ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое нами исследование было посвящено развитию самооценки и Я-концепции в старшем дошкольном возрасте. Ниже представлены основные выводы.
1. Дошкольный возраст, являясь особенным периодом в формировании личности, характеризуется быстрым формированием всех свойственных человеку психофизиологических процессов. В этот период своевременное и правильно осуществленное воспитание способствует полноценному развитию всех качеств личности. В среднем и старшем дошкольном возрастном этапе формируются: усвоение нравственных норм и правил; эмоционально-мотивационная саморегуляция поведения; стремление к самоутверждению; формирование основных личностных качеств; самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств и развитие на этой основе многих других полезных качест в личности; объединение внутренних и внешних операций в познавательных процессах восприятия, внимания, памяти и мышления. Полноценный развивающий эффект воспитания и обучения во многом зависит от степени его соответствия психолого-физиологическим особенностям дошкольников.
2. Самооценка – это оценка человеком своих качеств, поведения, результатов деятельности, своего места среди людей и общества. Она определенным образом влияет на развитие поведения, деятельность и социализацию личности. Тем самым практическое изучение особенностей развития и структуры самооценки имеет большую ценность для организации педагогического процесса в целом и воспитательного в первую очередь. Однако на каждом этапе возрастного развития самооценка, как и другие психические функции, обладает своей спецификой. Данная специфика будет определять сущность и направленность воспитательного воздействия на каждом возрастном этапе, в том числе – и на этапе старшего дошкольного возраста.
3. Феномен Я-концепции является одним из наиболее значимых в современной психологической науке. Это связано с тем, что гуманистические преобразования и личностно-ориентированные тенденции современного общества предполагают углублённое исследование человеческой природы. Интерес к исследованию Я-концепции человека актуален на любом возрастном этапе, но особую значимость он приобретает при анализе особенностей развития подрастающего поколения. Я-концепцию можно охарактеризовать как систему представлений человека о себе самом, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Я-концепция представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Этот феномен результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.
4. С целью определения уровня сформированости самооценки и Я-концепции детей старшего дошкольного возраста мы провели кластерный анализ. Первый кластер объединяет 47% дошкольников. Они характеризуются средним уровнем сформированности самосознания, коммуникабельности, интеллекта. Эти дети в меру любознательны и активны, достаточно успешно выстраивают отношения с ровесниками и комфортно чувствуют себя в детском коллективе. В целом, их семейная обстановки может считаться благоприятной, отношения с родителями и близкими родственниками положительные. Проведённые исследования позволяют охарактеризовать их уровень интеллектуального и социального развития, а также готовности к школе, как средний. Анализ результатов, полученных нами при помощи психолого-педагогических диагностик, позволяет охарактеризовать их уровень сформированности самооценки и Я-концепции как средний.
5. Второй кластер включает в себя 20% дошкольников. У них наблюдается низкий уровень представления о себе, самосознания, есть явно выраженные проблемы общения. Семейную ситуацию данных дошкольников также нельзя назвать благополучной – есть проблемы во взаимоотношениях с родителями и другими родственниками. Они не любознательны, не стремятся к овладению новыми знаниями и умениями, социально незрелые. У них низкий уровень развития, соответственно, и низкая готовность к школе. Исходя из проведённых психолого-педагогических исследований, мы определяем их уровень сформированности самооценки и Я-концепции как низкий.
6. Третий кластер охватывает 33% дошкольников. Эти дети отличаются хорошо развитым самосознанием, коммуникабельностью. У них высокий уровень интеллекта, явно выраженное стремление к познавательной и творческой активности, лидерству. У них благоприятная семейная обстановка, внимательные и заботливые родители. Данные дошкольники обладают высоким уровнем развития и социальной зрелости, полностью готовы к обучению в школе. Проведённое нами исследование позволило охарактеризовать их уровень сформированности самооценки и Я-концепции как высокий.
7. Диагностика дошкольников выявила у них различные уровни сформированности самооценки и самосознания. В частности, соответствие возрастной норме продемонстрировали 80% детей (представители первого и третьего кластеров), в то время как определёнными сложностями индивидуального развития характеризуются 20% дошкольников (представители второго кластера). В связи с этим можно отметить необходимость внедрения в образовательно-воспитательную практику дошкольных образовательных учреждений специальных развивающих и корректирующих программ, способствующих становлению и развитию самооценки и Я-концепции старших дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В психологии термин «Я-концепция» наибольшее распространение получил в зарубежной науке в рамках теории личности. В отечественной науке употребляются другие близкие по смыслу понятия: самосознание, «образ Я», «образ себя». Я-концепцию можно охарактеризовать как систему представлений человека о себе самом, результат познания и оценки самого себя. В понятие «самооценка» входит широкий комплекс физических, поведенческих, психологических и социальных проявлений личности, связанных с оценкой личностью самой себя в данных характеристиках. В общих чертах отметим, что самооценка понимается как сложная система, определяющая характер самоотношения индивида и включающая общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности.
Интерес к исследованию Я-концепции и самооценки человека актуален на любом возрастном этапе, но особую значимость он приобретает при анализе особенностей развития подрастающего поколения. Важность обращения к этим феноменам в старшем дошкольном возрасте обусловлена интенсивным становлением личности ребёнка. Вовремя обнаруженные проблемы самосознания и самооценки позволяют провести соответствующую психолого-педагогическую работу, способствующую коррекции личностных особенностей. Таким образом, заявленная тема обладает несомненной важностью и актуальностью как в рамках психологии, так и в рамках педагогики.
Цель исследования – выявить и проанализировать особенности самооценки и Я-концепции детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – самооценка и Я-концепция.
Предмет исследования – самооценка и Я-концепция детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: самооценка и Я-концепция начинают формироваться ещё в дошкольном детстве, соответственно, в большинстве случаев мы можем говорить о достаточном или высоком уровне развития исследуемых личностных образований на этапе старшего дошкольного возраста.
В соответствии с обозначенными целью, объектом и предметом в работе решается ряд задач:
1) охарактеризовать психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
2) проанализировать понятие и основные характеристики самооценки;
3) раскрыть сущность и структуру Я-концепции;
4) разработать методологический аппарат исследования;
5) представить результаты исследования самооценки и Я-концепции детей старшего дошкольного возраста;
6) проанализировать особенности самооценки и Я-концепции детей старшего дошкольного возраста.
Методы: анализ психолого-педагогической литературы, психологическая диагностика, наблюдения, беседы с детьми старшего дошкольного возраста, интерпретационный метод, метод математической статистики.
Для исследования особенностей самооценки и Я-концепции детей старшего дошкольного возраста нами были использованы следующие методики: 1) Тест «Рисунок человека»; 2) Тест «Рисунок семьи»; 3) Методика Р. Жиля; 4) Методика изучения зрелости детей, поступающих в первый класс.
Выборку составили 100 детей старшего дошкольного возраста.
Работа обобщает результаты исследования, которое проводилось в три этапа:
- первый этап был направлен на изучение и анализ психолого-педагогической литературы по интересующим направлениям, на определение объекта и предмета исследования, первоначальную формулировку темы и проблемы работы, определение цели и задач исследования, разработку научного замысла изучения самооценки и Я-концепции детей старшего дошкольного возраста;
- второй этап исследования включал обобщение результатов анализа психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, написание теоретической части работы, характеризующей теоретические основы исследования самооценки и Я-концепции в старшем дошкольном возрасте;
- третий этап включал эмпирическое исследование: были получены и проанализированы результаты исследования самооценки и Я-концепции детей старшего дошкольного возраста.
Структура и объём. В соответствии с логикой изложения материала структурно исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 70 позиций. Общий объём работы – 63 страницы.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
САМООЦЕНКИ И Я-КОНЦЕПЦИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Понятие и основные характеристики самооценки 16
1.3. Сущность и структура Я-концепции 29
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ
И Я-КОНЦЕПЦИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 36
2.1. Организация и методологический аппарат исследования 36
2.2. Результаты исследования самооценки и Я-концепции детей
старшего дошкольного возраста 40
2.3. Анализ результатов исследования самооценки и Я-концепции
детей старшего дошкольного возраста 45
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллин А.Г. «Образ Я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии / А.Г. Абдуллин, Е.Р. Тумбасова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2012. №6. – С. 4 – 11.
2. Авдеева Н.Н. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трёх лет в семье и доме ребёнка / Н.Н. Авдеева. – М.: Смысл, 2003. – 152 с.
3. Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера / Б.Г. Ананьев. – М.: Книга по требованию, 2012.
4. Ахмедханова Р.А. Психологические особенности развития самосознания детей дошкольного возраста / Р.А. Ахмедханова // Наука, образование, общество: Проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 20 – 22.
5. Бакаева О.В. Рекомендации для родителей по оптимизации процесса формирования самооценки старших дошкольников / О.В. Бакаева, И.Д. Дорошенко // Инновации в современной науке: Материалы XI Международного зимнего симпозиума. – М., 2016. – С. 112 – 115.
6. Белова И.М. Структурные и динамические характеристики компонентов самосознания: системный подход / И.М. Белова, Ю.А. Парфёнов, Д.В. Сологуб, Э.А. Нехвядович // Фундаментальные исследования. – 2014. №3-3. – С. 620 – 628.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 422 с.
8. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2008.
9. Бочкарёва Е.Н. Взаимосвязь социометрического статуса и самооценки средних и старших дошкольников / Е.Н. Бочкарёва, Л.В. Меньшикова // Наука. Технологии. Инновации: Материалы всероссийской научной конференции молодых учёных. – Новосибирск, 2013. – С. 220 – 224.
10. Волков Г.Н. Педагогика любви: Избранные этнопедагогические сочинения: В 2-х тт. / Г.Н. Волков. – М.: Магистр-Пресс, 2002.
11. Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. – М.: Просвещение, 1974.
12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб: Союз, 1999. – 224 с.
13. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2015. – 352 с.
14. Горбачёва В.А. Формирование поведения детей в детском саду / В.А. Горбачёва. – М.: АПН РСФСР, 1957.
15. Гофман Д.Я. Особенности самооценки дошкольников / Д.Я. Гофман // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2012. №10. – С. 82 – 84.
16. Грабаровская Л.В. Педагогические условия развития образа «Я» ребёнка старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 1996. – 190 с.
17. Грушева О.А. Особенности самосознания в дошкольном возрасте / О.А. Грушева // Наука и современность. – 2015. №37-1. – С. 151 – 155.
18. Джемс У. Психология / У. Джемс. – М.: Академический проект, 2011. – 318 с.
19. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1978. – 416 с.
20. Запорожец А.В. Психическое развитие ребёнка / А.В. Запорожец //Избранные психологические труды: В 2-х тт. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1986.
21. Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Минск, 1993. – 100 с.
22. Кадина Н.В. Развитие самооценки дошкольников / Н.В. Кадина, О.В. Кириченко, С.Н. Чеканова // Вестник научных конференций. – 2015. №2-6. – С. 47 – 48.
23. Калишенко В.Д. Педагогическая оценка в формировании самооценки старших дошкольников / В.Д. Калишенко // Научная дискуссия: Вопросы педагогики и психологии. – 2015. №12-1. – С. 40 – 46.
24. Карикина М.М. Взаимосвязь самооценки детей дошкольного возраста и детско-родительских отношений / М.М. Карикина // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2013. №14. – С. 58 – 63.
25. Князева О.А. Педагогические условия формирования представлений об органах чувств человека у детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. – М., 2001. – 178 с.
26. Колесникова Н.А. Особенности формирования самосознания в детском возрасте / Н.А. Колесникова // Социально-гуманитарные знания. – 2015. №10. – С. 56 – 61.
27. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 256 с.
28. Коробкова М.А. Особенности самооценки в дошкольном возрасте / М.А. Коробкова // В мире научных открытий: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. – М., 2014. – С. 74 – 76.
29. Кулаковская В.И. Эмоционально-смысловая сфера в структуре самосознания у пятилетних детей: К проблеме исследования / В.И. Кулаковская // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. №2-7. – С. 88 – 90.
30. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч.Х. Кули. – М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуальной книги, 2000. – 312 с.
31. Куликовская И.Э. Эволюция мировидения детей дошкольного возраста и её педагогическое сопровождение: Дис. д-ра пед. наук. – Ростов-на-Дону, 2002. – 450 с.
32. Левин-Щирина Ф.С. Некоторые методы и приёмы воспитания поведения дошкольника / Ф.С. Левин-Щирина // Дошкольное воспитание. – 2008. №4. – С. 15 – 23.
33. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Книга по Требованию, 2011.
34. Липкина А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. – М., 2006.
35. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении / М.И. Лисина. – СПб: Питер, 2009. – 320 с.
36. Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности: Избранные труды / Б.Ф. Ломов. – М.: Когито-Центр, 2006.
37. Лурия А.Р. Психологическое наследие: Сборник / А.Р. Лурия. – СПб: Смысл, 2003. – 434 с.
38. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / В.С. Мерлин. – М.-Воронеж: МОДЭК; МПСИ, 2009. – 544 с.
39. Мид Дж.Г. Избранное / Дж.Г. Мид. – М.: ИНИОН РАН, 2009. – 290 с.
40. Молостова Н.Ю. Формирование социальной уверенности как компонента образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. психол. наук. – М., 2004. – 205 с.
41. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина – М.: Академия, 2012. – 656 с.
42. Наконечных В.Н. Становление и развитие самосознания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (отдельные аспекты проблемы) / В.Н. Наконечных // Credo Experto: транспорт, общество, образование, язык. – 2014. №1. – С. 358 – 369.
43. Намазбаева Ж.И. История, состояние и тенденции развития современной психологии / Ж.И. Намазбаева. – Алматы: Изд-во КазНПУ им. Абая, 2014. – 152 с.
44. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики / А.Б. Орлов. – М.: Логос, 1995.
45. Павлова С.С. Самооценка дошкольника и условия её формирования / С.С. Павлова, М.К. Иванова // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе: Сборник материалов Третьей Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. – Якутск, 2014. – С. 449 – 453.
46. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С.Р. Пантилеев. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 110 с.
47. Петерина С.В. Теория и практика воспитания личностной культуры в период дошкольного детства / С.В. Петерина. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2004. – 164 с.
48. Петрова Н.А. Особенности самооценки ребёнка дошкольного возраста / Н.А. Петрова, Н.В. Сурикова // Наука и образование: Материалы V Международной научно-практической конференции. – М., 2015. – С. 65 – 68.
49. Пирмагомедова Э.А. Формирование самооценки детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на её развитие / Э.А. Пирмагомедова, А.Т. Нагиева, Г.К. Сулейманова // Мир науки, культуры, образования. – 2015. №3. – С. 469.
50. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А.М. Прихожан. – М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 56 с.
51. Продан А.А. Влияние самосознания на психологический рост личности / А.А. Продан // Вопросы современной науки и практики. – 2013. №2. – С. 123 – 128.
52. Реан А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – М.: Прайм-Еврознак, 2008. – 576 с.
53. Розова Т.Н. Воспитание готовности школьников к самореализации в гуманизированной среде: Дис. канд. пед. наук. – Ставрополь, 1999.
54. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2012.
55. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике / С.Я. Рубинштейн. – М: Апрель-Пресс; Психотерапия, 2010. – 384 с.
56. Русевич В.В. Педагогические условия формирования образа мира у детей 5 – 7 лет: Дис. канд. пед. наук. – Волгоград, 2009. – 258 с.
57. Сенько О.В. Педагогические условия воспитания ментальности ребёнка дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 2003. – 177 с.
58. Смирнова Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. – М.: Владос, 2008. – 366 с.
59. Соколова Е.Т. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей / Е.Т. Соколова, И.Г. Чеснова // Вопросы психологии. – 1986. №2. – С. 110 – 117.
60. Спиркин А.Г. Основы философии / А.Г. Спиркин. – М.: Юрайт, 2015. – 394 с.
61. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 288 с.
62. Субботский Е.В. Генезис личности. Теория и эксперимент / Е.В. Субботский. – СПб: Смысл, 2010. – 408 с.
63. Фомина А.Б. Учреждение дополнительного образования детей: Инновационная социально-педагогическая модель / А.Б. Фомина. – М., 1996.
64. Чернявская В.С. Гендерные различия самооценки дошкольников / В.С. Чернявская, А.Ф. Буслова // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. №7. – С. 36 – 40.
65. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: Наука, 1977. – 144 с.
66. Чубаров П.А. Развитие самооценки у умственно отсталых школьников: Дис. канд. психол. наук. – Л., 1987. – 174 с.
67. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста / В. Штерн. – Петроград, 1915.
68. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 1999. – 360 с.
69. Юнгман И.В. Влияние тревожности на формирование самооценки ребёнка / И.В. Юнгман, Л.А. Жукова // Наука и современность. – 2016. №43. – С. 150 – 154.
70. Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста / С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьёва. – М.: Дрофа, 2006. – 176 с.
10 Похожих работ
4 автора готовы выполнить вашу работу
4
онлайн
EkaterinaKonstantinovna
онлайн
25223
выполненных работ
10196
отзывов
Давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 9000 заказов. Оригинальность(от 70% по antiplagiat.ru, от 50 по etxt). Корректировки. Пишу работы сама + группа преподавателей, есть возможность выполнять работы практически по всем предметам.
25223
выполненных работ
10196
отзывов
Цена
1 руб.
Написать сообщение
4
user160008
1208
выполненных работ
584
отзывов
Имеется преподавательский и практический опыт. Пишу качественные работы, с соблюдением сроков и требований, список литературы по актуальным источникам.
1208
выполненных работ
584
отзывов
Цена
100 руб.
Написать сообщение
4
Dinis.a
690
выполненных работ
347
отзывов
СЗГМУ им. И.И.Мечникова, кл. ординатура, специальность: нейрохирургия, 2013-2015.
690
выполненных работ
347
отзывов
Цена
150 руб.
Написать сообщение
4
Andrew28
275
выполненных работ
186
отзывов
Авторские работы. Аспирант. Защитил много научных трудов. Юридическое образование. 2ое высшее - экономическое. Статистика в профиле и отзывах.
275
выполненных работ
186
отзывов
Цена
10 руб.
Написать сообщение
Отзывы тех, кто уже заказывал работу
737071
положительный
отзыв
4.6
средняя
оценка
Raze
2016-03-11
Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)
Оценка сервиса
Положительно
psycholog)))
2014-05-02
Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)
Оценка сервиса
Положительно
Фантазерка
2015-01-20
Автор, как всегда, на высоте.
Оценка сервиса
Положительно
Анна
2015-01-30
Отличный автор. Рекомендую
Оценка сервиса
Положительно
Заказать работу
Другие учебные работы по предмету
Узнай стоимость помощи по твоей работе
8-800-301-64-61 [email protected]
Сумма к оплате
  руб.
Комиссия сервиса   руб.
Купить
или
Заказать работу написанную специально для вас
от   800   руб.
20 дней гарантии на правки
Заказать
Введите почту
Для покупки готовой работы введите свою почту, на неё будет отправлена купленная вами работа.
Нажав на кнопку "Купить", вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сервиса
Автор24 - это сервис, где
профессиональные преподаватели
выполнят вашу работу
2 575   преподавателей онлайн
Найдите автора для вашей работы
Вы получите предложения с ценой в течение 5 минут.
Создание заказа
Можешь задать вопрос тут:
Есть вопросы? Наши супер-герои тебе помогут!
8-800-301-64-61
Работаем по будням с 10:00 до 20:00 по Мск
[email protected] А еще у нас есть… База знаний