Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Связь социально психологического типа родительской позиции матери с самооценкой дошкольника.

  • 62 страниц
  • 2015 год
  • 139 просмотров
  • 1 покупка
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение

Самооценка ребенка во многом определяет формирование остальных психологических качеств, уровня притязаний, форм реагирования на те или иные внешние воздействия, а также оказывает значительное влияние на развитие личности в целом. Так, заниженная самооценка ребенка препятствует его гармоничному психическому развитию, общению с ровесниками, способности добиваться высоких результатов в какой-либо деятельности. В свою очередь, высокая самооценка ребенка способствует проявлению активности на занятиях и в играх. Однако завышенная самооценка препятствует формированию у ребенка способности к критической оценке своей деятельности.
Самооценка ребенка рождается благодаря формированию его самосознания и обратной связи с теми окружающими людьми, которые для них являются важными. При этом, как отмечают исследователи, на формирование самооценки ребенка наибольшее влияние оказывают здоровье ребенка, особенности и условия воспитания, прочность семьи, посещение ребенком дошкольного учреждения.
Одним из наиболее важных услови й формирования самооценки ребенка является его общение со взрослыми и, прежде всего, с родителями. Доброжелательное отношение к ребенку со стороны взрослых выступает в качестве одного из основных факторов его развития в целом, а также формирования адекватной самооценки и положительного самоотношения, знаний и представлений о себе.
В этом отношении важную роль играют родительские позиции. Под данным термином понимается комплекс эмоциональных реакций родителей по отношению к ребенку и методов поведения с ним, а также восприятие ребенка родителями. Исследователи отмечают, что родительские позиции представляют собой реальную направленность родителя, которая определяется сознательной или бессознательной оценкой ребенка и проявляется в методах и формах взаимоотношений с детьми.
Изучая влияние родительских позиций на самооценку ребенка, ряд исследователей пришли к выводу, что высокая самооценка ребенка имеет связь с преобладанием в семье доверительных, положительных взаимоотношений с родителями, при наличии при этом требовательности и строгой дисциплины в сочетании с уважением и предоставлением некоторой независимости. При этом, было выявлено, что для детей, которые имеют отрицательный опыт отношений в семье, характерна низкая самооценка, чувство собственной изолированности и ненужности, низкая социальная активность и неудовлетворенность в межличностных отношениях.
Перечисленные выше обстоятельства определили актуальность рассматриваемой проблемы.
Изучением самооценки на протяжении достаточно длительного периода занимались выдающиеся зарубежные и отечественные ученые. Среди них можно выделить таких исследователей, как А.Адлер, К.Роджерс, З.Фрейд, К.Хорни, А. Бандура, Р. Бернс, Н. Бранден, У. Джемс, С. Куперсмит, И.С.Кон, Э.Эриксон, К. Левин, Л.И.Божович, А.И.Липкина, М.И.Лисина, Б.Г.Ананьев, Л.В.Бороздина, Б.В.Зейгарник, Е.Т. Соколова, А.Г.Спиркин, С.Л.Рубинштейн, Е.О.Федотова, Л.Б.Филонов, И.И.Чеснокова, Г.М.Дульнеев, И.П. Ушакова, А.В.Захарова, Г.К.Валицкас и мн.др.
Разработкой проблемы родительских позиций в психологии занимались такие зарубежные и отечественные исследователи, как Л.Джекон, И. Шефер, В.П. Левкович, Т. Адорно, М. Земска, А.Болдуин, С.Куперсмит, А.С. Спиваковская, А.С. Макаренко, П.Ф. Лесгафт, А.И. Захаров, А.Б.Добрович, Д. Баумринд и др.
Целью исследования является изучение связи социально-психологического типа родительской позиции матери с самооценкой дошкольника.
Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие самооценки, ее виды и факторы, влияющие на ее развитие.
2. Дать характеристику социально-психологическим типам родительских позиций.
3. Определить значение социально-психологической позиции родителей в развитии самооценки дошкольников.
4. Провести экспериментальное исследование по изучению связи социально-психологического типа родительской позиции матери с самооценкой дошкольника.

Гипотезы исследования:
1) Низкая самооценка ребенка связана с позицией матери, при которой она испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства, считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка.
2) Низкая самооценка ребенка связана с позицией матери, при которой она ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки, почти во всем навязывая ребенку свою волю.

Объект исследования: психологические особенности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние социально-психологического типа родительской позиции матери на самооценку дошкольника.
В ходе исследования применялись следующие методы:
1. метод теоретического анализа научной литературы,
2. метод сравнения и обобщения,
3. психодиагностические методы,
4. методы математико-статистической обработки данных.
Методики исследования:
1. Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин.
2. Методика «Лесенка», автор В.Г.Щур.
3. Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС), авторы Р. Бернс и С.Кауфман.
Выборка исследования: дети дошкольного возраста в количестве 60-ти человек, а также их матери.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. 

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния родительской позиции матери на самооценку дошкольников 7
1.1 Понятие самооценки, ее виды и факторы, влияющие на ее развитие 7
1.2 Характеристика социально-психологических типов родительских позиций 20
1.3 Значение социально-психологической позиции родителей в развитии самооценки дошкольников 31
Глава 2. Изучение связи социально-психологического типа родительской позиции матери с самооценкой дошкольника 36
2.1. Цель и задачи исследования 36
2.2. Методики исследования 36
2.3.Результаты и их анализ 41
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Приложения 63

Заключение

Данное дипломное исследование было посвящено изучению связи социально-психологического типа родительской позиции матери с самооценкой дошкольника.
Теоретический анализ научной литературы по проблеме позволил сделать следующие выводы.
Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, эффективность его деятельности и дальнейшее развитие его личности. Под понятием «самооценка» в данном исследовании понимается комплекс оценочного отношения индивида к себе, своим способностям, продуктам деятельности, обобщающий прошлый опыт личности и организующий новую информацию относительно данного аспекта «Я».
К основным факторам, влияющим на формирование самооценки, относят семью, возраст и межличностные отношения ребенка. Для формирования адекватной самооценки и положительного отношения к себе очень важно общение ребенка со взрослыми, главным образом, с родителями.
Опыт общения ребенка с родителями является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен. Под влиянием родителей у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. В ряде исследований было выявлено, что благоприятным условием развития позитивной самооценки можно считать эмоциональную вовлеченность родителей в жизнь ребенка, не препятствующую, однако развитию его самостоятельности.
Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования по изучению связи социально-психологического типа родительской позиции матери с самооценкой дошкольника, позволили сделать следующие выводы.
Формированию адекватной самооценки ребенка способствует проявление со стороны матери искреннего интереса к тому, что его интересует, высокая оценка его способностей, поощрение самостоятельности и инициативы, стремление быть на равных с ребенком. Такая родительская позиция матери способствует также повышению благоприятной обстановки в семье, что в свою очередь также содействует формированию адекватной самооценки у детей.
В то же время, формированию заниженной самооценки ребенка способствует развитое у него чувство неполноценности, авторитарное поведение и проявление отрицательных чувств по отношению нему со стороны матери, требование безоговорочного послушания, и наличие строгих дисциплинарных рамок, навязывание ребенку своей воли. Также был сделан вывод, что у ребенка возрастает тревожность и снижается самооценка при возрастании конфликтной ситуации в семье. При этом, конфликтность внутрисемейных отношений выше в семьях, где выражено авторитарное поведение матери.
Подводя итог, можно отметить, что цели и задачи исследования были достигнуты, гипотезы исследования подтверждены: действительно, низкая самооценка ребенка связана с позицией матери, при которой она ис-пытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства, считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка, ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки, почти во всем навязывая ребенку свою волю.


Список использованной литературы

1. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2005. – 395 с.
2. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. М.: Смысл, 2000. С. 20 – 21.
3. Большой психологический словарь / под ред.Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2006. – С. 536.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2007. – 387 с.
5. Борисова, И.А. Самооценка и привязанность: перспективы дальнейших исследований / И.А. Борисова // Материалы Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов – 2004». М., 2004. – Т. 3. – С. 154–157.
6. Бурменская Г.В. Мировосприятие детей с разными типами привязанности к матери // Вестник московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №2 - с. 21-35.
7. Быкова М.В. Новый подход к проблеме детско-родительских отношений // «Ломоносов»: междунар. конф. студентов и аспирантов по фундаментальным наукам. Секция «Психология». – М., 1999. - URL: http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/ie.htm
8. Быкова М.В., Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. - 2002. - № 3. – с.3-14
9. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 70 с.
10. Выготский Л. С. Проблемы возраста. - М., 2004. – 396 с.
11. Гозман Л.Я., Эткин Э.В. Семейная педагогика. - М., 2006. – 376 с.
12. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. - Минск, 2004. – 408 с.
13. Калинина P.P., Санева Р.И. Диагностика родительской позиции // Сборник научных статей преподавателей Псковского Вольного института. - Псков, 2004.
14. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М., 2006. – 499 с.
15. Коневская, Е.М. Влияние общества на формирование морально-ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста / Е.М. Коневская // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 12. – С. 51–54.
16. Коробейников И.А. Психологическая дифференциация нарушений развития у старших дошкольников. - М., 2006. – 396 с.
17. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М. : Сфера, 2004. – 463 с.
18. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте // Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 2005. – 289 с.
19. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка // Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 2005. – 396 с.
20. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев, 2004. – 399 с.
21. Липкина А.И. Самооценка // Большая Советская Энциклопедия. – М., 2004. – 698 с.
22. Люблева, Е.Ю. Экспериментальное исследование самооценки как составляющей эмоционально-оценочного компонента самосознания детей старшего дошкольного возраста / Е.Ю. Люблева // Вестник Университета Российской академии образования. – 2010. – № 3. – С. 132–135.
23. Махаддинова Г.Н. Стиль воспитания и самооценка детей 8-10 лет // Семейная психология и семейная терапия. — 2003. — №2. — С. 18-29
24. Молчанова, О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования / О.Н. Молчанова. – М.: Флинта : Наука , 2010. – 392 с.
25. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 2005. – 388 с.
26. Найдиффер, Р. Самооценка / Р. Найдиффер // Психология спорта: хрестоматия / сост. А.Е. Тарас. – М.: АСТ ; Минск : Харвест, 2007. – С. 196–207.
27. Немов Р.С. Психология. - М., 2006. – 407 с.
28. Обухова Л.Ф. Детская психология. - М., 2000. – 395 с.
29. Орлов А.Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии. - М., 2006. – 290 с.
30. Попов О.Н. Психология. Курс лекций. - Абакан, 2005. – 386 с.
31. Петровский А.В. Теоретическая психология. - М., Новая школа, 2006. – 485 с.
32. Порядина В.А. Основные детерминанты формирования гендерной идентичности личности // http://kds.eparhia.ru/www/script/2_20__2010_-_poryadina..htm
33. Психодиагностика детей: энциклопедия психодиагностики / ред. Д. Я.Райгородский. - Самара: Издательский Дом "Бахрах-М", 2008. - 624 с.
34. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 2004. – 374 с.
35. Психологические тесты / Под. Ред. А.А. Карелина: В 2 т. М. 2000. Т. 2. С. 144 - 152.
36. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М: Педагогика, 2006. - 216 с.
37. Развитие общения у дошкольников и младших школьников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М., 2004. – 364 с.
38. Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. - М.: Академия, 2005. – 438 с.
39. Сатир В. Вы и Ваша семья. - М., 2005. – 278 с.
40. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 2006. – 254 с.
41. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2005. – 348 с.
42. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. - 2007. - №2. - С. 57–68.
43. Современные дошкольники – дети нового поколения : материалы городской научно-практической конференции / ред. Н.А. Горлова. – М. : МГПУ, 2008. – 224 с.
44. Удальцова, М.О. Исследование специфики самооценки как компонента самосознания личности дошкольника из разных типов семьи / М.О. Удальцова // Социальные представления и самоопределение молодежи в изменяющемся мире : материалы международной научной конференции. – Саратов : Приволжское издательство, 2009. – С. 221–224.
45. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. М.: Жизнь и мысль, 1999. - 192 с.
46. Фирсина, Е.Ю. Опытно-экспериментальная работа по изучению личностного развития детей старшего дошкольного возраста / Е.Ю. Фирсина // Педагогическая диагностика. – 2010. – № 2. – С. 70–77.
47. Флэйк-Хобсон, К. Самооценка / К. Флэйк-Хобсон, Б.Е. Робинсон, П. Скин // Ребенок от рождения до подросткового возраста : хрестоматия / ред. Д.Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2011. – С. 313–316.
48. Хрестоматия по возрастной и и педагогической психологии, под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М., 2007. – 190 с.
49. Чернов Д.Н. Субъектно-деятельностный подход к анализу детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младших дошкольников // NB: Психология и психотехника. — 2012. - № 2. - С.1-33.
50. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника // Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. - М., 2004. – 384 с.
51. Эмоциональное развитие дошкольника / Под. ред. А.С. Кошелевой. - М., 2006. – 376 с.


Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение

Самооценка ребенка во многом определяет формирование остальных психологических качеств, уровня притязаний, форм реагирования на те или иные внешние воздействия, а также оказывает значительное влияние на развитие личности в целом. Так, заниженная самооценка ребенка препятствует его гармоничному психическому развитию, общению с ровесниками, способности добиваться высоких результатов в какой-либо деятельности. В свою очередь, высокая самооценка ребенка способствует проявлению активности на занятиях и в играх. Однако завышенная самооценка препятствует формированию у ребенка способности к критической оценке своей деятельности.
Самооценка ребенка рождается благодаря формированию его самосознания и обратной связи с теми окружающими людьми, которые для них являются важными. При этом, как отмечают исследователи, на формирование самооценки ребенка наибольшее влияние оказывают здоровье ребенка, особенности и условия воспитания, прочность семьи, посещение ребенком дошкольного учреждения.
Одним из наиболее важных услови й формирования самооценки ребенка является его общение со взрослыми и, прежде всего, с родителями. Доброжелательное отношение к ребенку со стороны взрослых выступает в качестве одного из основных факторов его развития в целом, а также формирования адекватной самооценки и положительного самоотношения, знаний и представлений о себе.
В этом отношении важную роль играют родительские позиции. Под данным термином понимается комплекс эмоциональных реакций родителей по отношению к ребенку и методов поведения с ним, а также восприятие ребенка родителями. Исследователи отмечают, что родительские позиции представляют собой реальную направленность родителя, которая определяется сознательной или бессознательной оценкой ребенка и проявляется в методах и формах взаимоотношений с детьми.
Изучая влияние родительских позиций на самооценку ребенка, ряд исследователей пришли к выводу, что высокая самооценка ребенка имеет связь с преобладанием в семье доверительных, положительных взаимоотношений с родителями, при наличии при этом требовательности и строгой дисциплины в сочетании с уважением и предоставлением некоторой независимости. При этом, было выявлено, что для детей, которые имеют отрицательный опыт отношений в семье, характерна низкая самооценка, чувство собственной изолированности и ненужности, низкая социальная активность и неудовлетворенность в межличностных отношениях.
Перечисленные выше обстоятельства определили актуальность рассматриваемой проблемы.
Изучением самооценки на протяжении достаточно длительного периода занимались выдающиеся зарубежные и отечественные ученые. Среди них можно выделить таких исследователей, как А.Адлер, К.Роджерс, З.Фрейд, К.Хорни, А. Бандура, Р. Бернс, Н. Бранден, У. Джемс, С. Куперсмит, И.С.Кон, Э.Эриксон, К. Левин, Л.И.Божович, А.И.Липкина, М.И.Лисина, Б.Г.Ананьев, Л.В.Бороздина, Б.В.Зейгарник, Е.Т. Соколова, А.Г.Спиркин, С.Л.Рубинштейн, Е.О.Федотова, Л.Б.Филонов, И.И.Чеснокова, Г.М.Дульнеев, И.П. Ушакова, А.В.Захарова, Г.К.Валицкас и мн.др.
Разработкой проблемы родительских позиций в психологии занимались такие зарубежные и отечественные исследователи, как Л.Джекон, И. Шефер, В.П. Левкович, Т. Адорно, М. Земска, А.Болдуин, С.Куперсмит, А.С. Спиваковская, А.С. Макаренко, П.Ф. Лесгафт, А.И. Захаров, А.Б.Добрович, Д. Баумринд и др.
Целью исследования является изучение связи социально-психологического типа родительской позиции матери с самооценкой дошкольника.
Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие самооценки, ее виды и факторы, влияющие на ее развитие.
2. Дать характеристику социально-психологическим типам родительских позиций.
3. Определить значение социально-психологической позиции родителей в развитии самооценки дошкольников.
4. Провести экспериментальное исследование по изучению связи социально-психологического типа родительской позиции матери с самооценкой дошкольника.

Гипотезы исследования:
1) Низкая самооценка ребенка связана с позицией матери, при которой она испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства, считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка.
2) Низкая самооценка ребенка связана с позицией матери, при которой она ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки, почти во всем навязывая ребенку свою волю.

Объект исследования: психологические особенности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние социально-психологического типа родительской позиции матери на самооценку дошкольника.
В ходе исследования применялись следующие методы:
1. метод теоретического анализа научной литературы,
2. метод сравнения и обобщения,
3. психодиагностические методы,
4. методы математико-статистической обработки данных.
Методики исследования:
1. Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин.
2. Методика «Лесенка», автор В.Г.Щур.
3. Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС), авторы Р. Бернс и С.Кауфман.
Выборка исследования: дети дошкольного возраста в количестве 60-ти человек, а также их матери.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. 

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния родительской позиции матери на самооценку дошкольников 7
1.1 Понятие самооценки, ее виды и факторы, влияющие на ее развитие 7
1.2 Характеристика социально-психологических типов родительских позиций 20
1.3 Значение социально-психологической позиции родителей в развитии самооценки дошкольников 31
Глава 2. Изучение связи социально-психологического типа родительской позиции матери с самооценкой дошкольника 36
2.1. Цель и задачи исследования 36
2.2. Методики исследования 36
2.3.Результаты и их анализ 41
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Приложения 63

Заключение

Данное дипломное исследование было посвящено изучению связи социально-психологического типа родительской позиции матери с самооценкой дошкольника.
Теоретический анализ научной литературы по проблеме позволил сделать следующие выводы.
Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, эффективность его деятельности и дальнейшее развитие его личности. Под понятием «самооценка» в данном исследовании понимается комплекс оценочного отношения индивида к себе, своим способностям, продуктам деятельности, обобщающий прошлый опыт личности и организующий новую информацию относительно данного аспекта «Я».
К основным факторам, влияющим на формирование самооценки, относят семью, возраст и межличностные отношения ребенка. Для формирования адекватной самооценки и положительного отношения к себе очень важно общение ребенка со взрослыми, главным образом, с родителями.
Опыт общения ребенка с родителями является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен. Под влиянием родителей у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. В ряде исследований было выявлено, что благоприятным условием развития позитивной самооценки можно считать эмоциональную вовлеченность родителей в жизнь ребенка, не препятствующую, однако развитию его самостоятельности.
Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования по изучению связи социально-психологического типа родительской позиции матери с самооценкой дошкольника, позволили сделать следующие выводы.
Формированию адекватной самооценки ребенка способствует проявление со стороны матери искреннего интереса к тому, что его интересует, высокая оценка его способностей, поощрение самостоятельности и инициативы, стремление быть на равных с ребенком. Такая родительская позиция матери способствует также повышению благоприятной обстановки в семье, что в свою очередь также содействует формированию адекватной самооценки у детей.
В то же время, формированию заниженной самооценки ребенка способствует развитое у него чувство неполноценности, авторитарное поведение и проявление отрицательных чувств по отношению нему со стороны матери, требование безоговорочного послушания, и наличие строгих дисциплинарных рамок, навязывание ребенку своей воли. Также был сделан вывод, что у ребенка возрастает тревожность и снижается самооценка при возрастании конфликтной ситуации в семье. При этом, конфликтность внутрисемейных отношений выше в семьях, где выражено авторитарное поведение матери.
Подводя итог, можно отметить, что цели и задачи исследования были достигнуты, гипотезы исследования подтверждены: действительно, низкая самооценка ребенка связана с позицией матери, при которой она ис-пытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства, считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка, ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки, почти во всем навязывая ребенку свою волю.


Список использованной литературы

1. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2005. – 395 с.
2. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. М.: Смысл, 2000. С. 20 – 21.
3. Большой психологический словарь / под ред.Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2006. – С. 536.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2007. – 387 с.
5. Борисова, И.А. Самооценка и привязанность: перспективы дальнейших исследований / И.А. Борисова // Материалы Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов – 2004». М., 2004. – Т. 3. – С. 154–157.
6. Бурменская Г.В. Мировосприятие детей с разными типами привязанности к матери // Вестник московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №2 - с. 21-35.
7. Быкова М.В. Новый подход к проблеме детско-родительских отношений // «Ломоносов»: междунар. конф. студентов и аспирантов по фундаментальным наукам. Секция «Психология». – М., 1999. - URL: http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/ie.htm
8. Быкова М.В., Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. - 2002. - № 3. – с.3-14
9. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 70 с.
10. Выготский Л. С. Проблемы возраста. - М., 2004. – 396 с.
11. Гозман Л.Я., Эткин Э.В. Семейная педагогика. - М., 2006. – 376 с.
12. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. - Минск, 2004. – 408 с.
13. Калинина P.P., Санева Р.И. Диагностика родительской позиции // Сборник научных статей преподавателей Псковского Вольного института. - Псков, 2004.
14. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М., 2006. – 499 с.
15. Коневская, Е.М. Влияние общества на формирование морально-ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста / Е.М. Коневская // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 12. – С. 51–54.
16. Коробейников И.А. Психологическая дифференциация нарушений развития у старших дошкольников. - М., 2006. – 396 с.
17. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М. : Сфера, 2004. – 463 с.
18. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте // Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 2005. – 289 с.
19. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка // Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 2005. – 396 с.
20. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев, 2004. – 399 с.
21. Липкина А.И. Самооценка // Большая Советская Энциклопедия. – М., 2004. – 698 с.
22. Люблева, Е.Ю. Экспериментальное исследование самооценки как составляющей эмоционально-оценочного компонента самосознания детей старшего дошкольного возраста / Е.Ю. Люблева // Вестник Университета Российской академии образования. – 2010. – № 3. – С. 132–135.
23. Махаддинова Г.Н. Стиль воспитания и самооценка детей 8-10 лет // Семейная психология и семейная терапия. — 2003. — №2. — С. 18-29
24. Молчанова, О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования / О.Н. Молчанова. – М.: Флинта : Наука , 2010. – 392 с.
25. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 2005. – 388 с.
26. Найдиффер, Р. Самооценка / Р. Найдиффер // Психология спорта: хрестоматия / сост. А.Е. Тарас. – М.: АСТ ; Минск : Харвест, 2007. – С. 196–207.
27. Немов Р.С. Психология. - М., 2006. – 407 с.
28. Обухова Л.Ф. Детская психология. - М., 2000. – 395 с.
29. Орлов А.Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии. - М., 2006. – 290 с.
30. Попов О.Н. Психология. Курс лекций. - Абакан, 2005. – 386 с.
31. Петровский А.В. Теоретическая психология. - М., Новая школа, 2006. – 485 с.
32. Порядина В.А. Основные детерминанты формирования гендерной идентичности личности // http://kds.eparhia.ru/www/script/2_20__2010_-_poryadina..htm
33. Психодиагностика детей: энциклопедия психодиагностики / ред. Д. Я.Райгородский. - Самара: Издательский Дом "Бахрах-М", 2008. - 624 с.
34. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 2004. – 374 с.
35. Психологические тесты / Под. Ред. А.А. Карелина: В 2 т. М. 2000. Т. 2. С. 144 - 152.
36. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М: Педагогика, 2006. - 216 с.
37. Развитие общения у дошкольников и младших школьников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М., 2004. – 364 с.
38. Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. - М.: Академия, 2005. – 438 с.
39. Сатир В. Вы и Ваша семья. - М., 2005. – 278 с.
40. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 2006. – 254 с.
41. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2005. – 348 с.
42. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. - 2007. - №2. - С. 57–68.
43. Современные дошкольники – дети нового поколения : материалы городской научно-практической конференции / ред. Н.А. Горлова. – М. : МГПУ, 2008. – 224 с.
44. Удальцова, М.О. Исследование специфики самооценки как компонента самосознания личности дошкольника из разных типов семьи / М.О. Удальцова // Социальные представления и самоопределение молодежи в изменяющемся мире : материалы международной научной конференции. – Саратов : Приволжское издательство, 2009. – С. 221–224.
45. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. М.: Жизнь и мысль, 1999. - 192 с.
46. Фирсина, Е.Ю. Опытно-экспериментальная работа по изучению личностного развития детей старшего дошкольного возраста / Е.Ю. Фирсина // Педагогическая диагностика. – 2010. – № 2. – С. 70–77.
47. Флэйк-Хобсон, К. Самооценка / К. Флэйк-Хобсон, Б.Е. Робинсон, П. Скин // Ребенок от рождения до подросткового возраста : хрестоматия / ред. Д.Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2011. – С. 313–316.
48. Хрестоматия по возрастной и и педагогической психологии, под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М., 2007. – 190 с.
49. Чернов Д.Н. Субъектно-деятельностный подход к анализу детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младших дошкольников // NB: Психология и психотехника. — 2012. - № 2. - С.1-33.
50. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника // Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. - М., 2004. – 384 с.
51. Эмоциональное развитие дошкольника / Под. ред. А.С. Кошелевой. - М., 2006. – 376 с.


Купить эту работу

Связь социально психологического типа родительской позиции матери с самооценкой дошкольника.

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

26 мая 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.6
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

ОБРАЗ И МОДЕЛЬ ЕГО АНАЛИЗА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Кроха и домашние животные: есть ли ограничения на общение?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Мир годовалого ребенка: фотокадр на одну персону

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Маленькие первооткрыватели: что может быть опасного в доме и как не допустить беды?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
180 ₽
Готовая работа

Развитие и общение ребенка до полугода

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Проблемы родителей и детей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
120 ₽
Готовая работа

Как распознать женскую измену

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽
Готовая работа

В чем секрет счастливой семьи?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

МАЛЫШ ПОДРАСТАЕТ - ПОЯВЛЯЮТСЯ УСПОКОИТЕЛЬНЫЕ ПРИВЫЧКИ: ЕСТЬ ЛИ ПОВОД ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Правильное поведение за столом деток от двух до пяти лет: приоткрываем занавес в мир взрослых

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Пост о принятии себя, раньше была одержима стремилась к недосягаемому совершенству, а сейчас приняла себя.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

картотека диагностических методик

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽