Заключение

Изучение девиантного поведения и его профилактика было представлено в трудах великих педагогов двадцатого века А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого. Их опытно-экспериментальная деятельность заложила основные принципы, методы и содержание социальной педагогики, социальной работы с трудновоспитуемыми подростками. Позднее проблемы таких детей были рассмотрены в трудах психологов Л.С. Выготского и П.П. Блонского и их последователей: в основе их положений возрастные психологические особенности развития детей и подростков на разных этапах, включая кризисные периоды развития.
Арзуманян С.Д., Беличева С.А. к школьникам с отклоняющимся поведением используют термин «асоциальный». По их мнению асоциальное поведение – это поведение школьников, в том числе в младшем школьном возрасте,, при которо м устойчиво проявляется отклонение от социальных норм: эти отклонения могут носить агрессивный или социально-пассивный характер. С.А. Беличева, рассматривая социальные отклонения школьников корыстной направленности, связывает правонарушения с их желанием получить материальную, денежную выгоду. Это может проявиться в виде уголовно-наказуемых действий, в виде правопроступков и аморального поведения. Агрессивное поведение проявляется чаще всего во взаимоотношениях с одноклассниками: это может быть оскорбление личности, хулиганство, драка. Социально-пассивное поведение заключается в уклонении от своих обязанностей, нежелания контролировать волевые эмоциональные реакции.
Целью нашей исследовательской работы было выявление склонностей детей в младшем школьном возрасте к девиантному поведению. Для достижения нами было проведено исследование личности младшего школьника: его жизненные установки и основные черты характера.
Нами было определено, что на появление причин девиантного поведения у младших школьников влияют их личностные качества: агрессивность, тревожность и сила воли. Уровень агрессивности наблюдается у 39% младших школьников: в процессе общения, игровых действий, во время свободного досуга они могут решать проблемы с использованием насилия, жестокости. Низкий волевой контроль проявления эмоциональных реакций в поведении прослеживается у 46% школьников: они не желают или не могут контролировать свои поступки, в диалоге часто употребляют грубые слова.
На основании полученных результатов исследования и анализа работы КЦСЗН был разработана программа профилактики девиантного поведения младших школьников.
В основе разработанной программы лежит диагностическо-профилактическая деятельность социального педагога, позволяющая систематически отслеживать проблемы младших школьников и их взаимодействие с родителями и учителем. В социально-педагогической работе ведущую роль занимает качественное овладение всеми методическими педагогическими технологиями, которые осваиваются в результате систематического повышения профессиональных качеств при Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. Пройденные курсы способствуют развитию личных профессиональных возможностей, совершенствованию навыков и умений самостоятельно и творчески прогнозировать и решать социально педагогические задачи в области профилактики девиаций в младшем школьном возрасте.
Таким образом, цель и задачи были полностью реализованы в практической деятельности. Гипотеза исследования о том, что в технологиях превенции девиантного поведения, применяемых в практике социальной работы, не учитываются особенности личности младших школьников, склонных к девиациям, была частично доказана.


Введение

Актуальность. Изменения в политической и социально-экономической ситуации в России, нестабильность материального состояния людей приводят к росту числа несовершеннолетних с девиантным поведением, которые проявляются в асоциальных действиях: это алкоголизм, наркомания, нарушение социальных норм и правил поведения в обществе. Социальные явления остро проявились в образовательной среде: именно в ней преобладают разрушительные процессы нравственно-этического характера.
Проблема девиантного поведения имеет давнюю историю: многие исследователи, как отечественные, так и зарубежные, определили, что проблема сложна и многогранна, так как в её основе лежат самые различные социальные и психологические аномалии. Сегодня много говорят и размышляют о проблемах проявления ранних признаков девиантного поведения у младших школьников. Это характеризует наличие у детей начальной школы признаков так называемого состояния «предболезни». Школьники не осознают опасности социума, а взрослые ещё не способны увидеть признаки девиации.
Изучением педагогической запущенности в младшем школьном возрасте занимались исследователи С.А. Беличева, П.П. Блонский, В.П. Кащенко, Р.В. Овчарова. В научных статьях А. А. Реан, В. С. Мухиной, Л. А. Венгер, Л. И. Божович, С. А. Рубинштейна рассмотрены причины возникновения отклонений от норм поведения и общения, а также пути предупреждения и коррекции. Особенности девиантного поведения подростков глубоко проанализированы в трудах Ю.А. Клейберг, Е.А. Личко, В.И. Гарбузова, К. Гилленбранд: они не только обобщают предыдущий опыт по изучению девиантного поведения детей, но и раскрывают его психологическую сущность.
В концепции В.Т. Кондрашенко девиантное поведение рассматривается, как социально-психологический процесс, обозначающий отклонение от принятых в конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья. Концептуальные основы социальной защиты и воспитания молодого поколения В.Т. Лисовского раскрывают мотивы увлечения наркотиками и методики изучения проблем наркотизации. Для раскрытия темы были использованы социально-психологические исследования поведения младших школьников и подростков в разных кризисных ситуациях, предложенных Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоуховой, Н.В. Высоцкой. Были исследованы различные программы по организации профилактической работы среди школьников разных возрастных категорий: М.И. Рожкова, М.А. Ковальчук, В.Т. Лисовского, Н.Н. Иванец, М.А. Винниковой – в их рекомендациях показаны эффективные технологии социально-педагогической помощи детям с девиантным и аддиктивным поведением.
В социально-педагогической литературе широко представлены теоретические концепции и экспериментальные данные по разным видам девиации в подростковом и юношеском возрасте. Однако для младших школьников в технологиях профилактики девиантного поведения не учтены психофизическое состояние, социально-личностные особенности жизни каждого ребенка, уровень владения педагогом специальной технологией, что приводит к проблеме исследования по данной теме.
Цель исследования: изучение технологий превенции девиантного поведения детей младшего школьного возраста, склонных к девиациям в образовательной среде.
Объект исследования: девиантное поведение детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - технология превенции девиантного поведения детей младшего школьного возраста
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретико-методологические подходы к проблеме нарушений поведения детей младшего школьного возраста;
2. Провести анализ работы центра по профилактике девиаций младших школьников.
3. Провести эмпирическое исследование по выявлению склонностей детей в младшем школьном возрасте к девиантному поведению.
4. Разработать программу профилактики нарушений в поведении детей младшего школьного возраста и определить её результативность
Гипотеза – в технологиях превенции девиантного поведения, применяемых в практике социальной работы, не учитываются особенности личности младших школьников, склонных к девиациям.
Методы исследования:
1.Аналих научной литературы.
2.Анализ документов.
3.Методы психологической диагностики:
- Методика « Детский вариант личностного теста Р. Кеттелла»;
- Методика А.Н. Орёл «Склонность к девиантному поведению».
4.Анкетирование.
Практическое значение работы заключается в том, что результаты теоретического и практического исследования могут быть использованы при анализе механизмов предупреждения девиантного поведения младших школьников, для рекомендаций социальным педагогам и родителям детей, попавших в трудную ситуацию.


Содержание


Введение 3
1. Девиация как междисциплинарная проблема 6
1.1 Социально-психологические проблемы младшего школьного возраста 6
1.2 Причины и особенности нарушений поведения детей младшего школьного возраста 13
1.3 Превентивные технологии девиантного поведения детей и подростков 23
2. Технология превенции девиантного поведения детей младшего школьного возраста 32
2.1 Обоснование выборки исследования 32
2.2 Обоснование выбора методов сбора научной информации 33
2.3 Превентивные технологии социальных девиаций в практике социальной работы. Анализ работы КЦСЗН. Анализ программ 36
2.4 Исследование личности младшего школьника, склонного к девиантному поведению 44
2.4 Разработка программы профилактики девиантного поведения 63
Заключение 69
Список литературы 71
Приложение 76
Глоссарий. 76

Список литературы

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 2010. – 107с..
2. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Сущностные характеристики социального патронажа и возможности его потенциального влияния на решение проблем социального здоровья семей и детей // Социальное обслуживание. 2010. № 3. – С. 50-85
3. Андреева Л.А. Психологические особенности детско-родительских отношений / Дис. канд. псих. наук. М., 2010 – 413с.
4. Артемова Т.А., Ковалева А.В. Психологические и психофизиологические особенности высокотревожных детей младшего школьного возраста // «Школа здоровья». - 2009. - № 6-7.
5. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения младших школьников. М., 2012. – 130с.
6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Эксмо, 2010.- 245 с.
7. Блонский П. П. Психология младшего школьника. М.: НПО «МОДЭК», 2010. – 575с.
8. Богданчиков В. Энциклопедия независимости / В. Богданчиков, О. Болдарев, А. Сурайкин. – Можайск: Здоровая страна, 2012. – 158с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2009. – с. 36-91.
10. Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков – правонарушителей. - СПб., 2012. – 180с.
11. Бурменская Г.В. Возрастное психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей / Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс. - М.: Эксмо, 2010. -258с.
12. Варжавинова Н.А. Организация социального патроната неблагополучных семей // Социальное обслуживание . - 2010. - №1. – С. 43-50
13. Венгер А. Л. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос-Пресс, 2009. – 240с.
14. Волков Б. С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. М.: Академический Проект: Альма-Мастер, 2013. – 178с.
15. Воспитание детей в неполной семье: Пер. с чеш./ Общ. ред. Н.М. Ершовой. М.: «Прогресс», 2010. - 206 с.
16. Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (извлечения) // Пока не поздно. – 2009. - № 16 (241).
17. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО - Пресс 2010. – 345 с.
18. Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций. М. 2010. С. 96.
19. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность, истинное достоинство и здоровье. СПб., 2009. – 107с.
20. Гилленбранд К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников / пер. с немец. Н.А. Горловой; науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. М.: Изд. центр Академия, 2013. – 207с.
21. Гуреева И.В. Девиантное поведение детей школьного возраста, его причины: коррекционная работа. М.: Просвещение, 2013. – 46с.
22. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Стандарты второго поколения . М., 2011. – 23с.
23. Девиантное (отклоняющееся) поведение подростков: многообразие, опыт, трудности, поиск альтернатив // Материалы Регионального научно – практического семинара / Под общ. ред. Ю.А. Клейберга. - Тверь, 2009.
24. Дубровский Р.Г. Причины появления девиантного поведения в молодежной среде // Пока не поздно. – 2009. - № 8 (233).
25. Жельвис Р. Воспитание и образование в XXI веке: Образовательная политика // Перемена, 2009. - № 1. – С.36-41.
26. Жиликене М. Технология социального обслуживания проблемных семей с детьми // Социальное обслуживание. - 2009. - №1.- С.83-85
27. Качество образования: технологический аспект: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2012. – 256с.
28. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. - Тверь, 2009. – 398с.
29. Колонтаевская Е.А. Выявление и коррекция педагогической запущенности школьников в общеобразовательных учреждениях. М.: Изд. центр Академия, 2010. – 164с.
30. Ковалев В.В. Социально-психиатрический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков. М.: Высшая школа, 2010.- 185с.
31. Котликова Л.В. Социальная педагогика: Учебное пособие. Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2012.- 172 с.
32. Круть С. В. Современная российская семья - проблемы и решения // Социальная работа. - 2010. - №5. - С. 4-7
33. Левашкина Т.В. Социально психолого-педагогическое сопровождение семей группы риска // Работник социальной службы. - 2010. - №3. – С. 39-62
34. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2010. – 519с.
35. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – СПб.: Речь, 1999. – 350 с.
36. Маняткин Е.Ю. Концепция государственной антинаркотической политики // Пока не поздно. – 2009. - № 9 (234).
37. Маркина И.В. Неблагополучные семьи - какие они? // Социальная работа. - 2009. - №3. – С. 21-24
38. Митичева Т. И., Романова И.И. Влияние неполной семьи на девиантное поведение младших школьников // Молодой ученый. - 2014. - № 21.1. С. 120-122.
39. Москалькова Т.Н. Помочь советом и делом // Пока не поздно. – 2011. - № 16 (241).
40. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. -200 с.
41. Панов А.М. Деятельность служб социального патронажа семей и детей в России и за рубежом //Социальное обслуживание. – 2009. – №1. – С. 59-75
42. Першикова В. В. Социальный патронаж семьи: помощь родителям и детям // Отечественный журнал социальной работы. - 2011. - № 4. – С. 71-74.
43. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр Академия, 2009. – 184с.
44. Психологическая работа с девиантными подростками: проблемы и возможности: монография / ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2013. – 316с.
45. Реан А.А. Психолого-педагогическая служба школы. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 245с.
46.Реан А.А. Социальные, педагогические и психологические проблемы «уличных» детей и подростков в России. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 210с.
47. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. – 651с.
48. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с. (Большая университетская библиотека).
49. Савина Е.С. Социально-педагогическая запущенность детей: Проблемы и пути их решения. М., 2009. – 104с.
50. Селевко Г.К, Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии: Технология работы с проблемными детьми в массовой школе: Учебное пособие для студентов. М.: Народное образование, 2009. – 176с.
51. Словарь - справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. М.: Юрист, 2010. - 424 с.
52. Cорвина А.С. Специфика социальной работы с различными группами населения // Отечественный журнал социальной работы. – 2009. - №2- С.48-52.
53. Топчий Л.В. К вопросу о методологии обоснования базовой модели социальной работы с семьей «группы риска» // Отечественный журнал социальной работы. - 2010. - №1. - С.50-52
54. Фалькович Т.А. Подростки XXI века: психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях / Т.А. Фалькович, Н.В. Высоцкая, Н.С. Толстоухова. М.: ВАКО, 2010. – 254с.
55. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2012. – 178с.
56. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 668с.
57. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию. - СПб., 2011. – 190с..
58. Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II международной научной конференции. - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 90-92.
59. Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников. СПб.: Сова, 2013. – 599 с.
60. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2012. – 512с.
61. Шульга Т.И. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной поддержки и помощи – М, 2012.- 180с.

10 Похожих работ
4 автора готовы выполнить вашу работу
4
онлайн
EkaterinaKonstantinovna
онлайн
25223
выполненных работ
10196
отзывов
Давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 9000 заказов. Оригинальность(от 70% по antiplagiat.ru, от 50 по etxt). Корректировки. Пишу работы сама + группа преподавателей, есть возможность выполнять работы практически по всем предметам.
25223
выполненных работ
10196
отзывов
Цена
1 руб.
Написать сообщение
4
user160008
1208
выполненных работ
584
отзывов
Имеется преподавательский и практический опыт. Пишу качественные работы, с соблюдением сроков и требований, список литературы по актуальным источникам.
1208
выполненных работ
584
отзывов
Цена
100 руб.
Написать сообщение
4
Dinis.a
690
выполненных работ
347
отзывов
СЗГМУ им. И.И.Мечникова, кл. ординатура, специальность: нейрохирургия, 2013-2015.
690
выполненных работ
347
отзывов
Цена
150 руб.
Написать сообщение
4
Andrew28
275
выполненных работ
186
отзывов
Авторские работы. Аспирант. Защитил много научных трудов. Юридическое образование. 2ое высшее - экономическое. Статистика в профиле и отзывах.
275
выполненных работ
186
отзывов
Цена
10 руб.
Написать сообщение
Отзывы тех, кто уже заказывал работу
737071
положительный
отзыв
4.6
средняя
оценка
Raze
2016-03-11
Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)
Оценка сервиса
Положительно
psycholog)))
2014-05-02
Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)
Оценка сервиса
Положительно
Фантазерка
2015-01-20
Автор, как всегда, на высоте.
Оценка сервиса
Положительно
Анна
2015-01-30
Отличный автор. Рекомендую
Оценка сервиса
Положительно
Заказать работу
Другие учебные работы по предмету
Узнай стоимость помощи по твоей работе
8-800-301-64-61 [email protected]
Сумма к оплате
  руб.
Комиссия сервиса   руб.
Купить
или
Заказать работу написанную специально для вас
от   800   руб.
20 дней гарантии на правки
Заказать
Введите почту
Для покупки готовой работы введите свою почту, на неё будет отправлена купленная вами работа.
Нажав на кнопку "Купить", вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сервиса
Автор24 - это сервис, где
профессиональные преподаватели
выполнят вашу работу
2 575   преподавателей онлайн
Найдите автора для вашей работы
Вы получите предложения с ценой в течение 5 минут.
Создание заказа
Можешь задать вопрос тут:
Есть вопросы? Наши супер-герои тебе помогут!
8-800-301-64-61
Работаем по будням с 10:00 до 20:00 по Мск
[email protected] А еще у нас есть… База знаний