Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Педагогическое сопровождение развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

  • 91 страниц
  • 2016 год
  • 613 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность исследования. Современное общество предоставляет человеку большие возможности по освоению большого объема информации в различных знаковых системах, накопленной человечеством за все годы его существования только в том случае, если он обладает устойчивым познавательным интересом и имеет достаточный уровень развития интеллектуальных умений и навыков. Именно поэтому в настоящее время общество предъявляет высокие требования к уровню развития мышления подрастающего поколения, способности быстро воспринимать и перерабатывать информацию. Следовательно, в основу развития творческой личности необходимо положить совершенствование мыслительных способностей, что будет являться необходимым условием ее успешной социализации и приобщения к миру информационной культуры.
Один из важнейших вопросов детской психологии – вопрос о развитии мышления. Посредством мышления происходит познание ребенком окружающего мира во всех его связях и закономерностях. Проблема развития мышления детей рассматривалась в работах Л.С. Выготского (1976), А.В. Запорожца (1964), А.А. Катаевой (1991), А.Н. Леонтьева (1983), Ж. Пиаже (1997), Н.Н. Поддьякова (1997), С.Л. Рубинштейна (1989), Е.А. Стребелевой (1991), Д.Б. Эльконина (2001) и многих других.
В дошкольном возрасте особенно благоприятные условия создаются для развития образных форм познания, в том числе и наглядно-образного мышления, в процессе которого ребенок решает задачи в плане представлений, без участия практических действий. Наглядно-образное мышление играет исключительно важную роль в свете будущего обучения ребенка в школе, так как на его основе создаются предпосылки для развития понятийного мышления (Ж. Пиаже (1997), Л.А. Венгер (1985), А.В. Запорожец (1964), Н.Н. Поддьяков (1997) и др.).
В формировании высших психических функций у ребенка как личности речь играет исключительную, ни с чем несравнимую роль. Выполняя функцию общения ребенка с взрослым, она является базой для развития мышления; обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом. В трудах Л.С. Выготского (1976) отмечается, что единство мышления и речи возникает в результате развития и является характерным для человеческой интеллектуальной деятельности. В исследованиях Л. А. Венгера, В.С. Мухиной (1988) доказано, что к началу школьного обучения (6-летний возраст) у детей на основе речи формируются зачатки понятийного, словесно-логического мышления. Идея тесной взаимосвязи мышления и речи получила свое развитие в научных исследованиях.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра возникла на ранних этапах формирования человечества, как сообщества. На протяжении всего периода развития человека и человеческого общества является определенной формой, в которой дети физически и духовно развивались, познавали окружающий мир, учились действовать в коллективе и добиваться успехов.
Именно игра занимает основное время, удовлетворяет его основные потребности. В игре ребенок получает новые знания, способы восприятия окружающего мира, тем самым с помощью игры ребенок обучается. Это говорит о том, что в игре зарождаются и развиваются другие виды деятельности.
Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду.
В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, настойчиво развивала Н.К. Крупская. По глубокому убеждению Н.К. Крупской, задача педагога - помогать детям в организации игр, объединять их в игре.
Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А.П. Усовой.
Одной из центральных фигур в исследовании проблем детской игры является Д.В.Менджерицкая, она автор более 60 научных работ, в своих работах большое внимание она уделяет происхождению детской игры и ее сущности.
В последнее время педагоги и психологи все больше внимания уделяют проблемам и особенностям игровой деятельности в дошкольном возрасте. Исследователями (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, А.П.Усова, Я.Михайленко) установлено, что в игре активно развиваются все психические и личностные свойства детей.
Игра как вид деятельности применяется взрослыми в целях обучения и воспитания. В процессе игровой деятельности происходит обучение различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
Поэтому актуальность работы связана с определением роли дидактической игры в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития логического мышления (мыслительных операций) у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: выявить эффективность дидактических игр в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Анализ литературы по выявлению особенностей мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста;
2. Определить уровень развития логического мышления у детей экспериментальной группы.
3. Подобрать и провести дидактические игры на развитие логического мышления (мыслительных процессов) детей экспериментальной группы.
4. Определить эффективность проведенной работы.
Гипотеза исследования: мыслительная деятельность детей старшего дошкольного возраста характеризуется недостаточным уровнем развития. Специально организованные дидактические игры способны развивать мыслительную деятельность детей старшего дошкольного возраста.
При проведении исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ литературы;
2. Организационные (организация эксперимента, отбор детей, выбор базы исследования);
3. Эмпирические (констатирующий и контрольный эксперимент);
4. количественные (количественная обработка полученных в ходе исследования эмпирических данных);
5. Интерпретационные (качественный анализ результатов, установление связи между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом).
Теоретическая значимость: выявлены уровни развития логического мышления (мыслительных процессов) у детей старшего дошкольного возраста, определены условия применения игр в развитии логического мышления у дошкольников 5-6 лет.
Практическая значимость состоит в подборе игр, направленных на развитие логического мышления дошкольников старшего дошкольного возраста.
Работ состоит из трех глав, заключения, списка литературы, приложения. Каждая глава подразделяется на параграфы.

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Мышление как высший психический процесс 8
1.2 Особенности логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3 Средства развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 22
1.4 Дидактическая игра как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 26
1.5.1. Понятие о дидактической игре 26
1.5.2. Роль дидактической игры в развитии логического мышления 34
1.5.3. Методы организации и руководство дидактической игрой, способствующие развитию логического мышления 36
1.5.4. Условия использования дидактической игры для развития логического мышления старших дошкольников 39
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Экспериментальная часть 43
2.1 Цель, задачи, методы и организация исследования 43
2.2 Методика исследования 44
2.3 Результаты исследования 50
Выводы по второй главе 59
Глава3. Коррекционная программа развития логического мышления 61
3.1 Принципы коррекционно-развивающей работы 61
3.2 Направления и содержание коррекционной работ по развитию логического мышления 64
3.3 Результативность проведенной работы 72
Выводы по третьей главе 81
Заключение 82
Список литературы 82
Приложение 91


Мышление возникло в ходе эволюционного развития психики и предстает как его высшая форма. В качестве первой и исходной формы детского мышления рассматривается, как мы уже говорили, наглядно-действенное мышление. Именно так, как первая и исходная, она определена в основных исследованиях, посвященных ее зарождению и развитию.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития мышления. Именно в это время формируется наглядно-образное и начинает формироваться словесно-логическое мышление, формируются основные мыслительные операции. При этом мышление не развивается само по себе, для его развития необходима постоянная работа взрослых, создание оптимальной окружающей среды, а также отсутствие нарушений и задержек развития ребенка. Развитие мышления идет не от более примитивных к более совершенным формам мышления. Это иной путь: разные виды мышления – наглядно-образное, логическое и наглядно-действенное – возникают достаточно рано и сосуществуют. Они качественно изменяются в ходе развития, и одновременно изменяется характер их взаимодействия.
Игра – основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Нет таких положительных качеств, которые нельзя было бы развить у ребенка в ходе игры. Игра – основной способ развития этих качеств, так как она более привлекательна для детей и дети занимаются ей с большим удовольствием. Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности. Она стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.
Дидактическая игра занимает основополагающее место в педагогическом процессе детского сада в умственном развитии дошкольников.
С помощью дидактической игры дошкольники осваивают определенную сумму знаний, практических умений. К тому же дидактическая игра способствует психическому развитию дошкольников, положительным качествам личности.
Для подтверждения теоретических выводов было организовано исследование уровня развития мышления у дошкольников.
В эксперименте участвовало 20 детей в возрасте 6-6,5 лет. Экспериментальное исследование состояло из серии заданий, направленных на исследование мыслительных операций, установление причинно-следственных связей.
Группы дошкольников по развитию мыслительных операций мышления неоднородны.
Анализ результатов методик показал, что уровень развития операций логического мышления у дошкольников находится на среднем уровне развития и недостаточен для дальнейшего успешного обучения в школе. Так, были выделены следующие группы дошкольников в зависимости от уровня развития логических операций:
Высокий уровень развития операций логического мышления у 3 дошкольников. Дети могут самостоятельно в полном объеме выполнять все логические операции
Средний уровень развития логических операций мышления – 10 дошкольников. Могут выполнять операции анализа и синтеза, сравнения на знакомых и простейших объектах. Самостоятельно могут правильно производить группировку, классификацию и обобщение на знакомых объектах, без объяснения обоснования
Низкий уровень – у 7 дошкольников. Затруднено применение операций мышления сравнения, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, установления причинно-следственных связей, используются внешние характеристики.
Для коррекции мышления и мыслительных процессов была спланирована коррекционная работа с применением дидактических игр. Дидактические игры использовали не только на специально организованных занятиях, но и на других занятиях, в свободной деятельности.
После формирующего обучения дошкольники были повторно обследованы по методикам констатирующего эксперимента. Уровень развития мышления дошкольников качественно изменился. Дети стали лучше выполнять задания, которые требовали применение логических операций..
Высокий уровень отмечен у 10 дошкольников. Средний уровень отмечен у 10 дошкольников.
Следовательно, дидактическая игра способствует развитию мышления у дошкольников. Однако коррекционную работу по развитию всех видов мышления необходимо продолжать и дальше.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.




1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. - М.: «Юрайт-издат», 2010 г.
2. Айзенк Г.Ю. Понятие и определение интеллекта // Вопросы Психологии. 1995. № 1. С.111-131.
3. Анастази А. Психологическое тестирование: книга 2; пер. с англ / под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского.- М.:Пед-ка, 1982.-336 с.
4. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
5. Блонский П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих.произв. – М.: Просвещение, 1964.
6. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: «Просвещение», 1995.
7. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие / Л.Р. Болотина. – 2-е изд. – М. : Культура; Акад. проект, 2005.– 240 с.
8. Болотова, А.К., Молчанова, О.В. Психология развития и возрастная психология. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2012 г.
9. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / А.К. Бондаренко.—2-е изд., дораб.—М.: Просвещение, 1991.—160 с., ил.
10. Борякова, Н.Ю. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников / Н. Ю. Борякова, А. В Соболева, В. В. Ткачева; под ред. Т. Б. Филичевой. – М.: Гном – Пресс, 2000. – 164с.
11. Брушлинский, А. В. Мышление: процесс, деятельность, общение / А. В. Брушлинский. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
12. Венгер Л.А. Психическое развитие детей в игре. Руководство играми детей в дошкольном учреждении /под ред. М.А.Васильевой. М.: Просвещение, 1986.
13. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М.: Знание, 1985
14. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 336с.
15. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. Для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.
16. Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М.: 1990.
17. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Возрастная психология. В двух частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу. – М.: «Владос», 2010г.
18. Воспитание и обучение детей 6-го года жизни. /под ред. Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой, -М., 1987.
19. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996. №6.
20. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М., 1999.
21. Гальперин, П. Я. Формирование умственных действий. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / П. Я. Гальперин. – М.: Просвещение, 1981. – 354 с.
22. Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. – СПб.: Питер, 2000. – 200с.
23. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. — СПб.: Речь, 2001
24. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / Т.Н. Доронова, О.А. Карабпнова, Е.В.Соловьева. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. -127 с.
25. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология» /под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. М.,1988.
26. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М., 1984.
27. Зак А. З. Различия в мышлении детей. – М., 1992.
28. Запорожец А.В. Развитие мышления // Психология детей дошкольного возраста. – М., 1964. – С. 183 – 246.
29. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] : сборник / под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой. – СПб. : «Детство - Пресс», 2004. – 192 с.
30. Игра и игрушка в образовательном процессе : от теории к практике [Текст] : коллективная монография / науч. ред. В.П.Сергеева ; под общ. ред. И.С. Сергеевой. – М.: АПКиППРО, 2008. – 118 с.
31. Истомина З. М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном детстве.— В сб.: Возрастные и индивидуальные различия памяти. М., 1967
32. Казанская, К.О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций. - Томск: «А-Приор», 2010 г.
33. Карпова, Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов / Е.В. Карпова.—Ярославль: «Академия развития», 1997.—240 с., ил.
34. Катаева А.А., Обухова Т.И., Стребелева Е.А. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 1991. – №3. – С. 17 – 23.
35. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 7-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с.
36. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Короткова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 208 с.
37. Кулагина, Ю.И., Колюцкий, В.Н. Психология развития и возрастная психология. - М.: «Академический проект: Трикста», 2012 г.
38. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. – М., 1983. – 392 с.
39. Леонтьев, А.Н., Запорожец, А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н .и Запорожца А.В. -М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.: ил.
40. Локалова, Н.П., Никонова, Л.И. Становление интеллектуально-личностной системы старших дошкольников как показатель психологической готовности к школьному обучению // Психологические исследования, № 4 (18),2008 год. С. 21-32.
41. Лупеко, Е. Дидактические игры // Дошкольное образование, № 8, 2011
42. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб: Питер, 2006.
43. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1971.
44. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб., 2005.
45. Марцинковская, Т. Возрастная психология. – М.: «Академия», 2012 г.
46. Менджерицкая Д.Б. Воспитателю о детской игре [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / Т.А. Маркова. – М.: Просвещение, 1982 - 128 с.
47. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Современный психологический словарь. – М., 2007.
48. Микляева, Н.В. Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ [Текст] / Н.В.Микляева, Ю.В., Микляева, Ю.В. Ярова. – М. : Айрис – пресс, 2005. – 96 с.
49. Михайленко Н.Я., Петрова O.K. К вопросу о строении игр с правилами //Дошкольное воспитание, 1998, № 1.
50. Михайленко, Н.А. Короткова. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст]. – М. : Академический проект, 2002. – 160 с.
51. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития. – М.: «Академия», 2012 г.
52. Немов Р.С. Психология: Учебник для пед. вузов. В 3-х кн. Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - 4-е изд.,– М.: Владос, 2007.
53. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр.//Дошкольное воспитание, № 3, 1997
54. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда [Текст] : методические рекомендации по проектированию дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Л. Новоселова. – М. : Центр инноваций в педагогике, 1995. – 64 с.
55. Пак, Т.С. Психология развития и возрастная психология. – Спб.: «Человек», 2010 г.
56. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.Т. Стрелкова.– М. : Новая школа, 1993. – 53 с.
57. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – С-Пб.: Союз, 1997. – 347с.
58. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении – М.Просвещение, 1992г.
59. Поддъяков А.Н. Мышление дошкольника. – М.: Педагогика, 1997. – 219с.
60. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект [Текст] / под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. – М. : Педагогика, 1987. - 190с.
61. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильева, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.—М.: Мозаика-Синтез, 2005.—208 с.
62. Проект «Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
63. Психология личности и деятельности дошкольника [Текст] / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М. : Просвещение, 1965. - 295 с.
64. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. – М., 1989. – 488 с.
65. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях /под ред. М.А.Васильевой. М., 1986.
66. Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности./Дошкольное воспитание, № 4, 2002
67. Смирнова, Е.О. Детская психология. - Спб.: «Питер», 2011 г.
68. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада —М.: Просвещение, 1982.—96.
69. Суслова Э.К Воспитание в игре / сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. - М. : Просвещение, 1983. - 192 с.
70. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учеб. пособие. – М., 1984. – 272 с.
71. Тихомирова, Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка : учеб. пособие для педагогов-психологов / Л.Ф. Тихомирова. – М.: Рольф, 2000. – 141 с.
72. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - Минск, 1976
73. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [Текст] : практикум для сред. и высш. пед. учебн. заведений и работников дошк. учреждений / Г.А. Урунтаева. – М. : Изд. центр «Академия», 1996. – 96 с.
74. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова ; под ред. А.В. Запорожца. – М. : Просвещение, 1976. – 96 с.
75. Хайдаров, Ж. С. Игровые составляющие и процесс развития дошкольников. – С-Пб.: Питер, 2000. – 78 с.
76. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. - 360 с
77. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах : учеб. пособие для педагогов д/с / Д.Б. Эльконин. – Москва-Воронеж: 2001. – 112 с.


Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность исследования. Современное общество предоставляет человеку большие возможности по освоению большого объема информации в различных знаковых системах, накопленной человечеством за все годы его существования только в том случае, если он обладает устойчивым познавательным интересом и имеет достаточный уровень развития интеллектуальных умений и навыков. Именно поэтому в настоящее время общество предъявляет высокие требования к уровню развития мышления подрастающего поколения, способности быстро воспринимать и перерабатывать информацию. Следовательно, в основу развития творческой личности необходимо положить совершенствование мыслительных способностей, что будет являться необходимым условием ее успешной социализации и приобщения к миру информационной культуры.
Один из важнейших вопросов детской психологии – вопрос о развитии мышления. Посредством мышления происходит познание ребенком окружающего мира во всех его связях и закономерностях. Проблема развития мышления детей рассматривалась в работах Л.С. Выготского (1976), А.В. Запорожца (1964), А.А. Катаевой (1991), А.Н. Леонтьева (1983), Ж. Пиаже (1997), Н.Н. Поддьякова (1997), С.Л. Рубинштейна (1989), Е.А. Стребелевой (1991), Д.Б. Эльконина (2001) и многих других.
В дошкольном возрасте особенно благоприятные условия создаются для развития образных форм познания, в том числе и наглядно-образного мышления, в процессе которого ребенок решает задачи в плане представлений, без участия практических действий. Наглядно-образное мышление играет исключительно важную роль в свете будущего обучения ребенка в школе, так как на его основе создаются предпосылки для развития понятийного мышления (Ж. Пиаже (1997), Л.А. Венгер (1985), А.В. Запорожец (1964), Н.Н. Поддьяков (1997) и др.).
В формировании высших психических функций у ребенка как личности речь играет исключительную, ни с чем несравнимую роль. Выполняя функцию общения ребенка с взрослым, она является базой для развития мышления; обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом. В трудах Л.С. Выготского (1976) отмечается, что единство мышления и речи возникает в результате развития и является характерным для человеческой интеллектуальной деятельности. В исследованиях Л. А. Венгера, В.С. Мухиной (1988) доказано, что к началу школьного обучения (6-летний возраст) у детей на основе речи формируются зачатки понятийного, словесно-логического мышления. Идея тесной взаимосвязи мышления и речи получила свое развитие в научных исследованиях.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра возникла на ранних этапах формирования человечества, как сообщества. На протяжении всего периода развития человека и человеческого общества является определенной формой, в которой дети физически и духовно развивались, познавали окружающий мир, учились действовать в коллективе и добиваться успехов.
Именно игра занимает основное время, удовлетворяет его основные потребности. В игре ребенок получает новые знания, способы восприятия окружающего мира, тем самым с помощью игры ребенок обучается. Это говорит о том, что в игре зарождаются и развиваются другие виды деятельности.
Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду.
В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, настойчиво развивала Н.К. Крупская. По глубокому убеждению Н.К. Крупской, задача педагога - помогать детям в организации игр, объединять их в игре.
Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А.П. Усовой.
Одной из центральных фигур в исследовании проблем детской игры является Д.В.Менджерицкая, она автор более 60 научных работ, в своих работах большое внимание она уделяет происхождению детской игры и ее сущности.
В последнее время педагоги и психологи все больше внимания уделяют проблемам и особенностям игровой деятельности в дошкольном возрасте. Исследователями (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, А.П.Усова, Я.Михайленко) установлено, что в игре активно развиваются все психические и личностные свойства детей.
Игра как вид деятельности применяется взрослыми в целях обучения и воспитания. В процессе игровой деятельности происходит обучение различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
Поэтому актуальность работы связана с определением роли дидактической игры в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития логического мышления (мыслительных операций) у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: выявить эффективность дидактических игр в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Анализ литературы по выявлению особенностей мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста;
2. Определить уровень развития логического мышления у детей экспериментальной группы.
3. Подобрать и провести дидактические игры на развитие логического мышления (мыслительных процессов) детей экспериментальной группы.
4. Определить эффективность проведенной работы.
Гипотеза исследования: мыслительная деятельность детей старшего дошкольного возраста характеризуется недостаточным уровнем развития. Специально организованные дидактические игры способны развивать мыслительную деятельность детей старшего дошкольного возраста.
При проведении исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ литературы;
2. Организационные (организация эксперимента, отбор детей, выбор базы исследования);
3. Эмпирические (констатирующий и контрольный эксперимент);
4. количественные (количественная обработка полученных в ходе исследования эмпирических данных);
5. Интерпретационные (качественный анализ результатов, установление связи между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом).
Теоретическая значимость: выявлены уровни развития логического мышления (мыслительных процессов) у детей старшего дошкольного возраста, определены условия применения игр в развитии логического мышления у дошкольников 5-6 лет.
Практическая значимость состоит в подборе игр, направленных на развитие логического мышления дошкольников старшего дошкольного возраста.
Работ состоит из трех глав, заключения, списка литературы, приложения. Каждая глава подразделяется на параграфы.

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Мышление как высший психический процесс 8
1.2 Особенности логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3 Средства развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 22
1.4 Дидактическая игра как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 26
1.5.1. Понятие о дидактической игре 26
1.5.2. Роль дидактической игры в развитии логического мышления 34
1.5.3. Методы организации и руководство дидактической игрой, способствующие развитию логического мышления 36
1.5.4. Условия использования дидактической игры для развития логического мышления старших дошкольников 39
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Экспериментальная часть 43
2.1 Цель, задачи, методы и организация исследования 43
2.2 Методика исследования 44
2.3 Результаты исследования 50
Выводы по второй главе 59
Глава3. Коррекционная программа развития логического мышления 61
3.1 Принципы коррекционно-развивающей работы 61
3.2 Направления и содержание коррекционной работ по развитию логического мышления 64
3.3 Результативность проведенной работы 72
Выводы по третьей главе 81
Заключение 82
Список литературы 82
Приложение 91


Мышление возникло в ходе эволюционного развития психики и предстает как его высшая форма. В качестве первой и исходной формы детского мышления рассматривается, как мы уже говорили, наглядно-действенное мышление. Именно так, как первая и исходная, она определена в основных исследованиях, посвященных ее зарождению и развитию.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития мышления. Именно в это время формируется наглядно-образное и начинает формироваться словесно-логическое мышление, формируются основные мыслительные операции. При этом мышление не развивается само по себе, для его развития необходима постоянная работа взрослых, создание оптимальной окружающей среды, а также отсутствие нарушений и задержек развития ребенка. Развитие мышления идет не от более примитивных к более совершенным формам мышления. Это иной путь: разные виды мышления – наглядно-образное, логическое и наглядно-действенное – возникают достаточно рано и сосуществуют. Они качественно изменяются в ходе развития, и одновременно изменяется характер их взаимодействия.
Игра – основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Нет таких положительных качеств, которые нельзя было бы развить у ребенка в ходе игры. Игра – основной способ развития этих качеств, так как она более привлекательна для детей и дети занимаются ей с большим удовольствием. Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности. Она стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.
Дидактическая игра занимает основополагающее место в педагогическом процессе детского сада в умственном развитии дошкольников.
С помощью дидактической игры дошкольники осваивают определенную сумму знаний, практических умений. К тому же дидактическая игра способствует психическому развитию дошкольников, положительным качествам личности.
Для подтверждения теоретических выводов было организовано исследование уровня развития мышления у дошкольников.
В эксперименте участвовало 20 детей в возрасте 6-6,5 лет. Экспериментальное исследование состояло из серии заданий, направленных на исследование мыслительных операций, установление причинно-следственных связей.
Группы дошкольников по развитию мыслительных операций мышления неоднородны.
Анализ результатов методик показал, что уровень развития операций логического мышления у дошкольников находится на среднем уровне развития и недостаточен для дальнейшего успешного обучения в школе. Так, были выделены следующие группы дошкольников в зависимости от уровня развития логических операций:
Высокий уровень развития операций логического мышления у 3 дошкольников. Дети могут самостоятельно в полном объеме выполнять все логические операции
Средний уровень развития логических операций мышления – 10 дошкольников. Могут выполнять операции анализа и синтеза, сравнения на знакомых и простейших объектах. Самостоятельно могут правильно производить группировку, классификацию и обобщение на знакомых объектах, без объяснения обоснования
Низкий уровень – у 7 дошкольников. Затруднено применение операций мышления сравнения, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, установления причинно-следственных связей, используются внешние характеристики.
Для коррекции мышления и мыслительных процессов была спланирована коррекционная работа с применением дидактических игр. Дидактические игры использовали не только на специально организованных занятиях, но и на других занятиях, в свободной деятельности.
После формирующего обучения дошкольники были повторно обследованы по методикам констатирующего эксперимента. Уровень развития мышления дошкольников качественно изменился. Дети стали лучше выполнять задания, которые требовали применение логических операций..
Высокий уровень отмечен у 10 дошкольников. Средний уровень отмечен у 10 дошкольников.
Следовательно, дидактическая игра способствует развитию мышления у дошкольников. Однако коррекционную работу по развитию всех видов мышления необходимо продолжать и дальше.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.




1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. - М.: «Юрайт-издат», 2010 г.
2. Айзенк Г.Ю. Понятие и определение интеллекта // Вопросы Психологии. 1995. № 1. С.111-131.
3. Анастази А. Психологическое тестирование: книга 2; пер. с англ / под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского.- М.:Пед-ка, 1982.-336 с.
4. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
5. Блонский П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих.произв. – М.: Просвещение, 1964.
6. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: «Просвещение», 1995.
7. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие / Л.Р. Болотина. – 2-е изд. – М. : Культура; Акад. проект, 2005.– 240 с.
8. Болотова, А.К., Молчанова, О.В. Психология развития и возрастная психология. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2012 г.
9. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / А.К. Бондаренко.—2-е изд., дораб.—М.: Просвещение, 1991.—160 с., ил.
10. Борякова, Н.Ю. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников / Н. Ю. Борякова, А. В Соболева, В. В. Ткачева; под ред. Т. Б. Филичевой. – М.: Гном – Пресс, 2000. – 164с.
11. Брушлинский, А. В. Мышление: процесс, деятельность, общение / А. В. Брушлинский. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
12. Венгер Л.А. Психическое развитие детей в игре. Руководство играми детей в дошкольном учреждении /под ред. М.А.Васильевой. М.: Просвещение, 1986.
13. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М.: Знание, 1985
14. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 336с.
15. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. Для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.
16. Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М.: 1990.
17. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Возрастная психология. В двух частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу. – М.: «Владос», 2010г.
18. Воспитание и обучение детей 6-го года жизни. /под ред. Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой, -М., 1987.
19. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996. №6.
20. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М., 1999.
21. Гальперин, П. Я. Формирование умственных действий. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / П. Я. Гальперин. – М.: Просвещение, 1981. – 354 с.
22. Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. – СПб.: Питер, 2000. – 200с.
23. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. — СПб.: Речь, 2001
24. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / Т.Н. Доронова, О.А. Карабпнова, Е.В.Соловьева. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. -127 с.
25. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология» /под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. М.,1988.
26. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М., 1984.
27. Зак А. З. Различия в мышлении детей. – М., 1992.
28. Запорожец А.В. Развитие мышления // Психология детей дошкольного возраста. – М., 1964. – С. 183 – 246.
29. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] : сборник / под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой. – СПб. : «Детство - Пресс», 2004. – 192 с.
30. Игра и игрушка в образовательном процессе : от теории к практике [Текст] : коллективная монография / науч. ред. В.П.Сергеева ; под общ. ред. И.С. Сергеевой. – М.: АПКиППРО, 2008. – 118 с.
31. Истомина З. М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном детстве.— В сб.: Возрастные и индивидуальные различия памяти. М., 1967
32. Казанская, К.О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций. - Томск: «А-Приор», 2010 г.
33. Карпова, Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов / Е.В. Карпова.—Ярославль: «Академия развития», 1997.—240 с., ил.
34. Катаева А.А., Обухова Т.И., Стребелева Е.А. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 1991. – №3. – С. 17 – 23.
35. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 7-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с.
36. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Короткова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 208 с.
37. Кулагина, Ю.И., Колюцкий, В.Н. Психология развития и возрастная психология. - М.: «Академический проект: Трикста», 2012 г.
38. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. – М., 1983. – 392 с.
39. Леонтьев, А.Н., Запорожец, А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н .и Запорожца А.В. -М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.: ил.
40. Локалова, Н.П., Никонова, Л.И. Становление интеллектуально-личностной системы старших дошкольников как показатель психологической готовности к школьному обучению // Психологические исследования, № 4 (18),2008 год. С. 21-32.
41. Лупеко, Е. Дидактические игры // Дошкольное образование, № 8, 2011
42. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб: Питер, 2006.
43. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1971.
44. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб., 2005.
45. Марцинковская, Т. Возрастная психология. – М.: «Академия», 2012 г.
46. Менджерицкая Д.Б. Воспитателю о детской игре [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / Т.А. Маркова. – М.: Просвещение, 1982 - 128 с.
47. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Современный психологический словарь. – М., 2007.
48. Микляева, Н.В. Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ [Текст] / Н.В.Микляева, Ю.В., Микляева, Ю.В. Ярова. – М. : Айрис – пресс, 2005. – 96 с.
49. Михайленко Н.Я., Петрова O.K. К вопросу о строении игр с правилами //Дошкольное воспитание, 1998, № 1.
50. Михайленко, Н.А. Короткова. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст]. – М. : Академический проект, 2002. – 160 с.
51. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития. – М.: «Академия», 2012 г.
52. Немов Р.С. Психология: Учебник для пед. вузов. В 3-х кн. Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - 4-е изд.,– М.: Владос, 2007.
53. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр.//Дошкольное воспитание, № 3, 1997
54. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда [Текст] : методические рекомендации по проектированию дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Л. Новоселова. – М. : Центр инноваций в педагогике, 1995. – 64 с.
55. Пак, Т.С. Психология развития и возрастная психология. – Спб.: «Человек», 2010 г.
56. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.Т. Стрелкова.– М. : Новая школа, 1993. – 53 с.
57. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – С-Пб.: Союз, 1997. – 347с.
58. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении – М.Просвещение, 1992г.
59. Поддъяков А.Н. Мышление дошкольника. – М.: Педагогика, 1997. – 219с.
60. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект [Текст] / под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. – М. : Педагогика, 1987. - 190с.
61. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильева, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.—М.: Мозаика-Синтез, 2005.—208 с.
62. Проект «Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
63. Психология личности и деятельности дошкольника [Текст] / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М. : Просвещение, 1965. - 295 с.
64. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. – М., 1989. – 488 с.
65. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях /под ред. М.А.Васильевой. М., 1986.
66. Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности./Дошкольное воспитание, № 4, 2002
67. Смирнова, Е.О. Детская психология. - Спб.: «Питер», 2011 г.
68. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада —М.: Просвещение, 1982.—96.
69. Суслова Э.К Воспитание в игре / сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. - М. : Просвещение, 1983. - 192 с.
70. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учеб. пособие. – М., 1984. – 272 с.
71. Тихомирова, Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка : учеб. пособие для педагогов-психологов / Л.Ф. Тихомирова. – М.: Рольф, 2000. – 141 с.
72. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - Минск, 1976
73. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [Текст] : практикум для сред. и высш. пед. учебн. заведений и работников дошк. учреждений / Г.А. Урунтаева. – М. : Изд. центр «Академия», 1996. – 96 с.
74. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова ; под ред. А.В. Запорожца. – М. : Просвещение, 1976. – 96 с.
75. Хайдаров, Ж. С. Игровые составляющие и процесс развития дошкольников. – С-Пб.: Питер, 2000. – 78 с.
76. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. - 360 с
77. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах : учеб. пособие для педагогов д/с / Д.Б. Эльконин. – Москва-Воронеж: 2001. – 112 с.


Купить эту работу

Педагогическое сопровождение развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

18 июля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.6
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

ОБРАЗ И МОДЕЛЬ ЕГО АНАЛИЗА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Кроха и домашние животные: есть ли ограничения на общение?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Мир годовалого ребенка: фотокадр на одну персону

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Маленькие первооткрыватели: что может быть опасного в доме и как не допустить беды?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
180 ₽
Готовая работа

Развитие и общение ребенка до полугода

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Проблемы родителей и детей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
120 ₽
Готовая работа

Как распознать женскую измену

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽
Готовая работа

В чем секрет счастливой семьи?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

МАЛЫШ ПОДРАСТАЕТ - ПОЯВЛЯЮТСЯ УСПОКОИТЕЛЬНЫЕ ПРИВЫЧКИ: ЕСТЬ ЛИ ПОВОД ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Правильное поведение за столом деток от двух до пяти лет: приоткрываем занавес в мир взрослых

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Пост о принятии себя, раньше была одержима стремилась к недосягаемому совершенству, а сейчас приняла себя.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

картотека диагностических методик

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽