Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Психологические исследования особенности совладающего поведения лиц летного состава

  • 87 страниц
  • 2015 год
  • 588 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ


Актуальность. События последних лет, связанные с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, ростом экстремизма, информационной революцией, нарушением экологического равновесия и массовым ухудшением здоровья, неустойчивостью социально-экономической ситуации в стране и мире, необходимостью профессиональной мобильности, в очередной раз поставили вопрос о создании системы психологической помощи личности в экстремальных, трудных жизненных, конфликтных и профессиональных стрессовых ситуациях.
Не случайно в последнее время в обществе остро стоит проблема повышения индивидуальной устойчивости к неблагоприятным внешним воздействиям и поиска способов ее формирования. Многие ученые ищут ответы на вопрос, каким образом и какими способами человек справляется со стрессовыми ситуациями и событиями своей жизни, как он их разрешает. В современной психологии активно разрабатывается проблема «совладающего поведения», или копинга, как преобразующей мир и самого себя активности личности, которая связана с системой целеполагающих действий, прогнозированием исхода процесса, творческим порождением новых выходов и решений трудной (проблемной) ситуации.
Известно, что профессия летчика на шкале стрессогенности занимает самое высокое место, поскольку связана с риском для жизни. Профессия предъявляет особые требования к психофизиологическому состоянию летного состава: летчик должен иметь очень хорошее здоровье, для него важна физическая подготовка; мыслительные и двигательные реакции должны быть мгновенными, максимально приближенными к реакциям спортсмена; необходимо уметь быстро усваивать информацию, планировать решение проблемы и принимать ответственность за свои действия. Таким образом, летчик это решительный, смелый, в меру отчаянный человек с высоким уровнем самоконтроля, обладающий высокой стрессоустойчивостью, умеющий использовать продуктивные копинг-стратегии.
Объектом исследования является совладающее поведение, предметом – особенности совладающего поведения лиц лётного состава.
Цель исследования – выявление психологических особенностей совладающего поведения лиц лётного состава.
В соответствии с обозначенным объектом, предметом и целью исследования в работе решается ряд задач:
1) охарактеризовать опыт исследования совладающего поведения лиц лётного состава;
2) провести анализ, обобщение и интерпретацию результатов изучения особенностей совладающего поведения лиц лётного состава;
3) разработать практические рекомендации для лиц лётного состава по итогам исследования.
Гипотеза исследования: 1) лица лётного состава ВС РФ характеризуются средним или высоким уровнем совладающего поведения; 2) ведущей копинг-стратегией лиц лётного состава ВС РФ является копинг, ориентированный на решение проблемы; 3) лица лётного состава ВС РФ характеризуются средними или высоким уровнем самореализации и самоотношения..
Методы: методы теоретического анализа, метод опроса, наблюдения, беседы, методы математической статистики, а также специальные методики.
Для исследования особенностей совладающего поведения лиц лётного состава нами были использованы следующие методики: 1) Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса; 2) Самоактуализационный тест (САТ) Ю.Е. Алёшиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загики, М.В. Кроза; 3) Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева; 4) Тест-опросник личностной зрелости Ю.З. Гильбуха; 5) Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева.
Опытно-экспериментальная база: исследование осуществлялось в Авиационном госпитале г. Москва, выборка включала в себя 30 лиц лётного состава.
Работа обобщает результаты исследования, которое проводилось в три этапа:
- первый этап был направлен на изучение и анализ психологической литературы по интересующим направлениям, на определение объекта и предмета исследования, первоначальную формулировку темы и проблемы работы, определение цели, гипотезы, задач исследования, разработку научного замысла исследования особенностей совладающего поведения лиц лётного состава;
- второй этап исследования включал обобщение результатов анализа психологической литературы по исследуемой проблеме, написание части работы, характеризующей теоретические основы исследования особенностей совладающего поведения лиц лётного состава;
- третий этап включал эмпирическое исследование: были получены, проанализированы и интерпретированы результаты изучения специфики совладающего поведения лиц лётного состава.
Практическая значимость исследования заключается в том, что по результатам эмпирического исследования были разработаны практические рекомендации для лиц летного состава. Результаты исследования могут быть интересны психологам-практикам, а также тем, кто интересуется изучением психологических аспектов авиационной профессии.
Структура и объём. В соответствии с логикой изложения материала структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 81 источник. Общий объём работы 88 страниц.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЦ
ЛЁТНОГО СОСТАВА 6
1.1. Лётная деятельность как объект исследования в психологии 6
1.2. Понятие и основные особенности совладающего поведения 20
1.3. Опыт исследования совладающего поведения лиц лётного состава 27
Выводы по первой главе 43
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЦ ЛЁТНОГО СОСТАВА 45
2.1. Программа, этапы и методики исследования 45
2.2. Результаты изучения особенностей совладающего поведения
лиц лётного состава 50
2.3. Анализ, обобщение и интерпретация результатов изучения
особенностей совладающего поведения лиц лётного состава 57
3.4. Практические рекомендации для лиц лётного состава 63
Выводы по второй главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 87


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое нами исследование было посвящено изучению особенностей совладающего поведения лиц лётного состава. Ниже представлены основные выводы.
1. Актуальные направления исследования человеческого фактора в отечественной авиационной психологии заключаются в: 1) обосновании психолого-педагогических принципов сбалансированной подготовки лётчика на тренажёре и в реальном полёте; 2) разработке методов формирования готовности летчика к внезапному (в случае отказа системы автоматического управления) переходу с автоматического на «ручной» и полуавтоматический режимы управления; 3) введении современной системы психологического отбора абитуриентов с прогнозированием личностного развития в авиационной профессии; 4) внедрении на всех этапах профессионализации личностно-ориентированных методов обучения и воспитания, нацеленных на развитие у авиаторов способности к принятию ответственных и творческих решений; 5) оптимизации CRM (Crew Resource Management) как технологии управления ресурсами экипажа для обеспечения точного и безошибочного взаимодействия в экипаже высокоавтоматизированных самолетов; 6) изучении психологических закономерностей совместной деятельности специалистов различных авиационных служб; 7) совершенствовании методов психологической работы в системе морально-психологического обеспечения (МПО) боевых действий авиации.
2. Совладающее поведение – это целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессором) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, через осознанные стратегии действия. Совладающее поведение направлено на повышение адаптации личности к среде и может складываться и определяться через совокупность копинг-стратегий – те приемы и способы, с помощью которых и происходит процесс совладания. В основном, исследователями выделяются следующие базовые стили копинг-стратегий: проблемно-ориентированный стиль, эмоционально-ориентированный стиль, избегание как стиль совладания (проявляется в виде ухода от проблемы). Кроме того, реализация копинг-стратегий может происходить в трех плоскостях: поведенческая сфера; когнитивная сфера; эмоциональная сфера. Виды копинг-стратегий поведения разделяются и с учетом степени их адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные, неадаптивные.
3. В последнее время в обществе остро стоит проблема повышения индивидуальной устойчивости к неблагоприятным внешним воздействиям и поиска способов ее формирования. Многие ученые ищут ответы на вопрос, каким образом и какими способами человек справляется со стрессовыми ситуациями и событиями своей жизни, как он их разрешает. Известно, что профессия летчика на шкале стрессогенности занимает самое высокое место, поскольку связана с риском для жизни. Профессия предъявляет особые требования к психофизиологическому состоянию летного состава: летчик должен иметь очень хорошее здоровье, для него важна физическая подготовка; мыслительные и двигательные реакции должны быть мгновенными, максимально приближенными к реакциям спортсмена; необходимо уметь быстро усваивать информацию, планировать решение проблемы и принимать ответственность за свои действия. Таким образом, летчик это решительный, смелый, в меру отчаянный человек с высоким уровнем самоконтроля, обладающий высокой стрессоустойчивостью, умеющий использовать продуктивные копинг-стратегии.
4. Целью экспериментальной части исследования стало эмпирическое изучение особенностей совладающего поведения лиц лётного состава. В соответствии с указанной целью в работе решается ряд задач: 1) провести исследование при помощи вышеописанных методик; 2) проанализировать полученные результаты; 3) сделать выводы об особенностях совладающего поведения испытуемых. В соответствии с указанными задачами эмпирическое исследование состояло из 5 этапов: 1) разъяснения по выполнению заданий; 2) обработка полученных данных; 3) проверка уровня значимости шкал тестов при помощи дисперсионного анализа; 4) распределение испытуемых по группам методом кластерного анализа; 5) характеристика полученных групп.
5. Первая группа включает в себя 12 лиц лётного состава (40,00% испытуемых). Представители данной группы характеризуются средним уровнем самоконтроля и конфронтационного копинга. В большинстве случаев они готовы принять ответственность за свои действия, однако в наиболее сложных ситуациях могут использовать стратегию бегства и избегания. У них средние способности к планированию решения проблем, но слабо развиты склонности к положительной переоценке. В целом, лица лётного состава, объединяемые первой группой, характеризуются средним уровнем самоактуализации, самоуважения, контактности, самоуверенности, самоценности, однако у них есть определённые проблемы во взаимодействии с другими людьми: по параметрам «реактивная чувствительность», «принятие природы человека», «синергия», «способность к психологической близости» их уровень ниже среднего. У них положительное отношение к своему «Я», присутствует определённая мотивация достижений, есть цели в жизни, однако процесс и результативность жизни не всегда под их контролем. Проанализировав полученные результаты, мы определили, что рассматриваемая группа лиц лётного состава обладает средним уровнем совладающего поведения.
6. Вторая группа охватывает 18 опрошенных (60,00% испытуемых). Представители данной группы не склонны к конфронтации и дистанцированию – они предпочитают совместно вырабатывать решения по всем спорным вопросам, ответственно подходят к планированию своих действий, способны к положительной переоценке. Важнейшее значение для них имеет возможность самореализации, у них высокий уровень компетентности во времени, самоуважения, самопринятия, контактности, познавательных потребностей. Данные испытуемые характеризуются положительным отношением к людям, толерантны к иной точке зрения, готовы к компромиссам. Это достаточно цельные личности с низкими показателями по параметрам «внутренняя конфликтность» и «самообвинение». У них есть глобальные жизненные цели и планы по их реализации, присутствует высокая мотивация достижений и результативность предпринимаемых действий. Проведённый анализ позволяет нам определить уровень совладающего поведения данной группы как высокий.
7. Ориентация на решение конкретных профессионально-психологических задач, оказание психологической помощи лицам лётного состава является отличительной особенностью практической психологии. Особую актуальность имеет проблема поддержания психического здоровья личного состава, принимающего участие в реализации специальных операций, а также испытывающего действие различных психотравмирующих факторов, в первую очередь, экстремального характера. Психотехнологии оказания психологической помощи и самопомощи занимают основное место в системе психологического обеспечения профессиональной деятельности сложных профессиональных условиях. Именно научно обоснованная методико-технологическая психологическая поддержка способствует существенному снижению негативного влияния психотравмирующих факторов профессиональной деятельности.
Проведённое нами исследование показало, что гипотеза полностью подтвердилась.

1. Абдурахманов Р.А. Социально-психологический подход к анализу совладающего поведения / Р.А. Абдурахманов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2009. №4. – С. 60 – 65.
2. Аксёнова А.В. Оптимизация мотивационного обеспечения профессиональной деятельности лётного состава военно-транспортной авиации в современных условиях: Дис. канд. психол. наук. – Тверь, 2007. – 165 с.
3. Александрова Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе её психологической безопасности в современном мире / Л.А. Александрова // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2005. №7. – С. 83 – 84.
4. Алексеенко М.С. Развитие личностного потенциала лётчика в процессе профессионального становления: Дис. канд. психол. наук. – М., 2011.
5. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1994. – Т. 15. №1. – С. 3 – 19.
6. Ариничева О.В. Совершенствование методов управления ресурсами системы «экипаж – воздушное судно» путём снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность полётов: Дис. канд. тех наук. – СПб, 2008. – 256 с.
7. Барханская Е.В. Сущность и содержание адаптивного совладающего поведения / Е.В. Барханская // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2013. №3. – С. 14 – 19.
8. Бехтер А.А. Совладающее поведение как проявление жизненной позиции субъекта: эмпирическое исследование / А.А. Бехтер // Актуальные проблемы социальной, дифференциальной психологии и психологии личности: Материалы Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. – М., 2013. – С. 141 – 145.
9. Бодров В.А. Развитие информационного стресса в деятельности авиационных специалистов / В.А. Бодров // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – 2007. №1-2. – С. 24 – 29.
10. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В. Вачков. – М., 1999.
11. Введение в профессию «психолог» / Под ред. И.Б. Гриншпуна. – М.; Воронеж, 2004.
12. Ветрова И.И. Совладающее поведение, его связь с контролем поведения и саморегуляцией / И.И. Ветрова //Тенденции развития современной психологической науки: Тезисы юбилейной научной конференции. – М., 2007. – С. 154 – 157.
13. Гандер Д.В. Авиационная психология / Д.В. Гандер. – М.: Воентехиниздат, 2010.
14. Гандер Д.В. Личностный потенциал лётчика: От теории к практике / Д.В. Гандер, М.С. Алексеенко. – М.: Изд-во СГУ, 2012. – 157 с.
15. Гандер Д.В. Психологические особенности управленческой деятельности офицеров в боевой обстановке / Д.В. Гандер, А.Г. Караяни, А.Д. Паркин, Н.Д. Лысаков. – Монино: ВВА, 2004.
16. Гарбер А.Н. Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных исследований / А.Н. Гарбер // Актуальные вопросы современной психологии: Материалы III Международной научной конференции. Челябинск, 2015. – С. 17 – 19.
17. Геллерштейн С.Г. Очерки психологии в применении к авиации / С.Г. Геллерштейн. – М., 1946.
18. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков / А.Г. Грецов. – СПб, 2005.
19. Гришунина Е.В. Эмоциональные индикаторы субъективного отношения к сложной профессиональной ситуации / Е.В. Гришунина, Г.Х. Абдулина // Акмеология. – 2014. №53-4. – С. 61 – 64.
20. Гунько А.И. Проблемы изучения ценностной сферы личности военного лётчика и курсанта военного авиационного вуза в её связи с профессиональной готовностью / А.И. Гунько // Теория и практика общественного развития. – 2011. №2. – С. 139 – 141.
21. Даниленко А.Н. Диагностический прогноз профессиональной эффективности лётчика / А.Н. Даниленко, С.Г. Ихсанова, В.В. Комаков // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2012. №7. – С. 207 – 214.
22. Дементьева Л.В. Субъективная оценка стрессоров и совладающее поведение в ситуации повседневной профессиональной деятельности взрослых / Л.В. Дементьева // Российский научный журнал. – 2010. №15. – С. 177 – 182.
23. Добротворский Н.М. Лётный труд / Н.М. Добротворский. – М., 1930.
24. Жолобов Е.В. Защитено-совладающее поведение представителей различных типов субъект-объектных ориентаций личности / Е.В. Жолобов // Научное мнение. – 2013. №8. – С. 290 – 296.
25. Засядько К.И. Медико-психологическое сопровождение процесса лётной подготовки пилотов-любителей / К.И. Засядько, Д.Л. Опрощенко, Е.А. Флёнов, А.Ф. Борейчук // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. – 2011. – Т. 16. №1. – С. 323 – 326.
26. Зеленова М.Е. Социально-психологические факторы регуляции профессионального здоровья лётчиков / М.Е. Зеленова // Социальная психология и общество. – 2014. №1. – С. 54 – 73.
27. Зиньковская С.М. Рисковать профессионально. Системный взгляд на проблему человеческого фактора в опасных профессиях / С.М. Зиньковская. – Екатеринбург, 2006.
28. Зиньковская С.М. Современные виды подготовки лётного состава гражданской авиации в области человеческого факторы / С.М. Зиньковская // Образование и наука. – 2006. №6. – С. 71 – 83.
29. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2004. – 701 с.
30. К истории отечественной авиационной психологии: Документы и материалы / Под ред. К.К. Платонова. – М., Наука, 1991.
31. Картавщикова Е.В. Совладающее поведение как компонент смысложизненной стратегии в контексте кризиса тридцати лет / Е.В. Картавщикова // Аспирант. – 2014. №2. – С. 35 – 38.
32. Кленова М.А. Совладающее поведение: поколенческий аспект / М.А. Кленова // Актуальные проблемы исследования массового сознания: Материалы 2-й Международной научно-практической конференции / Под ред. В.В. Константинова. – Пенза, 2015. – С. 342 – 350.
33. Козлов В.В. Безопасность полётов: От обеспечения к управлению / В.В. Козлов. – М., 2010.
34. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействия / Е.В. Коротаева. – Екатеринбург, 2006. – 154 с.
35. Корытова Г.С. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция понятия / Г.С. Корытова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. №3. – С. 42 – 48.
36. Крапивницкая Т.А. Прогностическая значимость исследования индивидуально-личностных особенностей пилотов гражданской авиации / Т.А. Крапивницкая // Физиология человека. – 2007. – Т. 33. №1. – С. 97 – 100.
37. Красильников И.А. Преодолевающая деятельность как личностный способ психологической адаптации и разрешения внутриличностных конфликтов / И.А. Красильников // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2008. №10. – С. 231 – 235.
38. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения / Т.Л. Крюкова. – Кострома: Аквантитул, 2004. – 344 с.
39. Курзенков Г.К. Формирование психологической готовности слушателей-лётчиков высшей военной школы к принятию ответственных решений: Дис. канд. психол. наук. – М., 2006. – 185 с.
40. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс. – Л.: Лениздат, 1970. – 200 с.
41. Лапасова Е.С. Актуальность проблемы изучения личностных особенностей будущих пилотов / Е.С. Лапасова, Л.И. Князева // Научный вестник УВАУ ГА(И). – 2011. – Т. 3. – С. 65 – 67.
42. Лапкина Е.В. Защитное поведение в развитии личности взрослых / Е.В. Лапкина // Дружининские чтения: Сборник материалов XIII Всероссийской научно-практической конференции. – Киров, 2014. – С. 149 – 152.
43. Лемещенко М.Ю. Совладающее поведение как фактор самореализации личности в профессиональной деятельности: теоретический аспект / М.Ю. Лемещенко // Психологические проблемы самореализации современной молодёжи: Материалы VI Международного семинара молодых учёных и аспирантов / Под ред. Н.А. Коваля. – Тамбов, 2014. – С. 180 – 184.
44. Луева М.В. Представления и совладающем поведении в контексте современного образования / М.В. Луева // Наука и школа. – 2015. №1. – С. 195 – 200.
45. Лысаков Н.Д. Основные достижения отечественной авиационной психологии / Н.Д. Лысаков, Е.Н. Лысакова // Психология обучения. – 2012. №8. – С. 130 – 139.
46. Лысаков Н.Д. Психология человеческого фактора в авиации / Н.Д. Лысаков // Человеческий капитал. – 2013. №9. – С. 109 – 112.
47. Лысаков Н.Д. Современные тенденции развития отечественной авиационной психологии / Н.Д. Лысаков, Е.Н. Лысакова // Национальный психологический журнал. – 2012. №2. – С. 100 – 105.
48. Лысакова Е.Н. История и методология отечественной авиационной психологии / Е.Н. Лысакова // Вестник Брянского государственного университета. – 2012. №1. – С. 235 – 239.
49. Лысакова Е.Н. Социальные функции отечественной авиационной психологии / Е.Н. Лысакова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2013. №5. – С. 107 – 112.
50. Майорова Ю.А. Утомляемость пилотов как психофизиологический фактор риска безопасности авиационных полётов / Ю.А. Майорова, А.Г. Гузий // Психология и психотехника. – 2015. №7. – С. 707 – 716.
51. Майсак Н.В. Особенности совладания со стрессом лётчиков военной авиации / Н.В. Майсак // Актуальные проблемы психологического знания. – 2009. №3. – С. 56 – 59.
52. Марищук В.Л. Особенности деятельности военного лётчика и физическая подготовка / В.Л. Марищук, А.А. Горелов, А.А. Лотоненко // Культура физическая и здоровье. – 2010. №1. – С. 41 – 44.
53. Марковский И.А. Развитие сплочённости лётных экипажей военно-транспортной авиации: Дис. канд. психол. наук. – М., 1999. – 227 с.
54. Наприев И.Л. Динамика образов-Я личности в экстремальных условиях деятельности: Дис. канд. психол. наук. – Краснодар, 2008. – 222 с.
55. Нартова-Бочавер С.К. Copingbehavior в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. – 1997. №5. – С. 20 – 30.
56. Овчарова Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2005.
57. Петухов Е.В. Психологическая помощь сотрудникам / Е.В. Петухов // Энциклопедия юридической психологии / Под ред. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
58. Плотников Н.И. Стресс в контексте индивидуальной надёжности пилота / Н.И. Плотников // Проблемы безопасности полётов. – 2012. №4. – С. 54 – 57.
59. Пономаренко В.А. Страна авиация: Чёрное и белое / В.А. Пономаренко. – М.: Наука, 1995.
60. Прикладная социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М., 1998.
61. Рисухин В.Н. Разработка методологии повышения уровня безопасности и эффективности эксплуатации магистральных самолётов гражданской авиации на основе обеспечения надёжности деятельности экипажей: Дис. д-ра тех. наук. – М., 2002.
62. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – М., 1995.
63. Родионов О.Н. Научное обоснование режимов труда и отдыха лиц лётного состава гражданской авиации: Дис. канд. мед. наук. – М., 2009. – 145 с.
64. Рыбников В.Ю. Психология копинг-поведения специалистов экстремального профиля / В.Ю. Рыбников, И.Б. Лебедев // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – 2004. №4. – С. 9 – 19.
65. Рябченко И.В. Психология совладающего поведения сотрудников ОВД / И.В. Рябченко // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2007. №2. – С. 59 – 61.
66. Сайт Межгосударственного авиационного комитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mak.ru
67. Светлакова В.П. Выбор когнитивно-обусловленных механизмов совладания со стрессом / В.П. Светлакова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2009. №3. – С. 43 – 46.
68. Сечко А.В. Профессиональное выгорание лётного состава ВВС Российской Федерации: Дис. канд. психол. наук. – М., 2006. – 201 с.
69. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Псиохотехнологии / А.П. Ситников. – М., 1996.
70. Сиваш О.Н. Личностно-ориентированная экспертиза профессиональной пригодности лётчиков: Дис. канд. психол. наук. – М., 2009. – 253 с.
71. Солдатов С.К. Медико-психологические вопросы лётной подготовки пилотов неформальной авиационной структуры / С.К. Солдатов, К.И. Засядько, Д.Л. Опрощенко, А.Г. Зизико // Авиакосмическая и экологическая медицина. – 2007. – Т. 41. №5. – С. 14 – 17.
72. Стрелков Ю.К. Психологическое содержание штурманского труда в авиации: Дис. д-ра психол. наук. – М., 1992.
73. Теплякова И.В. Совладающее поведение как условие преодоление трудностей в учебно-профессиональной деятельности / И.В. Теплякова // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: Материалы Второй международной научно-практической конференции. – 2010. – С. 342 – 345.
74. Финогенко Е.И. Адаптационные ресурсы представителей лётной профессии / Е.И. Финогенко // Вестник ИрГТУ. – 2014. №6. – С. 299 – 303.
75. Хабарова Е.Р. Ситуативные и личностные детерминанты совладающего поведения / Е.Р. Хабарова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Политология. Международные отношения. – 2007. №2-2. – С. 153 – 158.
76. Харламенкова Н.Е. Личность и преодоление трудных жизненных ситуаций / Н.Е. Харламенкова // Прикладная юридическая психология. – 2014. №3. – С. 10 – 18.
77. Церковский А.П. Современные взгляды на копинг-проблему / А.П. Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета. – 2006. – Т. 5. №3. – С. 112 – 121.
78. Черепова Е.В. Жизнестойкость и моральные установки представителей лётно-технических профессий / Е.В. Черепова, М.Д. Петраш // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. – 2014. – Т. 2. – С. 291 – 297.
79. Чех Н.В. Проблема совладающего поведения в экстремальных условиях жизнедеятельности в отечественной и зарубежной психологии / Н.В. Чех // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. – 2011. – Т. .5 – С. 52 – 59.
80. Ширяева О.С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности: Дис. канд. психол. наук. – Петропавловск-Камчатский, 2008. – 254 с.
81. Шумакова И.Е. Успешность преодоления жизненных трудностей / И.Е. Шумакова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. – 2009. №1-2. – С. 42 – 49.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ


Актуальность. События последних лет, связанные с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, ростом экстремизма, информационной революцией, нарушением экологического равновесия и массовым ухудшением здоровья, неустойчивостью социально-экономической ситуации в стране и мире, необходимостью профессиональной мобильности, в очередной раз поставили вопрос о создании системы психологической помощи личности в экстремальных, трудных жизненных, конфликтных и профессиональных стрессовых ситуациях.
Не случайно в последнее время в обществе остро стоит проблема повышения индивидуальной устойчивости к неблагоприятным внешним воздействиям и поиска способов ее формирования. Многие ученые ищут ответы на вопрос, каким образом и какими способами человек справляется со стрессовыми ситуациями и событиями своей жизни, как он их разрешает. В современной психологии активно разрабатывается проблема «совладающего поведения», или копинга, как преобразующей мир и самого себя активности личности, которая связана с системой целеполагающих действий, прогнозированием исхода процесса, творческим порождением новых выходов и решений трудной (проблемной) ситуации.
Известно, что профессия летчика на шкале стрессогенности занимает самое высокое место, поскольку связана с риском для жизни. Профессия предъявляет особые требования к психофизиологическому состоянию летного состава: летчик должен иметь очень хорошее здоровье, для него важна физическая подготовка; мыслительные и двигательные реакции должны быть мгновенными, максимально приближенными к реакциям спортсмена; необходимо уметь быстро усваивать информацию, планировать решение проблемы и принимать ответственность за свои действия. Таким образом, летчик это решительный, смелый, в меру отчаянный человек с высоким уровнем самоконтроля, обладающий высокой стрессоустойчивостью, умеющий использовать продуктивные копинг-стратегии.
Объектом исследования является совладающее поведение, предметом – особенности совладающего поведения лиц лётного состава.
Цель исследования – выявление психологических особенностей совладающего поведения лиц лётного состава.
В соответствии с обозначенным объектом, предметом и целью исследования в работе решается ряд задач:
1) охарактеризовать опыт исследования совладающего поведения лиц лётного состава;
2) провести анализ, обобщение и интерпретацию результатов изучения особенностей совладающего поведения лиц лётного состава;
3) разработать практические рекомендации для лиц лётного состава по итогам исследования.
Гипотеза исследования: 1) лица лётного состава ВС РФ характеризуются средним или высоким уровнем совладающего поведения; 2) ведущей копинг-стратегией лиц лётного состава ВС РФ является копинг, ориентированный на решение проблемы; 3) лица лётного состава ВС РФ характеризуются средними или высоким уровнем самореализации и самоотношения..
Методы: методы теоретического анализа, метод опроса, наблюдения, беседы, методы математической статистики, а также специальные методики.
Для исследования особенностей совладающего поведения лиц лётного состава нами были использованы следующие методики: 1) Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса; 2) Самоактуализационный тест (САТ) Ю.Е. Алёшиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загики, М.В. Кроза; 3) Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева; 4) Тест-опросник личностной зрелости Ю.З. Гильбуха; 5) Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева.
Опытно-экспериментальная база: исследование осуществлялось в Авиационном госпитале г. Москва, выборка включала в себя 30 лиц лётного состава.
Работа обобщает результаты исследования, которое проводилось в три этапа:
- первый этап был направлен на изучение и анализ психологической литературы по интересующим направлениям, на определение объекта и предмета исследования, первоначальную формулировку темы и проблемы работы, определение цели, гипотезы, задач исследования, разработку научного замысла исследования особенностей совладающего поведения лиц лётного состава;
- второй этап исследования включал обобщение результатов анализа психологической литературы по исследуемой проблеме, написание части работы, характеризующей теоретические основы исследования особенностей совладающего поведения лиц лётного состава;
- третий этап включал эмпирическое исследование: были получены, проанализированы и интерпретированы результаты изучения специфики совладающего поведения лиц лётного состава.
Практическая значимость исследования заключается в том, что по результатам эмпирического исследования были разработаны практические рекомендации для лиц летного состава. Результаты исследования могут быть интересны психологам-практикам, а также тем, кто интересуется изучением психологических аспектов авиационной профессии.
Структура и объём. В соответствии с логикой изложения материала структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 81 источник. Общий объём работы 88 страниц.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЦ
ЛЁТНОГО СОСТАВА 6
1.1. Лётная деятельность как объект исследования в психологии 6
1.2. Понятие и основные особенности совладающего поведения 20
1.3. Опыт исследования совладающего поведения лиц лётного состава 27
Выводы по первой главе 43
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЦ ЛЁТНОГО СОСТАВА 45
2.1. Программа, этапы и методики исследования 45
2.2. Результаты изучения особенностей совладающего поведения
лиц лётного состава 50
2.3. Анализ, обобщение и интерпретация результатов изучения
особенностей совладающего поведения лиц лётного состава 57
3.4. Практические рекомендации для лиц лётного состава 63
Выводы по второй главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 87


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое нами исследование было посвящено изучению особенностей совладающего поведения лиц лётного состава. Ниже представлены основные выводы.
1. Актуальные направления исследования человеческого фактора в отечественной авиационной психологии заключаются в: 1) обосновании психолого-педагогических принципов сбалансированной подготовки лётчика на тренажёре и в реальном полёте; 2) разработке методов формирования готовности летчика к внезапному (в случае отказа системы автоматического управления) переходу с автоматического на «ручной» и полуавтоматический режимы управления; 3) введении современной системы психологического отбора абитуриентов с прогнозированием личностного развития в авиационной профессии; 4) внедрении на всех этапах профессионализации личностно-ориентированных методов обучения и воспитания, нацеленных на развитие у авиаторов способности к принятию ответственных и творческих решений; 5) оптимизации CRM (Crew Resource Management) как технологии управления ресурсами экипажа для обеспечения точного и безошибочного взаимодействия в экипаже высокоавтоматизированных самолетов; 6) изучении психологических закономерностей совместной деятельности специалистов различных авиационных служб; 7) совершенствовании методов психологической работы в системе морально-психологического обеспечения (МПО) боевых действий авиации.
2. Совладающее поведение – это целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессором) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, через осознанные стратегии действия. Совладающее поведение направлено на повышение адаптации личности к среде и может складываться и определяться через совокупность копинг-стратегий – те приемы и способы, с помощью которых и происходит процесс совладания. В основном, исследователями выделяются следующие базовые стили копинг-стратегий: проблемно-ориентированный стиль, эмоционально-ориентированный стиль, избегание как стиль совладания (проявляется в виде ухода от проблемы). Кроме того, реализация копинг-стратегий может происходить в трех плоскостях: поведенческая сфера; когнитивная сфера; эмоциональная сфера. Виды копинг-стратегий поведения разделяются и с учетом степени их адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные, неадаптивные.
3. В последнее время в обществе остро стоит проблема повышения индивидуальной устойчивости к неблагоприятным внешним воздействиям и поиска способов ее формирования. Многие ученые ищут ответы на вопрос, каким образом и какими способами человек справляется со стрессовыми ситуациями и событиями своей жизни, как он их разрешает. Известно, что профессия летчика на шкале стрессогенности занимает самое высокое место, поскольку связана с риском для жизни. Профессия предъявляет особые требования к психофизиологическому состоянию летного состава: летчик должен иметь очень хорошее здоровье, для него важна физическая подготовка; мыслительные и двигательные реакции должны быть мгновенными, максимально приближенными к реакциям спортсмена; необходимо уметь быстро усваивать информацию, планировать решение проблемы и принимать ответственность за свои действия. Таким образом, летчик это решительный, смелый, в меру отчаянный человек с высоким уровнем самоконтроля, обладающий высокой стрессоустойчивостью, умеющий использовать продуктивные копинг-стратегии.
4. Целью экспериментальной части исследования стало эмпирическое изучение особенностей совладающего поведения лиц лётного состава. В соответствии с указанной целью в работе решается ряд задач: 1) провести исследование при помощи вышеописанных методик; 2) проанализировать полученные результаты; 3) сделать выводы об особенностях совладающего поведения испытуемых. В соответствии с указанными задачами эмпирическое исследование состояло из 5 этапов: 1) разъяснения по выполнению заданий; 2) обработка полученных данных; 3) проверка уровня значимости шкал тестов при помощи дисперсионного анализа; 4) распределение испытуемых по группам методом кластерного анализа; 5) характеристика полученных групп.
5. Первая группа включает в себя 12 лиц лётного состава (40,00% испытуемых). Представители данной группы характеризуются средним уровнем самоконтроля и конфронтационного копинга. В большинстве случаев они готовы принять ответственность за свои действия, однако в наиболее сложных ситуациях могут использовать стратегию бегства и избегания. У них средние способности к планированию решения проблем, но слабо развиты склонности к положительной переоценке. В целом, лица лётного состава, объединяемые первой группой, характеризуются средним уровнем самоактуализации, самоуважения, контактности, самоуверенности, самоценности, однако у них есть определённые проблемы во взаимодействии с другими людьми: по параметрам «реактивная чувствительность», «принятие природы человека», «синергия», «способность к психологической близости» их уровень ниже среднего. У них положительное отношение к своему «Я», присутствует определённая мотивация достижений, есть цели в жизни, однако процесс и результативность жизни не всегда под их контролем. Проанализировав полученные результаты, мы определили, что рассматриваемая группа лиц лётного состава обладает средним уровнем совладающего поведения.
6. Вторая группа охватывает 18 опрошенных (60,00% испытуемых). Представители данной группы не склонны к конфронтации и дистанцированию – они предпочитают совместно вырабатывать решения по всем спорным вопросам, ответственно подходят к планированию своих действий, способны к положительной переоценке. Важнейшее значение для них имеет возможность самореализации, у них высокий уровень компетентности во времени, самоуважения, самопринятия, контактности, познавательных потребностей. Данные испытуемые характеризуются положительным отношением к людям, толерантны к иной точке зрения, готовы к компромиссам. Это достаточно цельные личности с низкими показателями по параметрам «внутренняя конфликтность» и «самообвинение». У них есть глобальные жизненные цели и планы по их реализации, присутствует высокая мотивация достижений и результативность предпринимаемых действий. Проведённый анализ позволяет нам определить уровень совладающего поведения данной группы как высокий.
7. Ориентация на решение конкретных профессионально-психологических задач, оказание психологической помощи лицам лётного состава является отличительной особенностью практической психологии. Особую актуальность имеет проблема поддержания психического здоровья личного состава, принимающего участие в реализации специальных операций, а также испытывающего действие различных психотравмирующих факторов, в первую очередь, экстремального характера. Психотехнологии оказания психологической помощи и самопомощи занимают основное место в системе психологического обеспечения профессиональной деятельности сложных профессиональных условиях. Именно научно обоснованная методико-технологическая психологическая поддержка способствует существенному снижению негативного влияния психотравмирующих факторов профессиональной деятельности.
Проведённое нами исследование показало, что гипотеза полностью подтвердилась.

1. Абдурахманов Р.А. Социально-психологический подход к анализу совладающего поведения / Р.А. Абдурахманов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2009. №4. – С. 60 – 65.
2. Аксёнова А.В. Оптимизация мотивационного обеспечения профессиональной деятельности лётного состава военно-транспортной авиации в современных условиях: Дис. канд. психол. наук. – Тверь, 2007. – 165 с.
3. Александрова Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе её психологической безопасности в современном мире / Л.А. Александрова // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2005. №7. – С. 83 – 84.
4. Алексеенко М.С. Развитие личностного потенциала лётчика в процессе профессионального становления: Дис. канд. психол. наук. – М., 2011.
5. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1994. – Т. 15. №1. – С. 3 – 19.
6. Ариничева О.В. Совершенствование методов управления ресурсами системы «экипаж – воздушное судно» путём снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность полётов: Дис. канд. тех наук. – СПб, 2008. – 256 с.
7. Барханская Е.В. Сущность и содержание адаптивного совладающего поведения / Е.В. Барханская // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2013. №3. – С. 14 – 19.
8. Бехтер А.А. Совладающее поведение как проявление жизненной позиции субъекта: эмпирическое исследование / А.А. Бехтер // Актуальные проблемы социальной, дифференциальной психологии и психологии личности: Материалы Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. – М., 2013. – С. 141 – 145.
9. Бодров В.А. Развитие информационного стресса в деятельности авиационных специалистов / В.А. Бодров // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – 2007. №1-2. – С. 24 – 29.
10. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В. Вачков. – М., 1999.
11. Введение в профессию «психолог» / Под ред. И.Б. Гриншпуна. – М.; Воронеж, 2004.
12. Ветрова И.И. Совладающее поведение, его связь с контролем поведения и саморегуляцией / И.И. Ветрова //Тенденции развития современной психологической науки: Тезисы юбилейной научной конференции. – М., 2007. – С. 154 – 157.
13. Гандер Д.В. Авиационная психология / Д.В. Гандер. – М.: Воентехиниздат, 2010.
14. Гандер Д.В. Личностный потенциал лётчика: От теории к практике / Д.В. Гандер, М.С. Алексеенко. – М.: Изд-во СГУ, 2012. – 157 с.
15. Гандер Д.В. Психологические особенности управленческой деятельности офицеров в боевой обстановке / Д.В. Гандер, А.Г. Караяни, А.Д. Паркин, Н.Д. Лысаков. – Монино: ВВА, 2004.
16. Гарбер А.Н. Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных исследований / А.Н. Гарбер // Актуальные вопросы современной психологии: Материалы III Международной научной конференции. Челябинск, 2015. – С. 17 – 19.
17. Геллерштейн С.Г. Очерки психологии в применении к авиации / С.Г. Геллерштейн. – М., 1946.
18. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков / А.Г. Грецов. – СПб, 2005.
19. Гришунина Е.В. Эмоциональные индикаторы субъективного отношения к сложной профессиональной ситуации / Е.В. Гришунина, Г.Х. Абдулина // Акмеология. – 2014. №53-4. – С. 61 – 64.
20. Гунько А.И. Проблемы изучения ценностной сферы личности военного лётчика и курсанта военного авиационного вуза в её связи с профессиональной готовностью / А.И. Гунько // Теория и практика общественного развития. – 2011. №2. – С. 139 – 141.
21. Даниленко А.Н. Диагностический прогноз профессиональной эффективности лётчика / А.Н. Даниленко, С.Г. Ихсанова, В.В. Комаков // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2012. №7. – С. 207 – 214.
22. Дементьева Л.В. Субъективная оценка стрессоров и совладающее поведение в ситуации повседневной профессиональной деятельности взрослых / Л.В. Дементьева // Российский научный журнал. – 2010. №15. – С. 177 – 182.
23. Добротворский Н.М. Лётный труд / Н.М. Добротворский. – М., 1930.
24. Жолобов Е.В. Защитено-совладающее поведение представителей различных типов субъект-объектных ориентаций личности / Е.В. Жолобов // Научное мнение. – 2013. №8. – С. 290 – 296.
25. Засядько К.И. Медико-психологическое сопровождение процесса лётной подготовки пилотов-любителей / К.И. Засядько, Д.Л. Опрощенко, Е.А. Флёнов, А.Ф. Борейчук // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. – 2011. – Т. 16. №1. – С. 323 – 326.
26. Зеленова М.Е. Социально-психологические факторы регуляции профессионального здоровья лётчиков / М.Е. Зеленова // Социальная психология и общество. – 2014. №1. – С. 54 – 73.
27. Зиньковская С.М. Рисковать профессионально. Системный взгляд на проблему человеческого фактора в опасных профессиях / С.М. Зиньковская. – Екатеринбург, 2006.
28. Зиньковская С.М. Современные виды подготовки лётного состава гражданской авиации в области человеческого факторы / С.М. Зиньковская // Образование и наука. – 2006. №6. – С. 71 – 83.
29. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2004. – 701 с.
30. К истории отечественной авиационной психологии: Документы и материалы / Под ред. К.К. Платонова. – М., Наука, 1991.
31. Картавщикова Е.В. Совладающее поведение как компонент смысложизненной стратегии в контексте кризиса тридцати лет / Е.В. Картавщикова // Аспирант. – 2014. №2. – С. 35 – 38.
32. Кленова М.А. Совладающее поведение: поколенческий аспект / М.А. Кленова // Актуальные проблемы исследования массового сознания: Материалы 2-й Международной научно-практической конференции / Под ред. В.В. Константинова. – Пенза, 2015. – С. 342 – 350.
33. Козлов В.В. Безопасность полётов: От обеспечения к управлению / В.В. Козлов. – М., 2010.
34. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействия / Е.В. Коротаева. – Екатеринбург, 2006. – 154 с.
35. Корытова Г.С. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция понятия / Г.С. Корытова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. №3. – С. 42 – 48.
36. Крапивницкая Т.А. Прогностическая значимость исследования индивидуально-личностных особенностей пилотов гражданской авиации / Т.А. Крапивницкая // Физиология человека. – 2007. – Т. 33. №1. – С. 97 – 100.
37. Красильников И.А. Преодолевающая деятельность как личностный способ психологической адаптации и разрешения внутриличностных конфликтов / И.А. Красильников // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2008. №10. – С. 231 – 235.
38. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения / Т.Л. Крюкова. – Кострома: Аквантитул, 2004. – 344 с.
39. Курзенков Г.К. Формирование психологической готовности слушателей-лётчиков высшей военной школы к принятию ответственных решений: Дис. канд. психол. наук. – М., 2006. – 185 с.
40. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс. – Л.: Лениздат, 1970. – 200 с.
41. Лапасова Е.С. Актуальность проблемы изучения личностных особенностей будущих пилотов / Е.С. Лапасова, Л.И. Князева // Научный вестник УВАУ ГА(И). – 2011. – Т. 3. – С. 65 – 67.
42. Лапкина Е.В. Защитное поведение в развитии личности взрослых / Е.В. Лапкина // Дружининские чтения: Сборник материалов XIII Всероссийской научно-практической конференции. – Киров, 2014. – С. 149 – 152.
43. Лемещенко М.Ю. Совладающее поведение как фактор самореализации личности в профессиональной деятельности: теоретический аспект / М.Ю. Лемещенко // Психологические проблемы самореализации современной молодёжи: Материалы VI Международного семинара молодых учёных и аспирантов / Под ред. Н.А. Коваля. – Тамбов, 2014. – С. 180 – 184.
44. Луева М.В. Представления и совладающем поведении в контексте современного образования / М.В. Луева // Наука и школа. – 2015. №1. – С. 195 – 200.
45. Лысаков Н.Д. Основные достижения отечественной авиационной психологии / Н.Д. Лысаков, Е.Н. Лысакова // Психология обучения. – 2012. №8. – С. 130 – 139.
46. Лысаков Н.Д. Психология человеческого фактора в авиации / Н.Д. Лысаков // Человеческий капитал. – 2013. №9. – С. 109 – 112.
47. Лысаков Н.Д. Современные тенденции развития отечественной авиационной психологии / Н.Д. Лысаков, Е.Н. Лысакова // Национальный психологический журнал. – 2012. №2. – С. 100 – 105.
48. Лысакова Е.Н. История и методология отечественной авиационной психологии / Е.Н. Лысакова // Вестник Брянского государственного университета. – 2012. №1. – С. 235 – 239.
49. Лысакова Е.Н. Социальные функции отечественной авиационной психологии / Е.Н. Лысакова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2013. №5. – С. 107 – 112.
50. Майорова Ю.А. Утомляемость пилотов как психофизиологический фактор риска безопасности авиационных полётов / Ю.А. Майорова, А.Г. Гузий // Психология и психотехника. – 2015. №7. – С. 707 – 716.
51. Майсак Н.В. Особенности совладания со стрессом лётчиков военной авиации / Н.В. Майсак // Актуальные проблемы психологического знания. – 2009. №3. – С. 56 – 59.
52. Марищук В.Л. Особенности деятельности военного лётчика и физическая подготовка / В.Л. Марищук, А.А. Горелов, А.А. Лотоненко // Культура физическая и здоровье. – 2010. №1. – С. 41 – 44.
53. Марковский И.А. Развитие сплочённости лётных экипажей военно-транспортной авиации: Дис. канд. психол. наук. – М., 1999. – 227 с.
54. Наприев И.Л. Динамика образов-Я личности в экстремальных условиях деятельности: Дис. канд. психол. наук. – Краснодар, 2008. – 222 с.
55. Нартова-Бочавер С.К. Copingbehavior в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. – 1997. №5. – С. 20 – 30.
56. Овчарова Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2005.
57. Петухов Е.В. Психологическая помощь сотрудникам / Е.В. Петухов // Энциклопедия юридической психологии / Под ред. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
58. Плотников Н.И. Стресс в контексте индивидуальной надёжности пилота / Н.И. Плотников // Проблемы безопасности полётов. – 2012. №4. – С. 54 – 57.
59. Пономаренко В.А. Страна авиация: Чёрное и белое / В.А. Пономаренко. – М.: Наука, 1995.
60. Прикладная социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М., 1998.
61. Рисухин В.Н. Разработка методологии повышения уровня безопасности и эффективности эксплуатации магистральных самолётов гражданской авиации на основе обеспечения надёжности деятельности экипажей: Дис. д-ра тех. наук. – М., 2002.
62. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – М., 1995.
63. Родионов О.Н. Научное обоснование режимов труда и отдыха лиц лётного состава гражданской авиации: Дис. канд. мед. наук. – М., 2009. – 145 с.
64. Рыбников В.Ю. Психология копинг-поведения специалистов экстремального профиля / В.Ю. Рыбников, И.Б. Лебедев // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – 2004. №4. – С. 9 – 19.
65. Рябченко И.В. Психология совладающего поведения сотрудников ОВД / И.В. Рябченко // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2007. №2. – С. 59 – 61.
66. Сайт Межгосударственного авиационного комитета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mak.ru
67. Светлакова В.П. Выбор когнитивно-обусловленных механизмов совладания со стрессом / В.П. Светлакова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2009. №3. – С. 43 – 46.
68. Сечко А.В. Профессиональное выгорание лётного состава ВВС Российской Федерации: Дис. канд. психол. наук. – М., 2006. – 201 с.
69. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Псиохотехнологии / А.П. Ситников. – М., 1996.
70. Сиваш О.Н. Личностно-ориентированная экспертиза профессиональной пригодности лётчиков: Дис. канд. психол. наук. – М., 2009. – 253 с.
71. Солдатов С.К. Медико-психологические вопросы лётной подготовки пилотов неформальной авиационной структуры / С.К. Солдатов, К.И. Засядько, Д.Л. Опрощенко, А.Г. Зизико // Авиакосмическая и экологическая медицина. – 2007. – Т. 41. №5. – С. 14 – 17.
72. Стрелков Ю.К. Психологическое содержание штурманского труда в авиации: Дис. д-ра психол. наук. – М., 1992.
73. Теплякова И.В. Совладающее поведение как условие преодоление трудностей в учебно-профессиональной деятельности / И.В. Теплякова // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: Материалы Второй международной научно-практической конференции. – 2010. – С. 342 – 345.
74. Финогенко Е.И. Адаптационные ресурсы представителей лётной профессии / Е.И. Финогенко // Вестник ИрГТУ. – 2014. №6. – С. 299 – 303.
75. Хабарова Е.Р. Ситуативные и личностные детерминанты совладающего поведения / Е.Р. Хабарова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Политология. Международные отношения. – 2007. №2-2. – С. 153 – 158.
76. Харламенкова Н.Е. Личность и преодоление трудных жизненных ситуаций / Н.Е. Харламенкова // Прикладная юридическая психология. – 2014. №3. – С. 10 – 18.
77. Церковский А.П. Современные взгляды на копинг-проблему / А.П. Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета. – 2006. – Т. 5. №3. – С. 112 – 121.
78. Черепова Е.В. Жизнестойкость и моральные установки представителей лётно-технических профессий / Е.В. Черепова, М.Д. Петраш // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. – 2014. – Т. 2. – С. 291 – 297.
79. Чех Н.В. Проблема совладающего поведения в экстремальных условиях жизнедеятельности в отечественной и зарубежной психологии / Н.В. Чех // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. – 2011. – Т. .5 – С. 52 – 59.
80. Ширяева О.С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности: Дис. канд. психол. наук. – Петропавловск-Камчатский, 2008. – 254 с.
81. Шумакова И.Е. Успешность преодоления жизненных трудностей / И.Е. Шумакова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. – 2009. №1-2. – С. 42 – 49.

Купить эту работу

Психологические исследования особенности совладающего поведения лиц летного состава

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

15 апреля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.1
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Зависимость от социальных сетей в нашей жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Тренинг «Развитие (повышение) чувства уверенности в себе»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Разводы в первый год совместной жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Организация нового года для старших подростков в стенах института (фотоквест)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Отношение студентов к алкоголизму и наркомании

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

План мероприятий по развитию коллектива

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
40 ₽
Готовая работа

Профессиональное здоровье как фактор высокой компетентности и успеха специалиста / Психология экстремальных ситуаций

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Развитие эмоционального состояния детей средней группы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Субъектность во взаимоотношениях родителей и детей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Психологическая хар-ка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Анализ конфликта в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
220 ₽
Готовая работа

Программа предметной недели «Посвященная психологии»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
230 ₽