3-е изд. – М.: Академия, 2010. — 224 с.
37. Мохов В.А., Чепурина Е.Е. Рисуночная методика "Я и мой друг" в исследовании дружеских отношений детей младшего школьного и предподросткового возраста // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. – №2.
38. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания : учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с.
39. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2002.
40. Намазбаева Ж.И. Развитие личности учащихся вспомогательной школы: автореф. дис. канд. психол. наук. – М.: АПН СССР, НИИ дефектологии, 1986. – 34 с.
41. Омарова О.А. Формирование общения у умственно отсталых учащихся первых классов в условиях социально-психологического тренинга: Дис. … канд-та психол. наук. – М., 1999 – 175 с.
42. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. –– М.: Академия, 2002. – 160 с.
43. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: ИНФА-М, 1997. - 224с.
44. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. – М., 1994.
45. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч. - метод. пособие / Составитель Е.А. Калмыкова. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. – 121 с.
46. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социально-педагогическая психология. – СПб: Питер, 2008. – 416с.
47. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 2007.
48. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6–7-летнего возраста // Вопросы психологии. – 1986. – № 4.
49. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2007.
50. Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. – М.: Флинта, Наука, 1999. — 232 с.
51. Смирнова Е.О., Калягина Е.А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. – 1988. – №3.
52. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – М.: Академия, 2005. – 185 с.
53. Физиология человека / под ред. Покровского В.М., Коротько Г.Ф. – М.: Медицина, 2007. – 656с.
54. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008.
55. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004. – 1072 с.
56. Хузеева Г.Р. Психологические особенности агрессивных дошкольников: Дис. канд. психол. наук: 19.00.13: Москва, 2002. – 187 c.
57. Шамко Л.Ю. Формирование представлений о социальных явлениях у умственно отсталых дошкольников // Дефектология. – 1994. – № 4. – С. 23 – 25.
58. Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Онтогенетически-ориентированная психотерапия. – Тюмень, 1998. – 248 с.
59. Шиф Ж.И. Некоторые особенности наглядного мышления детей-олигофренов // Умственное развитие учащихся вспомогательной школы. – М., 1961. С. 38 – 53.
60. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1974.
61. Энзель Т.Г. Формирование коммуникативных умений и навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость). – Леуши, 2015.
62. Якубовская Э.В. Особенности речевого развития учащихся 1 класса // Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка / Под ред. М.Н. Перовой. – М., 1997.


Купить эту работу

Формирование социально-коммуникативных навыков у детей с легкой умственной отсталостью младшего школьного возраста

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

11 июля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Пресс – клуб, как фактор формирования социального интеллекта подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
800 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

«Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

Проблемное обучение

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
6000 ₽