Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Взаимосвязь агрессивности и самоотношения в юношеском возрасте

  • 75 страниц
  • 2015 год
  • 149 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение

Изменения, происходящие в обществе, ведут к появлению новых критериев в оценке нравственных и духовных ценностей современного поколения, к возникновению новых межличностных отношений. В юношеском возрасте разрушаются традиционные формы общения и появляются индивидуальные стили культурного общения между молодыми людьми: они переходят к этапу взрослой жизни. У них наблюдается объективная взрослость, поэтому юноши и девушки требуют уважения к самому себе и признаний независимости и свободы.
В этот период совершенствуется «Я-концепция», в основе которой лежит самооценка и самоотношение. К этому периоду у молодых людей под влиянием родителей и педагогов, друзей и знакомых уже сформировалась система оценочных критериев, однако под влиянием оценочных суждений ровесников часто происходит рассогласование между компонентами самоотношения, что приводит к появлению переживаний, эмоциональной неуравновешенности. Теоретические основы понимания самоотношения как компонента самосознания глубоко исследованы современными психологами А.А. Реан, Я.Л. Коломинским: они показали отличия между психологическими понятиями «самооценки» в юношеском возрасте и «Я-концепции».
Социальная напряженность и нестабильность в обществе приводит к проявлению такого феномена, как агрессивность. Агрессивное поведение в наши дни стало обычным явлением. Особенности агрессивного поведения юношей и девушек затрагивают эмоциональную сферу личности, способствуют усугублению морального диссонанса, формированию стрессового и депрессивного состояний. Высокий уровень агрессии у лиц юношеского возраста является настораживающим фактором, так как негативно влияет не только на учебную деятельность, взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, индивидуальное развитие, но и на успешность их будущей личной и профессиональной деятельности.
В настоящее время большое количество работ посвящено рассмотрению природы и особенностей развития личности в юношеском возрасте: исследователи Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Э.Эриксон считают этот период, как устойчивое эмоциональное и интеллектуальное развитие. Однако, психологические исследования последних лет А.А. Реан, Ф. Райе, М.С. Калистратова убеждают в том, что проблема агрессивного поведения личности в юности является такой же актуальной, как и в подростковом возрасте. По статистике, приведенной этими исследователями, лица юношеского возраста составляют 7% населения нашей страны и совершают 17% преступлений, которые сопровождаются той или иной формой насилия. Результаты психологических исследований свидетельствуют о том, что у учащихся гимназий, лицеев и студентов вузов за последние 3-4 года агрессивность увеличилась в среднем в 1,5 раза.
Актуальность темы определяется тем, что, несмотря на ряд профессиональных исследований о влиянии агрессивности на развитие личности в юношеском возрасте, в частности на формирование самоотношения - их взаимосвязь и взаимозависимость в современных исследованиях освещена недостаточно.Одни психологические исследования посвящены формированию и проявлению только самоотношения, другие – проявлению агрессивности, как эмоционального состояния молодых людей. Изучение взаимосвязи и самоотношения является сложным процессом, так как они интегрируют в себе разные социальные роли, черты характера меняются, поведение становится неадекватным, даже можно сказать, непредсказуемым.
Цель исследования: изучить взаимосвязь агрессивности и самоотношения в юношеском возрасте.
Объект исследования – агрессивность и самоотношение в юношеском возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь агрессивности и самоотношения в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности развития личности в юношеском возрасте.
2. Проанализировать агрессивность в молодежной среде как социальную проблему современного общества.
3. Охарактеризовать специфику развития самоотношения в юношеском возрасте.
4. Эмпирически определить взаимосвязь агрессивности и самоотношения в юношеском возрасте.
5. Оценить взаимосвязь агрессивности и самоотношения в период молодости.
Гипотеза исследования: психологические особенности личностного развития, уровень сформированности агрессивности и враждебности негативно влияют на все компоненты самоотношения: когнитивного, эмоционального, конативного направления в студенческой аудитории.
Методы исследования:
1) методы сбора эмпирических данных: анкетирование, тестирование;
2) методы обработки эмпирических данных: методы количественного и качественного анализа полученных данных, метод дескриптивной или описательной статистики (графики, диаграммы, таблицы), методы математической статистики (корреляционный анализ - коэффициент корреляции Спирмена) с использованием таблиц автоматического расчета и с применением программы XL и SPSS.
В качестве диагностического инструментария, позволяющего оценить взаимосвязь агрессивности и самоотношения, были отобраны следующие методики:
1. Опросник состояния агрессии Басса-Дарки.
2. Методика исследования самоотношения (МИС) В.В. Столина, С.Р. Пантилеева.
3. Методика выявления тревожности, фрустированности, агрессивности Л.Н. Собчик.
База исследования: в исследовании принимали участие студенты разных вузов посредством анкетирования в сети Интернет. Выборка составила 50 человек: 20юношей и 30 девушек. Время проведения исследования: март 2015 года.
Практическая значимость. Полученные результаты исследования можно использовать в практической деятельности психологов для оказания помощи юношам и девушкам в совершенствовании позитивной адекватной самооценки, личностной саморегуляции в поведении и общении.
Структура выпускной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения и иллюстраций в виде 8 таблиц и 15 рисунков. Список литературы включает 53 источника. Основной объем работы составляет 75 страниц компьютерного текста.



Содержание

Введение ………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические подходы к изучению агрессивности и самоотношения в зарубежной и отечественной литературе …………………..8
1.1 Личность и её развитие в юношеском возрасте ……………8
1.2 Агрессивность в молодежной среде как социальная проблема современного общества …………………………………………………..15
1.3 Психологические механизмы самоотношения в юношеском возрасте ……………………………………………………………………….23
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи агрессивности и самоотношения в юношеском возрасте ……………………………………..33
2.1 Организация, этапы и процедура исследования взаимосвязи агрессивности и самоотношения ……………………………………………33
2.2 Обоснование использования модифицированной методики Басса-Дарки в исследовании агрессивности в юношеском возрасте ……36
2.3 Использование методики В.В. Столина, С.Р. Пантилеева для изучения отдельных компонентов самоотношения ………………………..42
2.4 Выявление тревожности, фрустированности личности при помощи опросника Л.Н. Собчик «Фрустрационный вербальный тест» ………………………………………………………………………….50
Глава 3. Анализ результатов исследования взаимосвязи агрессивности и самоотношения в юношеском возрасте ……………………………………..54
3.1 Взаимосвязь агрессивности и компонентов самоотношения в юношеском возрасте (взаимосвязь агрессивности с каждым компонентом) ………………………………………………………………………….54
3.2 Взаимосвязь агрессивности и фрустрации потребности в достижении в достижении успеха ……………………………………..61
3.3 Общие принципы и особенности психологической работы с юношами и девушками …………………………………………………..63
Заключение ………………………………………………………….68
Список литературы …………………………………………………...70
Приложение ………………………………………………………….75




Заключение

В результате теоретического исследования проблем и особенностей юношеского возраста было выявлено, что агрессивность и самоотношение (Т.А. Фалькович, Н.В. Высоцкой, Н.С. Толстоуховой, Б.С. Волкова, В.Т. Лисовского) отражают дух времени, социальные проблемы молодого поколения, среду обитания. Сложности и противоречия в общественной и политической сферах большим потоком вливаются в сознание юношей и девушек ещё в подростковом возрасте.
В работе были решены все поставленные задачи.
Решая первую задачу, мы выявили, что молодежь по своему общественному положению является социальной группой, которая активно выражает свое отношение ко всему происходящему в социуме, участвует в определении целей и задач развития общества. Необходимо заметить, что для юношеского возраста характерна специфическая позиция в процессе воспроизводства социальной структуры: это выражается в способности не только наследовать, но и модернизировать межличностные отношения в социуме. В основе характеристики юношей и девушек студенческого возраста заложены специфические ценностные ориентиры - жизненные установки.
Вторая задача состояла в анализе проявления агрессивности в юношеском возрасте как социальной проблемы современного общества. Было определено, что в юношеском возрасте агрессивные действия связаны с гендерными и возрастными особенностями и типами. Различные межполовые компоненты зависят от социальных ролей юношей и девушек. Гнев, оскорбление характеризует их межличностные отношения, которые быстро перерастают в неконтролируемые ситуации. Чаще всего враждебность и агрессивность связана с нарушением общепринятых норм общения и поведения. Для молодых людей характерны такие негативные процессы, как: курение, употребление спиртных напитков, употребление в речи нецензурных выражений, ложь, мелкие кражи, драки. Эти девиации приводят к противоречивости в общении ровесников: они могут оказаться в статусе «принятый» или «непопулярный». Агрессивность связана непосредственно с самоконтролем, с конкурентностью за власть, лидерство (чаще всего у юношей), а порой, просто из-за соперников (у девушек)»
Третья задача была направлена на определение особенностей развития самоотношения в юношеском возрасте. Нами было определено, что самоотношение тесно связано с самовоспитанием и самооценкой себя как взрослой личности, способной решать проблемы и самостоятельно принимать решения. Самосознание служит регулятором поведения юношей и девушек и побуждает их к познанию собственных особенностей развития, к развитию и совершенствованию навыков адаптации к изменившимся жизненным ситуациям.
Четвертая задача была направлена на практическое исследование уровня враждебности, агрессивности и самоотношения в студенческой аудитории. В результате диагностики было выявлено, что большинство юношей и девушек – 60% имеют уровень враждебности, соответствующий их возрасту, у 40% студентов наблюдается критический уровень индекса враждебности. Индекс агрессивности в норме был выявлен у 74% студентов.
Были установлены статистически значимые и незначимые взаимосвязи уровня агрессивности и самоотношения, агрессивности и враждебности, агрессивности вофрустрирующих ситуациях. Корреляционный анализ взаимосвязи агрессивности и самоотношения показал, что по мере взросления юноши и девушки перестают рассматривать агрессию в качестве приемлемого способа реализации себя в обществе. Показатели агрессивности во фрустрирующих ситуациях тесно связаны с уровнем сформированности самоотношения (по всем компонентам МИС). Нами было выявлено, что индексы враждебности и агрессивности тесно связаны друг с другом: чем выше враждебность у юношей и девушек, тем выше проявление агрессивности.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология:Учебник для студентов вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 2009. - 624 с.
2. Акимова М.К., Киселева А.В. Внутренний ценностный конфликт как фактор агрессивности в юношеском возрасте // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2009. Т.2. - № 3. – С. 49-57.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 340с.
4. Андриенко Е. Проблемы молодежи в современной России: Социальная политика. – М., 2013. – 98с.
5. Басс А., Дарки. А.Концепция агрессии / враждебности. - Екатеринбург, 2013
6. Бернс Р. Что такое Я-концепция? Психология самосознания: Хрестоматия / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2006. – 140с.
7. Бернс Р. Развития Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 2009. - 420с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: «Институт практической психологии» - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011.- 352 с.
9. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. – М.: ООО «Проект – Ф», 2011. - 204с.
10. Бреслав Г.М. Психология эмоций. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 544 с.
11. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М., 2011. - 329с.
12. Голованевская В.И. Характеристики Я-концепции и предпочтение стратегий совладающего поведения // Вестник МГУ, 2003. - №4. - С.29-37.
13. Гримак Л.П. Общение с собой: начало психологии активности. - М.,2011. - 132с.
14. Дружинина В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред.В.Н. Дружининой - СПб.: Питер, 2010 - 656 с.
15.Дубин Б. Вверх по лестнице, не ведущей никуда: Жизненные ориентиры современной российской молодежи // Социально-гуманитарные знания. – 2013. - №1. – С.7-9.
16. Ениколопов С.Н., Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Агрессивность и неспособность понимать чужие эмоции // Психологическая наука и образование. – 2013. - № 4. – С. 97-103.
17. Ильенко Е.П. Особенности самоотношения подростков из семей с разными стилями воспитания // Психология, социология и педагогика. - 2013. - № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/02/1791 (дата обращения: 28.03.2013).
18. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // СОЦИС. - 2010. - № 3. – С.29-34.
19. Кобзева О. В. Особенности проявления агрессивного поведения в юношеском возрасте//Материалы Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов. – Вологда, 2005. – С. 157 - 159.
20.Кобзева О. В. Психологические особенности агрессивного поведения студентов//Наука и образование. – Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2005. – С. 157 – 160.
21.Кобзева О. В. Динамика агрессивности и её взаимодействия с личностными особенностями в подростковом и юношеском возрастах. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009. – 170с.
22. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М., 2004. –180с.
23. Кон И.С. Открытие Я. - М.: Политиздат, 2008. -367 с.
24. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. – 2004. - № 2. – С. 127-135.
25. Конопкин О.А. Психологические механизмы саморегуляции деятельности: О идеях и личности. – М., 2011. – 360с.
26. Корнеева Н.В., Сысоева О.В. Гендерные особенности самоотношения в юношеском возрасте. – Хабаровск, 2011. – 245с.
27. Краткий словарь по социологии/ Под общей ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. – М., 2008. – 756с.
28. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. – СПб.: СПбГУП, 2010. – 519с.
29. Лучшие психологические тесты / Сост. М.В. Оленникова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2010. – 639с.
30. Маликова Н.Н. Типология отношения студентов к наркомании //СОЦИС. – 2009 - №7. – С. 50-57.
31Морозов В.В., Скрябов А.П. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ //Социально-политический журнал. – 2007. - №1.
32. МухинаВ.С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 390с.
33. Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. - СПб: Питер, 2009. - 512 с.
34. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2010. – 380с.
35. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ любви: Учебное пособие для факультетов психологии, педагогики и социальной работы. - Самара: Издательский Дом Бахрах - М. - 2009. - 688с.
36. РеанА.А.Агрессия и агрессивность личности// Психологический журнал. – 2003. - №5.
37. Реан. А.А.Психология человека от рождения до смерти. - СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. – 651с.
38. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Том 2 (П - Я); Пер. с англ. - М.: Вече, АСТ, 2007. - 560 с.
39. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия / Пер. с англ. Т. Рожковой, Ю.Овчинниковой, Г. Пимочкиной. - М.: Апрель. Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс,2012. -512с.-
40. Романова И.А. Основные направления исследования самопонимания в зарубежной психологии // Психологический журнал. - 2010. -№1 - с. 102-114.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2009. - 720 с.
42. Руткевич М.Н. Общественные потребности, система образования, молодежь / М.Н. Руткевич, Л.Я. Рубина. - М.: Академия, 2008. – 240с.
43. Сабельникова Н.В., Каширский Д.В., Щербинина Л.П. Привязанность, самоотношение и мотивация достижения в юношеском возрасте //Ползуновский вестник. – 2006. - № 3. – С. 206-212.
44. Селезнева Е.В. Самоотношение как акмеологический феномен // Мир психологии. – 2008. - № 4. – С.238-249.
45. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., 2012. - 303с.
46. Степанов В.Е. Психология: Учебник для вузов / В.Е. Степанов, В.П. Ступницкий.- М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 576 с.
47. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 2009. - 284с.
48. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Просвещение, 2009. – 128с.
49 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 2011. –380с. С. 244.
50. Юзефавичус Т.А. Проблемы социальной работы с молодежью: учебник для студентов учреждений высшего образования. – М.: Издательский центр Академия, 2013. – 208с.
51. Ядов В. А. Ценности в кризисном обществе // Психологический журнал. – 2011. - №12. – С.72-76.
52. Ярмоленко Г.П. Проявление агрессивности и враждебности в межличностном взаимодействии (на примере студенческой молодежи): Дис. канд.психол.наук. – СПб., 2004. – 161с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение

Изменения, происходящие в обществе, ведут к появлению новых критериев в оценке нравственных и духовных ценностей современного поколения, к возникновению новых межличностных отношений. В юношеском возрасте разрушаются традиционные формы общения и появляются индивидуальные стили культурного общения между молодыми людьми: они переходят к этапу взрослой жизни. У них наблюдается объективная взрослость, поэтому юноши и девушки требуют уважения к самому себе и признаний независимости и свободы.
В этот период совершенствуется «Я-концепция», в основе которой лежит самооценка и самоотношение. К этому периоду у молодых людей под влиянием родителей и педагогов, друзей и знакомых уже сформировалась система оценочных критериев, однако под влиянием оценочных суждений ровесников часто происходит рассогласование между компонентами самоотношения, что приводит к появлению переживаний, эмоциональной неуравновешенности. Теоретические основы понимания самоотношения как компонента самосознания глубоко исследованы современными психологами А.А. Реан, Я.Л. Коломинским: они показали отличия между психологическими понятиями «самооценки» в юношеском возрасте и «Я-концепции».
Социальная напряженность и нестабильность в обществе приводит к проявлению такого феномена, как агрессивность. Агрессивное поведение в наши дни стало обычным явлением. Особенности агрессивного поведения юношей и девушек затрагивают эмоциональную сферу личности, способствуют усугублению морального диссонанса, формированию стрессового и депрессивного состояний. Высокий уровень агрессии у лиц юношеского возраста является настораживающим фактором, так как негативно влияет не только на учебную деятельность, взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, индивидуальное развитие, но и на успешность их будущей личной и профессиональной деятельности.
В настоящее время большое количество работ посвящено рассмотрению природы и особенностей развития личности в юношеском возрасте: исследователи Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Э.Эриксон считают этот период, как устойчивое эмоциональное и интеллектуальное развитие. Однако, психологические исследования последних лет А.А. Реан, Ф. Райе, М.С. Калистратова убеждают в том, что проблема агрессивного поведения личности в юности является такой же актуальной, как и в подростковом возрасте. По статистике, приведенной этими исследователями, лица юношеского возраста составляют 7% населения нашей страны и совершают 17% преступлений, которые сопровождаются той или иной формой насилия. Результаты психологических исследований свидетельствуют о том, что у учащихся гимназий, лицеев и студентов вузов за последние 3-4 года агрессивность увеличилась в среднем в 1,5 раза.
Актуальность темы определяется тем, что, несмотря на ряд профессиональных исследований о влиянии агрессивности на развитие личности в юношеском возрасте, в частности на формирование самоотношения - их взаимосвязь и взаимозависимость в современных исследованиях освещена недостаточно.Одни психологические исследования посвящены формированию и проявлению только самоотношения, другие – проявлению агрессивности, как эмоционального состояния молодых людей. Изучение взаимосвязи и самоотношения является сложным процессом, так как они интегрируют в себе разные социальные роли, черты характера меняются, поведение становится неадекватным, даже можно сказать, непредсказуемым.
Цель исследования: изучить взаимосвязь агрессивности и самоотношения в юношеском возрасте.
Объект исследования – агрессивность и самоотношение в юношеском возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь агрессивности и самоотношения в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности развития личности в юношеском возрасте.
2. Проанализировать агрессивность в молодежной среде как социальную проблему современного общества.
3. Охарактеризовать специфику развития самоотношения в юношеском возрасте.
4. Эмпирически определить взаимосвязь агрессивности и самоотношения в юношеском возрасте.
5. Оценить взаимосвязь агрессивности и самоотношения в период молодости.
Гипотеза исследования: психологические особенности личностного развития, уровень сформированности агрессивности и враждебности негативно влияют на все компоненты самоотношения: когнитивного, эмоционального, конативного направления в студенческой аудитории.
Методы исследования:
1) методы сбора эмпирических данных: анкетирование, тестирование;
2) методы обработки эмпирических данных: методы количественного и качественного анализа полученных данных, метод дескриптивной или описательной статистики (графики, диаграммы, таблицы), методы математической статистики (корреляционный анализ - коэффициент корреляции Спирмена) с использованием таблиц автоматического расчета и с применением программы XL и SPSS.
В качестве диагностического инструментария, позволяющего оценить взаимосвязь агрессивности и самоотношения, были отобраны следующие методики:
1. Опросник состояния агрессии Басса-Дарки.
2. Методика исследования самоотношения (МИС) В.В. Столина, С.Р. Пантилеева.
3. Методика выявления тревожности, фрустированности, агрессивности Л.Н. Собчик.
База исследования: в исследовании принимали участие студенты разных вузов посредством анкетирования в сети Интернет. Выборка составила 50 человек: 20юношей и 30 девушек. Время проведения исследования: март 2015 года.
Практическая значимость. Полученные результаты исследования можно использовать в практической деятельности психологов для оказания помощи юношам и девушкам в совершенствовании позитивной адекватной самооценки, личностной саморегуляции в поведении и общении.
Структура выпускной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения и иллюстраций в виде 8 таблиц и 15 рисунков. Список литературы включает 53 источника. Основной объем работы составляет 75 страниц компьютерного текста.



Содержание

Введение ………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические подходы к изучению агрессивности и самоотношения в зарубежной и отечественной литературе …………………..8
1.1 Личность и её развитие в юношеском возрасте ……………8
1.2 Агрессивность в молодежной среде как социальная проблема современного общества …………………………………………………..15
1.3 Психологические механизмы самоотношения в юношеском возрасте ……………………………………………………………………….23
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи агрессивности и самоотношения в юношеском возрасте ……………………………………..33
2.1 Организация, этапы и процедура исследования взаимосвязи агрессивности и самоотношения ……………………………………………33
2.2 Обоснование использования модифицированной методики Басса-Дарки в исследовании агрессивности в юношеском возрасте ……36
2.3 Использование методики В.В. Столина, С.Р. Пантилеева для изучения отдельных компонентов самоотношения ………………………..42
2.4 Выявление тревожности, фрустированности личности при помощи опросника Л.Н. Собчик «Фрустрационный вербальный тест» ………………………………………………………………………….50
Глава 3. Анализ результатов исследования взаимосвязи агрессивности и самоотношения в юношеском возрасте ……………………………………..54
3.1 Взаимосвязь агрессивности и компонентов самоотношения в юношеском возрасте (взаимосвязь агрессивности с каждым компонентом) ………………………………………………………………………….54
3.2 Взаимосвязь агрессивности и фрустрации потребности в достижении в достижении успеха ……………………………………..61
3.3 Общие принципы и особенности психологической работы с юношами и девушками …………………………………………………..63
Заключение ………………………………………………………….68
Список литературы …………………………………………………...70
Приложение ………………………………………………………….75




Заключение

В результате теоретического исследования проблем и особенностей юношеского возраста было выявлено, что агрессивность и самоотношение (Т.А. Фалькович, Н.В. Высоцкой, Н.С. Толстоуховой, Б.С. Волкова, В.Т. Лисовского) отражают дух времени, социальные проблемы молодого поколения, среду обитания. Сложности и противоречия в общественной и политической сферах большим потоком вливаются в сознание юношей и девушек ещё в подростковом возрасте.
В работе были решены все поставленные задачи.
Решая первую задачу, мы выявили, что молодежь по своему общественному положению является социальной группой, которая активно выражает свое отношение ко всему происходящему в социуме, участвует в определении целей и задач развития общества. Необходимо заметить, что для юношеского возраста характерна специфическая позиция в процессе воспроизводства социальной структуры: это выражается в способности не только наследовать, но и модернизировать межличностные отношения в социуме. В основе характеристики юношей и девушек студенческого возраста заложены специфические ценностные ориентиры - жизненные установки.
Вторая задача состояла в анализе проявления агрессивности в юношеском возрасте как социальной проблемы современного общества. Было определено, что в юношеском возрасте агрессивные действия связаны с гендерными и возрастными особенностями и типами. Различные межполовые компоненты зависят от социальных ролей юношей и девушек. Гнев, оскорбление характеризует их межличностные отношения, которые быстро перерастают в неконтролируемые ситуации. Чаще всего враждебность и агрессивность связана с нарушением общепринятых норм общения и поведения. Для молодых людей характерны такие негативные процессы, как: курение, употребление спиртных напитков, употребление в речи нецензурных выражений, ложь, мелкие кражи, драки. Эти девиации приводят к противоречивости в общении ровесников: они могут оказаться в статусе «принятый» или «непопулярный». Агрессивность связана непосредственно с самоконтролем, с конкурентностью за власть, лидерство (чаще всего у юношей), а порой, просто из-за соперников (у девушек)»
Третья задача была направлена на определение особенностей развития самоотношения в юношеском возрасте. Нами было определено, что самоотношение тесно связано с самовоспитанием и самооценкой себя как взрослой личности, способной решать проблемы и самостоятельно принимать решения. Самосознание служит регулятором поведения юношей и девушек и побуждает их к познанию собственных особенностей развития, к развитию и совершенствованию навыков адаптации к изменившимся жизненным ситуациям.
Четвертая задача была направлена на практическое исследование уровня враждебности, агрессивности и самоотношения в студенческой аудитории. В результате диагностики было выявлено, что большинство юношей и девушек – 60% имеют уровень враждебности, соответствующий их возрасту, у 40% студентов наблюдается критический уровень индекса враждебности. Индекс агрессивности в норме был выявлен у 74% студентов.
Были установлены статистически значимые и незначимые взаимосвязи уровня агрессивности и самоотношения, агрессивности и враждебности, агрессивности вофрустрирующих ситуациях. Корреляционный анализ взаимосвязи агрессивности и самоотношения показал, что по мере взросления юноши и девушки перестают рассматривать агрессию в качестве приемлемого способа реализации себя в обществе. Показатели агрессивности во фрустрирующих ситуациях тесно связаны с уровнем сформированности самоотношения (по всем компонентам МИС). Нами было выявлено, что индексы враждебности и агрессивности тесно связаны друг с другом: чем выше враждебность у юношей и девушек, тем выше проявление агрессивности.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология:Учебник для студентов вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 2009. - 624 с.
2. Акимова М.К., Киселева А.В. Внутренний ценностный конфликт как фактор агрессивности в юношеском возрасте // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2009. Т.2. - № 3. – С. 49-57.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 340с.
4. Андриенко Е. Проблемы молодежи в современной России: Социальная политика. – М., 2013. – 98с.
5. Басс А., Дарки. А.Концепция агрессии / враждебности. - Екатеринбург, 2013
6. Бернс Р. Что такое Я-концепция? Психология самосознания: Хрестоматия / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2006. – 140с.
7. Бернс Р. Развития Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 2009. - 420с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: «Институт практической психологии» - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011.- 352 с.
9. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. – М.: ООО «Проект – Ф», 2011. - 204с.
10. Бреслав Г.М. Психология эмоций. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 544 с.
11. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М., 2011. - 329с.
12. Голованевская В.И. Характеристики Я-концепции и предпочтение стратегий совладающего поведения // Вестник МГУ, 2003. - №4. - С.29-37.
13. Гримак Л.П. Общение с собой: начало психологии активности. - М.,2011. - 132с.
14. Дружинина В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред.В.Н. Дружининой - СПб.: Питер, 2010 - 656 с.
15.Дубин Б. Вверх по лестнице, не ведущей никуда: Жизненные ориентиры современной российской молодежи // Социально-гуманитарные знания. – 2013. - №1. – С.7-9.
16. Ениколопов С.Н., Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Агрессивность и неспособность понимать чужие эмоции // Психологическая наука и образование. – 2013. - № 4. – С. 97-103.
17. Ильенко Е.П. Особенности самоотношения подростков из семей с разными стилями воспитания // Психология, социология и педагогика. - 2013. - № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/02/1791 (дата обращения: 28.03.2013).
18. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // СОЦИС. - 2010. - № 3. – С.29-34.
19. Кобзева О. В. Особенности проявления агрессивного поведения в юношеском возрасте//Материалы Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов. – Вологда, 2005. – С. 157 - 159.
20.Кобзева О. В. Психологические особенности агрессивного поведения студентов//Наука и образование. – Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2005. – С. 157 – 160.
21.Кобзева О. В. Динамика агрессивности и её взаимодействия с личностными особенностями в подростковом и юношеском возрастах. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009. – 170с.
22. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М., 2004. –180с.
23. Кон И.С. Открытие Я. - М.: Политиздат, 2008. -367 с.
24. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. – 2004. - № 2. – С. 127-135.
25. Конопкин О.А. Психологические механизмы саморегуляции деятельности: О идеях и личности. – М., 2011. – 360с.
26. Корнеева Н.В., Сысоева О.В. Гендерные особенности самоотношения в юношеском возрасте. – Хабаровск, 2011. – 245с.
27. Краткий словарь по социологии/ Под общей ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. – М., 2008. – 756с.
28. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. – СПб.: СПбГУП, 2010. – 519с.
29. Лучшие психологические тесты / Сост. М.В. Оленникова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2010. – 639с.
30. Маликова Н.Н. Типология отношения студентов к наркомании //СОЦИС. – 2009 - №7. – С. 50-57.
31Морозов В.В., Скрябов А.П. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ //Социально-политический журнал. – 2007. - №1.
32. МухинаВ.С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 390с.
33. Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. - СПб: Питер, 2009. - 512 с.
34. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2010. – 380с.
35. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ любви: Учебное пособие для факультетов психологии, педагогики и социальной работы. - Самара: Издательский Дом Бахрах - М. - 2009. - 688с.
36. РеанА.А.Агрессия и агрессивность личности// Психологический журнал. – 2003. - №5.
37. Реан. А.А.Психология человека от рождения до смерти. - СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. – 651с.
38. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Том 2 (П - Я); Пер. с англ. - М.: Вече, АСТ, 2007. - 560 с.
39. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия / Пер. с англ. Т. Рожковой, Ю.Овчинниковой, Г. Пимочкиной. - М.: Апрель. Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс,2012. -512с.-
40. Романова И.А. Основные направления исследования самопонимания в зарубежной психологии // Психологический журнал. - 2010. -№1 - с. 102-114.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2009. - 720 с.
42. Руткевич М.Н. Общественные потребности, система образования, молодежь / М.Н. Руткевич, Л.Я. Рубина. - М.: Академия, 2008. – 240с.
43. Сабельникова Н.В., Каширский Д.В., Щербинина Л.П. Привязанность, самоотношение и мотивация достижения в юношеском возрасте //Ползуновский вестник. – 2006. - № 3. – С. 206-212.
44. Селезнева Е.В. Самоотношение как акмеологический феномен // Мир психологии. – 2008. - № 4. – С.238-249.
45. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., 2012. - 303с.
46. Степанов В.Е. Психология: Учебник для вузов / В.Е. Степанов, В.П. Ступницкий.- М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 576 с.
47. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 2009. - 284с.
48. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Просвещение, 2009. – 128с.
49 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 2011. –380с. С. 244.
50. Юзефавичус Т.А. Проблемы социальной работы с молодежью: учебник для студентов учреждений высшего образования. – М.: Издательский центр Академия, 2013. – 208с.
51. Ядов В. А. Ценности в кризисном обществе // Психологический журнал. – 2011. - №12. – С.72-76.
52. Ярмоленко Г.П. Проявление агрессивности и враждебности в межличностном взаимодействии (на примере студенческой молодежи): Дис. канд.психол.наук. – СПб., 2004. – 161с.

Купить эту работу

Взаимосвязь агрессивности и самоотношения в юношеском возрасте

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

17 мая 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Зависимость от социальных сетей в нашей жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Тренинг «Развитие (повышение) чувства уверенности в себе»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Разводы в первый год совместной жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Организация нового года для старших подростков в стенах института (фотоквест)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Отношение студентов к алкоголизму и наркомании

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

План мероприятий по развитию коллектива

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
40 ₽
Готовая работа

Профессиональное здоровье как фактор высокой компетентности и успеха специалиста / Психология экстремальных ситуаций

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Развитие эмоционального состояния детей средней группы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Субъектность во взаимоотношениях родителей и детей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Психологическая хар-ка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Анализ конфликта в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
220 ₽
Готовая работа

Программа предметной недели «Посвященная психологии»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
230 ₽