Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Особенности развития логического мышления леворуких детей

  • 64 страниц
  • 2014 год
  • 271 просмотр
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение
Актуальность. На современном этапе развития педагогики и психологии актуальной проблемой становится учет индивидуальных различий и, как следствие, применение индивидуально-личностного подхода в процессе обучения и воспитания детей. Особое значение приобретает этот постулат при обучении леворуких детей.
На протяжении всего исторического развития человечества левши вызывали интерес, удивление и неоднозначное к ним отношение. В большинстве стран и на протяжении всего времени к левшам относились настороженно, негативно, порой агрессивно. Вследствие этого их старались переучивать и «подгонять» под общий стандарт праворуких.
Некоторые исследователи отмечали, что левши обладают низкими интеллектуальными способностями, предрасположены к некоторым нервно-психическим заболеваниям, имеют значительные трудности в плане социальной адаптации и т.д., способствующие девиантному поведению.
В то же время существует и противоположная точка зрения, по которой все левши гениальны. Например, среди леворуких было много выдающихся ученых (Леонардо да Винчи, Дж. К. Максвелл, И. П. Павлов), политических деятелей (Юлий Цезарь, Александр Македонский, Бенджамин Франклин, Билл Клинтон, Джордж Буш), известных писателей (В. И. Даль, Льюис Кэрролл), деятелей искусства (Чарли Чаплин, Пол Маккартни) и т. д.
Систематическое изучение левшества в связи с проблемой межполушарной асимметрии началось сравнительно недавно - во 2-й половине XX в. В 1970-е -2000-е гг. в России и за рубежом стали появляться публикации по проблеме левшества (M. М. Безруких; H. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова; Э. Г. Симерницкая; С. Спрингер, Г. Дейч и др.).
Изучение левшества ведется в разных аспектах. Многочисленные исследования посвящены статистике левшества в разных странах (Т. А. Доброхотова, H. Н. Брагина; S. J. Ellis et al.; А. N. Gilbert, С. J. Wysocki; S. Iwwasaki и др.). Разрабатываются различные теории происхождения левшества (H. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова; M. A. Annet; U. Tan); изучаются психологические и психофизиологические особенности левшей (M. М. Безруких; H. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова; Н. В. Искольдский, С. Б. Малых; В. А. Москвин, 1988; А. Л. Сиротюк; B. В. Суворова; R. A. Hick, P. J. Pellegrini; J. Е. Orme), связь левшества с определенными соматическими и нервно-психическими заболеваниями (А. П. Чуприков; С. Е. Казакова; С. И. Михайленко; A. Shimuzu; M. Tyler) и т. д.
В 1980-е гг. стали появляться данные о вреде переучивания левшей пользоваться правой рукой для выполнения повседневной деятельности (М. М. Безруких; А. П. Чуприков). Переучивание левшевства в раннем возрасте отрицательно сказывается на детской психике.
По инициативе британского Клуба левшей, созданного 1990году, 13 августа был провозглашен Международный день леворуких. Согласно статистическим данным, около 10% населения Земли — левши. По различным данным, среди дошкольников и младших школьников леворукие дети составляют от 7 до 10% (Шульгина В.П., 2001 Сиротюк А.Л., 2003; Безруких М.М., 2007)
Вместе с тем с каждым годом левшей становится еще больше. За последние десятилетия в мировой науке резко возросло количество научно-практических исследований, психологами разрабатывается множество инновационных программ обучения посвященных левшеству. Проблема левшества – тема еще сравнительно мало разработана, и включат в себя и исследования психофизиологических отличий и психологических особенностей леворуких людей.
В современной литературе существует много противоречий относительно психологических особенностей леворуких, в частности особенностей мышления.
Мышление является одной из важнейших форм познания. Мышление - это обобщенное и опосредствованное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях. Благодаря мыслительной деятельности человек не только познает предметы, но и отражает различные связи и отношения, раскрывает объективные закономерности, устанавливает сущность явлений, ведет целенаправленный поиск решения возникшей проблемы. Все этапы мыслительной деятельности представляют собой произвольную, целеустремленную деятельность, в которой раскрываются знания, умения, способности личности, ее волевые и эмоциональные качества.
Посредством мышления происходит познание ребенком окружающего мира во всех его связях и закономерностях. Проблема развития мышления детей рассматривалась в работах Л.С. Выготского (1976), А.В. Запорожца (1964), А.А. Катаевой (1991), А.Н. Леонтьева (1983), Ж. Пиаже (1997), Н.Н. Поддьякова (1997), С.Л. Рубинштейна (1989), Е.А. Стребелевой (1991), Д.Б. Эльконина (2001) и многих других.
Проблема заключается в том, что в развитии логического мышления педагоги не всегда учитывают функциональную асимметрию головного мозга и процесс обучения и воспитания строят для всех детей одинаково, рассчитанного на праворуких. Следовательно, организуют процесс развития логического мышления леворуких детей так же как и праворуких.
Цель исследования: выявить особенности логического мышления у леворуких детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностические методики исследования логических операций.
3. Провести эмпирическое исследование логического мышления леворуких и праворуких детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить особенности логического мышления леворуких детей.
5. Разработать систему мероприятий, обеспечивающих развитие особенностей логического развития и возможности его развития
Объект исследования: особенности логического мышления у леворуких детей старшего дошкольного возраста, а именно, операции анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение.
Предмет исследования: особенности логического мышления у леворуких детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: логическое мышление леворуких старших дошкольников имеет свои особенности вследствие ведущего правого полушария, поэтому развитие мышления у леворуких старших дошкольников будет эффективной при условии учета психолого-педагогических особенностей детей, систематического и целенаправленного использования дополнительных занятий, системы мероприятий по развитию мышления.
Методы исследования: анализ научной литературы, методы психодиагностики
Методики исследования:
Методика «Анализ образца» (Л.А. Венгер)
Цель: выявление уровня развития таких операций мышления как сравнение, анализ и синтез.
Методика «Сравнение понятий» (предложена Н.А. Берштейном и широко использовалась в его школе).
Цель: исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей.
Методика «Исключение лишнего» (по Е.Л.Агаевой).
Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.
Новизна исследования заключается в изучении особенностей мышления и протекания логических операций леворуких детей старшего дошкольного возраста и разработки системы упражнений, способствующих развитию логического мышления у данных детей.  

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования мышления у старших дошкольников 7
1.1. Понятие «мышление», его виды. Формирование мышления в онтогенезе 7
1.2. Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Специфика леворуких детей 20
1.4 Мышление леворукого ребенка 27
Вывод по первой главе 34
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей логического мышления леворуких детей старшего дошкольного возраста и возможности его развития 36
2.1. Организация и методики исследования 36
2.2. Особенности логического мышления леворуких детей 42
2.3. Возможности развития логического мышления леворуких детей 50
Выводы по второй главе 55
Заключение 57
Библиографический список 60
Приложение 64


Заключение
Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой. Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка. Кроме того, среди них есть сильно леворукие и сильно праворукие, но есть и те, кто выполняют одной или другой рукой только некоторые действия, среди них и амбидекстры (обоерукие), люди, одинаково хорошо владеющие и правой, и левой рукой.
Ученые, занимающиеся проблемой левшества, выдвигают различные концепции его возникновения и соответственно говорят о различных психологических особенностях левшей. Для реализации дифференцированного подхода к леворуким детям, необходимо учитывать различные причины леворукости.
Несомненно, одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций. Ценой больших усилий можно научить леворукого ребенка работать правой рукой, но нельзя изменить его биологическую суть.
Для достижения цели констатирующего исследования было организовано исследование. Исследование проходило на базе ГБОУ детский сад 2669 с леворукими и праворукими дошкольниками , которые составили экспериментальную и контрольную группы, соответственно, в количестве по 10 дошкольников в каждой.
Для изучения уровня развития логических операций мышления были применены методики «Анализ образца», «Сопоставление понятий», «Исключение лишнего».
В ходе анализа полученных результатов были обнаружены особенности логического мышления леворуких дошкольников, проявляющиеся в трудностях зрительного запоминания и последующего воспроизведения образца, трудностями зрительно-пространственного сравнения образца и объекта, сложности сравнения, анализа, синтеза обобщения понятий на слух.
Вместе с тем каких-либо сильных отличий в развитии логического мышления у леворуких детей относительно праворуких сверстников обнаружено не было.
Высокий уровень развития операций логического мышления у 3 леворуких дошкольников и 4 праворуких дошкольников. Дети могут самостоятельно применять и использовать логические операции. Наблюдаются незначительные ошибки, которые дошкольник исправляют самостоятельно.
Средний уровень развития логических операций мышления – у 4 леворуких и 4 праворуких дошкольников. Дети могут применять операции мышления сравнения, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, но с незначительной помощью со стороны взрослых.
Низкий уровень – у 3 леворуких и 2 праворуких дошкольников Затруднено применение операций мышления сравнения, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, используются внешние характеристики.
Следовательно, данные дошкольники нуждаются в проведении работы развитию логического мышления.
Для выявления оценки различий между леворукими и праворукими дошкольниками был использован U-критерия Манна-Уитни. По рассчитанным данным эмпирического Uэмп и критического значения Uкр, получили данные что, Uэмп 49.523, следовательно различия уровня признака в сравниваемых группах статистически не значимы (р0,05). Это значит, что существенных различий в мышлении, а, следовательно, способность к исследуемым логическим операциям у леворуких и праворуких дошкольников не было обнаружено. Наша гипотеза о различиях мышления у праворуких и леворуких детей не подтвердилась.
Вместе с тем можно отметить, что уровень развития логического мышления и логических операций у дошкольников ЭГ и КГ примерно одинаковый. Некоторые психологические особенности откладывают отпечаток на осуществление логических операций в части сравнения объектов на слух, практического изображение предмета в соответствии с образцом.
С целью развития логических операций и логического мышления у леворуких дошкольников была разработана и проведена консультация для родителей «Если ваш ребенок левша». Одновременно с этим с дошкольниками проводили специально разработанные занятия и по развитию логического мышления. Были подобраны игры и упражнения, которые можно применять как на учебных занятиях, так и в свободной деятельности леворуких дошкольников.



Библиографический список
1. Айрапепетянц В. А. Леворукий ребёнок// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2003.- №3.
2. Баркан А. Карандаш в левой руке// Будь здоров.-2006.-№6
3. Безруких М. М. Леворукий ребёнок в школе и дома. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.
4. Безруких М. М. Проблемные дети. М.: УРАО, 2000.
5. Безруких М.М. Леворукий ребенок – 2-е изд., доп. - М.: Вентана – Граф, 2006. – 64с.: ил. – (Будущий первоклассник).
6. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? PDF. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
7. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. – Тула, 1996. - 79с.
8. Бехтерева Н.П., Гоголицын Ю.П., Кропотов Ю.Д., Медведев С.В. Нейрофизиологические основы мышления. Л.: Наука, 1985
9. Библер В.С. Мышление как творчество (введение в логику мысленного диалога) – М., 1975. – 399 с.
10. Блонский П.Т. Психология младшего школьника. – М.; Воронеж, 1997.
11. Болотина Л.Р., Микляева Н. В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М, 2005.
12. Боно Э. Рождение новой идеи. О не шаблонности мышления. - М., 1976. - 195 с.
13. Борякова, Н.Ю. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников / Н. Ю. Борякова, А. В Соболева, В. В. Ткачева; под ред. Т. Б. Филичевой. – М.: Гном – Пресс, 2000. – 164с.
14. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные ассиметрии человека.- М.: Медицина, 1981.
15. Брагина Н.А., Доброхотова Т.А. Левши-М., 1994.
16. Брушлинский, А. В. Мышление: процесс, деятельность, общение / А. В. Брушлинский. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
17. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М.: Знание, 1985
18. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. Для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.
19. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1996. - 414 с.
20. Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. – СПб.: Питер, 2000. – 200с
21. Григорьева Е.В. Современное состояние теории и практики работы с леворукими детьми: проблемы обучения и воспитания//Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2009. № 10 (29): в 2-х ч. Ч. I. C. 40-42.
22. Ефремова Н. Записки левой рукой//Народное образование.-2002.-№9.-с. 225-230.
23. Зайцева Н.В. Умственное воспитание дошкольников. Выпуск 1. – Мозырь: РИФ «Белый ветер» - 1998
24. Зак А.З. Различия в мышлении детей. – М., 1992.
25. Запорожец А.В. Избранные психологические труды, т.1: Психологическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 344с.
26. Иншакова О. Б. Леворукий ребёнок// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2004.-№1.
27. Капустин, А.А. Детская леворукость и проблема воспитания левой руки. – М.: «Медицина», 1924 - Т. 71 №3 – 349 с
28. Князева И. В. Леворукий ребёнок. М.: Просвещение, 1993.
29. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей обучения школьников. М.: Рос. фед. агенство, 1997.
30. Кутепова И. Левша в мире праворуких. // Дошкольное воспитание, 2002.-№4. – 64-69с.
31. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики - М., 1972. – 476 с.
32. Майская А. Ребёнок-левша: как достичь гармонии с «правым» миром. – СПб.: Питер, 2006.
33. Макарьев И. Если ваш ребенок левша. - СПб.: Издательство «Лань», 1995.
34. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб., 2005.
35. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Современный психологический словарь. – М., 2007.
36. Москвин В.А. Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий. – Оренбург: ИПК ОГУ, 2002. - 288 с.
37. Немов Р.С. Кн.1. Общая психология // Немов Р.С. Психология. В 3-хкнигах.– М., 2008. – 687 с.
38. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – С-Пб.: Союз, 1997. – 347с.
39. Поддъяков А.Н. Мышление дошкольника. – М.: Педагогика, 1997. – 219с.
40. Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. М., 1989.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. – М., 1989. – 488 с.
42. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей.-М., 1995.
43. Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. – М.: Генезис, 2007
44. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольника. М, 2002 г.
45. Славина Л. С. Трудные дети. М., 1998.
46. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учеб. пособие. – М., 1984. – 272 с.
47. Хомская Е.Д. и др. Методы и оценки межполушарной ассиметрии и межполушарного взаимодействия.-М., 1995.
48. Хорсанд Д. В. Если ребёнок левша…: маленькие подсказки для родителей.- М.: АСТ; СПб.: Сова,2006.
49. Членов Л. Г. Леворукость. М., 1999.
50. Эдвард де Боно. Латеральное мышление: серия «Мастера психологии», С.-Пб., 1997. (в работе под № 30)




Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение
Актуальность. На современном этапе развития педагогики и психологии актуальной проблемой становится учет индивидуальных различий и, как следствие, применение индивидуально-личностного подхода в процессе обучения и воспитания детей. Особое значение приобретает этот постулат при обучении леворуких детей.
На протяжении всего исторического развития человечества левши вызывали интерес, удивление и неоднозначное к ним отношение. В большинстве стран и на протяжении всего времени к левшам относились настороженно, негативно, порой агрессивно. Вследствие этого их старались переучивать и «подгонять» под общий стандарт праворуких.
Некоторые исследователи отмечали, что левши обладают низкими интеллектуальными способностями, предрасположены к некоторым нервно-психическим заболеваниям, имеют значительные трудности в плане социальной адаптации и т.д., способствующие девиантному поведению.
В то же время существует и противоположная точка зрения, по которой все левши гениальны. Например, среди леворуких было много выдающихся ученых (Леонардо да Винчи, Дж. К. Максвелл, И. П. Павлов), политических деятелей (Юлий Цезарь, Александр Македонский, Бенджамин Франклин, Билл Клинтон, Джордж Буш), известных писателей (В. И. Даль, Льюис Кэрролл), деятелей искусства (Чарли Чаплин, Пол Маккартни) и т. д.
Систематическое изучение левшества в связи с проблемой межполушарной асимметрии началось сравнительно недавно - во 2-й половине XX в. В 1970-е -2000-е гг. в России и за рубежом стали появляться публикации по проблеме левшества (M. М. Безруких; H. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова; Э. Г. Симерницкая; С. Спрингер, Г. Дейч и др.).
Изучение левшества ведется в разных аспектах. Многочисленные исследования посвящены статистике левшества в разных странах (Т. А. Доброхотова, H. Н. Брагина; S. J. Ellis et al.; А. N. Gilbert, С. J. Wysocki; S. Iwwasaki и др.). Разрабатываются различные теории происхождения левшества (H. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова; M. A. Annet; U. Tan); изучаются психологические и психофизиологические особенности левшей (M. М. Безруких; H. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова; Н. В. Искольдский, С. Б. Малых; В. А. Москвин, 1988; А. Л. Сиротюк; B. В. Суворова; R. A. Hick, P. J. Pellegrini; J. Е. Orme), связь левшества с определенными соматическими и нервно-психическими заболеваниями (А. П. Чуприков; С. Е. Казакова; С. И. Михайленко; A. Shimuzu; M. Tyler) и т. д.
В 1980-е гг. стали появляться данные о вреде переучивания левшей пользоваться правой рукой для выполнения повседневной деятельности (М. М. Безруких; А. П. Чуприков). Переучивание левшевства в раннем возрасте отрицательно сказывается на детской психике.
По инициативе британского Клуба левшей, созданного 1990году, 13 августа был провозглашен Международный день леворуких. Согласно статистическим данным, около 10% населения Земли — левши. По различным данным, среди дошкольников и младших школьников леворукие дети составляют от 7 до 10% (Шульгина В.П., 2001 Сиротюк А.Л., 2003; Безруких М.М., 2007)
Вместе с тем с каждым годом левшей становится еще больше. За последние десятилетия в мировой науке резко возросло количество научно-практических исследований, психологами разрабатывается множество инновационных программ обучения посвященных левшеству. Проблема левшества – тема еще сравнительно мало разработана, и включат в себя и исследования психофизиологических отличий и психологических особенностей леворуких людей.
В современной литературе существует много противоречий относительно психологических особенностей леворуких, в частности особенностей мышления.
Мышление является одной из важнейших форм познания. Мышление - это обобщенное и опосредствованное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях. Благодаря мыслительной деятельности человек не только познает предметы, но и отражает различные связи и отношения, раскрывает объективные закономерности, устанавливает сущность явлений, ведет целенаправленный поиск решения возникшей проблемы. Все этапы мыслительной деятельности представляют собой произвольную, целеустремленную деятельность, в которой раскрываются знания, умения, способности личности, ее волевые и эмоциональные качества.
Посредством мышления происходит познание ребенком окружающего мира во всех его связях и закономерностях. Проблема развития мышления детей рассматривалась в работах Л.С. Выготского (1976), А.В. Запорожца (1964), А.А. Катаевой (1991), А.Н. Леонтьева (1983), Ж. Пиаже (1997), Н.Н. Поддьякова (1997), С.Л. Рубинштейна (1989), Е.А. Стребелевой (1991), Д.Б. Эльконина (2001) и многих других.
Проблема заключается в том, что в развитии логического мышления педагоги не всегда учитывают функциональную асимметрию головного мозга и процесс обучения и воспитания строят для всех детей одинаково, рассчитанного на праворуких. Следовательно, организуют процесс развития логического мышления леворуких детей так же как и праворуких.
Цель исследования: выявить особенности логического мышления у леворуких детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностические методики исследования логических операций.
3. Провести эмпирическое исследование логического мышления леворуких и праворуких детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить особенности логического мышления леворуких детей.
5. Разработать систему мероприятий, обеспечивающих развитие особенностей логического развития и возможности его развития
Объект исследования: особенности логического мышления у леворуких детей старшего дошкольного возраста, а именно, операции анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение.
Предмет исследования: особенности логического мышления у леворуких детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: логическое мышление леворуких старших дошкольников имеет свои особенности вследствие ведущего правого полушария, поэтому развитие мышления у леворуких старших дошкольников будет эффективной при условии учета психолого-педагогических особенностей детей, систематического и целенаправленного использования дополнительных занятий, системы мероприятий по развитию мышления.
Методы исследования: анализ научной литературы, методы психодиагностики
Методики исследования:
Методика «Анализ образца» (Л.А. Венгер)
Цель: выявление уровня развития таких операций мышления как сравнение, анализ и синтез.
Методика «Сравнение понятий» (предложена Н.А. Берштейном и широко использовалась в его школе).
Цель: исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей.
Методика «Исключение лишнего» (по Е.Л.Агаевой).
Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.
Новизна исследования заключается в изучении особенностей мышления и протекания логических операций леворуких детей старшего дошкольного возраста и разработки системы упражнений, способствующих развитию логического мышления у данных детей.  

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования мышления у старших дошкольников 7
1.1. Понятие «мышление», его виды. Формирование мышления в онтогенезе 7
1.2. Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Специфика леворуких детей 20
1.4 Мышление леворукого ребенка 27
Вывод по первой главе 34
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей логического мышления леворуких детей старшего дошкольного возраста и возможности его развития 36
2.1. Организация и методики исследования 36
2.2. Особенности логического мышления леворуких детей 42
2.3. Возможности развития логического мышления леворуких детей 50
Выводы по второй главе 55
Заключение 57
Библиографический список 60
Приложение 64


Заключение
Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой. Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка. Кроме того, среди них есть сильно леворукие и сильно праворукие, но есть и те, кто выполняют одной или другой рукой только некоторые действия, среди них и амбидекстры (обоерукие), люди, одинаково хорошо владеющие и правой, и левой рукой.
Ученые, занимающиеся проблемой левшества, выдвигают различные концепции его возникновения и соответственно говорят о различных психологических особенностях левшей. Для реализации дифференцированного подхода к леворуким детям, необходимо учитывать различные причины леворукости.
Несомненно, одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций. Ценой больших усилий можно научить леворукого ребенка работать правой рукой, но нельзя изменить его биологическую суть.
Для достижения цели констатирующего исследования было организовано исследование. Исследование проходило на базе ГБОУ детский сад 2669 с леворукими и праворукими дошкольниками , которые составили экспериментальную и контрольную группы, соответственно, в количестве по 10 дошкольников в каждой.
Для изучения уровня развития логических операций мышления были применены методики «Анализ образца», «Сопоставление понятий», «Исключение лишнего».
В ходе анализа полученных результатов были обнаружены особенности логического мышления леворуких дошкольников, проявляющиеся в трудностях зрительного запоминания и последующего воспроизведения образца, трудностями зрительно-пространственного сравнения образца и объекта, сложности сравнения, анализа, синтеза обобщения понятий на слух.
Вместе с тем каких-либо сильных отличий в развитии логического мышления у леворуких детей относительно праворуких сверстников обнаружено не было.
Высокий уровень развития операций логического мышления у 3 леворуких дошкольников и 4 праворуких дошкольников. Дети могут самостоятельно применять и использовать логические операции. Наблюдаются незначительные ошибки, которые дошкольник исправляют самостоятельно.
Средний уровень развития логических операций мышления – у 4 леворуких и 4 праворуких дошкольников. Дети могут применять операции мышления сравнения, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, но с незначительной помощью со стороны взрослых.
Низкий уровень – у 3 леворуких и 2 праворуких дошкольников Затруднено применение операций мышления сравнения, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, используются внешние характеристики.
Следовательно, данные дошкольники нуждаются в проведении работы развитию логического мышления.
Для выявления оценки различий между леворукими и праворукими дошкольниками был использован U-критерия Манна-Уитни. По рассчитанным данным эмпирического Uэмп и критического значения Uкр, получили данные что, Uэмп 49.523, следовательно различия уровня признака в сравниваемых группах статистически не значимы (р0,05). Это значит, что существенных различий в мышлении, а, следовательно, способность к исследуемым логическим операциям у леворуких и праворуких дошкольников не было обнаружено. Наша гипотеза о различиях мышления у праворуких и леворуких детей не подтвердилась.
Вместе с тем можно отметить, что уровень развития логического мышления и логических операций у дошкольников ЭГ и КГ примерно одинаковый. Некоторые психологические особенности откладывают отпечаток на осуществление логических операций в части сравнения объектов на слух, практического изображение предмета в соответствии с образцом.
С целью развития логических операций и логического мышления у леворуких дошкольников была разработана и проведена консультация для родителей «Если ваш ребенок левша». Одновременно с этим с дошкольниками проводили специально разработанные занятия и по развитию логического мышления. Были подобраны игры и упражнения, которые можно применять как на учебных занятиях, так и в свободной деятельности леворуких дошкольников.



Библиографический список
1. Айрапепетянц В. А. Леворукий ребёнок// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2003.- №3.
2. Баркан А. Карандаш в левой руке// Будь здоров.-2006.-№6
3. Безруких М. М. Леворукий ребёнок в школе и дома. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.
4. Безруких М. М. Проблемные дети. М.: УРАО, 2000.
5. Безруких М.М. Леворукий ребенок – 2-е изд., доп. - М.: Вентана – Граф, 2006. – 64с.: ил. – (Будущий первоклассник).
6. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? PDF. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
7. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. – Тула, 1996. - 79с.
8. Бехтерева Н.П., Гоголицын Ю.П., Кропотов Ю.Д., Медведев С.В. Нейрофизиологические основы мышления. Л.: Наука, 1985
9. Библер В.С. Мышление как творчество (введение в логику мысленного диалога) – М., 1975. – 399 с.
10. Блонский П.Т. Психология младшего школьника. – М.; Воронеж, 1997.
11. Болотина Л.Р., Микляева Н. В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М, 2005.
12. Боно Э. Рождение новой идеи. О не шаблонности мышления. - М., 1976. - 195 с.
13. Борякова, Н.Ю. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников / Н. Ю. Борякова, А. В Соболева, В. В. Ткачева; под ред. Т. Б. Филичевой. – М.: Гном – Пресс, 2000. – 164с.
14. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные ассиметрии человека.- М.: Медицина, 1981.
15. Брагина Н.А., Доброхотова Т.А. Левши-М., 1994.
16. Брушлинский, А. В. Мышление: процесс, деятельность, общение / А. В. Брушлинский. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
17. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М.: Знание, 1985
18. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. Для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.
19. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1996. - 414 с.
20. Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. – СПб.: Питер, 2000. – 200с
21. Григорьева Е.В. Современное состояние теории и практики работы с леворукими детьми: проблемы обучения и воспитания//Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2009. № 10 (29): в 2-х ч. Ч. I. C. 40-42.
22. Ефремова Н. Записки левой рукой//Народное образование.-2002.-№9.-с. 225-230.
23. Зайцева Н.В. Умственное воспитание дошкольников. Выпуск 1. – Мозырь: РИФ «Белый ветер» - 1998
24. Зак А.З. Различия в мышлении детей. – М., 1992.
25. Запорожец А.В. Избранные психологические труды, т.1: Психологическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 344с.
26. Иншакова О. Б. Леворукий ребёнок// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2004.-№1.
27. Капустин, А.А. Детская леворукость и проблема воспитания левой руки. – М.: «Медицина», 1924 - Т. 71 №3 – 349 с
28. Князева И. В. Леворукий ребёнок. М.: Просвещение, 1993.
29. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей обучения школьников. М.: Рос. фед. агенство, 1997.
30. Кутепова И. Левша в мире праворуких. // Дошкольное воспитание, 2002.-№4. – 64-69с.
31. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики - М., 1972. – 476 с.
32. Майская А. Ребёнок-левша: как достичь гармонии с «правым» миром. – СПб.: Питер, 2006.
33. Макарьев И. Если ваш ребенок левша. - СПб.: Издательство «Лань», 1995.
34. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб., 2005.
35. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Современный психологический словарь. – М., 2007.
36. Москвин В.А. Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий. – Оренбург: ИПК ОГУ, 2002. - 288 с.
37. Немов Р.С. Кн.1. Общая психология // Немов Р.С. Психология. В 3-хкнигах.– М., 2008. – 687 с.
38. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – С-Пб.: Союз, 1997. – 347с.
39. Поддъяков А.Н. Мышление дошкольника. – М.: Педагогика, 1997. – 219с.
40. Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. М., 1989.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. – М., 1989. – 488 с.
42. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей.-М., 1995.
43. Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. – М.: Генезис, 2007
44. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольника. М, 2002 г.
45. Славина Л. С. Трудные дети. М., 1998.
46. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учеб. пособие. – М., 1984. – 272 с.
47. Хомская Е.Д. и др. Методы и оценки межполушарной ассиметрии и межполушарного взаимодействия.-М., 1995.
48. Хорсанд Д. В. Если ребёнок левша…: маленькие подсказки для родителей.- М.: АСТ; СПб.: Сова,2006.
49. Членов Л. Г. Леворукость. М., 1999.
50. Эдвард де Боно. Латеральное мышление: серия «Мастера психологии», С.-Пб., 1997. (в работе под № 30)




Купить эту работу

Особенности развития логического мышления леворуких детей

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

21 апреля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽