Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Исследование одиночества и коммуникативной компетентности у подростков.

  • 66 страниц
  • 2013 год
  • 1256 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

3300 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

В XXI веке проблема одиночества относиться к часто обсуждаемым вопросам психологического консультирования. Переживание одиночества - э то серьезная социально-психологическая проблема современности. Отчужденность людей в современном мире происходит часто, и, как правило, в большинстве случаях приводит к негативным последствиям. Тема одиночества волновала многих философов некоторых эпох, то есть в определенные эпохи «брала за живое», становилась интересной для философов. Лишь в XX веке проблема одиночества настолько близко подступила к человеку, что Н.А.Бердяев назвал основной проблемой человеческой личности и философии человеческого существования [3]. В человеческой истории были времена, когда люди не задавали и не видели в самих себе непостижимых тайн. Мир и сами люди в нем казались более или менее понятными, не было место чувству тревоги перед вопросами «что я такое?», «почему я существую», «для чего я существую?». Человеческое общество того времени просто было не готово к таким вопросам. Сознание человечества должно дойти до таких вопросов благодаря критическим моментам в развитии. И такой момент, по мнению Мартина Бумера ( Бумер , 1878-1965) еврейского религиозного философа и писателя, может наступить не раньше, чем человек осознает свое одиночество. Мартин Бумер так описывает осознание одиночества людьми, что более всего склонен к самосознанию человек, ощущающий себя одиноким, тот кто по складу характера, под влиянием судьбы или вследствие того и другого остался наедине с собой и своими проблемами, кому удалось встретиться с самим собой [7] . XX век с его глобальными потрясениями наиболее остро поднимает вопрос одиночества. Самые различные ученые пытались и пытаются понять и передать всю сложность и многогранность одиночества. Предположим, что возникновение отчужденности людей в повседневной жизни, недостаточная непосредственность контактов и вытекающее отсюда чувство одиночества, которое мы наблюдаем, возникает от чувства неудовлетворенности собой, в отчуждении человека от своей сущности, своего «Я». Утрата «Я» приводит к ухудшению качества жизни, несоответствие своим идеалам, невозможность установления близких отношений с другими людьми, потеря взаимопонимания с окружающими, реализации собственного потенциала, болезням и т.д. Современный человек ощущает одиночество и в ситуациях интенсивного общения: в кругу собственной семьи или среди близких людей, друзей, на работе, в городской толпе. В нашем обществе установились определенные социально-психологические стереотипы, привычки, обычаи, вкусы, оценки формы поведения и восприятия, что уничтожает черты индивидуальных различий людей. В последнее время в психологии существует много различных подходов к изучению одиночества. Так как одиночество все больше и больше влияет на внутренний и внешний мир человека. Коммуникативные качества личности человека являются результатом эволюции навыков общения в процессе онтогенеза. Профессии типа «человек – человек» предъявляют особые требования к развитию коммуникативных навыков и умений. Адаптация личности в социуме во многом зависит от умения общаться с себе подобными . Статусное положение в группе, которое во многом определяет самооценку личности на некоторых этапах развития ( юношеский , подростковый) зависит от умения общаться. Подростковый возраст – трудный период психологического взросления и полового созревания ребёнка. В самосознании проходят значительные изменения: появляется чувство взрослости – возникает страстное желание быть или хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идёт на конфликты с ними. В этот период подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Возникают сменяющие друг друга увлечения. Цель исследования: исследование одиночества и коммуникативной компетентности у подростков. Объектом нашего исследования являются дети подросткового возраста. Предметом исследования является одиночество и коммуникативная компетентность у подростков. Гипотеза: вид одиночества у подростков влияет на особенности межличностного взаимодействия . Для достижения поставленной цели решались такие задачи: Познакомиться с теоретической литературой по теме исследования; Выбрать параметры и исследовательские приемы; Изучить виды одиночества, особенности межличностных отношений, способность к самоуправлению в общении у детей подросткового возраста; Выявить особенности влияния вида одиночества на особенности межличностных отношений, способность к самоуправлению в общении у детей подросткового возраста. Методы исследования: Теоретический анализ литературных источников по рассматриваемой проблеме; Психодиагностические методики: 1. Опросник для определения вида одиночества (Корчагина С.Г.) 2. Диагностика межличностных отношений ( Руковишников А.А.) 3. Изучение способности к самоуправлению в общении ( Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.Н.)

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме изучения одиночества в психологии
1.1 Изучение проблемы одиночества в психологии
1.2 Жизненные установки и отношение к принятию помощи у одиноких подростков
Выводы по главе 1:
Глава 2. Теоретические подходы к проблеме изучения коммуникативной компетентности в психологии
2.1 Понятие коммуникативной компетентности в психологии
2.2 Коммуникативная компетентность в подростковом возрасте
Выводы по главе 2
Глава 3. Эмпирическое исследование одиночества и коммуникативной компетентности у подростков
3.1 Организация и методы эмпирического исследования
3.2 Анализ результатов исследования
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение


Цели и задачи, поставленные в данной работе были решены в полном объеме – мы изучили и проанализировали теоретическую литературу по теме исследования, сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, выбрали адекватные методы эмпирического исследования, проанализировали полученные результаты и сделали выводы. Гипотеза о том, что вид одиночества у подростков влияет на особенности межличностного взаимодействия , подтвердилась. В жизни каждый человек одинок, потому что он выбирает и руководствуется себе подобными отношениями, и у каждого они разные. В своих мыслях и переживаниях люди всегда одиноки. Представления об одиночестве как негативном явлении глубоко коренятся в сознании людей. Профессор А. Меренги считает, что у одиночества есть опредленные позитивные моменты. Жизненные ситуации одиночества позволяют проанализировать свою жизнь, наметить цели, приоритеты, мобилизовать жизненные ресурсы на самореализацию своей онтопсихологической сущности. Вопрос о позитивном и негативном одиночестве как способе жизни, неразрывно связан с выявлением позитивного и негативного переживания одиночества. Одиночество соответствует недостатку или утрате, а так же боязни утраты человеческих взаимоотношений, которые формируются в период развития личности. Это может быть потребность в нежности и контакте младенца и матери. Возможно, в этот период возникает страх остракизма в малолетнем возрасте, и далее, потеря или боязнь утраты, близкого человека в зрелом возрасте. В подростковом возрасте чувство одиночества приобретает завершенную стадию. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные. Трудным периодом психологического взросления и полового созревания ребёнка является подростковый возраст. Значительные изменения происходят в самосознании ребенка: возникает чувство взрослости – появляется очень сильное желание быть или хотя бы казаться и считаться взрослым. Подросток отстаивает свои новые права, для этого ограждаются многие сферы жизни ребенка от контроля родителей и часто возникают конфликты со старшим поколением. Подростк испытывает сильную потребность в общении со сверстниками в этот период. Увлечения возникают и сменяют друг друга. Статистический нализ результатов исследования позволил выявить следующие особенности данной выборки исследования: Самые высокие показатели по изучению вида и глубины одиночества у подростков данной выборки получены по переменным: отчуждающее одиночество общее состояние одиночества. Проявления отчуждающего одиночества – это возбудимость, тревожность, циклотимность характера, низкая эмпатия , противоборство в конфликтах, выраженная неспособность к сотрудничеству, подозрительность и зависимость в межличностных отношениях. Субъективно позитивный видом одиночества, выраженным у подростков данной выборки, является одиночество управляемое, или склонность к уединению. Данный вид одиночества является вариантом переживания собственной индивидуальности, психологической отдельности, который личностно обусловлен оптимальным соотношением результатов процессов идентификации и обособления. Это динамическое равновесие можно рассматривать в качестве проявления психологической устойчивости личности относительно воздействий социума. Самые высокие показатели по изучению межличностных отношений у подростков данной выборки получены по переменным: Aw (стараюсь, чтобы другие стремились быть ко мне эмоционально более близкими и делились со мной своими интимными чувствами) , Cw (стараюсь, чтобы остальные контролировали меня, влияли на меня и говорили мне, что я должен делать) , Iw (стараюсь, чтобы остальные приглашали меня принимать участие в их деятельности и стремились быть в моем обществе, даже когда я не прилагаю к этому никаких усилий). Таким образом, можно предположить, что подростки данной выборки склонны занимать зависимую позицию в общении. Брать на себя роль ребенка в межличностном взаимодействии. Это проявляется в стремлении подростка вызвать у коружающих желание быть ко нему эмоционально более близкими, в стремлении быть подконтрольными, потребности в руководстве окружающими, которые бы говорили, что подросток должен делать , Стремлении быть приглашенным к деятельности другими людьми, желание быть востребованным, при этом не прилагать никаких усилий. Почти половина подростков данной выборки склонна к ригидности в общении, напрвленности на себя и стабильной модели общения, другая половина подростков в общении более мобильна, направлена на партнера, однако преобладает направленность на себя. У подростков данной выборки наблюдается некоторое противоречие в отношении к одиночесву : с одной стороны они склонны изоляции, обособленности, депрессивности, а с другой стороны одиночество оказывает на них положительное влияние: подроски переживают сознание собственной индивидуальности, психологической отдельности, который личностно обусловлен оптимальным соотношением результатов процессов идентификации и обособления. Можно предположить, что несмотря на некоторую амбивалентность состояния одиночества у подросков данной выборки наблюдается стремление принимать остальных, чтобы они имели интерес к подростку и принимали участие в деятельности подроска ; подростки активно стремятся принадлежать к различным социальным группам и быть как можно больше и чаще среди людей . Можно предположить, что стремление принимать остальных, стремление принадлежать к различным социальным группам и быть как можно больше и чаще среди людей, повышает способность к самоуправлению в общении у подростков данной выборки и снижает конформность в общении. Заявленная тема и рамки работы не позволяют раскрыть проблему, связанную с исследованием одиночества и коммуникативной компетентности у подростков во всей полноте, а является лишь попыткой исследования в данной области.

Список литературы
1.Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 2000.
2.Айхорн А. Трудный подросток. – М.: Просвещение, 2001.
3.Ананьев Б.Г. Проблемы психологии личности. – Москва, 2003.
4.Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник, 3-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1999.- 313с.
5.Арнольд О.Р. Психология на здоровье.- М: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. - 288с.
6.Асмолов А.Г. Психология личности. М.: 2009.с. 609с.
7.Барсова А. Как прожить свою, а не чужую жизнь, или типология личности. - М: Изд-во Аст-Пресс, 2001.-319с.
8.Бердяев Н.А. Самопознание ( Опыт философской автобиографии).-М.: Изд-во Книга, 1991. - 446с.
9.Бердяев Н.А., Философия свободного духа, М 1994
10.Берн Эрик. Игры, в которые играют люди. Люди, в которые играют в игры. Пер. с анг. - СПб.- М, Изд-во Университетская книга АСТ, 1996.- 398с.
11.Бернс Р. Я - концепция и Я - образы. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003
12.Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные труды. М, 2005
13.Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М. Просвещение, 2005
14.Большой психологический словарь. (Проект «Психологическая Энциклопедия»). Сост. и общ. Ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П., - СПб.: Изд-во Прайм - ЕВРОЗНАК, - 2003.- 672с.
15.Бумер М. Два образа веры. М.,1995
16.Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь — справочник по психологической диагностике. — Киев: Наукова думка, 2004.-415с.
17.Водопьянова Н.Е. Оценка удовлетворенности качеством жизни. Практикум по психологии здоровья. / Под ред.Г. С.Никифорова: «Питер», М-СПб.2005.)
18.Всемирная энциклопедия. Философия/ Глав. Науч. ред. и сост. Грицанов А.А.-М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001.-1312с.
19.Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 2001.
20.Выготский Л.С. Развитие высших психологических функций.– М., 2006.
21.Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.:
22.Казанская В.Г. Подросток: трудности и взросление.– М.: Прогресс, 2006.
23.Квинн Вирджиния Н.. Прикладная психология/- С-Пб., М., Харьков, Минск: Питер, 2000
24.Козлов Н. Истинная правда, или учебник для психолога по жизни.- М.:Изд-во Аст-Пресс, 2001.- 479с.
25.Кон И.С. Психология юношеского возраста.– М.: Просвещение, 2009.
26.Коржова, Е. Ю. Психология жизненных ориентации человека / Е. Ю. Коржова. - СПб.: Изд-во РХГА, 2006. - 384 с.
27.Короблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А., Родина А.И. Искуство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. СПю.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена; изд-во Союз, 2001, 319 с.
28.Кочунас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проспект, 2008. - 268 с.
29.Крысъко В. Г, Словарь-справочник по социальной психологии. СПб., 2003.- 465с.
30.Крысько В. Г. Социальная психология: Учебник для вузов. М., 2002.-325с.
31.Кун М., Мак Партлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 2004.
32.Лисина М.И. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М: Прогресс, 2003.
33.Личко А.Е. Подростковая психиатрия. – СПб.: Медицина, 2005.
34.Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение. Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Изд-во МГУ, 2000.- 487с.
35.Лоуренс А,Джон О., «Психология личности: теория и исследования» М. : Аспект пресс, 2000
36.Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001. - 213 c.
37.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2004.
38.Менегетти Антонио. Проект «Человек». Пер. с итал.2-е изд.- ННБФ, «Онтопсихология», 2001.-224с
39.Мухина В.С. Возрастная психология.– М.: Академия, 2007.
40.Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб., 2004
41.Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб., 2004
42.Немов Р.С. Психология. М.:Владос, 2003 г., т .1
43.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Академия, 2003.
44.Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2002.
45.Первин А. А., Джон О.П. Психология личности. – М.: Аспект–Пресса, 2000.
46.Практикум по возрастной психологии (ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.). С-пб, Издательство «Речь», 2001
47.Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.И. Дмитреевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2003.
48.Психологические проблемы самореализации личности.- ВыпПод ред. Коростылевой Л.А., СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2002.- 276с.
49.Психологический словарь под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.:Педагогика - Пресс, 2001
50.Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.
51.Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А. А. Реана. - СПб: Прайм - Еврознак. 2001
52.Психология. А - Я: Словарь-справочник / Майк Кордуэлл.-Пер. с англ. К.С. Лкаченко.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.-448 с: ил.
53.Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2009.
54.Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ, теория, практика . – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479с.
55.Ремшмидт X. Детская и подростковая психиатрия. – М.: Аспект–Пресс, 2001.
56.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.
57.Рубинов А.З. Семья, одиночество, любовь ...- М: Изд-во Сов. Россия, 1986.- 192с.
58.Рухманов А. А. Познай себя.- М.: Изд-во Молодая гвардия, 1981. - 208с.
59.Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под редакцией И.В. Дубровиной. – М. Педагогика, 2001.
60.Франкл Виктор. Человек в поисках смысла. Пер. с анг. и нем. Под ред. Гозмана Л.Я., Леонтьева ДА. - М.: Изд-во Прогресс, 1990. - 367с.
61.Х - Конгресс Европейской Ассоциации Психотерапии. Секция «Онтопсихология» : По материалам выступлений. / Сост. Е.Н. Клышникова. -М.: ННБФ «Онтопсихология», 2001.- 116с.
62.Хекхаузен X.. Мотивация и деятельность в 2 т.// пер. с немец, под ред. Величковского Б.М.. М.: Педагогика, т.1, 1986
63.Хрестоматия. Психология личности в трудах отечественных психологов. Санкт-Петербург, 2000.
64.Хьелл Л., Зиглер Д., «Теория личности» СПб: Питер ,2001
65.Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1998.- 214с
66.Шибутани Т.. Я - концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003
67.Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В.Говорунов, В.И.Кузин, Л.Л.Царук / Под ред.А.Д.Наследова. - СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. – 532 с.
68.Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития.– СПб.: Питер, 2003.
69.Ярошевский М. Г., Анциферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 2004.

?

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

В XXI веке проблема одиночества относиться к часто обсуждаемым вопросам психологического консультирования. Переживание одиночества - э то серьезная социально-психологическая проблема современности. Отчужденность людей в современном мире происходит часто, и, как правило, в большинстве случаях приводит к негативным последствиям. Тема одиночества волновала многих философов некоторых эпох, то есть в определенные эпохи «брала за живое», становилась интересной для философов. Лишь в XX веке проблема одиночества настолько близко подступила к человеку, что Н.А.Бердяев назвал основной проблемой человеческой личности и философии человеческого существования [3]. В человеческой истории были времена, когда люди не задавали и не видели в самих себе непостижимых тайн. Мир и сами люди в нем казались более или менее понятными, не было место чувству тревоги перед вопросами «что я такое?», «почему я существую», «для чего я существую?». Человеческое общество того времени просто было не готово к таким вопросам. Сознание человечества должно дойти до таких вопросов благодаря критическим моментам в развитии. И такой момент, по мнению Мартина Бумера ( Бумер , 1878-1965) еврейского религиозного философа и писателя, может наступить не раньше, чем человек осознает свое одиночество. Мартин Бумер так описывает осознание одиночества людьми, что более всего склонен к самосознанию человек, ощущающий себя одиноким, тот кто по складу характера, под влиянием судьбы или вследствие того и другого остался наедине с собой и своими проблемами, кому удалось встретиться с самим собой [7] . XX век с его глобальными потрясениями наиболее остро поднимает вопрос одиночества. Самые различные ученые пытались и пытаются понять и передать всю сложность и многогранность одиночества. Предположим, что возникновение отчужденности людей в повседневной жизни, недостаточная непосредственность контактов и вытекающее отсюда чувство одиночества, которое мы наблюдаем, возникает от чувства неудовлетворенности собой, в отчуждении человека от своей сущности, своего «Я». Утрата «Я» приводит к ухудшению качества жизни, несоответствие своим идеалам, невозможность установления близких отношений с другими людьми, потеря взаимопонимания с окружающими, реализации собственного потенциала, болезням и т.д. Современный человек ощущает одиночество и в ситуациях интенсивного общения: в кругу собственной семьи или среди близких людей, друзей, на работе, в городской толпе. В нашем обществе установились определенные социально-психологические стереотипы, привычки, обычаи, вкусы, оценки формы поведения и восприятия, что уничтожает черты индивидуальных различий людей. В последнее время в психологии существует много различных подходов к изучению одиночества. Так как одиночество все больше и больше влияет на внутренний и внешний мир человека. Коммуникативные качества личности человека являются результатом эволюции навыков общения в процессе онтогенеза. Профессии типа «человек – человек» предъявляют особые требования к развитию коммуникативных навыков и умений. Адаптация личности в социуме во многом зависит от умения общаться с себе подобными . Статусное положение в группе, которое во многом определяет самооценку личности на некоторых этапах развития ( юношеский , подростковый) зависит от умения общаться. Подростковый возраст – трудный период психологического взросления и полового созревания ребёнка. В самосознании проходят значительные изменения: появляется чувство взрослости – возникает страстное желание быть или хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идёт на конфликты с ними. В этот период подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Возникают сменяющие друг друга увлечения. Цель исследования: исследование одиночества и коммуникативной компетентности у подростков. Объектом нашего исследования являются дети подросткового возраста. Предметом исследования является одиночество и коммуникативная компетентность у подростков. Гипотеза: вид одиночества у подростков влияет на особенности межличностного взаимодействия . Для достижения поставленной цели решались такие задачи: Познакомиться с теоретической литературой по теме исследования; Выбрать параметры и исследовательские приемы; Изучить виды одиночества, особенности межличностных отношений, способность к самоуправлению в общении у детей подросткового возраста; Выявить особенности влияния вида одиночества на особенности межличностных отношений, способность к самоуправлению в общении у детей подросткового возраста. Методы исследования: Теоретический анализ литературных источников по рассматриваемой проблеме; Психодиагностические методики: 1. Опросник для определения вида одиночества (Корчагина С.Г.) 2. Диагностика межличностных отношений ( Руковишников А.А.) 3. Изучение способности к самоуправлению в общении ( Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.Н.)

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме изучения одиночества в психологии
1.1 Изучение проблемы одиночества в психологии
1.2 Жизненные установки и отношение к принятию помощи у одиноких подростков
Выводы по главе 1:
Глава 2. Теоретические подходы к проблеме изучения коммуникативной компетентности в психологии
2.1 Понятие коммуникативной компетентности в психологии
2.2 Коммуникативная компетентность в подростковом возрасте
Выводы по главе 2
Глава 3. Эмпирическое исследование одиночества и коммуникативной компетентности у подростков
3.1 Организация и методы эмпирического исследования
3.2 Анализ результатов исследования
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение


Цели и задачи, поставленные в данной работе были решены в полном объеме – мы изучили и проанализировали теоретическую литературу по теме исследования, сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, выбрали адекватные методы эмпирического исследования, проанализировали полученные результаты и сделали выводы. Гипотеза о том, что вид одиночества у подростков влияет на особенности межличностного взаимодействия , подтвердилась. В жизни каждый человек одинок, потому что он выбирает и руководствуется себе подобными отношениями, и у каждого они разные. В своих мыслях и переживаниях люди всегда одиноки. Представления об одиночестве как негативном явлении глубоко коренятся в сознании людей. Профессор А. Меренги считает, что у одиночества есть опредленные позитивные моменты. Жизненные ситуации одиночества позволяют проанализировать свою жизнь, наметить цели, приоритеты, мобилизовать жизненные ресурсы на самореализацию своей онтопсихологической сущности. Вопрос о позитивном и негативном одиночестве как способе жизни, неразрывно связан с выявлением позитивного и негативного переживания одиночества. Одиночество соответствует недостатку или утрате, а так же боязни утраты человеческих взаимоотношений, которые формируются в период развития личности. Это может быть потребность в нежности и контакте младенца и матери. Возможно, в этот период возникает страх остракизма в малолетнем возрасте, и далее, потеря или боязнь утраты, близкого человека в зрелом возрасте. В подростковом возрасте чувство одиночества приобретает завершенную стадию. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные. Трудным периодом психологического взросления и полового созревания ребёнка является подростковый возраст. Значительные изменения происходят в самосознании ребенка: возникает чувство взрослости – появляется очень сильное желание быть или хотя бы казаться и считаться взрослым. Подросток отстаивает свои новые права, для этого ограждаются многие сферы жизни ребенка от контроля родителей и часто возникают конфликты со старшим поколением. Подростк испытывает сильную потребность в общении со сверстниками в этот период. Увлечения возникают и сменяют друг друга. Статистический нализ результатов исследования позволил выявить следующие особенности данной выборки исследования: Самые высокие показатели по изучению вида и глубины одиночества у подростков данной выборки получены по переменным: отчуждающее одиночество общее состояние одиночества. Проявления отчуждающего одиночества – это возбудимость, тревожность, циклотимность характера, низкая эмпатия , противоборство в конфликтах, выраженная неспособность к сотрудничеству, подозрительность и зависимость в межличностных отношениях. Субъективно позитивный видом одиночества, выраженным у подростков данной выборки, является одиночество управляемое, или склонность к уединению. Данный вид одиночества является вариантом переживания собственной индивидуальности, психологической отдельности, который личностно обусловлен оптимальным соотношением результатов процессов идентификации и обособления. Это динамическое равновесие можно рассматривать в качестве проявления психологической устойчивости личности относительно воздействий социума. Самые высокие показатели по изучению межличностных отношений у подростков данной выборки получены по переменным: Aw (стараюсь, чтобы другие стремились быть ко мне эмоционально более близкими и делились со мной своими интимными чувствами) , Cw (стараюсь, чтобы остальные контролировали меня, влияли на меня и говорили мне, что я должен делать) , Iw (стараюсь, чтобы остальные приглашали меня принимать участие в их деятельности и стремились быть в моем обществе, даже когда я не прилагаю к этому никаких усилий). Таким образом, можно предположить, что подростки данной выборки склонны занимать зависимую позицию в общении. Брать на себя роль ребенка в межличностном взаимодействии. Это проявляется в стремлении подростка вызвать у коружающих желание быть ко нему эмоционально более близкими, в стремлении быть подконтрольными, потребности в руководстве окружающими, которые бы говорили, что подросток должен делать , Стремлении быть приглашенным к деятельности другими людьми, желание быть востребованным, при этом не прилагать никаких усилий. Почти половина подростков данной выборки склонна к ригидности в общении, напрвленности на себя и стабильной модели общения, другая половина подростков в общении более мобильна, направлена на партнера, однако преобладает направленность на себя. У подростков данной выборки наблюдается некоторое противоречие в отношении к одиночесву : с одной стороны они склонны изоляции, обособленности, депрессивности, а с другой стороны одиночество оказывает на них положительное влияние: подроски переживают сознание собственной индивидуальности, психологической отдельности, который личностно обусловлен оптимальным соотношением результатов процессов идентификации и обособления. Можно предположить, что несмотря на некоторую амбивалентность состояния одиночества у подросков данной выборки наблюдается стремление принимать остальных, чтобы они имели интерес к подростку и принимали участие в деятельности подроска ; подростки активно стремятся принадлежать к различным социальным группам и быть как можно больше и чаще среди людей . Можно предположить, что стремление принимать остальных, стремление принадлежать к различным социальным группам и быть как можно больше и чаще среди людей, повышает способность к самоуправлению в общении у подростков данной выборки и снижает конформность в общении. Заявленная тема и рамки работы не позволяют раскрыть проблему, связанную с исследованием одиночества и коммуникативной компетентности у подростков во всей полноте, а является лишь попыткой исследования в данной области.

Список литературы
1.Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 2000.
2.Айхорн А. Трудный подросток. – М.: Просвещение, 2001.
3.Ананьев Б.Г. Проблемы психологии личности. – Москва, 2003.
4.Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник, 3-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1999.- 313с.
5.Арнольд О.Р. Психология на здоровье.- М: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. - 288с.
6.Асмолов А.Г. Психология личности. М.: 2009.с. 609с.
7.Барсова А. Как прожить свою, а не чужую жизнь, или типология личности. - М: Изд-во Аст-Пресс, 2001.-319с.
8.Бердяев Н.А. Самопознание ( Опыт философской автобиографии).-М.: Изд-во Книга, 1991. - 446с.
9.Бердяев Н.А., Философия свободного духа, М 1994
10.Берн Эрик. Игры, в которые играют люди. Люди, в которые играют в игры. Пер. с анг. - СПб.- М, Изд-во Университетская книга АСТ, 1996.- 398с.
11.Бернс Р. Я - концепция и Я - образы. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003
12.Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные труды. М, 2005
13.Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М. Просвещение, 2005
14.Большой психологический словарь. (Проект «Психологическая Энциклопедия»). Сост. и общ. Ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П., - СПб.: Изд-во Прайм - ЕВРОЗНАК, - 2003.- 672с.
15.Бумер М. Два образа веры. М.,1995
16.Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь — справочник по психологической диагностике. — Киев: Наукова думка, 2004.-415с.
17.Водопьянова Н.Е. Оценка удовлетворенности качеством жизни. Практикум по психологии здоровья. / Под ред.Г. С.Никифорова: «Питер», М-СПб.2005.)
18.Всемирная энциклопедия. Философия/ Глав. Науч. ред. и сост. Грицанов А.А.-М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001.-1312с.
19.Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 2001.
20.Выготский Л.С. Развитие высших психологических функций.– М., 2006.
21.Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.:
22.Казанская В.Г. Подросток: трудности и взросление.– М.: Прогресс, 2006.
23.Квинн Вирджиния Н.. Прикладная психология/- С-Пб., М., Харьков, Минск: Питер, 2000
24.Козлов Н. Истинная правда, или учебник для психолога по жизни.- М.:Изд-во Аст-Пресс, 2001.- 479с.
25.Кон И.С. Психология юношеского возраста.– М.: Просвещение, 2009.
26.Коржова, Е. Ю. Психология жизненных ориентации человека / Е. Ю. Коржова. - СПб.: Изд-во РХГА, 2006. - 384 с.
27.Короблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А., Родина А.И. Искуство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. СПю.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена; изд-во Союз, 2001, 319 с.
28.Кочунас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проспект, 2008. - 268 с.
29.Крысъко В. Г, Словарь-справочник по социальной психологии. СПб., 2003.- 465с.
30.Крысько В. Г. Социальная психология: Учебник для вузов. М., 2002.-325с.
31.Кун М., Мак Партлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 2004.
32.Лисина М.И. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М: Прогресс, 2003.
33.Личко А.Е. Подростковая психиатрия. – СПб.: Медицина, 2005.
34.Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение. Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Изд-во МГУ, 2000.- 487с.
35.Лоуренс А,Джон О., «Психология личности: теория и исследования» М. : Аспект пресс, 2000
36.Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001. - 213 c.
37.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2004.
38.Менегетти Антонио. Проект «Человек». Пер. с итал.2-е изд.- ННБФ, «Онтопсихология», 2001.-224с
39.Мухина В.С. Возрастная психология.– М.: Академия, 2007.
40.Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб., 2004
41.Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб., 2004
42.Немов Р.С. Психология. М.:Владос, 2003 г., т .1
43.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Академия, 2003.
44.Олпорт Г. Становление личности. – М.: Смысл, 2002.
45.Первин А. А., Джон О.П. Психология личности. – М.: Аспект–Пресса, 2000.
46.Практикум по возрастной психологии (ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.). С-пб, Издательство «Речь», 2001
47.Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.И. Дмитреевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2003.
48.Психологические проблемы самореализации личности.- ВыпПод ред. Коростылевой Л.А., СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2002.- 276с.
49.Психологический словарь под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.:Педагогика - Пресс, 2001
50.Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.
51.Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А. А. Реана. - СПб: Прайм - Еврознак. 2001
52.Психология. А - Я: Словарь-справочник / Майк Кордуэлл.-Пер. с англ. К.С. Лкаченко.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.-448 с: ил.
53.Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2009.
54.Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ, теория, практика . – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479с.
55.Ремшмидт X. Детская и подростковая психиатрия. – М.: Аспект–Пресс, 2001.
56.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.
57.Рубинов А.З. Семья, одиночество, любовь ...- М: Изд-во Сов. Россия, 1986.- 192с.
58.Рухманов А. А. Познай себя.- М.: Изд-во Молодая гвардия, 1981. - 208с.
59.Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под редакцией И.В. Дубровиной. – М. Педагогика, 2001.
60.Франкл Виктор. Человек в поисках смысла. Пер. с анг. и нем. Под ред. Гозмана Л.Я., Леонтьева ДА. - М.: Изд-во Прогресс, 1990. - 367с.
61.Х - Конгресс Европейской Ассоциации Психотерапии. Секция «Онтопсихология» : По материалам выступлений. / Сост. Е.Н. Клышникова. -М.: ННБФ «Онтопсихология», 2001.- 116с.
62.Хекхаузен X.. Мотивация и деятельность в 2 т.// пер. с немец, под ред. Величковского Б.М.. М.: Педагогика, т.1, 1986
63.Хрестоматия. Психология личности в трудах отечественных психологов. Санкт-Петербург, 2000.
64.Хьелл Л., Зиглер Д., «Теория личности» СПб: Питер ,2001
65.Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1998.- 214с
66.Шибутани Т.. Я - концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003
67.Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В.Говорунов, В.И.Кузин, Л.Л.Царук / Под ред.А.Д.Наследова. - СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. – 532 с.
68.Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития.– СПб.: Питер, 2003.
69.Ярошевский М. Г., Анциферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 2004.

?

Купить эту работу

Исследование одиночества и коммуникативной компетентности у подростков.

3300 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

20 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.1
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
3300 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Зависимость от социальных сетей в нашей жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Тренинг «Развитие (повышение) чувства уверенности в себе»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Разводы в первый год совместной жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Организация нового года для старших подростков в стенах института (фотоквест)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Отношение студентов к алкоголизму и наркомании

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

План мероприятий по развитию коллектива

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
40 ₽
Готовая работа

Профессиональное здоровье как фактор высокой компетентности и успеха специалиста / Психология экстремальных ситуаций

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Развитие эмоционального состояния детей средней группы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Субъектность во взаимоотношениях родителей и детей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Психологическая хар-ка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Анализ конфликта в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
220 ₽
Готовая работа

Программа предметной недели «Посвященная психологии»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
230 ₽