Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Особенности ценностных и смысложизненных ориентаций подростков воспитывающихся в семьях с элитарными ориентациями

  • 64 страниц
  • 2015 год
  • 127 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение
Актуальность исследования. Проблема ценностных ориентаций и смысложизненных ориентаций личности подростков в семьях с элитарными ориентациями является достаточно актуальной проблемой, поскольку именно в подростковом возрасте активно формируются жизненные цели, ценностные ориентации, планы, достижение которых требует собственной активности, собственных усилий. Необходимость развития самосознания подростков связана с социальной ситуацией развития ребенка подросткового возраста – со вступлением юношей и девушек во взрослый мир, с развитием самостоятельности и независимости.
Изучением ценностных ориентаций в психологической науке занимались М. Рокич, Ш. Шварц, У. Билски, Б.С. Братусь, К.А. Альбуханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.Франкл, Г.Е. Залесский, И.Г. Сенин, М.С. Яницкий, Д.А. Леонтьев, П.М. Якобсон и др. Большое количество исследований посвящено изучению таких элементов смысловой сферы личности, как личностные смыслы, смысложизненные ориентации и т.д.
Проблема развития человека в подростковом возрасте достаточно хорошо освящена в работах И.С. Кона, В.С. Мухиной, А. Гезелла, Э. Шпрангера, К. Левина, Ж. Пиаже, Э. Эриксона, Б. И. Додонова и др.
Проблема исследования ценностных ориентаций и смысложизненных ориентаций личности заключается в наличии противоречий между большим количеством исследований ценностей и ценностных ориентаций в разных возрастных периодах и небольшим количеством исследований, посвященным изучению взаимосвязей между ценностными ориентациями и смысложизненных ориентаций личности подростков. На разрешение данного противоречия и направлена данная дипломная работа.
Целью дипломной работы является изучение особенностей ценностных и смысложизненных ориентаций подростков, воспитывающихся в семьях с высоким материальным достатком.
Объект исследования – ценностные и смысложизненные ориентации личности.
Предмет исследования – особенности ценностных и смысложизненных ориентаций подростков, воспитывающихся в семьях с высоким материальным достатком.
Для достижения цели исследования нами были сформулированы следующие задачи:
1. Произвести теоретический анализ проблемы ценностных и смысложизненных ориентаций детей подросткового возраста;
2. Обобщить материалы теоретического анализа;
3. Подобрать методики, выборку и провести эмпирическое исследование ценностных и смысложизненных ориентаций у подростков из обычных семей и из семей с высоким материальным достатком;
4. Выявить особенности ценностных и смысложизненных ориентаций подростков, воспитывающихся в семьях с высоким материальным достатком.
5. Сформулировать выводы по практической части исследования;
Методы исследования.
В качестве методов исследования нами использовался теоретико-методологический анализ научной литературы по теме исследования, обобщение и систематизация, эмпирические методы: беседа, наблюдение, тестирование, методы математической статистики: описательный, корреляционный и сравнительный анализ. Достоверность полученных данных обеспечивается использованием стандартизированных, надежных, вадидных методик, использованием следующих критериев и коэффициентов при статистической обработке данных: t-критерий для сравнения независимых выборок испытуемых или критерий U Манна Уитни.
Методики исследования. При проведении эмпирического исследования мы использовали:

1. Опросник терминальных ценностей («ОТеЦ») И.Г. Сенина.
2. Методика смысложизненные ориентации СЖО Д.А. Леонтьева.
3. Методика исследования уровня притязаний Шварцландера.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что имеются различия в смысложизненных ориентациях подростков из семей с различным уровнем материального достатка.

Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения ценностных и смысложизненных ориентаций личности в подростковом возрасте 6
1.1 Понятие ценностных и смысложизненных ориентаций личности 6
1.2 Смысл жизни как проблема подросткового образа жизни 12
1.3 Особенности детско-родительских отношений в семьях с материальным достатком 18
Выводы по главе 1: 35
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей ценностных и смысложизненных ориентаций у подростков из семей с высоким материальным достатком 36
2.1 Организация и методы исследования 36
2.2 Анализ результатов и интерпретация исследования 42
Выводы по главе 2 51
Заключение 55
Список литературы 59
Приложение 64

Заключение
Цели и задачи, поставленные в данной работе были решены в полном объеме – мы изучили и проанализировали теоретическую литературу по теме исследования, сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, выбрали адекватные методы эмпирического исследования, проанализировали полученные результаты и сделали выводы. Гипотеза о том, что имеются различия в смысложизненных ориентациях подростков из семей с различным уровнем материального достатка, подтвердилась.
Изучением ценностных и смысложизненных ориентаций в психологии занимались М. Рокич, Ш. Шварц, У. Билски, Б.С. Братусь, К.А. Альбуханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.Франкл, Г.Е. Залесский, И.Г. Сенин, М.С. Яницкий, Д.А. Леонтьев, П.М. Якобсон и др. Под ценностными ориентациями понимаются элементы внутренней структуры личности, которые ограничивают существенное и значимое для человека от незначимого и несущественного, сформированы и зафиксированы в жизненном опыте человека в процессе социализации, а также социальной адаптации.
Ценностные ориентации активно формируются в подростком возрасте, вместе с убеждениями, мировоззрением, аттитюдами, жизненными планами и личностными смыслами. Ценностные ориентации, сформированные у подростка, оказывают влияние на построение перспективы развития.
Главным содержанием подросткового возраста является его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д (53, с.216).
Превращение подростка в юношу проявляется в изменении основной установки по отношению к окружающему миру: за негативной фазой жизнеотрицания, присущей пубертатной стадии, следует фаза жизнеутверждения, характерная для юношества.
В качестве основных сфер самореализации подростков из семей со средним и высоким материальным достатком выбирают для себя общественную жизнь, обучение и образование, и семейную жизнь. Профессиональная жизнь не является важной жизненной сферой для испытуемых данной группы, вероятно потому, что профессиональная деятельность подростков еще пока не реализована. Увлечения как жизненная сфера привлекают испытуемых данной группы в меньшей степени.
Статистически достоверные различия по показателями исследования терминальных ценностей (жизненные цели) у подростков из семей со средним и высоким материальным достатком получены по переменным: креативность, активные социальные контакты, духовное удовлетворение. Показатели подростков из семей с высоким материальным достатком выше показателей подростков из семей со средним материальным достатком по всем переменным.
Рейтинг жизненных целей выглядит следующим образом: Активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли занимают важной место в структуре ценностных ориентаций подростков из семей со средним и высоким материальным достатком.
Достижения, т.е. постановка и решение определённых жизненных задач как главных жизненных факторов являются наиболее значимой ценностью в группе подростков из семей с высоким материальным достатком.
Высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как к главному смыслу существования выражено у подростков из семей со средним и высоким материальным достатком данной выборки.
Духовное удовлетворение, т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными, также присутствует среди предпочитаемых ценностей.
Креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность, не выступает значимой ценностью для подростков из семей со средним материальным достатком данной выборки, у подростков из семей с высоким материальным достатком креативность более выражена.
Таким образом, результаты данной методики согласуются с результатами предыдущей – подростки из семей со средним и высоким материальным достатком данной выборки ориентированы на индивидуалистические ценности, значимым для них является активность, целеустремленность, достижение поставленной цели, поддержание материального благосостояния.
Статистически достоверные отличия по показателям смысложизненных ориентаций у у подростков из семей со средним и высоким материальным достатком данной выборки получены по всем переменным: цели жизни, процесс жизни, результата жизни, локус контроля Я, локус контроля Жизнь, общий уровень осмысленности жизни. Показатели подростков из семей с высоким материальным достатком выше показателей подростков из семей со средним материальным достатком. Таким образом, можно предположить, что подростки из семей с высоким материальным достатком характеризуются убеждением в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, самого себя, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, а также высоким уровнем осмысленности жизни.
Средние показатели результатов исследования уровня притязаний у подростков из семей со средним и высоким материальным достатком данной выборки находятся в диапазоне оценок среднего уровня.
Низкий уровень притязаний имеют 27% подростков из семей со средним материальным достатком и 13% подростков из семей с высоким материальным достатком, высокий уровень притязаний имеют 13% подростков из семей со средним материальным достатком и 17% подростков из семей с высоким материальным достатком, средний уровень притязаний имеют 60% подростков из семей со средним материальным достатком и 70% подростков из семей с высоким материальным достатком. Таким образом, большинство подростков из семей со средним материальным достатком данной выборки имеют средний уровень притязаний, тогда как подростки из семей с высоким материальным достатком данной выборки склонны иметь высокий уровень достижений, что связано, как нам кажется с основными жизненными целями подростков.

Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности/ / Психология личности и образ жизни / Под ред. Шороховой Е.В. - М., 1987. – С. 138-144.
2. Алиева М. А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Трошихина Е. Г. Я сам строю свою жизнь. / Под ред. Е. Г. Трошихиной. - СПб.: Речь, 2001.-216 стр., с.84
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М. Мысль, 2000.
4. Байярд Р.Т. Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. – М.: Просвещение, 2001. – 327 с.
5. Березин Ф.С. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.С. Березин. – СПб.: Речь, 2004. – 270 с.
6. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: 2004. – 440 с.
7. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. СП б.: Питер, 2000. 528 с.
9. Васильев В.Я. Целевая направленность и временная перспектива личности // Психология личности и время жизни человека. – Черновцы, 1991.
10. Василюк Ф.Е.Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Издательство Московского университета, 1984
11. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. /под редакцией Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В./ – М.: Просвещение, 2005. 316 с.
12. Выготский Л.С. Педология подростка. – М.: Просвещение, 1984. – 516 с.
13. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999. — 272 с.
14. Деркач А.А. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М., 2001.
15. Деркач А.А., Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – 297 с.
16. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - 3-е изд., испр. и доб. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 208 с.
17. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. – М.: Просвещение, 2001. – 356 с.
18. Дубровина И.В., Рузская А.Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. — М.: Просвещение, 1990, с.90
19. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь – справочник. – Мн.: Харвест, М.:АСТ, 2001. – 576с., с.71
20. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М. : «Просвещение», 1979.
21. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998,
22. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: ТЦ «Сфера», 2003. – 429 с.
23. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. — М.: Смысл, 2003. — 487 с.
24. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: издательский центр «Академия», 2001 – 256 с.
25. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М.: 2002 – 208 с.
26. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. - М., 1999
27. Методы психологической диагностики. М.: РАН, Институт психологии, 1994. 280 с.
28. Миславский Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте – М.: Педагогика, 2001. – 248 с.
29. Мухина В.С., Феноменология развития и бытия личности. – М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – С. 178 – 186.
30. Наследов А.В., Математические методы психологического исследования, СПб, 2004. – 392с.
31. Наумова Н.Ф. Целеполагание как системный процесс. М., 1982 . – 65 с.
32. Немов Р.С. Психология развития. – М.: Просвещение, 2001. – 416 с.
33. Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999
34. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М.: Изд. «Роспедагенство», 2003. – 419 с.
35. Посохова С.Т., Сорокин В.М., Тхоржевская Л.В. Комплекская психологическая диагностика. – СПб.: 2005. – 38 с.
36. Практикум по возрастной психологии (ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.). – СПб.: Издательство «Речь», 2001., с.657
37. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М.: - 2004. – 176 с.
38. Психологические тесты: В 2-х т. Т. 2. /Под ред. А.А. Карелина. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 247 с.
39. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 440 с.
40. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова.- СПб, 2006 – 487 с..
41. Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А. А. Реана./ – СПб.: Прайм - Еврознак. 2001., 514 с.
42. Садовников Ф.В., Качимская А.Ю. Особенности целеполагания старшеклассников с различными вариантами жизненной перспективы
43. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.
44. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: Просвещение, 2005. – 312 с.
45. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая./ – М: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.
46. Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности: овладение акмеологическими технологиями. Учебно-методическое пособие. М., 2001.
47. Тихомиров А. В. Метод дифференциации профессиональных выборов в практике профконсультирования / А. В. Тихомиров // Персонал-profi Екатеринбург, 2001. -Вып.2, часть 1.
48. Трошихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей. СПб.: 2001. – 216 с.
49. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. – М. Педагогика, 2004. – 316 с.
50. Фестикин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: 2005. – 490 с.
51. Филатов О.К. Психология и педагогика. Часть II. Педагогика. Учебно-практическое пособие. – М., МГТА, 2002 – 111 с.
52. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г.Панов. 1983
53. Фридман Л.М., Калугина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М. Просвещение, 2001. – 328 с.
54. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна.— Изд. 2-е. М.: Институт практической психологии, 1996.—304 с.
55. Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Феникс. Под ред. О. М. Штомпеля. 1996.
56. Шевцов М.Н. Новая методика для оценки способности к самоуправлению
57. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. М., Соборъ, 1997. - 506 с.
58. Эриксон Э. Детство и общество. М.: Изд-во «Летний сад», 2000. – 416 с.
59. Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ. В.Г. Крысько. 1999
60. Ямалетдинова Г. А. Система самоуправления учебно-познавательной деятельно¬стью студентов в сфере физической культуры: автореф. дис. … д-ра пед. наук / 13.00.08. М., 2009. – 47 с.
61. Frankl Victor E. Man’s Search for Meaning. – Пер. с англ. - Washington Square Press, 1985.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение
Актуальность исследования. Проблема ценностных ориентаций и смысложизненных ориентаций личности подростков в семьях с элитарными ориентациями является достаточно актуальной проблемой, поскольку именно в подростковом возрасте активно формируются жизненные цели, ценностные ориентации, планы, достижение которых требует собственной активности, собственных усилий. Необходимость развития самосознания подростков связана с социальной ситуацией развития ребенка подросткового возраста – со вступлением юношей и девушек во взрослый мир, с развитием самостоятельности и независимости.
Изучением ценностных ориентаций в психологической науке занимались М. Рокич, Ш. Шварц, У. Билски, Б.С. Братусь, К.А. Альбуханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.Франкл, Г.Е. Залесский, И.Г. Сенин, М.С. Яницкий, Д.А. Леонтьев, П.М. Якобсон и др. Большое количество исследований посвящено изучению таких элементов смысловой сферы личности, как личностные смыслы, смысложизненные ориентации и т.д.
Проблема развития человека в подростковом возрасте достаточно хорошо освящена в работах И.С. Кона, В.С. Мухиной, А. Гезелла, Э. Шпрангера, К. Левина, Ж. Пиаже, Э. Эриксона, Б. И. Додонова и др.
Проблема исследования ценностных ориентаций и смысложизненных ориентаций личности заключается в наличии противоречий между большим количеством исследований ценностей и ценностных ориентаций в разных возрастных периодах и небольшим количеством исследований, посвященным изучению взаимосвязей между ценностными ориентациями и смысложизненных ориентаций личности подростков. На разрешение данного противоречия и направлена данная дипломная работа.
Целью дипломной работы является изучение особенностей ценностных и смысложизненных ориентаций подростков, воспитывающихся в семьях с высоким материальным достатком.
Объект исследования – ценностные и смысложизненные ориентации личности.
Предмет исследования – особенности ценностных и смысложизненных ориентаций подростков, воспитывающихся в семьях с высоким материальным достатком.
Для достижения цели исследования нами были сформулированы следующие задачи:
1. Произвести теоретический анализ проблемы ценностных и смысложизненных ориентаций детей подросткового возраста;
2. Обобщить материалы теоретического анализа;
3. Подобрать методики, выборку и провести эмпирическое исследование ценностных и смысложизненных ориентаций у подростков из обычных семей и из семей с высоким материальным достатком;
4. Выявить особенности ценностных и смысложизненных ориентаций подростков, воспитывающихся в семьях с высоким материальным достатком.
5. Сформулировать выводы по практической части исследования;
Методы исследования.
В качестве методов исследования нами использовался теоретико-методологический анализ научной литературы по теме исследования, обобщение и систематизация, эмпирические методы: беседа, наблюдение, тестирование, методы математической статистики: описательный, корреляционный и сравнительный анализ. Достоверность полученных данных обеспечивается использованием стандартизированных, надежных, вадидных методик, использованием следующих критериев и коэффициентов при статистической обработке данных: t-критерий для сравнения независимых выборок испытуемых или критерий U Манна Уитни.
Методики исследования. При проведении эмпирического исследования мы использовали:

1. Опросник терминальных ценностей («ОТеЦ») И.Г. Сенина.
2. Методика смысложизненные ориентации СЖО Д.А. Леонтьева.
3. Методика исследования уровня притязаний Шварцландера.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что имеются различия в смысложизненных ориентациях подростков из семей с различным уровнем материального достатка.

Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения ценностных и смысложизненных ориентаций личности в подростковом возрасте 6
1.1 Понятие ценностных и смысложизненных ориентаций личности 6
1.2 Смысл жизни как проблема подросткового образа жизни 12
1.3 Особенности детско-родительских отношений в семьях с материальным достатком 18
Выводы по главе 1: 35
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей ценностных и смысложизненных ориентаций у подростков из семей с высоким материальным достатком 36
2.1 Организация и методы исследования 36
2.2 Анализ результатов и интерпретация исследования 42
Выводы по главе 2 51
Заключение 55
Список литературы 59
Приложение 64

Заключение
Цели и задачи, поставленные в данной работе были решены в полном объеме – мы изучили и проанализировали теоретическую литературу по теме исследования, сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, выбрали адекватные методы эмпирического исследования, проанализировали полученные результаты и сделали выводы. Гипотеза о том, что имеются различия в смысложизненных ориентациях подростков из семей с различным уровнем материального достатка, подтвердилась.
Изучением ценностных и смысложизненных ориентаций в психологии занимались М. Рокич, Ш. Шварц, У. Билски, Б.С. Братусь, К.А. Альбуханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.Франкл, Г.Е. Залесский, И.Г. Сенин, М.С. Яницкий, Д.А. Леонтьев, П.М. Якобсон и др. Под ценностными ориентациями понимаются элементы внутренней структуры личности, которые ограничивают существенное и значимое для человека от незначимого и несущественного, сформированы и зафиксированы в жизненном опыте человека в процессе социализации, а также социальной адаптации.
Ценностные ориентации активно формируются в подростком возрасте, вместе с убеждениями, мировоззрением, аттитюдами, жизненными планами и личностными смыслами. Ценностные ориентации, сформированные у подростка, оказывают влияние на построение перспективы развития.
Главным содержанием подросткового возраста является его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д (53, с.216).
Превращение подростка в юношу проявляется в изменении основной установки по отношению к окружающему миру: за негативной фазой жизнеотрицания, присущей пубертатной стадии, следует фаза жизнеутверждения, характерная для юношества.
В качестве основных сфер самореализации подростков из семей со средним и высоким материальным достатком выбирают для себя общественную жизнь, обучение и образование, и семейную жизнь. Профессиональная жизнь не является важной жизненной сферой для испытуемых данной группы, вероятно потому, что профессиональная деятельность подростков еще пока не реализована. Увлечения как жизненная сфера привлекают испытуемых данной группы в меньшей степени.
Статистически достоверные различия по показателями исследования терминальных ценностей (жизненные цели) у подростков из семей со средним и высоким материальным достатком получены по переменным: креативность, активные социальные контакты, духовное удовлетворение. Показатели подростков из семей с высоким материальным достатком выше показателей подростков из семей со средним материальным достатком по всем переменным.
Рейтинг жизненных целей выглядит следующим образом: Активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли занимают важной место в структуре ценностных ориентаций подростков из семей со средним и высоким материальным достатком.
Достижения, т.е. постановка и решение определённых жизненных задач как главных жизненных факторов являются наиболее значимой ценностью в группе подростков из семей с высоким материальным достатком.
Высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как к главному смыслу существования выражено у подростков из семей со средним и высоким материальным достатком данной выборки.
Духовное удовлетворение, т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными, также присутствует среди предпочитаемых ценностей.
Креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность, не выступает значимой ценностью для подростков из семей со средним материальным достатком данной выборки, у подростков из семей с высоким материальным достатком креативность более выражена.
Таким образом, результаты данной методики согласуются с результатами предыдущей – подростки из семей со средним и высоким материальным достатком данной выборки ориентированы на индивидуалистические ценности, значимым для них является активность, целеустремленность, достижение поставленной цели, поддержание материального благосостояния.
Статистически достоверные отличия по показателям смысложизненных ориентаций у у подростков из семей со средним и высоким материальным достатком данной выборки получены по всем переменным: цели жизни, процесс жизни, результата жизни, локус контроля Я, локус контроля Жизнь, общий уровень осмысленности жизни. Показатели подростков из семей с высоким материальным достатком выше показателей подростков из семей со средним материальным достатком. Таким образом, можно предположить, что подростки из семей с высоким материальным достатком характеризуются убеждением в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, самого себя, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, а также высоким уровнем осмысленности жизни.
Средние показатели результатов исследования уровня притязаний у подростков из семей со средним и высоким материальным достатком данной выборки находятся в диапазоне оценок среднего уровня.
Низкий уровень притязаний имеют 27% подростков из семей со средним материальным достатком и 13% подростков из семей с высоким материальным достатком, высокий уровень притязаний имеют 13% подростков из семей со средним материальным достатком и 17% подростков из семей с высоким материальным достатком, средний уровень притязаний имеют 60% подростков из семей со средним материальным достатком и 70% подростков из семей с высоким материальным достатком. Таким образом, большинство подростков из семей со средним материальным достатком данной выборки имеют средний уровень притязаний, тогда как подростки из семей с высоким материальным достатком данной выборки склонны иметь высокий уровень достижений, что связано, как нам кажется с основными жизненными целями подростков.

Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности/ / Психология личности и образ жизни / Под ред. Шороховой Е.В. - М., 1987. – С. 138-144.
2. Алиева М. А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Трошихина Е. Г. Я сам строю свою жизнь. / Под ред. Е. Г. Трошихиной. - СПб.: Речь, 2001.-216 стр., с.84
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М. Мысль, 2000.
4. Байярд Р.Т. Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. – М.: Просвещение, 2001. – 327 с.
5. Березин Ф.С. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.С. Березин. – СПб.: Речь, 2004. – 270 с.
6. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: 2004. – 440 с.
7. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. СП б.: Питер, 2000. 528 с.
9. Васильев В.Я. Целевая направленность и временная перспектива личности // Психология личности и время жизни человека. – Черновцы, 1991.
10. Василюк Ф.Е.Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Издательство Московского университета, 1984
11. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. /под редакцией Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В./ – М.: Просвещение, 2005. 316 с.
12. Выготский Л.С. Педология подростка. – М.: Просвещение, 1984. – 516 с.
13. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999. — 272 с.
14. Деркач А.А. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М., 2001.
15. Деркач А.А., Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – 297 с.
16. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - 3-е изд., испр. и доб. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 208 с.
17. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. – М.: Просвещение, 2001. – 356 с.
18. Дубровина И.В., Рузская А.Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. — М.: Просвещение, 1990, с.90
19. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь – справочник. – Мн.: Харвест, М.:АСТ, 2001. – 576с., с.71
20. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М. : «Просвещение», 1979.
21. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998,
22. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: ТЦ «Сфера», 2003. – 429 с.
23. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. — М.: Смысл, 2003. — 487 с.
24. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: издательский центр «Академия», 2001 – 256 с.
25. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М.: 2002 – 208 с.
26. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. - М., 1999
27. Методы психологической диагностики. М.: РАН, Институт психологии, 1994. 280 с.
28. Миславский Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте – М.: Педагогика, 2001. – 248 с.
29. Мухина В.С., Феноменология развития и бытия личности. – М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – С. 178 – 186.
30. Наследов А.В., Математические методы психологического исследования, СПб, 2004. – 392с.
31. Наумова Н.Ф. Целеполагание как системный процесс. М., 1982 . – 65 с.
32. Немов Р.С. Психология развития. – М.: Просвещение, 2001. – 416 с.
33. Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999
34. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М.: Изд. «Роспедагенство», 2003. – 419 с.
35. Посохова С.Т., Сорокин В.М., Тхоржевская Л.В. Комплекская психологическая диагностика. – СПб.: 2005. – 38 с.
36. Практикум по возрастной психологии (ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.). – СПб.: Издательство «Речь», 2001., с.657
37. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М.: - 2004. – 176 с.
38. Психологические тесты: В 2-х т. Т. 2. /Под ред. А.А. Карелина. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 247 с.
39. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 440 с.
40. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова.- СПб, 2006 – 487 с..
41. Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А. А. Реана./ – СПб.: Прайм - Еврознак. 2001., 514 с.
42. Садовников Ф.В., Качимская А.Ю. Особенности целеполагания старшеклассников с различными вариантами жизненной перспективы
43. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.
44. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: Просвещение, 2005. – 312 с.
45. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая./ – М: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.
46. Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности: овладение акмеологическими технологиями. Учебно-методическое пособие. М., 2001.
47. Тихомиров А. В. Метод дифференциации профессиональных выборов в практике профконсультирования / А. В. Тихомиров // Персонал-profi Екатеринбург, 2001. -Вып.2, часть 1.
48. Трошихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей. СПб.: 2001. – 216 с.
49. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. – М. Педагогика, 2004. – 316 с.
50. Фестикин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: 2005. – 490 с.
51. Филатов О.К. Психология и педагогика. Часть II. Педагогика. Учебно-практическое пособие. – М., МГТА, 2002 – 111 с.
52. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г.Панов. 1983
53. Фридман Л.М., Калугина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М. Просвещение, 2001. – 328 с.
54. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна.— Изд. 2-е. М.: Институт практической психологии, 1996.—304 с.
55. Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Феникс. Под ред. О. М. Штомпеля. 1996.
56. Шевцов М.Н. Новая методика для оценки способности к самоуправлению
57. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. М., Соборъ, 1997. - 506 с.
58. Эриксон Э. Детство и общество. М.: Изд-во «Летний сад», 2000. – 416 с.
59. Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ. В.Г. Крысько. 1999
60. Ямалетдинова Г. А. Система самоуправления учебно-познавательной деятельно¬стью студентов в сфере физической культуры: автореф. дис. … д-ра пед. наук / 13.00.08. М., 2009. – 47 с.
61. Frankl Victor E. Man’s Search for Meaning. – Пер. с англ. - Washington Square Press, 1985.

Купить эту работу

Особенности ценностных и смысложизненных ориентаций подростков воспитывающихся в семьях с элитарными ориентациями

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

15 мая 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽