Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Актуальность. Проблемы совершенствования профессиональной подготовки студентов педагогических вузов имеют особое значение в ус-ловиях модернизации системы образования. Данная тема становится актуальной в связи с возрастанием социальной значимости профессиональной деятельности учителей. Профессиональная подготовка будущих педагогов тесно связана с формированием стойкого интереса к выбранной профессиональной деятельности. Под интересом к профессии учителя понимают эмоционально выраженную познавательную направленность личности на овладение педагогической деятельностью, реализацию своих склонностей, способностей, профессиональных убеждений. Направленность личности подразумевает определенный уровень притязаний и адекватную самооценку.
Уровень притязаний проявляется в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой, стремлении завоевать определенную репутацию, получить признание и зависит от уверенности человекав своих возможностях. Самооценка – это представление личности о себе, своей важности, своих качествах, которая складывается под влиянием общественного мнения,растет за счет собственныхдостижений и зависит от тех результатов (положительных или отрицательных), которые она (личность) достигла в процессе своей деятельности. Чем значительнее достижения – тем выше самооценка. При заниженной самооценке появляется неуверенность в себе и в своей деятельности. Завышенная самооценка ведет к переоцениванию своих сил и возможностей, к появлению амбициозности, что заставляет личность ставить перед собой более сложные задачи и требования к достижениям. Неудачи при этом могут вызвать разочарование, тревож-ность, страх и депрессию.
Современный учитель должен уметь ориентироваться в образова-тельной ситуации, составлять перспективные планы, определять задачи и цели, должен быть готов отвечать за результаты своей деятельно-сти.Наличие всех этих качеств поможет человеку данной профессии пра-вильно сформировать полное и, главное, достаточно положительное представление о себе и своей личности. Ведь именно самооценка учителя влияет на его поведение и методы работы с учениками. Основной способ, с помощью которого формируется самооценка учителя— это соизмерение своих достижений с идеалом себя как личности и как профессионала. Однако идеал учителя у студентов часто нереалистичный ине стабилен, поэтому тема изучение самооценки и уровня притязания будущих учителей является актуальной.
Объект исследования – студенты факультета иностранных языков.
Предмет исследования – самооценка и уровень притязаний буду-щих учителей иностранных языков.
Цельисследования заключается в исследовании самооценки и уровня притязаний будущих учителей иностранных языков.
Гипотеза исследования. Предполагается, что адекватная самооценка прямо связана с адекватным уровнем притязаний. По мере обучения у будущих учителей повышается самооценка и уровень притязаний.
Задачами исследования являются:
1) провести теоретический анализ научной литературы по проблеме изучения самооценки и уровня притязания будущих учителей.
2) дать сущностную психологическую характеристику понятиям самооценка и уровень притязания.
3)рассмотреть самооценку и уровень притязания будущих учителей иностранного языка.
4) провести эмпирическое исследование самооценки и уровня притязания будущих учителей иностранных языков.
5) анализ и интерпретация полученных результатов.
Методологической основой исследования являютсянаучные труды ученых в области педагогики и психологии высшей школы (В.А.Аверина, А.В.Батаршев,О.В. Карина, М.А. Киселева, К.Я. Когут, Н.В. Кузьмина, С.Ю.Шалова,В.А.Швецова, Л.И.Шумская,Н.Е. Шустоваи др.);исследования в области изучения проблемы самооценкии профессионального самосознания (О.М. Анисимова, Л.В.Бороздина,Б.С.Братусь,А.В.Захарова, Л.Н. Корнеева, А.И. Липкина, Т.Л.Миронова, А.А. Реан, В.Ф. Сафин, В.В.Столин, И.И.Чеснокова и др.); теоретические идеи и исследованияпо проблеме уровня притязаний (Ф. Хоппе, Т. Дембо, К.Левин, У.Джеймс,Е.В.Зинько,К.Я.Когут,А.Р.Рыбина и др.).
В ходе исследования были использованы следующие взаимодопол-няющие методы научно-педагогического исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические:
1. Шкала самооценки и уровня притязанийТ. Дембо и С.Я. Рубин-штейн в модификации А.М. Прихожан;
2. Тест «Самооценка личности» О.И. Моткова;
3. Моторная проба Шварцландера.
- методы обработки данных:
1. t-критерий Стьюдента;
2. коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Исследование проводилось в 3 этапа.
На I этапе был проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
На II этапе проведено эмпирическое исследование самооценки и уровня притязаний.
На III этапе проводился количественный и качественный анализ данных, были сделаны выводы.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе Казанского федерального университета. В исследовании приняли участие 40 студентов – будущих учителей иностранных языков.
Научная новизна работы заключается в дальнейшей разработке и анализе подходов к изучению самооценки и уровня притязаний, в расширении представлений о динамике самооценки и уровня притязаний в процессе обучения в вузе; в определении возможности прогнозирования и изменения самооценки уровня притязаний у студентов в зависимости от их исходного уровня.
Практическая значимость исследования заключается, во-первых в возможности использования полученных результатов в других исследованиях, посвященных изучению самооценки и уровня притязаний. Во-вторых, результаты исследования могут способствовать оптимизации и совершенствованию учебного процесса и воспитательной работы в вузе.
На защиту выносятся следующие положения:
- характер изменения самооценки и уровня притязаний у студентов определяется влиянием объективных и субъективных факторов, имеющих отношение к труду исоциально-профессиональным ориентациям;
- направление изменения самооценки и уровня притязаний студентов – будущих педагогов определяет их профессионально-важное значение.
-особенности изменения самооценки и уровня притязаний у студен-тов на разных этапах обучения зависят от ее исходного уровня.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения самооценки и уровня притязания будущих учителей 7
1.1 Состояние научной разработанности исследуемой работы в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Уровень притязания и самооценка: понятие, сущностная характеристика 18
1.3 Изучение особенности самооценки и уровня притязаний у студентов ВУЗа 25
Выводы по главе 1 31
Глава II. Эмпирическое исследование самооценки и уровня притязания будущих учителей иностранных языков 32
2.1 Организация проведения эмпирического исследования 32
2.2 Анализ и интерпретация проведенного эмпирического исследования 39
2.2.1 Результаты диагностики студентов 2-го курса 39
2.2.2 Результаты диагностики студентов 5-го курса 44
2.2.3 Сравнительный анализ результатов 49
Выводы по главе 2 54
Заключение 56
Список литературы 59
Приложения 64
Заключение
Данное исследование было предпринято с цельюизучения самооценки и уровня притязаний будущих учителей иностранных языков.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе изучениянаучной литературы по теме исследования было подчеркнуто, что,несмотря на огромный объем исследований по проблеме самооценки, вопросы,касающиеся ее природы, механизмов, причин, последствий, возможностей изменения по-прежнему остаются дискуссионными. Связьмежду самооценкой, личностными особенностями и поведением человека оказывается сложной и неоднозначной, что порождает дальнейшие попытки изучения самооценки.
Уровень притязаний определяет сложность целей, которым, помне-нию человека, соответствуют его способности, а также достижения в определенной деятельности, в общении, на которые рассчитывает человек. Самооценка – самостоятельный компонент самосознания, начинающий функционировать в подростковом возрасте. Функция самооценки заключена в процедуре собственно оценивания общего потенциала субъекта или его отдельных свойств (качеств) с помощью определенной шкалы ценностей. Выделяют три основных параметра самооценки: адекватность, высота, устойчивость. Эти компоненты не являются стабильными показателями. Самооценка зависит от многих факторов и взаимосвязана с уровнем притязаний.
Годы обучения в вузе – это период наиболее интенсивногопсихологического и социального формирования личности, осознания молодымчеловеком своего места и роли в обществе.На начальном этапе становления профессионального самосознания у студентов преобладают неадекватные самооценки, они часто переоценивают свои профессиональные качества, не умеют реалистично оценивать результаты своей деятельности, Также у студентов, как правило, в той или иной степени завышен и слабо дифференцирован уровень притязаний, т.е. они не умеют ставить перед собой реалистичные цели, у них нет достаточно ясного плана их достижения. По мере обучения к его завершению самооценка студентов становится более устойчивой, а уровень притязаний – адекватно высоким.
В результате эмпирического исследования выяснилось, что в группе студентов 2-го курса в среднем самооценка испытуемых нормальная: средняя по шкалам характера, счастья, настроения, профессионального будущего, уверенности в себе и высокая по шкалам здоровья и умственных способностей. Уровень притязаний - реалистичный, он средний по шкалам характера, счастья, настроения, и высокий по остальным шкалам (здоровье, умственные способности, профессиональное будущее, уверенность в себе). У студентов средний уровень самооценки. Более всего студенты считают себя нравственными и общительными. Несколько ниже выражено соответствие креативной личности и самостоятельность. Большинство испытуемых имеют реалистично низкий уровень притязаний, но низкий. Корреляционный анализ показал, что, чем выше уровень притязаний у студентов 2-го курса, тем выше самооценка в основном за счет высокой оценки своих творческих способностей.
В группе выпускников в среднем самооценка испытуемых нор-мальная: средняя по шкалам характера и настроения, и высокая по шкалам здоровья, умственных способностей, счастья, профессионального будущего, уверенности в себе. Уровень притязаний - реалистичный, средний по шкале настроения, и высокий по остальным шкалам.У выпускников высокий уровень самооценки. Более всего студенты считают себя волевыми и самостоятельными. Несколько ниже выражены экстраверсия и гармоничность. Ниже всего, но на высоком уровне, выражены креативность и нравственность. Большинство испытуемых имеет или средний или адекватно высокий уровень притязаний.
Корреляционный анализ показал, что, у студентов 5-го курса чем выше уровень притязаний, тем выше самооценка своего здоровья, профессионального будущего, уверенности в себе, тем выше уровень притязаний на профессиональное будущее, уверенность в себе, более реалистичны притязания на развитие своих умственных способностей. Чем выше уровень притязаний, тем выше уровень самооценки в основном за счет высокой оценки своих нравственных, волевых качеств, самостоятельности, общительности и открытости.
Сравнительные результаты диагностируемых параметров позволили проследить динамику самооценки и уровня притязаний от начала обучения к его концу. От начала обучения к его завершению у будущих учителей иностранных языков повышается самооценка своего профессионального будущего и уверенности в себе. Притязания студентов по мере обучения становятся более реалистичными, адекватными на развитие своих умственных способностей, уверенности в себе, на свое профессиональное будущее. От начала обучения к его завершению значительно повышается самооценка, развиваются волевые качества, самостоятельность, значительно возрастает гармоничность личности, значительно повышается уровень притязаний от среднего к адекватно высокому.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.Адекватная самооценка прямо связана с адекватным уровнем притязаний. У выпуск-ников самооценка и уровень притязаний имеют множественные взаимо-связи в отличие от студентов 2-го курса. То есть по мере обучения растет как уровень самооценки, так и уровень притязаний за счет формирования профессионального самосознания, воспитания нравственно – волевых качеств, возрастания реалистичности притязаний в различных аспектах жизни.По мере обучения у будущих учителей повышается самооценка и уровень притязаний.
Список литературы
1. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи. – М.: Академия, 2009. – 192 с.
2. Белановская О.В. Личностно-профессиональное становление сту-дентов в процессе вузовской социализации // Научные труды Рес-публиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. ст. В 2 ч. Ч.2. Вып. 11. – Минск: РИВШ, 2011. – С. 84–92.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
4. Борисова И.А. Особенности самооценки младших школьников с разными типами эмоциональной привязанности к матери: автреф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2007. – 181с.
5. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и её соотношение с Я‐концепцией / Л.В. Бороздина // Вестник Московского универси-тета. Серия 14, Психология. – 2011. – №1. – С. 54–65.
6. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. – 1993. – № 1. – С. 27 – 42.
7. Бороздина Л.В., Кубанцева С.Р. Коэффициенты интеллекта и не-вербальной креативности при совпадении и расхождении высоты самооценки и притязаний. М.: Акрополь, 2008. – 72с.
8. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. М.: ООО «Проект-Ф», 2001. – 204с.
9. Братусь Б.С., Павленко В.Н. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномальном развитии // Вопросы психологии. – 1986. – № 4.– С. 23 – 26.
10. Горбунова Г.А. Возможности мотивирования процесса самоопределения личности в юности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. –2003. –№12. –С. 10 – 14.
11. Дроботова Е.В. Профессиональное самосознание как внутренний механизм становления будущего специалиста // Теоретические и прикладные проблемы психологии педагогического межличностного взаимодействия: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., 19-20 апр. 2002 г.: В 2 ч. Мн., БГПУ. Ч. 1. – С. 133-135.
12. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. –1989. –№ 1.– С. 5 – 15.
13. Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал. – 2006.– Т. 27, № 3. –С. 18 – 30.
14. Камнева Е.В. Особенности самоактуализации в студенческом воз-расте [Электронный ресурс] / Е.В. Камнева, Н.В Анненкова. - М. : Прикладная психология и психоанализ. 2014. - Т. 1. - URL: http://ppip.idnk.ru.
15. Карина О.В. Динамика проявления экспектаций в подростковом и юношеском возрасте. – Сочи : Гуманизация образования, 2015.– №1. – С. 50 – 55.
16. Киселева М.А. Теоретический анализ позитивных и негативных аспектов прокрастинации личности. – Сочи: Гуманизация образования, 2014. – № 6. – С. 68 – 73.
17. Когут К.Я. Влияние уровня притязаний студентов на успешность овладения теоретическими знаниями // Современная педагогика. – №7. – 2015. – . 17 – 38.
18. Колобкова А. И. Особенности самооценки в связи с критическим событием – потерей и отсутствием работы // Ученые записки ка-федры теоретической и экспериментальной психологии РГПУ. – Вып. – Екатеринбург, 2006. – С. 243-271.
19. Колосова Е.В. Самооценка и успешность учебной деятельности студентов // Известия ВГПУ. – 2015. – № 3(268). – С. 18 – 22.
20. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2007. – 688с.
21. Мацумото Д. Психология и культура. – СПб.: Питер, 2003. – 718с.
22. Молчанова О.Н. Низкая самооценка: восемь проблем / Перспективные направления психологической науки. Сборникнаучныхстатей. Выпуск 2, 2012. – с. 53 – 58.
23. Пашукова Т. И. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов / Т. И. Пашукова, А. И. Допира, Г. В. Дьяконов – М.: КАРО, 1996. – 176с.
24. Позина М.Б. Компаративистский подход в исследовании когнитивной самооценки // Культурно-историческая психология. – 2008. – № 2.– С. 15 – 19.
25. Полети Р., Доббс Б. Самооценка. Основное благо. М.: Изд. дом Мещерякова, 2008. – 128с.
26. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова. – 2-е изд., перераб. и доп. –Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. – 324 с.
27. Пукинска О.В. «Триада риска» как проявление внутриличностного конфликта // Психологический журнал. – 2008. – Т. 29. № 5.– С. 63 – 67.
28. Рождественская Н.А., Писарева Е.А. Образ «Я» и образ сверстника у подростков с высоким и низким уровнями восприятия социальной поддержки // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 2006. – № 4. – С. 18 – 24.
29. Рыбина А.Р. Особенности влияния самооценки на уровень притязаний человека. Роль специалиста по работе с молодежью (ОРМ) в формировании самооценки личности // Организация работы с молодежью. – 2012. – № 5. – С. 19 – 24.
30. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО "Речь" – 2007. – 350с.
31. Сидоров К.Р. Феномен несоответствия уровней самооценки и притязаний в ранней юности: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2007. – 158с.
32. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии. – М., 2001 – 224с.
33. Соловьева С.Л. Психологическая концепция счастья и оптимизма // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2009. – Сер. 12. Вып. 1. Ч. II.– С. 198 – 205.
34. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2007. – 607 с.
35. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977. – 143 с.
36. Шалова С.Ю. Создание ситуации выбора для студентов как условие индивидуализации образовательного процесса в вузе // Инновации в образовании. – 2013. – № 5. – С. 97 – 107.
37. Швецова В.А. Особенности профессионального самосознания со-временных студентов // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 6 (16).– С. 189 – 194.
38. Шумская Л.И. Личностно-профессиональное становление студен-тов в процессе социализации / Л.И. Шумская. – Минск: РИВШ, 2005. – 271 с.
39. Шустова Н.Е. Своевременность как предиктор социальной адаптации личности. – Сочи: Гуманизация образования. – 2015. – № 1. – С. 44-49.
40. Baumeister R.F., Campbell J.D., Krueger J.I., Vohs K.D. Does High Self-esteem Cause Better Performance, Interpersonal Success, Happi-ness, or Healthier Lifestyles? // Psychological Science in the Public In-terest. 2003. Vol. 4. No. 1.
41. Brecht G. Sorting out Self-Esteem. Sydney: Prentice Hall, 1996.
42. Emler N. Self-Esteem: The Costs and Consequences of Low SelfWorth. York, England: York Publishing Services, 2001.
43. Jones S. Self and Interpersonal Evaluations: Esteem Theories vs. Consistency Theories // Psychological Bulletin. 1973. Vol. 79. No. 3.
44. Kernis M.H., Waschull S.B. The Interactive Roles of Stability and Level of Self-Esteem: Research and Theory // Advances in Experimental Social Psychology / M.P. Zanna (ed.). San Diego, CA: Academic Press. 1995. Vol. 27.
45. Reasoner R.W. What is Optimal Self-Esteem? // Research Bulletin. 2006. No. 1.
46. Rosenberg M. Society and the Adolescent Self-Image. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1965.
47. Swann W.B., Stein-Seroussi A., Giesler R.B. Why People Self-Verify? // Journal of Personal and Social Psychology. 1992. Vol. 62. No. 3.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Актуальность. Проблемы совершенствования профессиональной подготовки студентов педагогических вузов имеют особое значение в ус-ловиях модернизации системы образования. Данная тема становится актуальной в связи с возрастанием социальной значимости профессиональной деятельности учителей. Профессиональная подготовка будущих педагогов тесно связана с формированием стойкого интереса к выбранной профессиональной деятельности. Под интересом к профессии учителя понимают эмоционально выраженную познавательную направленность личности на овладение педагогической деятельностью, реализацию своих склонностей, способностей, профессиональных убеждений. Направленность личности подразумевает определенный уровень притязаний и адекватную самооценку.
Уровень притязаний проявляется в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой, стремлении завоевать определенную репутацию, получить признание и зависит от уверенности человекав своих возможностях. Самооценка – это представление личности о себе, своей важности, своих качествах, которая складывается под влиянием общественного мнения,растет за счет собственныхдостижений и зависит от тех результатов (положительных или отрицательных), которые она (личность) достигла в процессе своей деятельности. Чем значительнее достижения – тем выше самооценка. При заниженной самооценке появляется неуверенность в себе и в своей деятельности. Завышенная самооценка ведет к переоцениванию своих сил и возможностей, к появлению амбициозности, что заставляет личность ставить перед собой более сложные задачи и требования к достижениям. Неудачи при этом могут вызвать разочарование, тревож-ность, страх и депрессию.
Современный учитель должен уметь ориентироваться в образова-тельной ситуации, составлять перспективные планы, определять задачи и цели, должен быть готов отвечать за результаты своей деятельно-сти.Наличие всех этих качеств поможет человеку данной профессии пра-вильно сформировать полное и, главное, достаточно положительное представление о себе и своей личности. Ведь именно самооценка учителя влияет на его поведение и методы работы с учениками. Основной способ, с помощью которого формируется самооценка учителя— это соизмерение своих достижений с идеалом себя как личности и как профессионала. Однако идеал учителя у студентов часто нереалистичный ине стабилен, поэтому тема изучение самооценки и уровня притязания будущих учителей является актуальной.
Объект исследования – студенты факультета иностранных языков.
Предмет исследования – самооценка и уровень притязаний буду-щих учителей иностранных языков.
Цельисследования заключается в исследовании самооценки и уровня притязаний будущих учителей иностранных языков.
Гипотеза исследования. Предполагается, что адекватная самооценка прямо связана с адекватным уровнем притязаний. По мере обучения у будущих учителей повышается самооценка и уровень притязаний.
Задачами исследования являются:
1) провести теоретический анализ научной литературы по проблеме изучения самооценки и уровня притязания будущих учителей.
2) дать сущностную психологическую характеристику понятиям самооценка и уровень притязания.
3)рассмотреть самооценку и уровень притязания будущих учителей иностранного языка.
4) провести эмпирическое исследование самооценки и уровня притязания будущих учителей иностранных языков.
5) анализ и интерпретация полученных результатов.
Методологической основой исследования являютсянаучные труды ученых в области педагогики и психологии высшей школы (В.А.Аверина, А.В.Батаршев,О.В. Карина, М.А. Киселева, К.Я. Когут, Н.В. Кузьмина, С.Ю.Шалова,В.А.Швецова, Л.И.Шумская,Н.Е. Шустоваи др.);исследования в области изучения проблемы самооценкии профессионального самосознания (О.М. Анисимова, Л.В.Бороздина,Б.С.Братусь,А.В.Захарова, Л.Н. Корнеева, А.И. Липкина, Т.Л.Миронова, А.А. Реан, В.Ф. Сафин, В.В.Столин, И.И.Чеснокова и др.); теоретические идеи и исследованияпо проблеме уровня притязаний (Ф. Хоппе, Т. Дембо, К.Левин, У.Джеймс,Е.В.Зинько,К.Я.Когут,А.Р.Рыбина и др.).
В ходе исследования были использованы следующие взаимодопол-няющие методы научно-педагогического исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические:
1. Шкала самооценки и уровня притязанийТ. Дембо и С.Я. Рубин-штейн в модификации А.М. Прихожан;
2. Тест «Самооценка личности» О.И. Моткова;
3. Моторная проба Шварцландера.
- методы обработки данных:
1. t-критерий Стьюдента;
2. коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Исследование проводилось в 3 этапа.
На I этапе был проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
На II этапе проведено эмпирическое исследование самооценки и уровня притязаний.
На III этапе проводился количественный и качественный анализ данных, были сделаны выводы.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе Казанского федерального университета. В исследовании приняли участие 40 студентов – будущих учителей иностранных языков.
Научная новизна работы заключается в дальнейшей разработке и анализе подходов к изучению самооценки и уровня притязаний, в расширении представлений о динамике самооценки и уровня притязаний в процессе обучения в вузе; в определении возможности прогнозирования и изменения самооценки уровня притязаний у студентов в зависимости от их исходного уровня.
Практическая значимость исследования заключается, во-первых в возможности использования полученных результатов в других исследованиях, посвященных изучению самооценки и уровня притязаний. Во-вторых, результаты исследования могут способствовать оптимизации и совершенствованию учебного процесса и воспитательной работы в вузе.
На защиту выносятся следующие положения:
- характер изменения самооценки и уровня притязаний у студентов определяется влиянием объективных и субъективных факторов, имеющих отношение к труду исоциально-профессиональным ориентациям;
- направление изменения самооценки и уровня притязаний студентов – будущих педагогов определяет их профессионально-важное значение.
-особенности изменения самооценки и уровня притязаний у студен-тов на разных этапах обучения зависят от ее исходного уровня.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения самооценки и уровня притязания будущих учителей 7
1.1 Состояние научной разработанности исследуемой работы в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Уровень притязания и самооценка: понятие, сущностная характеристика 18
1.3 Изучение особенности самооценки и уровня притязаний у студентов ВУЗа 25
Выводы по главе 1 31
Глава II. Эмпирическое исследование самооценки и уровня притязания будущих учителей иностранных языков 32
2.1 Организация проведения эмпирического исследования 32
2.2 Анализ и интерпретация проведенного эмпирического исследования 39
2.2.1 Результаты диагностики студентов 2-го курса 39
2.2.2 Результаты диагностики студентов 5-го курса 44
2.2.3 Сравнительный анализ результатов 49
Выводы по главе 2 54
Заключение 56
Список литературы 59
Приложения 64
Заключение
Данное исследование было предпринято с цельюизучения самооценки и уровня притязаний будущих учителей иностранных языков.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе изучениянаучной литературы по теме исследования было подчеркнуто, что,несмотря на огромный объем исследований по проблеме самооценки, вопросы,касающиеся ее природы, механизмов, причин, последствий, возможностей изменения по-прежнему остаются дискуссионными. Связьмежду самооценкой, личностными особенностями и поведением человека оказывается сложной и неоднозначной, что порождает дальнейшие попытки изучения самооценки.
Уровень притязаний определяет сложность целей, которым, помне-нию человека, соответствуют его способности, а также достижения в определенной деятельности, в общении, на которые рассчитывает человек. Самооценка – самостоятельный компонент самосознания, начинающий функционировать в подростковом возрасте. Функция самооценки заключена в процедуре собственно оценивания общего потенциала субъекта или его отдельных свойств (качеств) с помощью определенной шкалы ценностей. Выделяют три основных параметра самооценки: адекватность, высота, устойчивость. Эти компоненты не являются стабильными показателями. Самооценка зависит от многих факторов и взаимосвязана с уровнем притязаний.
Годы обучения в вузе – это период наиболее интенсивногопсихологического и социального формирования личности, осознания молодымчеловеком своего места и роли в обществе.На начальном этапе становления профессионального самосознания у студентов преобладают неадекватные самооценки, они часто переоценивают свои профессиональные качества, не умеют реалистично оценивать результаты своей деятельности, Также у студентов, как правило, в той или иной степени завышен и слабо дифференцирован уровень притязаний, т.е. они не умеют ставить перед собой реалистичные цели, у них нет достаточно ясного плана их достижения. По мере обучения к его завершению самооценка студентов становится более устойчивой, а уровень притязаний – адекватно высоким.
В результате эмпирического исследования выяснилось, что в группе студентов 2-го курса в среднем самооценка испытуемых нормальная: средняя по шкалам характера, счастья, настроения, профессионального будущего, уверенности в себе и высокая по шкалам здоровья и умственных способностей. Уровень притязаний - реалистичный, он средний по шкалам характера, счастья, настроения, и высокий по остальным шкалам (здоровье, умственные способности, профессиональное будущее, уверенность в себе). У студентов средний уровень самооценки. Более всего студенты считают себя нравственными и общительными. Несколько ниже выражено соответствие креативной личности и самостоятельность. Большинство испытуемых имеют реалистично низкий уровень притязаний, но низкий. Корреляционный анализ показал, что, чем выше уровень притязаний у студентов 2-го курса, тем выше самооценка в основном за счет высокой оценки своих творческих способностей.
В группе выпускников в среднем самооценка испытуемых нор-мальная: средняя по шкалам характера и настроения, и высокая по шкалам здоровья, умственных способностей, счастья, профессионального будущего, уверенности в себе. Уровень притязаний - реалистичный, средний по шкале настроения, и высокий по остальным шкалам.У выпускников высокий уровень самооценки. Более всего студенты считают себя волевыми и самостоятельными. Несколько ниже выражены экстраверсия и гармоничность. Ниже всего, но на высоком уровне, выражены креативность и нравственность. Большинство испытуемых имеет или средний или адекватно высокий уровень притязаний.
Корреляционный анализ показал, что, у студентов 5-го курса чем выше уровень притязаний, тем выше самооценка своего здоровья, профессионального будущего, уверенности в себе, тем выше уровень притязаний на профессиональное будущее, уверенность в себе, более реалистичны притязания на развитие своих умственных способностей. Чем выше уровень притязаний, тем выше уровень самооценки в основном за счет высокой оценки своих нравственных, волевых качеств, самостоятельности, общительности и открытости.
Сравнительные результаты диагностируемых параметров позволили проследить динамику самооценки и уровня притязаний от начала обучения к его концу. От начала обучения к его завершению у будущих учителей иностранных языков повышается самооценка своего профессионального будущего и уверенности в себе. Притязания студентов по мере обучения становятся более реалистичными, адекватными на развитие своих умственных способностей, уверенности в себе, на свое профессиональное будущее. От начала обучения к его завершению значительно повышается самооценка, развиваются волевые качества, самостоятельность, значительно возрастает гармоничность личности, значительно повышается уровень притязаний от среднего к адекватно высокому.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.Адекватная самооценка прямо связана с адекватным уровнем притязаний. У выпуск-ников самооценка и уровень притязаний имеют множественные взаимо-связи в отличие от студентов 2-го курса. То есть по мере обучения растет как уровень самооценки, так и уровень притязаний за счет формирования профессионального самосознания, воспитания нравственно – волевых качеств, возрастания реалистичности притязаний в различных аспектах жизни.По мере обучения у будущих учителей повышается самооценка и уровень притязаний.
Список литературы
1. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи. – М.: Академия, 2009. – 192 с.
2. Белановская О.В. Личностно-профессиональное становление сту-дентов в процессе вузовской социализации // Научные труды Рес-публиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. ст. В 2 ч. Ч.2. Вып. 11. – Минск: РИВШ, 2011. – С. 84–92.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
4. Борисова И.А. Особенности самооценки младших школьников с разными типами эмоциональной привязанности к матери: автреф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2007. – 181с.
5. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и её соотношение с Я‐концепцией / Л.В. Бороздина // Вестник Московского универси-тета. Серия 14, Психология. – 2011. – №1. – С. 54–65.
6. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. – 1993. – № 1. – С. 27 – 42.
7. Бороздина Л.В., Кубанцева С.Р. Коэффициенты интеллекта и не-вербальной креативности при совпадении и расхождении высоты самооценки и притязаний. М.: Акрополь, 2008. – 72с.
8. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. М.: ООО «Проект-Ф», 2001. – 204с.
9. Братусь Б.С., Павленко В.Н. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномальном развитии // Вопросы психологии. – 1986. – № 4.– С. 23 – 26.
10. Горбунова Г.А. Возможности мотивирования процесса самоопределения личности в юности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. –2003. –№12. –С. 10 – 14.
11. Дроботова Е.В. Профессиональное самосознание как внутренний механизм становления будущего специалиста // Теоретические и прикладные проблемы психологии педагогического межличностного взаимодействия: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., 19-20 апр. 2002 г.: В 2 ч. Мн., БГПУ. Ч. 1. – С. 133-135.
12. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. –1989. –№ 1.– С. 5 – 15.
13. Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал. – 2006.– Т. 27, № 3. –С. 18 – 30.
14. Камнева Е.В. Особенности самоактуализации в студенческом воз-расте [Электронный ресурс] / Е.В. Камнева, Н.В Анненкова. - М. : Прикладная психология и психоанализ. 2014. - Т. 1. - URL: http://ppip.idnk.ru.
15. Карина О.В. Динамика проявления экспектаций в подростковом и юношеском возрасте. – Сочи : Гуманизация образования, 2015.– №1. – С. 50 – 55.
16. Киселева М.А. Теоретический анализ позитивных и негативных аспектов прокрастинации личности. – Сочи: Гуманизация образования, 2014. – № 6. – С. 68 – 73.
17. Когут К.Я. Влияние уровня притязаний студентов на успешность овладения теоретическими знаниями // Современная педагогика. – №7. – 2015. – . 17 – 38.
18. Колобкова А. И. Особенности самооценки в связи с критическим событием – потерей и отсутствием работы // Ученые записки ка-федры теоретической и экспериментальной психологии РГПУ. – Вып. – Екатеринбург, 2006. – С. 243-271.
19. Колосова Е.В. Самооценка и успешность учебной деятельности студентов // Известия ВГПУ. – 2015. – № 3(268). – С. 18 – 22.
20. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2007. – 688с.
21. Мацумото Д. Психология и культура. – СПб.: Питер, 2003. – 718с.
22. Молчанова О.Н. Низкая самооценка: восемь проблем / Перспективные направления психологической науки. Сборникнаучныхстатей. Выпуск 2, 2012. – с. 53 – 58.
23. Пашукова Т. И. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов / Т. И. Пашукова, А. И. Допира, Г. В. Дьяконов – М.: КАРО, 1996. – 176с.
24. Позина М.Б. Компаративистский подход в исследовании когнитивной самооценки // Культурно-историческая психология. – 2008. – № 2.– С. 15 – 19.
25. Полети Р., Доббс Б. Самооценка. Основное благо. М.: Изд. дом Мещерякова, 2008. – 128с.
26. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова. – 2-е изд., перераб. и доп. –Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. – 324 с.
27. Пукинска О.В. «Триада риска» как проявление внутриличностного конфликта // Психологический журнал. – 2008. – Т. 29. № 5.– С. 63 – 67.
28. Рождественская Н.А., Писарева Е.А. Образ «Я» и образ сверстника у подростков с высоким и низким уровнями восприятия социальной поддержки // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 2006. – № 4. – С. 18 – 24.
29. Рыбина А.Р. Особенности влияния самооценки на уровень притязаний человека. Роль специалиста по работе с молодежью (ОРМ) в формировании самооценки личности // Организация работы с молодежью. – 2012. – № 5. – С. 19 – 24.
30. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО "Речь" – 2007. – 350с.
31. Сидоров К.Р. Феномен несоответствия уровней самооценки и притязаний в ранней юности: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2007. – 158с.
32. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии. – М., 2001 – 224с.
33. Соловьева С.Л. Психологическая концепция счастья и оптимизма // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2009. – Сер. 12. Вып. 1. Ч. II.– С. 198 – 205.
34. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2007. – 607 с.
35. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977. – 143 с.
36. Шалова С.Ю. Создание ситуации выбора для студентов как условие индивидуализации образовательного процесса в вузе // Инновации в образовании. – 2013. – № 5. – С. 97 – 107.
37. Швецова В.А. Особенности профессионального самосознания со-временных студентов // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 6 (16).– С. 189 – 194.
38. Шумская Л.И. Личностно-профессиональное становление студен-тов в процессе социализации / Л.И. Шумская. – Минск: РИВШ, 2005. – 271 с.
39. Шустова Н.Е. Своевременность как предиктор социальной адаптации личности. – Сочи: Гуманизация образования. – 2015. – № 1. – С. 44-49.
40. Baumeister R.F., Campbell J.D., Krueger J.I., Vohs K.D. Does High Self-esteem Cause Better Performance, Interpersonal Success, Happi-ness, or Healthier Lifestyles? // Psychological Science in the Public In-terest. 2003. Vol. 4. No. 1.
41. Brecht G. Sorting out Self-Esteem. Sydney: Prentice Hall, 1996.
42. Emler N. Self-Esteem: The Costs and Consequences of Low SelfWorth. York, England: York Publishing Services, 2001.
43. Jones S. Self and Interpersonal Evaluations: Esteem Theories vs. Consistency Theories // Psychological Bulletin. 1973. Vol. 79. No. 3.
44. Kernis M.H., Waschull S.B. The Interactive Roles of Stability and Level of Self-Esteem: Research and Theory // Advances in Experimental Social Psychology / M.P. Zanna (ed.). San Diego, CA: Academic Press. 1995. Vol. 27.
45. Reasoner R.W. What is Optimal Self-Esteem? // Research Bulletin. 2006. No. 1.
46. Rosenberg M. Society and the Adolescent Self-Image. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1965.
47. Swann W.B., Stein-Seroussi A., Giesler R.B. Why People Self-Verify? // Journal of Personal and Social Psychology. 1992. Vol. 62. No. 3.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 54491 Дипломная работа — поможем найти подходящую