Цель исследования: изучение особенностей развития познавательной сферы учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях школьного обучения.
Гипотеза - особенностью развития познавательной сферы учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития является задержка в формировании определённых взаимосвязанных элементов познавательной сферы, затрагивающих высшие уровни мышления (осведомлённость, операция мышления «классификация»).
Защита ВКР осуществлена в 2015 г. в РГСУ. Оценка - хорошо.
Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Именно благодаря познавательным психическим процессам человек получает знания об окружающем мире и о самом себе.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребёнка. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребёнок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении детей неготовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации, особенно это касается детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В последние годы количество детей с задержкой психического развития не только не снизилось, оно неуклонно растёт
Введение 4
Глава 1. Познавательная сфера младших школьников с
задержкой психического развития 7
1.1 Теоретические основы исследования познавательной сферы
у младших школьников 7
1.2 Особенности познавательной сферы младших школьников
с задержкой психического развития 20
1.3 Подходы к изучению и формированию познавательной сферы у младших школьников с задержкой психического развития 31
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики познавательной сферы у младших школьников с задержкой психического развития 39
2.1 Содержание программы исследования 39
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 45
2.3 Рекомендации по формированию познавательной сферы у младших школьников с задержкой психического развития в условиях школьного обучения 58
Заключение 63
Литература 66
Приложени
1. Агавелян О.К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики: монография / О.К. Агавелян, Р.О. Агавелян. – Новосибирск: НИП-КиПРО, 2004. – 412с.
2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М.: Академия, 2000. – 200с.
3. Активизация познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя / Под ред. М.П. Осиновой, Н.И. Качановской. Минск: Нар. асвета, 2001. – 109с.
4. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К.С. Лебединской. – М: Педагогика, 1982. – 128с.
5. Альманах психологических тестов / Сост. С. Римский, Р. Римская. – 2-е изд. – Москва: КСП, 1995. – 400с.
6. Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития // Начальная школ а. – 1993, №2. - С. 60-64.
7. Бабкина Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе / Н. В. Бабкина // Дефектология. – 2006, №4. - С. 38-45.
8. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. – М.: Ропедагентство, 1994. – 68с.
9. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. – М.: Просвещение, 1968. – 345с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2008. – 464с.
11. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР. – М.: Гном-Пресс, 2002. – 61с.
12. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М.: НЦ ЭНАС, 2002. – 134с.
13. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос, 2007. – 160с.
14. Вильшанская А.Д. Организация и содержание социальной педагогической помощи младшим школьникам с задержкой психического развития / А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004, № 1. - С. 18-22.
15. Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М.О. Винник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 154с.
16. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. – М.: Просвещение 1976. –186с.
17. Гольдфельд И.Л. Клинико-психологические основы интеллектуальных нарушений у детей: учебное пособие для студентов пед. вузов / И.Л. Гольдфельд. – Петрозаводск: КГПУ, 2004. – 230с.
18. Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Цыпиной Н.А. – М.: Просвещение, 1994. – 256с.
19. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / С.Г. Шевченко и др.; под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001. – 224с.
20. Докутович В.В. Диагностико-коррекционная работа с детьми раннего возраста с задержкой психического развития / В.В. Докутович, К.А. Битюшкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005, № 1. - С. 37-48; № 2. - С. 35-38.
21. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2003. – 464с.
22. Дунаева З.М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития: методическое пособие / З.М. Дунаева; Институт коррекционной педагогики РАО. – М.: Советский спорт, 2006. – 144с.
23. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. – М.: Педагогика, 1973. – 149с.
24. Егорова Т.В. Особенности познавательных процессов у младших школьников с пониженной обучаемостью. – М.: Педагогика, 1969. – 150с.
25. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения / Е.А. Екжанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002, № 1. - С. 8-16.
26. Ильина М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей / М.Н. Ильина. – СПб.: Питер, 2006. – 368с.
27. Калашникова М.Б. Учет возрастной сензитивности при организации коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития / М.Б. Калашникова // Психологическая наука и образование. – 2002, № 2. - С. 66-74.
28. Карпова Г.А., Артемьева Т.Л. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития: учебное пособие. – Екатеринбург: Феникс, 1995. – 154с.
29. Комплекс коррекционно-развивающих программ для учащихся 1 – 6 классов: методическое пособие / В.В. Лёшин – Коломна: Лига, 2013. – 160с.
30. Коррекционная педагогика в начальном образовании. / Под ред. Г.Ф. Кумариной – М.: Академия, 2001. – 314с.
31. Коррекционная педагогика: учебное пособие для пед. специальностей вузов / И.А. Зайцева, В.С. Кукушин, Г.Г. Ларин и др. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2002. – 304с.
32. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие / В.В. Лебединский. – М.: Академия, 2003. – 142с.
33. Лубовский В.И., Переслени Л.И. и др. Обучение детей с задержкой психического развития. – М.: Просвещение, 1981. – 119с.
34. Мамайчук И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития: научно-практическое руководство / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина. – СПб.: Речь, 2006. – 352с.
35. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256с.
36. Меликян, З.А. Состояние зрительно-пространственных функций у детей в норме и с задержкой психического развития / З.А. Меликян, Т.В. Ахутина // Школа здоровья. – 2002, № 1. - С. 28-36.
37. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – М.: Академия, 2003г. – 456с.
38. Нейропсихологическая диагностика задержки психического развития у детей младшего школьного возраста / И. И. Мамайчук и др. // Дефектология. – 2002, № 6. - С. 17-25
39. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с
задержкой психического развити: пособие дляпсихологов и педагогов // М.: Владос, 2004. — 126с.
40. Никашина Н.А. Педагогическое изучение детей с задержкой психического развития / Н. А. Никашина // Дефектология. – 1972, №5. - С. 32-34.
41. Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие для вузов по пед. специальностям: рек. УМО вузов РФ / Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б. Трофимова, Т.Ф. Пушкина. – СПб.: Питер, 2006. – 304с.
42. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой, – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. – 480с.
43. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа психического развития // Дети с временными задержками развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. – М.: Педагогика, 1971 – С.15-20.
44. Певзнер М.С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности / М.С.Певзнер, Л.И. Ростягайлова, Е.М. Мастюкова. – М.: Педагогика 1982. – 100с.
45. Переслени Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей. – М.: Педагогика1984. – 161с.
46. Подобед В.Л. Особенности вербальной памяти детей с ЗПР / В.Л. Подобед // Дефектология. – 1989, № 6. - С. 3-10.
47. Проблемные дети: Основы диагностики и коррекционной работы психолога. 3-е издание. – М.: Аркти 2003 – 208с.
48. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1990 – 160с.
49. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд. – М.: Академия,2001. – 160с.
50. Психология детей с задержкой психического развития: изучение, социализация, психокоррекция: хрестоматия / сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2003. – 432с.
51. Психология детей с задержкой психического развития: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии: рек. УМО вузов РФ / сост. О.В. Защиринская. – СПб: Речь, 2004. – 432с.
52. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / сост.: В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2001. – 379с.
53. Психология школьников с соматическими заболеваниями / В.В. Лёшин // Коррекционная педагогика. – 2013, №3. С. 59-84.
54. Сиволапов С.К. Особенности образной сферы у школьников с ЗПР / С.К. Сиволапов // Дефектология. – 1988, № 2. - С. 3-10.
55. Слепович Е.С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с ЗПР / Е.С. Слепович // Дефектология. – 1984, № 2. - С. 68-72.
56. Стрекалова, Т.А. Особенности наглядного мышления младших школьников с ЗПР / Т.А. Стрекалова // Дефектология. – 1987, №1. - С. 64-69.
57. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, 1995. – 291с.
58. Усанова О.Н. Специальная психология: система психологического изучения аномальных детей / О.Н.Усанова. М.: Педагогика, 1990. – 200с.
59. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие / И. А. Шаповал. М.: Сфера, 2005. – 320с.
60. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шевандрин. – М.: Просвещение, 1995. – 245с.
61. Шевченко С.Г. К вопросу о коррекции умственного и речевого развития детей с задержкой психического развития / С.Г.Шевченко // Дефектология. – 1994, №1. - С.15-19
4 автора готовы выполнить вашу работу
5
онлайн
Yumiko
онлайн
343
выполненных работ
245
отзывов
Высшее психолого-педагогическое образование, закончила с красным дипломом. С особой ответственностью отношусь к своей работе. Делаю качественно и быстро, так как не набираю много заданий и могу уделить 100% внимание именно вашему заказу.
343
выполненных работ
245
отзывов
Цена
150 руб.
Написать сообщение
4
онлайн
Elena120812
онлайн
5294
выполненных работ
2471
отзывов
Обращайтесь – напишу профессиональную работу. Рейтинг выполнения работ – 5,0. Срок сдачи – 100% P.S. При повторном заказе делаю скидки! Возможно обсуждение цены, пишите :)
5294
выполненных работ
2471
отзывов
Цена
10 руб.
Написать сообщение
4
онлайн
kjore
онлайн
10524
выполненных работ
5313
отзывов
Просьба, при заказе работы указывать полный объём Ваших (или ВУЗа) требований. В противном случае мы будем вынуждены соблюдать только общепринятые стандарты. Если будут обнаружены ошибки (по нашей вине), то незамедлительно будут исправлены.
10524
выполненных работ
5313
отзывов
Цена
150 руб.
Написать сообщение
5
онлайн
Sasha_niki
онлайн
375
выполненных работ
277
отзывов
Я заинтересована в быстром,качественном выполнении заказа и ответственно подхожу к написанию работы. Пример оформления работы представлен в портфолио.
375
выполненных работ
277
отзывов
Цена
10 руб.
Написать сообщение
Отзывы тех, кто уже заказывал работу
737022
положительных
отзыва
4.6
средняя
оценка
Raze
2016-03-11
Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)
Оценка сервиса
Положительно
psycholog)))
2014-05-02
Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)
Оценка сервиса
Положительно
Фантазерка
2015-01-20
Автор, как всегда, на высоте.
Оценка сервиса
Положительно
Анна
2015-01-30
Отличный автор. Рекомендую
Оценка сервиса
Положительно
Заказать работу
Другие учебные работы по предмету
Узнай стоимость помощи по твоей работе
8-800-301-64-61 [email protected]
Сумма к оплате
  руб.
Комиссия сервиса   руб.
Купить
или
Заказать работу написанную специально для вас
от   800   руб.
20 дней гарантии на правки
Заказать
Введите почту
Для покупки готовой работы введите свою почту, на неё будет отправлена купленная вами работа.
Нажав на кнопку "Купить", вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сервиса
Автор24 - это сервис, где
профессиональные преподаватели
выполнят вашу работу
2 575   преподавателей онлайн
Найдите автора для вашей работы
Вы получите предложения с ценой в течение 5 минут.
Создание заказа
Можешь задать вопрос тут:
Есть вопросы? Наши супер-герои тебе помогут!
8-800-301-64-61
Работаем по будням с 10:00 до 20:00 по Мск
[email protected] А еще у нас есть… База знаний