Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением речи.

  • 83 страниц
  • 2014 год
  • 709 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение
Актуальность. Актуальность исследования обусловлено тем, что современная система дошкольного образования и воспитания ставит перед собой целых ряд задач и приоритетов, ориентированных не только на развитие детей в рамках детского сада, но также и обеспечение для детей дошкольного возраста образовательной и воспитательной среды и вне дошкольных учреждений.
В рамках современной науки воспитание наблюдается заметный интерес к проблемам психолого – педагогического сопровождения детей в детском саду, формирование личности ребёнка. Однако на современном этапе одной из значимых проблем становится сопровождение, связанное с дефектами развития ребенка, в том числе и дефектами речевого развития.
Психолого - педагогическое сопровождение детей на уровне детского сада происходит на основе существующих правовых основ, норм законодательства, теории и практики социальной поддержки детей в дошкольных образовательных учреждениях. Изучение принципов и направлений сопровождения детей, реализации существующих рекомендаций на практике представляется важной частью выявления действенности и приоритетов дальнейшего развития сопровождения дошкольников с ОНР.
Речь является основополагающим аспектом успешного развития ребенка, его подготовки к дальнейшему школьному обучению и организации его полноценного общения. Современные образовательные программы и стандарты предъявляют достаточно высокие требования к развитию речи дошкольников, особенно старшего возраста.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память дошкольника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.
На современном этапе существует достаточно значительный объем исследований, касающихся развития речи детей, в том числе и имеющих общее недоразвитие речи. Среди них работы М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной, О.С. Ушаковой, А.Г. Арушановой, Л.И. Беляковой, Ю.Л. Гаркуши и др. авторами рассматриваются вопросы формирования речи дошкольников в норме и патологии, приводятся ссылки на собственные исследования и исследования других авторов.
Вопрос о формировании речи дошкольников был рассмотрен и в контексте организации исследований и коррекционной работы. Среди авторов, уделивших внимание данному направлению такие, как Г.А. Волкова, П.Я. Гальперин, В.В. Гербова, А.М. Горчакова и др. авторами представляются рекомендации к организации исследования и коррекционной работе.
Подробное изучение вопроса проблемы развития речи у детей с ОНР на современном этапе остается одним из самых острых и ориентированность современной системы образования и воспитания на личностный подход требует и пересмотра организации коррекционной работы с детьми с ОНР, что обусловливает актуальность исследования данной работы.
Противоречия. Противоречия обусловлены существующей потребностью разработке действенных моделей психолого – педагогического сопровождения дошкольников на уровне детского сада и отсутствием четко выработанных стратегий, позволяющих привести данный процесс к единой основе, актуальной для России в целом.
Проблема исследования. Проблема темы исследования заключается в отсутствии действующих повсеместно моделей психолого – педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОНР на уровне детского сада.
Объект исследования: нарушение речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: практика психолого - педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОНР в ДОУ.
Цель исследования: изучить особенности психолого – педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что психолого – педагогическое сопровождение детей с ОНР на уровне детского сада является наиболее оптимальной и действенной моделью работы; разработка программы сопровождения детей с ОНР на уровне детского сада является действенной моделью коррекции нарушений речи дошкольника.
Задачи исследования:
1. Дать понятие речевого нарушения;
2. рассмотреть классификацию речевых нарушений;
3. определить направления психолого – педагогического сопровождения детей с ОНР;
4. провести диагностику речи и моторики дошкольников с ОНР;
5. рассмотреть возможности организации коррекционной работы с детьми с ОНР на базе ДОУ.
Методологическая основа исследования: анализ, синтез, наблюдение, беседа, тестирование, систематизация, обобщение, сопоставление, антропологический и оценочный подход.
Практическая значимость: предложенная в данной работе программа исследования и коррекционной работы может быть успешно использована в современных ДОУ при работе с детьми с ОНР.
База исследования. Исследование проводилось на базе детского сада г. Казань.
Структура работы. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.



Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы психолого – педагогического сопровождения детей с нарушением речи 6
1.1. Понятия речевого нарушения 6
1.2. Классификация речевых нарушений 19
1.3. Основные задачи психолого-педагогического сопровождения детей, определение психолого-педагогической классификации 27
Вывод по главе 1 47
Глава 2. Практические основы психолого – педагогического сопровождения детей с нарушением речи 48
2.1. Тестовая диагностика и исследование речи и моторики детей 3-6 лет с речевыми нарушениями 48
2.2. Программа обучения и воспитания детей с ОНР 58
2.3. Программа развития коррекционной работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР 66
Вывод по главе 2 72
Заключение 74
Список литературы 78
Приложения 83





Заключение

Актуальность проведенного в работе исследования обусловлена необходимостью систематизации имеющихся теоретических данных, их обобщения и на их основе выработку актуальных направлений работы по формированию речи у детей с ОНР с учетом современных воспитательных и образовательных стандартов.
В контексте теоретического исследования было выявлено, что значительное влияние на развитие речи дошкольников с ОНР оказывают уровень их психического развития (соответствие возрасту), социальное окружение, развитие психических процессов (внимание, память), сформированность словарного запаса.
Важным аспектом для логопеда при наличие данной проблемы является диагностика так, как во многом проявление речевого нарушения индивидуально для каждого ребенка и устранение проблемы возможно только при ее четком диагностировании. В связи с этим, разработка рекомендаций в отношение коррекционной работы обусловливает необходимость наличия предварительного исследования. Оптимальным в исследовании будет являться сравнение, которое позволит выявить факт нарушения и отличие от ребенка с нормальным речевым развитием.
В соответствие с выявленными особенностями необходимого уровня развития детской речи при нормальном онтогенезе возможно выстроить исследовательскую работу по выявлению ее специфических особенностей у детей с наличием ОНР.
Речь детей проявляется их умении и способности говорить связно, представлять сюжет в виде целостной картины, понятной их собеседнику. Полноценное речевое развитие ребенка к старшему дошкольному возрасту предполагает следующие аспекты сформированной речи:
- умение правильно представить связное повествование;
- умение правильно представить сюжетный рассказ;
- умение представить творческий рассказ.
Целенаправленная работа педагогов по формированию данных видов речи происходила по средствам предусмотренных в детском саду программных требований.
С целью изучить особенности развития речи детей с ОНР дошкольного возраста и возможности коррекционной работы в данном направлении в контексте данной работы было проведено исследование.
В данной работе были определены цели, задачи и методы исследования, выделена группа детей с диагностированным общим недоразвитием речи. При выполнении одинакового задания, которое детям дал логопед, были показаны различные результаты, из которых норма речи не достигалась ни одним из детей.
Цель исследования состоит в выявлении специфики развития речи у дошкольников с ОНР, ее соответствие возрасту и необходимость наличия коррекционной работы в данном направлении.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по проблеме.
2. Определение теоретических основ и содержание методики констатирующего эксперимента.
3. Составление методики диагностики речи и составляющих предпосылок речевого развития у дошкольников с ОНР.
4. Сравнительный анализ (качественный и количественный) состояния развития связной речи у дошкольников в возрасте 3 года и 6 лет.
В процессе исследования использовались следующие методы (по Б.Г. Ананьеву):
1) Организационные (сравнительный, комплексный);
2) Эмпирические (констатирующий эксперимент, наблюдение);
3) Биографические (сбор анамнестических данных, анализ документации),
4) Интерпретационные.
Исследование проводилось в детском саду комбинированного вида.
Исследование сформированность речи у детей с ОНР было направлено на необходимость выявления факторов отставания, соответствия требованиям возрастного развития.
В исследовании участвовало по 30 детей с ОНР.
Методики исследования были подобраны при опоре на труды специалистов, занимавшихся данной тематикой. При использовании данных методик в дальнейшем были выявлены особенности ОНР у детей, позволившие разработать рекомендации по коррекционной работе.
Исходя из результатов проведенного в работе исследования возможно отметить, что обследуемые дети с ОНР показали весьма низкие результаты в обследовании речевых функций, необходимых для полноценного развития связной речи, а так же уровень развития самой речи. При выполнении заданий многие дети переспрашивали задание, нуждались в помощи педагога. При выявлении уровня специфики развития речи только дин смог выполнить задание, но со значительными ошибками, а двое не смогли с ним справиться вовсе. Дети старшего дошкольного возраста имели весьма слабое представление о том, как нужно строить монологическую речь, что обусловливает необходимость коррекционной работы в данном направлении.
В связи с поставленными задачами и, осуществляя коррекционный процесс, который насыщен разными видами активности, предполагается рационально организовать предметно-развивающую среду, отличающуюся функциональностью, доступностью материалов и пособий, обеспечивающих самореализацию детей с ОНР.
В групповом помещении предполагается выделение рабочей части для занятий и пространство для игровой деятельности детей, организованное в виде центров:
- Двигательной активности;
- Экспериментирования;
- Речевой;
- Художественного творчества;
- Игровой.
При этом, необходимо так организовать занятия детей, их деятельность и поведение, чтобы у каждого ребенка сформировались и закрепились положительные качества личности и вовремя были заторможены отрицательные, расширялись познавательные интересы и творческие способности. Комплексная работа с приоритетом на логопедическую станет успешным средством формирования у дошкольников с ОНР речи. Оптимальным направлением также является установление взаимодействия с семьей и повышение активности родителей в формировании речевых качеств детей и устранения дефектов речевого развития.
















Список литературы


1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Под ред. Л.С. Цветковой. – М.: МПСИ, 2006. – 296 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999. – 160 с.
3. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигедеро Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. М.: Педагогика, 1991. – 354 с.
4. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - М.: «Просвещение», 1994. – 217 с.
5. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 382 с.
6. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. - 144с.
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. — М.: Педа¬гогика, 1983.
8. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 418 с.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Наука, 1961. – 311 с.
10. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов. //Логопедия. - 2003. – №1. - С.28-30
11. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. – М.: Издательство Московского педагогического университета, 2005. – 211 с.
12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников ( Дети с общим недоразвитием речи): Пособие для логопедов. - М.: Наука, 1985. – 412 с.
13. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 432 с.
14. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. // Логопедия: методическое наследие / Под ред. Л. С. Волковой: в 5 кн. Кн. 4 «Нарушения письменной речи». – М.: Владос, 2003. – 420 с.
15. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. - СПб., 2006. - 368с
16. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. — СПб.: СПбАППО, 2004. – 318 с.
17. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.
18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: РОУ, 1996. – 180 с.
19. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 224 с.
20. Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников. - СПб.: СПбГУПМ, 1999. - 36 с
21. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. – М.: Наука, 1961. 240 с.
22. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000. – 477 с.
23. Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до пяти лет. – СПб.: КАРО, 2004. – 48 с.
24. Матвеева Н.Н. Психокоррекция задержки речевого развития: пособие для психологов, воспитателей и родителей. – М.: Аркти, 2005.
25. Мухина В.С. Психология дошкольника. /Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с.
26. Основы логопедической работы с детьми. /Под общ. Ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Аркти, 2002. – 316 с.
27. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. /М.Ф.Фомичева, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутепова и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Академия, 2002. – 325 с.
28. Парамонова Л.Г. Ваш ребенок на пороге школы: Как подготовить ребенка к школе. - СПб.: КАРО, Дельта, 2005. - 384с.
29. Поваляева М.А. Ранняя диагностика и дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей. Ч. 1. - Ростов-н /Д.: Изд-во РГПУ, 1997. – 366 с.
30. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5 - 6 лет / Под ред. А. Герасимовой. - М.: Айрис- пресс, 2007. - 224с.
31. Розенталь Д.Э., Голуб., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Рольф, 2001. – 448 с
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с.
33. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997. – 315 с.
34. Сереброва Н.И. Методика логопедического обследования // Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А. Белова-Давид, Б.М. Гриншпун. - М., 1969. – 277 с.
35. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов. /Под ред. Л.С.Волковой. – Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. – М.: Владос, 2003. – 518 с.
36. Справочник логопеда / Под ред. М.А. Поваляевой. - Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 445с
37. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М.: Гном и Д, 2005. – 144 с.
38. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. М.: Медицина, 1969. – 411 с.
39. Устранение общего недоразвития у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - 3-е изд. - М.: Айрис - пресс, 2005. - 224с.
40. Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи. // Дефектология. – 2004. - №5. – С. 6-15
41. Филичева Т.Б. Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием // Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол. факультетов педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Владос, 2003. Кн.5: Фонетико- «. фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. С. 73-80.
42. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // «Дети с проблемами в развитии». – 2004. - №1. – с. 47 – 54.
43. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.
44. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: Наука, 1981. – 380 с.
45. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М.: АСТ, 2002. – 540 с.
46. Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи //Дошкольное воспитание. – 2006. - №11. - с.65-75
47. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками. / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.











Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение
Актуальность. Актуальность исследования обусловлено тем, что современная система дошкольного образования и воспитания ставит перед собой целых ряд задач и приоритетов, ориентированных не только на развитие детей в рамках детского сада, но также и обеспечение для детей дошкольного возраста образовательной и воспитательной среды и вне дошкольных учреждений.
В рамках современной науки воспитание наблюдается заметный интерес к проблемам психолого – педагогического сопровождения детей в детском саду, формирование личности ребёнка. Однако на современном этапе одной из значимых проблем становится сопровождение, связанное с дефектами развития ребенка, в том числе и дефектами речевого развития.
Психолого - педагогическое сопровождение детей на уровне детского сада происходит на основе существующих правовых основ, норм законодательства, теории и практики социальной поддержки детей в дошкольных образовательных учреждениях. Изучение принципов и направлений сопровождения детей, реализации существующих рекомендаций на практике представляется важной частью выявления действенности и приоритетов дальнейшего развития сопровождения дошкольников с ОНР.
Речь является основополагающим аспектом успешного развития ребенка, его подготовки к дальнейшему школьному обучению и организации его полноценного общения. Современные образовательные программы и стандарты предъявляют достаточно высокие требования к развитию речи дошкольников, особенно старшего возраста.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память дошкольника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.
На современном этапе существует достаточно значительный объем исследований, касающихся развития речи детей, в том числе и имеющих общее недоразвитие речи. Среди них работы М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной, О.С. Ушаковой, А.Г. Арушановой, Л.И. Беляковой, Ю.Л. Гаркуши и др. авторами рассматриваются вопросы формирования речи дошкольников в норме и патологии, приводятся ссылки на собственные исследования и исследования других авторов.
Вопрос о формировании речи дошкольников был рассмотрен и в контексте организации исследований и коррекционной работы. Среди авторов, уделивших внимание данному направлению такие, как Г.А. Волкова, П.Я. Гальперин, В.В. Гербова, А.М. Горчакова и др. авторами представляются рекомендации к организации исследования и коррекционной работе.
Подробное изучение вопроса проблемы развития речи у детей с ОНР на современном этапе остается одним из самых острых и ориентированность современной системы образования и воспитания на личностный подход требует и пересмотра организации коррекционной работы с детьми с ОНР, что обусловливает актуальность исследования данной работы.
Противоречия. Противоречия обусловлены существующей потребностью разработке действенных моделей психолого – педагогического сопровождения дошкольников на уровне детского сада и отсутствием четко выработанных стратегий, позволяющих привести данный процесс к единой основе, актуальной для России в целом.
Проблема исследования. Проблема темы исследования заключается в отсутствии действующих повсеместно моделей психолого – педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОНР на уровне детского сада.
Объект исследования: нарушение речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: практика психолого - педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОНР в ДОУ.
Цель исследования: изучить особенности психолого – педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что психолого – педагогическое сопровождение детей с ОНР на уровне детского сада является наиболее оптимальной и действенной моделью работы; разработка программы сопровождения детей с ОНР на уровне детского сада является действенной моделью коррекции нарушений речи дошкольника.
Задачи исследования:
1. Дать понятие речевого нарушения;
2. рассмотреть классификацию речевых нарушений;
3. определить направления психолого – педагогического сопровождения детей с ОНР;
4. провести диагностику речи и моторики дошкольников с ОНР;
5. рассмотреть возможности организации коррекционной работы с детьми с ОНР на базе ДОУ.
Методологическая основа исследования: анализ, синтез, наблюдение, беседа, тестирование, систематизация, обобщение, сопоставление, антропологический и оценочный подход.
Практическая значимость: предложенная в данной работе программа исследования и коррекционной работы может быть успешно использована в современных ДОУ при работе с детьми с ОНР.
База исследования. Исследование проводилось на базе детского сада г. Казань.
Структура работы. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.



Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы психолого – педагогического сопровождения детей с нарушением речи 6
1.1. Понятия речевого нарушения 6
1.2. Классификация речевых нарушений 19
1.3. Основные задачи психолого-педагогического сопровождения детей, определение психолого-педагогической классификации 27
Вывод по главе 1 47
Глава 2. Практические основы психолого – педагогического сопровождения детей с нарушением речи 48
2.1. Тестовая диагностика и исследование речи и моторики детей 3-6 лет с речевыми нарушениями 48
2.2. Программа обучения и воспитания детей с ОНР 58
2.3. Программа развития коррекционной работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР 66
Вывод по главе 2 72
Заключение 74
Список литературы 78
Приложения 83





Заключение

Актуальность проведенного в работе исследования обусловлена необходимостью систематизации имеющихся теоретических данных, их обобщения и на их основе выработку актуальных направлений работы по формированию речи у детей с ОНР с учетом современных воспитательных и образовательных стандартов.
В контексте теоретического исследования было выявлено, что значительное влияние на развитие речи дошкольников с ОНР оказывают уровень их психического развития (соответствие возрасту), социальное окружение, развитие психических процессов (внимание, память), сформированность словарного запаса.
Важным аспектом для логопеда при наличие данной проблемы является диагностика так, как во многом проявление речевого нарушения индивидуально для каждого ребенка и устранение проблемы возможно только при ее четком диагностировании. В связи с этим, разработка рекомендаций в отношение коррекционной работы обусловливает необходимость наличия предварительного исследования. Оптимальным в исследовании будет являться сравнение, которое позволит выявить факт нарушения и отличие от ребенка с нормальным речевым развитием.
В соответствие с выявленными особенностями необходимого уровня развития детской речи при нормальном онтогенезе возможно выстроить исследовательскую работу по выявлению ее специфических особенностей у детей с наличием ОНР.
Речь детей проявляется их умении и способности говорить связно, представлять сюжет в виде целостной картины, понятной их собеседнику. Полноценное речевое развитие ребенка к старшему дошкольному возрасту предполагает следующие аспекты сформированной речи:
- умение правильно представить связное повествование;
- умение правильно представить сюжетный рассказ;
- умение представить творческий рассказ.
Целенаправленная работа педагогов по формированию данных видов речи происходила по средствам предусмотренных в детском саду программных требований.
С целью изучить особенности развития речи детей с ОНР дошкольного возраста и возможности коррекционной работы в данном направлении в контексте данной работы было проведено исследование.
В данной работе были определены цели, задачи и методы исследования, выделена группа детей с диагностированным общим недоразвитием речи. При выполнении одинакового задания, которое детям дал логопед, были показаны различные результаты, из которых норма речи не достигалась ни одним из детей.
Цель исследования состоит в выявлении специфики развития речи у дошкольников с ОНР, ее соответствие возрасту и необходимость наличия коррекционной работы в данном направлении.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по проблеме.
2. Определение теоретических основ и содержание методики констатирующего эксперимента.
3. Составление методики диагностики речи и составляющих предпосылок речевого развития у дошкольников с ОНР.
4. Сравнительный анализ (качественный и количественный) состояния развития связной речи у дошкольников в возрасте 3 года и 6 лет.
В процессе исследования использовались следующие методы (по Б.Г. Ананьеву):
1) Организационные (сравнительный, комплексный);
2) Эмпирические (констатирующий эксперимент, наблюдение);
3) Биографические (сбор анамнестических данных, анализ документации),
4) Интерпретационные.
Исследование проводилось в детском саду комбинированного вида.
Исследование сформированность речи у детей с ОНР было направлено на необходимость выявления факторов отставания, соответствия требованиям возрастного развития.
В исследовании участвовало по 30 детей с ОНР.
Методики исследования были подобраны при опоре на труды специалистов, занимавшихся данной тематикой. При использовании данных методик в дальнейшем были выявлены особенности ОНР у детей, позволившие разработать рекомендации по коррекционной работе.
Исходя из результатов проведенного в работе исследования возможно отметить, что обследуемые дети с ОНР показали весьма низкие результаты в обследовании речевых функций, необходимых для полноценного развития связной речи, а так же уровень развития самой речи. При выполнении заданий многие дети переспрашивали задание, нуждались в помощи педагога. При выявлении уровня специфики развития речи только дин смог выполнить задание, но со значительными ошибками, а двое не смогли с ним справиться вовсе. Дети старшего дошкольного возраста имели весьма слабое представление о том, как нужно строить монологическую речь, что обусловливает необходимость коррекционной работы в данном направлении.
В связи с поставленными задачами и, осуществляя коррекционный процесс, который насыщен разными видами активности, предполагается рационально организовать предметно-развивающую среду, отличающуюся функциональностью, доступностью материалов и пособий, обеспечивающих самореализацию детей с ОНР.
В групповом помещении предполагается выделение рабочей части для занятий и пространство для игровой деятельности детей, организованное в виде центров:
- Двигательной активности;
- Экспериментирования;
- Речевой;
- Художественного творчества;
- Игровой.
При этом, необходимо так организовать занятия детей, их деятельность и поведение, чтобы у каждого ребенка сформировались и закрепились положительные качества личности и вовремя были заторможены отрицательные, расширялись познавательные интересы и творческие способности. Комплексная работа с приоритетом на логопедическую станет успешным средством формирования у дошкольников с ОНР речи. Оптимальным направлением также является установление взаимодействия с семьей и повышение активности родителей в формировании речевых качеств детей и устранения дефектов речевого развития.
















Список литературы


1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Под ред. Л.С. Цветковой. – М.: МПСИ, 2006. – 296 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999. – 160 с.
3. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигедеро Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. М.: Педагогика, 1991. – 354 с.
4. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - М.: «Просвещение», 1994. – 217 с.
5. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 382 с.
6. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. - 144с.
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. — М.: Педа¬гогика, 1983.
8. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 418 с.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Наука, 1961. – 311 с.
10. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов. //Логопедия. - 2003. – №1. - С.28-30
11. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. – М.: Издательство Московского педагогического университета, 2005. – 211 с.
12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников ( Дети с общим недоразвитием речи): Пособие для логопедов. - М.: Наука, 1985. – 412 с.
13. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 432 с.
14. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. // Логопедия: методическое наследие / Под ред. Л. С. Волковой: в 5 кн. Кн. 4 «Нарушения письменной речи». – М.: Владос, 2003. – 420 с.
15. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. - СПб., 2006. - 368с
16. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. — СПб.: СПбАППО, 2004. – 318 с.
17. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.
18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: РОУ, 1996. – 180 с.
19. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 224 с.
20. Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников. - СПб.: СПбГУПМ, 1999. - 36 с
21. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. – М.: Наука, 1961. 240 с.
22. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000. – 477 с.
23. Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до пяти лет. – СПб.: КАРО, 2004. – 48 с.
24. Матвеева Н.Н. Психокоррекция задержки речевого развития: пособие для психологов, воспитателей и родителей. – М.: Аркти, 2005.
25. Мухина В.С. Психология дошкольника. /Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с.
26. Основы логопедической работы с детьми. /Под общ. Ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Аркти, 2002. – 316 с.
27. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. /М.Ф.Фомичева, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутепова и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Академия, 2002. – 325 с.
28. Парамонова Л.Г. Ваш ребенок на пороге школы: Как подготовить ребенка к школе. - СПб.: КАРО, Дельта, 2005. - 384с.
29. Поваляева М.А. Ранняя диагностика и дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей. Ч. 1. - Ростов-н /Д.: Изд-во РГПУ, 1997. – 366 с.
30. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5 - 6 лет / Под ред. А. Герасимовой. - М.: Айрис- пресс, 2007. - 224с.
31. Розенталь Д.Э., Голуб., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Рольф, 2001. – 448 с
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с.
33. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997. – 315 с.
34. Сереброва Н.И. Методика логопедического обследования // Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А. Белова-Давид, Б.М. Гриншпун. - М., 1969. – 277 с.
35. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов. /Под ред. Л.С.Волковой. – Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. – М.: Владос, 2003. – 518 с.
36. Справочник логопеда / Под ред. М.А. Поваляевой. - Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 445с
37. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М.: Гном и Д, 2005. – 144 с.
38. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. М.: Медицина, 1969. – 411 с.
39. Устранение общего недоразвития у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - 3-е изд. - М.: Айрис - пресс, 2005. - 224с.
40. Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи. // Дефектология. – 2004. - №5. – С. 6-15
41. Филичева Т.Б. Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием // Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол. факультетов педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Владос, 2003. Кн.5: Фонетико- «. фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. С. 73-80.
42. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // «Дети с проблемами в развитии». – 2004. - №1. – с. 47 – 54.
43. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.
44. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: Наука, 1981. – 380 с.
45. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М.: АСТ, 2002. – 540 с.
46. Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи //Дошкольное воспитание. – 2006. - №11. - с.65-75
47. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками. / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.











Купить эту работу

Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением речи.

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

5 декабря 2016 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Зависимость от социальных сетей в нашей жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Тренинг «Развитие (повышение) чувства уверенности в себе»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Разводы в первый год совместной жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Организация нового года для старших подростков в стенах института (фотоквест)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Отношение студентов к алкоголизму и наркомании

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

План мероприятий по развитию коллектива

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
40 ₽
Готовая работа

Профессиональное здоровье как фактор высокой компетентности и успеха специалиста / Психология экстремальных ситуаций

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Развитие эмоционального состояния детей средней группы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Субъектность во взаимоотношениях родителей и детей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Психологическая хар-ка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Анализ конфликта в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
220 ₽
Готовая работа

Программа предметной недели «Посвященная психологии»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
230 ₽