Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Взаимосвязь особенностей ценностно-смысловой сферы и креативности

  • 64 страниц
  • 2015 год
  • 110 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность. В последние годы в развитии социально-психологического знания отмечается значительная активизация научного интереса к проблемам, связанным с ценностно-смысловой сферой личности. Происходит расширение диапазона научной активности в плоскость построения образа социального мира «обыденным» человеком, конструирования личностью картины повседневной реальности своей собственной жизни. Причина этого в активном усложнении общественной жизни, убыстрении социальных процессов, возникновении новых социальных структур, происходящих социальных катаклизмах, что непосредственно отражается на адекватности взаимодействия личности с изменяющейся социальной средой, требующей определения собственной позиции в конкретной социальной ситуации. Социально-психологический анализ ценностно-смысловой сферы личности, изучение её подлинной роли в становлении самодеятельного субъекта является, таким образом, одной из высокоактуальных задач и условием объективного научного объяснения природы субъекта, специфики раскрываемого им на жизненном пути социального потенциала.
С другой стороны, интенсивные изменения, происходящие в последнее десятилетие в российском обществе, задают новые ориентиры во всех сферах общественной жизни и предъявляют новые требования к личности. Сегодня востребован человек творческий, интеллектуально развитый, умеющий учиться, гибко адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способный применять полученные знания на практике, искать пути рационального и нестандартного разрешения, возникающих проблем. Не случайно в психологических исследованиях особое место занимают разработки, направленные на развитие креативности личности – свойства, определяющего успешность человека в процессе создания, решения и анализа творческих задач.
Все вышесказанное актуализирует необходимость обращения к взаимосвязи ценностно-смысловой сферы личности и творческого развития личности, позволяющей ей самореализовываться и самосовершенствоваться в новых условиях, быть субъектом своей жизнедеятельности.
Степень изученности проблемы. Изучением ценностно-смысловой сферы занимались такие исследователи, как К. Обуховский, В.Э. Чудновский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.С. Братусь, Н.И. Непомнящая, Ф.Е. Василюк, Б.С. Круглов, Л.Б. Косова, Н.И. Лапин, Д.А. Леонтьев, Е.П. Белинская, С.С. Бубнова, Н.А. Кириллова, А.С. Шаров и др. Исследователи выделяют следующие элементы ценностно-смысловой сферы: ценности (Л.И. Божович, С.Г. Якобсон, А.И. Титаренко, Д.А. Леонтьев, Л.И. Иванько, А.В. Иващенко, Г.П. Савкина, Н.В. Фролова и др.); смыслы (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, В.Е. Клочко и др.); мотивы (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.П. Ильин).
Значительный вклад в развитие представлений о креативности личности внесли философы: Платон, Ф. Аквинский, Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант, Ф. Шеллинг, Н. АБердяев; зарубежные и отечественные психологи: М. Вертгеймер, Дж. Гилфорд, К. Дункер, А. Маслоу, К. Роджерс, Е.П. Торренс, З. Фрейд, Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Е.Л. Яковлева и др.; педагоги: В.И. Андреев, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин и др.
Цель исследования – выявить и проанализировать особенности ценностно-смысловой сферы и креативности личности.
Объект исследования – студенты.
Предмет исследования – взаимосвязь особенностей ценностно-смысловой сферы и креативности.
Гипотеза исследования заключается в том, что ценностно-смысловая сфера влияет на формирование креативности личности.
В соответствии с обозначенными целью, объектом, предметом и гипотезой в работе решается ряд задач:
1) проанализировать сущность и основные особенности ценностно-смысловой сферы;
2) раскрыть понятие и основные характеристики креативности;
3) разработать методологический аппарат исследования;
4) представить результаты изучения ценностно-смысловой сферы личности и креативности;
5) проанализировать значимые взаимосвязи и степень влияния ценностно-смысловой сферы личности на формирование креативности.
Методы: анализ и синтез обще- и частнопсихологической литературы, метод тестового контроля, наблюдения, беседы со студентами, интерпретационный метод, метод математической статистики.
Для исследования особенностей ценностно-смыслвлой сферы и креативности нами были использованы следующие методики: 1) 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла; 2) Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева; 3) Тест «Несуществующее животное»; 4) Тест креативности Э. Торренса.
Выборку составили 50 студентов.
Работа обобщает результаты исследования, которое проводилось в три этапа:
- первый этап был направлен на изучение и анализ психологической литературы по интересующим направлениям, на определение объекта и предмета исследования, первоначальную формулировку темы и проблемы работы, определение цели, гипотезы, задач исследования, разработку научного замысла изучения взаимосвязи ценностно-смысловой сферы и креативности;
- второй этап исследования включал обобщение результатов анализа психологической литературы по исследуемой проблеме, написание теоретической части работы, характеризующей теоретические основы исследования ценностно-смысловой сферы и креативности
- третий этап включал эмпирическое исследование: были получены результаты изучения ценностно-смысловой сферы и креативности студентов; проведён анализ значимых взаимосвязей и степени влияния ценностно-смысловой сферы личности на формирование креативности.
Структура и объём. В соответствии с логикой изложения материала структурно исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 85 позиций. Общий объём работы – 64 страницы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ И КРЕАТИВНОСТИ 7
1.1. Сущность и основные особенности ценностно-смысловой сферы 7
1.2. Понятие и основные характеристики креативности 15
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ И КРЕАТИВНОСТИ 27
2.1. Организация и методологический аппарат эмпирического
исследования 27
2.2. Результаты изучения ценностно-смысловой сферы и креативности 30
2.3. Анализ взаимосвязи и степени влияния ценностно-смысловой
сферы на креативность 38
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56


Проведённое нами исследование было посвящено изучению особенностей взаимосвязи ценностно-смысловой сферы и креативности. Ниже представлены основные выводы.
1. Понятие «ценность» не имеет однозначной трактовки, это во многом обусловлено его междисциплинарной природой: к проблеме ценностей обращались и философы, и психологи, и социологи. Выделяют три формы существования ценностей: 1) ценность как общественный идеал, такие ценности могут быть как общечеловеческими (истина, красота, справедливость), так и конкретно-историческими (патриархат, равенство, демократия); 2) ценность, объективированная в виде произведений материальной и духовной культуры, либо человеческих поступков, являющихся конкретным предметным воплощением общественных ценностных идеалов; 3) личностная ценность как источник мотивации поведения человека.
2. Исследователи выделяют различные уровни осознания человеком окружающей действительности: ситуативный смысл, жизненный смысл (жизненная необходимость), смысл жизни (развитие и стремление), смысл бытия (сверхсмысл или космический смысл). Также иерархися смыслов может быть представлена следующим образом: 1) уровень ситуационных, прагматических смыслов; 2) уровень эгоцентрических смыслов; 3) уровень группоцентрических смыслов; 4) уровень общечеловеческих смыслов; 5) уровень смыслов, определяющих отношения человека с беспредельным.
3. Несмотря на кажущуюся простоту и семантическую ясность, в настоящее время креативность является одним из наиболее противоречивых понятий в современной науке и наименее изученных явлений в социальной жизни, что отчасти обусловлено тем, что данное явление привлекло к себе внимание научного сообщества лишь относительно недавно, в начале 50-х годов XX века. В общем смысле её можно представить как способность человека оперативно находить и эффективно применять нестандартные, оригинальные творческие решения в различных ситуациях. Основой для целенаправленного развития данной способности является система свойств, составляющих творческий и коммуникативный потенциалы личности.
4. Креативность подразумевает способность реагировать на необходимость в новых подходах и продуктах и тем самым адаптироваться к изменяющейся внешней среде. Данная способность также позволяет осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер. Центральным фактором творчества во многом является личность творца и сила его внутренней мотивации. Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и креативной личности являются их оригинальность, самостоятельность, валидность, адаптивность. Креативные продукты могут сильно различаться по своей природе: новое решение математической задачи, открытие химического процесса, написание музыки, построение новой философской и религиозной системы, инновация в юриспруденции, свежее решение социальных проблем.
5. Проанализировав результаты исследований ценностно-смысловой сферы и креативности, мы провели анализ значимых взаимосвязей между полученными показателями. Для этого мы построили корреляционную матрицу. Так, параметр «беглость» находится в отношениях прямой корреляции с параметрами «общительность» (0,51), «смелость» (0,71), «дипломатичность» (0,53), «цели в жизни» (0,79), «локус контроля – жизнь» (0,59), «самооценка» (0,50), «активность» (0,59), «агрессивность» (0,50), «демонстративность» (0,64), «открытость» (0,50).
6. Параметр «оригинальность» находится в отношениях прямой корреляции с параметрами «общительность» (0,77), «интеллектуальность» (0,71), «эмоциональная устойчивость» (0,52), «доминантность» (0,59), «смелость» (0,67), «эмоциональная чувствительность» (0,63), «мечтательность» (0,59), «дипломатичность» (0,67), «восприимчивость к новому» (0,77), «самостоятельность» (0,52), «цели в жизни» (0,64), «процесс жизни» (0,58), «результативность жизни» (0,51), «локус контроля Я» (0,63), «самооценка» (0,59), «активность» (0,80), «агрессивность» (0,54), «рационализм» (0,57), «демонстративность» (0,55), «открытость» (0,72).
7. Параметр «разработанность» находится в отношениях прямой корреляции с параметрами «общительность» (0,64), «интеллектуальность» (0,60), «доминантность» (0,53), «моральная нормативность» (0,61), «эмоциональная чувствительность» (0,71), «восприимчивость к новому» (0,71), «самостоятельность» (0,57), «процесс жизни» (0,62), «результативность жизни» (0,73), «самооценка» (0,83), «активность» (0,57), «личностная зрелость» (0,57), «открытость» (0,61).
8. Параметр «сопротивление замыканию» находится в отношениях прямой корреляции с параметрами «общительность» (0,84), «интеллектуальность» (0,62), «эмоциональная устойчивость» (0,57), «доминантность» (0,80), «смелость» (0,79), «эмоциональная чувствительность» (0,65), «дипломатичность» (0,74), «восприимчивость к новому» (0,76), «самостоятельность» (0,54), «цели в жизни» (0,67), «процесс жизни» (0,59), «локус контроля Я» (0,55), «самооценка» (0,54), «активность» (0,75), «рационализм» (0,50), «демонстративность» (0,51), «открытость» (0,87).
9. Параметр «абстрактность» находится в отношениях прямой корреляции с параметрами «общительность» (0,59), «интеллектуальность» (0,71), «моральная нормативность» (0,50), «смелость» (0,53), «эмоциональная чувствительность» (0,65), «дипломатичность» (0,50), «восприимчивость к новому» (0,64), «самостоятельность» (0,62), «цели в жизни» (0,69), «процесс жизни» (0,65), «локус контроля Я» (0,61), «локус контроля – жизнь» (0,56), «самооценка» (0,78), «активность» (0,70), «агрессивность» (0,63), «демонстративность» (0,50), «личностная зрелость» (0,62), «открытость» (0,50).
10. С целью определения значимых взаимосвязей между ценностно-смысловой сферой и креативностью мы провели кластерный анализ. Первый кластер включает в себя 24 человека (48% испытуемых). Эти студенты характеризуются средним уровнем общительности и интеллектуальности, а также эмоциональной чувствительности и устойчивости. У них достаточно высокая восприимчивость к новому, есть склонность к мечтательности. Их самооценка выше среднего, они рационалистичны и характеризуются личностной зрелостью. Вместе с тем, представители данного кластера характеризуются некоторой подозрительностью и тревожностью. Их творческая продуктивность ниже среднего, но, вместе с тем, созданные ими интеллектуальные продукты достаточно проработаны и оригинальны. Их общий уровень креативности мы определяем как средний.
11. Второй кластер охватывает 13 студентов (26% испытуемых). Эти люди отличаются невысокой интеллектуальностью, они малообщительные, пассивны, не имеют глобальных жизненных целей. Данные студенты с трудом воспринимают новое, нерациональны, несамостоятельны. У них низкий уровень самодисциплины, нет стремления к творчеству. Продукты их нематериального труда отличаются непродуманностью как всей концепции в целом, так и отдельных деталей, неоригинальны, примитивны. Их уровень креативности мы определяем как низкий.
12. Третий кластер включает в себя 13 человек (26% испытуемых). Данные студенты отличаются высокой восприимчивостью к новому, интеллектуальностью, общительностью. Они обладают высокой эмоциональной чувствительностью, искренним интересом к окружающим, дипломатичностью. Эти люди умеют ставить перед собой цели и знают, как достичь их, характеризуются жизненной активностью, рационализмом, личностной зрелостью. Им не свойственна тревожность и напряжённость, они успешно преодолевают все сложности. Представители данного кластера – творческие люди с обилием интересных идей и стратегиями по их воплощению. Их нематериальные продукты отличаются высокой степенью оригинальности и проработанности. Их уровень креативности может быть охарактеризован как высокий.

1. Алишев Б.С. О психологической сущности ценностей / Б.С. Алишев // Психология человека в современном мире. – Т. 1. Комплексный и системный подходы в исследованиях психологии человека. Личность как субъект жизненного пути: Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна. – 15 – 16 октября 2009 г. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – С. 7 – 14.
2. Алишев Б.С. Смысл и мотива: к соотношению понятий / Б.С. Алишев // Учёные записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2010. – Т. 152. №5. – С. 159 – 171.
3. Барышева Т.А. Психологическая структура и развитие креативности у взрослых: Дис. д-ра психол. наук. – СПб, 2005. – 360 с.
4. Близнецова О.И. Ценностно-смысловая сфера личности студентов как цель воспитания / О.И. Близнецова, Т.А. Перевозная // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2009. №3. – С. 68 – 75.
5. Бобров А.Н. Влияние личностных черт на развитие креативности старшеклассников: Дис. канд. психол. наук. – Ставрополь, 2004. – 222 с.
6. Братусь Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.
7. Братусь Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания / Б.С. Братусь // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Жадан, О.К. Тихомирова. – М.: Смысл, 1999. – С. 285 – 298.
8. Буравцова Н. Влияние личностных границ на ценностно-смысловую сферу студентов / Н. Буравцова // Высшее образование в России. – 2008. №6. – С. 138 – 142.
9. Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология / Н.Ф. Вишнякова // Психология высшего образования. – Минск, 1996. – 300 с.
10. Волочков А.А. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности / А.А. Волочков, Е.Г. Ермоленко // Психологический журнал. – 2004. №2. – С. 17 – 27.
11. Воронин А.Н. Интеллект и креативность в совместной деятельности: Дис. д-ра психол. наук. – М., 2004. – 376 с.
12. Гальперин П.Я. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач / П.Я. Гальперин, В.Л. Данилов // Вопросы психологии. – 1980. №1. – С. 31 – 38.
13. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб: Питер, 2000. – С. 256 – 269.
14. Голубина Ю.Ю. Взаимосвязь между эмоциональной креативностью и эмоциональным интеллектом / Ю.Ю. Голубина // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2013. №1. – С. 80 – 87.
15. Далгатов М.М. Ценностно-смысловая сфера и дезадаптивное поведение личности студенческой молодёжи / М.М. Далгатов, Н.Т. Магомедова // Известия Дагестнаского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2013. №2. – С. 11 – 16.
16. Деева Н.А. Рефлексивные механизмы переживания кризиса и изменение ценностно-смысловой сферы: Дис. канд. психол. наук. – Омск, 2005. – 187 с.
17. Дорфман Л.Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве / Л.Я. Дорфман, Г.В. Ковалёва // Вопросы психологии. – 1999. №2. – С. 101 – 106.
18. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб: Питер, 1999. – 368 с.
19. Егорова М.С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей (возрастной и генетический анализ) / М.С. Егорова // Вопросы психологии. – 2000. №1. – С. 36 – 46.
20. Ильин Е.П. Мотивы и мотивация / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2011. – 512 с.
21. Коломиец Е.Ф. Креативность как фактор выбора стратегии самореализации личности: Дис. канд. психол. наук. – СПб, 2010. – 219 с.
22. Кривонос Е.Ф. Ценностно-смысловая сфера личности / Е.Ф. Кривонос // Перспективы развития науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – М.. 2015. – С. 94 – 96.
23. Крылова М.А. Специфика проявления креативности и социально-психологическая адаптация в подростковом и юношеском возрасте: Дис. канд. психол. наук. – СПб, 2007. – 239 с.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл; Академия, 2005. – 352 с.
25. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Издательство МГУ, 1981. – 584 с.
26. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностный регуляции деятельности / Д.А. Леонтьев // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1996. №4. – С. 35 – 44.
27. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.
28. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев // Современный социоанализ: Сборник работ авторов, получивших гранты Московского отделения Российского научного фонда и фонда Форда. – Вып. 6. – М., 1996. – С. 5 – 23.
29. Мелехин С.П. Ценностно-смысловая сфера студентов в структуре их карьерных ориентаций / С.П. Мелехин // Смальта. – 2014. №3. – С. 32 – 36.
30. Наличаева С.А. Особенности ценностно-смысловой и мотивационной сфер педагогов средней и высшей школы / С.А. Наличаева // Проблемы и перспективы развития образования России. – 2010. №3. – С. 293 – 299.
31. Никитина О.Н. Динамика изменения ценностно-смысловой сферы личности в процессе профессионального становления: Дис. канд. психол. наук. – М., 2002. – 219 с.
32. Новосёлов С.А. Управление креативностью как фактор профессионального развития личности / С.А. Новосёлов, Л.С. Попова // Педагогическое образование в России. – 2012. №3. – С. 58 – 65.
33. Нурлыгаянов И.Н. Самоопределение личности и её ценностно-смысловая сфера: индивидуально-типологические и половые различия: Дис. канд. психол. наук. – Уфа, 2007. – 170 с.
34. Орёл А.А. Направленность и ценностно-смысловая сфера личности как условия её самореализации в процессе профессионального становления / А.А. Орёл // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2011. №2. – С. 189 – 194.
35. Павлова А.В. Потенциал личности: креативность и личностная автономия / А.В. Павлова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. №5. – С. 24 – 26.
36. Парфёнова Д.А. Ценностно-смысловая сфера личности в связи с особенностями интеллектуального развития в период ранней взрослости / Д.А. Парфёнова, И.Б. Дерманова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. №2-1. – С. 159 – 165.
37. Погорская В.А. Ценностно-смысловая сфера личности как фактор субъективного благополучия личности / В.А. Погорская // European Social Science Journal. – 2011. №1. – С. 46 – 53.
38. Практический интеллект / Р.Дж. Стернберг, Дж.Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. – СПб: Питер, 2002. – 272 с.
39. Пузел Л.Г. Психологические механизмы развития креативности личности: Дис. канд. психол. наук. – Омск, 2006. – 180 с.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2001. – 720 с.
41. Салихова Н.Р. Типы смыслообразования в контексте личностных ценностей / Н.Р. Салихова. – Казань: КГУ, 2005. – 128 с.
42. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия / В.Ф. Сержантов. – Л.: ЛГУ, 1990. – 360 с.
43. Серый А.В. Структурно-содержательные характеристики системы личностных смыслов / А.В. Серый // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. – Вып. 2. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 410 с.
44. Сиволобова И.В. Ценностно-смысловая сфера личности: специфика интерпретации / И.В. Сиволобова // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. – 2005. №1. – С. 94 – 97.
45. Спешилова Т.С. Ценностно-смысловая сфера, её особенности и развитие у старшеклассников с явной и скрытой формой интеллектуальной одарённости / Т.С. Спешилова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2011. №4. – С. 175 – 178.
46. Старцев М.Ю. Ценностно-смысловая сфера личности как проблема психологии высшей школы / М.Ю. Старцев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2009. №2. – С. 323 – 325.
47. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990.
48. Челнокова А.В. Личностно-мотивационные факторы и пол как детерминанты креативности: Дис. канд. психол. наук. – Пермь, 2009. – 188 с.
49. Чижо Н.Ю. Ценностно-смысловая сфера личности студентов вузов с разным типом отношения к профессии: Дис. канд. психол. наук. – Волгоград, 2011. – 229 с.
50. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности / Р.Х. Шакуров // Вопросы психологии. – 2001. №1. – С. 3 – 18.
51. Шакуров Р.Х. Психология смыслов: теория преодоления / Р.Х. Шакуров // Вопросы психологии. – 2003. №5. – С. 18 – 33.
52. Шальнева И.К. Общительность и креативность как критерии адаптированности личности / И.К. Шальнева, А.В. Дузькрятченко // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2010. №1. – С. 57 – 62.
53. Яницкий М.С. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности / М.С. Яницкий // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2012. №19-1. – С. 82 – 97.
54. Abrahamson E., Freedman D.H. A perfect mess: The hidden benefits of disorder. New York: Little Brown, 2007. 336 р.
55. Amabile T.M., Conti H., Lazenby J., Herron M. Creative environment at work // Academy of Management Journal. 1996. Vol. 36. P. 1154–1184.
56. Amabile T.M., Hennessey B.A. The conditions of creativity // Sternberg R., Tardiff T. (eds.) The nature of creativity. Cambridge: Camb. Press, 1988. P. 11–43.
57. Amabile T.M., Gryskiewicz N.D. The creative environment scales: Work Environment Inventory // Creativity Research Journal. 1989. Vol. 2. P. 231–253.
58. Amabile T.M. How to kill creativity // Harvard Business Review. 1998. Vol. 76. P. 77–87.
59. Amabile T.M., Schatzel E.A., Moneta G.B., Kramer S.J. Leader behaviors and the work environment for creativity: Perceived leader support // The Leadership Quarterly. 2004. Vol. 15. P. 5–32.
60. Barker J. Bright lights // Sales & Marketing Management. 1995. Vol. 147. P. 524–527.
61. Boden M.A. The creative mind: myths and mechanisms. New York: Basic Books; London: Abacus, 1991. 171 p.
62. Caudron S. Strategies for managing creative workers // Personnel Journal. 1994. Vol. 73 (12). P. 104–113.
63. Cummings A., Oldham G.R. Enhancing creativity: Managing work contexts for the high potential employee // California Management Review. 1997. P. 22–38.
64. Collins M.A., Amabile T.M. Motivation and creativity // Handbook of Creativity / R. Sternberg (ed.). Cambridge, 1999. P. 297–313.
65. Edwards M.S. The technology paradox: efficiency versus creativity // Creativity Research Journal. 2000-2001. Vol. 13. № 2. P. 221–228.
66. Ekvall G. The organizational climate for creativi-ty and innovation // European Journal of Work and Organizational Psychology. 1996. Vol. 5. P. 105–123.
67. Ekvall G. Organizational conditionals and levels of creativity // Creativity and innovation management. 1997. Vol. 6. P. 195–205.
68. Ekvall G., Britz A. Perceptions of the best and worst climates for creativity: preliminary validation evidence for Situational Outlook Questionnaire // Creativity Research Journal. 2001. Vol. 13. № 2. P. 171–184.
69. Elliot A.J., Harackiewicz J.M. Goal setting, achievement orientation, and intristic motivation: a mediational analysis // Journal of personality and social psychology. 1994. Vol. 66. P. 968–980.
70. Eysenberger R., Armeli S. Can salient reward in-crease creative performance without reducing intristic creative interest? // Journal of Personality and Social Psychology. 1997. Vol. 72. P. 652–663.
71. Eysenberger R., Armeli S., Pretz J. Can the promise of reward increase creativity? // Journal of Personality and Social Psychology. 1998. Vol. 74. P. 704–714.
72. Eysenberger R., Cameron J. Detrimental effects of reward: Reality or myth? // American Psychologist. 1996. Vol. 51. P. 1153–1166.
73. George J.M. Creativity in Organizations // Walsh Jn.J.P., Brief A.P. (eds.) Academy of Management Annals. London: Routledge, 2007. Р. 439–477.
74. Gray R.A. Climate of Success: Creating the Right Organizational Climate for High Performance. Oxford: Butterworth-Heinemann, 2007. 256 р.
75. Grigorenko E.L., Sternberg R.J. Styles of thinking, abilities, and academic performance // Exceptional Children. 1997. Vol. 63. P. 295–312.
76. Harrington D.M. Effects of explicit instructions to «be creative» on the psychological meaning of diver-gent thinking test scores // Journal of personality. 1975. Vol. 43. P. 434–454.
77. Hunter K., Bedel L., Mumford M. Dimensions of creative climate: a general taxonomy // The Korean Journal of Thinking and Problem Solving. 2005. Vol. 15. № 2. P. 97–116.
78. Jalan A., Kleiner B.H. New developments in developing creativity // Journal of Managerial Psychology. 1995. Vol. 10. P. 20–23.
79. Krohe K. Managing creativity // Across the Board. 1996. Vol. 33. P. 16–21.
80. Majaro S. Strategy search and creativity: The key to corporate renewal // European Management Journal. 1992. Vol. 10. P. 230–238.
81. O'Hara L.A., Sternberg R.J. It does not hurt to ask: effects of instructions to be creative, practical or analytical on essay – writing performance ad their interaction with students' thinking styles // Creativity Research Journal. 2000 (2001). Vol. 13. P. 197–210.
82. Oldham G.R, Cummings A. Employee creativity: Personal and contextual factors at work // Academy of Management Journal. 1996. Vol. 39. P. 607–634.
83. Runco M.A., Bahleda M.D. Implicit theories of artistic, scientific and everyday creativity // Journal of Creative Behavior. 1986. Vol. 20. P. 93–98.
84. Vohs K.D., Redden J.P., Rahinel R. Physical or-der produces healthy choices, generosity, conventionality, whereas disorder produces creativity // Psychological Science. 2013. Vol. 24. P. 1860–1867.
85. Winner E. Gifted children: Myths and relatives. New York: Basic Books, 1996. 252 p.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность. В последние годы в развитии социально-психологического знания отмечается значительная активизация научного интереса к проблемам, связанным с ценностно-смысловой сферой личности. Происходит расширение диапазона научной активности в плоскость построения образа социального мира «обыденным» человеком, конструирования личностью картины повседневной реальности своей собственной жизни. Причина этого в активном усложнении общественной жизни, убыстрении социальных процессов, возникновении новых социальных структур, происходящих социальных катаклизмах, что непосредственно отражается на адекватности взаимодействия личности с изменяющейся социальной средой, требующей определения собственной позиции в конкретной социальной ситуации. Социально-психологический анализ ценностно-смысловой сферы личности, изучение её подлинной роли в становлении самодеятельного субъекта является, таким образом, одной из высокоактуальных задач и условием объективного научного объяснения природы субъекта, специфики раскрываемого им на жизненном пути социального потенциала.
С другой стороны, интенсивные изменения, происходящие в последнее десятилетие в российском обществе, задают новые ориентиры во всех сферах общественной жизни и предъявляют новые требования к личности. Сегодня востребован человек творческий, интеллектуально развитый, умеющий учиться, гибко адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способный применять полученные знания на практике, искать пути рационального и нестандартного разрешения, возникающих проблем. Не случайно в психологических исследованиях особое место занимают разработки, направленные на развитие креативности личности – свойства, определяющего успешность человека в процессе создания, решения и анализа творческих задач.
Все вышесказанное актуализирует необходимость обращения к взаимосвязи ценностно-смысловой сферы личности и творческого развития личности, позволяющей ей самореализовываться и самосовершенствоваться в новых условиях, быть субъектом своей жизнедеятельности.
Степень изученности проблемы. Изучением ценностно-смысловой сферы занимались такие исследователи, как К. Обуховский, В.Э. Чудновский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.С. Братусь, Н.И. Непомнящая, Ф.Е. Василюк, Б.С. Круглов, Л.Б. Косова, Н.И. Лапин, Д.А. Леонтьев, Е.П. Белинская, С.С. Бубнова, Н.А. Кириллова, А.С. Шаров и др. Исследователи выделяют следующие элементы ценностно-смысловой сферы: ценности (Л.И. Божович, С.Г. Якобсон, А.И. Титаренко, Д.А. Леонтьев, Л.И. Иванько, А.В. Иващенко, Г.П. Савкина, Н.В. Фролова и др.); смыслы (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, В.Е. Клочко и др.); мотивы (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.П. Ильин).
Значительный вклад в развитие представлений о креативности личности внесли философы: Платон, Ф. Аквинский, Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант, Ф. Шеллинг, Н. АБердяев; зарубежные и отечественные психологи: М. Вертгеймер, Дж. Гилфорд, К. Дункер, А. Маслоу, К. Роджерс, Е.П. Торренс, З. Фрейд, Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Е.Л. Яковлева и др.; педагоги: В.И. Андреев, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин и др.
Цель исследования – выявить и проанализировать особенности ценностно-смысловой сферы и креативности личности.
Объект исследования – студенты.
Предмет исследования – взаимосвязь особенностей ценностно-смысловой сферы и креативности.
Гипотеза исследования заключается в том, что ценностно-смысловая сфера влияет на формирование креативности личности.
В соответствии с обозначенными целью, объектом, предметом и гипотезой в работе решается ряд задач:
1) проанализировать сущность и основные особенности ценностно-смысловой сферы;
2) раскрыть понятие и основные характеристики креативности;
3) разработать методологический аппарат исследования;
4) представить результаты изучения ценностно-смысловой сферы личности и креативности;
5) проанализировать значимые взаимосвязи и степень влияния ценностно-смысловой сферы личности на формирование креативности.
Методы: анализ и синтез обще- и частнопсихологической литературы, метод тестового контроля, наблюдения, беседы со студентами, интерпретационный метод, метод математической статистики.
Для исследования особенностей ценностно-смыслвлой сферы и креативности нами были использованы следующие методики: 1) 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла; 2) Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева; 3) Тест «Несуществующее животное»; 4) Тест креативности Э. Торренса.
Выборку составили 50 студентов.
Работа обобщает результаты исследования, которое проводилось в три этапа:
- первый этап был направлен на изучение и анализ психологической литературы по интересующим направлениям, на определение объекта и предмета исследования, первоначальную формулировку темы и проблемы работы, определение цели, гипотезы, задач исследования, разработку научного замысла изучения взаимосвязи ценностно-смысловой сферы и креативности;
- второй этап исследования включал обобщение результатов анализа психологической литературы по исследуемой проблеме, написание теоретической части работы, характеризующей теоретические основы исследования ценностно-смысловой сферы и креативности
- третий этап включал эмпирическое исследование: были получены результаты изучения ценностно-смысловой сферы и креативности студентов; проведён анализ значимых взаимосвязей и степени влияния ценностно-смысловой сферы личности на формирование креативности.
Структура и объём. В соответствии с логикой изложения материала структурно исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 85 позиций. Общий объём работы – 64 страницы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ И КРЕАТИВНОСТИ 7
1.1. Сущность и основные особенности ценностно-смысловой сферы 7
1.2. Понятие и основные характеристики креативности 15
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ И КРЕАТИВНОСТИ 27
2.1. Организация и методологический аппарат эмпирического
исследования 27
2.2. Результаты изучения ценностно-смысловой сферы и креативности 30
2.3. Анализ взаимосвязи и степени влияния ценностно-смысловой
сферы на креативность 38
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56


Проведённое нами исследование было посвящено изучению особенностей взаимосвязи ценностно-смысловой сферы и креативности. Ниже представлены основные выводы.
1. Понятие «ценность» не имеет однозначной трактовки, это во многом обусловлено его междисциплинарной природой: к проблеме ценностей обращались и философы, и психологи, и социологи. Выделяют три формы существования ценностей: 1) ценность как общественный идеал, такие ценности могут быть как общечеловеческими (истина, красота, справедливость), так и конкретно-историческими (патриархат, равенство, демократия); 2) ценность, объективированная в виде произведений материальной и духовной культуры, либо человеческих поступков, являющихся конкретным предметным воплощением общественных ценностных идеалов; 3) личностная ценность как источник мотивации поведения человека.
2. Исследователи выделяют различные уровни осознания человеком окружающей действительности: ситуативный смысл, жизненный смысл (жизненная необходимость), смысл жизни (развитие и стремление), смысл бытия (сверхсмысл или космический смысл). Также иерархися смыслов может быть представлена следующим образом: 1) уровень ситуационных, прагматических смыслов; 2) уровень эгоцентрических смыслов; 3) уровень группоцентрических смыслов; 4) уровень общечеловеческих смыслов; 5) уровень смыслов, определяющих отношения человека с беспредельным.
3. Несмотря на кажущуюся простоту и семантическую ясность, в настоящее время креативность является одним из наиболее противоречивых понятий в современной науке и наименее изученных явлений в социальной жизни, что отчасти обусловлено тем, что данное явление привлекло к себе внимание научного сообщества лишь относительно недавно, в начале 50-х годов XX века. В общем смысле её можно представить как способность человека оперативно находить и эффективно применять нестандартные, оригинальные творческие решения в различных ситуациях. Основой для целенаправленного развития данной способности является система свойств, составляющих творческий и коммуникативный потенциалы личности.
4. Креативность подразумевает способность реагировать на необходимость в новых подходах и продуктах и тем самым адаптироваться к изменяющейся внешней среде. Данная способность также позволяет осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер. Центральным фактором творчества во многом является личность творца и сила его внутренней мотивации. Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и креативной личности являются их оригинальность, самостоятельность, валидность, адаптивность. Креативные продукты могут сильно различаться по своей природе: новое решение математической задачи, открытие химического процесса, написание музыки, построение новой философской и религиозной системы, инновация в юриспруденции, свежее решение социальных проблем.
5. Проанализировав результаты исследований ценностно-смысловой сферы и креативности, мы провели анализ значимых взаимосвязей между полученными показателями. Для этого мы построили корреляционную матрицу. Так, параметр «беглость» находится в отношениях прямой корреляции с параметрами «общительность» (0,51), «смелость» (0,71), «дипломатичность» (0,53), «цели в жизни» (0,79), «локус контроля – жизнь» (0,59), «самооценка» (0,50), «активность» (0,59), «агрессивность» (0,50), «демонстративность» (0,64), «открытость» (0,50).
6. Параметр «оригинальность» находится в отношениях прямой корреляции с параметрами «общительность» (0,77), «интеллектуальность» (0,71), «эмоциональная устойчивость» (0,52), «доминантность» (0,59), «смелость» (0,67), «эмоциональная чувствительность» (0,63), «мечтательность» (0,59), «дипломатичность» (0,67), «восприимчивость к новому» (0,77), «самостоятельность» (0,52), «цели в жизни» (0,64), «процесс жизни» (0,58), «результативность жизни» (0,51), «локус контроля Я» (0,63), «самооценка» (0,59), «активность» (0,80), «агрессивность» (0,54), «рационализм» (0,57), «демонстративность» (0,55), «открытость» (0,72).
7. Параметр «разработанность» находится в отношениях прямой корреляции с параметрами «общительность» (0,64), «интеллектуальность» (0,60), «доминантность» (0,53), «моральная нормативность» (0,61), «эмоциональная чувствительность» (0,71), «восприимчивость к новому» (0,71), «самостоятельность» (0,57), «процесс жизни» (0,62), «результативность жизни» (0,73), «самооценка» (0,83), «активность» (0,57), «личностная зрелость» (0,57), «открытость» (0,61).
8. Параметр «сопротивление замыканию» находится в отношениях прямой корреляции с параметрами «общительность» (0,84), «интеллектуальность» (0,62), «эмоциональная устойчивость» (0,57), «доминантность» (0,80), «смелость» (0,79), «эмоциональная чувствительность» (0,65), «дипломатичность» (0,74), «восприимчивость к новому» (0,76), «самостоятельность» (0,54), «цели в жизни» (0,67), «процесс жизни» (0,59), «локус контроля Я» (0,55), «самооценка» (0,54), «активность» (0,75), «рационализм» (0,50), «демонстративность» (0,51), «открытость» (0,87).
9. Параметр «абстрактность» находится в отношениях прямой корреляции с параметрами «общительность» (0,59), «интеллектуальность» (0,71), «моральная нормативность» (0,50), «смелость» (0,53), «эмоциональная чувствительность» (0,65), «дипломатичность» (0,50), «восприимчивость к новому» (0,64), «самостоятельность» (0,62), «цели в жизни» (0,69), «процесс жизни» (0,65), «локус контроля Я» (0,61), «локус контроля – жизнь» (0,56), «самооценка» (0,78), «активность» (0,70), «агрессивность» (0,63), «демонстративность» (0,50), «личностная зрелость» (0,62), «открытость» (0,50).
10. С целью определения значимых взаимосвязей между ценностно-смысловой сферой и креативностью мы провели кластерный анализ. Первый кластер включает в себя 24 человека (48% испытуемых). Эти студенты характеризуются средним уровнем общительности и интеллектуальности, а также эмоциональной чувствительности и устойчивости. У них достаточно высокая восприимчивость к новому, есть склонность к мечтательности. Их самооценка выше среднего, они рационалистичны и характеризуются личностной зрелостью. Вместе с тем, представители данного кластера характеризуются некоторой подозрительностью и тревожностью. Их творческая продуктивность ниже среднего, но, вместе с тем, созданные ими интеллектуальные продукты достаточно проработаны и оригинальны. Их общий уровень креативности мы определяем как средний.
11. Второй кластер охватывает 13 студентов (26% испытуемых). Эти люди отличаются невысокой интеллектуальностью, они малообщительные, пассивны, не имеют глобальных жизненных целей. Данные студенты с трудом воспринимают новое, нерациональны, несамостоятельны. У них низкий уровень самодисциплины, нет стремления к творчеству. Продукты их нематериального труда отличаются непродуманностью как всей концепции в целом, так и отдельных деталей, неоригинальны, примитивны. Их уровень креативности мы определяем как низкий.
12. Третий кластер включает в себя 13 человек (26% испытуемых). Данные студенты отличаются высокой восприимчивостью к новому, интеллектуальностью, общительностью. Они обладают высокой эмоциональной чувствительностью, искренним интересом к окружающим, дипломатичностью. Эти люди умеют ставить перед собой цели и знают, как достичь их, характеризуются жизненной активностью, рационализмом, личностной зрелостью. Им не свойственна тревожность и напряжённость, они успешно преодолевают все сложности. Представители данного кластера – творческие люди с обилием интересных идей и стратегиями по их воплощению. Их нематериальные продукты отличаются высокой степенью оригинальности и проработанности. Их уровень креативности может быть охарактеризован как высокий.

1. Алишев Б.С. О психологической сущности ценностей / Б.С. Алишев // Психология человека в современном мире. – Т. 1. Комплексный и системный подходы в исследованиях психологии человека. Личность как субъект жизненного пути: Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна. – 15 – 16 октября 2009 г. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – С. 7 – 14.
2. Алишев Б.С. Смысл и мотива: к соотношению понятий / Б.С. Алишев // Учёные записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2010. – Т. 152. №5. – С. 159 – 171.
3. Барышева Т.А. Психологическая структура и развитие креативности у взрослых: Дис. д-ра психол. наук. – СПб, 2005. – 360 с.
4. Близнецова О.И. Ценностно-смысловая сфера личности студентов как цель воспитания / О.И. Близнецова, Т.А. Перевозная // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2009. №3. – С. 68 – 75.
5. Бобров А.Н. Влияние личностных черт на развитие креативности старшеклассников: Дис. канд. психол. наук. – Ставрополь, 2004. – 222 с.
6. Братусь Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.
7. Братусь Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания / Б.С. Братусь // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Жадан, О.К. Тихомирова. – М.: Смысл, 1999. – С. 285 – 298.
8. Буравцова Н. Влияние личностных границ на ценностно-смысловую сферу студентов / Н. Буравцова // Высшее образование в России. – 2008. №6. – С. 138 – 142.
9. Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология / Н.Ф. Вишнякова // Психология высшего образования. – Минск, 1996. – 300 с.
10. Волочков А.А. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности / А.А. Волочков, Е.Г. Ермоленко // Психологический журнал. – 2004. №2. – С. 17 – 27.
11. Воронин А.Н. Интеллект и креативность в совместной деятельности: Дис. д-ра психол. наук. – М., 2004. – 376 с.
12. Гальперин П.Я. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач / П.Я. Гальперин, В.Л. Данилов // Вопросы психологии. – 1980. №1. – С. 31 – 38.
13. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб: Питер, 2000. – С. 256 – 269.
14. Голубина Ю.Ю. Взаимосвязь между эмоциональной креативностью и эмоциональным интеллектом / Ю.Ю. Голубина // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2013. №1. – С. 80 – 87.
15. Далгатов М.М. Ценностно-смысловая сфера и дезадаптивное поведение личности студенческой молодёжи / М.М. Далгатов, Н.Т. Магомедова // Известия Дагестнаского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2013. №2. – С. 11 – 16.
16. Деева Н.А. Рефлексивные механизмы переживания кризиса и изменение ценностно-смысловой сферы: Дис. канд. психол. наук. – Омск, 2005. – 187 с.
17. Дорфман Л.Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве / Л.Я. Дорфман, Г.В. Ковалёва // Вопросы психологии. – 1999. №2. – С. 101 – 106.
18. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб: Питер, 1999. – 368 с.
19. Егорова М.С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей (возрастной и генетический анализ) / М.С. Егорова // Вопросы психологии. – 2000. №1. – С. 36 – 46.
20. Ильин Е.П. Мотивы и мотивация / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2011. – 512 с.
21. Коломиец Е.Ф. Креативность как фактор выбора стратегии самореализации личности: Дис. канд. психол. наук. – СПб, 2010. – 219 с.
22. Кривонос Е.Ф. Ценностно-смысловая сфера личности / Е.Ф. Кривонос // Перспективы развития науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – М.. 2015. – С. 94 – 96.
23. Крылова М.А. Специфика проявления креативности и социально-психологическая адаптация в подростковом и юношеском возрасте: Дис. канд. психол. наук. – СПб, 2007. – 239 с.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл; Академия, 2005. – 352 с.
25. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Издательство МГУ, 1981. – 584 с.
26. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностный регуляции деятельности / Д.А. Леонтьев // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1996. №4. – С. 35 – 44.
27. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.
28. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев // Современный социоанализ: Сборник работ авторов, получивших гранты Московского отделения Российского научного фонда и фонда Форда. – Вып. 6. – М., 1996. – С. 5 – 23.
29. Мелехин С.П. Ценностно-смысловая сфера студентов в структуре их карьерных ориентаций / С.П. Мелехин // Смальта. – 2014. №3. – С. 32 – 36.
30. Наличаева С.А. Особенности ценностно-смысловой и мотивационной сфер педагогов средней и высшей школы / С.А. Наличаева // Проблемы и перспективы развития образования России. – 2010. №3. – С. 293 – 299.
31. Никитина О.Н. Динамика изменения ценностно-смысловой сферы личности в процессе профессионального становления: Дис. канд. психол. наук. – М., 2002. – 219 с.
32. Новосёлов С.А. Управление креативностью как фактор профессионального развития личности / С.А. Новосёлов, Л.С. Попова // Педагогическое образование в России. – 2012. №3. – С. 58 – 65.
33. Нурлыгаянов И.Н. Самоопределение личности и её ценностно-смысловая сфера: индивидуально-типологические и половые различия: Дис. канд. психол. наук. – Уфа, 2007. – 170 с.
34. Орёл А.А. Направленность и ценностно-смысловая сфера личности как условия её самореализации в процессе профессионального становления / А.А. Орёл // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2011. №2. – С. 189 – 194.
35. Павлова А.В. Потенциал личности: креативность и личностная автономия / А.В. Павлова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. №5. – С. 24 – 26.
36. Парфёнова Д.А. Ценностно-смысловая сфера личности в связи с особенностями интеллектуального развития в период ранней взрослости / Д.А. Парфёнова, И.Б. Дерманова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. №2-1. – С. 159 – 165.
37. Погорская В.А. Ценностно-смысловая сфера личности как фактор субъективного благополучия личности / В.А. Погорская // European Social Science Journal. – 2011. №1. – С. 46 – 53.
38. Практический интеллект / Р.Дж. Стернберг, Дж.Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. – СПб: Питер, 2002. – 272 с.
39. Пузел Л.Г. Психологические механизмы развития креативности личности: Дис. канд. психол. наук. – Омск, 2006. – 180 с.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2001. – 720 с.
41. Салихова Н.Р. Типы смыслообразования в контексте личностных ценностей / Н.Р. Салихова. – Казань: КГУ, 2005. – 128 с.
42. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия / В.Ф. Сержантов. – Л.: ЛГУ, 1990. – 360 с.
43. Серый А.В. Структурно-содержательные характеристики системы личностных смыслов / А.В. Серый // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. – Вып. 2. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 410 с.
44. Сиволобова И.В. Ценностно-смысловая сфера личности: специфика интерпретации / И.В. Сиволобова // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. – 2005. №1. – С. 94 – 97.
45. Спешилова Т.С. Ценностно-смысловая сфера, её особенности и развитие у старшеклассников с явной и скрытой формой интеллектуальной одарённости / Т.С. Спешилова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2011. №4. – С. 175 – 178.
46. Старцев М.Ю. Ценностно-смысловая сфера личности как проблема психологии высшей школы / М.Ю. Старцев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2009. №2. – С. 323 – 325.
47. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990.
48. Челнокова А.В. Личностно-мотивационные факторы и пол как детерминанты креативности: Дис. канд. психол. наук. – Пермь, 2009. – 188 с.
49. Чижо Н.Ю. Ценностно-смысловая сфера личности студентов вузов с разным типом отношения к профессии: Дис. канд. психол. наук. – Волгоград, 2011. – 229 с.
50. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности / Р.Х. Шакуров // Вопросы психологии. – 2001. №1. – С. 3 – 18.
51. Шакуров Р.Х. Психология смыслов: теория преодоления / Р.Х. Шакуров // Вопросы психологии. – 2003. №5. – С. 18 – 33.
52. Шальнева И.К. Общительность и креативность как критерии адаптированности личности / И.К. Шальнева, А.В. Дузькрятченко // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2010. №1. – С. 57 – 62.
53. Яницкий М.С. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности / М.С. Яницкий // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2012. №19-1. – С. 82 – 97.
54. Abrahamson E., Freedman D.H. A perfect mess: The hidden benefits of disorder. New York: Little Brown, 2007. 336 р.
55. Amabile T.M., Conti H., Lazenby J., Herron M. Creative environment at work // Academy of Management Journal. 1996. Vol. 36. P. 1154–1184.
56. Amabile T.M., Hennessey B.A. The conditions of creativity // Sternberg R., Tardiff T. (eds.) The nature of creativity. Cambridge: Camb. Press, 1988. P. 11–43.
57. Amabile T.M., Gryskiewicz N.D. The creative environment scales: Work Environment Inventory // Creativity Research Journal. 1989. Vol. 2. P. 231–253.
58. Amabile T.M. How to kill creativity // Harvard Business Review. 1998. Vol. 76. P. 77–87.
59. Amabile T.M., Schatzel E.A., Moneta G.B., Kramer S.J. Leader behaviors and the work environment for creativity: Perceived leader support // The Leadership Quarterly. 2004. Vol. 15. P. 5–32.
60. Barker J. Bright lights // Sales & Marketing Management. 1995. Vol. 147. P. 524–527.
61. Boden M.A. The creative mind: myths and mechanisms. New York: Basic Books; London: Abacus, 1991. 171 p.
62. Caudron S. Strategies for managing creative workers // Personnel Journal. 1994. Vol. 73 (12). P. 104–113.
63. Cummings A., Oldham G.R. Enhancing creativity: Managing work contexts for the high potential employee // California Management Review. 1997. P. 22–38.
64. Collins M.A., Amabile T.M. Motivation and creativity // Handbook of Creativity / R. Sternberg (ed.). Cambridge, 1999. P. 297–313.
65. Edwards M.S. The technology paradox: efficiency versus creativity // Creativity Research Journal. 2000-2001. Vol. 13. № 2. P. 221–228.
66. Ekvall G. The organizational climate for creativi-ty and innovation // European Journal of Work and Organizational Psychology. 1996. Vol. 5. P. 105–123.
67. Ekvall G. Organizational conditionals and levels of creativity // Creativity and innovation management. 1997. Vol. 6. P. 195–205.
68. Ekvall G., Britz A. Perceptions of the best and worst climates for creativity: preliminary validation evidence for Situational Outlook Questionnaire // Creativity Research Journal. 2001. Vol. 13. № 2. P. 171–184.
69. Elliot A.J., Harackiewicz J.M. Goal setting, achievement orientation, and intristic motivation: a mediational analysis // Journal of personality and social psychology. 1994. Vol. 66. P. 968–980.
70. Eysenberger R., Armeli S. Can salient reward in-crease creative performance without reducing intristic creative interest? // Journal of Personality and Social Psychology. 1997. Vol. 72. P. 652–663.
71. Eysenberger R., Armeli S., Pretz J. Can the promise of reward increase creativity? // Journal of Personality and Social Psychology. 1998. Vol. 74. P. 704–714.
72. Eysenberger R., Cameron J. Detrimental effects of reward: Reality or myth? // American Psychologist. 1996. Vol. 51. P. 1153–1166.
73. George J.M. Creativity in Organizations // Walsh Jn.J.P., Brief A.P. (eds.) Academy of Management Annals. London: Routledge, 2007. Р. 439–477.
74. Gray R.A. Climate of Success: Creating the Right Organizational Climate for High Performance. Oxford: Butterworth-Heinemann, 2007. 256 р.
75. Grigorenko E.L., Sternberg R.J. Styles of thinking, abilities, and academic performance // Exceptional Children. 1997. Vol. 63. P. 295–312.
76. Harrington D.M. Effects of explicit instructions to «be creative» on the psychological meaning of diver-gent thinking test scores // Journal of personality. 1975. Vol. 43. P. 434–454.
77. Hunter K., Bedel L., Mumford M. Dimensions of creative climate: a general taxonomy // The Korean Journal of Thinking and Problem Solving. 2005. Vol. 15. № 2. P. 97–116.
78. Jalan A., Kleiner B.H. New developments in developing creativity // Journal of Managerial Psychology. 1995. Vol. 10. P. 20–23.
79. Krohe K. Managing creativity // Across the Board. 1996. Vol. 33. P. 16–21.
80. Majaro S. Strategy search and creativity: The key to corporate renewal // European Management Journal. 1992. Vol. 10. P. 230–238.
81. O'Hara L.A., Sternberg R.J. It does not hurt to ask: effects of instructions to be creative, practical or analytical on essay – writing performance ad their interaction with students' thinking styles // Creativity Research Journal. 2000 (2001). Vol. 13. P. 197–210.
82. Oldham G.R, Cummings A. Employee creativity: Personal and contextual factors at work // Academy of Management Journal. 1996. Vol. 39. P. 607–634.
83. Runco M.A., Bahleda M.D. Implicit theories of artistic, scientific and everyday creativity // Journal of Creative Behavior. 1986. Vol. 20. P. 93–98.
84. Vohs K.D., Redden J.P., Rahinel R. Physical or-der produces healthy choices, generosity, conventionality, whereas disorder produces creativity // Psychological Science. 2013. Vol. 24. P. 1860–1867.
85. Winner E. Gifted children: Myths and relatives. New York: Basic Books, 1996. 252 p.

Купить эту работу

Взаимосвязь особенностей ценностно-смысловой сферы и креативности

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

13 мая 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽