Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Психологический портрет

  • 82 страниц
  • 2015 год
  • 108 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность. В настоящее время во всем мире и России происходит изменение качественного состояния преступности и связанных с ней процессов: растет уровень латентной преступности; рецидивная преступность не уменьшается; продолжается возрастание преступности в среде молодежи (Бланкова А. С., Бурмистрова И. А., 1999; Башкатов И. П., 2002; Бровко Е. И., 2004; Рудакова И. А., Ситникова О. С., Фальчевская Н. Ю., 2005; Клейберг Ю. А., 2007 и др.). В то же время до 60% преступников-рецидивистов свое первое преступление совершили в подростковом возрасте, что свидетельствует о важности профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и проведения адекватных коррекционных мероприятий с теми, кто уже оступился (Гоголева А. В., 2002; Духновский С. В., 2002; Никитина В. А., 1996; Саламатина И. И., 2007).
Психолого-педагогическим аспектам отклоняющегося поведения несовершеннолетних посвящены работы М. А. Алемаскина, И. П. Башкатова, Ю. А. Клейберга, Д. В. Колесова, Н. В. Кошмана, И. Ф. Мягкова; вопросы организации воспитательно-профилактической и реабилитационной работы с детьми нашли отражение в трудах С. А. Беличевой, А. Д. Гонеева, А. И. Кочетова, Л. Г. Логиновой, Г. В. Нарыковой, Р. Д. Пенушлиевой, Г. Д. Пирьова; вопросам подготовки специалистов по работе с детьми с отклоняющимся поведением посвящены работы В. Ю. Бабайцева, С. И. Семенака, П. И. Сергиюк, С. С. Титкова, С. Н. Числова, В. Г. Ширяева и другие.
Однако несмотря на большое количество исследований, посвященных коррекционной, превентивной, реабилитационной тематике в педагогике и психологии, количество несовершеннолетних, имеющих отклоняющиеся формы поведения, не уменьшается.
В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения среди подрастающего поколения особенно возрос, что обусловливает необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения у подростков и поисков, более эффективных мер социального контроля - превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных.
В нашем обществе происходят сложные процессы, связанные с обострением социальной ситуации в стране, которые отражаются на людях, их физическом, психическом, материально-финансовом благополучии и косвенно на всей криминогенной обстановке в целом. Особенно остро на эти изменения реагируют дети и подростки. И одним из проявлений реагирования подростков на происходящие изменения являются правонарушения.
Состояние и тенденции подростковых правонарушений являются своего рода индикатором нравственного здоровья и положения подрастающего поколения. На сегодняшний день в России наблюдается ослабление общей криминальной активности несовершеннолетних, однако одновременный рост количества несовершеннолетних участников уголовно-наказуемых деяний, увеличение групповых правонарушений среди несовершеннолетних, усиление элементов их устойчивости и организованности, возрастание криминализации среди подростков не позволяет говорить о положительных тенденциях в детской и подростковой преступности.
Преступность среди несовершеннолетних связана как с общесоциальными проблемами, так и с проблемами формирования личности, носящими глубоко индивидуальный характер. Основные причины преступлений среди несовершеннолетних связаны, прежде всего, с экономическими, политическими и культурными преобразованиями, которые происходят в нашей стране. Они оказывают неблагоприятное воздействие на подростков и в конечном счете обусловливают различного рода нарушения в области формирования здоровой социальной личности подростка. Снижение численности подростковых правонарушений невозможно без достижения стабилизации в экономической и социальной сферах. Кроме того, необходимо последовательное проведение законодательных реформ, а также реализация программ, направленных на профилактику безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних.
Целью исследования явилось изучение психологических особенностей трудных подростков.
Объект исследования: подростки 13-15 лет.
Предмет исследования: психологические особенности подростков, испытывающие трудности в поведение.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Изучить психологические особенности трудных подростков.
2. Рассмотреть агрессивность, как фактор, обуславливающий «трудность» подростка.
3. Изучить личностные особенности трудных подростков психокоррекционной работы с агрессивными детьми дошкольного возраста
4. Проанализировать основные характеристики личности трудного подростка.
Гипотеза исследования: трудные подростки характеризуются высокими уровнями депрессии, ипохондрии, истерии, психопатии, психастении, они агрессивны, плохо адаптируются к социальной среде, в стрессовых ситуациях решению проблемы предпочитают её избегание.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в исследовании использовались следующие методы:
1) теоретические методы: теоретический анализ научных статей, монографий, психологических исследований, демонстрирующих состояние изученности и разработанности проблемы; психологический анализ основных детерминант развития подростков;
2) эмпирические методы: наблюдение, самооценка, экспертная оценка, эксперимент, тестирование.
3) методы статистического анализа: корреляционный анализ.
В исследовании участвовали подростки 13-15 лет в количестве 40 человек: 20 человек входили в экспериментальную группу (трудные подростки), 20 человек входили в контрольную группу (подростки с нормальным развитием).


Введение 3
Глава 1. Содержание понятия «трудный подросток» 7
1.1.Психологические особенности трудных подростков 7
1.2. Факторы, обуславливающие «трудность» подростка 20
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей трудных подростков 29
2.1. Организация и методики исследования 29
2.2 Анализ результатов диагностического исследования 33
2.3. Рекомендации по организации психокоррекционной работы с трудными подростками 57
Заключение 73
Список использованной литературы 77


Эпоха перемен в России, современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о морали, нравственности, нормах поведения. При отсутствии внятных социальных перспектив это не может не влиять на физическое и душевное здоровье людей. Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении.
Отклонения могут принимать самые разные позитивные формы – альтруизм, аскетизм, высочайшая преданность, героизм, гениальность, самопожертвование, сверхтрудолюбие, талант, отшельничество; а также негативные – азартные игры, браконьерство, воровство, взяточничество, вымогательство, контрабанда товаров, коррупция, мошенничество, обман, отмывание денег, уклонение от уплаты налогов, участие в теневой экономике, грабежи, разбой, преступления и т.д.
Во все времена общество пыталось подавлять и устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального «зла» всегда привлекали интерес ученых и практиков.
В жизни каждого человека, а точнее ребенка наступает момент, когда он начинает осознавать, что мир намного шире его представлений, начинает меняться его мировоззрение, ребенок перестает причислять себя к детям, но еще и не может причислить себя к взрослым. Такое состояние называется переходным периодом, или по научному - пубертатным возрастом, когда в организме ребенка начинаются резкие перестройки в физиологическом строении и психо-эмоциональном развитии.
Физиологи часто связывают многие явления в этот период с резким "гормональным взрывом", что обусловливает специфическое поведение ребенка. Однако психологи приводят свои причины, благодаря которым развиваются психологические особенности подростков. В этот период у ребенка появляется так называемое чувство взрослости, он начинает осознавать наличие собственного "Я", своих личностных качеств и стремится сформировать новые нормы поведения, подражая взрослым кумирам. Особенности психологического развития подростков таковы, что при условии изменения их сознания и стремление получить свой социальный статус в обществе приводит к тому, что ребенок стремится принимать собственные решения, участвовать в жизни семьи на условиях взрослого члена общества.
При этом противоречивость поведения ребенка приводит к тому, что появляются такие черты характера, как целеустремленность и в то же время безынициативность, агрессия и апатия, экзальтация и замкнутость, которые периодически сменяют друг друга без видимых на то причин. Это часто приводит взрослых в недоумение. И часто родители и учителя относятся к этому неправильно с позиции взрослого, а не равного человека, что значительно усугубляет взаимоотношения взрослого и подростка.
При этом часто говорят о том, что подростковый возраст очень агрессивный и нескоординированный, что подростков нужно направлять и указывать им, как поступать и что делать. Однако это в корне неправильно, и не учитывает психологические особенности подростков, если ребенок проявляет инициативу в постановке личностных целей и пытается их достигнуть, не надо его отговаривать, будь то музыка, танцы, спорт или что угодно.
Часто бывает, что в ущерб занятиям в школе подростки предпочитают заняться любимым дело, на что родители и учителя реагируют неадекватно, пытаясь его перестроить на учебу, считая, что это ему нужнее. Часто взрослые общаются с подростками, не учитывая психологические особенности подростков, что приводит к формированию сознания так называемого трудного подростка, с которым затем они активно ведут борьбу. Психологические особенности трудных подростков отличаются неправильным формированием авторитетов, а следовательно целей и жизненных установок.
Они начинают приобретать так называемые признаки взрослости, проявляющиеся курением, употреблением алкоголя, наркоманией и использованием ненормативной лексики. Таким образом, они пытаются самоутвердиться в среде более старших сверстников. Зачастую они уходят от близких отношений в семье, закрываются, что в дальнейшем во взрослой жизни проявляется неспособностью строить адекватные отношения с противоположным полом и строить семейные отношения.
Психологи рекомендуют взрослым более внимательно относиться к своим детям-подросткам, учитывать психологические особенности подростков, как дома, так и в социальных группах. Это касается школьных учителей, родственников и других взрослых, работающих в школьных коллективах. Необходимо развивать у подростков правильные мотивации, поддерживать их в постановке жизненных целей и утверждении собственного "Я", как отдельной личности, способной на взрослые обдуманные поступки и новые достижения.
Считается, что в нормально развивающихся обществах 10-12% населения приходится на отрицательную девиацию и столько же на положительную. Оставшаяся часть – немногим более 70% населения составляют люди без отклонений в поведении.
Эмпирическое исследование показало следующие результаты: трудные подростки характеризуются такими психологическими особенностями, как высокий уровень депрессии, ипохондрии, истерии, психопатии, психастении, они агрессивны, плохая адаптация к социальной среде, уход от стрессовых ситуаций. Следовательно, психологические особенности трудных подростков и подростков с нормальным развитием различны, так как нами были выявлены статистически значимые изменения между показателями всех шкал используемых психодиагностических методик. Таким образом, гипотеза о том, что трудные подростки характеризуются высокими уровнями депрессии, ипохондрии, истерии, психопатии, психастении, они агрессивны, плохо адаптируются к социальной среде, в стрессовых ситуациях решению проблемы предпочитают её избегание, нашла своё полное подтверждение.

1. Алиев М. Н. Педагогические условия предупреждения и преодоления подростковой дезадаптации / Алиев М. Н., Гаджиев Ш. А.// Педагогика. - 2009. - № 7. - С. 67-71.
2. Авдулова, Т. П. Агрессивный подросток : [кн. для родителей] / Авдулова Т. П. - М. : Академия, 2008. - 128 с. - (Психолог родителям).
3. Антонова Л. Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен / Антонова Л. Н.//Педагогика. - 2010. - № 9. - С. 28-33.
4. Акулинина Ю. Н. Социально-педагогическая деятельность по формированию у девиантных подростков "мотива достижения" / Акулинина Ю. Н.// Социальная педагогика. - 2011. - № 1. - С. 81-85.
5. Ашалова А. А. Программа коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних девочек / Ашалова А. А.// Работник социальной службы. - 2011. - № 12. - С. 78-95.
6. Вассерман Л.И. и др. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями. Пособие для врачей и медицинских психологов. –СПб.: 2009.
7. Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении /Отв. ред. И.А.Невский/. - М., 2008.
8. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. / [М.И. Рожков и др.]; под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 239с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Лев Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008. – 671, [1] c.
10. Вейц А. Что делать с трудными детьми? : психологическое сопровождение детей с особенностями поведения и развития, их родителей и воспитателей / Вейц А.// Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2009. - № 10. - С. 19-25.
11. Воробьева К. А. Влияние СМИ на формирование агрессивных установок подростка / Воробьева К. А.// Воспитание школьников. - 2011. - № 6. - С. 55-58.
12. Воробьева К. Профилактика агрессивности в подростковой среде / Воробьева К.// Воспитание школьников. - 2008. - № 6. - С. 55-61.
13. Гриднева Т. В. Агрессия у подростков / Гриднева Т. В.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2011. - № 4. - С. 80-86.
14. Гонеев А. Д. Работа учителя с трудными подростками : учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений / Гонеев А. Д., Годовникова Л. В. - М. : Академия, 2008. - 240 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).
15. Гонеев А. Трудные подростки как объект и субъект педагогической деятельности / Гонеев А., Годовникова Л.// Коррекционно-развивающее образование. - 2008. - № 5 - С. 11-34.
16. Годовникова Л. Модель коррекционно-развивающей работы школьного психолога с учащимися группы риска / Годовникова Л.// Коррекционно-развивающее образование. - 2008. - № 1 - С. 30-33.
17. Гликман И. З. Коррекция или перевоспитание, или Что делать с трудными школьниками / Гликман И. З.// Инновации в образовании. - 2008. - № 12. - С. 145-162.
18. Гонеев А. Основные направления коррекционно-педагогической деятельности с трудными подростками / Гонеев А.// Коррекционно-развивающее образование. - 2008. - № 1 - С. 25-29.
19. Дубинина Т. А. Как вести себя с "трудным" подростком? / Дубинина Т. А.//Классный руководитель. - 2008. - № 3. - С. 50-55.
20. Данилова Т. П. Проблемы социальной диагностики агрессивного поведения подростков / Данилова Т. П.// Социальная политика и социология. - 2010. - № 8. - С. 236-241.
21. Дубинин С. Н. Агрессия как стратегия адаптации девиантных подростков / Дубинин С. Н.// Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 4. - С. 41-44.
22. Евлашкина Н. М. Мотивация аффилиации и динамика агрессивного поведения у подростков с девиантным поведением / Евлашкина Н. М., Холмогорова А. Б.// Дефектология. - 2011. - № 4. - С. 65-72.
23. Жагарина М. А. Как оказать помощь "трудным" детям : из опыта работы / Жагарина М. А.// Воспитание школьников. - 2009. - № 8. - C. 65-68.
24. Зеленкова С. М. Детско-подростковая экспедиция : коррекция и профилактика девиантного поведения / Зеленкова С. М.// Социальная педагогика. - 2011. - № 3. - С. 75-81.
25. Илатовская Л. А. Психологическое сопровождение детей группы риска / Илатовская Л. А.// Социальная педагогика. - 2011. - № 4. - С. 89-97.
26. Каширский Д. В. Особенности агрессивного поведения подростков с деформациями потребностно-мотивационной сферы / Каширский Д. В., Каркавин Д. В.//Психология и школа. - 2009. - № 3. - С. 39-50.
27. Мерзлякова Ж. В. Общение без агрессии / Мерзлякова Ж. В.// Воспитание школьников. - 2009. - № 7. - C. 34-37.
28. Мерзлякова Д. Р. Необходимость учета индивидуально-личностных особенностей при разрешении конфликтов в подростковом и юношеском возрасте / Мерзлякова Д. Р.// Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 11. - С. 35-37.
29. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – СПб.: Речь, 2008. - 445 с.
30. Маркова С. В. Исследование гендерных различий агрессивного и аутоагрессивного поведения подростков / Маркова С. В.// Социальная педагогика. - 2010. - № 6. - С. 111-114.
31. Макартычева Г. И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения / Макартычева Г. И. - СПб. : Речь, 2008. - 192 с. -
32. Нагаев В. В. Ювенальная юстиция. Социальные проблемы : учеб. пособие для студ. вузов / Нагаев В. В. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010 ; Закон и право. - 255 с.
33. Никитская Е. А. Работа школы с семьей подростка девиантного поведения / Никитская Е. А., Маркова С. В.// Социальная педагогика. - 2011. - № 2. - С. 33-38.
34. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте : учеб.-метод. пособие для студ., обуч. по спец. 050716 "Специальная психология" / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. пед. ун-т ;[авт.-сост. О. В. Кобзева]. - Мурманск : МГПУ, 2010. - 136 с. : ил.
35. Павленок И.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. М.: ИНФА-М, 2007. 185 с.
36. Проективные психологические тесты. - http://azps.ru/tests/tests_ddch.html
37. Пятаков Е. "Трудный" подросток : искусство откровенного разговора : основы практической работы по психологической коррекции криминальных установок подростков средствами индивидуальной консультации / Пятаков Е.// Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2009. - № 13. - С. 2-47.
38. Пятаков Е. О. Как помочь ребенку не стать жертвой агрессии / Пятаков Е. О.// Народное образование. - 2012. - № 2. - С. 229-236.
39. Пятаков Е. О. Подростковая агрессия: "лечение" через осознание / Пятаков Е. О.// Социальная педагогика. - 2010. - № 6. - С. 57-72.
40. Пятницкая И. Н. Трудные дети - трудные взрослые / Пятницкая И. Н., Шаталов А. И. - М. : КноРус, 2011. - 119, [1] с.
41. Солдатов Д. Психологическая диагностика склонности подростков к аддиктивному поведению / Солдатов Д.//Социальная педагогика. - 2008. - № 2. - С. 97-105.
42. Селецкий А.И., Тарарухин С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. – Киев. -1981. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. / [М.И. Рожков и др.]; под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 239с.
43. Сорокина Е.Н.. Технология коррекции девиантного поведения подростков 11-14 лет в процессе туристско-краеведческой деятельности в учреждениях дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 Москва, 2005. 219 c.
44. Силаева Я. В. Влияние социально-психологических особенностей этнических групп на адаптацию подростков в образовательной среде / Силаева Я. В.// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2012. - № 3. - С. 108-113.
45. Собкин В. Агрессивный подросток : [соц. исслед.] / Собкин В., Адамчук Д. В.// Дитя человеческое. - 2008. - № 1. - С. 15-20.
46. СемкинаА. В. Индивидуальная работа по коррекции отклоняющегося поведения (из опыта работы) / Семкина А. В.// Воспитание школьников. - 2009. - № 8. - C. 31-35.
47. Кунаева А. Опыт создания реабилитационной среды в образовательном учреждении для подростков с девиантным поведением / Кунаева А.// Коррекционно-развивающее образование. - 2012. - № 1. - С. 11-26
48. Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация Н.В.Тарабриной) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.150-172.
49. Терентьева Н. П. Диагностика социально-педагогической запущенности подростков с отклонениями в поведении / Терентьева Н. П., Уварова С. Л., Заревина Н. В. ; Федер. агентство по образованию, ГОУВПО "Карельский гос. пед. ун-т". - Петрозаводск : КГПУ, 2007. - 72 с. : табл. - (Мастер-класс).
50. Трифонова М. Ю. Программа коррекционно-реабилитационной работы с девиантными детьми и подростками / Трифонова М. Ю.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2009. - № 1. - С. 61-67.
51. Хлюпин В. Когда все есть : записки школьного психолога : [работа с трудными детьми] / Хлюпин В.// Социальная педагогика. - 2010. - № 2. - С. 38-44.
52. Холмогорова А. Б. Социальная ситуация развития и динамика агрессивного поведения у подростков с девиантным поведением / Холмогорова А. Б., Евлашкина Н. М.// Дефектология. - 2011. - № 2. - С. 71-81.
53. Хухлаева О. Психолого-педагогические условия сохранения психологического здоровья подростков / Хухлаева О.// Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2010. - № 3. - С. 33-37.
54. Хлюпин В. О. Трудный случай: обеспеченная, но неблагополучная семья / Хлюпин В. О.// Народное образование . - 2010. - № 1. - С. 261-265.
55. Чижакова Г.И., Новикова Л.А. Коррекция отклоняющегося поведения детей и подростков. – Красноярск. -2007.
56. Чепелева Л. Как снять подростковую агрессивность : возможности летнего лагеря / Чепелева Л.// Народное образование. - 2008. - № 3 - С. 259-263.
57. Черникова Т. Т. Трудный подросток : как вести беседу? / Черникова Т.// Народное образование . - 2009. - № 6. - С. 243-251.
58. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. / Л.Б. Шнейдер. – Москва: Академический проспект: Трикста, 2005. – 336 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность. В настоящее время во всем мире и России происходит изменение качественного состояния преступности и связанных с ней процессов: растет уровень латентной преступности; рецидивная преступность не уменьшается; продолжается возрастание преступности в среде молодежи (Бланкова А. С., Бурмистрова И. А., 1999; Башкатов И. П., 2002; Бровко Е. И., 2004; Рудакова И. А., Ситникова О. С., Фальчевская Н. Ю., 2005; Клейберг Ю. А., 2007 и др.). В то же время до 60% преступников-рецидивистов свое первое преступление совершили в подростковом возрасте, что свидетельствует о важности профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и проведения адекватных коррекционных мероприятий с теми, кто уже оступился (Гоголева А. В., 2002; Духновский С. В., 2002; Никитина В. А., 1996; Саламатина И. И., 2007).
Психолого-педагогическим аспектам отклоняющегося поведения несовершеннолетних посвящены работы М. А. Алемаскина, И. П. Башкатова, Ю. А. Клейберга, Д. В. Колесова, Н. В. Кошмана, И. Ф. Мягкова; вопросы организации воспитательно-профилактической и реабилитационной работы с детьми нашли отражение в трудах С. А. Беличевой, А. Д. Гонеева, А. И. Кочетова, Л. Г. Логиновой, Г. В. Нарыковой, Р. Д. Пенушлиевой, Г. Д. Пирьова; вопросам подготовки специалистов по работе с детьми с отклоняющимся поведением посвящены работы В. Ю. Бабайцева, С. И. Семенака, П. И. Сергиюк, С. С. Титкова, С. Н. Числова, В. Г. Ширяева и другие.
Однако несмотря на большое количество исследований, посвященных коррекционной, превентивной, реабилитационной тематике в педагогике и психологии, количество несовершеннолетних, имеющих отклоняющиеся формы поведения, не уменьшается.
В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения среди подрастающего поколения особенно возрос, что обусловливает необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения у подростков и поисков, более эффективных мер социального контроля - превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных.
В нашем обществе происходят сложные процессы, связанные с обострением социальной ситуации в стране, которые отражаются на людях, их физическом, психическом, материально-финансовом благополучии и косвенно на всей криминогенной обстановке в целом. Особенно остро на эти изменения реагируют дети и подростки. И одним из проявлений реагирования подростков на происходящие изменения являются правонарушения.
Состояние и тенденции подростковых правонарушений являются своего рода индикатором нравственного здоровья и положения подрастающего поколения. На сегодняшний день в России наблюдается ослабление общей криминальной активности несовершеннолетних, однако одновременный рост количества несовершеннолетних участников уголовно-наказуемых деяний, увеличение групповых правонарушений среди несовершеннолетних, усиление элементов их устойчивости и организованности, возрастание криминализации среди подростков не позволяет говорить о положительных тенденциях в детской и подростковой преступности.
Преступность среди несовершеннолетних связана как с общесоциальными проблемами, так и с проблемами формирования личности, носящими глубоко индивидуальный характер. Основные причины преступлений среди несовершеннолетних связаны, прежде всего, с экономическими, политическими и культурными преобразованиями, которые происходят в нашей стране. Они оказывают неблагоприятное воздействие на подростков и в конечном счете обусловливают различного рода нарушения в области формирования здоровой социальной личности подростка. Снижение численности подростковых правонарушений невозможно без достижения стабилизации в экономической и социальной сферах. Кроме того, необходимо последовательное проведение законодательных реформ, а также реализация программ, направленных на профилактику безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних.
Целью исследования явилось изучение психологических особенностей трудных подростков.
Объект исследования: подростки 13-15 лет.
Предмет исследования: психологические особенности подростков, испытывающие трудности в поведение.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Изучить психологические особенности трудных подростков.
2. Рассмотреть агрессивность, как фактор, обуславливающий «трудность» подростка.
3. Изучить личностные особенности трудных подростков психокоррекционной работы с агрессивными детьми дошкольного возраста
4. Проанализировать основные характеристики личности трудного подростка.
Гипотеза исследования: трудные подростки характеризуются высокими уровнями депрессии, ипохондрии, истерии, психопатии, психастении, они агрессивны, плохо адаптируются к социальной среде, в стрессовых ситуациях решению проблемы предпочитают её избегание.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в исследовании использовались следующие методы:
1) теоретические методы: теоретический анализ научных статей, монографий, психологических исследований, демонстрирующих состояние изученности и разработанности проблемы; психологический анализ основных детерминант развития подростков;
2) эмпирические методы: наблюдение, самооценка, экспертная оценка, эксперимент, тестирование.
3) методы статистического анализа: корреляционный анализ.
В исследовании участвовали подростки 13-15 лет в количестве 40 человек: 20 человек входили в экспериментальную группу (трудные подростки), 20 человек входили в контрольную группу (подростки с нормальным развитием).


Введение 3
Глава 1. Содержание понятия «трудный подросток» 7
1.1.Психологические особенности трудных подростков 7
1.2. Факторы, обуславливающие «трудность» подростка 20
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей трудных подростков 29
2.1. Организация и методики исследования 29
2.2 Анализ результатов диагностического исследования 33
2.3. Рекомендации по организации психокоррекционной работы с трудными подростками 57
Заключение 73
Список использованной литературы 77


Эпоха перемен в России, современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о морали, нравственности, нормах поведения. При отсутствии внятных социальных перспектив это не может не влиять на физическое и душевное здоровье людей. Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении.
Отклонения могут принимать самые разные позитивные формы – альтруизм, аскетизм, высочайшая преданность, героизм, гениальность, самопожертвование, сверхтрудолюбие, талант, отшельничество; а также негативные – азартные игры, браконьерство, воровство, взяточничество, вымогательство, контрабанда товаров, коррупция, мошенничество, обман, отмывание денег, уклонение от уплаты налогов, участие в теневой экономике, грабежи, разбой, преступления и т.д.
Во все времена общество пыталось подавлять и устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального «зла» всегда привлекали интерес ученых и практиков.
В жизни каждого человека, а точнее ребенка наступает момент, когда он начинает осознавать, что мир намного шире его представлений, начинает меняться его мировоззрение, ребенок перестает причислять себя к детям, но еще и не может причислить себя к взрослым. Такое состояние называется переходным периодом, или по научному - пубертатным возрастом, когда в организме ребенка начинаются резкие перестройки в физиологическом строении и психо-эмоциональном развитии.
Физиологи часто связывают многие явления в этот период с резким "гормональным взрывом", что обусловливает специфическое поведение ребенка. Однако психологи приводят свои причины, благодаря которым развиваются психологические особенности подростков. В этот период у ребенка появляется так называемое чувство взрослости, он начинает осознавать наличие собственного "Я", своих личностных качеств и стремится сформировать новые нормы поведения, подражая взрослым кумирам. Особенности психологического развития подростков таковы, что при условии изменения их сознания и стремление получить свой социальный статус в обществе приводит к тому, что ребенок стремится принимать собственные решения, участвовать в жизни семьи на условиях взрослого члена общества.
При этом противоречивость поведения ребенка приводит к тому, что появляются такие черты характера, как целеустремленность и в то же время безынициативность, агрессия и апатия, экзальтация и замкнутость, которые периодически сменяют друг друга без видимых на то причин. Это часто приводит взрослых в недоумение. И часто родители и учителя относятся к этому неправильно с позиции взрослого, а не равного человека, что значительно усугубляет взаимоотношения взрослого и подростка.
При этом часто говорят о том, что подростковый возраст очень агрессивный и нескоординированный, что подростков нужно направлять и указывать им, как поступать и что делать. Однако это в корне неправильно, и не учитывает психологические особенности подростков, если ребенок проявляет инициативу в постановке личностных целей и пытается их достигнуть, не надо его отговаривать, будь то музыка, танцы, спорт или что угодно.
Часто бывает, что в ущерб занятиям в школе подростки предпочитают заняться любимым дело, на что родители и учителя реагируют неадекватно, пытаясь его перестроить на учебу, считая, что это ему нужнее. Часто взрослые общаются с подростками, не учитывая психологические особенности подростков, что приводит к формированию сознания так называемого трудного подростка, с которым затем они активно ведут борьбу. Психологические особенности трудных подростков отличаются неправильным формированием авторитетов, а следовательно целей и жизненных установок.
Они начинают приобретать так называемые признаки взрослости, проявляющиеся курением, употреблением алкоголя, наркоманией и использованием ненормативной лексики. Таким образом, они пытаются самоутвердиться в среде более старших сверстников. Зачастую они уходят от близких отношений в семье, закрываются, что в дальнейшем во взрослой жизни проявляется неспособностью строить адекватные отношения с противоположным полом и строить семейные отношения.
Психологи рекомендуют взрослым более внимательно относиться к своим детям-подросткам, учитывать психологические особенности подростков, как дома, так и в социальных группах. Это касается школьных учителей, родственников и других взрослых, работающих в школьных коллективах. Необходимо развивать у подростков правильные мотивации, поддерживать их в постановке жизненных целей и утверждении собственного "Я", как отдельной личности, способной на взрослые обдуманные поступки и новые достижения.
Считается, что в нормально развивающихся обществах 10-12% населения приходится на отрицательную девиацию и столько же на положительную. Оставшаяся часть – немногим более 70% населения составляют люди без отклонений в поведении.
Эмпирическое исследование показало следующие результаты: трудные подростки характеризуются такими психологическими особенностями, как высокий уровень депрессии, ипохондрии, истерии, психопатии, психастении, они агрессивны, плохая адаптация к социальной среде, уход от стрессовых ситуаций. Следовательно, психологические особенности трудных подростков и подростков с нормальным развитием различны, так как нами были выявлены статистически значимые изменения между показателями всех шкал используемых психодиагностических методик. Таким образом, гипотеза о том, что трудные подростки характеризуются высокими уровнями депрессии, ипохондрии, истерии, психопатии, психастении, они агрессивны, плохо адаптируются к социальной среде, в стрессовых ситуациях решению проблемы предпочитают её избегание, нашла своё полное подтверждение.

1. Алиев М. Н. Педагогические условия предупреждения и преодоления подростковой дезадаптации / Алиев М. Н., Гаджиев Ш. А.// Педагогика. - 2009. - № 7. - С. 67-71.
2. Авдулова, Т. П. Агрессивный подросток : [кн. для родителей] / Авдулова Т. П. - М. : Академия, 2008. - 128 с. - (Психолог родителям).
3. Антонова Л. Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен / Антонова Л. Н.//Педагогика. - 2010. - № 9. - С. 28-33.
4. Акулинина Ю. Н. Социально-педагогическая деятельность по формированию у девиантных подростков "мотива достижения" / Акулинина Ю. Н.// Социальная педагогика. - 2011. - № 1. - С. 81-85.
5. Ашалова А. А. Программа коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних девочек / Ашалова А. А.// Работник социальной службы. - 2011. - № 12. - С. 78-95.
6. Вассерман Л.И. и др. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями. Пособие для врачей и медицинских психологов. –СПб.: 2009.
7. Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении /Отв. ред. И.А.Невский/. - М., 2008.
8. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. / [М.И. Рожков и др.]; под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 239с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Лев Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008. – 671, [1] c.
10. Вейц А. Что делать с трудными детьми? : психологическое сопровождение детей с особенностями поведения и развития, их родителей и воспитателей / Вейц А.// Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2009. - № 10. - С. 19-25.
11. Воробьева К. А. Влияние СМИ на формирование агрессивных установок подростка / Воробьева К. А.// Воспитание школьников. - 2011. - № 6. - С. 55-58.
12. Воробьева К. Профилактика агрессивности в подростковой среде / Воробьева К.// Воспитание школьников. - 2008. - № 6. - С. 55-61.
13. Гриднева Т. В. Агрессия у подростков / Гриднева Т. В.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2011. - № 4. - С. 80-86.
14. Гонеев А. Д. Работа учителя с трудными подростками : учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений / Гонеев А. Д., Годовникова Л. В. - М. : Академия, 2008. - 240 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).
15. Гонеев А. Трудные подростки как объект и субъект педагогической деятельности / Гонеев А., Годовникова Л.// Коррекционно-развивающее образование. - 2008. - № 5 - С. 11-34.
16. Годовникова Л. Модель коррекционно-развивающей работы школьного психолога с учащимися группы риска / Годовникова Л.// Коррекционно-развивающее образование. - 2008. - № 1 - С. 30-33.
17. Гликман И. З. Коррекция или перевоспитание, или Что делать с трудными школьниками / Гликман И. З.// Инновации в образовании. - 2008. - № 12. - С. 145-162.
18. Гонеев А. Основные направления коррекционно-педагогической деятельности с трудными подростками / Гонеев А.// Коррекционно-развивающее образование. - 2008. - № 1 - С. 25-29.
19. Дубинина Т. А. Как вести себя с "трудным" подростком? / Дубинина Т. А.//Классный руководитель. - 2008. - № 3. - С. 50-55.
20. Данилова Т. П. Проблемы социальной диагностики агрессивного поведения подростков / Данилова Т. П.// Социальная политика и социология. - 2010. - № 8. - С. 236-241.
21. Дубинин С. Н. Агрессия как стратегия адаптации девиантных подростков / Дубинин С. Н.// Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 4. - С. 41-44.
22. Евлашкина Н. М. Мотивация аффилиации и динамика агрессивного поведения у подростков с девиантным поведением / Евлашкина Н. М., Холмогорова А. Б.// Дефектология. - 2011. - № 4. - С. 65-72.
23. Жагарина М. А. Как оказать помощь "трудным" детям : из опыта работы / Жагарина М. А.// Воспитание школьников. - 2009. - № 8. - C. 65-68.
24. Зеленкова С. М. Детско-подростковая экспедиция : коррекция и профилактика девиантного поведения / Зеленкова С. М.// Социальная педагогика. - 2011. - № 3. - С. 75-81.
25. Илатовская Л. А. Психологическое сопровождение детей группы риска / Илатовская Л. А.// Социальная педагогика. - 2011. - № 4. - С. 89-97.
26. Каширский Д. В. Особенности агрессивного поведения подростков с деформациями потребностно-мотивационной сферы / Каширский Д. В., Каркавин Д. В.//Психология и школа. - 2009. - № 3. - С. 39-50.
27. Мерзлякова Ж. В. Общение без агрессии / Мерзлякова Ж. В.// Воспитание школьников. - 2009. - № 7. - C. 34-37.
28. Мерзлякова Д. Р. Необходимость учета индивидуально-личностных особенностей при разрешении конфликтов в подростковом и юношеском возрасте / Мерзлякова Д. Р.// Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 11. - С. 35-37.
29. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – СПб.: Речь, 2008. - 445 с.
30. Маркова С. В. Исследование гендерных различий агрессивного и аутоагрессивного поведения подростков / Маркова С. В.// Социальная педагогика. - 2010. - № 6. - С. 111-114.
31. Макартычева Г. И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения / Макартычева Г. И. - СПб. : Речь, 2008. - 192 с. -
32. Нагаев В. В. Ювенальная юстиция. Социальные проблемы : учеб. пособие для студ. вузов / Нагаев В. В. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010 ; Закон и право. - 255 с.
33. Никитская Е. А. Работа школы с семьей подростка девиантного поведения / Никитская Е. А., Маркова С. В.// Социальная педагогика. - 2011. - № 2. - С. 33-38.
34. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте : учеб.-метод. пособие для студ., обуч. по спец. 050716 "Специальная психология" / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. пед. ун-т ;[авт.-сост. О. В. Кобзева]. - Мурманск : МГПУ, 2010. - 136 с. : ил.
35. Павленок И.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. М.: ИНФА-М, 2007. 185 с.
36. Проективные психологические тесты. - http://azps.ru/tests/tests_ddch.html
37. Пятаков Е. "Трудный" подросток : искусство откровенного разговора : основы практической работы по психологической коррекции криминальных установок подростков средствами индивидуальной консультации / Пятаков Е.// Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2009. - № 13. - С. 2-47.
38. Пятаков Е. О. Как помочь ребенку не стать жертвой агрессии / Пятаков Е. О.// Народное образование. - 2012. - № 2. - С. 229-236.
39. Пятаков Е. О. Подростковая агрессия: "лечение" через осознание / Пятаков Е. О.// Социальная педагогика. - 2010. - № 6. - С. 57-72.
40. Пятницкая И. Н. Трудные дети - трудные взрослые / Пятницкая И. Н., Шаталов А. И. - М. : КноРус, 2011. - 119, [1] с.
41. Солдатов Д. Психологическая диагностика склонности подростков к аддиктивному поведению / Солдатов Д.//Социальная педагогика. - 2008. - № 2. - С. 97-105.
42. Селецкий А.И., Тарарухин С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. – Киев. -1981. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. / [М.И. Рожков и др.]; под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 239с.
43. Сорокина Е.Н.. Технология коррекции девиантного поведения подростков 11-14 лет в процессе туристско-краеведческой деятельности в учреждениях дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 Москва, 2005. 219 c.
44. Силаева Я. В. Влияние социально-психологических особенностей этнических групп на адаптацию подростков в образовательной среде / Силаева Я. В.// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2012. - № 3. - С. 108-113.
45. Собкин В. Агрессивный подросток : [соц. исслед.] / Собкин В., Адамчук Д. В.// Дитя человеческое. - 2008. - № 1. - С. 15-20.
46. СемкинаА. В. Индивидуальная работа по коррекции отклоняющегося поведения (из опыта работы) / Семкина А. В.// Воспитание школьников. - 2009. - № 8. - C. 31-35.
47. Кунаева А. Опыт создания реабилитационной среды в образовательном учреждении для подростков с девиантным поведением / Кунаева А.// Коррекционно-развивающее образование. - 2012. - № 1. - С. 11-26
48. Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация Н.В.Тарабриной) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.150-172.
49. Терентьева Н. П. Диагностика социально-педагогической запущенности подростков с отклонениями в поведении / Терентьева Н. П., Уварова С. Л., Заревина Н. В. ; Федер. агентство по образованию, ГОУВПО "Карельский гос. пед. ун-т". - Петрозаводск : КГПУ, 2007. - 72 с. : табл. - (Мастер-класс).
50. Трифонова М. Ю. Программа коррекционно-реабилитационной работы с девиантными детьми и подростками / Трифонова М. Ю.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2009. - № 1. - С. 61-67.
51. Хлюпин В. Когда все есть : записки школьного психолога : [работа с трудными детьми] / Хлюпин В.// Социальная педагогика. - 2010. - № 2. - С. 38-44.
52. Холмогорова А. Б. Социальная ситуация развития и динамика агрессивного поведения у подростков с девиантным поведением / Холмогорова А. Б., Евлашкина Н. М.// Дефектология. - 2011. - № 2. - С. 71-81.
53. Хухлаева О. Психолого-педагогические условия сохранения психологического здоровья подростков / Хухлаева О.// Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2010. - № 3. - С. 33-37.
54. Хлюпин В. О. Трудный случай: обеспеченная, но неблагополучная семья / Хлюпин В. О.// Народное образование . - 2010. - № 1. - С. 261-265.
55. Чижакова Г.И., Новикова Л.А. Коррекция отклоняющегося поведения детей и подростков. – Красноярск. -2007.
56. Чепелева Л. Как снять подростковую агрессивность : возможности летнего лагеря / Чепелева Л.// Народное образование. - 2008. - № 3 - С. 259-263.
57. Черникова Т. Т. Трудный подросток : как вести беседу? / Черникова Т.// Народное образование . - 2009. - № 6. - С. 243-251.
58. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. / Л.Б. Шнейдер. – Москва: Академический проспект: Трикста, 2005. – 336 с.

Купить эту работу

Психологический портрет

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

27 января 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Зависимость от социальных сетей в нашей жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Тренинг «Развитие (повышение) чувства уверенности в себе»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Разводы в первый год совместной жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Организация нового года для старших подростков в стенах института (фотоквест)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Отношение студентов к алкоголизму и наркомании

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

План мероприятий по развитию коллектива

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
40 ₽
Готовая работа

Профессиональное здоровье как фактор высокой компетентности и успеха специалиста / Психология экстремальных ситуаций

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Развитие эмоционального состояния детей средней группы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Субъектность во взаимоотношениях родителей и детей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Психологическая хар-ка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Анализ конфликта в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
220 ₽
Готовая работа

Программа предметной недели «Посвященная психологии»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
230 ₽