Главой неполной семьи могут быть как отцы, так и матери. Судя по статистическим данным количество отцов-одиночек по отношению к количеству одиноких матерей существенно низкое. Поэтому в научной литературе, в основном, рассматриваются неполные материнские семьи.
Выйти из трудной ситуации таким семьям, призваны помогать службы социальной помощи различных уровней. Существуют службы психологической помощи, которые, в случаях необходимости, могут помочь стабилизировать эмоциональное состояние, как родителя, так и ребенка. В случаях, когда материальное состояние семьи оставляет желать лучшего, необходимую помощь могут оказать центры социальной поддержки населения. При предоставлении необходимых документов (которые помогут собрать специалисты комплексных центров социального обслуживания населени я), специалисты центра помогут оформить пособия, на которые данная семья имеет право. Также существуют службы, которые могут предоставить консультационное и юридическое сопровождение, при решении правовых вопросов.
Основную, финансовую, помощь неполные семьи получают в центрах социальной поддержки населения в виде пособий, компенсаций, материальных выплат. Однако результаты эмпирического исследования по организации социальной помощи и социальной поддержки неполных семей в условиях филиала республиканского центра социальной поддержки населения по ________ому району и г. ________ показали, что хоть социальная помощь и предоставляется в той мере, что определена законодательно, но она недостаточна и неудовлетворительна.
Необходим комплексный подход к решению данной проблемы. Очень важно внедрение государственных программ, основанных на научных данных о неполной семье.
- улучшить профессиональную сферу для одиноких матерей - отдавать предпочтение гибким графикам работ, повысить им цену труда;
- привлечение отсутствующего родителя к воспитанию ребенка;
- ежеквартальная индексация ежемесячного пособия на детей;
- ввести постоянный мониторинг эффективности предоставления услуг;
- выработка у взрослых навыков самостоятельного разрешения трудных жизненных ситуаций;
- увеличить объемы информации в СМИ о видах социальной поддержки.
В целом, рост неполных семей в обществе порождает немалые проблемы: экономические, демографические, педагогические. Поэтому в ближайшем времени необходимо дать ответ этому вызову времени, который учитывал бы все стороны происходящих перемен, и принять меры для того, чтобы полная семья стала доминирующей константой в нашем обществе.
Семья является основным институтом общества, без которого невозможно представить его существование и развитие. Однако на современном этапе развития общества семья испытывает серьезные трансформации, в результате которых более распространенным становится тип неполной семьи. Институт неполной семьи социально уязвимым и особенно нуждается в социальной защите и поддержке.
Огромное значение в обеспечении жизнедеятельности данной категории семей имеет государственная социальная политика. Социальная поддержка неполных семей — это часть (форма) семейной политики, целью которой является оказание помощи семьям в преодолении разного рода стрессовых ситуаций, в решении проблем, возникающих в их жизни, с которыми они не в состоянии справиться сами, за счет своих внутренних ресурсов.
Развитие системы организации социальной поддержки неполных семей направлено на последовательное повышение уровня жизни этих семей, а также на обеспечение доступности и качества социальных услуг.
Актуальность темы исследования обуславливается следующими факторами:
За долгий период пребывания нашей страны в режиме тоталитаризма роль семьи была снижена. Считалось, что только общество может воспитать достойного гражданина для своей страны. Родители практически освобождались от воспитания своих детей, отдавая эту функцию яслям, детскому саду, а затем и школе. В Советском Союзе был период, когда женщина - мать после рождения ребенка находилась в декретном отпуске - один месяц.
В последнее время количество неполных семей становится все больше, их число растет за счет рождений вне брака, увеличения числа разводов и консенсуальных союзов. В настоящее время в Башкортостане распадается каждый второй брак, количество регистрируемых браков в республике сократилось вдвое. Вместе с тем, наряду с разводами, резко увеличилось количество, так называемых, «гражданских» браков. Все больше молодых людей отдает предпочтение свободным отношениям, не заявляя о созданной семье официально. Отсутствие эмпирических данных по Башкортостану и в целом по России не позволяет более глубокого и детального исследования этой проблемы, что в свою очередь влечет за собой отсутствие целенаправленной программы государственной политики в области решения этой проблемы.
Законодательная база, которая существует на сегодняшний день в отношении помощи семьям с детьми, является недостаточной, и требует дополнительных разработок, касающихся, к примеру, матерей-одиночек.
Еще одной актуальной проблемой является выявление тех условий, при которых социальная поддержка становится эффективным средством восстановления семьей способности самостоятельно преодолевать различные трудности. Когда четко определены критерии, на основании которых семье оказывается помощь или социальная поддержка, тогда возникает взаимодействие на принципах взаимовыгодного партнерства. Семья умело использует получаемые средства для восстановления своей самостоятельности в разрешении сложных жизненных ситуаций, а государство, местная власть рационально используют имеющиеся у них ресурсы для постоянного возрастания количества семей, не нуждающихся в социальной поддержке или помощи. Значимость решения данной задачи существенно возрастает в условиях современного экономического кризиса, когда, с одной стороны, федеральная и местная власть вынуждены оказывать помощь, поддержку большему количеству семей. С другой стороны, обостряется проблема ограниченности самих возможностей государства предоставлять в желаемом размере ту поддержку, в которой нуждаются многие семьи.
Исследование нацелено на выявление и анализ тех факторов, которые обеспечивают переход неполной семьи из объекта в полноправного субъекта взаимодействия с теми организациями, которые оказывают ей конкретные виды социальной поддержки.
Семья и те изменения, которые происходят в ней последние десятилетия, активно изучаются представителями разных наук. Выделены основные факторы, влияющие на реализацию семьей репродуктивной функции, определены основные способы формирования установок семьи на обеспечение расширенного воспроизводства населения.
Семья характеризуется особыми психологическими отношениями между супругами, родителями и детьми. Авторами научных трудов исследована возрастающая роль морально-психологических факторов в создании сплоченной, способной к самостоятельному преодолению возникающих трудностей семьи.
Семья как особый клиент социальной работы исследуется в трудах Л.С. Алексеевой, Р.М. Ахмадинурова, С.В. Дармодехина, З.Х. Саралиевой, А.В. Старшиновой, Е.И. Холостовой, Е.Р. Ярской-Смирновой. Выделены как типичные проблемы организации эффективной социальной поддержки, помощи семье, так и те изменения, которые необходимо осуществить для повышения эффективности социальной работы с различными категориями семей.
Этими же авторами рассматриваются вопросы организации социальной поддержки семьи. В их работах определены те типичные проблемы, которые возникают при осуществлении социальной помощи, поддержки различным категориям семей в процессе становления рыночных отношений в нашей стране.
Анализ современной научной литературы обнаружил, что проблема сущности и эффективных форм осуществления социальной поддержки неполной семьи является недостаточно разработанной и требует более глубокого научного осмысления.
Объектом исследования являются неполные семьи.
Предметом исследования является: организация социальной помощи неполным семьям в условиях центров социальной поддержки населения.
Целью исследования является изучение особенностей организации социальной помощи и поддержки неполных семей центрами социальной поддержки населения.
Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Исследовать социальное положение неполных семей.
2. Изучить систему социальной помощи и поддержки неполных семей.
3. Рассмотреть зарубежный опыт социальной помощи и поддержки, оказываемой неполным семьям.
4. Проанализировать деятельность ФГКУ РЦСПН по ________ому району и г.________ по организации социальной помощи неполным семьям.
5. Разработать рекомендации по совершенствованию мер социальной поддержки неполных семей.
Методологическая основа: В работе использовался комплексный подход, позволивший изучить элементы системы социальной защиты неполных семей, наиболее полно отобразить проблему исследования, выявить основные формы и принципы социальной защиты неполных семей; классифицировать критерии оказания социальной помощи многодетным семьям.
Также при написании данной работы использовался структурно-функциональный метод (были изучены структура и функции системы социальной защиты неполных семей); сравнительный метод использовался в основном при анализе деятельности системы социальной защиты неполных семей в России и за рубежом; применение нормативно-правового метода обусловлено необходимостью анализа нормативно - правового материала, внутренней документации центра социальной поддержки населения.
Для проведения социологического исследования был применены метод анкетирования, а для получения количественной и качественной информации о деятельности центров социальной поддержки населения по оказанию помощи неполным семьям применен метод анализа документов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные в результате проведенного исследования выводы найдут свое применение в процессе разработки ряда проблем теоретических основ социальной работы с неполной семьей, а также могут быть положены в основу разработки специального учебного курса для студентов вузов.
Практическая значимость работы заключается в том, что выводы и рекомендации, полученные в рамках исследования, позволят усовершенствовать механизм взаимодействия государственных структур с неполной семьей с целью повышения ее социализирующей роли. Материалы и практические рекомендации могут быть использованы в Центрах социального обслуживания и социальной поддержки населения, при оказании социальной помощи неполным семьям, в организации и проведении методологических семинаров для сотрудников.
Научная новизна работы заключается в том, что:
- обосновано, что многие социальные работники нуждаются в специальных знаниях, обеспечивающих эффективное сотрудничество с неполной семьей в процессе совместного поиска способов повышения ее самостоятельности в осуществлении социальной реабилитации в современной социально-экономической ситуации;
- разработаны рекомендации по осуществлению эффективной социальной поддержки неполной семьи в условиях кризиса и преодоления его последствий
Апробация исследования: Основные результаты исследования докладывались на национальных научно-практических конференциях: «Эффективные технологии социальной и социально-педагогической работы с различными группами населения» (________, 2017); «Современные тенденции развития теории и практики социально-педагогической, психолого-педагогической деятельности и социальной работы» (________, 2018).
База исследования: Филиал Государственного казенного учреждения Республиканского центра социальной поддержки населения по ________ому району и городу ________.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НЕПОЛНЫМ СЕМЬЯМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 9
1.1 Положение неполных семей в современном Российском обществе 9
1.2 Основные направления социальной помощи и социальной
поддержки неполных семей 12
1.3 Анализ зарубежного опыта социальной помощи неполным семьям 19
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
НЕПОЛНЫМ СЕМЬЯМ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРОВ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ 24
2.1 Анализ деятельности центра социальной поддержки населения по
________ому району и г.________ по организации социальной помощи
неполным семьям 24
2.2 Эмпирическое исследование организации социальной помощи
и социальной поддержи неполным семьям в условиях
филиала республиканского центра социальной поддержки населения
по ________ому району и г.________ 35
2.3 Совершенствование мер социальной помощи неполным семьям 56
Выводы по главе 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1. Алексеева, Л.С. Справочное пособие по социальной работе: учеб. пособие /Л.С. Алексеева, П.В. Бобкова. – М.: Юристъ, 1997. – 121 с.
2. Антропов, В.В. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы. /В.В. Антропов. - М.: ЗАО Издательство «Экономика”, 2006 - с. 18
3. Беличева, С.А. Психологическое обеспечение охранно-защитной превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних (в соавторстве). С.А. Беличева. – М. РИЦ Консорциума "Социальное здоровье России", 2003. –196 с.
4. Беличева, С.А. Охранно-защитная концепция несовершеннолетних: учеб. пособие /С.А. Беличева, В.М. Фокин. М.: 2000. – 134 с.
5. Березина, К.С. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании: учеб. пособие / К.С. Березина, И.Б. Лисецкий. М., 2002. – 133 с.
6. Бестужев-Лада, И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений: учебн. пособие / И.В. Бестужев-Лада. М., 1993. – 116 с.
7. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы: учеб. пособие. /В.Г. Бочарова. М.: 1994. – 243 с.
8. Градскова, Ю. Новая идеология семьи и ее особенности в России /Ю. Градскова // Журн. общ. науки и современность. –1997. - № 2 С. 181
9. Декларация прав ребенка. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml
10. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа в вопросах и ответах: учеб. пособие /Н.Ф. Дивицына, Л.К. Миронова. – М.: ТК Велби, 2006. – 156 с.
11. Елизаров, А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей /А.Н. Елизаров // Журн. социс.-2005. - №7.- С.-99
12. Елизаров, В.В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики / В.В. Елизаров// Журн. социс.-2008. - №2. - С.58
13. Женщины и дети Республики Башкортостан: Статистический сборник / Государственный комитет Республики Башкортостан по статистике. Уфа, 2006. 170 с.
14. Зайнышева, И.М. Технология социальной работы: учеб. пособие / И.М. Зайнышева. – М.: Знание, 2002. 122 с.
15. Закирова, В.М. Опыт семейной политики в Австралии / В.М. Закирова // Ученые записки. - 2003. - № 3. - с. 131 – 140.
16. Захарова, Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие / Г.И. Захарова.–Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009.–63с.
17. Захаров, М.Л. Право социального обеспечения России / М.Л. Захаров. – М.: Знание, 2002. – 168 с.
18. Захаров, С.В. Рождаемость и брачность в России / С.В. Захаров, Е.И. Иванова // Журн. социс.- 2007. - №7.-С. 80
19. Иванова, Е.И. Внебрачное материнство в России / Е.И. Иванова // Журн. социс.-1999.- №6.- С.76
20. Калабихина, И.Е. Социальный пол и проблемы населения / И.Е. Калабихина // Журн. менеджер. - 1995.- №5.- С. 17
21. Катаева, О. Родители и дети в карусели развода / О.Р. Катаева// Журн. семья в России. - 2001.- №11.- С16
22. Клемантович, И.П., Мостовая семья как форма устройства детей в Великобритании / И.П. Клемантович // Воспитание школьников : теоретический и научно-методический журнал : издается с 1966 года / Ред. Г.С. Семенов. – 2012. – №10 2012. – с.32-33.
23. Колмогорова, Л.С. Особенности психологической культуры первоклассников: учеб. пособие / Л.С. Колмогорова, О.Г. Колмогорова. М.: Знание, 2000. - 288с.
24. Конституция РФ http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm
25. Костенко, М.А. Социальная работа с мужчинами / М.А. Костенко. - Барнаул, 2003. - 109 с.
26. Костин, И.Н. Социально-гигиеническая характеристика женщин, рожающих вне брака: учеб. пособие / И.Н. Костин, Д.И. Кича, В.Е. Радзинский. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 542 с.
27. Кочеткова, С.В. Опыт анализа насилия в семье / С.В. Кочеткова // Журн. социс. – 1999. - № 12. – С. 117
28. Куликов, В.В. Приоритетные задачи усиления социальной политики / В.В. Куликов //Республика Башкортостан 2005. 12 нояб.
29. Лучкина, Л.С. Семейная политика в странах Европейского Союза / Л.С. Лучкина // Журн. население и общество. -1999.- №4.- С. 28
30. Макарова, М. Одинокая мать в современном обществе /М. Макарова // Журн. социс. – 2011.- №3.- С. 190
31. Михеева, А.Р. Некоторые особенности современного процесса формирования семьи: учеб. пособие / А.Р. Макарова. М.: Знание, 2000.- 281 с.
32. Писклакова, М. Оборотная сторона любви /М. Писклакова // Журн. молодежь и современность - 1996, -№7. 52-59с.
33. Попова, С. Развод: что делать с третьим? / С. Попова // Журн. уральский вестник. – 2000. - №6 – С.98
34. Рожков, М.И. Воспитание трудного ребенка: учеб. пособие /М.И. Рожков. – М.: Знание, 2003. – 240 с.
35. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации: федер. закон. М.: Ось – 89, 2013. – 46 с.
36. Савинов, А.Н. Организация работы органов социальной защиты: учеб. пособие -/А.Н. Савинов, Т.Ф. Зарембо. М.: Мастерство: Высшая школа, 2001. – 192 с.
37. Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие /Н.В. Самоукина. – М.: Экмос, 2000. – 212 с.
38. Самохвалова, А.Г. Психологическое сопровождение неполной семьи / А.Г. Самохвалова // журн. мир женщины.- 2001.- №4.- С.28
39. Семенова, Л. Внебрачная семья: учеб. пособие /Л.Е. Семенова. – М.: Знание, 2000. – 288 с.
40. Семья в Республике Башкортостан: Статистический сборник / Государственный комитет Республики Башкортостан по статистике. Уфа, 2007. 152 с.
41. Сироженко, Ю. Наша семья – мама да я /Ю. Сироженко // Республика Башкортостан – 2005. – 18 февр.
42. Соколов, Я.В. Семья / Я.В. Соколов // Соц.-полит. журн. – 1994. - №1. – С.5
43. Справочное пособие по социальной работе / Л.С.Алексеева, П.В. Бобков, П.Ю. Бурлака и др.: Под ред. А.М.Панова, Е.И.Холостовой. – М.: Юристъ, 1997
44. Тетерский, С.В. Введение в социальную работу: учеб. пособие /С.В. Тетерский. – М.: Академический проект, 2000. – 496 с.
45. Трудовой кодекс РФ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_34683/
46. Фенько, А. Социальная помощь государства в странах мира /А.Фенько// Журн. социс. – 2001. № 24. – С. 38
47. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учеб. пособие /М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.:Владос, 2001. – 432 с.
48. Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» от 28.12.2017 N 418-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fzrf.su/zakon/o-vyplatah-semyam-imeyushchim-detej-418-fz/ , свободный. – (Дата обращения: 2.01.2019)
49. Ханжина, Е.В. Основы социальной работы : учеб. пособие / Е.В. Ханжина. – М.: «Академия», 2001. – 144 с.
50. Холостова, Е.И. Социальная работа: учеб. Пособие / Е.И. Холостова.- М.: Знание. – 2004. - 108 с.
51. Щербакова, Е. Растет число неполных семей / Е. Щербакова //Журн. население и общество. -2000.- № 57.-С13.
10 Похожих работ
4 автора готовы выполнить вашу работу
4
онлайн
EkaterinaKonstantinovna
онлайн
25223
выполненных работ
10196
отзывов
Давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 9000 заказов. Оригинальность(от 70% по antiplagiat.ru, от 50 по etxt). Корректировки. Пишу работы сама + группа преподавателей, есть возможность выполнять работы практически по всем предметам.
25223
выполненных работ
10196
отзывов
Цена
1 руб.
Написать сообщение
4
kjore
10585
выполненных работ
5341
отзывов
Просьба, при заказе работы указывать полный объём Ваших (или ВУЗа) требований. В противном случае мы будем вынуждены соблюдать только общепринятые стандарты. Если будут обнаружены ошибки (по нашей вине), то незамедлительно будут исправлены.
10585
выполненных работ
5341
отзывов
Цена
150 руб.
Написать сообщение
5
ElizaVal
466
выполненных работ
335
отзывов
Выполняю студенческие работы разной сложности. Быстро, качественно!
466
выполненных работ
335
отзывов
Цена
20 руб.
Написать сообщение
4
онлайн
Servis
онлайн
5737
выполненных работ
3246
отзывов
Небольшой, но надежный коллектив специалистов (каждый в своей сфере). Делаем широкий спектр работ по гуманитарным направлениям. К каждой работе индивидуальный подход. У каждого члена коллектива по два высших образования.
5737
выполненных работ
3246
отзывов
Цена
100 руб.
Написать сообщение
Отзывы тех, кто уже заказывал работу
737071
положительный
отзыв
4.6
средняя
оценка
Lorra
2014-07-04
Работа выполнена грамотно и в срок. Спасибо автору!
Оценка сервиса
Положительно
ALLL
2018-11-11
Отличный автор, спасибо большое за работу! Все сделано в срок и качественно! Всем рекомендую!!
Оценка сервиса
Положительно
Максим Георгиев
2018-02-07
Все было сделано быстро и качественно.
Оценка сервиса
Положительно
Оксана
2018-02-19
Мариночка, спасибо огромное за замечательный диплом!!!)
Оценка сервиса
Положительно
Заказать работу
Другие учебные работы по предмету
Узнай стоимость помощи по твоей работе
8-800-301-64-61 [email protected]
Сумма к оплате
  руб.
Комиссия сервиса   руб.
Купить
или
Заказать работу написанную специально для вас
от   800   руб.
20 дней гарантии на правки
Заказать
Введите почту
Для покупки готовой работы введите свою почту, на неё будет отправлена купленная вами работа.
Нажав на кнопку "Купить", вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сервиса
Автор24 - это сервис, где
профессиональные преподаватели
выполнят вашу работу
2 575   преподавателей онлайн
Найдите автора для вашей работы
Вы получите предложения с ценой в течение 5 минут.
Создание заказа
Можешь задать вопрос тут:
Есть вопросы? Наши супер-герои тебе помогут!
8-800-301-64-61
Работаем по будням с 10:00 до 20:00 по Мск
[email protected] А еще у нас есть… База знаний