ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы социальной работы со студенческой молодежью
1.1 Студенческая молодежь как объект социальной работы
1.2 Социально-правовой статус студенческой молодежи
1.3 Проблемы студенческой молодежи
Глава 2. Совершенствование социальной работы со студенческой молодежью
2.1 Особенности социальной работы со студенческой молодежью в высших учебных заведениях РФ
2.2 Выявление проблем в социальной работе со студенческой молодежью в высших учебных заведениях РФ
2.3 Предложение по совершенствованию социальной работы со студенческой молодежью высших учебных заведениях РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1 Студенческая молодежь как объект социальной работы
Студенчество – это уникальный социальный продукт, самостоятельная социально-демографическая группа, обладающая своими особенностями и спецификой. На протяжении почти тысячелетия студенческую молодёжь отличает и выделяет основное своеобразие – учебная деятельность как вид профессиональной работы. «Вхождение в профессию» во всей многогранности этого процесса – это усвоение общепрофессиональных знаний и навыков, выбор специализации, определение привлекательного вида деятельности в рамках избранной профессии, будь то организаторская, научно-исследовательская, проектная, преподавательская или какая-либо ещё, – это главная задача каждого студента. Способами её решения выступают образование и самообразование: слушание лекций, чтение учебников, книг и специальных журналов.
...
1.2 Социально-правовой статус студенческой молодежи
В последние годы общественные отношения в сфере образования подвергаются значительным изменениям. Во-первых, система высшего образования была модернизирована в связи с участием России в Болонском процессе по формированию единого европейского пространства высшего образования. В результате этого обучающиеся должны были получить дополнительные возможности для участия в программах академической мобильности и расширения перспектив трудоустройства, однако на практике реализация данных идей сопровождается большим количеством проблем. Во-вторых, образовательное законодательство было обновлено, принят Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»8, который предусматривает ряд правил правового регулирования общественных отношений в сфере образования, что качается и студенческую молодежь. В-третьих, в 2018 г.
...
1.3 Проблемы студенческой молодежи
Студенческие проблемы существовали всегда. Однако жизнь каждого нового поколения студентов протекает в разных реалиях и выявляет другие проблемы. Поэтому их изучение всегда будет актуальным и необходимым.
Российские студенты в условиях экономического и социального кризиса испытывают достаточно серьезные трудности в решении существующих проблем. Рассмотрим наиболее значимые и актуальные из них.
1. Проблема адаптации студентов.
Оказавшись без родительской опеки, они долго адаптируются к требованиям учебного заведения. Без привычного контроля со стороны родителей, студенты могут стать нарушениями общепринятых норм и правил (дисциплина, сон, отдых, еда, гигиена) и не всегда могут быть независимы и общительны.
Среди многообразия проблем в настоящее время особо остро стоит вопрос, связанный с трудностями первого года обучения.
...
2.1 Особенности социальной работы со студенческой молодежью в высших учебных заведениях РФ
Направление социальной работы в высших учебных заведениях РФ до сих пор недостаточно изучено ввиду того, что сама социальная работа как профессиональная деятельность сформировалась в России сравнительно недавно.
Социальная работа в университете – это помощь в социальной защите студентов из малообеспеченных семей, среди детей-сирот и студенческих семей.
Особенностями социальной работы в вузе являются оказание социальной, психологической и материальной помощи студентам.
Эту помощь могут оказать отдел по воспитательным и социальным вопросам университета, отдел по содействию трудоустройству выпускников, Объединенный Совет Обучающихся, Профсоюз, профком студентов и кураторы студенческих групп. Ниже рассмотрим несколько примеров социальной работы в высших учебных заведениях страны.
...
2.2 Выявление проблем в социальной работе со студенческой молодежью в высших учебных заведениях РФ
Одной из серьёзнейших проблем на начальном этапе развития социальной работы со студенческой молодежью стало отсутствие собственных квалифицированных кадров и системы подготовки специалистов. Для решения этой проблемы на начальном этапе некоторые деятели науки направлялись в зарубежные страны с целью изучения их опыта. Кроме этого, в России была создана своя система подготовки кадров для социальной работы. На сегодняшний день особенностями социальной работы в вузе являются оказание социальной, социально-психологической и материальной помощи студентам.
Эти виды помощи могут оказать: отдел содействия занятости выпускников, отдел по образованию и социальным вопросам университета, Объединенный совет студентов, Профсоюз студентов, Профсоюз и кураторы студенческих групп.
...
2.3 Предложение по совершенствованию социальной работы со студенческой молодежью высших учебных заведениях РФ
Для решения проблем, описанных в предыдущем параграфе, на мой взгляд, в первую очередь, необходимо усовершенствовать систему подготовки кадров для социальной работы – сделать её более практико-ориентированной. Кроме этого, государству следует уделять более пристальное внимание социальной сфере, отдавая ей предпочтение среди прочих сфер. Ведь зачастую учреждения социальной защиты населения не могут функционировать в полную силу из-за недостаточного материального обеспечения.
Помимо вышеперечисленного также стоит отметить, что для успешного функционирования социальной работы в России, необходимо развивать сеть частных учреждений, оказывающих помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Поскольку наличие частного сектора в социальной работе позволит несколько «разгрузить» государственные социальные службы.
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Противоположные взгляды сложились в отношении современной студенческой молодежи и ее роли в российском обществе: от глубокого пессимизма до абстрактного оптимизма – такова гамма оценок социальных проблем студенчества и их роли в обществе, представленная отечественными учеными и практиками. К сожалению, некоторые негативные тенденции в молодежной студенческой среде начиная с 90-х годов XX в. продолжают расти и иногда становятся угрожающими. Этому способствуют не улучшающаяся социально-экономическая и духовная ситуация, дальнейшая криминализация и бюрократизация общества, недостаточная концентрация внимания государства к молодежной политике и, в более широком смысле, социальной политике.
Пора обществу и государству обратить пристальное внимание на качество студенческой молодежной составляющей человеческого потенциала как важнейшего условия экономического и социального развития.
...
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Андриянов В. Н. Слово о Конституции: размышления к 20-летию со дня принятия [Текст]/ Андриянов В. Н. // Известия Иркутской государственной экономической академии. № 2. – 2014. – с. 103.
3. Бокова О. А., Четошникова Е. В. Основные направления реализации грантовой деятельности педагогического университета в сфере молодежной политики. [Текст] / Бокова О. А., Четошникова Е. В. // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2016. – № 1 (7) – с. 2-8.
4. Братановский С. Н., Кочерга С. А. Административные права граждан в сфере образования [Текст] / Братановский С. Н., Кочерга С. А. // Административное право и процесс. № 1. – 2016. – с. 31.
5. Вьюшина Е., Бахарева Н.В. Государственная поддержка талантливой студенческой молодежи в области науки (на примере ГАУ Северное Зауралье) [Текст] / Вьюшина Е., Бахарева Н.В. // Актуальные проблемы науки и экономики: новые вызовы и решения. Сборник материалов / Международное студенческое научно-практическое малое собрание, 17 марта 2016. Тюмень: 2016. – с. 211-213.
6. Захаров Д. Ю. Молодежное самоуправление в сфере науки как основа формирования кадрового потенциала [Текст] / Захаров Д. Ю., Кравцова Л. А., Щербатюк Я. В. // Высшее образование в России. 2016. – № 12. – с. 133-138.
7. Колпина Л. В. Теоретико-методологические основы исследования социального здоровья личности. [Текст] / Колпина Л. В. // М.: СГУ, 2009. – 179 с.
8. Комаров, Е. И. Управление эффективностью социальных учреждений [Текст]: учеб.-практ. пособие / Е. И. Комаров, Н. Н. Стрельникова, И. В. Малофеев – М.: Дашков и К, 2014. – 302 с.
9. Короткова М. С. Социальный статус московского студенчества: векторы изменений [Текст] / Короткова М. С. // Дисс. на соиск. уч. ст. канд. социол. наук. Москва, 2017 – с. 98.
10-27. И т.д.