Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Согласованность семейных ценностей и удовлетворенность браком у семейных пар, создавших семью в юном и зрелом возрасте

  • 77 страниц
  • 2014 год
  • 85 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение

В современной психологии стали уже традиционными исследования, которые посвящены изучению супружеских, также внутрисемейных отношений. Всплеск активности в изучении семьи и брака, который начался в России около 20 лет назад до сих пор представляет интерес, как для исследователей, так и семенных пар, которые все активнее обращаются за психологическим регулированием климата в семье.
Изучение актуальных проблем в семейных отношениях, а также стремление к выявлению значимых факторов, которые влияют на благополучие семьи, сегодня очень востребованы.
Профилактические, а также коррекционные мероприятия не представляется возможным вырабатывать без дополнительных исследований, поэтому необходимы тщательные, а также научно обоснованные исследования семьи и построения внутрисемейных отношений в современном понимании.
В частности это касается вопроса вокруг удовлетворенности браком супругов, как в законном браке, так и фактическом.
Соотношение этих двух видов брака сегодня продиктовано самыми различными причинами, и поэтому очень важным представляется вопрос изучения того, как согласованы семейные ценности у супругов в юном и зрелом возрасте, так как от этого соотношения во многом зависит сохранение семьи.
Актуальность данной работы состоит в том, что семейные отношения, а также согласованность семейных ценностей и критерии удовлетворенности браком не являются величинами постоянными, я зависят от целого ряда социальных факторов, которые меняются с течением времени.
Цель исследования: выявить степень согласованности семейных ценностей и удовлетворенности браком у семейных пар в юном и зрелом возрасте.
Объект исследования: пары, состоящие в фактическом и законном браке.
Предмет исследования: семейные ценности и удовлетворенность браком.
Гипотеза исследования основана на нескольких предположениях:
1. Уровень согласованности семейных ценностей и удовлетворенности браком у зрелых пар, состоящих в законном браке выше, чем уровень удовлетворенности у пар, создавших семью в юном возрасте.
2. Ориентирование на соблюдение семейных ценностей в законном браке выше у пар, создавших семью в зрелом возрасте по сравнению с молодыми парами.
3. Согласованность семейных ценностей выше у пар в зрелом возрасте, состоящих в законном браке, чем у пар, состоящих в незарегистрированном браке в зрелом возрасте.
4. Согласованность семейных ценностей, у пар, состоящих в браке в юном возрасте, выше у пар в зарегистрированном браке, чем у пар в фактическом браке.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть современные теоретические определения брака и семьи
2. Выделить факторы, определяющие удовлетворенность браком супругов.
3. Рассмотреть теоретические аспекты изучения согласованности семейных ценностей.
4. Выявить уровень удовлетворенности браком испытуемых.
5. Выявить особенности семейных ценностей испытуемых.
6. Разработать рекомендации для семейных пар с целью повышения согласованности их семейных ценностей
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования; психодиагностические методы - Опросник «удовлетворенность браком». В.В. Столина, Т.Л. Романова, Г. Л. Бутенко; опросник "Ролевые ожидания и притязания в браке" (РОП) А. Н. Волковой; анкета на определение формы брака. В анализ результатов исследования включались описательные статистики, статистический критерий – U-критерий Манна – Уитни, результаты корреляционного анализа, где определялась корреляционная зависимость значимости семейных ценностей и уровня удовлетворенности браком.
Теоретическая основа исследования построена на работах, посвященных удовлетворенности браком супругами в его различных формах, а также ролевых и ценностных ориентаций людей состоящих в браке. Этим вопросам посвящены сегодня труды Волковой А.Н., Дмитренко А.К., Галкина Т.В., Ольшанского Д.В., Ощепкова А.П., Петухова Б.М. и других.
Большой объем работ посвящен проблеме осознания супругами своих семейных ролей, которые рассматриваются в работах Обозова Н.Н., Федотовой Н.Ф., Матина В.В., Антонюк Е.В. и других. Все вышеперечисленные исследования объединяются общей целью, которая состоит в том, чтобы выявлять и анализировать факторы, которые влияют на супружескую удовлетворенность браком, и позволяют рассмотреть изменения в супружеских отношениях в поступательном процессе развития семьи.
Практическая значимость исследования состоит в подготовке психологических рекомендаций для супружеских пар в юном и зрелом возрасте на основе полученных статистических данных.
По структуре данная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе дается социально-психологическая характеристика понятий брака и семьи и факторов удовлетворенности браком.
Во второй главе исследуется согласованность семейных ценностей и удовлетворенности браком у семейных пар, создавших семью в юном и зрелом возрасте. В заключении приведены краткие итоги исследования.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения удовлетворенности браком 7
1.1 Понятие брака и семьи 7
1.2 Характеристика понятия «удовлетворенность браком» 14
1.3 Факторы удовлетворенности браком 21
1.4 Система согласованности семейных ценностей 26
Глава II. Эмпирическое исследование согласованности семейных ценностей и удовлетворенности браком у семейных пар в юном и зрелом возрасте 35
2.1. Методы и организация исследования 35
2.2 Выявление уровня удовлетворенности браком супругов 37
2.2.1. Изучение уровня удовлетворенности браком у пар создавших семью в юном возрасте 37
2.2.2. Изучение уровня удовлетворенности браком у пар, создавших семью в зрелом возрасте 44
2.2.3. Сравнительный анализ результатов исследования ролевых ожиданий в юном и зрелом возрасте 49
2.3 Исследование согласованности семейных ценностей 59
Выводы 62
Заключение 67
Практические рекомендации 71
Список литературы 77

Брачно-семейные отношения не могут быть даны сразу, семья не статичное образование, она развивается.
У молодых людей, вступивших в ранний брак, есть больше шансов сохранить семью, если они до брака встречались не менее одного года и у них хорошие отношения с родителями хотя бы одной из сторон.
В молодости, при желании, легче приспособиться к недостаткам друг друга, так как характеры до конца не сформировались, привычки не закостенели, нервная система ещё гибкая, супругам бывает легче достичь психологической совместимости.
У молодых супругов гораздо больше шансов, чем у людей среднего возраста, родить здоровых детей. Врачи считают, что оптимальный возраст для материнства 21-27 лет.
Если молодые люди взяли на себя ответственность за семью и справились с задачей, то теперь, повзрослев, они с той же целеустремленностью могут двигаться дальше, например, вверх по карьерной лестнице. Потому что среди работодателей существует мнение, что сотрудники, состоящие в браке, старательнее выполняют свою работу.
Семья воспитывают в супругах терпение, мудрость, самостоятельность. Поэтому если вам удастся преодолеть возникшие сложности, вы заслужите уважение как со стороны друг друга, так и окружения.
Паре, не имеющей детей, не знакомы проблемы и радости родителей маленького ребенка, так же, как и родители младенца не знают тонкостей общения с подростком.
По мере роста каждого члена семейного коллектива семья должна пройти определенные этапы. Все эти этапы сопровождаются кризисом и повышенной тревожностью, поэтому требуют подготовительного периода и последующего перераспределения всех сил.
На разных стадиях жизненного цикла семьи существуют разные типичные задачи и проблемы:
Молодая семья:
1) установление внутренних границ семьи и границ общения с друзьями и родственниками;
2) разрешение конфликта между личными и семейными потребностями;
3) установление оптимального баланса близости/отдаленности;
4) решение проблемы семейной иерархии и областей ответственности;
5) достижение сексуальной гармонии (сексуальная адаптация);
6) решение жилищных проблем и приобретение собственного имущества.
Зрелая стадия семейной жизни так же, как и зрелый возраст индивида, одна из самых продолжительных в жизненном цикле. Она длится с момента, когда первый ребенок становится относительно самостоятельным и поступает в школу, до момента, когда выросшие дети начинают покидать семью.
Это период жизни семьи, когда правила и структура уже сформированы и ничего существенно нового, из-за чего они должны были бы измениться, не происходит.
В структурном подходе считается, что любое изменение числа членов семьи — увеличение семьи за счет появления новых членов (например рождение нового ребенка) или ее уменьшение (например отделение выросшего ребенка) — приводит к изменению структуры семьи и пересмотру внутрисемейных границ.
Это, безусловно, верно, но даже если на зрелой стадии брака происходит рождение детей, это событие не является принципиально новым, так как родители уже имеют опыт взаимодействия с малышом.
Наиболее важные задачи, с которыми семье предстоит справиться в этот период, связаны с воспитанием детей.
Поэтому некоторые исследователи сегодня делят данную стадию жизненного цикла на две подстадии, с одной стороны это «семья с ребенком-школьником», а также «семья подростка», при которой выделяют для каждой из них свои задачи развития.
Для семьи школьника они состоят в следующем:
- перераспределение обязанностей;
- проявление участия при наличии проблем с учебой;
- распределение обязанностей по помощи ребенку при подготовке домашних заданий.
Однако следует отметить, что, кроме задач развития, связанных с детьми, перед семьей в этот период стоят и другие, не менее важные задачи. Они связаны с перестройкой отношений между супругами и с изменением взаимодействия с прародителями.
Необходимость перестройки взаимоотношений между супругами в данном периоде вызывается, скорее всего, не изменениями структуры семьи, а тем, что супруги вступают в зрелый возраст и проходят через первый возрастной кризис зрелости, который приходится на возраст около 30 лет.
Этот фактор можно рассматривать как внешний по отношению к семье, тем не менее, его влияние на семейное благополучие очевидно.
Кроме того, длительность супружеских отношений приводит к тому, что они приобретают налет обыденности — период «романтической» любви уже миновал.
Изменение взаимодействия с прародителями также вызывается внесемейными факторами, а именно, их нарастающим физическим ослаблением в связи со старением.
Для семьи в зрелом возрасте с высокой родительско-воспитательной ценности оптимально:
1) перестройка структуры семьи
2) адаптация к новому периоду
3) согласование личных и семейных целей;
4) проявление участия при наличии проблем с выполнением режимных моментов
необходимость изменения отношений между супругами на этой стадии жизненного цикла связана с двумя моментами: с прохождением через кризис 30-летия и с окончанием периода «романтической любви». Безусловно, эти моменты могут не совпадать во времени, но чаще всего имеют место именно на указанной стадии.
На зрелую стадию супружества непосредственно приходится общий возрастной кризис тридцати лет — «подведение первых итогов и коррекция».
Сюда же может попадать так и следующий возрастной кризис, то есть «кризис середины жизни», который приходится на возраст 37—40 лет, который может выпасть на данную стадию жизненного цикла семьи.
В возрасте тридцати лет человек уже имеет богаты и специфический опыт как профессиональной, так и супружеской жизни и поэтому оценивает себя одновременно уже как достаточного умудренного, а также как способного многое изменить в своей жизни при приложении определенных усилий.
Однако при этом часто возникает убеждение, что общее ощущение недовольства жизнью, а также частные разочарования обычно связаны не с общей нереалистичностью субъективных собственных планов, а также с неверно сделанным как профессиональным, так и супружеским выбором.
Неверным может казаться все, от выбора профессии, или места работы, а также супруга или сразу всего вместе.
Поэтому общее проживание данного кризиса протекает по некоторому типу «побега». То есть человек сначала бежит из семьи, или с работы, или меняет место жительства, при этом он считает, что сможет тем самым улучшить свою жизнь, сделав, таким образом, новый, по его мнению «правильный» выбор.
Многие авторы сегодня указывают на то, что наращивающаяся с годами рутинизация супружеских отношений, которая имеет место на зрелой стадии брака, как правило, порождает очень серьезные проблемы в семейной жизни.
В такой ситуации супруги могут начать активно стремиться к поиску новых, так сказать, романтических отношений, что, в последствии, порождает обоюдные супружеские измены и ревность.
В период переживания возрастного кризиса, как правило, одним из супругов отношения между ними резко портятся, и семья в целом становится особенно уязвимой.
Необходимо отметить, что в этой ситуации наилучшей стратегией поведения супругов на время переживания данного кризиса, верным решением для одного из них будет оставить на время кризисного субъекта в покое», таким образом, позволить ему непосредственно углубиться в себя и тем самым решить свои внутренние проблемы.
Однако выполнение подобной рекомендации становится весьма сложным, если оба супруга переживают возрастной кризис одновременно.
К 30-летнему возрасту у человека складывается стиль проживания жизни. Стиль проживания жизни может быть определен как относительно стабильный на длительных временных промежутках способ конструирования субъективно пристрастной картины мира и образа «Я» и способ взаимодействия с социальным окружением.
Таким образом, семья в своем развитии проходит ряд этапов, каждый из которых заключает в себе кризисы, и; соответственно, возможности личностного роста членов семьи и развития семейной системы в целом.
С переживанием кризиса связан риск неопределенности будущего, естественный для любого развития, и столь же естественное стремление избежать этого риска.
Если семья как система пытается избежать изменений, обусловленных ее естественной динамикой, то это может стать источником возникновения негативной симптоматики у ее членов — психосоматических, сексуальных, эмоциональных расстройств.
Выход из кризиса сопровождается либо установлением новых отношений между членами семьи, принятием новых ролей, нового уровня взаимопонимания и взаимодействия, либо (при попытке любой ценой сохранить прежний тип взаимодействий) — нарастанием степени эмоционального отчуждения и нарушением внутрисемейных отношений;
Изменения, происходящие в семейной системе, могут по-разному сказываться на субъективной удовлетворенности браком обоих супругов которая, является результатом "адекватной реализации представления (образа) о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч с различными событиями, составляющими его опыт (действительный или символический) в данной сфере деятельности.
Нужно помнить, что существуют естественные подъемы и спады удовлетворенности браком супругов.
В частности, установлено, что удовлетворенность браком зависит от стажа семейной жизни таким образом: кривая этой зависимости имеет U-образную форму — в начале, в течение первых двух десятилетий существования семьи, удовлетворенность браком постепенно понижается, достигая своего минимального значения в парах со стажем семейной жизни от 12 до 18 лет, а затем возрастает, но уже более резко.
Исходя из знания этапов развития семьи, проведя исследования конкретной пары, можно давать рекомендации по оптимизации брачных отношений; Наиболее действенной будет, конечно, работа с консультантом по брачно-семейным отношениям.

Список литературы

1. Алешина Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М: Изд-во Московского университета, 1987. - 104 с.
2. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. МГУ, 2009.- 120с.
3. Андреева Т.В. Семейная психология. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с.
4. Андреева Т.В. Психология современной семьи. - СПб.: Речь, 2005. - 215 с.
5. Андреева Т.В., Толстова А.В. Темперамент супругов и совместимость в браке СПб; СПбГУ, 2001.-244с.
6. Андреева Т. В. Психологические проблемы супружеских отношений // Вестник Санкт-7. Петербургского университета. Сер. 6. 2009. Вып. 3. № 20.-96с.
7. Андреева Т.В., Пипченко Т.Ю. Потребности женщин и мужчин в брачно-семейных отношениях// Психолого-педагогический поиск: проблемы и достижения. СПб.- 2009.-244с.
8. Андреева Т.В. Семейная психология. Спб., 2005.- 244с.
9. Бердяев Н. Смысл творчества // Семья: книга для чтения. Кн. 2 /. – М.- 1990.- 289с.
10. Благинин А.А. Торчило В.В. «Методические методы в психологии и педагогике».
11. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии - СПб.: 2001 - 352 с.- С.110
12. Бузина О.В., Новосельцева Е.Е. Удовлетворенность браком в «молодых» семьях. - 2002.
13. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб.- Речь- 2001 - 144с.
14. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер принт, 2005. - 176 с.
15. Васильева А.К. Структура семьи. М. 2008.
16. Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости. 2009. С.36-44
17. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений. Вопросы психологии - № 5 1985. С.54-57
18. Гозман Л.Я. Процессы межличностного восприятия в семье // Межличностное восприятие в группе. М.: МГУ, 1981.
19. Голод С. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л. «Наука», 1984.
20. Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи. Социологические исследования - №2, 1982. С. 88-93.
21. «Диагностика семьи»; под ред. Райгородского; изд. «БахраХ-М»; 2004.
22. Дмитренко А.К. Социально-психологические факторы стабильности брака в первые годы супружеской жизни. Киев, 1989.
23. Елизаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология - № 1, 1996. С.42-49.
24. Зацепин В.И. Молодая семья. Киев 1991.
25. Захаров А.И. Психологические особенности диагностики оптимизации отношений в конфликтной семье. Вопросы психологии №3, 1981. С. 59-68
26. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины., изд. «ПИТЕР».2002.
27. Карабанова О.А. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Карабанова О.А. - М.: Гардарики, 2004. - 320 с.
28. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб. Изд. РПГУ им. Герцена. 1998.
29. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М 1991.
30. Кутсар Д. Социально-демографические исследования семьи. Рига,1980.
31. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально психологический подход к изучению супружеских конфликтов. Психологический журнал - № 3, 1985.С.42-47.
32. Лимаренко А.П. Специфика и основные тенденции развития современной белорусской семьи: отчет по НИР / А.П. Лимаренко. - Мин-во образования РБ, БГУ, Минск, 2005. - 57 с.
33. Обозов Н.Н. Подходим ли мы друг другу на работе и в личной жизни. С-П, 1995.
34. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. - Т. 3. - № 2 ,1982. С.98-101.
35. Обозов Н.Н.. Обозова А.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии - № 2, 1984. С.64-70.
36. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев 1990.
37. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье. Психологический журнал. Т7.№2. 1986. С.28-31.
38. Психологические тесты: В 2-х т. Т. 2. /Под ред. Карелина А.А. - М.: «ВЛАДОС», 1999.
39. Психологический словарь // Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - 8-е изд., перераб. и доп. М.: «Педагогика. Пресс», 1996.
40. Пэйдж С. Супружеская жизнь: Путь к гармонии. М.: «МИРТ», 1995.
41. Резников В.Е. Социально-психологическая типология конфликтного взаимодействия супругов: Дисс. канд. психол. Наук. Минск, 1991.
42. Репина Т.А. Анализ теории полоролевой социализации в современной и западной психологии. Вопросы психологии №2, 1987.С.59-65
43. Ричардсон Р.У. Силы семейных уз. СПб.: «Акцидент», 1994.
44. Роджерс К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы / К. Роджерс; Изд-во ЭКСМО, 2002. - 286 с.
45. Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб.: «Ювента», 1999.
46. Сидоренко А.А. Методы математической статистики в психологии. М., 2001.
47. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. М. «Академия» 2002.
48. Столин В.В., Бутенко Г.П. Опросник удовлетворенности браком. Вестник МГУ 2004.
49. Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия. - М., 1981.
50. Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак. М.1986.
51. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М.1989.
52. Тийт Э. Факторы риска, вызывающие расторжение брака. Социально-демографические исследования. Рига 1980.
53. Федотова Н. Ф. Ролевые ожидания мужа и жены, их регулятивное воздействие на развитие супружеских отношений// Семья и личность. Тезисы докладов всесоюзной конференции в г. Гродно.- М., 1981.
54. Уорден М. Основы семейной психотерапии / Уорден М. - СПб.:, 2005. - 256 с.
55. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. «Питер», 2001.
56. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. - Изд. 33е, испр. и доп. М.: Независимая фирма “Класс”, -2001.-208с.
57. Эйдемиллер Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи.-СПб; изд. «Питер», 2002.
58. Ядов В.А. Удовлетворенность работой: Анализ эмпирических обобщений и попытка их теоретического истолкования // Социологические исследования. №1- 2004.- 131с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение

В современной психологии стали уже традиционными исследования, которые посвящены изучению супружеских, также внутрисемейных отношений. Всплеск активности в изучении семьи и брака, который начался в России около 20 лет назад до сих пор представляет интерес, как для исследователей, так и семенных пар, которые все активнее обращаются за психологическим регулированием климата в семье.
Изучение актуальных проблем в семейных отношениях, а также стремление к выявлению значимых факторов, которые влияют на благополучие семьи, сегодня очень востребованы.
Профилактические, а также коррекционные мероприятия не представляется возможным вырабатывать без дополнительных исследований, поэтому необходимы тщательные, а также научно обоснованные исследования семьи и построения внутрисемейных отношений в современном понимании.
В частности это касается вопроса вокруг удовлетворенности браком супругов, как в законном браке, так и фактическом.
Соотношение этих двух видов брака сегодня продиктовано самыми различными причинами, и поэтому очень важным представляется вопрос изучения того, как согласованы семейные ценности у супругов в юном и зрелом возрасте, так как от этого соотношения во многом зависит сохранение семьи.
Актуальность данной работы состоит в том, что семейные отношения, а также согласованность семейных ценностей и критерии удовлетворенности браком не являются величинами постоянными, я зависят от целого ряда социальных факторов, которые меняются с течением времени.
Цель исследования: выявить степень согласованности семейных ценностей и удовлетворенности браком у семейных пар в юном и зрелом возрасте.
Объект исследования: пары, состоящие в фактическом и законном браке.
Предмет исследования: семейные ценности и удовлетворенность браком.
Гипотеза исследования основана на нескольких предположениях:
1. Уровень согласованности семейных ценностей и удовлетворенности браком у зрелых пар, состоящих в законном браке выше, чем уровень удовлетворенности у пар, создавших семью в юном возрасте.
2. Ориентирование на соблюдение семейных ценностей в законном браке выше у пар, создавших семью в зрелом возрасте по сравнению с молодыми парами.
3. Согласованность семейных ценностей выше у пар в зрелом возрасте, состоящих в законном браке, чем у пар, состоящих в незарегистрированном браке в зрелом возрасте.
4. Согласованность семейных ценностей, у пар, состоящих в браке в юном возрасте, выше у пар в зарегистрированном браке, чем у пар в фактическом браке.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть современные теоретические определения брака и семьи
2. Выделить факторы, определяющие удовлетворенность браком супругов.
3. Рассмотреть теоретические аспекты изучения согласованности семейных ценностей.
4. Выявить уровень удовлетворенности браком испытуемых.
5. Выявить особенности семейных ценностей испытуемых.
6. Разработать рекомендации для семейных пар с целью повышения согласованности их семейных ценностей
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования; психодиагностические методы - Опросник «удовлетворенность браком». В.В. Столина, Т.Л. Романова, Г. Л. Бутенко; опросник "Ролевые ожидания и притязания в браке" (РОП) А. Н. Волковой; анкета на определение формы брака. В анализ результатов исследования включались описательные статистики, статистический критерий – U-критерий Манна – Уитни, результаты корреляционного анализа, где определялась корреляционная зависимость значимости семейных ценностей и уровня удовлетворенности браком.
Теоретическая основа исследования построена на работах, посвященных удовлетворенности браком супругами в его различных формах, а также ролевых и ценностных ориентаций людей состоящих в браке. Этим вопросам посвящены сегодня труды Волковой А.Н., Дмитренко А.К., Галкина Т.В., Ольшанского Д.В., Ощепкова А.П., Петухова Б.М. и других.
Большой объем работ посвящен проблеме осознания супругами своих семейных ролей, которые рассматриваются в работах Обозова Н.Н., Федотовой Н.Ф., Матина В.В., Антонюк Е.В. и других. Все вышеперечисленные исследования объединяются общей целью, которая состоит в том, чтобы выявлять и анализировать факторы, которые влияют на супружескую удовлетворенность браком, и позволяют рассмотреть изменения в супружеских отношениях в поступательном процессе развития семьи.
Практическая значимость исследования состоит в подготовке психологических рекомендаций для супружеских пар в юном и зрелом возрасте на основе полученных статистических данных.
По структуре данная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе дается социально-психологическая характеристика понятий брака и семьи и факторов удовлетворенности браком.
Во второй главе исследуется согласованность семейных ценностей и удовлетворенности браком у семейных пар, создавших семью в юном и зрелом возрасте. В заключении приведены краткие итоги исследования.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения удовлетворенности браком 7
1.1 Понятие брака и семьи 7
1.2 Характеристика понятия «удовлетворенность браком» 14
1.3 Факторы удовлетворенности браком 21
1.4 Система согласованности семейных ценностей 26
Глава II. Эмпирическое исследование согласованности семейных ценностей и удовлетворенности браком у семейных пар в юном и зрелом возрасте 35
2.1. Методы и организация исследования 35
2.2 Выявление уровня удовлетворенности браком супругов 37
2.2.1. Изучение уровня удовлетворенности браком у пар создавших семью в юном возрасте 37
2.2.2. Изучение уровня удовлетворенности браком у пар, создавших семью в зрелом возрасте 44
2.2.3. Сравнительный анализ результатов исследования ролевых ожиданий в юном и зрелом возрасте 49
2.3 Исследование согласованности семейных ценностей 59
Выводы 62
Заключение 67
Практические рекомендации 71
Список литературы 77

Брачно-семейные отношения не могут быть даны сразу, семья не статичное образование, она развивается.
У молодых людей, вступивших в ранний брак, есть больше шансов сохранить семью, если они до брака встречались не менее одного года и у них хорошие отношения с родителями хотя бы одной из сторон.
В молодости, при желании, легче приспособиться к недостаткам друг друга, так как характеры до конца не сформировались, привычки не закостенели, нервная система ещё гибкая, супругам бывает легче достичь психологической совместимости.
У молодых супругов гораздо больше шансов, чем у людей среднего возраста, родить здоровых детей. Врачи считают, что оптимальный возраст для материнства 21-27 лет.
Если молодые люди взяли на себя ответственность за семью и справились с задачей, то теперь, повзрослев, они с той же целеустремленностью могут двигаться дальше, например, вверх по карьерной лестнице. Потому что среди работодателей существует мнение, что сотрудники, состоящие в браке, старательнее выполняют свою работу.
Семья воспитывают в супругах терпение, мудрость, самостоятельность. Поэтому если вам удастся преодолеть возникшие сложности, вы заслужите уважение как со стороны друг друга, так и окружения.
Паре, не имеющей детей, не знакомы проблемы и радости родителей маленького ребенка, так же, как и родители младенца не знают тонкостей общения с подростком.
По мере роста каждого члена семейного коллектива семья должна пройти определенные этапы. Все эти этапы сопровождаются кризисом и повышенной тревожностью, поэтому требуют подготовительного периода и последующего перераспределения всех сил.
На разных стадиях жизненного цикла семьи существуют разные типичные задачи и проблемы:
Молодая семья:
1) установление внутренних границ семьи и границ общения с друзьями и родственниками;
2) разрешение конфликта между личными и семейными потребностями;
3) установление оптимального баланса близости/отдаленности;
4) решение проблемы семейной иерархии и областей ответственности;
5) достижение сексуальной гармонии (сексуальная адаптация);
6) решение жилищных проблем и приобретение собственного имущества.
Зрелая стадия семейной жизни так же, как и зрелый возраст индивида, одна из самых продолжительных в жизненном цикле. Она длится с момента, когда первый ребенок становится относительно самостоятельным и поступает в школу, до момента, когда выросшие дети начинают покидать семью.
Это период жизни семьи, когда правила и структура уже сформированы и ничего существенно нового, из-за чего они должны были бы измениться, не происходит.
В структурном подходе считается, что любое изменение числа членов семьи — увеличение семьи за счет появления новых членов (например рождение нового ребенка) или ее уменьшение (например отделение выросшего ребенка) — приводит к изменению структуры семьи и пересмотру внутрисемейных границ.
Это, безусловно, верно, но даже если на зрелой стадии брака происходит рождение детей, это событие не является принципиально новым, так как родители уже имеют опыт взаимодействия с малышом.
Наиболее важные задачи, с которыми семье предстоит справиться в этот период, связаны с воспитанием детей.
Поэтому некоторые исследователи сегодня делят данную стадию жизненного цикла на две подстадии, с одной стороны это «семья с ребенком-школьником», а также «семья подростка», при которой выделяют для каждой из них свои задачи развития.
Для семьи школьника они состоят в следующем:
- перераспределение обязанностей;
- проявление участия при наличии проблем с учебой;
- распределение обязанностей по помощи ребенку при подготовке домашних заданий.
Однако следует отметить, что, кроме задач развития, связанных с детьми, перед семьей в этот период стоят и другие, не менее важные задачи. Они связаны с перестройкой отношений между супругами и с изменением взаимодействия с прародителями.
Необходимость перестройки взаимоотношений между супругами в данном периоде вызывается, скорее всего, не изменениями структуры семьи, а тем, что супруги вступают в зрелый возраст и проходят через первый возрастной кризис зрелости, который приходится на возраст около 30 лет.
Этот фактор можно рассматривать как внешний по отношению к семье, тем не менее, его влияние на семейное благополучие очевидно.
Кроме того, длительность супружеских отношений приводит к тому, что они приобретают налет обыденности — период «романтической» любви уже миновал.
Изменение взаимодействия с прародителями также вызывается внесемейными факторами, а именно, их нарастающим физическим ослаблением в связи со старением.
Для семьи в зрелом возрасте с высокой родительско-воспитательной ценности оптимально:
1) перестройка структуры семьи
2) адаптация к новому периоду
3) согласование личных и семейных целей;
4) проявление участия при наличии проблем с выполнением режимных моментов
необходимость изменения отношений между супругами на этой стадии жизненного цикла связана с двумя моментами: с прохождением через кризис 30-летия и с окончанием периода «романтической любви». Безусловно, эти моменты могут не совпадать во времени, но чаще всего имеют место именно на указанной стадии.
На зрелую стадию супружества непосредственно приходится общий возрастной кризис тридцати лет — «подведение первых итогов и коррекция».
Сюда же может попадать так и следующий возрастной кризис, то есть «кризис середины жизни», который приходится на возраст 37—40 лет, который может выпасть на данную стадию жизненного цикла семьи.
В возрасте тридцати лет человек уже имеет богаты и специфический опыт как профессиональной, так и супружеской жизни и поэтому оценивает себя одновременно уже как достаточного умудренного, а также как способного многое изменить в своей жизни при приложении определенных усилий.
Однако при этом часто возникает убеждение, что общее ощущение недовольства жизнью, а также частные разочарования обычно связаны не с общей нереалистичностью субъективных собственных планов, а также с неверно сделанным как профессиональным, так и супружеским выбором.
Неверным может казаться все, от выбора профессии, или места работы, а также супруга или сразу всего вместе.
Поэтому общее проживание данного кризиса протекает по некоторому типу «побега». То есть человек сначала бежит из семьи, или с работы, или меняет место жительства, при этом он считает, что сможет тем самым улучшить свою жизнь, сделав, таким образом, новый, по его мнению «правильный» выбор.
Многие авторы сегодня указывают на то, что наращивающаяся с годами рутинизация супружеских отношений, которая имеет место на зрелой стадии брака, как правило, порождает очень серьезные проблемы в семейной жизни.
В такой ситуации супруги могут начать активно стремиться к поиску новых, так сказать, романтических отношений, что, в последствии, порождает обоюдные супружеские измены и ревность.
В период переживания возрастного кризиса, как правило, одним из супругов отношения между ними резко портятся, и семья в целом становится особенно уязвимой.
Необходимо отметить, что в этой ситуации наилучшей стратегией поведения супругов на время переживания данного кризиса, верным решением для одного из них будет оставить на время кризисного субъекта в покое», таким образом, позволить ему непосредственно углубиться в себя и тем самым решить свои внутренние проблемы.
Однако выполнение подобной рекомендации становится весьма сложным, если оба супруга переживают возрастной кризис одновременно.
К 30-летнему возрасту у человека складывается стиль проживания жизни. Стиль проживания жизни может быть определен как относительно стабильный на длительных временных промежутках способ конструирования субъективно пристрастной картины мира и образа «Я» и способ взаимодействия с социальным окружением.
Таким образом, семья в своем развитии проходит ряд этапов, каждый из которых заключает в себе кризисы, и; соответственно, возможности личностного роста членов семьи и развития семейной системы в целом.
С переживанием кризиса связан риск неопределенности будущего, естественный для любого развития, и столь же естественное стремление избежать этого риска.
Если семья как система пытается избежать изменений, обусловленных ее естественной динамикой, то это может стать источником возникновения негативной симптоматики у ее членов — психосоматических, сексуальных, эмоциональных расстройств.
Выход из кризиса сопровождается либо установлением новых отношений между членами семьи, принятием новых ролей, нового уровня взаимопонимания и взаимодействия, либо (при попытке любой ценой сохранить прежний тип взаимодействий) — нарастанием степени эмоционального отчуждения и нарушением внутрисемейных отношений;
Изменения, происходящие в семейной системе, могут по-разному сказываться на субъективной удовлетворенности браком обоих супругов которая, является результатом "адекватной реализации представления (образа) о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч с различными событиями, составляющими его опыт (действительный или символический) в данной сфере деятельности.
Нужно помнить, что существуют естественные подъемы и спады удовлетворенности браком супругов.
В частности, установлено, что удовлетворенность браком зависит от стажа семейной жизни таким образом: кривая этой зависимости имеет U-образную форму — в начале, в течение первых двух десятилетий существования семьи, удовлетворенность браком постепенно понижается, достигая своего минимального значения в парах со стажем семейной жизни от 12 до 18 лет, а затем возрастает, но уже более резко.
Исходя из знания этапов развития семьи, проведя исследования конкретной пары, можно давать рекомендации по оптимизации брачных отношений; Наиболее действенной будет, конечно, работа с консультантом по брачно-семейным отношениям.

Список литературы

1. Алешина Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М: Изд-во Московского университета, 1987. - 104 с.
2. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. МГУ, 2009.- 120с.
3. Андреева Т.В. Семейная психология. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с.
4. Андреева Т.В. Психология современной семьи. - СПб.: Речь, 2005. - 215 с.
5. Андреева Т.В., Толстова А.В. Темперамент супругов и совместимость в браке СПб; СПбГУ, 2001.-244с.
6. Андреева Т. В. Психологические проблемы супружеских отношений // Вестник Санкт-7. Петербургского университета. Сер. 6. 2009. Вып. 3. № 20.-96с.
7. Андреева Т.В., Пипченко Т.Ю. Потребности женщин и мужчин в брачно-семейных отношениях// Психолого-педагогический поиск: проблемы и достижения. СПб.- 2009.-244с.
8. Андреева Т.В. Семейная психология. Спб., 2005.- 244с.
9. Бердяев Н. Смысл творчества // Семья: книга для чтения. Кн. 2 /. – М.- 1990.- 289с.
10. Благинин А.А. Торчило В.В. «Методические методы в психологии и педагогике».
11. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии - СПб.: 2001 - 352 с.- С.110
12. Бузина О.В., Новосельцева Е.Е. Удовлетворенность браком в «молодых» семьях. - 2002.
13. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб.- Речь- 2001 - 144с.
14. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер принт, 2005. - 176 с.
15. Васильева А.К. Структура семьи. М. 2008.
16. Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости. 2009. С.36-44
17. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений. Вопросы психологии - № 5 1985. С.54-57
18. Гозман Л.Я. Процессы межличностного восприятия в семье // Межличностное восприятие в группе. М.: МГУ, 1981.
19. Голод С. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л. «Наука», 1984.
20. Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи. Социологические исследования - №2, 1982. С. 88-93.
21. «Диагностика семьи»; под ред. Райгородского; изд. «БахраХ-М»; 2004.
22. Дмитренко А.К. Социально-психологические факторы стабильности брака в первые годы супружеской жизни. Киев, 1989.
23. Елизаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология - № 1, 1996. С.42-49.
24. Зацепин В.И. Молодая семья. Киев 1991.
25. Захаров А.И. Психологические особенности диагностики оптимизации отношений в конфликтной семье. Вопросы психологии №3, 1981. С. 59-68
26. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины., изд. «ПИТЕР».2002.
27. Карабанова О.А. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Карабанова О.А. - М.: Гардарики, 2004. - 320 с.
28. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб. Изд. РПГУ им. Герцена. 1998.
29. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М 1991.
30. Кутсар Д. Социально-демографические исследования семьи. Рига,1980.
31. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально психологический подход к изучению супружеских конфликтов. Психологический журнал - № 3, 1985.С.42-47.
32. Лимаренко А.П. Специфика и основные тенденции развития современной белорусской семьи: отчет по НИР / А.П. Лимаренко. - Мин-во образования РБ, БГУ, Минск, 2005. - 57 с.
33. Обозов Н.Н. Подходим ли мы друг другу на работе и в личной жизни. С-П, 1995.
34. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. - Т. 3. - № 2 ,1982. С.98-101.
35. Обозов Н.Н.. Обозова А.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии - № 2, 1984. С.64-70.
36. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев 1990.
37. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье. Психологический журнал. Т7.№2. 1986. С.28-31.
38. Психологические тесты: В 2-х т. Т. 2. /Под ред. Карелина А.А. - М.: «ВЛАДОС», 1999.
39. Психологический словарь // Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - 8-е изд., перераб. и доп. М.: «Педагогика. Пресс», 1996.
40. Пэйдж С. Супружеская жизнь: Путь к гармонии. М.: «МИРТ», 1995.
41. Резников В.Е. Социально-психологическая типология конфликтного взаимодействия супругов: Дисс. канд. психол. Наук. Минск, 1991.
42. Репина Т.А. Анализ теории полоролевой социализации в современной и западной психологии. Вопросы психологии №2, 1987.С.59-65
43. Ричардсон Р.У. Силы семейных уз. СПб.: «Акцидент», 1994.
44. Роджерс К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы / К. Роджерс; Изд-во ЭКСМО, 2002. - 286 с.
45. Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб.: «Ювента», 1999.
46. Сидоренко А.А. Методы математической статистики в психологии. М., 2001.
47. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. М. «Академия» 2002.
48. Столин В.В., Бутенко Г.П. Опросник удовлетворенности браком. Вестник МГУ 2004.
49. Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия. - М., 1981.
50. Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак. М.1986.
51. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М.1989.
52. Тийт Э. Факторы риска, вызывающие расторжение брака. Социально-демографические исследования. Рига 1980.
53. Федотова Н. Ф. Ролевые ожидания мужа и жены, их регулятивное воздействие на развитие супружеских отношений// Семья и личность. Тезисы докладов всесоюзной конференции в г. Гродно.- М., 1981.
54. Уорден М. Основы семейной психотерапии / Уорден М. - СПб.:, 2005. - 256 с.
55. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. «Питер», 2001.
56. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. - Изд. 33е, испр. и доп. М.: Независимая фирма “Класс”, -2001.-208с.
57. Эйдемиллер Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи.-СПб; изд. «Питер», 2002.
58. Ядов В.А. Удовлетворенность работой: Анализ эмпирических обобщений и попытка их теоретического истолкования // Социологические исследования. №1- 2004.- 131с.

Купить эту работу

Согласованность семейных ценностей и удовлетворенность браком у семейных пар, создавших семью в юном и зрелом возрасте

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

11 января 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.4
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Рецензия на статью Особенности взаимодействия матерей с детьми раннего возраста, зачатыми посредством ЭКО

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Рецензия на фильм «Одаренная» .

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
30 ₽
Готовая работа

Рецензия На текст Шевель Д.В. “О проблеме выбора”

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
20 ₽
Готовая работа

Статья: А. В. Кубасов, О. А. Михайлова Логопедам о «логопеде»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
30 ₽
Готовая работа

Рецензия на статью Ричарда Вуда”Проблемы с понятием «зависимость» от видеоигр: примеры из практики

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
30 ₽
Готовая работа

РЕЦЕНЗИЯ на статью Елизаветы Глагольевой "Вся правда о пользе и вреде компьютерных игр"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
30 ₽
Готовая работа

Рецензия на статью М.М. Сериевой “Интернет-зависимость”

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
30 ₽
Готовая работа

Рецензия на печатную тетрадь для младших школьников "Я-исследователь"- автор Александр Савенков.В современной образовательной практике возрастает знач

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽
Готовая работа

Рецензия на статью «Использование методов театральной педагогики в работе с подростками с девиантным поведением»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Рецензия на статьи о лидерстве

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Эссе-рецензия по книге. Э. Фромм - Искусство любить. Психология

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

5 рецензий на научные статьи по психологии (цена указана за 5)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
600 ₽