Введение
«Мусор приносит столько проблем по всему миру. Избавиться от него - в интересах всех нас. Поэтому «Ноль отходов» - это не тренд,
а необходимость. Мусор никуда не исчезнет» (Автор концепции Zero Waste Беа Джонсон)
Актуальность и значимость данного вектора исследования объясняется не только настоящим состоянием окружающей среды, которое оставляет желать лучшего - увеличение объема твердых отходов на свалках способствует беспрецедентному уровню экологических проблем, таких как загрязнение воды и почвы в результате выщелачивания тяжелых металлов и
загрязнения воздуха через выбросы парниковых газов1, но и значимостью повседневных практик отдельных домохозяйств в усугублении данного положения (или частичного решения проблем при ведении экологического стиля жизни), в формировании экономического предложения (определенный спрос рождает определенное предложение). То есть первой смысловой предпосылкой может служить тезис о том, что индивиды на уровне домохозяйств могут и влияют на экологическое состояние в определенных повседневных практиках, а некоторые намеренно их видоизменяют, внедряя экологические практики с целью решения глобальных проблем на локальном уровне.
Также не менее важно, что на сегодняшний день тема экологии вышла из отдельных институтов науки и образования в публичное поле в качестве актуальной повестки в пересмотре повседневного потребительского поведения людей. Так, по данным глобального исследования Ipsos, проведённого в начале 2019 года, проблема роста объёма мусора для россиян заняла первое место - 46% опрошенных волнуют проблемы с экологией, связанные напрямую с деятельностью не только государства и бизнеса, но и с повседневными практиками домохозяйств. Если сравнивать с глобальной
1 Humes E. (2012). Garbology: Our Dirty Love Affair with Trash. Avery. P. 336.
3
озабоченностью проблемами экологии, то проблемы отходов занимают третье место (их отметили 34% опрошенных), тогда как первое место занимает проблема глобального потепления2.
Тема экологии и гражданского влияния на её состояние неразрывно связана с потребительским поведением. В эпоху перенасыщения рынка, вседоступности и относительного благополучия потребитель устает от перепотребления и ставит под сомнение культ консьюмеризма. Так, в тренды выходит покупка не вещей, а впечатлений, а такое направление, как осознанное потребление становится одним из десяти самых значимых мировых потребительских трендов 2019 года, по оценке международной маркетинговой компании «Евромонитор»3. Осознанное потребление это про то, что стоит лишний раз подумать, прежде чем купить, подумать, кто и как произвел этот товар, не пострадала ли экология, люди, животные во время производства и логистики этого товара и вообще, нужен ли действительно этот товар или же это результат маркетинговых манипуляций привел покупателя в магазин4.
Интерес со стороны граждан, обостряющаяся экологическая обстановка
в мире и России, мусорных кризис, петиции, общественные протесты – всё это свидетельствует о том, что общество готово перейти от слов к делу. Проблемы стали ощутимее, у отдельных слоев общества появились ресурсы на их решение и желание быть причастными. В июне 2019 года правительство Москвы анонсировало, что с 1 января 2020 года Москва полностью перейдёт на раздельный сбор мусора. Конечно, этого еще не произошло, но официальное заявление является серьезным шагом и символическим началом
в борьбе с мусором в России, которая назревала еще с распада СССР. Говоря
об основном источнике проблемы с отходами – упаковке, российские
2 Устойчивое развитие: потребители и бренды в поисках ответов // Ipsos Flair Collection / Россия 2020. 2019. Ipsos Edition. URL: https://www.ipsos.com/sites/default/files/ct/publication/documents/2019-12/ipsos_flair_russia_2020_0.pdf (дата обращения: 19.04.2020)
3 Официальный сайт Euromonitor International. URL: https://www.euromonitor.com (дата обращения:
19.04.2020)
4 Давыдова А., Парамонова Н., Солохина А. Ответственное потребление – реальная модель развития мира // Экология и право. 2019. №76. С. 8-11.
4
потребители не готовы брать ответственность только на себя, а возлагают её в первую очередь на производителей упакованных товаров (34%), на второе место выходит правительство (15%), на третьем – продавцы (8%). 35% опрошенных полагают, что и потребители, и все перечисленные выше участники экономического процесса должны решать проблему вместе5.
Повестка экологических проблем не всегда имела такой вес в общественном дискурсе, как сегодня. Так, вместе с экологическим общественным движением, дискурс охраны окружающей среды в публичной сфере и отдельные экологические практики в приватной стали активно входить в повседневность. Как отмечают авторы, экологические движения относятся к классу новых общественных движений, которые ориентированы на поиск и обретение новой идентичности, на новые ценности — ценности постиндустриального общества6. Zero-waste представляет собой набор экологических практик и буквально означает «ноль отходов». Данный подход
к потреблению и обращению с отходами достаточно распространен среди экологического сообщества, а широкую популярность оно получило в том числе благодаря писательнице и пропагандистке Беа Джонсон. Она подробно
описала в своей книге «Zero waste Home»7, как семья из двоих взрослых и двух детей за год производят лишь маленькую баночку мусора. Массовая популяризация темы минимизации отходов дошла и до российского эко-сообщества. Так, сегодня среди прогрессивных слоев российской молодежи тренд zero waste набирает популярность. Однако, не до конца понятно, каким образом zero waste входит в повседневность жителей российских городов и является ли это движение временный трендом, веянием моды, или же это осознанный выбор, формирующий новую повседневную эко-практику среди прогрессивной молодежи.
5 Earth day 2019: How does the world perceive our changing environment? // Ipsos Global Advisor. 2019. URL: https://www.ipsos.com/sites/default/files/ct/news/documents/2019-05/g_earth_day_2019.pdf (дата обращения:
25.05.2020)
6 Трифонова Г. А., Чувашенко И. А. Развитие экологического движения в России // Научные труды Дальрыбвтуза. 2008. №20. С. 505–514.
7 From a blog to a movement. URL: https://zerowastehome.com/ (дата обращения 10.11.2019)
5
В рамках данной исследовательской работы было принято решение начать знакомство с zero waste с описания внедрения экологических практик в повседневность домохозяйств, а также с выяснения осведомленности и установок информантов к zero waste как эко-практике.
Качественные методы в изучении zero waste релевантны за счет специфичности группы и новизны самой темы. Глубинные интервью представляются привлекательными с исследовательской точки зрения, как единственный способ выявления субъективных установок на соблюдение экологического стиля жизни, описания возможностей и ограничений внедрения в повседневную жизнь экологических практик, а вкупе с наблюдениями внутри домохозяйств данное исследование в перспективе могло бы принести плодотворные описания экологических практик не только со стороны рефлексии информантов и исследовательского анализа, но и с прямого описания реального быта, повседневных действий и их специфики.
Нельзя утверждать, что тема защиты окружающей среды является новаторской и совсем неизученной. Трифонова Г. А. и Чувашенко И. А. пишут
в своей работе, что наиболее остро данный вопрос стал освещаться с конца 20 века во времена экологического кризиса. С того момента было написано множество работ описательного и практического характера. В своем анализе экологической парадигмы Яницкий О. Н. отмечает, что 1950-е годы распространение получила теория экологического комплекса. Новая Экологическая Парадигма (НЭП) появилась же в ответ на серьезные последствия человеческой жизнидеятельности, вызванные развитием промышленности и ростом городов в Соединенных Штатах и Европе в 60-е. Данная парадигма была направлена на популяризацию идей по снижению
негативных воздействий человека на экологию8.
Однако, как утверждает Ульянова Н.В., в настоящее время эколого-
нравственная проблема защиты окружающей среды трансформируется в
8 Яницкий О. Н. Экологическая парадигма как элемент культуры // Социологические исследования. 2006, № 7. С. 83-92.
6
«проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею»9. Можно предположить, что в целом обществе осознание за все время развития дискурса экологии достаточно сформировалось, чтобы перейти от рассуждений, паники и осознания к действиям. Частным случаем таких действий выступают экологические практики–повседневные осознанные действия индивидов, направленные на предотвращение и решение экологических проблем на локальном уровне – уровне домохозяйства.
Объектом данного исследования станет феномен экологических практик, а предметом - совокупность определенных экологических практик, направленных на минимизацию отходов в повседневной жизни – Zero Waste. Данное направление сформировалось относительно недавно, но в некоторых европейских странах оно успело перерасти из действий экологических движений и отдельных индивидов в отдельное политическое направление по утилизации минимизации отходов. Теоретической рамкой исследования послужат работы, посвященные экологических движениям, описанию повседневных практик, как основы для внедрения экологических практик и экологического стиля жизни, как благоприятной среды для их развития на индивидуальном уровне. В работе используются классические труды П. Бурдье, посвященные проблематике повседневных практик, исследование Трифоновой Г. А. и Чувашенко И. А. о развитии экологических движений в России, публикации об экологическом сознании и культуре Ульяновой Н. В. и другие.
Мы в свою очередь сконцентрируемся на приватном проявлении данного направления и в качестве эмпирического объекта исследования выделим молодые домохозяйства, практикующие zero-waste на своем локальном, бытовом уровне.
Целью данной работы будет анализ возможностей и ограничений по
9 Ульянова Н. В. Экологическое сознание и экологическая культура, проблемы и перспективы // Вестник Томского государственного педагогического университета. № 6. 2007. С. 57-61.
7
внедрению экологических практик в повседневную жизнь россиян. Для достижения цели были поставлены задачи по выявлению мотивационного аспекта вхождения в экологический стиль жизни, по описанию возможностей
и ограничений в дальнейшем внедрении экологических практик, а также глубинное описание рефлексии информантов по значимости индивидуального вклада в решении глобальных экологических проблем. Реализация решения данных задач предполагается посредством глубинных интервью с
представителями молодых домохозяйств, сбором фотографий, характеризующих типичную атрибутику zero waste и глубоким анализом полученных данных с помощью построения ментальной карты путешествия адепта zero waste и выделения категорий возможностей и ограничений внедрения экологических практик в повседневную жизнь.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Экологические практики в разрезе социологических теорий – от
экологического движения к практикам 9
Глава 2. Эффективное управление отходами: zero waste 25
2. 1 Zero waste – современные подходы к изучению 25
2. 2 Управление отходами - российский контекст 29
Глава 3. Качественный подход в изучении экологических практик 35
3.1 Описание эмпирического объекта и обоснование выборки 35
3.2 Полевой этап исследования – особенности сбора качественной информации 41
3.3 Аналитический этап – содержательные и методические выводы 42
3.4 Траектории изучения экологических практик – перспективы и практическая
значимость 57
Заключение 59
Список использованной литературы и источников 61
Приложения 67
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «ДВИЖЕНИЕ ZERO WASTE: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКИХ ДОМОХОЗЯЙСТВ»
Оригинальность работы 92%
Список использованной литературы и источников
1. Беглов А. В. Специфика социальной ответственности // Известия ВГПУ. 2008. №8. С. 22-25.
2. Болотова А., Тысячнюк М., Воробьёв Д. Анализ и классификация экологических неправительственных организаций Санкт-Петербурга // Экологическое движение в России. Сб. научн. статей / Под ред. Здравомысловой Е., Тысячнюк М. СПб.: ЦНСИ, 1999. № 6. С. 13-32.
3. Бурдье П. Начала. Chosesdites / пер. с фр. Шматко Н. А. М.: SocioLogos. 1994. С. 288.
4. Бурдье П. Практический смысл / пер. с фр. Бикбова А. Т., Вознесенской К. Д., Зенкина С. Н., Шматко Н. А. СПб.: Алетейя. 2001. С. 562.
5. В 90-е появились огромные свалки, которыми управляли бандиты. Официальный сайт Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/articles/2019/02/26/musor/ (дата обращения: 17.04.2020)
6. Гидденс Э. Последствия современности. М.: Праксис, 2011. С. 352.
7. Грешноватый стаканчик кофе. Как появился экошейминг и кто его победит. Журнал Forbes. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/393357-greshnovatyy-stakanchik-kofe-kak-poyavilsya-ekosheyming-i-kto-ego-pobedit (дата обращения:
10.02.2020)
8. Давыдова А., Парамонова Н., Солохина А. Ответственное потребление – реальная модель развития мира // Экология и право. 2019. №76. С. 8-11.
9. Журавлева Л. А., Зарубина Е. В., Ручкин А. В. Экологическое поведение современного человека // Образование и право. 2020. №1. URL: https://education.law-books.ru/?p=4580 (дата обращения:
27.04.2020)
10.Захарова В. А. Экологизация социального поведения и формирование экологической культуры современной российской
61
молодёжи в контексте развития гражданского общества // Гуманитарий Юга России. 2020. № 1. С. 178-187.
11. Иванова Н. А. Теоретические подходы к исследованию домохозяйства как экономического субъекта // Вестник Оренбургского государственного университета. 2001. №13. С. 197-201.
12. Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России: введение в X-Y-теорию. М.; СПб.: Нестор-История, 2014. С. 468.
13. Киреева Е. Е., Шехова Н. В. Устойчивое развитие и новая этика потребления // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал, 2014. № 1. С. 69-73.
14. Кто такие ответственные потребители и за что они готовы
переплачивать. Официальный сайт РБК Pro. URL: https://pro.rbc.ru/demo/5c24cc359a7947949fafb6dd (дата обращения: 19.04.2020)
15. Кулясов И. П. Экологическая модернизация: теоретические аспекты // Социология и социальная антропология. 2005. № 3. С. 100-113.
16. Мусорный кризис. Официальный сайт издания «Ведомости». URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2018/03/13/753286-musornii-krizis (дата обращения: 17.04.2020)
17. Нанси Ж.-Л. В ответе за существование // Интенциональность и текстуальность. Томск: Водолей, 1998. С. 306-317.
18. НП «Экологический союз» и Экобюро GREENS. Как покупатели выбирают экотовары? М.; СПб., 2018. URL: http://ecounion.ru/wp-content/uploads/2019/09/Issledovanie-Kak-potrebiteli-vybirayut-ekotovary-2018.pdf (дата обращения: 07.05.2020)
19. Ответственное потребление: Пространство новых возможностей для бизнеса и опыт российских компаний. SKOLKOVO IEMS. URL: https://iems.skolkovo.ru/downloads/documents/SKOLKOVO_IEMS/Res
62
earch_Reports/SKOLKOVO_IEMS_Research_2017-06-08_ru.pdf (дата обращения: 05.05.2020)
20. Официальный сайт компании Nielsen. URL:
http://www.nielsen.com/ru/ru/press-room/2015/Nielsne-csr-press-release.html (дата обращения: 10.02.2020)
21. Официальный сайт Euromonitor International. URL:
https://www.euromonitor.com (дата обращения: 19.04.2020)
22. Россияне готовы к раздельному сбору мусора. Аналитический центр НАФИ. 2019. URL: https://nafi.ru/analytics/rossiyane-gotovy-k-razdelnomu-sboru-musora/ (дата обращения: 02.05.2020)
23. Россияне платят больше за качество. "TNS, Kantar Group Company".
2014. URL:http://www.tns-global.ru/press/news/294526/ (дата
обращения: 10.02.2020)
24. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 280.
25. Три четверти потребителей считают, что бренды должны быть
экологически ответственными. Веб-сайт российского представительства компании "GFK". URL: http://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/tri-chetverti-potrebiteleischitajut-chto-brendy-dolzhny-byt-ehkologicheski-otvetstvennymi/ (дата обращения: 10.02.2020)
26. Трифонова Г. А., Чувашенко И. А. Развитие экологического движения в России // Научные труды Дальрыбвтуза. 2008. № 20. С. 505-514.
27. Ульянова Н. В. Экологическое сознание и экологическая культура, проблемы и перспективы // Вестник Томского государственного педагогического университета. № 6. 2007. С. 57-61.
28. Устойчивое развитие: потребители и бренды в поисках ответов // Ipsos Flair Collection / Россия 2020. 2019. Ipsos Edition. URL:
63
https://www.ipsos.com/sites/default/files/ct/publication/documents/2019-12/ipsos_flair_russia_2020_0.pdf (дата обращения: 19.04.2020)
29. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 447.
30. Чуйков С. А. Гражданское общество как фактор самоорганизации социальной системы // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2017. Т. 13, № 3. С. 262–266.
31. Шишкина Е. А. Экологические практики как фактор формирования экологической культуры (по материалам Астраханской области) // Социологические исследования. 2008. № 9. С. 79-84.
32. Шульц Э. Э. Теория социальных движений: проблемы теории и практики // Вестник Северного (арктического) федерального университета. Серия: гуманитарные и социальные науки, 2014. С. 23-27.
33. Яницкий О. Н. Экологическая парадигма как элемент культуры // Социологические исследования. 2006, № 7. С. 83–92.
34. Barr S., Gilg A., Ford N. (2005). Defining the multi-dimensional aspects of household waste management: A study of reported behavior in Devon. Resources Conservation and Recycling. 45(2). P. 172–192.
35. Bartl A. (2014). Moving from recycling to waste prevention: a review of barriers and enables. Waste Management & Research 2014, Vol. 32(9). P. 3–18.
36. Davidson G. (2011). Waste Management Practices: Literature Review. URL: https://cdn.dal.ca/content/dam/dalhousie/pdf/dept/sustainability/Waste%2 0Management%20Literature%20Review%20Final%20June%202011%2 0%281.49%20MB%29.pdf (дата обращения: 15.04.2019)
37. Dimock M. Defining generations: Where Millennials end and Generation
Z begins URL: https://www.pewresearch.org/fact-
64
tank/2019/01/17/where-millennials-end-and-generation-z-begins/ (дата обращения 10.05.2020)
38. Earth day 2019: How does the world perceive our changing environment? // Ipsos Global Advisor. 2019. URL: https://www.ipsos.com/sites/default/files/ct/news/documents/2019-05/g_earth_day_2019.pdf (дата обращения: 25.05.2020)
39. From a blog to a movement. URL: https://zerowastehome.com/ (дата обращения 10.11.2019)
40. Heidrich E., Curtis T., Dolfing J. (2010). Determination of the internal chemical energy of wastewater. Environmental science and technology. 45(2). P. 827–832.
41. Letcher A. (2002). If you go down to the woods today…': spirituality and the eco-protest lifestyle // Ecotheology. № 7.1. P. 81-87.
42. Lindqvist K. (2013). Hybrid Governance: The Case of Household Solid Waste Management in Sweden. Public Organization Review, P. 1–12.
43. Lorenzen J. A. (2012). Going Green: The Process of Lifestyle Change. Sociological Forum, 27. P. 94-116.
44. Humes E. (2012). Garbology: Our Dirty Love Affair with Trash. Avery. P. 336.
45. Manoiu V. M., Miroiu A. C., Craciun A. L. (2014). Assessment of the eco lifestyle footprint in Romania.World Journal of Environmental Research. 4(2), P. 23-28.
46. Morley N., Bartlett C., McGill I. (2009). Maximising Reuse and Recycling of UK Clothing and Textiles: A report to the Department for Environment, Food and Rural Affairs, Aylesbury: Oakdene Hollins Ltd. URL: https://www.oakdenehollins.com/%20pdf/defra_173_summary_issue_4.p dfhttp://www.oakdenehollins.co.uk/%20pdf/defra_173_summary_issue_ 4.pdf (дата обращения: 10.04.2020)
65
47. RCBC Zero Waste Hierarchy. URL: https://www.rcbc.ca/files/u7/RCBC%20Zero%20Waste%20Hierarchy%2 0-%20APR%2014.pdf (дата обращения 10.04.2020)
48. Snow W., Dickinson J. (2001). The End of Waste: Zero Waste by 2020; Zero Waste New Zealand Trust: Auckland, New Zealand. URL:
https://core.ac.uk/download/pdf/35467212.pdf (дата обращения: 15.04.2019)
49. Tammemagi Y. H. (1999). The Waste Crisis: Landfills, Incinerators, and the Search for a Sustainable Future. New York: Oxford University Press. P. 279.
50. Woolridge A. C., Ward G. D., Phillips P. S., et al. (2006). Life cycle assessment for reuse/recycling of donated waste textiles compared to use of virgin material: An UK energy saving perspective. Resources, Conservation and Recycling, 46. P. 94–103.
51. Zald M. N., McCarthy J. D. (1987). Social Movements in an Organizational Society: Collected Essays. New Brunswick. P. 435.
52. Zero Waste Hierarchy of Highest and Best Use 7.0 URL: http://zwia.org/zwh/