Содержание
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования ценностных приоритетов молодёжи
.1 Социологический подход к определению понятий «поколение», «ценности», «молодёжь»
.2 Механизмы формирования ценностей и ценностных ориентаций в молодёжной среде
Глава 2. Формирование ценностных установок в современной молодёжной политике в России
.1 Способы реализации гражданской позиции молодёжи через общественные движения
.2 Исследование ценностных траекторий молодёжи в условиях молодёжных движений
Заключение
Список литературы
Приложения
Содержание и смысл социальных отношений зависит от того соединения потребности в ценностях и владение ими в процессе взаимодействий.
В процессе человеческой деятельности происходят обмены ценностями, что придает отношениям внутри кругов общения разнообразные оттенки.
На сегодняшний день молодые люди достаточно успешно адаптируются к сложившимся условиям в социально-экономической и политической сферах общества. Однако наблюдается тенденция уменьшения доли молодёжи в структуре населения страны.
...
1.1 Социологический подход к определению понятий «поколение», «ценности», «молодёжь»
Для того чтобы разобраться с механизмами формирования ценностей и ценностных ориентаций молодёжи, необходимо сначала понять, что они представляют, и кого относить к молодёжи. Поэтому необходимо рассмотреть основные понятия данной темы.
Одним из ключевых понятий является понятие «поколение».
Большой словарь по социологии представляет несколько определений:
«Поколение:
Совокупность людей, относящихся к определенным возрастным интервалам.
- Совокупность близких по возрасту индивидов, социальная и идейно-политическая ориентация которых формируется под влиянием определенного исторического периода времени, имеющего свои специфические характеристики.
- Потомство супружеской пары или совокупности пар по степени родства».
Поколения широко изучаются различными науками, и социология не исключение.
Один из видных деятелей социологического знания, Ф.
...
1.2 Механизмы формирования ценностей и ценностных ориентаций в молодёжной среде
Существует несколько подходов к изучению формирования ценностей. И один из них - институциональный. Формирование ценностных ориентаций происходит в неотъемлемом в жизни каждого человека процессе социализации. Соответственно, в нем задействованы такие социальные институты как семья, школа, СМИ и т.д. Г. М. Андреева заметила, что процесс социализации не односторонен: социальная среда воздействует на индивида, а он, в свою очередь, изменяет её взаимодействуя с ней21.
Социальную среду можно разделить на духовные условия жизни и материальные.
...
2.1 Способы реализации гражданской позиции молодёжи через общественные движения
В России молодёжная политика выдвигается в число актуальных проблем ещё с начала XXв.
Само понятие политика - искусство управления государством.
Социальная деятельность молодых людей по развитию социальной сферы общества, направленная на удовлетворение их потребностей и интересов, осуществление справедливости и есть молодежная политика. В России она продолжает развиваться и качественно наполняться различными проявлениями.
Можно отметить насколько подходов к данному явлению.
Первый объясняется с использованием программно-целевого взгляда А. П. Скоробовым. Молодёжная политика, здесь, - сложная и многогранная система отношений. Формирование и реализация данной политики рассматривается как субъектно-объектное явление, где субъект действий - деятельность государственных органов, молодёжных объединений, ассоциаций, а объект - общественная потребность в эффективной государственной молодёжной политике28.
...
2.2 Исследование ценностных траекторий молодёжи в условиях молодёжных движений
В рамках данной работы было проведено исследование, нацеленное на выявление ценностных ориентаций у людей, увлекающихся исторической реконструкцией.
Цель работы: выявить ценностные ориентации исторических реконструкторов.
Методы исследования: электронный опрос путём анкетирования. В ходе исследования были выдвинуты следующие гипотезы:
исторические реконстуркторы обладают устойчивыми ценностными ориентациями, отличными от других представителей молодого поколения.
все клубы исторических реконструкторов, как молодёжные общественные объединения, получают финансовую поддержку государства.
клубы исторических рекоснтрукторов выполняют функции общественных молодежных объединений.
исторические реконструкторы пытаются повлиять на ценностные приоритеты окружающих людей.
В ходе исследования были опрошены 121 человек в возрасте от 15 до 39 лет. Средний возраст опрошенных составил 24,5 лет.
...
Заключение
В ходе данной работы были раскрыты и рассмотрены с социологической точки зрения основные понятия, такие как «поколение», «ценности», «молодёжь»; выявлены и рассмотрены механизмы формирования ценностей и ценностных ориентаций в современной молодёжной среде; выявлены и рассмотрены способы выражения гражданской позиции молодёжи через общественные движения; исследованы ценностные траектории молодёжи в условиях молодёжных движений.
Было выявлено, что старые, традиционные механизмы прививания ценностных ориентаций молодёжи: воспитание - не работают столь эффективно, как раньше. Это связанно с тем, что в условиях огромного уровня изменчивости общества каждый день изменениям подвергается не одно, отдельно взятое поколение (молодое или старое), а всё общество в целом. Изменениям подвергаются ценностные ориентации каждого человека, малой социальной группы, общности, общества. Некоторые ценности устаревают и их значимость пытаются вернуть, некоторые заменяются новыми.
...
Список литературы
Нормативно-правовые документы:
1. Основные направления государственной молодёжной политики в Российской Федерации от 3 июня 1993г N5090-I // Собрание законодательства. - 2016. - С. 541 - 560.
2. Федеральный закон «Об общественных объединениях» / от 19.05.1995. - ст. 3.
3. О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений: Федеральный закон N 98-ФЗ / от 28.06.1995 // Собрание законодательства. - 2016. - С. 853 - 875.
4. Основы государственной молодёжной политики в РФ до 2025 года / от 29.11.2014 № 2503-р. - 2014. - 18 с.
5. Концепция молодёжной работы в РФ: Общественная палата РФ // 2016. - 16 с.
6. Об основах государственной молодёжной политики в РФ / законопроект № 340548-6 ГосДума Федерального Собрания РФ. - М., 2016. - 31 с.
Монографии и статьи отечественных авторов:
7. Андреева, Г.М. Актуальные проблемы социальной психологии / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2016. - 215 с.
8. Большой словарь по социологии - М., 2016. - 865 с.
9. Гарванова, М. З. Исследование ценностей в современной психологии / М.З. Гавронова, И.Г. Гавронов // Современная психология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 5-20.
10. Глотов, М.Б. Поколение как категория социологии / М.Б. Глотов. - Спб.: 2004. - 18с.
11. Горшков, М.А. Ценностные ориентации, нравственные установки и гражданская активность молодёжи / М.А. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М., 2010. - 32 с.
12. Гусев, Б.Б. Стратегия государственной молодёжной политики / Б.Б. Гусев, А.М. Лопухин. - М.: РГСУ, 2007. - 148 с.
13. Добренькова, Е.В. Общественная конфессиональная молодёжная политика / Е.В. Добренькова, С.О. Елишев // Вестник Московского университета серия 18, Социология и политология №3 - М., 2010. - С. 220 - 232.
14. Ильинский, И.М. Закон о молодёжи: документы и материалы по истории становления государственной молодёжной политики в России Т. 1/ И.М. Ильинский, В.А. Луков. - М.: МосГУ, 2008. - 547 с.
15. Ильинский, И.М. Молодёжь и молодежная политика / И.М. Ильинский. - М.: Голос, 2014. - 696 с.
16. Ильинский, И.М. Образование, молодёжь, человек / И.М. Ильинский. - М.: 2006. - 560 с.
17. Исмаилова, Э.К. Тенденции и проблемы развития молодёжных общественных объединений / Э.К. Исмаилова, Р.А. Яхьяева // Международный студенческий научный вестник - М.: 2015. - С. 242 - 248.
18. Лисовский, В.Т. Социальные изменения в молодежной среде / В.Т. Лисовский. - Спб.: 1996. - 53 с.
19. Луке, Г.А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодёжной политике / Г.А. Луке. - Самара: 2003. - 159 с.
20. Луков, В.А. О сущности молодёжной политики и её базовых положениях / В.А. Луков // Знание. Понимание. Умение №5 - М.: 2013. - 18 с.
21. Мосоликов, С.А. Развитие и деятельность молодёжных общественно- политических объединений в современной России / С.А. Мосоликов. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. - Тамбов: Грамота, 2015. - С. 158 - 162.
22. Мудрик, А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. -М.: РАО-МПСИ, 2011. - 304 с.
23. Немов, Р.С. Практическая психология / Р.С. Немов. - Спб.: Питер, 2008. - 420 с.
24. Павловский, В.В. Ювентология: проект интеграционной науки о молодёжи / В.В. Павловский. - М.: Академический проект, 2001. - 304 с.
25. Пупынина А.А. Влияние молодёжных объединений на политический процесс: проблемы, факторы, механизмы / А.А. Пупынина // Научное сообщество студентов XXI столетия. - Новосибирск, 2015. - С. 87 - 92.
26. Скоробов, А.П. О некоторых новых подходах к молодёжной политике в условиях реформ / А.П. Скоробов // Социально-политический журнал №3 - М., 1998. - С. 129 - 140.
27. Смирнов А.С. Государственная молодёжная политика в современных условиях / А.С, Смирнов // Эко №5. - Новосибирск, 2002. - С. 125 - 131.
28. Тепляков, В.Н. Сущность и функции молодёжных организаций в Российской политической системе / В.Н. Тепляков. - Сочи, 2012. - 9 с.
29. Ткаченко, В.В. Взаимодействие органов государственной власти и общественных объединений по реализации молодёжной политики / В.В. Ткаченоко // научный журнал «Современные наукоёмкие технологии» №10. - М.: 2009. - С. 42 - 44.
30. Тульчевский А.И. Молодёжь в политике / А.И. Тульчевский // Молодой ученый №3. - М.: 2013. - С. 527 - 529.
31. Фирсакова, И.В. Состояние и проблемы развития общественных молодёжных объединений: социологический анализ / И.В. Фирсакова. - Хабаровск, 2011. - 7 с.
32. Фролов, С. С. Методы управления социальными процессами в трудовых коллективах / С.С. Фролов. - М., 2000. - 13 с.
33. Хобраков С.Ц. Механизмы и факторы влияния молодёжных общественных объединений на политические процессы / С.Ц. Хобраков // Вестник Бурятского государственного университета №5. - 2014. - С. 231 - 236.
34. Чирун, С.Н. Молодёжная политика в ситуации постмодерна / С.Н. Чирун. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 523 с.
35. Чупров, В.И. Молодёжь и общество / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок. - М.: 2006. - 161 с.
Монографии и статьи иностранных авторов:
36. Айзенштадт, Ш. От поколения к поколению / Ш. Айзенштадт - М.: Аспект Пресс, 1999. - 83 с.
37. Вебер, М. Основные социологические понятия / М. Вебер. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 42с.
38. Мангейм, К. Проблема поколений / К. Мангейм. - М.: ИНИОН РАН, 2000. - 56 с.
39. Маркс, К. Святое семейство / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М.: Политическая литература, 1956. - 40 с.
40. Маркузе, Г. Эссе об освобождении / Г. Маркузе. - М.: Астрель, 2011. - 342 с.
41. Ортега-и-Гассет, Х. Вокруг Галилея (схема кризисов) / Х. Ортега-и- Гассет // Избранные труды - М.: Весь мир, 1997. - С. 233 - 404.
42. Парсонс, Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем / Т. Парсонс. - М., 1968. - 77 с.
43. Социологический словарь / ред. С.А. Ерофеев. - М.: Экономика, 1999. - 420 с.
44. Тенбрук, Ф. Молодёжь и общество / Ф. Тенбрук. - М., 1980. - 127 с.
45. Томас, У. Польский крестьянин в Европе и Америке / У. Томас, Ф. Знанецкий. - 1918. - 5 т.
46. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс. - М.: Ленанд, 2015. - 150 с.
47. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - М.: Летний сад, 2000. - 592 с.
48. Шельский, Г. Скептическое поколение / Г. Шельский. - М, 1976. - 230 с.
Интернет источники:
49. Психология [Электронный ресурс]. - http://www.pguides.ru/gcms-837- 3.html (дата обращения 14.01.2017) - статья в интернете.
50. Котова, Е. Цель молодёжной политики [Электронный ресурс] / Е. Котова // Российский союз молодёжи Московской области. - http://www.rsmmo.ru/blog/Molodez_glazami_specialista.php