Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ……………………………………………….8
1.1 Характеристика понятия «адаптация к школьному обучению»….8
1.2 Процесс физиологической и социально-психологической адаптации к школьному обучению…………………………………………..16
1.3 Отличительные черты первоклассников, посещавших и не посещавших ДОУ………………………………………………………..22
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ПЕВРОКЛАССНИКОВ, ПОСЕЩАВШИХ И НЕПОСЕЩАВШИХ ДОУ.....................................................................................................................31
2.1 Организация и методы исследования……………………………..31
2.2 Анализ и интерпретация данных эксперимента……………...…..41
2.3 Рекомендации родителям по профилактике дезадаптации первоклассников………………………………………………………………53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….....60
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Современная жизнь предъявляет все более высокие требования к организации воспитания и обучения подрастающего поколения, вынуждая искать новые, эффективные психолого-педагогические подходы, направленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В связи с этим, подготовка дошкольников к школьному обучению обретает особую значимость. С решением данной проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях и в семье. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Актуальность изучения социально–психологической готовности детей к школе, посещающих и не посещающих детский сад, связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: введены новые программы обучения, изменилась структура преподавания, к детям, идущим в первый класс, предъявляются более высокие требования. Всесторонняя подготовка детей к школе – это важная задача, в решение которой вовлечены все сферы жизни ребенка. А одним из важных и значимых аспектов является психологическая и социальная готовность к школе.
В психолого-педагогической литературе встречается большое разнообразие подходов к рассмотрению структуры, сущности, содержания, условий формирования психологической и социальной готовности к обучению в школе. В качестве основополагающих аспектов выделяются:
- состояние физического и психического здоровья, уровень морфологической зрелости организма;
- стремление занять более значимую социальную позицию;
- сформированность произвольности поведения;
- уровень развития познавательной деятельности и речи;
- внеситуативное общение с взрослыми и сверстниками.
Весь процесс развития, предшествующий обучению в школе, влияет на психологическую и социальную готовность ребенка к школьному обучению. Чтобы ребенок мог легко включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте необходимо выработать определенный уровень умственного и физического развития, выработать ряд учебных навыков, развить достаточно широкий круг представлений об окружающем мире. Однако помимо необходимого запаса знаний, ребенку необходимо усвоить специальные умения и навыки, так как учение – это деятельность, предъявляющая особые требования к личности. Чтобы учиться, первокласснику понадобятся сила воли, терпение, умение контролировать свои действия, критически относиться к собственным успехам и неудачам. Ребенок должен осознать себя как субъекта учебной деятельности и соответственно строить свое поведение.
Сложилось определенное противоречие между требованиями школы и готовностью детей их принять. В настоящее время значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и приобретенные навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной которых является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения. К тому же, в связи с изменением социальных условий, дети имеют разный уровень готовности к школе в зависимости от того, посещали ли они детский сад или воспитывались дома.
Проблема готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами-исследователями (Берцфаи Л.Ф., Божович Л.И., Венгер Л.А., Витцлак Г., Горецкий В.Т., Давыдов В.В., Иразек Я., Керн А., Безруких М.М., Ефимова С.П., Непомнящая Н.И., Штребел С., Эльконин Д.Б. и др.).
Как отмечает ряд авторов, одним из важнейших компонентов готовности к школе, (Запорожец А.В., Кравцова Е.Е., Кравцов Г.Г., Пуртова Т.В., Яскевич Г.Б. и др.), является достаточный уровень сформированности произвольности в общении с взрослыми, сверстниками и отношения к самому себе.
Исходя из актуальности проблемы на современном этапе и личного интереса к социально-психологическим процессам адаптации первоклассников к школьному обучению, мы определили тему выпускной аттестационной работы: «Сравнительный анализ особенностей адаптации к школьному обучению первоклассников, посещавших и не посещавших ДОУ».
Цель исследования: выявить особенности адаптации к школьному обучению первоклассников, посещавших и не посещавших ДОУ.
Объект исследования: процесс адаптации первоклассников к школьному обучению.
Предмет исследования: особенности адаптации к школьному обучению первоклассников, посещавших и не посещавших ДОУ.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у первоклассников, посещавших ДОУ, физиологическая и социально-психологическая адаптация происходит быстро и менее травматично.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать характеристику понятия «адаптация к школьному обучению».
3. Описать особенности процесса протекания физиологической и социально-психологической адаптации.
4. Выявить отличительные черты первоклассников, посещавших и не посещавших ДОУ.
5. Провести сравнительный анализ особенностей адаптации к школьному обучению первоклассников, посещавших и не посещавших ДОУ.
6. Разработать рекомендации для родителей по профилактике дезадаптации первоклассников.
Методы исследования. В соответствии с целью и задачами работы нами были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- тестирование;
- наблюдение;
- статистический и сравнительный анализ экспериментальной работы.
Практическая значимость исследования: результаты исследования и предложенные нами рекомендации для родителей по профилактике дезадаптации первоклассников могут быть использованы практическими психологами в консультировании, а также родителями и учителями.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ №1 г. Анапы. В экспериментальном исследовании приняли участие 25 учащихся: посещавшие ДОУ – 17 детей, не посещавшие ДОУ – 8 детей.
Для достижения целей исследования в работе применены методики, соответствующие предмету и объекту исследования:
1. Опросник для родителей (Безруких М. М.).
2. Методика для оценки готовности ребенка к школьному обучению (Керн А., Иразек Я.).
3. Методика для определения умственного развития ребенка (Венгер Л.А., Венгер А.Л.).
4. Социометрическая методика «Два домика» (Вандвик И., Экблад П.).
5. Диагностика школьной тревожности (Прихожан А.М.).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 51 источник и приложений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Деловая книга, 2012. – 624 с.
2. Амонашвили, Ш.А. В школу – с шести лет / Ш.А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 2013. – 132 с.
3. Бабаева, Т.И. У школьного порога / Т.И. Бабаева. – М.: Просвещение, 2013. – 128 с.
4. Бардин, К.В. Подготовка ребенка к школе (психологи¬ческие аспекты) / К.В. Бардин. – М.: Знание, 2013. – 96 с.
5. Безруких, М.М. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: Академия, 2014. – 240 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ……………………………………………….8
1.1 Характеристика понятия «адаптация к школьному обучению»….8
1.2 Процесс физиологической и социально-психологической адаптации к школьному обучению…………………………………………..16
1.3 Отличительные черты первоклассников, посещавших и не посещавших ДОУ………………………………………………………..22
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ПЕВРОКЛАССНИКОВ, ПОСЕЩАВШИХ И НЕПОСЕЩАВШИХ ДОУ.....................................................................................................................31
2.1 Организация и методы исследования……………………………..31
2.2 Анализ и интерпретация данных эксперимента……………...…..41
2.3 Рекомендации родителям по профилактике дезадаптации первоклассников………………………………………………………………53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….....60
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Современная жизнь предъявляет все более высокие требования к организации воспитания и обучения подрастающего поколения, вынуждая искать новые, эффективные психолого-педагогические подходы, направленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В связи с этим, подготовка дошкольников к школьному обучению обретает особую значимость. С решением данной проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях и в семье. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Актуальность изучения социально–психологической готовности детей к школе, посещающих и не посещающих детский сад, связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: введены новые программы обучения, изменилась структура преподавания, к детям, идущим в первый класс, предъявляются более высокие требования. Всесторонняя подготовка детей к школе – это важная задача, в решение которой вовлечены все сферы жизни ребенка. А одним из важных и значимых аспектов является психологическая и социальная готовность к школе.
В психолого-педагогической литературе встречается большое разнообразие подходов к рассмотрению структуры, сущности, содержания, условий формирования психологической и социальной готовности к обучению в школе. В качестве основополагающих аспектов выделяются:
- состояние физического и психического здоровья, уровень морфологической зрелости организма;
- стремление занять более значимую социальную позицию;
- сформированность произвольности поведения;
- уровень развития познавательной деятельности и речи;
- внеситуативное общение с взрослыми и сверстниками.
Весь процесс развития, предшествующий обучению в школе, влияет на психологическую и социальную готовность ребенка к школьному обучению. Чтобы ребенок мог легко включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте необходимо выработать определенный уровень умственного и физического развития, выработать ряд учебных навыков, развить достаточно широкий круг представлений об окружающем мире. Однако помимо необходимого запаса знаний, ребенку необходимо усвоить специальные умения и навыки, так как учение – это деятельность, предъявляющая особые требования к личности. Чтобы учиться, первокласснику понадобятся сила воли, терпение, умение контролировать свои действия, критически относиться к собственным успехам и неудачам. Ребенок должен осознать себя как субъекта учебной деятельности и соответственно строить свое поведение.
Сложилось определенное противоречие между требованиями школы и готовностью детей их принять. В настоящее время значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и приобретенные навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной которых является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения. К тому же, в связи с изменением социальных условий, дети имеют разный уровень готовности к школе в зависимости от того, посещали ли они детский сад или воспитывались дома.
Проблема готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами-исследователями (Берцфаи Л.Ф., Божович Л.И., Венгер Л.А., Витцлак Г., Горецкий В.Т., Давыдов В.В., Иразек Я., Керн А., Безруких М.М., Ефимова С.П., Непомнящая Н.И., Штребел С., Эльконин Д.Б. и др.).
Как отмечает ряд авторов, одним из важнейших компонентов готовности к школе, (Запорожец А.В., Кравцова Е.Е., Кравцов Г.Г., Пуртова Т.В., Яскевич Г.Б. и др.), является достаточный уровень сформированности произвольности в общении с взрослыми, сверстниками и отношения к самому себе.
Исходя из актуальности проблемы на современном этапе и личного интереса к социально-психологическим процессам адаптации первоклассников к школьному обучению, мы определили тему выпускной аттестационной работы: «Сравнительный анализ особенностей адаптации к школьному обучению первоклассников, посещавших и не посещавших ДОУ».
Цель исследования: выявить особенности адаптации к школьному обучению первоклассников, посещавших и не посещавших ДОУ.
Объект исследования: процесс адаптации первоклассников к школьному обучению.
Предмет исследования: особенности адаптации к школьному обучению первоклассников, посещавших и не посещавших ДОУ.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у первоклассников, посещавших ДОУ, физиологическая и социально-психологическая адаптация происходит быстро и менее травматично.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать характеристику понятия «адаптация к школьному обучению».
3. Описать особенности процесса протекания физиологической и социально-психологической адаптации.
4. Выявить отличительные черты первоклассников, посещавших и не посещавших ДОУ.
5. Провести сравнительный анализ особенностей адаптации к школьному обучению первоклассников, посещавших и не посещавших ДОУ.
6. Разработать рекомендации для родителей по профилактике дезадаптации первоклассников.
Методы исследования. В соответствии с целью и задачами работы нами были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- тестирование;
- наблюдение;
- статистический и сравнительный анализ экспериментальной работы.
Практическая значимость исследования: результаты исследования и предложенные нами рекомендации для родителей по профилактике дезадаптации первоклассников могут быть использованы практическими психологами в консультировании, а также родителями и учителями.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ №1 г. Анапы. В экспериментальном исследовании приняли участие 25 учащихся: посещавшие ДОУ – 17 детей, не посещавшие ДОУ – 8 детей.
Для достижения целей исследования в работе применены методики, соответствующие предмету и объекту исследования:
1. Опросник для родителей (Безруких М. М.).
2. Методика для оценки готовности ребенка к школьному обучению (Керн А., Иразек Я.).
3. Методика для определения умственного развития ребенка (Венгер Л.А., Венгер А.Л.).
4. Социометрическая методика «Два домика» (Вандвик И., Экблад П.).
5. Диагностика школьной тревожности (Прихожан А.М.).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 51 источник и приложений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Деловая книга, 2012. – 624 с.
2. Амонашвили, Ш.А. В школу – с шести лет / Ш.А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 2013. – 132 с.
3. Бабаева, Т.И. У школьного порога / Т.И. Бабаева. – М.: Просвещение, 2013. – 128 с.
4. Бардин, К.В. Подготовка ребенка к школе (психологи¬ческие аспекты) / К.В. Бардин. – М.: Знание, 2013. – 96 с.
5. Безруких, М.М. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: Академия, 2014. – 240 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1500 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 54491 Дипломная работа — поможем найти подходящую